Этнические контакты и их результаты кратко

Обновлено: 04.07.2024

Смежные этносы (или субэтносы внутри этноса) существуя и развиваясь на одной территории, практически в любом случае находятся в более или менее активных взаимоотношениях. Результаты таких взаимодействий могут быть самыми различными. Это в той или иной степени стимулирование друг друга, заимствование друг у друга или подавление. Основные виды этнических контактов можно условно свести к четырем основным. Это – сосуществование, ассимиляция, метисация, слияние.

Сосуществование, когда этносы не смешиваются и не подражают друг другу, а сохраняют свое своеобразие. Не исключается заимствование технических нововведений, что оказывает положительное влияние на их развитие, без ущемления интересов друг друга. Примером могут служить многие народности России, для которых симбиоз с русскими не ущемил национальных достоинств и одновременно явился условием сосуществования и развития. Это те же тверские карелы алтайцы, буряты и многие другие.

Следующим и достаточно распространенным видом этнических контактов является ассимиляция. В таком случае происходит поглощение одного этноса другим с полным забвением происхождения и былых традиций. Этот процесс можно рассматривать как депопуляцию последнего. Поглощение одного этноса другим активно происходило во Франции, в наше время завершается в Испании.

Широко распространена и метисация этносов, которую ложно рассматривать как продолжение ассимиляционных процессов при наличии сосуществования двух и более чуждых суперэтнических систем в одной экологической нише. В таком случае сохраняются и сочетаются традиции предшествующих этносов и память о предках. Варианты таких сочетаний обычно бывают нестойкими и существуют за счет постоянного пополнения другими метисами. Этот процесс, прежде всего, связывают с взаимодействием этносов, относящимся к различным расам. Метисация характерна для стран Центральной Америки (например, Куба, юг Соединенных Штатов).

Последний вид этнических контактов – слияние. Это, по существу, главный вариант этногенеза, происходящий более длительное время, чем предыдущие. При таком контакте забываются традиции обоих первичных компонентов. Рядом с двумя предшествовавшими или вместо них возникает третий, новый этнос. Этот вариант встречается реже всех прочих. По времени он сопоставим со временем существования этноса т.е. пять – шесть и более столетий.

Особо следует подчеркнуть, что невозможность слияния этносов вовсе не означает неспособности к добрососедству и искренней дружбе.

Развитие любого этноса, или этногенез, естественный природный процесс, и любое неразумное (непросчитанное) вмешательство в него может иметь негативные последствия.

/ 3.3.2. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств.

Подробней остановимся на ассимиляционных процессах, которые отличаются чрезвычайным многообразием вариантов, темпами протекания. Их оценка далеко не всегда однозначна и не может быть однозначной. В науке эти понятия разделяют на естественную и насильственную ассимиляцией несмотря на то, что в реальной жизни бывает очень трудно провести линию размежевания.

Второе понятие, депопуляция как правило, связывается с целенаправленной политикой государства на поглощение, уменьшение функциональной роли других этносов.

Естественно, что наиболее значительные масштабы ассимиляционных процессов приобретают в полиэтнических странах: Индии, Индонезии, США, странах Тропической Африки и др.

Процессы естественной ассимиляции могут существенно осложняться и приводить к негативным последствиям.

Не следует, естественно, смешивать депопуляционные процессы, распространенные на периферии мировой цивилизации (австралийские аборигены, некоторые индейские племена Латинской Америки, народности Крайнего Севера России), с явлениями, имеющими место в странах с развитой рыночной экономикой. Факторы, их порождающие, совершенно различны.

Кроме того, следует учитывать, что сохранение генетически чистой линии популяции малых народов далеко не всегда реально чисто с биологической точки зрения. Зато сохранение культуры, языка субэтноса просто необходимо как сохранение разнообразия культуры этноса, повышающей его устойчивость.

Это явление обусловлено главным образом снижением рождаемости и увеличением средней продолжительности жизни. Что происходит практически во всех европейских странах 60-90 х гг. ХХ в.При этом ни в одной из них (кроме Албании) число детей, приходящихся на 1 женщину, не превышало 2. Между тем для простого воспроизводства населения необходимо, чтобы показатель фертильности был не ниже 2,10-2,15 (с учетом смертности). При подобной демографической ситуации не обеспечивается даже замещение поколений, что при сохранении существующих тенденций в перспективе не может не привести к общеевропейской депопуляции.

Последнее, разумеется, гипотетично, но реально то, что в условиях нынешних демографических изменений в Европе большую, чем прежде, актуальность приобретают вопросы, связанные с межгосударственной миграцией населения и рабочей силы. В том числе беженцы и эмигранты, которые часто являются серьезным источником напряженности в межнациональных отношениях.

В условиях сочетания депопуляции населения европейского региона, и значительно более высокой рождаемости пришлого населения, происходят существенные сдвиги в национальной структуре коренного населения. Например, число детей в семьях выходцев из Индии, проживающих в Англии, более чем в 2 раза выше соответствующего показателя для коренных жителей.

Сейчас предпринимаются огромные усилия по повышению рождаемости и вроде бы уже есть некоторые результаты. Тем не менее есть немало примеров, когда костяк отдельных трудовых коллективов, в значительной мере или даже целиком, формируется из представителей не российских этносов.

В любом случае важно помнить только одно - этногенез - это, согласно идеям Л.Н. Гумилева, - естественный природный процесс. Любое человеческое вмешательство в него должно быть крайне взвешенно, как и любое вмешательство в естественные природные процессы. Оно может иметь такие же последствия, как, например, переброска стока северных рек, регулирование речного стока или строительство дамб от наводнений. Последствия таких вмешательств бывают как положительные, так и отрицательные. Проявляются они далеко не всегда единовременно. Поэтому всегда стоит вопрос оценки – какой ценой достигаются желаемые результаты и когда и насколько проявятся отрицательные.

Межэтнические контакты- формы межэтнического взаимодействия, в ходе которого представители конкретных народов влияют друг на друга, обмениваются различной информацией и культурными ценностями. Межэтнические контакты направлены на интеграцию и взаимный обмен достижениями социально-культурного развития различных этнических групп, общностей. Различают четыре возможных результата межэтнических конфликтов индивида: 1) он не принимает свою культуру и ориентируется на иные этнические ценности и стереотипы поведения. Этот тип человека можно назвать конформным или "перебежчиком"; 2) он отбрасывает чужую культуру, преувеличивая значимость собственной. Тип-"националист"; 3) он колеблется между двумя культурами. Тип -"маргинал"; 4) он синтезирует две культуры. Тип - "посредник". Межэтнические конфликты на межгрупповом уровне приводят к четырем максимально общим категориям последствий: 1) геноциду, т. е. уничтожению группы; 2) ассимиляции, когда одна группа постепенно перенимает или принуждается к принятию обычаев, традиций и т. д. доминирующей группы, вплоть до полного растворения в ней; 3) сегрегации, когда осуществляется раздельное существование групп; 4) интеграции, когда группы сохраняют свою этническую идентичность, но объединяются в единое целое на другом, значимом для них, основании. Межэтнические конфликты поддаются процессам управления и оптимизации, возможности предвидения и локализации негативных последствий и конфликтов, возникающих на почве непредвиденных противоречий. Межэтнические конфликты могут эволюционировать из конструктивной формы в деструктивную при возникновении агрессивности во взаимоотношениях со стороны одного из субъектов межэтнических конфликтов. На международном уровне межэтнические конфликты регламентируются международными соглашениями, внутри стран - законодательством, нравственными нормами, традиционными, социально лигитимными институтами и средствами массовой информации.

9. Теории межэтнического взаимодействия.

Все современные теории этнического взаимодействия исходят из неизбежного конфликта между традиционным и модернизированным обществом и укладываются в два основных направления: культурное, основанное на противопоставлении традиционной этнической общности модернизированной в сфере духовной культуры; структурное, исследующее конфликт этих обществ в сфере экономики и социально-экономических отношений.

Культурное направление породило концепции аккулътурации и мобилизации, структурное - концепции интегрированности и внутреннего колониализма.

Концепция аккультурации была разработана в 30-х годах Р. Редфилдом, Р. Линтоном, М. Херсковицем. Под аккультурацией в этнологии понимается процесс, в ходе которого одна этническая группа, вступая в продолжительный и непосредственный контакт с другой группой, отличной от нее в культурном отношении, изменяет свою первоначальную культурную модель. Иногда аккультурация осуществляется в форме взаимного избирательного усвоения элементов культуры обоих взаимодействующих этнических групп. Авторы концепции считают, что результатом аккультурации является состояние этнической однородности. Культурные различия между этническими общностями в конце концов уравниваются в соответствии с относительным весом взаимодействующих этнических групп. При этом процесс аккультурации идет автоматически, неизбежно и неотвратимо. Диффузия культуры осуществляется от ядра к периферии, от более развитого общества к менее развитому, часто на уровне бессознательного заимствования и подражания. На уровне же индивида периферийной этнической общности выбор делается уже сознательно: если предоставить ему выбор между традицией и инновацией, с большей вероятностью он выберет инновацию (так считают авторы концепции аккультурации).

Концепции мобилизации рассматривают проблемы межэтнических взаимодействий внутри полиэтнических государств, целью политики которых является их упрочение. Большое значение эти концепции придают деятельности центрального правительства по насаждению того, что часто называется общенациональной политической культурой, - наиболее эффективного средства, обеспечивающего процесс этнической консолидации. Сторонники концепций мобилизации отмечают, что постоянного культурного взаимодействия между этническими общностями недостаточно для достижения национальной интеграции. Поэтому администрация многонациональных государств со всем своим аппаратом власти должна склонить инертные, традиционно замкнутые группы к принятию доминирующей культуры. Лучше всего этого можно добиться благодаря обращению к популярным национальным символам и ценностям, особенно с помощью средств массовой коммуникации. Контроль над ними позволяет режиму стимулировать чувства национальной идентификации, обучать необходимым навыкам, централизовать свою власть, повышать статус некоторых групп за счет других и вообще манипулировать идеологией больших масс благодаря хорошо развитой технике пропаганды.

Концепции интегрированности возникают потому, что одними культурными факторами невозможно объяснить течение этнических процессов, особенно в развитых странах, где, казалось бы, имеются все условия и для целенаправленной аккультурации, и для культурной адаптации, осуществляемой путем пропагандистски-информационных методов социальной мобилизации. Ученые все чаще обращают внимание на социально-экономические факторы процессов межэтнической коммуникации.

Популярен тезис, что выступающие за традиционализм периферийные этнические общности обычно бывают слабо интегрированы в национальную социально-экономическую структуру, что и порождает межэтническую напряженность, идеологически прикрываемую возрождаемыми сейчас традиционными культурными символами. Поэтому часть проблемы этнической интеграции сводится к проблеме средств и целей национального развития и к экономической интеграции всего общества: нужно включить этническую общность в государственную систему коммерческих связей (хотя сам по себе процесс перестройки экономики очень мучителен) - и после достижения равновесия возникнут условия для культурной интеграции

Концепции структурной интегрированности применимы к некоторым этническим процессам и ситуациям, но считать их универсальными также нельзя. Этнос может быть вполне интегрированным в социально-экономическую систему, но при этом активно участвовать в сепаратистских движениях.

Концепции внутреннего колониализма отражают еще одну грань современного мира. Если концепции интегрированности более пригодны в развитых индустриальных странах, то в развивающихся странах межэтнические процессы хорошо объясняются концепциями внутреннего колониализма.

Механизм культурной колонизации достаточно прост. О ней можно говорить всякий раз, когда представители другой культуры в силу разных причин (например, численного, технического и военного превосходства и т.п.) оказываются на чужой территории и начинают активно навязывать свои собственные культурные ценности, нормы и модели поведения.

ЭТНИЧЕСКИЙ КОНТАКТ (термин [Льва] Гумилёва) - процесс взаимодействия двух и более этнических систем, при котором ни одна из взаимодействующих систем не является подсистемой другой взаимодействующей системы. Л. Н. Гумилёвым выделены четыре принципиально различных варианта этнических контактов: а) негативный — химера; б) нейтральный — ксения; в) взаимополезный — симбиоз; г) слияние представителей различных этносов этнического субстрата в новую общность в результате пассионарного толчка. Этническим контактам в той или иной форме и степени подвержены все этнические системы, за исключением изолятов.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, — М., 2013, с. 661.

все виды взаимодействия этносов на индивидуальном и коллективном уровнях во всех сферах социальной жизни.
По типу общения К.э. разделяются на два основных вида: проникающие и пограничные. Если К.э. происходят в результате миграций, хозяйственной деятельности, политических действий (войны, депортации), туризма, воздействия средств массовой информации, то это проникающие К.э. Если взаимодействия происходят в зоне соседства этносов, то это пограничные К.э.
По сферам общественной жизни К.э. разделяются на: экономические, (производство и торговля), бытовые, культурные, семейнобрачные, социальные. На уровень К.э. влияют: характер расселения населения, тип экономики и политического устройства общества, наличие в нем расовых, религиозных, сословно-классовых и кастовых различий. К.э. приводят к культурному обмену и заимствованиям (см. аккультурация, культурные заимствования, инновации), создают основу для различных процессов этнического объедининения или этнических конфликтов, являются важным условием для распространения браков межэтнических. Особенно распространены К.э. в городской среде полиэтнических государств, среди молодежи и представителей таких сфер деятельности как сервис, бизнес, образование, профессиональная культура и искусство.

различные виды и формы связей и взаимодействий этносов. К. э. происходят во всех сферах жизни: экономической, социальной, политической, духовной, жилищно-бытовой, брачно-семейной и др. По типу общения К. э. можно разделить на следующие виды; пограничные, проникающие и миграционные. Пограничные происходят в зоне соседства этносов или в более или менее широкой этнически смешанной пограничной зоне. Проникающие К. э. обычно являются результатом проникновения более развитого и мобильного этноса на слабо заселенную территорию другого. Так происходило, к примеру, при движении русских переселенцев в Сибирь, на Дальний Восток и другие незаселенные и малозаселенные территории. Взаимопроникновение этносов происходило при расселении русских на территории народов Поволжья, Южного Урала и степной части Казахстана, а также русских и украинцев при освоении причерноморских и северокавказских степей. В основном проникающие К. з. связаны с колонизацией территорий и народов.
Миграционные К. э. наиболее характерны для нового времени. Они являются следствием миграций населения как внутри полиэтнических государств, так и между странами и континентами. Мигранты концентрируются обычно в городах, где процессы взаимодействия и взаимовлияния зтнических групп более интенсивны, чем в сельских местностях. К. э. приводят обычно к межэтническим бракам, заимствованиям иноэтнического языка, элементов культуры и другим видам этнических процессов. К. з. облегчаются близостью языков и культур взаимодействующих этносов, единством или близостью их в конфессиональном, антропологическом (расовом) отношениях. Результатом К. э. являются консолидация, ассимиляция и межэтническая интеграция. Ослабление или даже прекращение К. э. происходит в результате обострения межнациональных отношений, возникновения межэтнических конфликтов.

Читайте также: