Юнус аминов произведения кратко

Обновлено: 18.05.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

1 декабря 1921 года, деревня Салагыш Агрызского кантона – 3 декабря 1982 года, город Альметьевск.

Участник Великой Отечественной войны. После демобилизации преподавал в школах Агрызского района.

Окончил Елабужский педагогический институт (1953) и Высшие литературные курсы при литературном институте имени М.Горького (Москва, 1961).

Творчество

Начал печататься в начале 1950-х годов.

Героям произведений свойственны душевность, трудолюбие, уважение к народным традициям.

Большинство пьес Ю.Аминова поставлено в татарских театрах Мензелинска, Казани, Альметьевска, а также в Салаватском и Сибайском театрах Башкортостана.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полная биография писателя Юныса Аминова. Использована для студентов колледжей,использовалась на конференциях.

Жизнь и творчество Юнуса Аминова

Хайрутдинова Зульфия Рафиковна

преподаватель татарского языка и литературы,

В своих пьесах драматург Ю.Аминов показывает современную татарскую деревню, людей колхозного села. Это и понятно: Аминов родился и вырос в деревне.

В 1940 году Ю.Аминов уходит на службу в ряды Советской Армии. Ю.Аминов – участник Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) Он призван на службу в ряды Красной Армии. Закончив курсы полковой школы, Ю.Аминов получает звание младшего лейтенанта и командует взводом на Донском фронте. 1943-44 годы - находится в лагере военнопленных в городе Рейме. 1944-45 годы - после освобождения из плена, в составе отдельного офицерского батальона 2-го Украинского фронта принимает участие в штурме Будапешта, затем командует взводом связи пехотного полка.1945-59 годы - По демобилизации учитель Варзинской семилетней школе Красноборского района.

Литературно-творческую деятельность Ю.Аминов сочетает с учебно-педагогической работой в средней школе.

1.Шарипова А.С. Морально-этическая проблематика в драматургии Ю.Аминова

/ А.С.Шарипова // Ученые записки Казанской государственной Академии Ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана. Том 187. — С.512-518.


С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Казанского научного центра КНЦ РАН (420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31).


диссертационного совета Саберова Г.Г.

Общая характеристика работы

1 приводит к распаду многих иерархических ценностей, потере смысла многих понятий. Для татарской литературы, традиционно бывшей и считавшейся литературой больших идей, с ее известным креном в сторону этических начал, этот процесс оказывается особенно болезненным.

В наше время, когда наряду с духовным кризисом все еще заметны и следы результатов тоталитарного режима, атеистического периода жизни общества, закономерно возникает необходимость обращения к литературному процессу именно в аспекте выявления и осмысления в творчестве художников слова системы нравственных ценностей.

Интерес к нравственным проблемам всегда был присущ литературе. Непосредственное ее отношение к вопросам добра и зла, истины и лжи рассматривалось как определяющая характеристика не только отдельных произведений, но и целых литературных эпох и направлений. Однако в разные периоды развития общества нравственные проблемы осмысливались и решались в искусстве с разных позиций, но их всегда объединяла одна особенность: стремление определить социально-нравственный облик личности, поставив ее перед ситуацией выбора.

Одной из ярких фигур этого периода, с особой полнотой и талантом выразивших ее оттепельный характер, является Юнус Шарипович Аминов (1921-1982), имя которого особенно часто звучало в татарской сценической литературе и театральном искусстве. Он – драматург, пришедший в литературный процесс в начале 1950-х годов и в течение тридцатилетней творческой жизни написавший более двадцати пьес, нашедших своих зрителей во множестве театральных постановок. Все драматические произведения Ю.Аминова характеризуются одной особенностью – утверждением высших нравственных ценностей и обличением явлений безнравственности.

Нравственно-философские искания драматурга нашли отклик лишь в критических статьях и рецензиях. Отсутствие на сегодняшний день монографических трудов, посвященных творчеству Ю.Аминова, потребность в научно-аналитическом исследовании и в объективной оценке художественного своеобразия, определения места писателя в сложном литературном процессе делает актуальным процесс изучения творчества писателя исходя из требований времени и с учетом новых литературно-теоретических учений. В эпоху духовного кризиса, характеризующуюся распадом многих гуманистических критериев бытия, исследование драматургического наследия Ю.Аминова в аспекте морально-этической концепции автора позволяет актуализировать высокие нравственные принципы, провозглашенные писателем.

Степень изученности темы. Как было выше указано, творческое наследие драматурга Ю.Аминова не было до сих пор объектом специального научного исследования, хотя имеются воспоминания современников о личности писателя и критические статьи, в которых упоминается о некоторых сторонах его творчества. Однако в них рассматривается чаще всего только проблема сценического воплощения замысла драматурга, не дается комплексного представления о художественных открытиях Ю.Аминова, о созданной им ценностной системе.

. Было высказано также множество мнений о художественном воплощении героев и сценических особенностях постановок пьес, их образных системах и конфликтах.

Первая попытка представления творчества Ю.Аминова в качестве целостной системы была сделана А.Гилязовым5. Позже А.Ахмадуллин, Г.Ахунов, М.Валеев, Ф.Валиуллин, А.Исмагилов, Х.Махмутов, Т.Миннуллин, М.Сахапов, анализируя мастерство и талант драматурга, отмечали, что пьесы Ю.Аминова внесли большой вклад в развитие татарской сценической литературы6. В статьях этих критиков и писателей содержалась краткая информация о жизненном и творческом пути Ю.Аминова, подчеркивался глубокий смысл на первый взгляд кажущихся не сложными пьес, говорилось об остроумии и знании тайн человеческой души драматургом, нашедшим в литературе свою тему, сказавшим свое слово.

Цель и задачи диссертации. Вышеизложенными мотивами продиктована цель данного исследования – выявление закономерностей и своеобразия морально-этической концепции в драматургии Ю.Аминова. Монографическое изучение творческой эволюции писателя под углом зрения нравственно-философских особенностей дает возможность определить его место, роль и значение в татарском словесном искусстве в целом.

Цель определяет задачи исследования:

- анализ ключевых проблем, определяющих содержание нравственно-философских исканий в творчестве Ю.Аминова;

- исследование методов художественного отражения нравственной проблематики;

- освещение основных этапов творчества драматурга и их особенностей;

- оценка мировоззрения писателя, исходя из морально-этической концепции и концепции эпохи и личности автора;

- рассмотрение и оценка динамики характера героев, общественной и личностной морали;

- изучение пьес с разбивкой их на жанровые виды;

- систематизация исследования творчества Ю.Аминова;

- раскрытие новаторства и оригинальности произведений Ю.Аминова, определение актуальности поднятых драматургом проблем.

Методологической основой исследования являются сравнительно-типологический, системно-структурный методы, принцип историзма.

Теоретическую базу диссертации составили труды видных русских, татарских ученых-литературоведов, критиков В.Г.Белинского, М.М.Бахтина, М.Б.Храпченко, В.А.Сахновского-Панкеева, В.Е.Хализева, А.В.Караганова, Н.М.Федь, В.В.Фролова, Л.Я.Гинзбург, А.Г.Ахмадуллина, Н.З.Ханзафарова, Ф.М.Хатипова, Д.Ф.Загидуллиной, А.М.Закирзянова, А.И.Исмагилова.

Научные труды общетеоретического и конкретно-исторического характера в области этики и философии (Аристотеля, И.Канта, В.Г.Ф.Гегеля, Д.Дидро, А.И.Герцена и других мыслителей) также легли в основу диссертации.

Объектом исследования являются все опубликованные драматургические произведения Ю.Аминова, статьи из журналов и газет, научные труды, посвященные творчеству драматурга.

Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые в татарском литературоведении делается попытка осуществить системное и комплексное исследование морально-этической концепции в творчестве Ю.Аминова. В ходе изучения драматургического наследия писателя были освящены идейно-эстетические взгляды драматурга, изучены все сценические произведения в аспекте нравственной проблематики. В результате анализа пьес с учетом жанровых особенностей была выявлена творческая эволюция автора, определены принципы смеха, отработана концепция эпохи и личности писателя. На почве системного изучения его нравственно-философских взглядов была создана объективная картина художественного мира писателя, сохранившего, по сей день свое лицо, яркость красок.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы преподавателями вузов и общеобразовательных школ при разработке вузовских и школьных курсов истории татарской литературы ХХ века, при чтении курсов лекций. Работа может служить источником для выявления тенденций развития национальной литературы, полного представления особенностей татарского литературного процесса и театрального искусства 50-70-х годов ХХ столетия.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Список использованной литературы включает в себя 166 наименований. Работа содержит 154 страницы машинописного текста.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, намечаются цели и задачи исследования, теоретические и методологические основы, раскрываются научная и практическая ценность, научная новизна работы, дается краткая характеристика и критический анализ некоторых наиболее значительных публикаций и исследований по теме диссертации.

В этом отношении 50-70 годы прошлого столетия являются довольно интересным, своеобразным периодом в истории отечественной литературы. Предметом пристального авторского внимания в произведениях этого времени оказались проблемы полноты изображения человеческого счастья, которое понималось в качестве единства личного и общественного, гражданского долга и личной чести, совести. Обращаясь к остросовременным нравственным и социальным проблемам, писатели проявляли особый интерес к теме творческого активного созидания как главной предпосылки полноценного бытия и внутреннему миру активной личности, взятому во всей его сложности и значительности, в опорных, узловых моментах его динамики. В произведения исследуемого периода, в котором главное внимание было уделено и показу достижений научно-технической революции, ставился вопрос о жизненном призвании, о путях формирования характера и этических принципов современников.

  1. Барзинский период, включающий в себя 1950-60 годы, определяющей

характеристикой которого являются обращение писателя к деревенской тематике, интерес к духовной сфере сельских жителей.

  1. Альметьевский период – 1970-82 годы, характеризующийся

расширением тематики, многообразием галереи характеров, объектов изображения и преобладанием производственных драм и комедий.

Сложилось мнение, что в пьесах писателя нет ни острых сюжетных поворотов, ни трагических коллизий, ни ошеломляющих парадоксов в судьбах героев. То есть основным принципом аминовского реализма является предпочтение обыкновенного необыкновенному. В самой будничной истории с неожиданной стороны перед читателем раскрывается сложный мир человеческих взаимоотношений, нравственных противоречий и даже столкновений. Конфликт в пьесах отличается жизненной правдивостью, нравственно-философской широтой.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Казанского научного центра КНЦ РАН (420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31).

диссертационного совета Саберова Г.Г.

Общая характеристика работы

1 приводит к распаду многих иерархических ценностей, потере смысла многих понятий. Для татарской литературы, традиционно бывшей и считавшейся литературой больших идей, с ее известным креном в сторону этических начал, этот процесс оказывается особенно болезненным.

В наше время, когда наряду с духовным кризисом все еще заметны и следы результатов тоталитарного режима, атеистического периода жизни общества, закономерно возникает необходимость обращения к литературному процессу именно в аспекте выявления и осмысления в творчестве художников слова системы нравственных ценностей.

Интерес к нравственным проблемам всегда был присущ литературе. Непосредственное ее отношение к вопросам добра и зла, истины и лжи рассматривалось как определяющая характеристика не только отдельных произведений, но и целых литературных эпох и направлений. Однако в разные периоды развития общества нравственные проблемы осмысливались и решались в искусстве с разных позиций, но их всегда объединяла одна особенность: стремление определить социально-нравственный облик личности, поставив ее перед ситуацией выбора.

Одной из ярких фигур этого периода, с особой полнотой и талантом выразивших ее оттепельный характер, является Юнус Шарипович Аминов (1921-1982), имя которого особенно часто звучало в татарской сценической литературе и театральном искусстве. Он – драматург, пришедший в литературный процесс в начале 1950-х годов и в течение тридцатилетней творческой жизни написавший более двадцати пьес, нашедших своих зрителей во множестве театральных постановок. Все драматические произведения Ю.Аминова характеризуются одной особенностью – утверждением высших нравственных ценностей и обличением явлений безнравственности.

Нравственно-философские искания драматурга нашли отклик лишь в критических статьях и рецензиях. Отсутствие на сегодняшний день монографических трудов, посвященных творчеству Ю.Аминова, потребность в научно-аналитическом исследовании и в объективной оценке художественного своеобразия, определения места писателя в сложном литературном процессе делает актуальным процесс изучения творчества писателя исходя из требований времени и с учетом новых литературно-теоретических учений. В эпоху духовного кризиса, характеризующуюся распадом многих гуманистических критериев бытия, исследование драматургического наследия Ю.Аминова в аспекте морально-этической концепции автора позволяет актуализировать высокие нравственные принципы, провозглашенные писателем.

Степень изученности темы. Как было выше указано, творческое наследие драматурга Ю.Аминова не было до сих пор объектом специального научного исследования, хотя имеются воспоминания современников о личности писателя и критические статьи, в которых упоминается о некоторых сторонах его творчества. Однако в них рассматривается чаще всего только проблема сценического воплощения замысла драматурга, не дается комплексного представления о художественных открытиях Ю.Аминова, о созданной им ценностной системе.

. Было высказано также множество мнений о художественном воплощении героев и сценических особенностях постановок пьес, их образных системах и конфликтах.

Первая попытка представления творчества Ю.Аминова в качестве целостной системы была сделана А.Гилязовым5. Позже А.Ахмадуллин, Г.Ахунов, М.Валеев, Ф.Валиуллин, А.Исмагилов, Х.Махмутов, Т.Миннуллин, М.Сахапов, анализируя мастерство и талант драматурга, отмечали, что пьесы Ю.Аминова внесли большой вклад в развитие татарской сценической литературы6. В статьях этих критиков и писателей содержалась краткая информация о жизненном и творческом пути Ю.Аминова, подчеркивался глубокий смысл на первый взгляд кажущихся не сложными пьес, говорилось об остроумии и знании тайн человеческой души драматургом, нашедшим в литературе свою тему, сказавшим свое слово.

Цель и задачи диссертации. Вышеизложенными мотивами продиктована цель данного исследования – выявление закономерностей и своеобразия морально-этической концепции в драматургии Ю.Аминова. Монографическое изучение творческой эволюции писателя под углом зрения нравственно-философских особенностей дает возможность определить его место, роль и значение в татарском словесном искусстве в целом.

Цель определяет задачи исследования:

- анализ ключевых проблем, определяющих содержание нравственно-философских исканий в творчестве Ю.Аминова;

- исследование методов художественного отражения нравственной проблематики;

- освещение основных этапов творчества драматурга и их особенностей;

- оценка мировоззрения писателя, исходя из морально-этической концепции и концепции эпохи и личности автора;

- рассмотрение и оценка динамики характера героев, общественной и личностной морали;

- изучение пьес с разбивкой их на жанровые виды;

- систематизация исследования творчества Ю.Аминова;

- раскрытие новаторства и оригинальности произведений Ю.Аминова, определение актуальности поднятых драматургом проблем.

Методологической основой исследования являются сравнительно-типологический, системно-структурный методы, принцип историзма.

Теоретическую базу диссертации составили труды видных русских, татарских ученых-литературоведов, критиков В.Г.Белинского, М.М.Бахтина, М.Б.Храпченко, В.А.Сахновского-Панкеева, В.Е.Хализева, А.В.Караганова, Н.М.Федь, В.В.Фролова, Л.Я.Гинзбург, А.Г.Ахмадуллина, Н.З.Ханзафарова, Ф.М.Хатипова, Д.Ф.Загидуллиной, А.М.Закирзянова, А.И.Исмагилова.

Научные труды общетеоретического и конкретно-исторического характера в области этики и философии (Аристотеля, И.Канта, В.Г.Ф.Гегеля, Д.Дидро, А.И.Герцена и других мыслителей) также легли в основу диссертации.

Объектом исследования являются все опубликованные драматургические произведения Ю.Аминова, статьи из журналов и газет, научные труды, посвященные творчеству драматурга.

Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые в татарском литературоведении делается попытка осуществить системное и комплексное исследование морально-этической концепции в творчестве Ю.Аминова. В ходе изучения драматургического наследия писателя были освящены идейно-эстетические взгляды драматурга, изучены все сценические произведения в аспекте нравственной проблематики. В результате анализа пьес с учетом жанровых особенностей была выявлена творческая эволюция автора, определены принципы смеха, отработана концепция эпохи и личности писателя. На почве системного изучения его нравственно-философских взглядов была создана объективная картина художественного мира писателя, сохранившего, по сей день свое лицо, яркость красок.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы преподавателями вузов и общеобразовательных школ при разработке вузовских и школьных курсов истории татарской литературы ХХ века, при чтении курсов лекций. Работа может служить источником для выявления тенденций развития национальной литературы, полного представления особенностей татарского литературного процесса и театрального искусства 50-70-х годов ХХ столетия.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Список использованной литературы включает в себя 166 наименований. Работа содержит 154 страницы машинописного текста.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, намечаются цели и задачи исследования, теоретические и методологические основы, раскрываются научная и практическая ценность, научная новизна работы, дается краткая характеристика и критический анализ некоторых наиболее значительных публикаций и исследований по теме диссертации.

В этом отношении 50-70 годы прошлого столетия являются довольно интересным, своеобразным периодом в истории отечественной литературы. Предметом пристального авторского внимания в произведениях этого времени оказались проблемы полноты изображения человеческого счастья, которое понималось в качестве единства личного и общественного, гражданского долга и личной чести, совести. Обращаясь к остросовременным нравственным и социальным проблемам, писатели проявляли особый интерес к теме творческого активного созидания как главной предпосылки полноценного бытия и внутреннему миру активной личности, взятому во всей его сложности и значительности, в опорных, узловых моментах его динамики. В произведения исследуемого периода, в котором главное внимание было уделено и показу достижений научно-технической революции, ставился вопрос о жизненном призвании, о путях формирования характера и этических принципов современников.

  1. Барзинский период, включающий в себя 1950-60 годы, определяющей

характеристикой которого являются обращение писателя к деревенской тематике, интерес к духовной сфере сельских жителей.

  1. Альметьевский период – 1970-82 годы, характеризующийся

расширением тематики, многообразием галереи характеров, объектов изображения и преобладанием производственных драм и комедий.

Сложилось мнение, что в пьесах писателя нет ни острых сюжетных поворотов, ни трагических коллизий, ни ошеломляющих парадоксов в судьбах героев. То есть основным принципом аминовского реализма является предпочтение обыкновенного необыкновенному. В самой будничной истории с неожиданной стороны перед читателем раскрывается сложный мир человеческих взаимоотношений, нравственных противоречий и даже столкновений. Конфликт в пьесах отличается жизненной правдивостью, нравственно-философской широтой.

Жизненные принципы Майлыбики и Назлыбики совсем другие. Для них смыслом жизни является роскошная одежда, хорошая еда, бесконечные праздники. Они привыкли жить за счет других. Для показа истинных лиц этих героинь автор обращается к гиперболе, с помощью сатирических ситуаций, продолжая фольклорные традиции татарского народа, передает их на суд читателя и зрителя.

Защитником и блюстителем незыблемости традиции в драме выступает почтенный аксакал Фазыл. Через речь этого персонажа передается идейно-нравственная позиция автора. Для ее осознания чрезвычайно важным является и заключительное действие, в котором подводится итог разыгравшемуся конфликту: Фазыл, пожелав счастья дочери Фариде и зятю Шайхинуру, нашедшему благодаря неписанным законам истинный путь в жизни, передает внука на руки отца. Этим Ю.Аминов выражает надежду, что дорого поплатившийся за свои легкомысленные поступки герой станет настоящей личностью.

В драме уделено много места и изображению взаимоотношений личности и коллектива. Заблудившемуся в жизненных лабиринтах Шайхинуру в трудные моменты приходят на помощь друзья – Хатип, Самат, Амина, Былбыл. Автором подчеркивается мысль, что дружба – обязательное условие полного человеческого счастья.

Сталкивая характеры, пытливо исследуя нравственный мир своих героев, движения их души, Ю.Аминов видит прежде всего богатство духовного мира обыкновенных людей. Он далек от идеализации персонажей, но в то же время не увлекается и критикой отрицательных героев, прежде всего драматург стремится понять причины их ошибок, объективно оценить поступки.

Усложнение нравственных проблем сопровождается возрастанием психологизма. Внутренний монолог в драме – одно из главных средств психологизации, раскрытия внутреннего мира человека. Этот прием позволяет проследить динамику образа, тонкие изменения в настроениях, поведении, переживаниях персонажей (Фариды, Шайхинура) – от робких надежд до твердых убеждений, от конкретных жизненных и психологических открытий до утверждения вечных, непреходящих категорий чести, человеческого достоинства.

Широко использованные в тексте татарские народные пословицы и поговорки служат для комментирования происходящих событий или указывают на будущее героев. В каждом конкретном случае все внимание Ю.Аминова нацелено на одно: на стремление определить нравственный потенциал человека, дать оценку всех жизненных явлений через морально-этическую призму.

Язык комедий образный. Смешные диалоги, остроумная речь героев, содержащая скрытый смысл, пословицы, поговорки делают комедии Ю.Аминова более близкими народу. Гипербола, гротеск, антитеза, сравнения, художественные параллели, игра слов служат для разоблачения отрицательных явлений в семейных и общественных отношениях.

Ю.Аминов, получив положительную оценку театральных критиков после постановок первых же пьес, решается испытать свои творческие способности и в вышеназванной форме драматического искусства, требующей остроумия и лаконичности. Одна за другой публикуются в сборниках, выпускающихся для коллективов самодеятельности, шесть миниатюр, позже они издаются отдельной книгой.

Всем драматическим строем одноактных пьес автор осуждает политику государства, где наделенный властью имеет право унижать и карать человека. Ю.Аминов убедительно показывает, как губительно отражается злоупотребление властью на психологии обладающих ею людей. Из души Низама, Хамиза и подобных им чиновников оно изгоняет все нравственные чувства, превращая людей в своеобразных манкуртов. Такая политика государства отрицательно сказывается и на психологии людей подвластных, испытывающих страх перед властью.

Для разоблачения тщеславия, двуличности, злоупотреблений должностью, для передачи сущности общественной жизни Ю.Аминовым используются следующие приемы:

В одноактных пьесах Ю.Аминов через изображение поступков, внутреннего мира своих современников ставит под сомнение некоторые закономерности, своеобразно отражающиеся во всех эпохах истории человечества, подвергает острой критике отрицательных героев, предлагающихся как типичные образы чиновников-бюрократов общества, и осуждает работу руководства, позволяющего такое своеволие, беспорядок. Автором поднимаются проблемы сущности бытия, верности идеалам, жизненного назначения человека.

Известно справедливое суждение о том, что и в творчестве гениального мастера не все имеет одинаковую ценность, одноактные пьесы Ю.Аминова тоже не являются исключениями в этом отношении. Однако, несмотря на некоторые недостатки, касающиеся сюжета, конфликта пьес, особенностей создания образов, есть одна очень важная сторона, способная перекрыть все недостатки этих произведений: это жизненная достоверность, реальность событий, психологическое мастерство писателя. Каждая из одноактных пьес драматурга достойна особого внимания по отношению к проблемам взаимоотношений личности и эпохи, личности и общества.

Заключение. Ю.Аминов – драматург, занимающий свое место в татарской драматургии и в театральном искусстве 1950-70-х годов. Он в течение тридцатилетней творческой жизни написал 13 комедий, 6 драм, 6 одноактных пьес и издал 13 книг.

Главным достижением драматурга является сложная полифония живых человеческих характеров, цельных, завершенных, во многом диалектически продолжающих друг друга и вместе с тем отличающихся неповторимостью, ярко выраженным индивидуальным своеобразием.

Исследование морально-этической концепции в драматургии Ю.Аминова позволило сделать следующие выводы:

1. За основу большинства пьес взяты реальные жизненные события, прототипами героев являются реальные личности, и это обеспечивает жизненную правдивость произведений.

3. В мире, изображенным Ю.Аминовым, за редким исключением, нет масштабных событий, экстремальных ситуаций, монументальных героических образов. Есть будничность, размеренное течение жизни, иногда нарушаемое незначительными происшествиями, есть самые обыкновенные люди с их повседневными заботами и интересами.

10.Пьесы Ю.Аминова относятся к образцам поэтической драматургии. Песня и музыка, часто превращаясь в лейтмотив пьес, служат для передачи основной идеи, помогают лучше понять духовный мир главных героев, психологическое состояние персонажей, повышают эмоциональность произведения.

11.Язык драм и комедий образный. Живые, смешные диалоги, остроумные выражения, пословицы, поговорки сближают язык пьес с народным.

12.Пьесы, представленные зрителям на 7 профессиональных театральных сценах, доказывают хорошее знание автором законов сценического искусства.

Хотя время создания пьес Ю.Аминова и нашу эпоху разделяют долгие годы, произведения драматурга не теряют свою актуальность, наоборот, они особенно важны в условиях сегодняшнего морального кризиса.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях автора:

Подписано в печать 26.03.2007.

Формат 60х841/16. Печатных листов 1,75.

Бумага офсетная, тираж 100. Заказ Б-28.

г. Казань, ул. Муштари, 11, тел. 260-93-83.

2 Ишморат Р.Ф. Калмдш дус турында бернич сз / Р.Ф.Ишморат / Ю.Ш.минов. Дрт пьеса.– Казан: Татар.кит.ншр., 1970. – Б. 3.

3 Иделле Г. Схн миниатюралары / Г.Иделле // Совет Татарстаны. – 1959. – 30 сент.; Шкров С. Тамырлар / С.Шкров // Татарстан яшьлре. – 1960. – 3 нояб..б.

4 Мсгыйть Ф. “Умырзаялар” / Ф.Мсгыйть // Соц. Татарстан. – 1961. – 8 гыйн.; Камалов Б. Умырзаялар / Б.Камалов // Татарстан яшьлре. – 1961. – 12 гыйн.; Афзал Г. Минем инаятем / Г.Афзал // Соц. Татарстан. – 1972. – 6 май; Илялова И. “Кан-кардшлр” / И.Илялова // Соц. Татарстан. – 1975. – 19 гыйн.; Арсланов Г. Сафура бураннары / Г.Арсланов // Соц. Татарстан. – 1977. – 8 июль.б.

5 Гыйлев А. Ак нур белн. / А.Гыйлев // Казан утлары. – 1971. - №12. – Б. 130-134.

6 Минуллин Т. Кеше келе / Т.Минуллин // Ялкын. – 1971. - №12. – Б. 19; хмдуллин А. Кешелекле иат / А.хмдуллин // Казан утлары. – 1981. - №12. – Б. 159-161; Мхмтов. Тормыш дреслеген омтылып /.Мхмтов // Соц. Татарстан. – 1981. – 1 дек.; Влиев М. Авыл кешесене матурлыгы / М.Влиев // Казан утлары. – 1982. - №12. – Б. 154-156; Исмгыйлев. Жанр аныклыгы м тормыш дреслеге /.Исмгыйлев // Казан утлары. – 1983. - №4. – Б. 181-187; Ахунов Г. Салагыш егетене даны / Г.Ахунов // Ватаным Татарстан. – 1993. – 24 март; Влиуллин Р. Якты шхес / Р.Влиуллин // лмт танары. – 2001. – 29 ноябрь; Схапов М. Баш редактор сзе / М.Схпов // Мирас. – 2003. - №3. – Б. 3-4.

7 Ахунов Г. Салагыш егетене даны / Г. Ахунов // Ватаным Татарстан. – 1993. – 27 март.

8 Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4 / Аристотель. – М.: Мысль, 1983. – С. 650.

9 Кант И. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5 / И.Кант. – М.: Мысль, 1966. – С. 352.

«Баранова Наталья Сергеевна ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ РЕАЛИЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА В ТВОРЧЕСТВЕ Н.С. ЛЕСКОВА 10.01.01 Русская литература АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Киров – 2012 Работа выполнена в ФГБОУ ВПО Марийский государственный университет на кафедре русской и зарубежной литературы Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор Старыгина Наталья Николаевна Официальные оппоненты:

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Читайте также: