Классификация ковалева зпр кратко

Обновлено: 04.07.2024

Клиническое изучение ЗПР представляет определенные сложности, так как в этих случаях речь идет о структурных признаках и закономерностях динамики не болезненного состояния, а аномалии развития - нарушениях психического онтогенеза.

Если болезнь является бесспорной компетенцией клинициста, то аномалия психического развития в значительной степени представляет собой область специальной психологии, изучающей деформацию нормальных психических функций и психического развития в условиях патологии. Тем не менее тесная связь психопатологических болезненных симптомов с отклонениями психического развития способствует тому, что различные аномалии психического развития всегда были объектом изучения не только психологов и педагогов, но и психиатров.

Особое значение проблема соотношения динамики болезненных расстройств и аномалии развития имеет, естественно, в детском возрасте, так как из-за незрелости мозга практически любое более или менее длительное патогенное воздействие приводит к отклонениям психического развития. В зависимости от характера, локализации, степени распространенности процесса, времени воздействия вредности, условий воспитания и обучения эта аномалия развития имеет свою модальность (различные типы нарушений развития интеллекта, эмоциональной сферы, моторики, зрения, слуха и т.д.), а также ту или иную степень выраженности.

Аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза.

Проблема ЗПР является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости. Количество учеников начальных классов, испытывающих стойкие затруднения в обучении, составляет от 5 до 11 % (R.L. Masland, 1969; М.С. Певзнер, 1972; В.И. Лубовский, 1972 и др.). Эти дети стали объектом изучения дефектологов, психологов, педагогов, врачей.

Исследования, проведенные в 1972—1973 гг. НИИ дефектологии АПН СССР в ряде городов и сельских местностей СССР (Москва, Иркутская область, Литва, Армения), выявили среди 5076 учащихся начальных классов массовых школ 589 (11,6 %) детей, испытывающих трудности в обучении. Как показали результаты комплексного (клинического, психологического, логопедического и сурдологического) исследования, менее 1/3 из них (30,6 %) страдали легкой степенью олигофрении. 19% составила сборная группа, куда вошли дети с первичными нарушениями речи, зрительной и слуховой афферентации, опорно-двигательного аппарата, а также дети, у которых трудности обучения были связаны с расстройствами поведения.

У 50,4 % неуспевающих учеников (или 5,8 % всех учащихся младших классов) была диагностирована ЗПР, так как по ряду параметров их интеллектуальной сферы и эмоционально-волевых особенностей (недостаточности общего запаса знаний об окружающем, ограниченности представлений, необходимых для усвоения школьных предметов, незрелости мышления, несформированности учебных интересов и преобладании игровых) они находились на более ранней возрастной ступени развития. При этом достаточная сообразительность в пределах имеющихся знаний и способность к принятию помощи свидетельствовали против олигофренической структуры дефекта.

Внимание клиницистов прежде всего было обращено на инфантильные черты психики многих из этих детей: их эмоциональную незрелость, слабость мотивации поведения, игровой характер интересов, неспособность к волевому усилию.

В классификации, предложенной М.С. Певзнер и Т.А. Власовой: 1) ЗПР, связанная с психическим и психофизическим инфантилизмом; 2) ЗПР, обусловленная длительной церебрастенией, - заложены основные принципы клинического подхода к пониманию механизмов формирования ЗПР: возможность ее возникновения как за счет замедления созревания эмоционально-волевой сферы, так и за счет нейродинамических расстройств, тормозящих развитие познавательной деятельности.

Разность патогенетических механизмов обусловливала и различие прогноза. ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма расценивалась как прогностически более благоприятная, большей частью не требующая специальных методов обучения. При преобладании же выраженных нейродинамических, в первую очередь стойких церебрастенических расстройств, ЗПР оказывалась более стойкой и нередко нуждающейся не только в психолого-педагогической коррекции, но и лечебных мероприятиях.

Как указывалось выше, результаты проведенных исследований явились стимулом для организации специальных классов и школ для детей с задержкой психического развития.

Опыт этих школ показал, что при специальных формах и методах обучения, некотором увеличении сроков прохождения программы, щадящем режиме, поддерживающей медикаментозной терапии общеукрепляющими, успокаивающими и стимулирующими препаратами примерно половина этих детей после обучения в начальных классах специальной школы может быть переведена в IV класс массовой школы. Остальная же часть учащихся должна продолжать обучение в специальных условиях данных школ.

Обобщение данных, полученных в течение последних лет в клинической лаборатории НИИ дефектологии при комплексном клинико-психолого-педагогическом исследовании учащихся этих школ, а также и других детей, не успевающих в младших классах массовой школы, позволило уточнить клинико-психологическую структуру различных типов ЗПР, ряд вопросов ее клинической систематики, критерии отграничения от олигофрении, соотносительную роль биологических и социальных факторов в формировании ее различных типов.

Согласно статистике, к концу 2020 года у 2% населения России был выявлен диагноз ЗПР. Но отклонения носят разный характер. По современным классификациям существует несколько видов задержки психического развития. Можно говорить, что ЗПР проявляется по-разному в тех или иных случаях.

В статье разберем, какие виды задержки психического развития существуют в зависимости от выбранного критерия, кто может выявить тот или иной из них, как это делается. Выясним, бывают ли смешанные варианты.

Виды ЗПР у детей: типы задержки психического развития по различным признакам

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Антонова Стелла Леонидовна

Нейропсихолог
Клинический психолог
Семейный психолог

Стаж работы: более 30 лет

Стоимость приема: 6 000 руб.

К какой категории ограниченных возможностей здоровья относится ЗПР

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и иным документам, ОВЗ – это ограниченные возможности здоровья, которые выражаются в нарушениях физического или психологического развития.

Выделяют следующие категории:

  1. Глухие дети.
  2. Слабослышащие.
  3. Слепые.
  4. Слабовидящие.
  5. С нарушением опорно-двигательного аппарата.
  6. С задержкой психического развития.
  7. С тяжелой дисфункцией речи.
  8. С расстройствами аутического спектра.
  9. С умственной отсталостью.

Таким образом, дети с ЗПР выделены в отдельную шестую группу ОВЗ. Ребята из этой категории характеризуются следующим образом: имеющие возможность интеллектуального развития. При этом у них:

  • замедленный темп психических процессов;
  • высокая истощаемость;
  • проблемы с усвоением знаний.

Сюда же можно добавить такие вещи, как специфическое восприятие, отставание в словесно-логическом мышлении, инфантилизм, высокая утомляемость, частая смена активного и пассивного состояний.

Это всё негативные проявления, которые граничат с умственной отсталостью, но не относятся к ней. Последняя входит в восьмую категорию ОВЗ – отклонения интеллектуального развития. В неё включают детей дошкольного и школьного возрастов, как 4–5 лет, так 7–8 и так далее.

Ребенок из этой группы:

  • имеет глубокую недоразвитость познавательных процессов;
  • обладает искаженным восприятием;
  • характеризуется низким уровнем мышления.

Дети из 8 категории, в том числе и детсадовцы, имеют способность к обучению, но уровень возможностей у них, конечно, очень низкий.

На основании изложенного делаем два вывода:

  1. Умственная отсталость и задержка психического развития, как и ЗПРР – это разные вещи, хотя и граничат друг с другом.
  2. ОВЗ – это не вид ЗПР, как иногда думают. Задержка психического развития является одной из категорий ограниченных возможностей здоровья. То есть, ЗПР соотносится с ОВЗ, как частное с общим.

Далее, рассмотрим виды ЗПР у детей и их характеристики.

Классификация ЗПР

Учеными предлагались разные варианты, но основной считается классификация от 1980 года Клары Семеновны Лебединской – советского и российского детского психиатра и дефектолога.

Она разделила нарушения в зависимости от их особенностей по этиопатогенетическому признаку. В 1992 году К. С. Лебединская получила ученую степень доктора психологических наук.

Ориентируясь на этиологические характерные признаки, К. С. Лебединская выделила несколько типов патологии. До этого подобное пытались сформулировать М. С. Певзнер и Т. А. Власова, но у К. С. Лебединской очертить группы детей с ЗПР получилось лучше всего.

Прежде чем переходить к классификации видов задержки у детей и их характеристике по Лебединской, рассмотрим, что предлагали другие ученые, чтобы иметь полное и всестороннее представление.

Виды, определенные Певзнер и Власовой

В двух словах об ученых:

  1. Мария Семёновна Певзнер – советский психиатр, дефектолог и психолог. Кандидат психологических наук, доктор педагогических наук.
  2. Татьяна Александровна Власова – советский психолог и дефектолог. Доктор психологических наук.

В 50–60 годах XX века М. С. Певзнер начала разностороннее исследование причин неуспеваемости детей. В результате чего родилась характеристика видов ЗПР. Появились типы отклонений:

  1. Психический и психофизический инфантилизм в результате дизонтогенеза. Выражается в нарушении темпа созревания мозговых систем, которые формируются внутриутробно. Инфантилизм делят на два вида: гармонический и дисгармонический. Различие в том, что первый характеризуется проблемой с созреванием лобных долей, второй – с органическими патологиями головного мозга, что ведет к нарушениям психики.
  2. Астенические состояния. При этой разновидности ЗПР выявляется ослабленность соматогенного и неврологического характеров. Они вызваны нарушениями нервной системы.
  3. Церебрально-органическая ЗПР.

В некоторых источниках, когда речь идет о классификации Певзнер и Власовой, выделяют только две группы:

  • инфантилизм: неосложненный психический и психофизический;
  • вторичное расстройство – задержка психического развития, вызванная различными биологическими факторами, имевшими место при вынашивании плода матерью или на этапе первого года жизни ребенка.

Можно отметить, что классификация хоть и довольно грамотная, но не очень подробная.

Типы ЗПР, вызванные влиянием биологических факторов

Психолог и психотерапевт Ковалев В. В. в 1979 году предложил свою классификацию задержек развития.

Он выделил 4 категории ЗПР:

  1. Дизонтогенетическая – тот самый психологический инфантилизм, о котором уже шла речь.
  2. Энцефалопатическая – появляется из-за поражений центральной нервной системы. Например, такая задержка развития может начаться вследствие болезни, перенесенной на первом году жизни.
  3. Вторичная – не связана с психологическими факторами. Развивается из-за проблем с органами слуха и зрения, с речевой дисфункцией.
  4. Социальнодепривационная – госпитализм. ЗПР возникает из-за совокупности соматических и психических нарушений, которые появляются из-за длительного нахождения ребенка, подростка вдали от дома, в больничных условиях. Так госпитализм трактуют в узком смысле. В широком – он характеризуется тем, что на человека воздействует целый ряд самых неблагоприятных факторов, связанных с проживанием вне дома.

Виды ЗПР по Семаго

Семаго Михаил Михайлович – кандидат психологических наук, профессор.

Семаго Наталья Яковлевна – клинический психолог.

В соавторстве ученые разработали свою особую классификацию. Предлагаем кратко пройтись по ней:

  1. Органический инфантилизм.
  2. ЗПР, в которой преобладают нарушения познавательной деятельности.

Как видно, в процессе работы специалисты опирались на достижения своих советских коллег. Подход может являться и авторским, но он не так сильно отличается от того, что предлагала Певзнер. Поэтому подробно останавливаться на ней не будем.

Классификация по Лебединской

В научном сообществе основной упор делают именно на этот вариант. Разберем подробно, рассмотрим сравнительную таблицу.

Клара Семеновна Лебединская выделила 4 вида ЗПР:

  1. Конституционного происхождения.
  2. Соматогенного генеза.
  3. Психогенного.
  4. Церебрального.

Разберем подробнее 4 типа задержки психического развития по Лебединской.

ЗПР конституционного происхождения

Под ним следует подразумевать тот самый инфантилизм, о котором вели речь Певзнер и Власова, когда эмоционально-волевая сфера находится на более ранней стадии развития. То есть, все у ребенка было бы в порядке, если б ему было на год-два меньше лет.

  • эмоциональная мотивация поступков;
  • повышенный фон настроения;
  • поверхностность;
  • легкость внушения.

Певзнер и Власова связывают такое поведение с эмоциональной незрелостью. Иногда инфантилизм обусловлен незначительными обменно-трофическими расстройствами. В целом, клинический прогноз положительный.

Гармонический инфантилизм часто имеет место у близнецов, поэтому проблему нередко объясняют многоплодием.

Задержку конституционного происхождения можно выявить по внешнему признаку детей. Когда остальные, например, поступив в школу, закончив первый класс, становятся немного похожими на взрослых - даже внешне - дети с ЗПР I группы по Лебединской – субтильные. Они выглядят младше своего возраста.

Гармонический инфантилизм равномерно проявляется во всех сферах: эмоции, интеллект; речь и так далее. В некоторых случаях психическое отставание может быть более заметным.

Высказывается мнение о возможной наследственной природе гармонического инфантилизма. Но этот момент продолжают обсуждать. Замечено, что у некоторых детей с ЗПР такого типа родители тоже страдали от проблемы.

Задержка психологического развития соматогенного происхождения

Можно догадаться, чем обусловлен этот тип ЗПР. Основная причина – длительная органная недостаточность:

  • инфекции;
  • аллергические состояния;
  • пороки соматической сферы: как врожденные, так и приобретенные.

Как указывал Ковалев В. В., зачастую эта ЗПР связана с проблемами сердца.

Эмоциональное развитие может задерживаться из-за заболеваний неврологического характера в сочетании:

  • со страхами;
  • неуверенностью в себе;
  • капризностью и так далее.

Если ребенок долго болеет, много времени проводит в медицинских учреждениях, оторван от дома, то на его организм и, в частности, нервную систему оказывается серьезное негативное воздействие. Следствием является задержка той или иной тяжести.

ЗПР психогенного происхождения

Ребенок отклоняется в развитии при этом типе проблемы из-за неблагоприятной окружающей среды. Например, если есть конфликты в семье. Обстановка давит на психику. У организма запускается процесс адаптации. При этом происходит изменение эмоционального развития не в лучшую сторону. Это приводит к ЗПР.

Задержка психогенного происхождения возникает, например, при гиперопеке или беспризорности, когда у ребенка не вырабатывается чувства долга. Способствуют возникновению и прогрессированию ЗПР:

  • агрессия в семье;
  • отсутствие в окружающем коллективе высоких ценностей, принципов и так далее.

Задержку психогенного происхождения нужно отличать от педагогической запущенности, когда проблемы у ребенка возникают из-за отсутствия соответствующих знаний, опыта, неумения вести определенную деятельность. Здесь важно различать причину и следствие.

Например, школьник, который нормально развивается, может не уметь считать не потому, что у него нет способностей – мозг еще не готов, а потому, что он специально не учился подобному навыку. Если родители или педагоги в общеобразовательном учреждении занялись плотнее, то у ребенка всё бы начало получаться, потому как ЗПР не была диагностирована.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Наиболее распространенный и стойкий тип задержки психического развития, согласно российским и международным данным.

Он возникает вследствие:

  • инфекций во время беременности;
  • недостатка кислорода;
  • тяжелого токсикоза;
  • несовместимости крови матери и ребенка, например, из-за резус-факторов;
  • недоношенности;
  • заболеваний на первом году жизни.

В таблице проведем сравнительный анализ разных типов ЗПР.

Тип Причина Проявления
Конституциональный Врожденные склонности к определенным моделям поведения Эмоциональная несамостоятельность, бурные реакции, перепады настроения, игровые интересы, инфантилизм
Соматогенный Физиологические патологии Слабость организма, отсутствие мотивации к развитию, апатия, нежелание принимать решения самостоятельно и совершать поступки
Психогенный Неблагоприятные условия, в которых находится ребенок Безответственность, отсутствие самостоятельности. Излишняя агрессия, либо, наоборот, повышенная застенчивость и пугливость
Церебрально-органический Врожденные или приобретенные причины, негативно влияющие на психику и нервную систему Апатия, равнодушие, минимум эмоций и тому подобное

Таким образом, ЗПР – это общее название проблем, которые могут характеризоваться разными причинами. Проявляться задержка тоже может специфически.

Бывают ли смешанные типы

На ребенка могут воздействовать сразу несколько факторов, поэтому нельзя исключать сочетанные типы. Как правило, у ЗПР сразу несколько причин.

Кто может определить вид задержки психического развития у ребенка

Родители часто ошибаются с диагнозом. Некоторые необоснованно считают, что у их детей есть ЗПР. И хорошо, если обращаются к специалисту. Другие – не видя проблем, не записываются на прием к доктору. А это уже плохо. Ведь очень важно не упустить время, быстро перейти к мерам, которые помогут дошкольнику догнать сверстников и начать учиться лучше.

Как выяснить, какой вид ЗПР у ребенка

Этим вопросом занимается нейропсихолог и некоторые другие врачи. Специалисты собирают анамнез, проводят тестирование, в случае необходимости организуют диагностику при помощи оборудования, планирование медикаментозного лечения и программы специальной терапии.

ЗПР не приговор. При своевременной и грамотной корректировке ребенок догонит сверстников в развитии. Приходите в La Salute, чтобы помочь своему малышу.

Задайте вопрос специалистам
Клиники La Salute

Если Вас беспокоит состояние здоровья, и Вы не уверены стоит ли обращаться
в клинику или не знаете к какому врачу записаться - напишите нам!

Специалисты клиники ответят Вам на e-mail, указанный при заполнении
формы-заявки.

Задержка психического развития (ЗПР) – это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Задержка психического развития (ЗПР)

Общие сведения

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Задержка психического развития (ЗПР)

Причины ЗПР

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

  • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.
  • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.
  • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Классификация

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

  1. ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.
  2. ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.
  3. ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.
  4. ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Характеристика детей с ЗПР

Интеллектуальная сфера

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Речевой статус

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Эмоциональная сфера

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Диагностика

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое обследование речи;
  • изучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Коррекция задержки психического развития

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию:

  • познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.
  • коррекции нарушений речи в рамках индивидуальных и групповых логопедических занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Первое клиническое описание детей с задержкой психического развития связано с именем немецкого психоневролога Хоффмана. Еще в 1845 году он обратил внимание на детей с дефицитом внимания и двигательной расторможенностью.

В нашей стране первые клинические и педагогические исследования проблемы ЗПР появились в конце 60-х годов. Значительное количество работ отечественных клиницистов было посвящено анализу причин возникновения ЗПР в детском возрасте.

Выдающийся детский психиатр Г.Е. Сухарева изучая детей, подчеркивала, что диагностируемые у них нарушения необходимо отличать от легких форм умственной отсталости. Кроме того, как отмечала автор, задержку психического развития не следует отождествлять с задержкой темпа психического развития. Задержка психического развития — это более стойкая интеллектуальная недостаточность, в то время как задержка темпа психического развития представляет собой обратимое состояние. Основываясь на этиологическом критерии, то есть причинах возникновения ЗПР, Г. Е. Сухарева выделяла следующие ее формы [2]:

интеллектуальная недостаточность в связи с неблагоприятными условиями среды, воспитания или патологией поведения;

интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

интеллектуальные нарушения при различных формах инфантилизма;

вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражениями слуха, зрения, дефектами речи, чтения и письма;

функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.

1) задержку психического развития, обусловленную психическим и психофизическим инфантилизмом, и

2) задержку психического развития, обусловленную длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

Таким образом, традиционно в отечественной психопатологии и психиатрии классификация ЗПР строилась по этиопатогенетическому принципу, когда форма ЗПР определяется причиной и механизмами ее возникновения и формирования [5].

В. В. Ковалев выделяет четыре основных формы ЗПР [2]. Это:

дизонтогенетическая форма ЗПР, при которой недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного психического развития ребенка;

энцефалопатическая форма ЗПР, в основе которой лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;

ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота, недоразвитие речи и пр.), обусловленная действием механизма сенсорной депривации;

ЗПР, вызванная дефектами воспитания и информационным дефицитом с раннего детства (педагогической запущенностью).

Классификация В. В. Ковалева имеет большое значение в диагностике детей и подростков с ЗПР. Однако необходимо учитывать, что автор рассматривает проблему ЗПР не как самостоятельную нозологическую группу, а как синдром при многообразных формах дизонтогенеза (детский церебральный паралич, нарушение речи и пр.).

Так же как и классификация В. В. Ковалева, классификация К. С. Лебединской [1] строится исходя из этиологического принципа и включает четыре основных варианта задержки психического развития:

задержку психического развития конституционального происхождения;

задержку психического развития соматогенного происхождения;

задержку психического развития психогенного происхождения;

задержку психического развития церебрально-органического генеза.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов задержки психического развития имеется специфическое сочетание личностной незрелости, недоразвитие эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Каждый из представленных вариантов ЗПР, подчеркивает автор, может быть осложнен соматическими, энцефалопатическими, неврологическими и другими заболеваниями и иметь свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоционально-волевой сферы и нарушений познавательной деятельности.

При систематике ЗПР Т.А. Власова и М.С. Певзнер выделяют две основные формы [5]:

Инфантилизм - нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);

Астения - резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально - астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).

Классификация основных видов ЗПР по Лебединской К.С. опирается на классификацию Власовой - Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип [41]:

ЗПР - конституционального характера (причина возникновения - не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.

ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.

ЗПР психогенного происхождения (причина - неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.)

ЗПР церебрально-астенического генеза (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство - снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность.

В клинико-психологической структуре каждого из перечисленных вариантов ЗПР имеется специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сферы.

Следует подчеркнуть, что существенных содержательных различий в классификациях задержки психического развития, представленных в работах Г. Е. Сухаревой, К. С. Лебединской и В. В. Ковалева, не наблюдается.

Во-первых, в основу всех классификаций положен этиопатогенетический принцип.

Во-вторых, во всех классификациях представлены дизонтогенетические формы ЗПР (инфантилизм) и энцефалопатические формы (ЗПР церебрально-органического генеза).

В-третьих, всеми авторами выделены задержки психического развития, обусловленные педагогической запущенностью, сенсорной и социальной депривацией.

Классификация К. С. Лебединской [1] является весьма продуктивной во многом благодаря положенному в ее основу комплексному клинико-психолого-педагогическому подходу к проблеме задержки психического развития. Показатели частоты задержки психического развития у детей неоднородны. Причины задержки психического развития многообразны. Факторы риска возникновения у ребенка ЗПР условно можно разделить на две основные группы: биологические и социальные.

Среди биологических факторов выделяются две группы: медикобиологические и наследственные.

К медико-биологическим причинамотносятся ранние органическими поражения центральной нервной системы. У большинства детей в анамнезе наблюдается отягощенный перинатальный период, связанные прежде всего с неблагополучным течением беременности и родов.

По данным нейрофизиологов активный рост и созревание мозга человека формируется во второй половине беременности и первые 20 недель после рождения. Этот же период является критическим, так как структуры ЦНС становятся наиболее чувствительными кпатогенным влияниям, задерживающим рост и препятствующим активному развитию мозга.

К факторам риска внутриутробной патологии можно отнести:

• пожилой или очень юный возраст матери,

• отягощенность матери хронической соматической или акушерской патологией до или во время беременности.

Все это может проявляться в низкой массе тела ребенка при рождении, в синдромах повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, в нарушениях сна и бодрствования, в повышенном мышечном тонусе в первые недели жизни.

Нередко ЗПР может быть обусловлена инфекционными заболеваниями в младенческом возрасте, черепно-мозговыми травмами, тяжелыми соматическими заболеваниями.

Все перечисленные факторы могут оказывать негативное влияние на процесс созревания центральной нервной системы ребенка и его последующее нервно-психическое развитие.

Ряд авторов выделяют наследственные факторы ЗПР, к которым относятся врожденная и в том числе наследственная неполноценность центральной нервной системы ребенка. Нередко она наблюдается у детей с задержкой церебрально-органического генеза, с минимальными мозговыми дисфункциями.

В литературе подчеркивается преобладание мальчиков среди больных с ЗПР, что можно объяснить рядом причин:

- более высокой уязвимостью плода мужского пола по отношению к патологическим воздействиям в периоды беременности и родов;

- относительно меньшей степенью функциональной межполушарной асимметрии у девочек по сравнению с мальчиками, что обусловливает больший резерв компенсаторных возможностей при поражении систем мозга, обеспечивающих высшую психическую деятельность.

Вместе с тем многие авторы подчеркивают, что наряду с биологическими (ранним органическим поражением ЦНС и генетической предрасположенностью) важную роль в формировании ЗПР у детей играют социально-психологические факторы.

Наиболее часто в литературе встречаются указания на следующие неблагоприятные психосоциальные условия,усугубляющие задержку психического развития у детей. Это:

- нежеланная беременность;

- одинокая мать или воспитание в неполных семьях;

- частые конфликты и несогласованность подходов к воспитанию;

- наличие криминального окружения;

- низкий уровень образованности родителей;

- проживание в условиях недостаточной материальной обеспеченности и неблагополучного быта;

- факторы большого города: шум, длительная дорога на работу и домой, неблагоприятные экологические факторы.

Другие авторы выделяют психологические факторы, предрасполагающие ребенка к формированию ЗПР. К ним относятся: особенности и типы семейного воспитания; ранняя психическая и социальная депривация ребенка; пролонгированные стрессовые ситуации, в которых находится ребенок, и др.

Однако важную роль в развитии ЗПР играет сочетание биологических и социальных факторов. Например, неблагоприятная социальная среда (вне- и внутрисемейная) провоцирует и усугубляют влияние резидуально-органических и наследственных факторов на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.

Итак, обобщая выше изложенное, необходимо подчеркнуть следующее:

Сочетание биологических и социальных факторов оказывает отрицательное влияние на процесс развития центральной нервной системы ребенка и может способствовать формированию ЗПР.

Многообразие причин ЗПР отражается на специфике ее проявлений. Изучение взаимодействия социально-психологических и биологических факторов и их влияния на формирование задержки психического развития у детей требует комплексного клинико-психолого-педагогического подхода.

Проблема задержки психического развития — это мультидисциплинарная проблема, включающая в себя клинико-психолого-педагогические аспекты.

В появившихся в 60-х годах ХХ века психолого-педагогических исследованиях детей с задержкой психического развития отмечались трудности при овладении чтением, письмом, математикой. Кроме того, описывались недостаточная сенсомоторная координация, общая моторная неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, неустойчивость внимания, повышенная утомляемость. Дальнейшие специальные исследования психических процессов у детей с ЗПР выявили трудности приема и переработки информации, снижение объема кратковременной и долговременной памяти, слабое развитие опосредованного запоминания. Были выявлены нарушения речевого развития, проявляющиеся в узком словарном запасе, в трудностях определения слов, недоразвитии грамматических обобщений.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что в структуре психического дефекта у детей с ЗПР на первый план выступают незрелость эмоционально-волевой сферы с не резко выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов. Но, несмотря на широкий научно-практический интерес психологов к данной проблеме, большинство исследований проводится без учета клинических и этиологических факторов, определяющих форму и структуру дефекта при задержках психического развития. Между тем, клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений.

В связи с этим необходим дифференцированный подход к психологическому анализу структуры интеллектуального и эмоционально- волевого развития детей с ЗПР.

Этапы развития личности - это этапы постепенного включения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной и иерархизированной структуры личности. Другими словами, в процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим.

Задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития ребенка могут быть обусловлены как нарушениями психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями, выражаясь словами Л.С. Выготского, в собственно культурном развитии ребенка. В результате неблагоприятных условий воспитания, часто в сочетании с легкими нарушениями функционирования ЦНС, к подростковому возрасту может наблюдаться формирование специфического вида дизонтогинеза ребенка, определяемого как патохарактерологическое формирование личности. Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.

Говоря об отклонениях в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте, следует также иметь в виду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка, оптимальной форме его функционирования.

Особенности личности, являясь содержательно независимыми по отношению к свойствам темперамента, непосредственно испытывают на себе его влияние в части энергетических компонентов деятельности и поведения, а именно: в уровне общей активности, ритмичности деятельности организма, характере реакций на любое воздействие, реакции на новое, уровне интенсивности эмоциональных реакций, качестве настроения, способности к концентрации внимания, настойчивости в достижении целей и адаптируемости к изменяющимся условиям.

Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно- защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвергания или неудач дети с ЗПР реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии. У детей с ЗПР наблюдается несколько способов разрешения конфликтных ситуаций:

- агрессия, направленная или непосредственно на объект, каким могут быть дети младшего возраста, физически более слабые дети, животные, или на вещи;

- регрессия (возврат на более низкий уровень развития) также является достаточно частой реакцией ребенка с ЗПР. Он не хочет быть большим и самостоятельным, так как это приносит одни неприятности;

- отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации. Ребенок вытесняет из сознания слишком травмирующую действительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой он не может избежать.

В группах детей с ЗПР в сравнении с группой массового детского сада было очень мало перекрестных выборов между девочками и мальчиками. Дети с ЗПР в основном предпочитают сверстников своего пола. Для дошкольников с ЗПР наиболее предпочтительными оказываются общие положительные качества, личностные свойства сверстника.

Таким образом, можно сделать вывод, что особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций. Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности.

Список литературы:

Дети задержка психического развития [Текст] / под ред. Т. А. Власовой, В.И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.,1984.-256с.

Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. А. Люблинская - М.: Просвещение, 1971.-410с.

Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе [Текст]: пособие для учителя / Н. А. Цыпина [и др.]; под ред. В. Ф. Мачихиной, Н. А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с

Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст]: монография / У. В. Ульенкова.-М.: Педагогика, 1990.-184с.

Читайте также: