Этика и религия кратко

Обновлено: 02.07.2024

Еще с давних времен проблема взаимодействия этики и религии волновала многих мыслителей. По этой проблеме высказывались самые различные, порой противоположные точки зрения. Я хочу рассмотреть в чем их единство, а в чем их разногласие.

Можно утверждать, что мораль не в состояние существовать без религии, как дерево без корней. Я считаю, что без обращения к религии, было бы невозможным объяснить возникновение и существование некоторых моральных норм и принципов. Общей целью религии и этики – мы видим достижение согласия с окружающими людьми и согласие с внутренним миром человека. Без одного не было бы и другого. Сближает религию и этику то, что не только в религиозной, но и в нравственной жизни большую роль играет вера. В религии – вера в Бога, а в этике - в конечное торжество добра и справедливости. Религиозные и нравственные нормы представляют собой разновидность социальных норм, которые в совокупности очень сильно могут воздействовать на нас. Объединяет религию и этику эмоционально – чувственная сфера. Я считаю, что без глубокого чувства не возможна полноценная религиозная жизнь, так же и нравственные отношения трудно представить без разнообразных переживаний. В религии, как и в этике есть требования постоянного духовно – нравственного совершенствования и мы должны их соблюдать.

Между религией и этикой кроме единства, есть и существенные различия, которые обусловлены их спецификой. В чем же состоят эти различия? Мораль представляет собой путь к Добру, высшим нравственным ценностям, к нравственному совершенствованию, а религия есть путь к Богу, почитание Бога. Эти два пути мог совпадать, а могут и не совпадать. Не думаю, что верующий будет осуждать Авраама за то, что он готов был принести в жертву своего сына. С точки зрения морали, этот поступок совершенно недопустим, хотя и ангел в последнее мгновение остановил убийство Исаака, но все же намерение у Авраама убить сына было несомненно. Так же во имя спасения души грешника, их сжигали на кострах инквизиции. В религиозном учении я заметил, что имеются специфические понятия, которые отсутствуют в этическом сознании. К ним относится рай и ад, грех, покаяние пред Богом, искупление вины пред Богом. Религия включает в себя культ (молитва, таинства, обряды), имеет свою часто весьма развитую организацию. Для меня сам факт существования церковных "должностей" не благотворно воздействует на религиозную жизнь, ибо может возникать банальный карьеризм, чинопочитании. Мораль же не имеет своих институтов, а опирается лишь на совесть и общественное мнение. Когда я читал Библию, в ней было написано, что нельзя менять содержание священной книги. Именно поэтому нормы религии остаются неизменны, а нормы морали наполняются новым содержанием в силу изменяющихся политических, экономических и социальных условий.

Сейчас нас будет интересовать второе значение, то есть принятая в обществе система норм поведения. Даже поверхностного взгляда на этические нормы в разных культурах достаточно, чтобы почувствовать, что они сильно отличаются друг от друга и в то же время в чем-то очень схожи. Схожесть эта касается самых основ человеческого общежития. Практически во всех современных культурах осуждается ложь, воровство, неоправданное убийство человека, клевета и лжесвидетельство. Везде культивируется уважение детей к родителям и родителей к детям.

Возникает закономерный вопрос: имеются ли некоторые общие основания человеческой этики и, если да, то имеют ли они какое-то отношение к религии.

Подобные комментарии скорее поэтичны, чем научны, однако хорошо показывают, как тонко и порой остроумно трактуются этические смыслы известных религиозных сюжетов.

В реальности трудно однозначно комментировать происхождение этических норм и уж тем более – выводить их из современно понимаемых строк священных книг. Однако нет никакого сомнения в том, что религия является если и не генератором, то катализатором этических процессов. При этом та или иная религия может не только гордиться выстроенной на ее основе гражданской этической системой (то есть принятых большинством населения этических норм), но и должна понимать свою ответственность за нее.

Монтескье имел в виду, что если религиозная этика становится догматом, тормозящим этику гражданскую, то в конце концов бумеранг вернется: гражданское общество перестанет ценить предложенные религией нравственные основания. В этом смысле этические нормы, даже освященные религиозной традицией, должны допускать достаточную гибкость, когда общественное развитие их пережило или не приняло.

Выполняя главную свою функцию объяснения мира с помощью идеи священного порядка, религия в конце концов втягивает в свою сферу и этический аспект взаимодействия между людьми. С возникновением этических религий, начиная с середины 1-го тысячелетия до н.э., религия не только устанавливает смысл бытия, делает мир понятным человеку, но и указывает, как должно человеку относиться к другим и к самому себе. Этическое наставление становится ядром религиозной веры. Но при этом ни религия не сводится к этике, ни этика не поглощается религией. Параллельно с Р.э. возникает также философская этика. Если Р.э. выводит этические предписания и запреты из божественного авторитета как последней инстанции, то философская этика, напротив, занята содержательным определением и обоснованием этих предписаний и запретов, выводя их из общего принципа данной этической системы.

Хотя христианская этика как богословская дисциплина сформировалась в Новое время, истоки ее находятся в христианском благовестии и прослеживаются на всем пути развития христианской теологией в целом. Вопросы этики рассматриваются христианскими апологетами, отцами Церкви, в средневековых схоластических системах, в трудах протестантских реформаторов. Начиная с XVII в. христианская этика разрабатывается как конфессионально ориентированная самостоятельная дисциплина в рамках православного, католического и протестантского богословия. В Новое время, когда появляется автономная этика и получает развитие этическая теория в рамках светской философии, христианская этика становится делом не только теологии, но также религиозной философии, основывающей этику уже не только на заповедях священных писаний. Христианская жизнь, ее ценности становятся предметом философской рефлексии. В России этот тип христианской этики представлен в трудах, например, Вл. Соловьева, С.Л. Франка, Е.Н. Трубецкого. Главной ее проблемой в XX в. становится проблема духовного кризиса, утраты этикой былого безусловного значения вместе с утратой опоры на трансцендентный авторитет в секулярном мире.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с.475-477.

Религиозная этика - это учение о смысле морали т. е. о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных духовных целей человек реализует мораль. Этика представляет систему знаний о предмете человеческой жизни. Главное отличие ее от других наук - это ее практический способ. Она онтологична, бытейственна (закон устроения мира). Одной из задач этики есть объяснение и обоснование того, почему именно эти ценности получают статус основных. Какова природа и причина их обязанности. Религиозную этику можно определить как религиозно - философскую, ее основной предмет - мораль.

Этика есть наука о нравственном добре и зле, и об осуществлении его в поведении человека.

Этика исследует конечную цель жизни человека и поведение его, поскольку оно ведёт к достижению этой цели или отклонении от неё.

Мораль - это общие правила поведения, а нравственность - это объективный аспект, а мораль субъективный. Более возвышенные заповеди нравственные, менее моральные. Со временем идеалы меняются, Бог же неизменяемый идеал, в этом состоит догматическая этика.

Метод науки. Методы этики: теоретический, философский или практический. Но изучение этики лучше вести из синтеза этих методов. Этика гуманитарная дисциплина и след аспекты духовно практичной жизни и общества.

Предмет науки. Предмет религиозной этики мораль и нравственное состояние человека. Мораль – горизонталь- криминал мира, в истории жизни, правил, чел и мир. Нравственная вертикаль, духовное состояние чел. Этика, мораль нравственность, это разные слова в процессе развития культуры, которое менялось в отношение к этим словам, но общие принятым является – определённая ветвь знания, науки, а уже нравственность и мораль это предмет изучаемой этикой. По Гегелю: мораль это субъективный аспект,отношение, соответствующих поступков, а уженравственные это сами поступки, сама жизнь человека. В целом закрепить за словами этика, мораль, нравственность, какие нибуть точные определения безуспешна, они выходит за рамки академической дисциплины. Этика обычно соприкасается с нравственным богословием философией, психологией и рядом других наук.

Этапы развития науки этики. Не смотря на,то что современный мир не признают вечных абсолютных ценностей их существования являются реальности. Сегодня доминирующей концепцией - релятивизма (утверждающе, что все суждения об истине, абсолютно относительны). Сейчас много спекуляторов моралью. Почему не все смогли перестояться, после падения союза, потому что у них была вера в определенный рай, которая резко пропала, но вдруг приходит новый мир.

Основные направления религиозного познания или религиозной жизни

1. Обрядоверие или мораль культа.

2. Рассудочный поиск истины.

3. Опытное познание или практика встречи.

Мораль культа или обрядоверие. У каждого человека свой путь к Богу. Догматический путь в Церкви для человека один. Но у каждого человека свой духовный путь становления. В антропологии – это свободная воля человека. Главное – это духовная основа.




Сила внутри человека, внутренняя сила в человеке это и есть его бог, это внутренний страх перед высшей силой, стоящей над человеком.

Религия этого типа предлагает верующим культ, как систему жестко заданных норм, гарантирующих своего рода отношение собственности с божественным (выполняя обрядовые нормы человек устанавливает завет с Богом (буквальное понимание)).

Для таких людей нравственность или мораль – это определенный код, состоящий из системы запретов и предписаний, указывающих на угодный или неугодный образ жизни человека.

Принимай на веру и не забывай вопросов – это не христианский подход к богословию. Пока человек не познает глубину греха, он не сможет измениться, не сможет исполнять заповеди Б-ии.

Рассудочный поиск истины – это философские рассуждения о Боге, (чаще это интеллигенция (псевдо), православные интеллектуалы).

Спасение как встреча с Богом подменяется интеллектом и внутренним философским рассуждением.

Логические рассуждения нас к Богу не приближают, для людей такого образа мышления достаточно того, что они знают, что Бог есть (Бог – это первопричина, вселенский разум, энергия и они на этом остановятся), философско-доктринальный подход к Богу.

Опытное познание или практика встречи. Уникальная традиция христианского Богопознания. Познание Бога – это личная встреча с ним.

Вера включает в себя в 1-ую очередь доверие, идущее изнутри, моральное обязательство и послушание (как это видно из жизни Авраама) - этический монотеизм. Вера - понятие активное, динамическое.

Вера – это доверие к кому-то или чему-то: к Богу, к человеку, к библии; обязательно имеющее отношение /нечто, имеющее/ к человеческому опыту, к жизненному человеческому опыту.

То, что происходит в исторической жизни человечества, определяет природу и содержание православного Богословия.

Церковь – это не археологический музей.

Православие – это исторический, религиозный опыт человечества.

Корни православия идут от создания мира.

Вера – это кредит (доверия) и для нас Бог это не абстрактная традиция или идеология, не безличная сила, а Личность начала.

Мы верим в Бога, но причина этого не в том, что нас принуждает к вере какое-то умозрительное суждение или какое-то конкретное учреждение даёт нам неоспоримые гарантии в существовании Божества. Мы верим во Христа потому, что Его Личность, Его Личностное существование вызывает у нас чувство доверия (поэтому важен исторический аспект – явление И.Христа, Бога на земле), деяния Бога, Его проявления в человеческой истории заставляет нас стремиться к общению с Ним.

Христианская истина – это не свод метафизических постулатов христианской веры и не кодекс заповедей христианской этики.

Евангелие Церкви – это свидетельство жизни и опыта. И этот опыт открыт нам в Воскресении Христа.

Религиозная вера - это доверие к свидетельству познавших Бога, живших в единении с Ним и удостоившихся видению Его Лица.

Поэтому религиозная вера начинается с доверия пророков, святых апостолов и св. Отец.

Мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, но через определенный образ жизни. Поэтому церковная реальность – это и есть образ жизни.

Святые Отцы строили веру на практике своего образа жизни: христианство и жизнь – это одно, личное общение с Христом; умная молитва как предстоящие пред Богом.

Типы христианской этики

Первый тип. Этика выбора добра (Условно). Эта этика имеет целевую ориентацию и сосредотачивается на добродетелях, требуемых для достижения цели, либо на ценностях, которыми определяется цель.

Когда человек стремится к добродетели (отвлеченной, им созданной), ближний может стать для него средством к достижению этой цели, (т.е. добродетель базируется на тщеславии).

Такая этика превращается в закостенелый легализм, когда закон ставится выше внутреннего содержания этого закона, (буква закона ставится выше духа закона, – т.е. основа гордости и отсутствие любви).

Джон Уэсли (методист-протестант) считал, что христианская этика – это воспитание специфических личных качеств.

Третий тип. Этика отклика. Я откликаюсь, я отзываюсь на Божественную любовь, я увидел и встретил Личность – живого Бога, самого Христа.

Божественные законы (нормы), цели представляют собой высшую норму, а нет конкретный набор правил.

Реальность встречи с Божественной любовью, с любовью Христа, Личного Бога; мы идём к христианской любви, мы откликаемся на любовь Бога.

Святость – это целостность всей жизни, целостность внешней и внутренней жизни – целомудрие.

Доверие – это величайший подвиг (например, Авраам).

Точки сближения метафизики и этики.

Первичный духовный опыт человека – мифология – в значительной мере оказывается невосприимчивым к моральному аспекту реальности, вернее, к нравственным качествам обитателей космоса – богов и людей. При этом, что позволено Юпитеру, не позволено человеку. Прерогативы участников космической жизни распределяются в соответствии с существующей иерархией власти. Как ни удивительно, но именно философия, в своей оппозиции традиционной мифологии, или, другими словами – в своей критике мифа, приложила немалые интеллектуальные усилия к тому, чтобы наделить действительность этическим смыслом и придать нравственные определения высшим началам бытия, в частности, персонажам сакральной истории. В качестве примера можно привести космологию Эмпедокла, где фазы циклического становления универсума обладают не только структурно-онтологическими характеристиками, но и принципиально различаются между собой в соответствии с фундаментальной моральной оппозицией добра и зла, точнее, их разновидностей – любви и раздора. Эти два мифологически окрашенных моральных субъекта космической жизни наполняют пространство, из которого они выросли, новым содержанием, отражающим специфический опыт человеческого существования.

Религиозная этика - это учение о смысле морали т. е. о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных духовных целей человек реализует мораль. Этика представляет систему знаний о предмете человеческой жизни. Главное отличие ее от других наук - это ее практический способ. Она онтологична, бытейственна (закон устроения мира). Одной из задач этики есть объяснение и обоснование того, почему именно эти ценности получают статус основных. Какова природа и причина их обязанности. Религиозную этику можно определить как религиозно - философскую, ее основной предмет - мораль.

Этика есть наука о нравственном добре и зле, и об осуществлении его в поведении человека.

Этика исследует конечную цель жизни человека и поведение его, поскольку оно ведёт к достижению этой цели или отклонении от неё.

Мораль - это общие правила поведения, а нравственность - это объективный аспект, а мораль субъективный. Более возвышенные заповеди нравственные, менее моральные. Со временем идеалы меняются, Бог же неизменяемый идеал, в этом состоит догматическая этика.

Метод науки. Методы этики: теоретический, философский или практический. Но изучение этики лучше вести из синтеза этих методов. Этика гуманитарная дисциплина и след аспекты духовно практичной жизни и общества.

Предмет науки. Предмет религиозной этики мораль и нравственное состояние человека. Мораль – горизонталь- криминал мира, в истории жизни, правил, чел и мир. Нравственная вертикаль, духовное состояние чел. Этика, мораль нравственность, это разные слова в процессе развития культуры, которое менялось в отношение к этим словам, но общие принятым является – определённая ветвь знания, науки, а уже нравственность и мораль это предмет изучаемой этикой. По Гегелю: мораль это субъективный аспект,отношение, соответствующих поступков, а уженравственные это сами поступки, сама жизнь человека. В целом закрепить за словами этика, мораль, нравственность, какие нибуть точные определения безуспешна, они выходит за рамки академической дисциплины. Этика обычно соприкасается с нравственным богословием философией, психологией и рядом других наук.

Этапы развития науки этики. Не смотря на,то что современный мир не признают вечных абсолютных ценностей их существования являются реальности. Сегодня доминирующей концепцией - релятивизма (утверждающе, что все суждения об истине, абсолютно относительны). Сейчас много спекуляторов моралью. Почему не все смогли перестояться, после падения союза, потому что у них была вера в определенный рай, которая резко пропала, но вдруг приходит новый мир.

Основные направления религиозного познания или религиозной жизни

1. Обрядоверие или мораль культа.

2. Рассудочный поиск истины.

3. Опытное познание или практика встречи.

Мораль культа или обрядоверие. У каждого человека свой путь к Богу. Догматический путь в Церкви для человека один. Но у каждого человека свой духовный путь становления. В антропологии – это свободная воля человека. Главное – это духовная основа.

Сила внутри человека, внутренняя сила в человеке это и есть его бог, это внутренний страх перед высшей силой, стоящей над человеком.

Религия этого типа предлагает верующим культ, как систему жестко заданных норм, гарантирующих своего рода отношение собственности с божественным (выполняя обрядовые нормы человек устанавливает завет с Богом (буквальное понимание)).

Для таких людей нравственность или мораль – это определенный код, состоящий из системы запретов и предписаний, указывающих на угодный или неугодный образ жизни человека.

Принимай на веру и не забывай вопросов – это не христианский подход к богословию. Пока человек не познает глубину греха, он не сможет измениться, не сможет исполнять заповеди Б-ии.

Рассудочный поиск истины – это философские рассуждения о Боге, (чаще это интеллигенция (псевдо), православные интеллектуалы).

Спасение как встреча с Богом подменяется интеллектом и внутренним философским рассуждением.

Логические рассуждения нас к Богу не приближают, для людей такого образа мышления достаточно того, что они знают, что Бог есть (Бог – это первопричина, вселенский разум, энергия и они на этом остановятся), философско-доктринальный подход к Богу.

Опытное познание или практика встречи. Уникальная традиция христианского Богопознания. Познание Бога – это личная встреча с ним.

Вера включает в себя в 1-ую очередь доверие, идущее изнутри, моральное обязательство и послушание (как это видно из жизни Авраама) - этический монотеизм. Вера - понятие активное, динамическое.

Вера – это доверие к кому-то или чему-то: к Богу, к человеку, к библии; обязательно имеющее отношение /нечто, имеющее/ к человеческому опыту, к жизненному человеческому опыту.

То, что происходит в исторической жизни человечества, определяет природу и содержание православного Богословия.

Церковь – это не археологический музей.

Православие – это исторический, религиозный опыт человечества.

Корни православия идут от создания мира.

Вера – это кредит (доверия) и для нас Бог это не абстрактная традиция или идеология, не безличная сила, а Личность начала.

Мы верим в Бога, но причина этого не в том, что нас принуждает к вере какое-то умозрительное суждение или какое-то конкретное учреждение даёт нам неоспоримые гарантии в существовании Божества. Мы верим во Христа потому, что Его Личность, Его Личностное существование вызывает у нас чувство доверия (поэтому важен исторический аспект – явление И.Христа, Бога на земле), деяния Бога, Его проявления в человеческой истории заставляет нас стремиться к общению с Ним.

Христианская истина – это не свод метафизических постулатов христианской веры и не кодекс заповедей христианской этики.

Евангелие Церкви – это свидетельство жизни и опыта. И этот опыт открыт нам в Воскресении Христа.

Религиозная вера - это доверие к свидетельству познавших Бога, живших в единении с Ним и удостоившихся видению Его Лица.

Поэтому религиозная вера начинается с доверия пророков, святых апостолов и св. Отец.

Мы приходим к Богу не через определенный образ мыслей, но через определенный образ жизни. Поэтому церковная реальность – это и есть образ жизни.

Святые Отцы строили веру на практике своего образа жизни: христианство и жизнь – это одно, личное общение с Христом; умная молитва как предстоящие пред Богом.

Типы христианской этики

Первый тип. Этика выбора добра (Условно). Эта этика имеет целевую ориентацию и сосредотачивается на добродетелях, требуемых для достижения цели, либо на ценностях, которыми определяется цель.

Когда человек стремится к добродетели (отвлеченной, им созданной), ближний может стать для него средством к достижению этой цели, (т.е. добродетель базируется на тщеславии).

Такая этика превращается в закостенелый легализм, когда закон ставится выше внутреннего содержания этого закона, (буква закона ставится выше духа закона, – т.е. основа гордости и отсутствие любви).

Джон Уэсли (методист-протестант) считал, что христианская этика – это воспитание специфических личных качеств.

Третий тип. Этика отклика. Я откликаюсь, я отзываюсь на Божественную любовь, я увидел и встретил Личность – живого Бога, самого Христа.

Божественные законы (нормы), цели представляют собой высшую норму, а нет конкретный набор правил.

Реальность встречи с Божественной любовью, с любовью Христа, Личного Бога; мы идём к христианской любви, мы откликаемся на любовь Бога.

Святость – это целостность всей жизни, целостность внешней и внутренней жизни – целомудрие.

Доверие – это величайший подвиг (например, Авраам).

Точки сближения метафизики и этики.

Первичный духовный опыт человека – мифология – в значительной мере оказывается невосприимчивым к моральному аспекту реальности, вернее, к нравственным качествам обитателей космоса – богов и людей. При этом, что позволено Юпитеру, не позволено человеку. Прерогативы участников космической жизни распределяются в соответствии с существующей иерархией власти. Как ни удивительно, но именно философия, в своей оппозиции традиционной мифологии, или, другими словами – в своей критике мифа, приложила немалые интеллектуальные усилия к тому, чтобы наделить действительность этическим смыслом и придать нравственные определения высшим началам бытия, в частности, персонажам сакральной истории. В качестве примера можно привести космологию Эмпедокла, где фазы циклического становления универсума обладают не только структурно-онтологическими характеристиками, но и принципиально различаются между собой в соответствии с фундаментальной моральной оппозицией добра и зла, точнее, их разновидностей – любви и раздора. Эти два мифологически окрашенных моральных субъекта космической жизни наполняют пространство, из которого они выросли, новым содержанием, отражающим специфический опыт человеческого существования.

Читайте также: