Мировая культура 18 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

Однако идеалы Просвещения в целом отвечали интересам иных социальных сил: новый, рвущийся к власти класс буржуазии провозгласил через своих идеологов-просветителей культ Разума и Природы. Просветители были убеждены в том, что развитие Разума и прежде всего прогресс науки и просвещение народа могут изменить общественную жизнь в соответствии с законами Природы.

Не трудно увидеть, что разрешение духовного кризиса в эпоху рококо было чисто внешним: за праздниками, маскарадами, разгулом скрывались все те же опустошенность и безразличие, паралич воли к преобразованию страны. Европейский мир как бы изживал в культуре эпохи рококо свои последние сословно-патриархальные иллюзии (Дмитриева И. А. Краткая история искусств. М., 1990. С. 236). Но эта культура имела свои положительные стороны: она освобождала искусство от предрассудков, стереотипов, ориентировала его не на абстрактные идеалы, а на вкусы современников. Этот дух скепсиса, иронии, насмешки, пропитавший эпоху рококо, породил ту блестящую легкость и непринужденное остроумие, с которым идеологи Просвещения заговорили о серьезнейших проблемах философии и морали. Эта апелляция культуры рококо к интимному миру человеческих чувств, это умение превратить все вокруг в источник удовольствия, сделать красивое — максимально удобным, полезным — вело к новым эстетическим завоеваниям, подготавливало почву для мощной демократической культуры эпохи Просвещения.

Просвещение и просветители. Энциклопедисты. Идеология Просвещения, зародившись в Англии в XVII в., получила в дальнейшем распространение практически во всех европейских странах. Особую роль она сыграла во Франции, где стала идейной базой назревавшей революции. В этом было главное отличие французских просветителей и от их более консервативных английских предшественников, озабоченных закреплением завоеваний буржуазной революции, и от немецких собратьев, вынужденных долгое время в силу особенностей исторического развития страны лишь теоретически, философски анализировать опыт просветительского движения.

Никогда еще буржуазная культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов: ярких, остроумных, блестящих и страстных. Они писали столь раскованно и увлеченно, столь убежденно, что сама манера их письма привлекала читателей, хотя отдельные статьи могут показаться легковесными и поверхностными, их сила заключалась не в логической последовательности выводов, а в общем духе свободомыслия. Ведь хотя по своим религиозным, философским, политическим взглядам, социальному происхождению энциклопедисты порой существенно отличались друг от друга, их объединяла ненависть к пережиткам феодально-абсолютистского строя, требование оценки человека по личным заслугам, а не по родовитости и богатству, стремление изменить мир к лучшему, воспитать свободного в суждениях гражданина.

Способствуя распространению научных знаний, совершенствованию системы образования, энциклопедисты повернули общественный интерес в сторону естествознания, а последнее сориентировали на обслуживание материальных интересов, подчинили общественной пользе.

Успехи просветителей в борьбе с религией и церковью не были бы столь значимы, если бы им пришлось бороться с обессиленным противником, но церковь еще прочно держалась на ногах. В 1745 г. выходит указ, по которому грозят смертной казнью за хранение и распространение литературы, подрывающей основы религии; а в 1754 г. то же наказание предусматривается за какое бы то ни было печатное обсуждение вопросов религии; после выхода в свет первых томов иезуиты добиваются запрещения Королевским советом дальнейшей публикации Энциклопедии и конфискации всех рукописей. И только вмешательство всесильной мадам Помпадур позволило продолжить работу над изданием.

Одновременно с ростом знаний во всех областях знания идет популяризация достижений науки, решаются задачи просвещения. Достаточно сказать, что во Франции существовало множество научных и учебных заведений — Академия наук,. Королевский колледж, Школа военных инженеров, Парижская обсерватория и т. д. Академии и университеты возникают во многих провинциях. Одних только университетов перед революцией было более 20. Выпускаются научные труды, журналы, ученые записки, идет активный обмен результатами исследований.

Политические и правовые учения. Воля к прогрессу и вера в добрую природу человека становятся господствующими и в правоведении. Право, основанное на Разуме, правовые принципы, выведенные из природы человека, ценятся превыше всего. Гарантом неотъемлемых прав личности выступает государство.

В объяснении происхождения государства большинство просветителей придерживалось договорной теории.

Столь обстоятельный и повсеместный интерес общественной мысли к вопросам рационального государственного устройства на деле отражал процесс созревания правового сознания буржуазного общества.

Следует отметить, что далеко не все просветители были настроены столь радикально. И легенда, возникшая уже после революции в кругах роялистской и клерикальной эмиграции о мрачных тайных сборищах у Гольбаха, где якобы разрабатывались планы низвержения трона и алтаря, — не имела ничего общего с действительностью. Напротив, большинство просветителей считало, что все задачи общественного преобразования можно решить мирно, на путях пропаганды, потому что Истина — всесильна и свет ее способен рассеять все заблуждения. Осененные светом истины монархи станут действительно просвещенными и сами изменят мир к лучшему.

Еще Клод Адриан Гельвеций (1715—1771) сформулировал принципиально важное положение о том, что добродетель следует измерять полезностью, а не самоотречением, смысл которого — служение Богу. Тому, кто все время борется с самим собой, грозит поражение. Следует быть добродетельным, чтобы быть счастливым. Родоначальник утилитаризма Иеремия Бейтам (1748—1832) выдвинул принцип пользы в качестве основополагающего. Добродетель, считал он, основывается на индивидуальной пользе, поэтому, действуя в интересах другого, не забывай о собственной выгоде. Даже в общество людей объединяет личная выгода: что выгодно индивиду, должно быть выгодно обществу, и наоборот. Главные богатства — материальные, поэтому кто богаче, тот и счастливее.

Американскому просветителю Бенджамину Франклину (1706—1790) принадлежит заслуга классической формулировки основополагающих принципов буржуазной морали, в которых отражено изменение духа времени.

Таким образом, противоречивый, переходный XVIII в. показывает нам сложное взаимодействие феодально-абсолютистской и буржуазной культур в политике, морали, теориях общественного развития. Рассмотрим теперь, как эти тенденции преломились в искусстве.

Вторая половина века — это расцвет венской классики. В музыкальной Европе тон начинает задавать Австрия Вольфганга Амадея Моцарта. Ему приписывается более 700 музыкальных произведений. В. А. Моцарт вместе с Йозе-фом Гайдном (1732— 1809) и Людвигом ван Бетховеном стал одним из законодателей классической венской музыки. Венская классика, давшая миру несравненные образцы оперной, симфонической, камерной музыки — это не узконациональное явление. Она синтезировала в себе все ценное, что было в музыкальной культуре Европы.

Помимо классицизма в конце XVIII в. в европейской художественной культуре сложился сентиментализм.

Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой!

Итак, культура XVIII в. унаследовала основные черты культуры предшествующего столетия, такие как антропоцентризм, рационализм, сциентизм, и др. Вместе с тем она привносит ряд новых моментов, иначе расставляет акценты в решении основных мировоззренческих проблем.

Важнейшим результатом собственно человеческого творчества выступает мир культуры. В нем важное место принадлежит государству и системам законов, морали и системам воспитания, промышленности, науке, искусству. И хотя порой плоды человеческого творчества оцениваются порой негативно (Руссо), в целом в культуре XVIII столетия доминирует нравственно-оптимистический настрой, убеждение, что появление общества и культуры — благоприятный фактор для человечества. В понимании конечной цели общественного прогресса, в который неколебимо верит культура Просвещения, представлена широкая палитра мнений. Но моментом, объединяющим мыслителей различных направлений, была апелляция к Разуму и Природе. Эти идеалы получили практическую проверку в ходе последующих буржуазных революций.

Культура Западной Европы XVIII века (эпохи Просвещения)

В XVIII веке Франция была главный законодательницей мод и художественных стилей для всей Европы. Большое влияние на культурную жизнь не только французской, но и всей европейской аристократии оказывали нравы и вкусы царившие при дворе французских королей.

Живопись XVIII столетия

Три основных направления в искусстве XVIII века (на примере живописи):

Классицизм - произведения искусства должны создаваться на основе строгих канонов, обнаруживая стройность и логичность мироздания. Культ разума и гармонии, большое внимание к общественно-воспитательной функции искусства.

классицизм 18 век, Ж.-Л. Давид, Клятва Горациев

Рококо - направление в изобразительном искусстве, отличающееся изяществом, изысканностью, обилием декоративных элементов. Отражение культа наслаждений и галантности, царивших с начала XVIII в. при дворе французских королей и подражавших им монархов других стран Европы.

рококо 18 век, Ж. О. Фрагонар, Качели

Сентиментализм - возникшее в конце XVIII в. направление в литературе и искусстве, для которого характерен культ чувства и душевных переживаний.

сентиментализм 18 век, Ж. Б. Грёз, Паралитик

Если при дворе Людовика XIV царила атмосфера торжественной парадности, то при его преемниках в придворных кругах стал господствовать культ наслаждения, любовного флирта и беззаботных развлечений.

интерьеры рококо, рококо 18 век

Ф. Буше

Литература эпохи Просвещения

 Дефо, Робинзон Крузо

Путешествия Гулливера, Д. Свифт

Архитектура XVIII века

дворец Фридриха II, Сан-Суси

Церковь Святой Женевьевы, пантеон, архитектура 18 века

Церковь Святой Женевьевы (1790) в Париже, которая была возведена по образцу римского Пантеона, представляет собой пример классицизма. Ее строительство было начато еще при Людовике XV(1715-1774), а закончилось незадолго до Великой Французской революции. Впоследствии стала Пантеоном, местом захоронения великих людей Франции.

Музыка Венской классической школы XVIII столетия

Этот период знаменуется переходом от духовной музыки к светской. Яркие представители направления:

И. С. Бах (более 1000 музыкальных произведений),

В. А. Моцарт (около 1000 музыкальных произведений),

  • Периодизация эпохи
  • Характерные особенности
  • Научный прогресс
  • Культурные черты
  • Принципы искусства
  • Известные деятели
  • Значимые события
  • На пороге открытий

Культура Нового времени

Периодизация эпохи

Новое время взяло за основу духовные ориентиры и жизнь буржуазии. В нем выделяются 3 периода, у каждого из которых имеются культурные особенности:

Прогрессирование культурного развития отмечалось в Испании и Франции. Англия страдала от бесконечных революций, поэтому немного отстала от них. В европейских государствах начался процесс становления современной философии и мировой живописи.

После этого завершилось формирование мануфактур, стало выделяться политическое либеральное течение, появилась свободная экономика. Общество потянулось к праву и свободе выбора идеологии, что вылилось в итоге в развитие Просвещения.

Характерные особенности

Новое время было наполнено противоречиями, поскольку сменялся старый общественный уклад. Ценности подверглись переосмыслению, был воспринят технологический прогресс. Главные особенности эпохи:

Периодизация эпохи

  1. Отдельная личность играет большую роль. Внимание устремлено на ее духовность, результатом чего стало открытие самосознания.
  2. Человек потянулся к гуманизму, отдававшему первенство свободе творчества. Его особенность заключалась в универсальности, когда личность получает право на жизнь, свободу, обогащение.
  3. Сформировались условия для технического прогресса, изменений жизненного уклада, укрепления экономического порядка.
  4. Обострились отношения между властью и церковью, в результате чего первой не удалось доминировать.

Представитель общества постепенно перерождался в экономическое орудие, необходимое для зарабатывания денег. Одновременно с этим наблюдалась борьба с экономической и техногенной зависимостью. В искусстве положено начало многим стилистическим жанрам. В XIX веке появился кинематограф. Это время уникально тем, что подарило обществу метро с подземными туннелями.

Научный прогресс

Развитие производства привело к проведению новых исследований. Механика вместе с движением тел вышла на первый план. Стремительному расширению подверглась научная культура. Немаловажная роль в этом отведена математическим открытиям.

Вселенная уже не считалась неким существом, она стала признаваться безликим феноменом, который управляется природными законами, поддающимися изучению. Религия отошла на второй план и стала приравниваться к несуществующим факторам.

Культурные черты

Характерные особенности

Рассматривая периодизацию Нового времени, следует отметить научную революцию, неразрывно связанную с теорией Коперника. Религиозная среда отнеслась к последней с протестом, а фанатики находили в ней неразрывную связь с Джордано Бруно, осужденным в свое время инквизицией. Позже Кеплером было доказано перемещение планет по траектории, напоминающей по форме эллипс.

К характерным чертам Нового времени относится телескоп, изобретенный Галилео Галилеем. Это приспособление помогло доказать однородность планет. По завершении этих открытий науки разделились на гуманитарные и прикладные.

Научный прогресс

Развитие науки осложнялось тем, что общество разделилось на две половины. Одни были сенсуалистами, другие поддерживали рациональность. Первые склонялись к тому, что достоверным является эмпирический и чувственный путь. Вторые утверждали, что познать окружающий мир можно только разумом.

Культура в Новый период сопровождается развитием культа женского тела, особенно в Западной Европе. В XIX веке дамы отстаивали социальную независимость, свободу слова. Брак заключался только по взаимной любви, разрешался для мужчин с 30 лет, для женщин — с 25 лет. Общество стало образованным, появилась традиция раздельного обучения девочек и мальчиков.

Принципы искусства

Культурные черты

Барокко охватывает все сферы жизни, начиная с одежды и заканчивая архитектурой. Женские наряды, выполненные в этом стиле, отодвинули на второй план французские кружевные изделия. В архитектуре всячески уравновешивались формы, например, массивные детали объединялись с воздушными элементами.

Англии и Франции этот стиль преобразовался в классицизм. Для него характерны античные формы, лаконичность сочетается со строгостью. В основе барокко присутствует рационализм.

Для Новой эпохи характерен и стиль рококо. Он отождествляется с отхождением человека от привычного мира с целью погружения в фантазии, иллюзии. Подобный стиль соединил в себе воздушные и изящные черты. Он демонстрирует этнические восточные детали, какие особенно ярко просматриваются в художественной культуре. Литература обогатилась новым направлением сентиментализмом.

Известные деятели

Известные деятели

В эпоху Нового времени активно развивается наука, она позволила появиться и закрепиться важным принципам естествознания. Накопившиеся знания целителей, врачей и алхимиков подверглись структурированию и получили конкретную форму. Появившиеся идеалы науки неразрывно связывались с экспериментальной проверкой догматов религии и природных процессов, математическими достижениями.

Общие знания и образование стали авторитетными явлениями. Они считались двигателями прогресса. К философии проявляется уважительное отношение благодаря работам известных ученых Вольтера, Руссо, Беркли.

Особенности культуры Нового времени заключаются в одновременном падении авторитета церкви. Наука, построенная на разуме и практических исследованиях, вышла на первое место:

  • уникальной является методология науки Галилея;
  • за Ньютоном осталась механика и основные ее принципы;
  • философию от схоластики освободили Гоббс, Бэкон, Спиноза.

Прослеживалось снижение зависимости общества от религии. Формирование науки основано не на достижениях конкретной личности, а на многочисленных проверенных фактах.

Значимые события

Этот период принес не только колоссальные перемены в мире науки и искусства, но и важные географические открытия. Значительный прогресс наблюдался в медицине, математике, астрономии, философии. Изменилось восприятие религии и веры в целом. Здесь наблюдается колоссальный переворот, связанный с культурными убеждениями.

Значимые события

Официальная дорога в Индию была найдена в 1498 году Васко да Гамой. Открытие принесло прибыльные торговые возможности в отношении стран, расположенных на индийском побережье.

На пороге открытий

Копернику удалось освоить математику и астрономию, создать первые астрономические таблицы, одновременно с этим он совершенствовался в правовом образовании, медицине. Д. Бруно — настоящий революционер, он доказывал существование множества планет, утверждал, что Солнце является звездой, а аналогичных ему тел во Вселенной не сосчитать. И только Галилею с созданием телескопа удалось доказать общественности теории Коперника и Бруно.

На пороге открытий

Книгопечатанье стало достижением И. Гутенберга, оно способствовало развитию образованности. Интеллектуальный человек стал эталоном и культурным образцом Нового времени.

Насыщенный событиями культурно-исторический XVII век принес много перемен в Европу и Россию, оставив богатое наследие. Наблюдается становление бюрократических государств, отход от средневековых принципов. Динамичному развитию подверглась социально-экономическая жизнь, что оставило заметный отпечаток на культуре. В городах появляется развитая инфраструктура, общество тянется к образованию. На первый план выходят свобода слова и появление интеллигенции.

Характеристику Нового времени в школе изучают на уроках истории и культурологии. Для закрепления материала дети пишут рефераты и доклады по теме, читают в кратком содержании литературные и научные труды представителей эпохи.

Историю русской культуры XVIII в. обычно делят на два периода:

  • конец XVII – первая четверть XVIII в. (становление новой культуры)

Первый этап в развитии культуры носит на себе отпечаток петровских преобразований. В России идет становление светской, европейской культуры. В это время была создана идеология, определявшая воспитательно-назидательную роль искусства в обществе.

  • середина – вторая половина XVIII в. – развитие и расцвет светской дворянской культуры и народной, носившей в основе своей традиционный характер.

На втором этапе развития культуры происходит расцвет художественного творчества, классицизма в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи. Развивается светское просвещение, которое приобретает сословный характер.

Архитектура:

  • До сер 18 века Преобладание стиля барокко. Барокко отличается помпезностью, праздничностью.
  • Середина Стиль рококо, не долго был популярен в России.
  • Середина - конец 18 века - Классицизм . Этот стиль - обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

В строительстве Петербурга нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры Нового времени: предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей, системы улиц, кварталов, площадей.

Для строительства были приглашены иностранные архитекторы Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. "Новые" постройки Петербурга и Москвы, стали основой для европеизации русской архитектуры.

Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости - автор проекта Доминик Трезини 1703 год

Петропавловская крепость . в 1706 году Трезини приступил к главному труду строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. Крепость была заложена в 1703 году по совместному проекту Петра Первого и французского инженера Жозефа-де- Герена.

Летний дворец Петра первого 1710 (Д. Трезини) В 1710 году в летнем саду началось строительство летнего дворца- небольшого двухэтажного каменно здания на берегу Фонтанки. Петр любил селиться около воды, чтобы можно было выйдя из дома спуститься по лестнице к ожидавшей его лодке.

Читайте также: