Митрополит филарет коломна кратко
Обновлено: 05.07.2024
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский (+ 1867)
Святитель Филарет — один из самых замечательных подвижников XIX в. Пастырь, выдающийся богослов, он всю свою жизнь подчинил воле Божией и трудился ради славы Господней. Освященный Собор Русской Православной Церкви, исследовав жизнь и святительское служение митрополита Московского и Коломенского Филарета, стяжавшего своей молитвой и подвигами обильные дары Божественной благодати, прославил во святых этого богомудрого архипастыря, которого в народе считают великим светильником православной веры.
С 1812 г., уже в сане архимандрита, св. Филарет возглавляет Санкт-Петербургскую Духовную академию как ректор и преподает богословие. Отечественная война 1812 года произвела на св. Филарета сильное впечатление, он объяснял успехи России в войне против Наполеона нравственными причинами.
В 1817 г. архимандрит Филарет был возведен в сан епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, через два года назначен архиепископом Тверским и членом Синода, в 1820 г. он возглавляет Ярославскую кафедру, а с 1821 г. и до самой кончины был митрополитом Московским и Коломенским.
Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне. Отец и мать святителя происходили из потомственного духовенства. 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в Лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его душу несказанной радостью.
В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природы человека, его душа навыкала постоянно памятовать о смерти.
В апреле того же года на него было возложено новое послушание – проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия.
На талантливого студента обратил внимание митрополит Московский Платон (Левшин, † 1812 г.), в ту пору проводивший большую часть времени поблизости от Лавры – в Вифанском скиту.
По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии.
Поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием не приглушала молитвенности юного учителя. Мир тяготил его.
16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона.
Новопостриженный иеродиакон всю жизнь собирался провести в Лавре Живоначальной Троицы. Но в связи с преобразованием духовных школ Комиссия духовных училищ затребовала в северную столицу самых способных преподавателей из разных учебных заведений. Из Троицкой семинарии вызван был иеродиакон Филарет.
В Петербурге открывалась новая, реформированная академия. Старая же академия была обращена в семинарию. Ее инспектором и бакалавром философского класса назначили отца Филарета.
В феврале 1810 года иеромонаха Филарета перевели из семинарии и училища в преобразованную Петербургскую академию бакалавром богословских наук с преподаванием заодно и церковной истории.
С 1810 по 1817 годы он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в академии. Святитель Филарет первым в Петербургской академии начал читать лекции на русском языке.
В Петербурге иеромонах Филарет много проповедовал. Его проповеди обратили на себя внимание столицы; о нем заговорили в придворных кругах как о новом ярком светиле.
11 марта 1812 года Синод назначил его ректором академии и профессором богословских наук; и вскоре после этого он был определен настоятелем древней обители – новгородского Юрьева монастыря. В 1812 году на Россию обрушились бедствия наполеоновского нашествия. Вместе со всем духовенством архимандрит Филарет жертвовал из своего жалования на военные нужды. Через три года после окончания Отечественной войны архимандрит Филарет по поручению Синода составил благодарственное молебствие о спасении Отечества, которое стало совершаться ежегодно в день Рождества Христова.
Духовное состояние русского общества в александровскую эпоху было тревожным. С одной стороны, бедствия, пережитые Россией в Отечественную войну, углубили религиозные настроения. Но с другой стороны, в своих духовных исканиях люди, отставшие от основных начал русской жизни, нередко обращались не к вере своих предков, а к книгам западных богословов и мистиков.
Вот почему он принял горячее участие в деле перевода Библии на русский язык.
5 августа 1817 года по постановлению Святейшего Синода в Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Филарета во епископа Ревельского, викария Петербургской епархии.
15 марта 1819 года епископ Филарет был переведен на самостоятельную Тверскую кафедру с возведением в сан архиепископа и назначением членом Синода. В Твери он часто совершал богослужения: и в соборном храме, и в приходских церквах; за богослужениями неустанно проповедовал.
26 сентября 1820 года святитель был переведен в Ярославль, где пробыл около года.
В 1821 Промысл Божий судил архиепископу Филарету занять кафедру первосвятителей Московских.
В 1826 году московский святитель был возведен в сан митрополита.
В 1836 году обер-прокурором Синода был назначен граф Н.А. Протасов. Протасов усвоил убеждение во всесильных возможностях канцелярского способа управления, во всемогуществе приказа. И члены Синода скоро почувствовали на себе его тяжелую руку.
Серьезное столкновение между митрополитом Филаретом и обер-прокурором Протасовым произошло в 1842 году, когда Московский архипастырь вместе с соименным ему Киевским митрополитом высказались в Синоде за возобновление перевода Библии. Митрополит Серафим не поддержал своих собратий; за этим последовало увольнение от присутствия в Синоде обоих иерархов с оставлением за ними членства в Синоде.
Пребывая после этого безотлучно в Московской епархии, митрополит Филарет продолжал, однако, участвовать в деятельности Синода, откуда ему высылались бумаги на отзыв. Более того, обер-прокурор Н.А. Протасов, виновник удаления святителя из Петербурга, сам нередко приезжал к нему в Москву за советом и постоянно вел с ним деловую переписку.
Особую заслугу митрополит Филарет проявлял о людях, насильственно отторгнутых или по заблуждению самовольно отделившихся от православия. Он принял деятельное участие в воссоединении униатов с Православной Церковью. Святитель был введен в состав комитета по униатским делам и составил записку, которая послужила руководством для проведения подготовительных мер к воссоединению.
Святитель не оставался безучастным и к судьбе западного христианского мира. О духовном состоянии инославных церквей он судил с мудрой осторожностью и взвешенностью, с непоколебимой верой в истину православия и христианской любовью.
Великий архипастырь, столп Русской Церкви, митрополит Филарет был еще и одним из столпов Российского государства. К его опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Ни одно из важных политических событий не оставляло его равнодушным.
Почти полвека митрополит Филарет управлял Московской епархией. Узы обоюдной христианской любви между архипастырем и паствой особенно укрепились после холеры, обрушившейся на Москву в 1830 году. Не сомневаясь в пользе медицинских средств, митрополит Филарет, однако, больше, чем на земных врачей, полагался на молитву и милосердие Небесного Врача душ и телес. Он распорядился совершать крестные ходы с молебным пением. В Кремле сам митрополит вместе с братией Чудова монастыря под открытым небом на коленях молился о прекращении моровой язвы.
На закате земной жизни святителя больше, чем повальный мор, тревожила другая народная беда – повсеместное распространение пьянства.
Благоговейный служитель алтаря, митрополит Филарет своей важнейшей архиерейской обязанностью считал совершение литургии. Даже в пору немощной старости он служил всякое воскресенье, если только болезнь не приковывала его к одру. Несмотря на тихий голос, его служение было исполнено молитвенности и красоты. После богослужения, сколько бы ни было в храме прихожан, он благословлял всех, осеняя каждого неспешным крестным знамением. Большую радость доставляло святителю освящение храмов; за полувековое служение в Москве он освятил не один десяток новозданных церквей.
В управлении епархией митрополит Филарет не придавал особенно важного значения формальным резолюциям. В судебных решениях, которые ему приходилось принимать как епархиальному архиерею, святитель всегда был справедлив и по рассмотрении в одних случаях снисходителен и милостив, а в других – строг и неумолим, руководствуясь при этом не пристрастием, а заботой о благе Церкви и о пользе человеческих душ.
Особенно пристально он наблюдал за состоянием Московской духовной академии. Без его ведома в академии не совершалось никакого важного дела. По его благословению и под его надзором профессора академии принялись за исключительно важный труд – перевод творений святых отцов на русский язык.
Любимым детищем святителя был Гефсиманский скит, устроенный в 1844 году по почину наместника Лавры архимандрита Антония. При освящении скитского храма митрополит Филарет облачился в ризу преподобного Сергия. Святитель так полюбил Гефсиманию, что она казалась ему раем земным, лучшей обителью на свете.
День святителя начинался обыкновенно задолго до рассвета утренним правилом и совершением богослужения или молитвенным участием в нем. После литургии пил чай – и начинались служебные занятия: доклады секретаря и служащих в консистории, прием посетителей; между вторым и третьим часом легкий обед; потом час или два отдыха, который заключался в чтении книг, газет и журналов; и опять дела – доклады, служебная переписка.
Святитель был бездыханен. Умыв лицо свое, он испустил дух.
Отпевание Московского архипастыря совершилось 25 ноября в трапезной церкви Чудова монастыря. Мощи святителя Филарета покоятся в Храме Христа Спасителя в Москве.
Великий молитвенник и постник, святитель Филарет подвигом всей жизни стяжал благодатные дары Святого Духа, которые являлись через него людям.
Еще при земной жизни митрополита Филарета многие из болящих и отчаявшихся в помощи врачей искали чрез него, чрез его благословение и молитву всесильной помощи от Бога.
Память святителю Филарету, канонизированному в 1994 году, совершается 19 ноября – в день блаженной кончины.
Перевод Библии и тайное завещание Александра I
Отношения между Николаем I и митрополитом Филаретом были непростыми, несмотря на то, что московский святитель сыграл не последнюю роль в истории восхождения на престол этого монарха. Согласно закону о престолонаследии, после бездетного Александра I, трон должен был перейти следующему по старшинству брату царя – Константину. Тем не менее, Александр незадолго до кончины решил составить тайный акт, в котором в обход законного наследника передавал власть младшему брату Николаю. О существовании этого документа знало всего три человека, включая митрополита Филарета. Именно ему Александр поручил хранить конверт с актом в Успенском соборе московского Кремля и вскрыть его в случае смерти. После неожиданной кончины Александра в Таганроге наступило время передать власть Константину. Когда Филарет вскрыл конверт с завещанием скончавшегося царя, присягнувшее Константину население обеих столиц заставили присягать повторно, но уже Николаю. Эта путаница вызвала большое смущение у подданных, а заговорщики-декабристы посчитали неопределенность во власти удачным моментом для восстания.
Родовой храм в Гончарной слободе
Будущий святитель родился на следующий день после праздника Рождества Христова в 1782 году в доме своего деда, который был священником Богоявленской церкви Коломны. В этой церкви служил также прадед и родной брат святого. Отец будущего митрополита также являлся коломенским священником, но служил на других приходах. Сначала он числился дьяконом Успенского собора, а потом стал настоятелем Троицкой церкви на Репне.
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) – один из выдающихся религиозных и государственных деятелей своего времени. С его мнением считались не только министры, но и государи великой Российской империи.
Детство и юность
Родился Василий Михайлович Дроздов в Коломне 26 декабря (по старому стилю) 1782 года. В роду и по материнской, и по отцовской линии почти все предки имели духовное звание. Отец Михаил Федорович Дроздов на момент рождения сына служил диаконом Успенского собора. Мать Евдокия Никитична Филиппова, как и все жены священников и диаконов, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Маленького Василия крестили 1 января 1783 года в Богоявленском соборе Коломны и назвали в честь Василия Великого, память которого совершается в этот день.
Когда мальчику исполнилось 9 лет, он стал семинаристом, учился в Коломенской духовной семинарии. После ее упразднения переведен был в Троицкую семинарию Сергиева Посада. За годы учебы он показал себя весьма прилежным учеником, и на это обратили внимание его преподаватели. Особых успехов он достиг в изучении греческого и еврейского языков.
Закончил обучение в семинарии в ноябре 1803 года. По настоянию ректора семинарии митрополита Платона (Левшина), который любил своего талантливого ученика и покровительствовал ему, остался там работать преподавателем.
Краткая биография
16 ноября 1808 году Василий Дроздов после долгих раздумий и сомнений принимает монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре. Нарекают его Филаретом в память святого Филарета Милостивого. Уже 21 ноября он был рукоположен в сан иеродиакона.
Митрополит Филарет в келье (1850)
Личная жизнь
Какой след оставил после себя
Обширная и многогранная деятельность митрополита Филарета сделало его имя одним из самых известных в истории Российского государства. Он не только талантливый проповедник и богослов, но и историк, поэт, государственный деятель, причастный к совершению нескольких весьма важных внутриполитических актов, вошедших в историю России. На Российском престоле сменялись самодержцы от Екатерины II до Александра II и всегда митрополит Филарет старался твердо отстаивать церковные интересы.
Он владел словом также легко, как и гениальный Пушкин; их переписка в стихах известна всем со школьной скамьи. Труды митрополита Филарета как богослова составляют немало томов, они изучаются и по сей день. Им было переведено на русский язык Евангелие от Иоанна, вместе с протоиереем Герасимом Павским он сделал перевод на русский язык Псалтыри, адаптированной для чтения простыми людьми.
В 1994 году митрополит Филарет (Дроздов) прославлен на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в святительском чине.
Читайте также: