Сила и слабость церкви кратко

Обновлено: 05.07.2024

В ходе урока происходит формирование представлений об особенностях положения сословия молящихся, о причинах могущества католической церкви в 11-13 вв.

ВложениеРазмер
mogushchestvo_katolicheskoy_cerkvi.doc 402.5 КБ

Предварительный просмотр:

Могущество католической церкви в XI-XIII вв.

История Средних веков 6 класс

Цель: формирование представлений об особенностях положения сословия молящихся

  1. продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;
  2. определить причины процесса усиления церкви;
  1. развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;
  2. развивать умение делать самостоятельные выводы;
  3. развивать общеучебные навыки и умения: работать по карте, с учебником;
  4. развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание
  5. развитие интереса к предмету;
  1. воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;
  2. способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии

  1. проблемный;
  2. частично-поисковый;
  3. иллюстративный;
  4. словесный;
  5. элементы дифференцированного обучения.

Термины и понятия: сословия, индульгенция

Мы призваны господствовать над всеми народами и царствами в мире.

Римский папа Иннокентий III

1.Сословия средневекового общества. Беседа по вопросам.

ЭПИГРАФ ( слайд 1 )

В чём актуальность, важность темы урока? Обратить внимание учащихся, что христианство в наше время является 1-й из 3-х мировых религий наряду с буддизмом и исламом (более 2 млрд. чел.).

Вспомнить, что такое сословие? Сколько сословий существовало в средневековой Европе? ( слайд 2 ) Роль каждого из этих сословий считалась важной, значительной? Почему? (Ответы учащихся)

Жизнь средневекового человека была тесно связана с церковью и религией. Для населения главным ориентиром суток тогда был звон церковных колоколов, 3 раза в день колокола отмечали час молитвы. Часы – солнечные, песочные, водяные, а с конца 13 века и механические – были большой редкостью, предметом роскоши. Колокола придавали жизни каждого города и села размеренность, возвещали время бодрствовать и время спать, время молитвам и житейской суете, время трудиться и время отдыхать.

Главной целью человеческой жизни, согласно христианскому вероучению, являлось спасение души. И церковь помогала людям в этом. Каждый верующий должен был думать не о том, как разбогатеть или приобрести власть над другими людьми, а о том, как оказаться после смерти в раю. Чтобы избежать адских мук, необходимо посещать храм, участвовать в церковной службе, подавать милостыню бедным (их считали заступниками перед Богом), творить другие добрые дела. Грешникам уготован Ад, а праведники попадут в Царствие Небесное и будут испытывать вечно райское блаженство ( слайд 3 ).

Вывод: церковь – влиятельная организация, играла важную роль в жизни людей. Чем объяснить большую роль и авторитет церкви и духовенства в обществе? (Религиозность людей и низкий уровень научных знаний!)

2.Источники богатства церкви.

В XI веке христианская церковь была не только влиятельной, но и богатой организацией. Богатство стало основой силы и влияния церкви.

?Давайте вспомним, всегда ли так было? Какое положение занимала церковь в Раннее Средневековье, какие проблемы тогда переживала? (Отсутствие единых догматов, ереси)

Как сумела церковь сосредоточить в своих руках огромные богатства? Каковы источники богатств? Что нам об этом известно? ( слайды 4-9 )

Был ещё один надёжный источник дохода. Сейчас узнаем какой, совершив небольшое путешествие в Средневековье .

Звучит средневековая музыка

О чём свидетельствует эта сценка? (О лживости и алчности монахов, непомерном их желании обогатиться за счёт темноты и невежества народных масс).

!Индульгенции и плата за обряды были основными источниками богатства церкви.

Вывод по вопросу: как вы поняли, почему христианская церковь в Средние века была очень богатой организацией?

До нашего времени дошли средневековые пословицы и поговорки о церкви и духовенстве. Давайте познакомимся с ними ( слайд 10 ). О каком отношении к церкви и духовенству можно говорить на основании приведённых средневековых поговорок? Чем объяснить такое отношение?

Вывод по вопросу : см. как называется 1 пункт §13 (стр.127). В чём была её сила и слабость?

3.Раскол христианской церкви.

Вспомнить, на какие 2 государства разделилась Римская империя в 395 г.? (Работа с картой, слайд 11 ) Какой город стал столицей Западной? Какой - столицей Восточной Римской империй? Какая религия к этому времени распространилась на территории Римской империи?

Народы Зап. и Восточной Римской империй исповедовали христианство. Но главой церкви в Зап.Европе был Римский папа, а в Восточной части Римской империи – патриарх. Римский папа был единственным и независимым главой церкви в Зап.Римской империи, а патриарх на Востоке должен был подчиняться императору (так было при Юстиниане). Глава церкви Зап.Европы имел большие доходы в отличие от главы Византийской церкви. До середины XI века в условиях феодальной раздробленности христианская церковь оставалась единой. Со временем между главами церквей на Западе и Востоке возникли разногласия и различия. Они не раз ссорились, в конце концов, в 1054 г. во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию, произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) ( слайд 12 ).

Работа со схемой (см.ниже)

Раскол христианской церкви ( слайды 13-15 )

Зап. и Центр.Европа Вост. Ю-Вост.Европа

(Чехия, Венгрия, Польша) (Болгария, Сербия, Русь)

Задания для учащихся : определить, где изображён православный, а где католический храм, объяснить свой ответ ( слайд 16 ).

Как вы думаете, были ли вопросы вероучения и различия в обрядах единственными и главными причинами разрыва между римской и византийской церквями? Какие ещё причины можно назвать?

См. рабочая тетрадь, стр.48, задание № 3.

Причины раскола : 1).Стремление церквей к господству над хр.церковью; 2).Делёж доходов.

Обратить внимание: несмотря на ряд расхождений в учении и обрядах, во внешнем облике священников православие и католичество были 2-мя ветвями одной и той же христианской религии.

После раскола церкви в Европе началась борьба за право быть главным в государстве между римскими папами и императорами, она продолжалась более 200 лет. Кто выиграл эту борьбу? Папы. Римский папа Иннокентий III (его слова мы брали в качестве эпиграфа к уроку ) добился того, чтобы перед ним на приёмах все присутствующие преклоняли колени и даже целовали туфлю.

Вывод по вопросу: XI век стал веком раскола единой церкви - окончательного разделения восточной и западной ветвей христианства.

4.Организация католической церкви.

Вначале вспомним устройство католич.церкви ( слайд 17 ).

В чём суть Клюнийской реформы, какие другие способы использовала для укрепления могущества католическая церковь, об этом прочитаете дома в учебнике.

Подведём итоги ( слайд 18 ) - вернуться к эпиграфу и объяснить слова Иннокентия III. ( слайд 1 )

1).В чём особенности положения тех, кто молился за спасение душ верующих людей?

В Средние века твёрдо верили, что земная история имеет своё начало и свой конец. Начало — сотворение мира и первого человека, а конец наступит вместе со вторым пришествием Христа на землю. Придёт время Страшного суда, когда воскреснут мёртвые и каждый получит по своим заслугам. Грешники будут осуждены на вечные мучения в аду, а праведники будут вечно испытывать райское блаженство. Надежда на спасение и страх перед погибелью души и адскими муками постоянно сопровождали верующих в жизни. Церковь учила, что ни один христианин не мог спастись самостоятельно, без соблюдения христианских таинств — особых обрядов, выполняемых священником. Считалось, что в момент совершения таинства через священника верующим передавалась божественная благодать.

Служители церкви оказались, таким образом, необходимыми посредниками между человеком и Богом. Считалось, что церковь получила от Христа право отпускать грехи верующим с помощью особых грамот — индульгенций (в переводе с латыни — милость). Купив индульгенцию, верующий продвигался на пути к спасению. Этому также помогали добрые дела, следование правилам христианской морали, пожертвования в пользу церкви и бедняков, а также совершение паломничеств ко Гробу Господню в Иерусалим, к гробнице Святого Петра в Рим и к другим знаменитым христианским святыням.

Ад. Мозаика из Флоренции

Ад. Мозаика из Флоренции

Могущество церкви основывалось не только на её воздействии на души верующих. В её руках сосредоточились огромные богатства — около 1/3 всех обрабатываемых земель, не говоря уже о драгоценных предметах для богослужения. Они попадали к церкви разными путями. Земли, привилегии, драгоценности жаловали епископам и аббатам государи и светские сеньоры. Да и любой благочестивый человек старался сделать церкви посильный дар. Кроме того, всё трудящееся население платило церковный налог — десятину. Деньги взимались за выполнение обрядов, за индульгенции. Наконец, епископы и аббаты умело вели хозяйство, увеличивая доходы со своих владений.

Богатства церкви вызывали зависть, и в эпоху феодальной раздробленности значительная их часть попала под контроль светских сеньоров. На доходные церковные должности они ставили своих родственников или слуг, продавали эти должности, требовали от служителей церкви покорности. Добиться этого им было нетрудно, потому что влияние церкви снизилось, церковные правила и монашеские уставы часто не выполнялись. Служители церкви и даже некоторые папы римские часто вели светский образ жизни.

Похищение мощей святого Марка

Похищение мощей святого Марка. Венеция, XII в.

В X веке лишь немногие монастыри строго соблюдали устав святого Бенедикта. Среди них выделялось аббатство Клюни во Франции. Клюнийцы хотели освободить церковь от власти светских лиц и заставить всех её служителей строго соблюдать церковные правила. Они думали с помощью обновлённой церкви преобразовать весь мир. Клюнийская реформа быстро набирала силу.

Последние годы были знаковыми для Русской Православной Церкви. Начались изменения, которые раскроются в российской истории не сразу, а через какое-то время. Возможно, социологи, политики и богословы будущего будут возвращаться в наш сегодняшний день, пытаясь понять, чем сопровождались начавшиеся перемены в общественном сознании. Понимание не бывает полным, но для продолжающегося поиска всегда находятся новые отправные точки.

Цель работы - предложить несколько таких отправных точек, характеризующих восприятие Русской Православной Церкви общественным мнением и окружающее информационное пространство на границе 2009 и 2010 гг.

На вопрос о слабых сторонах РПЦ 81% от числа опрошенных отказались от ответа. О том, что у РПЦ нет слабых сторон, сказало 3% опрошенных. Не нашло ответа на вопрос о сильных сторонах РПЦ 55% опрошенных. Это выглядит не очень последовательно на фоне того, что 72% опрошенных называют себя православными, причем поддержка альтернативных православных церквей в России статистически невелика. 19% опрошенных среди слабых сторон чаще других называли негативные качества священников: отчужденность, корысть, лицемерие.

Религиозная самоидентификация респондентов и социально-демографическая специфика православной воцерковленности.

Результаты оценки количества респондентов, исповедующих ту или иную религию, представлены в табл. 2.1.

Как видно из полученных данных, 72% опрошенных (то есть примерно 83 миллиона человек) называют себя православными, при этом по-разному оценивая степень своей воцерковленности. Количество исповедующих буддизм оказалось менее 1% , или менее 1.15 миллионов человек (в любом случае, меньше статистической погрешности). Второй по численности конфессией среди россиян оказывается ислам (7%, или 8 миллионов человек). Количество россиян, относящих себя к неправославным христианам, составляет около 2 миллионов человек.

Попытаемся найти возможные зависимости между воцерковленностью респондентов и их социально-демографическими характеристиками. Перед началом этого поиска, необходимо еще раз упомянуть о том, что сделанные находки будут иметь гипотетическую социологическую значимость, поскольку отслеживаются на небольших по наполненности группах. В случае, если в дальнейшем будет поставлена задача подтверждения или опровержения предложенных гипотез, потребуется проведение исследования на большей выборке или на выборке с предварительно заданными квотами.

Возможную зависимость между полом опрошенных и степенью их воцерковленности иллюстрирует рис.2.1. Как видно, с ростом воцерковленности количество мужчин уменьшается почти в два раза и составляет около четверти воцерковленных россиян. Соответственно, три четверти воцерковленных россиян - женщины.

Посмотрим на соотношение воцерковленности и возраста опрошенных (рис.2.2). Среди воцерковленных россиян довольно мало молодежи (16% от группы, представленной четырьмя процентами всей выборки - значение в рамках статистической погрешности), зато 43% людей старше 60-ти лет выглядит сравнительно значимым результатом.

Возможная социально-демографическая специфика атеистов проиллюстрирована на рис. 2.11. Видно, что среди атеистов заметно больше мужчин, чем в среднем по выборке, и несколько больше людей в возрасте от 30ти до 50ти лет. Что касается уровня образования, разницы не заметно.


Численность группы неправославных христиан (31 человек) слишком мала для каких-либо выводов, но в плане частного наблюдения можно отметить в ней сравнительно большее, чем по выборке, количество молодежи, а также большее количество людей с высшим образованием.

Динамика.

Данные, представленные в первой и второй главах, описывают ситуацию, сложившуюся в настоящее время. Для того чтобы посмотреть на происходящее в динамике, хотелось бы сравнить собранные данные с ранее полученными и находящимися в открытом доступе результатами опросов. Такая возможность представляется сравнением новых полученных данных с исследованием ФОМ, проведенном в 2008 г. и размещенном на сайте этой компании .

Результаты поиска вторичных данных по динамике воцерковленности представлены на рис. 3.3.

Похоже, здесь существенных изменений не наблюдается. В настоящее время можно слышать о большем количестве исповедующихся и причащающихся в православных храмах, но это еще не нашло социологического отражения при анализе всероссийских выборок.

Внимание к религиозным организациям со стороны СМИ: количество упоминаний и нейтральность.

Исследование контента, или содержания, российских СМИ проводилось для восьми объектов, каждый из которых был представлен группой ключевых слов.

    Основной объект исследования:
    Дополнительные объекты исследования:

Если принять за 100% все упоминания религиозных организаций (71 114 упоминаний), то в процентном отношении на долю православия приходится 72%; на долю католицизма - 13%, на долю протестантизма и лютеранства - 1%; на долю ислама - 4%; на долю буддизма - 4%; на долю иудаизма - 2%.

    Тремя самыми яркими цитатами, многократно повторенными в разных СМИ, стали следующие:

Католицизм — это одно из самых распространенных религиозных направлений христианства. Наряду с ним проповедуется православие и протестантизм. Это течение окончательно сформировалось в XI веке, когда произошел раскол христианской церкви. Оно отличается обособленной организацией, возглавляется Папой Римским.

  • Начало истории
  • Основные особенности
  • Отличительные догматы
  • Статистические показатели
  • Сходство в направлениях
  • Краткое описание противоречивых сторон
  • На что стоит обратить внимание

Католицизм во главе с Папой Римским, отличие от православия

Начало истории

Разделению между католицизмом и православием предшествовало множество факторов. Первые события состоялись в 1054 году, когда легатами действующего Папы Льва IX был провозглашен акт относительно отлучения Константинопольского патриарха и всей Восточной Церкви. Когда проводилась литургия при соборе им. Святой Софии, они водрузили его на престол и ушли.

Собор им. Святой Софии Константинополь

Ответом же патриарха Михаила стал созыв собрания, на котором он отлучил прибывших послов от Церкви. Папой такая позиция была принята, именно с этого момента было прекращено на богослужениях папское поминовение. Латинян начали относить к схизматикам.

Существует ряд кардинальных отличий православия от католицизма, в частности это особенности конфессии, различающиеся догмы.

Каждый верующий человек должен понимать, что абсолютно все христиане являются сестрами и братьями во Христе. Соответственно протестантов и католиков запрещено называть врагами православия. При всем этом существует ряд спорных моментов, при рассмотрении которых каждая из конфессий более близка или отдалена от Истины.

Основные особенности

Возникновение нового течения со своей культурой и особенной структурой привело к тому, что по всему миру сегодня насчитывается более миллиарда представителей католицизма. Главой этой Церкви выступает не патриарх, а Папа Римский. Владыка выступает верховным правителем на Святом Престоле. Ранее так называли всех католических епископов. Но с течением времени мнения относительно непогрешимости Папы кардинально разошлись. В настоящее время праведными признаются только решения и вероучения, высказывания Папы.

Основные особенности Католицизма

На данный момент католическую Церковь, где богослужения проводятся на латинском языке, возглавляет Франциск, который был избран в 2013 году 13 марта. Административный центр грекокатолической Церкви расположен в Ватикане. Папа является ярким представителем своего направления, который впервые за продолжительное время присутствовал на официальной встрече с православным патриархом. На мероприятии, которое состоялось в 2016 году, обговаривались важнейшие вопросы, касающиеся православного течения и католического.

Подробно рассматривалась проблема относительно гонения христиан, которое, к сожалению, наблюдается в отдельных регионах и в современном мире.

Отличительные догматы

Множество понятий в католицизме кардинально отличается от подобных значений Евангельской истины для православия. Вот некоторые из них:

Филиокве

  1. Положение целибат является догматом про безбрачие касательно духовенства.
  2. Если верить Филиокве, то Святой Дух идет не только от Отца Бога, но и от Сына. Чистилище является своеобразным промежуточным пространством между раем и адом, в котором грешник может искупить свою вину.
  3. Католическое Священное Предание выстроено на Папских посланиях и решениях, принятых позже от семи Вселенских соборов.
  4. Миряне причащаются лишь Телом Христовым, в то время как духовенство — Кровью и Телом.
  5. Догмат, говорящий про непорочное зачатие Марии, про ее последующее телесное вознесение.

Это неисчерпывающий список отличительных обрядов и таинств между направлениями христианства. Отмечено, что в католицизме признаются те догматы, которые православие не считает истинными.

Статистические показатели

Проводимые многочисленные исследования показывают, что основная численность верующих, исповедующих католицизм, проживает на территории США, Бразилии, Мексики. Интересен факт, что в каждой из обозначенных держав на католическое течение оказывают влияние культурные и общественные особенности. Таблица показывает сравнительную характеристику:

Страна Регион соотношение населения/католиков Численность католиков в %
Бразилия Южная Америка 186,1 млн/136,9 млн 73,6
США Северная Америка 301,1 млн/68,1 млн 22
Мексика Северная Америка 108,7 млн/101,4 млн 91

Сходство в направлениях

Иисус Христос

За основу всей жизни принято считать Господа Иисуса Христа, поклоняться ему. Все верующие должны жить в стремлении к исполнению всех его заповедей. В любом греческом костеле или храме на территории России исповедуется единая вера в Святую Троицу. Если рассматривать иерархию, в обоих христианских направлениях имеет место апостольское преемство, неизменными являются также остаются семь церковных Таинств. В их союзе сохраняется авторитет за Священным Преданием и Писанием.

Отмечен тот факт, что в православии и католичестве существует единое представление про семью. Общими для них остаются и святые, жившие до 1054 года, когда произошел раскол, поддерживается духовное общее Предание, относящееся к первому тысячелетию христианства. Запрещены православной и католической Церковью следующие деяния:

  • признание гомосексуальных браков;
  • эвтаназия, прочие методы по умерщвлению человека;
  • аборты.

Краткое описание противоречивых сторон

Необходимо кратко разобраться, в чем разница католиков и православных. Для этого стоит детальнее рассмотреть проповедуемые учения этих направлений христианства:

Святой Дух

Чистилище

На что стоит обратить внимание

Известно, что православной Церковью не признан латинский культ, который касается сердца Христова и Пресвятой Богородицы. Подобные учения произошли от видений одной из католических монахинь по имени Маргарита Мария Алякок, умершей в 1690 году. В свое время она утверждала, что в видениях видела Иисуса Христа, рассказывающего про свою чрезмерную любовь к мирянам и показывающего свое сердце. Затем он приказал ввести подобное служение в одном из монастырей Франции, а впоследствии распространить среди всех верующих людей. Также в православии не признается преклонение перед сердцем Богородицы, а обозначенные видения считаются ложными.

Маргарита Мария Алякок

Бог учил и учит любви по отношению к каждому человеку, в особенности это касается братьев ближних по вере в Христа. Из этого можно сделать вывод, что верующие, относящиеся к католицизму, не являются врагами или противниками. Лучшим доказательством того, что православие является верным исповеданием веры в Христа, является добродетельная мирская жизнь, а не постоянно ведущиеся споры в попытке подтверждения своей истины. Стоит обратить особое внимание на общие проблемы христианских направлений, которые объединяют их представителей перед реальной опасностью.

Печальный факт указывает на то, что в некоторых регионах процветает негативное явление, называющееся христианофобией.

Католицизм

По этой причине стоит проявлять деликатность и вежливость в отношении представителей иных конфессий.

Спорные моменты должны рассматриваться культурно и в форме дискуссии — только так можно прийти к общему мнению. Толерантный человек — это не тот, который со всем соглашается и проявляет равнодушие, а тот, кто умеет быть любящим и милосердным, кротким. Именно такие учения проповедовал Господь.

Читайте также: