Эволюция конституционного строя в ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

И данная тема не находится в сфере интересов историков права, но социологов, политологов и ученых многих других отраслей, которые рассматривают их в разных сферах и интерес к данной теме не угасает, как в отечественной, так и зарубежной историографии.

Объектом исследования является эволюция конституционного строя СССР.

Предмет исследования – история развития конституционного строя СССР на примере конституции РСФСР 1918 г., СССР 1924 г., 1936 г., 1977 г.

Историография темы. По данному вопросу существует огромное количество научной литературы, как зарубежной, так и отечественной и мною будут рассмотрены те из них, которые более остальных помогли в написании работы.

Помимо представленных монографий и статей по данной теме есть их ещё огромное множество, но в рамках данногоисследования упор будет именно на эти труды.

Географические рамки исследования – территория СССР.

Цель работы - на основе источников и научной литературы проанализировать эволюцию конституционного строя СССР с 1918 года по 1990-е годы.

Поставленная цель подразумевает следующие исследовательские задачи:

1. Рассмотреть становление советского конституционного законодательства на примере конституция РСФСР 1918 года;

2. Дать краткую справку о предпосылках образования СССР и проанализировать первую советскую конституцию 1924 года;

4. Рассмотреть причины принятия конституции 1977 года и её основные принципы.

Становление советского конституционного законодательства. Конституция РСФСР 1918 года

Конституция РСФСР 1918 года . После Октябрьской революции и перехода власти в руки Советов были приняты акты, имеющие конституционное значение, но возможностей для разработки и принятия полноценной Конституции не было.

В связи с подписанием Брестского мира с немцами (март 1918 года) наступила мирная передышка, и большевики приступили к созданию Конституции.

Причины:

- необходимость юридически оформить конструкцию Советской власти, внести единообразие в советское строительство на местах;

- необходимость юридически закрепить диктатуру пролетариата, руководимого Коммунистической партией;

- международный аспект (чтобы государство воспринимали на международном уровне, оно должно иметь свой основополагающий документ).

Конституция была принята 10 июля V Всероссийским съездом Советов. Она состояла из 6 разделов, 17 глав, 90 статей.

В Конституции были определены:

- сущность и задачи нового государства (закрепление диктатуры пролетариата и подавление буржуазии);

- форма государственного устройства (федерация советских национальных республик). Россия провозглашалась Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР);

- высшие органы власти и управления в центре и на местах;

- основные принципы советской избирательной системы. Выборы были не всеобщими, не равными, не прямыми, не тайными. Право избирать и быть избранными предоставлялось только трудящимся.

Отличительные черты Конституции:

- был закреплен принцип множественности законодательных органов (отказ от принципа разделения властей). Законодательную деятельность осуществляли различные органы государства – Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), Совет народных комиссаров (СНК), народные комиссариаты (наркоматы);

- в отдельном разделе выделялись вопросы финансовой политики, что не характерно для конституционного документа.

Конституция СССР 1924 года . Основной причиной принятия Конституции явилось образование Союза Советских Социалистических Республик – СССР (1922 год), вызванное экономической, политической, социальной необходимостью, а также сложной внешнеполитической обстановкой.

31 января 1924 года II съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР.

Конституция состояла из Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР, включающего 11 глав и 72 статьи.

В Конституции:

- провозглашалось, что СССР – это федеративное государство, Союз Советских Социалистических Республик;

- закреплялось распределение полномочий между Союзом ССР и союзными республиками. К ведению Союза относились внешние сношения, оборона, народное хозяйство, законодательная деятельность, союзные отношения;

- определялась структура органов власти и управления, их полномочия;

- первые появилась глава о правоохранительных органах: Верховном Суде СССР, Прокуратуре Верховного Суда СССР, Объединенном государственном политическом управлении (ОГПУ).

Отличительные черты Конституции:

- не содержала положений о принципах общественного и государственного строя;

- отсутствовала глава о правах, свободах и обязанностях граждан;

- не включала положений об основах избирательной системы.

Конституция СССР 1936 года. Основной причиной принятия Конституции стала необходимость закрепить принципиальные изменения, происшедшие в экономической, политической, социальной жизни страны. Руководство СССР заявило, что построены основы социализма, уничтожены эксплуататорские классы.

5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный Съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Она состояла из 13 глав и 146 статей.

Основная характеристика Конституции:

- закреплены принципы общественного устройства. Зафиксировано, что создано принципиально новое государство – социалистическое государство рабочих и колхозного крестьянства;

- упрощена схема органов власти и управления, впервые зафиксирован принцип разделения властей;

- появилась специальная глава о правах, свободах и обязанностях граждан. Были отменены все ограничения, связанные с классовой принадлежностью граждан;




- принципиальным изменениям подверглась избирательная система. Выборы стали всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании.

Но будучи исключительно прогрессивной по своему содержанию Конституция не играла решающего значения в жизни общества, она носила чисто пропагандистский, декларативный характер, так как в стране сложился режим личной власти И. Сталина.

Конституция была утверждена Верховным Советом СССР 7 октября и состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, 174 статей.

Основная характеристика Конституции:

- в разделе, посвященном основам общественного строя СССР, впервые было зафиксировано, что советское государство по своей сущности – социалистическое общенародное государство. Советы депутатов трудящихся переименованы в Советы народных депутатов;

- гражданам СССР не только предоставлялись, но и гарантировались широкие демократические права и свободы. Перечень прав и свобод значительно расширился (появилось право на выбор профессии, право на жилище и другие);

- несколько разделов были посвящены государственному механизму. Расширились полномочия местных Советов;

- впервые на конституционном уровне регулируется правовое положение депутатов Советов;

- в правовом отношении узаконена руководящая роль КПСС в обществе (ст. 6).

Конституция РСФСР 1918 года . После Октябрьской революции и перехода власти в руки Советов были приняты акты, имеющие конституционное значение, но возможностей для разработки и принятия полноценной Конституции не было.

В связи с подписанием Брестского мира с немцами (март 1918 года) наступила мирная передышка, и большевики приступили к созданию Конституции.

Причины:

- необходимость юридически оформить конструкцию Советской власти, внести единообразие в советское строительство на местах;

- необходимость юридически закрепить диктатуру пролетариата, руководимого Коммунистической партией;

- международный аспект (чтобы государство воспринимали на международном уровне, оно должно иметь свой основополагающий документ).

Конституция была принята 10 июля V Всероссийским съездом Советов. Она состояла из 6 разделов, 17 глав, 90 статей.

В Конституции были определены:

- сущность и задачи нового государства (закрепление диктатуры пролетариата и подавление буржуазии);

- форма государственного устройства (федерация советских национальных республик). Россия провозглашалась Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой (РСФСР);

- высшие органы власти и управления в центре и на местах;

- основные принципы советской избирательной системы. Выборы были не всеобщими, не равными, не прямыми, не тайными. Право избирать и быть избранными предоставлялось только трудящимся.

Отличительные черты Конституции:

- был закреплен принцип множественности законодательных органов (отказ от принципа разделения властей). Законодательную деятельность осуществляли различные органы государства – Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), Совет народных комиссаров (СНК), народные комиссариаты (наркоматы);

- в отдельном разделе выделялись вопросы финансовой политики, что не характерно для конституционного документа.

Конституция СССР 1924 года . Основной причиной принятия Конституции явилось образование Союза Советских Социалистических Республик – СССР (1922 год), вызванное экономической, политической, социальной необходимостью, а также сложной внешнеполитической обстановкой.

31 января 1924 года II съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР.

Конституция состояла из Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР, включающего 11 глав и 72 статьи.

В Конституции:

- провозглашалось, что СССР – это федеративное государство, Союз Советских Социалистических Республик;

- закреплялось распределение полномочий между Союзом ССР и союзными республиками. К ведению Союза относились внешние сношения, оборона, народное хозяйство, законодательная деятельность, союзные отношения;

- определялась структура органов власти и управления, их полномочия;

- первые появилась глава о правоохранительных органах: Верховном Суде СССР, Прокуратуре Верховного Суда СССР, Объединенном государственном политическом управлении (ОГПУ).

Отличительные черты Конституции:

- не содержала положений о принципах общественного и государственного строя;

- отсутствовала глава о правах, свободах и обязанностях граждан;

- не включала положений об основах избирательной системы.

Конституция СССР 1936 года. Основной причиной принятия Конституции стала необходимость закрепить принципиальные изменения, происшедшие в экономической, политической, социальной жизни страны. Руководство СССР заявило, что построены основы социализма, уничтожены эксплуататорские классы.

5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный Съезд Советов утвердил Конституцию СССР. Она состояла из 13 глав и 146 статей.

Основная характеристика Конституции:

- закреплены принципы общественного устройства. Зафиксировано, что создано принципиально новое государство – социалистическое государство рабочих и колхозного крестьянства;

- упрощена схема органов власти и управления, впервые зафиксирован принцип разделения властей;

- появилась специальная глава о правах, свободах и обязанностях граждан. Были отменены все ограничения, связанные с классовой принадлежностью граждан;

- принципиальным изменениям подверглась избирательная система. Выборы стали всеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании.

Но будучи исключительно прогрессивной по своему содержанию Конституция не играла решающего значения в жизни общества, она носила чисто пропагандистский, декларативный характер, так как в стране сложился режим личной власти И. Сталина.

Конституция была утверждена Верховным Советом СССР 7 октября и состояла из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, 174 статей.

Основная характеристика Конституции:

- в разделе, посвященном основам общественного строя СССР, впервые было зафиксировано, что советское государство по своей сущности – социалистическое общенародное государство. Советы депутатов трудящихся переименованы в Советы народных депутатов;

- гражданам СССР не только предоставлялись, но и гарантировались широкие демократические права и свободы. Перечень прав и свобод значительно расширился (появилось право на выбор профессии, право на жилище и другие);

- несколько разделов были посвящены государственному механизму. Расширились полномочия местных Советов;

- впервые на конституционном уровне регулируется правовое положение депутатов Советов;

- в правовом отношении узаконена руководящая роль КПСС в обществе (ст. 6).

Развитие конституционного строя в России было прервано в октябре 1917 года. В короткое время большевики уничтожили все атрибуты конституционного государства. Самое несообразное, - отмечает С.С. Алексеев, - что произошло с идеей конституции в России - это ее перехват большевиками-ленинцами и использование в политико-правовой жизни в целях, в корне противоположных тем, во имя которых сложился и утвердился этот высокозначимый институт демократии и права

В период между съездами высшей властью являлся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Статья 31 Конституции 1918 года называет его законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Еще одним высшим органом власти являлся Совет Народных Комиссаров, который осуществлял не только общее управление делами, но и некоторые законодательные функции. Причем на практике Совнарком издавал больше законодательных актов, чем другие высшие органы власти, что было обусловлено большей оперативностью данного органа.

Таким образом, конституция закрепляла принцип множественности законодательных органов, что в свою очередь нарушало один из важнейших принципов конституционализма - принцип разделения властей.

На конституционном уровне были декларированы: свобода совести, свобода выражения мнений, свобода собраний и союзов. Причем они не просто провозглашались, но и гарантировались государством, по крайней мере, о материальном обеспечении этих свобод было записано в Конституции. Так, например, статья 14 в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения мнений провозглашала уничтожение зависимости печати от капитала и предоставляла в руки рабочего класса все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивала их свободное распространение по всей стране. Предоставление в распоряжение трудящихся всякого рода помещений обеспечивало свободу собраний. Зато такие общечеловеческие ценности, как неприкосновенность личности и жилища вообще не нашли себе места в Основном законе.

Была создана единая система Советов с подчинением нижестоящих советов вышестоящим. Органы местного самоуправления были ликвидированы, на их место ставились советы рабочих и крестьянских депутатов, которые к органам местного самоуправления не могут быть отнесены уже по одному тому обстоятельству, что они строились по классовому признаку, в то время как непременным условием местного самоуправления является всесословное начало.

С точки зрения конституционной теории, - отмечает P.M. Дзидзоев, - акт 10 июля 1918 года явно не соответствовал формальным признакам конституции как политико-юридического документа. Он не содержал полного и безусловного признания прав и свобод человека и гражданина и не удовлетворял требованиям юридического равенства, поскольку лишал граждан избирательных прав по классовому признаку. Конституция и неравенство несовместимы И действительно, выборы были всеобщими только для трудящихся (рабочие, трудящиеся крестьяне, военнослужащие и граждане, ранее трудившиеся, но потерявшие трудоспособность), статья 65 лишала избирательных прав нетрудовые элементы.

В Конституции СССР 1936 года общественному устройству специально посвящалась первая глава. Этим подчеркивался основополагающий характер закрепленных в ней отношений, наиболее тесно связанных с политической и экономической основами жизни общества. Конституция подчеркивала социалистический характер Советского государства, а по форме правления она признавалась республикой Советов, хотя Советы никакой властью не обладали, а государственная власть по существу принадлежала коммунистической партии в лице ее руководителя - генерального секретаря, обладавшего неограниченными юридическими возможностями. Для сравнения можно привести такой факт. После 1905 года император мог принимать законы только совместно с Государственной Думой и Государственным Советом, а в советском государстве ни одна законодательная мера не могла последовать без одобрения ее руководителем партии.

В ней говорилось о победе социализма, экономической основой которого являлась социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность в форме государственной и колхозно-кооперативной. Право личной собственности также допускалось Конституцией, но при соблюдении двух условий: собственность должна быть мелкой и в основе ее должен лежать личный труд, а не эксплуатация чужого труда. Статья 10 Конституции содержала исчерпывающий перечень объектов личной собственности (трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, предметы личного потребления), причем в ней говорилось о правовой охране личной собственности и о праве наследования. Но если одним из источников формирования социалистической собственности оставалось обобществление, экспроприация, то, естественно, что ни о каких гарантиях права частной собственности и права наследования не могло быть и речи.

Конституция СССР 1936 года практически осталась на бумаге. Она была надежной ширмой для режима личной власти, где ни один из провозглашенных демократических принципов, прав и свобод не соблюдались, законности была противопоставлена вседозволенность партийно-государственного аппарата. Причину подобного положения вещей следует видеть в том, что провозглашенные принципы построения общества и государства, перечень прав и свобод советских граждан не могли быть реализованы в условиях административно-командной системы.

Следует отметить, что Конституция 1936 года предусматривала определенные элементы разделения властей. В ней было записано, что законодательная власть принадлежит Верховному Совету СССР (статья 32). Исполнительная власть - Совету министров, как высшему исполнительному и распорядительному органу государственной власти (статья 64), судебная - судам, которые независимы и подчиняются только закону (статьи 102, 112).

Однако не только народ осуществлял принадлежащую ему государственную власть через Советы, в управлении государственными и общественными делами принимали участие также общественные организации и трудовые коллективы (ст. ст. 7-8). Полновластие советского народа становилось фикцией и перечеркивалось статьей 6, закрепляющей руководящую и направляющую роль Коммунистической партии, являющуюся ядром политической системы, государственных и общественных организаций.

Один из важнейших принципов конституционализма - принцип разделения властей был отвергнут Конституцией 1977 года. Верховный Совет СССР как высший орган государственной власти мог решать все вопросы, отнесенные к ведению СССР, власть его была ничем не ограничена.

Конституция представляет собой правовой акт в той или иной мере соответствующий социальной действительности данного общества и государства, его основным назначением является стабилизация общественных отношений и ограничение государственной власти. Правовой акт, не соответствующий реальной структуре власти, не ограничивающий государственную власть во имя сохранения гражданских прав и свобод, а тем более санкционирующий от имени государства их подавление, не зависимо от наименования и места в иерархии законов не может быть признан конституционным.

Так, все советские Конституции содержали нормы, отражавшие социальную реальность того времени: принадлежность власти трудящимся массам и лишение в связи с этим активного и пассивного избирательного права значительной категории лиц, монопольную власть КПСС над государством и обществом, монопольную власть государства над экономикой и т.д. Эти нормы были реальны по существу, но не были конституционны, так как представляли собой позитивную санкцию всесилия произвола, открыто выражали и закрепляли диктатуру. С другой стороны, в Конституции были нормы о правах и свободах, конституционные по форме, но не реальные, фиктивные по существу. То, что было реально, было неконституционно, а то, что было конституционно - не реально.

Таким образом, как показывает советский опыт, наличие самой конституции далеко не во всем предопределяет реальное существование конституционализма. Однако нельзя недооценивать сам факт наличия конституции. Ее принятие, даже при очевидной фиктивности становится показателем государственного прогресса. Наличие в советском обществе писанной конституции несколько смягчало авторитарный режим, придавало ему некоторую юридическую оформленность, вводило в правовые границы. Вместе с тем, хотя конституционный строй основывается на конституции, самой конституции как правового акта, еще недостаточно, чтобы конституционализм стал фактором государственной действительности. Сложившаяся система общественных отношений и связей должна быть тождественной системе правовых норм, регламентирующих эти отношения. Важно, поэтому, чтобы конституция как основной правовой акт поддерживалась и гарантировалась всем государственным и общественным строем.

Те принципы конституционного строя, которые нашли свое отражение в дореволюционном законодательстве и были в той или иной мере реализованы в социальной действительности (разделение властей, народный суверенитет и народное представительство, гражданские и политические свободы), также были представлены в нормах государственного права советского периода, но по существу остались фикцией.


Вторая Конституция РСФСР была принята в 1925 г. Ее принятие было связано с принятием первой Конституции Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1924 г., закрепившей образование нового федеративного государства — СССР. Советский Союз первоначально состоял из четырех союзных республик — РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской СФСР (Армянская ССР, Азербайджанская ССР и Грузинская ССР). На момент распада в 1991 г. СССР состоял из 15 союзных республик.

Третья Конституция РСФСР была принята в 1937 г., годом позднее принятия Конституции СССР 1936 г.

В 1978 г., вслед за принятием в 1977 Конституции СССР, появилась очередная, четвертая по счету Конституция РСФСР.

Действующая в настоящее время Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании. Она вступила в силу с момента официального опубликования 25 декабря 1993 г. С принятием этой Конституции был окончательно закреплен отказ от системы власти Советов и положено начало формированию новой системы властных отношений в постсоветской России.

Этапы конституционного развития России

Конституция есть результат общественного развития. В своем историческом развитии ее содержание претерпело существенные изменения, связанные с динамикой общественных отношений.

История конституционного развития России не имеет вековых традиций. В дореволюционный период конституционные идеи выдвигались российскими учеными и политиками, частично нашли отражение в царских манифестах 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка, учреждении Государственной думы, законе о выборах, Основных государственных законах Российской империи от 23 апреля 1906 г. — народное представительство, многопартийность, свобода СМИ, основные права и свободы личности и др.

Советский период развития России начался с революционного слома государственного порядка, отказа от прежних ценностей государства и права, легализации на конституционном уровне насилия, террора, неравенства, идеологического монополизма.

С 1918 по 1993 г. было принято пять конституций, что свидетельствует о непростом конституционном пути России (рис. 1). Каждая новая конституция отражала определенные изменения в общественно-политической жизни страны и конституционно-правовой доктрине.


Рис. 1. История конституций России

Первые четыре конституции РСФСР были по своему типу советскими социалистическими конституциями, имевшими классовый характер, закреплявшими полновластие Советов, руководящую роль коммунистической партии и другие идеологические постулаты.

В Конституции РСФСР 1918 г.:

Конституция РСФСР 1925г. отражала факт вхождения России на правах субъекта Федерации в состав союзного государства — СССР, образованного в 1922 г. по договору между РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и Закавказской социалистической федеративной республикой. В 1924 г. была принята Конституция СССР, разграничившая компетенцию между Союзом и союзными республиками. Содержание союзной Конституции предопределило структуру и содержание конституций союзных республик, включая Конституцию РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР 1925 г.:

  • по-прежнему оставалась классовым документом, однако формулировки норм о насилии были смягчены, положения о мировой революции — исключены;
  • определяла компетенцию РСФСР как субъекта Федерации. В отличие от последующих конституций компетенция РСФСР определялась опосредованно, через предметы ведения высших органов РСФСР;
  • включала положения о федеративном устройстве, определяла статус и полномочия РСФСР, принципы формирования органов государственной власти автономных советских социалистических республиках и областей, порядок принятия конституций АССР и положений об автономных областях.

Принятие последующих конституций РСФСР было непосредственно связано с принятием новых конституций СССР

Конституция РСФСР 1937г. отражала принципиальные положения Конституции СССР 1936 г., характеризующие вступление страны в новый этап своего развития — завершение построения основ социализма, полной ликвидации эксплуататорских классов и расширения социалистической демократии.

Конституция РСФСР 1937 г.:

Конституция (Основной закон) РСФСР 1978 г. была принята в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г. и отражала:

Современный период конституционного развития России связан с коренными общественными переменами в СССР и РСФСР после 1985 г., провалом августовского путча 1991 г., распадом СССР. В текст российской конституции были внесены существенные изменения и дополнения, отражающие:

  • отказ от социалистической модели общественного развития;
  • изменение официального наименования государства;
  • провозглашение политического и идеологического многообразия;
  • провозглашение принципа разделения властей;
  • признание частной собственности, рыночного хозяйства;
  • учреждение должности Президента России, двухпалатного парламента России, Конституционного Суда РФ:
  • кардинальные преобразования в федеративном устройстве, включая признание субъектами Федерации краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга;
  • признание местного самоуправления.

Новая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

Читайте также: