Этика в буддизме кратко

Обновлено: 17.06.2024

Раннебуддистское учение направленно на нравственное поведение человека. Праведное размышление и созерцание поможет человеку достигнуть истины, поможет обрести спасение и разорвать круг сансары, для этого необходимо только соблюдать законы и заповеди учения, достигнуть совершенства. В первоначальном буддизме нравственные заповеди носили преимущественно отрицательный характер: это был перечень поступков, от которых должен отказаться последователь Будды. Насчитывалось пять запретов:

1. Не убивать ни одного живого существа

2. Не брать чужой собственности.

3. Не касаться чужой жены.

4. Не говорить неправды.

Но они предусмотрены только для тех, кто не стремиться к совершенству. Для иных эти запреты трансформируются в более строгую систему предписаний. Так, например, запрет на убийство будет носить более строгий характер, так как строго запрещено убивать даже еле заметных глазу насекомых. Запрет не касаться чужой жены расширяется до требования полной чистоты супругов. Запрет не брать чужую собственность заменяется требованием отказа от владения какой – либо собственностью. Вместо запрета не пить вина возникает строгое воздержание в пище вообще, а также уклонение от всяких удобств, наслаждений и роскоши земной жизни. Следовательно, соблюдение данных требований требовало быть абсолютным святым, требования предусматривали ведения монашеского образа жизни.

Любовь и милосердие ко всем живым существам – одна из самых главных заповедей учения буддизма. Необходимо одинаково относиться и к добрым и к злым людям, к людям и животным. Буддизм не предполагает разделения между ними. Какое – то особое отношение к отдельному человеку строго запрещается. Но с другой стороны, любовь согласно учению Будды ко всему сущему — это пассивно-благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид. Главное- это терпение. Потому что последователю Будды нельзя отвечать злом на зло, нельзя мстить за убийство и за причиненные обиды, нельзя оберегать других от несправедливости и насилия, так как это порождает еще большее зло. Последователь Будды должен быть смиренным, терпеливым и относиться ко всему спокойно.[11]




Раннебуддистское учение направленно на нравственное поведение человека. Праведное размышление и созерцание поможет человеку достигнуть истины, поможет обрести спасение и разорвать круг сансары, для этого необходимо только соблюдать законы и заповеди учения, достигнуть совершенства. В первоначальном буддизме нравственные заповеди носили преимущественно отрицательный характер: это был перечень поступков, от которых должен отказаться последователь Будды. Насчитывалось пять запретов:

1. Не убивать ни одного живого существа

2. Не брать чужой собственности.

3. Не касаться чужой жены.

4. Не говорить неправды.

Но они предусмотрены только для тех, кто не стремиться к совершенству. Для иных эти запреты трансформируются в более строгую систему предписаний. Так, например, запрет на убийство будет носить более строгий характер, так как строго запрещено убивать даже еле заметных глазу насекомых. Запрет не касаться чужой жены расширяется до требования полной чистоты супругов. Запрет не брать чужую собственность заменяется требованием отказа от владения какой – либо собственностью. Вместо запрета не пить вина возникает строгое воздержание в пище вообще, а также уклонение от всяких удобств, наслаждений и роскоши земной жизни. Следовательно, соблюдение данных требований требовало быть абсолютным святым, требования предусматривали ведения монашеского образа жизни.

Любовь и милосердие ко всем живым существам – одна из самых главных заповедей учения буддизма. Необходимо одинаково относиться и к добрым и к злым людям, к людям и животным. Буддизм не предполагает разделения между ними. Какое – то особое отношение к отдельному человеку строго запрещается. Но с другой стороны, любовь согласно учению Будды ко всему сущему — это пассивно-благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид. Главное- это терпение. Потому что последователю Будды нельзя отвечать злом на зло, нельзя мстить за убийство и за причиненные обиды, нельзя оберегать других от несправедливости и насилия, так как это порождает еще большее зло. Последователь Будды должен быть смиренным, терпеливым и относиться ко всему спокойно.[11]

Этика Буддизма

Моральные заповеди раннего Буддизма носили преимущественно отрицательный характер: это был перечень поступков, от которых должен воздерживаться последователь Будды. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводились к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправды, не пить вина. Но для тех, кто стремится достигнуть совершенства, эти пять запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний.

Запрещение убийства доводится до того, что нельзя умерщвлять даже едва заметных глазу насекомых: поэтому нельзя пить из чаши непроцеженную воду, ибо в ней могут оказаться маленькие живые существа, нельзя заниматься земледелием, так как пахарь своим плугом может невольно нанести вред земляным червякам, и т. д. Запрет нарушения супружеской верности расширяется до требования полного целомудрия. Запрет брать чужую собственность усовершенствуется требованием отказа от всякой собственности. Запрет употребления спиртных напитков расширяется до строгого воздержания в пище, хотя и не доходящего до крайностей брахманов-аскетов, нередко отказывавшихся от пищи вообще, а также уклонение от всяких удобств, наслаждений и роскоши земной жизни. Словом, выполнение моральных предписаний Буддизма означало требование монашеского образа жизни, ухода из мира, отшельничества.

Одна из важных заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам. Буддизм предписывает при этом не делать различия между ними и относиться с равным доброжелательством к добрым и злым, к людям и животным. Особая, исключительная привязанность к какому-либо отдельному человеку решительно осуждается. С другой стороны, буддистская любовь к живым существам – это не активная и деятельная любовь, а скорее, пассивно-благожелательное настроение, непротивление злу, прощение обид.

В основе буддистской этики лежит знание закона кармы, которое гласит, что не бывает случайного наказания или случайных даров судьбы. Любое событие является причинным следствием совершенного ранее поступка. Последователь Будды ни в каком случае не должен платить злом за зло, ибо этим не уничтожаются, и лишь возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия, мстить за несправедливость, наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойо но, терпеливо и бесстрастно относиться ко злу, уклоняясь только от участия в нем.

Фигурка Будды

Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.

Главное о буддизме

Буддизм возник в Древней Индии в середине I тысячелетия до нашей эры. Его появление связывают с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. До 30 лет он жил безмятежно и был потрясен, увидев горе, нужды и смерть людей. Принц стал аскетом, наблюдал за своим сознанием и духовным миром, медитировал, в результате чего достиг просветления — стал Буддой. С 35 лет он стал проповедовать новое учение.

Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке до н. э. его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.

Что такое буддизм?

Буддизм в целом рассматривается как религиозно–философское учение, его определяют как:

  • религию;
  • философию;
  • этическое учение;
  • культурную традицию.

Будда утверждал, что каждый человек своими усилиями может стать просветленным и частью божественной сущности. Поэтому последователи не наделяли своего учителя сверхъестественными чертами, не обожествляли. В самом учении отрицается существование Бога-творца и вечной души. В этом существенное отличие буддизма от возникших позже христианства и ислама.

Известный ученый-религиовед, буддолог Евгений Торчинов объясняет, что буддизм стал мировой религией, потому что переступил границы и распространился среди сотен миллионов жителей планеты, его духом пронизана вся культура Востока.

Фигурка медитирующего человека

Медитация — путь к просветлению разума: Pxhere

Суть и философия буддизма

Будда утверждал, что понимание жизни пришло к нему не как божественное откровение, а стало результатом размышлений. Его интересовало, почему жизнь людей так тяжела и есть ли возможность избавления от этого.

В чем заключается философия буддизма? Будда сформулировал 4 постулата учения:

  1. Мир полон страданий и несовершенства. Человек существует в условиях страха, тревожности, непостоянства. Они искажают реальность, поэтому следует постигнуть причину страданий, чтобы найти путь избавления от них.
  2. Источник страданий человека Будда находит в желаниях и страстях, в жажде жизни и чувственных удовольствиях, которые одолевают людей. Эти страсти заставляют вращаться колесо жизни по кругу рождений и смертей.
  3. Есть возможность вырваться из этого круговорота, чтобы прекратить страдания. Это путь преодоления страстей, путь просветления. Высшая цель этого пути — достижение нирваны (состояния блаженного небытия).
  4. Будда определил, как идти к этой цели. Он описал путь спасения, который состоит из 8 этапов, в том числе:
  • соблюдение этических норм;
  • постижение мудрости;
  • медитации и др.

Другое название пути — срединный, то есть равноудаленный как от аскетизма, так и от удовольствий.

Направления и школы буддизма, современные формы

Ряды людей в оранжевых одеждах

Основные идеи буддизма: Pixabay

В результате распространения вероучения еще в древности возникли его разновидности. Какие есть направления буддизма? Главные из них:

  1. Хинаяна — направление, которое возникло в III веке до н. э. Его сторонники идеализировали монашескую жизнь, считали, что никто не может помочь человеку на пути спасения, что это возможно сделать, только приложив собственные усилия.
  2. Направление махаяна зародилось позже, в I веке н. э. В нем преобладало мнение, что миряне в благочестии могут сравняться с монашеством, а помощь на пути спасения им окажут святые.
  3. Внутри махаяны в V веке возникло тантрическое направление — ваджраяна. В нем главным средством достижения просветления считались тайные мантры.

В США и Западной Европе в начале ХХ века учение распространилось в виде дзен-буддизма. Современный исследователь Н. Кузнецова отмечает, что его сторонники — это преимущественно интеллектуалы. Для них приоритетным стало достижение контроля разума над телом, медитация и йога. Наблюдается своеобразная американизация буддизма — создаются дзен-центры, коммуны молодежи и студентов.

Основные принципы и уроки буддизма

За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.

Правила буддизма

В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:

  1. Запрет на причинение вреда всем живым существам. Прямо запрещаются убийства, в том числе смертная казнь, эвтаназия, аборты. Как продолжение этого завета, культивируются доброта, сострадание, благожелательность.
  2. Запрещается воровство. Приветствуется проявление щедрости и самоотверженность.
  3. Прелюбодеяние запрещается во всех формах. Буддисты призывают формировать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
  4. Порицаются лживые высказывания, оскорбления, ругань, сплетни. Последователи учения призывают воспитывать в себе такие качества, как честность и надежность.
  5. Буддизм осуждает любые формы опьянения — алкоголь, наркотики и пр.

Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.

Позолоченная статуя Будды

Направления буддизма: Pixabay

Чему учит буддизм?

Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.

Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:

  • Будьте благодарны за все, что происходит в вашей жизни. Хорошие явления делают нас счастливее, плохие приносят опыт, чему-то учат. Благодарность притягивает радость, любовь, здоровье и процветание.
  • Умейте прощать. Обиды травят душу, мешают жить. Освобождение от них приносит душевный покой.
  • Никто не появляется в вашей жизни случайно. Каждый человек возник с какой-то целью, но вам решать, принимать его урок или отвергнуть.
  • Верьте, что в самые тяжелые времена Вселенная придет на помощь. Человеку не будет дано больше испытаний, чем он сможет вынести.
  • Решайте проблемы через их осознание. Не загоняйте их внутрь — смотрите правде в глаза. Буддизм учит, как принять страхи и слабости, пройти через них, чтобы избавиться.
  • Делитесь любовью, мудростью, талантом. Все, что отдаете, к вам вернется. Отдаете хорошее — получите в ответ много прекрасного.
  • Достижение совершенства, перфекционизм — иллюзия. Расслабьтесь и позвольте себе делать ошибки, будьте счастливы независимо от результата своих усилий.
  • Живите настоящим, а из прошлого выносите уроки. О будущем мечтайте без фанатизма, но помните, что счастье здесь и сейчас.
  • Живите среди тех, кто вас любит и поддерживает. Не тратьте жизнь на тех, кто в вас не верит.
  • Берите от природы и окружающего мира энергию и все, что требуется для здоровья. Это просто и доступно всем.
  • Не принимайте все слишком близко к сердцу, позже пожалеете о своих страданиях, которые того не стоили.

Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.

Поиск


Буддийская этика

Жить - значит совершать поступки. Наши поступки могут иметь вредоносные или благоприятные последствия для нас самих и других людей. Буддийская этика содержит принципы и практики, которые помогают нам поступать на пользу, а не во вред другим и себе.

Пять наставлений включают следующие принципы:

1. Не убивать других живых существ и не причинять им вреда. Это фундаментальный этический принцип буддизма, и все остальные наставления являются его следствиями. Этот принцип подразумевает отказ от насилия во всех ситуациях, когда это возможно, и многие буддисты по этой причине придерживаются вегетарианства. Эквивалентное этому принципу качество – любовь.

2. Не брать того, что не является твоим. Очевидно, что воровство наносит вред другим. Сюда относится также использование людей в своих целях, их эксплуатация и манипулирование ими – все это может рассматриваться как присвоение чужого. Эквивалентное этому принципу качество – щедрость.

3. Избегать неправильного сексуального поведения. Этот принцип находил различную интерпретацию в разные времена, но сущность его в том, чтобы не причинять вреда другим в сексуальной сфере. Эквивалентное этому принципу качество – удовлетворенность.

4. Избегать неправдивой речи. Речь – это ключевой момент в наших взаимоотношениях с другими, и все же слово – опасный посредник, и мы часто обманываем себя или других, даже не осознавая, что делаем. Поэтому правдивость, качество, эквивалентное этому принципу, необходима для нравственной жизни. Но правдивости недостаточно, и в другом списке наставлений (десяти наставлениях или десяти кушала дхармах) содержатся целых четыре наставления о речи, добавляющих, что наша речь должна быть доброжелательной, полной желания помочь и гармоничной.

5. Отказаться от алкоголя и наркотиков, которые затуманивают разум. Эквивалентное этому принципу качество – благоразумие, или осознанность. Осознанность – фундаментальное качество, подлежащее развитию на буддийском пути, а опыт показывает, что интоксикация алкогольными напитками или наркотиками приводит к совершенно противоположному результату.

Многие буддисты во всем мире ежедневно повторяют эти пять наставлений и стараются следовать им в своей повседневной жизни.

Буддийская Община Триратна подчеркивается важность этики для духовной жизни. Человека, практикующего в Буддийской Общины Триратна и желающего стать "митрой" (санскр. друг/подруга), просят исполнять пять наставлений, а все члены Ордена следуют подобному, но немного расширенному списку из десяти традиционных наставлений. Но настоящая нравственная жизнь вырастает из этической чуткости, а она культивируется через развитие чуткости к себе и другим путем размышления и открытого общения. Мы не можем автоматически знать последствия наших поступков, если мы не размышляем над ними и не достигаем ясного понимания их последствий. Поэтому этика рассматривается в Буддийской Общины Триратна не как вопрос подчинения правилам, но как вопрос обучения тому, как поступать хорошо и не причинять вреда. Частично ценность сангхи, или духовной общины, заключается в том, что другие люди могут указать на ошибки, которые сам человек не видит, но хочет избежать. Иногда человек решает усилить практику этического поведения путем формальной исповеди своим друзьям в неправильных поступках.

Введение в буддийскую медитацию онлайн

Введение в буддийскую медитацию онлайн. Эти практики предполагают фундаментальную работу с существованием человека в целом.

В 19:00-20:30 в среду 16-го марта

Пишите , пожалуйста, за час до занятия на электронную почту, чтобы записаться и получить пароль.

Введение в буддийскую медитацию в Москве

19:00-20:30 по воскресеньям. Ближайшие: 6-го, 13-го и 20-го марта.

Читайте также: