История мордовского народа кратко для детей

Обновлено: 25.06.2024

Среди финно-угорских народов России самым многочисленным является мордва. Это - коренной этнос Восточной Европы, имеющий сложную и богатую историю, до наших дней хранящий самобытные культурные элементы.

Назвать мордву однородным племенем было бы в корне неправильно. В этом и заключается уникальность народа - он разделён на два ярко выраженных и сформированных направления: народности мокша и эрзя. Такое раздвоение порождает массу вопросов, точные ответы на которые исследователи и сегодня не могут дать. Как появились представители мордвы? Являются ли мокшане и эрзяне разными народами или они - части одного целого? Что хранит прошлое мордвы?

Две составляющих мордвы

Относительно принадлежности мокшан и эрзян к мордве есть немало противоречивых мнений. Само происхождение этнонима “мордва” является загадкой. Как утверждают представители Финно-угорской организации Эстонии, мнение советских учёных о том, что мокша и эрзя - лишь субэтносы одной народности, в корне неверно.

Поразительно, но ни те, ни другие себя мордвой не называют. Более того, у каждого из этих племён свой литературный язык, свои особенности менталитета и культуры. Казалось бы, не может возникнуть и мысли об объединении этих народностей в одну. Однако есть немало оснований в пользу единства двух таких несхожих племён.

Официально термин “мордва” стал использоваться с начала прошлого века. По сути, чаще всего его употребляли русские, а не представители данного народа. Это и стало аргументом при создании названия для округа. В 1928 году его решено было именовать Мордовским, поскольку этнонимы “мокша” и “эрзя” были известны далеко не всем, а вот “мордва” уже стало весьма используемым словом.

Если же взглянуть на исторические документы, сохранившиеся до наших дней, то и вовсе появляется интересное предположение о происхождении мокшан и эрзян. Дело в том, что впервые термин “мордва” встречается у историка Иордана.

Позднее, уже в древнерусских летописях, можно увидеть этот этноним, что появляется с IX века. А вот с XII столетия упоминается и об эрзя. Не исключено, что мокша и эрзяне стали ответвлениями одного мордовского народа, а потому не стоит разделять их на отдельные народности.

Название и характер народа

Есть предположение, что происхождение слова “мордва” восходит к древнеиранскому наречию, означает “человек, мужчина”. Мне не раз приходилось встречать народы, значение названий было бы подобным, а потому и эту версию можно считать вполне обоснованной.

О предках современных представителей мордовского народа, писали самые разные путешественники и исследователи. Многие отмечали мордву как два племени, что логично, учитывая особенности этого народа.

В книге Гийома де Рубрика “Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрика”, вышедшей в середине XIII века, рассказывается следующее:

“К северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель, не имеющие никакого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах”.

Мордовский народ оставил яркий отпечаток в истории, причём не столько великими свершениями, сколько своим нравом и выдающимися личностями, являвшимися представителями этого этноса. До сих пор существуют поговорки “упрямый как мордвин”, “мордовский гвоздь - сучок” и т.п.

Классики русской литературы, в частности, Максим Горький, нередко упоминали о мордве, отмечая добродушие, мудрость и особенный подход к делам у этого народа. Сегодня изучением мокшан и эрзян занимаются этнопсихологи, а один из них, В.Г.Крысько, отмечает следующее:

“У мордвин высоко развито чувство национальной гордости, но они предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и личное достоинство”.

Формирование мордовского народа

На заре своего становления мордовские племена занимали территории Цнинско-Окско-Сурского междуречья. Это были обширные земли, что принадлежали древним мордвинам до IV века.

Позднее начинается переселение народов, и к мордве присоединяются племена, выдвинувшиеся с Нижнего Примокшанья и Средней Оки. За счёт уплотнения этнос разрастается, приобретает новые черты. Через пару столетий мордовские поселения уже находятся на берегах Волги, что говорит о стремительном расселении племён.

Одна из групп мордвы переселилась в бассейн Нижней Оки. Этот переход стал основой для формирования другого этноса - муромы. Позднее мурома попадает под славянское влияние, что становится началом ассимиляции. Незначительная часть народа приобщилась к мокшанам.

На мой взгляд, нельзя исключать, что, сложись история Руси иначе, мокшанские и эрзянские общины могли бы сплотиться ещё теснее, и тогда вопросов об их единстве уже не возникало бы.

До XIII века происходил тесный культурный обмен этих народов, однако монголо-татарское нашествие значительно затормозило процессы, а этносы стали развиваться в своего рода изоляционных условиях, попав под влияния разных племён.

Но наиболее заметным в культуре мордвы является русский аспект. Обрусение, как утверждают историки, стремительно происходит за счёт стремления помещиков установить собственные правила на занятых землях.

Для строительства деревень на мордовские земли привозили русских работников, что впоследствии составили часть смешанного русско-мордовского населения. Впрочем, были и положительные моменты: за пределами Нижнего Новгорода мордовский народ практически не знал крепостного права, оставаясь свободными плательщиками ясака.

Сегодня в мире насчитывается около 800 тысяч представителей мордвы, большая часть которых проживает на территории Республики Мордовия, в Пензенской, Самарской, Оренбургской областях. Многие современные мокшане и эрзяне гордятся принадлежностью к этим этносам, стараются сохранить старинную культуру своих предков. Мордва нашего времени - это люди, что прекрасно осознают: наше успешное будущее строится на прошлом опыте, уважении к традициям и истории тех, кто передал свои традиции, верования, уклад жизни.

Мордва — финно-угорский народ, проживающий в Республике Мордовия и сопредельных с нею областях. Республика, образованная в 1930 году, является частью Приволжского федерального округа. Столица Мордовии — город Саранск.

Мордовский народ подразделяется на два субкультурных этноса — эрзя и мокша. Эрзяне и мокшане отличаются своими литературными языками, традиционным бытом и культурой. Мокши проживают в южных и западной частях Мордовии, эрзи — в восточных и северо-восточных. Общепринятом языком в республике считается русский.

Большая часть мордовского народа придерживается православия, в республике проживают также лютеране, молокане, буддисты, иудеи, мусульмане и представители языческих религий.

Культура и быт мордовского народа

Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками.

В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.

На территории Мордовии расположено множество древних монастырей, куда приезжают паломники со всей России. Действуют: Республиканский краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, Темниковский историко-краеведческий музей, Музей боевого и трудового подвига, а также около ста мелких музеев. Гордостью республики являются Национальная библиотека имени Пушкина и Театр кукол.

В 2006 году в Мордовии открылся Поволжский центр культур финно-угорских народов. В Саранске проходят крупные международные ярмарки, фестивали и съезды финно-угорских народов. В 2012 году в республике широко отметили тысячелетие единения мордовского и русского народов.

В старину мордовский народ жил одним родом в небольших поселениях на берегах рек и по опушкам лесов. Дома располагались посреди крупных дворов, обнесенным высоким забором. Дом состоял из избы и сеней и отдельных хозяйственных построек. В семьях насчитывалось по 30-40 человек.

С давних времен мордовский народ успешно занимается земледелием, пчеловодство, рыболовством, охотой, сбором диких ягод и трав. Повсеместно развито народное творчество — вышивка, узорное ткачество, шитье бисером, резьба по дереву, изготовление ювелирных изделий, ткачество и прядение.

Традиции и обычаи мордовского народа

Современные традиции мордовского народа пришли из глубокой древности. Сформировались они на единении человека с природой. Множество традиций эрзян и мокшан связаны с созданием семьи и появлением ребенка. Со времен язычества сохранились поверья и обычаи, касающиеся похорон и почитания умерших предков.

Мордовский народ отличается радушием и хлебосольством. На большие церковные праздники в мордовские поселения из ближайших деревень съезжались русские, чтобы отведать вкуснейшие блюда, принять участие в народных гуляниях.

Традиционная кухня мордовского народа имеет сходство с русской. Популярными блюдами являются различные каши, щи, вареное мясо, жареная печень, квашеная капуста, квас, простокваша, напитки из меда, ячменя, хмеля и солода.

Издревле мордовские девушки занимаются гаданием. Популярностью пользуются народные игры на свежем воздухе. Большое внимание уделяется воспитанию у детей трудолюбия, уважения к старшим, приучению к труду и прививанию древних семейных традиций.

- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в мордовских словах ; выучить с детьми новое слово – кямот (сапоги) ; - закреплять счёт в прямом порядке в пределах 10 на мокшанском языке;

- развивать фонетический слух и совершенствовать интонационную выразительность речи;

- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей, способствовать развитию музыкального слуха;

- развивать память, внимание, логическое мышление; воспитательные - воспитывать навыки культуры общения

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное .

ВложениеРазмер
kaspekt_po_kulture_morovskogo_naroda.docx 19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №85 комбинированного вида"

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа .

Выполнила: Лакштанкина Е.Н.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой мордовского народа .

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,

Цель: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы.

- систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа;

- расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; - закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков в мордовских словах ; выучить с детьми новое слово – кямот (сапоги) ; - закреплять счёт в прямом порядке в пределах 10 на мокшанском языке;

- развивать фонетический слух и совершенствовать интонационную выразительность речи;

- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус у детей, способствовать развитию музыкального слуха;

- развивать память, внимание, логическое мышление; воспитательные - воспитывать навыки культуры общения

- воспитывать доброжелательность, гостеприимство, вежливость, умение, действовать совместное .

1. чтение сказок, легенд, рассказов о родном крае;

2. рассматривание мордовских национальных костюмов;

4. беседы и рассматривание картин о быте мордвы.

5. занятия по художественному творчеству – отображение в детских работах элементов национального орнамента и предметов утвари.

7. Отгадывание загадок.

8. Заучивание пословиц, потешек, закличек.

9. Слушание национальной мордовской музыки.

10 проведение мордовских подвижных игр .

В украшенном зале звучит мордовская национальная музыка. Дети в мордовских костюмах. В зале отведено место для декорации –мордовской избы (скамейки, стол, предметы быта, зыбка с младенцем).

Встречает гостей хозяйка в мордовском костюме (приветствует детей и гостей на мокшанском и русском языках) . Я рада видеть вас у себя в гостях. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию по нашему мини – музею, где мы поговорим об истории мордовского народа.

Восп. Хотите? Да! (дети)

Восп. Ребята, но сначала ответьте мне:

Как называется республика в которой мы живем?

Назовите столицу республики Мордовия.

А какие ещё в нашей республике города вы знаете? Правильно, наша республика славится не только традициями и культурой, но и своим народом.

Сегодня мы поговорим о мордовском народе, вспомним слова на мокшанском языке, выученные на других занятиях, об истории мордвы. Дети, вы знаете, что в нашей республике проживают народы разных национальностей? Назовите их (ответ детей).

Мордовский народ – это очень древний народ. Наши предки жили очень – очень давно. А что означает слово предки? (ответ детей). Давайте посмотрим, как выглядели наши предки, как они жили (рассматривание фотографии на стенде) . Правильно, предки – это наши прапрабабушки, прапрадедушки, которые жили очень- очень давно. А жили они в сёлах и деревнях.

Село – по русски, по мордовски-веле,

И вот уже столетья пролетели,

Но жив народ и радостна земля

Что этому народу жизнь дала.

Мордовские поселения были небольшими, всего несколько домов. – Как называлось село по мокшански? Дома строились из дерева, а крыши были покрыты камышом или соломой.

Небогатая изба, а можно – куд.

Сюда стремится сердце отовсюду. – Ребята, как по мокшански будет изба? Из чего были построены дома? Чем были покрыты крыши домов? (ответ детей) . Восп. :В доме жило много народу. Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошёл до наших дней в пословицах и поговорках. Вспомните, какие пословицы мы разучивали на прошлых занятиях.

1. Родинафтомаломанць, что пизофтома нармонць (человек без Родины, что птица без гнезда) .

2. Родной масторсь – родной ава (родная земля - родная мать). (дети проговаривают и сами переводят)

(Азк кельговикс) Я называю слово, а вы подберите к нему уменьшительно–ласкательную форму.

Слова: Бабушка – бабаня – щаваня

(Молодцы, воспитатель подведет итог игры, дети на мокшанском языке подсчитывают укого больше фишек – счет на мокшанском языке)

Восп. : А сейчас предлагаю вам, пройти в мордовскую старинную избу. все предметы мебели были изготовлены своими руками из дерева (стол, скамьи)

– Посмотрите, какой посудой, а раньше это называлось утварь, пользовались наши предки. Утварь мордвы изготавливались из глины, дерева, реже из металла. В этой посуде готовилась традиционная мордовская еда. Ребята, кто вспомнит, как называются на мокшанском языке блюда, приготавливаемые нашими предками?

Дети: щи-лям, пироги - перякат, хлеб – кши, картошка – модамарь. Восп. А самая знаменитая мордовская еда?

Дети: Блины – пачат.

Восп: Правильно, мордовские блины отличаются от русских. Обычно их готовили из теста с добавлением пшена и гречки, из которых варили каши, всё это смешивали, взбивали и пекли. Пекли блины толстыми и пышными. А какие они вкусные (воспитатель показывает наглядно все атрибуты и испечённые блины, которые после занятия дети обязательно попробуют) .

Анализ и итог занятия.

А закончить наше занятие мне хочется такими словами : Мордовия – часть нашей славной России! Прекрасная родина светлой мечты, Не сыщешь нигде в мире края красивей. Об этом всегда помню я, помни ты. (Воспитатель в конце мероприятия предлагает всем присутствующим угостится горячими блинами) .

Мордовцы — это гордые и гостеприимные люди, которые всегда славились упрямством. Они поклоняются духам-богам женского пола, однако главным в семье все равно остается мужчина. У них нет шаманов, но есть языческие обряды с жертвоприношениями. У них есть литература, но мордовского языка не существует. Такие многогранные и противоречивые: почему так вышло?

Название

Интересно, что сами мордовцы начали так себя называть лишь с середины XX столетия, когда регион их проживания стали официально именовать Мордовией. Более того, такой народности, как мордва, вовсе не существует: этим словом русские для большей понятности именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокша и эрзя.


Где живут, численность

По данным переписи 2002 года, число мордовцев в России составило более 843 000 человек. Почти 284 000 из них живут в Мордовии, составляя более 30% населения региона. Большие диаспоры находятся в таких регионах, как:

  • Самарская область — 86000
  • Пензенская область — 70739
  • Оренбургская область — 52458
  • Ульяновская область — 50229
  • Республика Башкортостан — 26020
  • Нижегородская область — 25022

История

В начале и середине первого тысячелетия нашей эры в зоне междуречья Волги и Оки обитали позднегородецкие и пьяноборческие племена, которые и были предками современных народностей мокша и эрзя. Племена активно взаимодействовали с персами, славянами, в раннем Средневековье очутились под влиянием Хазарского каганата.


В IX-XIII веках территория проживания мордовцев попала в зону интересов Волжской Булгарии и Руси. В одной из летописей упоминается, что уже в XII столетии мордва платила Владимиру Мономаху дань медом. Однако позже народ захватили татаро-монголы, под влиянием которых мордовцы находились до XVI столетия, а после падения Казани присоединились к Ивану Грозному.
Активная христианизация и колониальная политика не пришлись по нраву народу, поэтому часть из них мигрировала в соседние, уральские или южные регионы. Оставшиеся же на исторической родине мордовцы не раз поднимали восстания за независимость, однако все они быстро подавлялись.

Внешность

Однозначно определить антропологический тип мордовцев невозможно: внешность отличается как у представителей мокши и эрзи, так и внутри народностей. В целом, мордва относится к европеоидам, среди них встречается субуральский и понтийский типы, часть характеристик сближает народ с древней Пьяноборской культурой.

Одежда


Национальная одежда мордовцев была выполнена в основном из белого сукна. Женский наряд состоял из прямой длинной рубахи, присобранной или опоясанной в талии специальным украшением из ткани и монет. Наряд дополнял передник из красной или синей шерсти с нагрудником или без него, поверх надевали кафтан без рукавов. Одежду богато украшали вышивкой, бусами, бисером, монетами, оторачивали мехом.
Головные уборы были разными: от русской сороки до национального подобия чалмы. Интерес представляют высокие головные уборы: для их создания вытянутую заготовку из осины обшивали тканью, после чего украшали вышивкой и бисером, а сзади выпускали полоску ткани.

Семейный уклад

У мордовцев господствовал традиционный патриархальный уклад. Жили преимущественно родовыми общинами, позже им на смену пришли соседские по 150-500 дворов. Во главе рода стоял старейшина, который руководил всеми хозяйственными и социальным вопросами.
Брачный возраст у мужчин и женщин отличался, обычно невесты были на 10-15 лет старше женихов. Это объяснялось тем, что родители держали девушек в хозяйстве подольше, лишние руки нужны были и в семьях мальчиков, поэтому часто случалось, что 23-25-летних невест выдавали замуж за 10-12-летних мальчиков.


Муж был главой семьи, однако роль женщины была более значимой, чем у соседских народов. Даже в религии практически все божества были женского пола, поэтому жен уважали и любили, к их мнению прислушивались.
В женщине ценились хозяйственность, бойкий нрав и способность к деторождению. Поэтому, если до брака у женщины появлялся ребенок, это было скорее плюсом и означало, что она способна рожать в будущем: препятствием к браку это не становилось. Привлекательными считались крупные женщины с толстыми ногами, поэтому девушек на выданье старались хорошо кормить, баловали нарядами и украшениями.

Характер

Основная черта характера мордовцев, которую отмечают и сами представители нации, и соседние народы — упрямство. Причем отмечалось это с положительной точки зрения: им была свойственна не твердолобость, а желание достигать в любой поставленной задаче результата. Вместе с тем отмечались такие черты характера, как гостеприимство, взаимовыручка, чувство собственного достоинства, вспыльчивость и желание лезть в драку.

Жилище

Традиционное мордовское жилище — двух- или трехсекционная деревянная изба, похожая на русскую. В древности помещение топили по-черному, во время розжига открывая двери или специальные дымовые окошки. Затем в обиход вошла печь, которую устанавливали в передней или задней части избы.
Селения мордовцев редко строились по плану, в основном расположение домов было хаотичным. Порой использовалась радиальная структура, когда жилища размещались вокруг озера или другого водоема. Общины в лесу были более скученными, на равнинах размещались на дальних друг от друга расстояниях.


В отличие от русских дворов, у мордвы дома располагались в центре участка. Если же их ставили у забора, то окна были обращены во двор. Среди хозяйственных построек обязательными были сарай, загон для животных, погреб с наземной надстройкой и баня. Летом, во время охоты, рыбалки или полевых работ, часто жили во временных неутепленных домах или зимовках.

Жизнь

Главным занятием мордовцев было земледелие. В древности использовали мотыгу, затем перешли на соху, вспахивающую землю не более чем на 5 см, а впоследствии и на тяжелый плуг. Основные культуры — рожь, ячмень, овес, горох, просо, полба, конопля. Большую часть зерна пускали на муку, которую производили на мельницах разного типа: водяных, ручных, ветряных.
Занимались и огородничеством, выращивали чеснок, лук, свеклу, хмель, морковь, огурцы, зелень, однако развито оно было слабо. Охота была дополнительным промыслом, в основном охотились на пушного зверя. Для этого использовали стрелы и лук, порой применяли гончих псов. Рыбная ловля практиковалась лишь в речных поселениях и не была массовым занятием.
С древних времен мордовцы занимались бортничеством, после пчеловодством. Число ульев у некоторых доходило до 200: мед ели сами, продавали русским купцам, отдавали в качестве дани. Ремесла были связаны с обработкой шерсти и дерева. Мордовцы славились как хорошие ткачи, порой целые деревни специализировались на крашении и набивке сукна.

Религия

Шаманов у мордовцев не было, а для проведения общинных ритуалов выбирался наиболее уважаемый старец, глава рода. Молились обычно в лесу или на краю деревни в специально отгороженном плетнем месте. Здесь размещались столбы, к которым привязывали жертвенных животных, ниша, куда сливалась их кровь, устанавливались вырезанные из дерева идолы. Была зона с котлами, в которой варилось после жертвоприношения мясо: его по окончании молитвы съедали все присутствующие.

Традиции


Известные мордовцы

Если говорить про мордовцев, как обитателей Мордовии, самым знаменитым жителем города Саранска недавно стал Жерар Депардье. После получения российского гражданства он почти сразу обзавелся пропиской в городе Саранске.



Много мордовский народ подарил миру и спортсменов. Среди них гимнастка Светлана Хоркина, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Валерий Борчин и Ольга Каниськина, боксер WBC Олег Маскаев.


Национальными героями стали летчик Алексей Маресьев и защитник Брестской крепости Андрей Кижеватов. Ну а на весь мир прославилась супермодель Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Классный час на тему Откуда пошёл мордовский народ

1. Приобщать школьников к национальной культуре, к истории мордовского народа.

2. Развивать творческие способности.

3. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике, к мордовскому языку.

Оборудование: презентация, аудиозапись, иллюстрационный материал.

1 Мокшень крайняй, шачем крайняй,

Моньге морозень примак,

Катк сон паксять вельхксса гайняй,

Прокс аф сетьмоси сон и катк.

Седиезе монь аф кирди

Алянь-тядянь крайть аф шнамс.

Мон аф бокста,аф ширде

Ардонь мокшень модать лангс.

Мон аф бокста,,аф ширде

Ардонь мокшень модать лангс.

Мон въдь тястонь мокшень стирнесь,

Крайняй, седизе тейть панчф,

Эсон мокшень ляйсь ипорась,

И тундань шинь васень панчфсь.

Седиезе монь аф кирди

Алянь-тядянь крайть аф шнамс.

Мон аф бокста, аф ширде

Ардонь мокшень модать лангс.

Мон аф бокста, аф ширде

Ардонь мокшень модать лангс.

Седиезе монь аф кирди

Алянь-тядянь крайть аф шнамс.

Мон аф бокста, аф ширде

Ардонь мокшень модать лангс.

Мон аф бокста, аф ширде

Ардонь мокшень модать лангс

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному краю.

Чувство Родины, чувство принадлежности к той огромной земле, которая зовется Россия, начинается здесь, у порога. Здесь в пору малолетства открывается для каждого и земля, населенная добрым миром растений, и вечно живая вода, и огромное чистое небо.

10 января 1930 года округ был преобразован в Мордовскую автономную область. Этот день мы считаем днём рождения Мордовии. В 1934 году она была переименована в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР). Вместе с новым статусом республика получила герб и флаг. В 1937 году была принята Конституция МАССР.

«Мордовская АССР образована 10 января 1930 года. Наша республика

– многонациональная, в которой живут в мире и согласии мордва (эрзя,

мокша, шокша), русские, татары и другие представители народностей России.

И мы поистине гордимся тем, что на протяжении многих веков у нас не было

серьезных конфликтов на национальной или религиозной почве. Именно в

Мы с вами живём в стране, имя которой – Российская Федерация. Но у каждого человека есть ещё и малая родина – это место, где человек родился, вырос. Наша малая родина – Республика Мордовия, мордовский край.

Первые сведения о её народе сообщил историк Иордан, живший в 6 веке.

О самых первых жителях края нам помогает узнать наука археология. С её помощью учёные выяснили, что первые люди на территории Мордовии появились прмерно 10-7 тысяч лет назад. Вначале нашёй эры стали формироваться основные признаки древнемокшанской и древнеэрзянской культур. В 7-9 веках мордва по частям была подчинена трём государствам: Древнерусскому, Хазарии и Волжской Булгарии.

В 15 – 16 веках земли, где проживала мордва, вошли в состав Российского государства. С этого времени на тнрритории мордовского государства началось расселение русских, которые до сегодняшнего дня живут бок о бок с мордвой. Два народа на протяжении многих веков вели борьбу против общих врагов, вместе сооружали оборонительные укрепления вдоль южных границ государства. Так были построены крепости Темников, Краснослободск, Саранск и Инсар.

Важные перемены произошли на территории края после 1917 года. Тогда среди лучших представителей мордовской интеллигенции возникла идея объединения мордвы. В 1928 году был создан Мордовский округ. В него вошли земли из бывших Пензенской и Симбирской губерний. Столицей округа стал город Саранск, руководителем - С. С. Шишканов.

10 января 1930 года округ был преобразован в Мордовскую автономную область. Этот день мы считаем днём рождения Мордовии. В 1934 году она была переименована в Мордовскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (МАССР). Вместе с новым статусом республика получила герб и флаг. В 1937 году была принята Конституция МАССР.

В последующие годы в МАССР развернулось промышленное строительство, шёл рост городского населения. Жители Мордовии внесли свой вклад в победу СССР над фашистской Германией. Имена наших земляков – Пуркаева М. А., Девятаева М. П. и многих других – навечно вошли в историю России.

198 уроженцев Мордовии были удостоены высшей государственной награды – звания Героя Советского союза (России). Большинство награждённых – участники Великой Отечественной войны. Первым Героем из Мордовии был И. А. Пожарский, погибший во время вооружённого конфликта между СССР и Японией у озера Хасан. После 1945 Героями Советского Союза и России стали маршал С. Ф. Ахромеев, летчик космонавт В. Н. Дежуров и спецназовец А. Ю. Янклович.

В1990 году Мордовия была переименована в мордовскую Советскую Социалистическую Республику (МССР). В 1991 году был избран Президент МССР. Им стал В. Д. Гуслянников. Однако через два года этот пост был ликвидирован и власть перешла в руки Верховного совета МССР.

В январе 1994 года на карте Российской Федерации появилась Республика Мордовия (РМ). Была принята Конституция РМ. Главой республики стал Н. И. Меркушкин. Позже Н. И. Меркушкин ещё дважды одерживал победу на всенародных выборах Главы РМ, а в2006 году был утвержлён на этой должности Госсобранием РМ по предложению Президента России В. В. Путина.

С августа 2006 года в Республике Мордовия проводятся торжественные мероприятия, посвящённые тысячелетию единения мордовского народа с народами государства Российского. Празднование этого события символизирует нерушимую дружбу русского и мордовского народов в составе единого государства. На торжественных мероприятиях присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Их венцом стало освящение Кафедрального собора во имя Фёдора Ушакова – самого большого в Поволжье.

Песня край мой край

Средь березовых просторов

Как песня матери,

Журчит одна струя….

Мордовия! Любимая навеки!

Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нём Мордовия-

С берёзовый листок величиной.

Всего лишь навьего,

Берёза же – великая Россия –

Так зелена, так высока!

Пускай на глобусе ты кажешься листком,

Горячим занесённым ветерком,-

Мордовия моя! Твой сын простой.

Я восхищён твоею широтой!

Прослушивание Гимна Мордовии.

3.Ученик: Легенда о рождении мордовского народа. (надпись на слайде)

Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья коснулась своим крылом чудо-яблоньки и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.

1.Ученик : Мордовская легенда о девушке Нуянзе. (надпись на слайде)

Из поколения в поколение мордовский народ передавал свои сказания и легенды. Одна из них рассказывает о девушке Нуянзе.

Жила-была мордовская девочка Нуянза рукодельница и умница. Всё-то она умела делать. И прясть и ткать, и корзины плести. А выросла Нуянза - стали звать её Нуянзой - искусницей т.е. волшебницей.

И вот посмотрите, какой волшебный сундучок собрала для нас НУЯНЗА, чтоб мы лучше знали историю мордовского народа. Чего там только нет!

Учитель: Обычаи и обряды. (надпись на слайде)

Лапти - КАРТЬ. Долгими зимними вечерами все мужчины в семье плели лапти. Они были зимние и летние, праздничные и повседневные.

Лаптей на многочисленную семью нужно было наплести много, так как они служили всего 2 недели.

А вот полотенце – НАРДАМО. Полотенцем не только вытирались, но и оборачивали новорожденного и маму, чтобы оградить их от сглаза и прочих напастей. Мордовской невесте полагалось к свадьбе вышить целый комплект полотенец для родственников жениха: свекрови, золовкам, жениху. Вышитое полотенце также завязывалось мордовскими женщинами на голову и служило для украшения.

А вот глиняный горшок – ЧАКШ.

В таком горшке варило традиционное мордовское блюдо – пшённую кашу. По мордовскому поверью, пшённая каша была не только любимым угощением во время свадьбы, крестин, поминок, но служила символом долголетия, поэтому, начиная строительство нового дома, хозяйка варила кашу в горшке и обходила с ним сруб избы. Это было залогом того, что новый дом будет служить многим поколениям.

Ученик: Гордость Земли Мордовской. (надпись на слайде, портреты)

И поныне живет и процветает народ мордовский на земле большой Российской. И прославляет её. Есть у Мордовии сыновья и дочери, которым памятью народной даровано бессмертие.

Недалеко от города Темникова есть скромная могила, в которой похоронен прославленный адмирал ФЕДОР ФЕД0Р0ВИЧ УШАКОВ. На море русский флот под командованием Ушакова не потерпел ни одного поражения. Недаром адмирала называли морским Суворовым. Юность и последние годы жизни Ушаков провел в небольшой деревеньке Алексеевке за Мокшей. В честь адмирала Ушакова учреждены орден и медаль, которыми награждаются самые смелые, мужественные моряки. А в центре г. Саранска построен величественный храм, названный в его честь.

Ученик: Еще одним человеком, прославившим наш край, был художник Ф.В.Сычков. Свидетельство тому – многочисленные полотна. Он по-своему открыл для всех интересный и своеобразный мир мордовской деревни, сельской детворы. В селе Кочелаево, недалеко от города Ковылкино, на вершине холма стоит небольшой домик, каких много в наших селах. Но стоит войти в эту скромную деревенскую избу, как вы окажетесь в царстве картин. Это дом-музей замечательного художника ФЕДОТА ВАСИЛЬЕВИЧА СЫЧКОВА. Здесь он родился и прожил почти всю свою жизнь. Много замечательных шедевров написал художник. На его полотнах запечатлены народные праздники, гуляния. Герои его картин - русские и мордовские крестьяне. Во всех полотнах художника глубокая любовь к этим людям. И поэтому перед каждым небольшим полотном кочелаевского чародея хочется подолгу стоять, думать, размышлять и радоваться.

Ученик: Девятаев Михаил Петрович - легендарный советский летчик. В историю Великой Отечественной войны он вошел, совершив беспримерный подвиг: угнав с секретного немецкого аэродрома самолет-носитель ФАУ-1. Страшные дни испытаний, прожитые в концлагерях, описаны Михаилом Петровичем в книге "Побег из ада". Она - напутствие молодому поколению: помнить и никогда больше не допускать подобного.

Родился Михаил Петрович 8 июля 1917 года в мордовском поселке Торбеево в семье крестьянина. Мордвин. Был тринадцатым ребенком в семье.

Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Уже на второй день на своем И-16 участвовал в воздушном бою. При въезде в поселок Торбеево установлен памятник-реалия - самолет МиГ-17 - в честь героического побега М.П. Девятаева из фашистского плена.

Учитель: Красота Мордовии, мордовского языка воспевается в песнях, стихах, на картинах.

Послушаем с вами стихи о Мордовии, о мордовском языке, приготовленные нашими учениками.

Читайте также: