Эстетизм в английской литературе 19 века кратко

Обновлено: 30.06.2024

Оскар Уайльд возглавил эстетизм как. литературное течение в Англии. От обыденной жизни буржуазного общества, где царит несправедливость, писатель отстранялся и уходил в обитель красоты.

Выдвигая культ красоты в качестве антипода буржуазной пошлости, которую он не приемлет, Уайльд вместе с тем отделяет красоту от нравственного начала и в связи с этим отходит от реальности, отрицает необходимость познания ее; тем самым он впадает в эстетство, аморализм, декадентство. Он изрекает афоризмы, в которых проповедуются сомнительные ценности.

Дориан Грей любит в актрисе шекспировских героинь. Произведения искусства для него значительнее, чем жизнь. Когда Сибила полюбила Дориана Грея, она уже не могла больше жить чувствами театральных героинь. Сибила могла изображать на сцене страсть, которую не чувствовала, но она уже не могла играть страсть, познав ее истинную сущность. Увидев плохую игру актрисы, Дориан разочаровывается в ней. Он не может любить реальную женщину; он любил только образ искусства – шекспировскую героиню. Развивая дальше этот эпизод, Уайльд показал, что эстетизм Дориана Грея, его преклонение перед искусством и неприятие жизни приводят к жестокости. Эстетство Дориана Грея убивает Сибилу. Узнав о том, что Дориан ее не любит, она кончает самоубийством.

Сюжет этого произведения, включающий фантастический элемент, последовательно дискредитирует поклонение красоте, лишенной одухотворенности и нравственности. Созданный Бэзилом Холуордом портрет прекрасного юноши, каким был в молодости Дориан Грей, является символом совести героя. Фантастический элемент в романе заключается в том, что Дориан Грей остается всегда молодым и красивым, а портрет, словно его двойник, отражает все изменения в душе реального Дориана и его старение. Каждый новый шаг в нравственном падении Дориана отражается на его портрете. На лице, изображенном художником, появляются черты жестокости и лицемерия. Мысль о портрете преследует героя, он считает его источником всех своих несчастий. Дориан все глубже погружается в пучину зла. Порочная жизнь начинает, наконец, тяготить его, но он зашел уже слишком далеко и не в силах вырваться, не в силах сойти с этого пути. Отсюда его последний отчаянный и роковой поступок: он бросается с ножом на портрет, но убивает самого себя. Дориан и его портрет поменялись местами: на полу, перед портретом, лежит отвратительный старик с ножом в груди, а на стене висит портрет прекрасного юноши. История Дориана Грея является осуждением индивидуализма, эстетской бездуховности и гедонизма.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Эпоха на рубеже двух веков — девятнадцатого и двадцатого — получила в истории культуры название “прекрасной”. На протяжении полувека Европа не знала продолжительных войн, подлинный расцвет переживали все виды искусства и — в особенности — научное знание.

Литературный процесс был представлен рядом течений, общим предшественником которых был романтизм начала XIX века. Степень связи с романтизмом у каждого из них была разной: неоромантизм был попыткой возрождения раннего романтизма в новых культурных обстоятельствах, символизм прямо вырос из позднего романтизма, эстетизм и декаданс представляли собой модификации отдельных черт романтизма на исходе века. Это разнообразие субъективистских направлений в литературе свидетельствует о том, что творческий импульс романтической революции в начале XIX века был так силен, что прошел через все столетие. Тем не менее, эстетизм и символизм противопоставляли себя непосредственному литературному прошлому, дистанцировались от него. Эстеты сознательно приняли флоберовскую установку на элитарного читателя и считали себя создателями подлинно современного искусства.

Английский эстетизм – одно из важнейших литературных направлений модернизма. Суть эстетизма проста – главнейшей ценностью является не добро, не нравственность, а красота. Красота выше нравственности, или, по крайней мере, они равноценны. Красоту нельзя судить с точки зрения нравственности, это разные явления, лежащие в разных плоскостях. Красота может быть безнравственной, нести зло, но она не потеряет своей ценности для человека.

Лучшими представителями эстетического движения были Оскар Уайльд и Алджернон Чарльз Суинберн, а также Джеймс Макнил Уистлер и Данте Габриэль Россетти.

Творчество Оскара Уайльда

Оскар Уайльд (1854-1900) – ярчайший представитель английского эстетизма в литературе. Очень необычный, яркий писатель и человек. После окончания Оксфорда он как сын обеспеченных родителей вёл типично светскую легкомысленную жизнь, шастал по вечерам, развлекался, проповедовал эстетизм, гедонизм (смысл жизни – наслаждение), презрение к общепринятым нормам, в том числе нравственным. Любил вызывающую, необычную одежду. Главнейшим талантом Уайльда было остроумие, побеседовать с ним или даже просто послушать многие английские аристократы считали счастьем. Его звали принц эстетов.

В стихах, сказках, романе Уайльда красочное описание вещественного мира оттесняет повествование (в прозе), лирическое выражение эмоций (в поэзии), давая как бы узоры из вещей, орнаментальный натюрморт. Основной объект описания — не природа и человек, а интерьер, натюрморт: мебель, драгоценные камни, ткани и т. п. Стремление к живописной многокрасочности определяет тяготение Уайльда к восточной экзотике, а также к сказочности. Для стилистики Уайльда характерно обилие живописных, подчас многоярусных сравнений, часто развёрнутых, крайне детализированных. Сенсуализм Уайльда, в отличие от импрессионистического, не ведёт к разложению предметности в потоке ощущений; при всей красочности стиля Уайльда для него характерны ясность, замкнутость, граненость формы, определённость предмета, не расплывающегося, но сохраняющего чёткость контуров. Простота, логическая точность и ясность языкового выражения сделали хрестоматийными сказки Уайльда.

В 1895 году по обвинению в содомии Уайльда приговаривают к двум годам тюремного заключения и исправительных работ. Он – принц эстетов, привыкший к комфорту, к идеальной чистоте вынужден был непрерывно быть в грязи, в самых унизительных условиях, спать на голых досках. Режим в тюрьме был самый жестокий. Тяжёлый отупляющий физический труд (Уайльд никогда им не занимался), за малейшую провинность телесные наказания, постоянные издевательства.

Эстетизм – течение в английской эстетической мысли и искусстве. Зародилось в 1870-е годы, окончательно сформировалось в 1880-1890-ие гг. и утратило свои позиции в начале ХХ века, слившись с различными формами модернизма [37, 248].

В широком смысле это признание красоты абсолютной, высшей ценностью, а наслаждение ею — смыслом жизни; это культ прекрасного в искусстве и жизни. Как самостоятельное течение в европейской художественной культуре Э. сформировался во Франции в середине XIX в. Его основатели: Т. Готье, Г. Флобер. Полного своего расцвета он достиг в викторианской Англии последней четверти прошлого столетия. Основные идеи Э. возникли еще в греко-римском эллинизме, процветали они и в средневековой дальневосточной аристократической культуре. Неудивительно, что во времена расцвета европейского Э. возник острый интерес к традиционному искусству восточных стран.

Своими основными противниками в искусстве и теории эстеты считали реалистов и представителей натурализма. Художники и писатели эстетического движения считали, что искусства должны доставлять нам изысканное чувственное удовольствие, а вовсе не передавать нравоучительные или сентиментальные послания. У искусства нет никакой дидактической цели, что единственное к нему требование — это быть прекрасным. Эстеты развили культ красоты, которую они считали основным фактором в искусстве. Они провозгласили, что Жизнь должна копировать Искусство. Главными чертами движения были внушение (в отличие от утверждения), чувственность, обильное использование символов.

Одним из наиболее ярких представителей эстетизма в Англии является О.Уальд. Его творческая позиция формировалась под влиянием творчества парафаэлитов, Рескина и Партера. Уайльд утверждает, что действительность подра­жает искусству. Тем самым он ставит искусство выше жизни, предпочитает жизни красоту произведений искусства. Пара­доксальное утверждение Уайльда о том, что творчество - это искусство лжи, выражает суть его эстетской и гедонистиче­ской позиции. При всех противоречиях своей эстетики Уайльд умел це­нить реалистическое искусство. Взгляды Уайльда противоречивы. Эстетство и индивидуа­лизм господствуют в одних статьях; в других он подвергает критике буржуазную Англию и высказывает сочувственное отношение к социалистическим идеям. Несмотря на все противоречия в его творчестве, О. Уальд в лучших своих произведениях показал подлинную красоту жизни, противопоставляя ее эстетскому равнодушию, поэтизировал добро в человеке.




Эстетизм – течение в английской эстетической мысли и искусстве. Зародилось в 1870-е годы, окончательно сформировалось в 1880-1890-ие гг. и утратило свои позиции в начале ХХ века, слившись с различными формами модернизма [37, 248].

В широком смысле это признание красоты абсолютной, высшей ценностью, а наслаждение ею — смыслом жизни; это культ прекрасного в искусстве и жизни. Как самостоятельное течение в европейской художественной культуре Э. сформировался во Франции в середине XIX в. Его основатели: Т. Готье, Г. Флобер. Полного своего расцвета он достиг в викторианской Англии последней четверти прошлого столетия. Основные идеи Э. возникли еще в греко-римском эллинизме, процветали они и в средневековой дальневосточной аристократической культуре. Неудивительно, что во времена расцвета европейского Э. возник острый интерес к традиционному искусству восточных стран.

Своими основными противниками в искусстве и теории эстеты считали реалистов и представителей натурализма. Художники и писатели эстетического движения считали, что искусства должны доставлять нам изысканное чувственное удовольствие, а вовсе не передавать нравоучительные или сентиментальные послания. У искусства нет никакой дидактической цели, что единственное к нему требование — это быть прекрасным. Эстеты развили культ красоты, которую они считали основным фактором в искусстве. Они провозгласили, что Жизнь должна копировать Искусство. Главными чертами движения были внушение (в отличие от утверждения), чувственность, обильное использование символов.

Одним из наиболее ярких представителей эстетизма в Англии является О.Уальд. Его творческая позиция формировалась под влиянием творчества парафаэлитов, Рескина и Партера. Уайльд утверждает, что действительность подра­жает искусству. Тем самым он ставит искусство выше жизни, предпочитает жизни красоту произведений искусства. Пара­доксальное утверждение Уайльда о том, что творчество - это искусство лжи, выражает суть его эстетской и гедонистиче­ской позиции. При всех противоречиях своей эстетики Уайльд умел це­нить реалистическое искусство. Взгляды Уайльда противоречивы. Эстетство и индивидуа­лизм господствуют в одних статьях; в других он подвергает критике буржуазную Англию и высказывает сочувственное отношение к социалистическим идеям. Несмотря на все противоречия в его творчестве, О. Уальд в лучших своих произведениях показал подлинную красоту жизни, противопоставляя ее эстетскому равнодушию, поэтизировал добро в человеке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная: знакомство с понятиями “декаданс” и “эстетизм” в литературе, знакомство с английским писателем-эстетом Оскаром Уайльдом, с особенностью его творчества.

Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, поддерживать интерес к изучению предмета и культуры страны изучаемого языка, формировать толерантность и уважение к представителям других народов и культур.

Развивающая: совершенствовать общеучебные умения и навыки, развивать память, навыки анализа и синтеза, развитие чувства эстетики, совершенствовать навык выступления перед аудиторией и умение грамотно излагать свои мысли.

Оснащение:

Английская литература в последнее десятилетие XIX века. Краткая характеристика эстетизма.

Творчество Оскара Уайльда.

а) Краткая биография Оскара Уайльда (просмотр фильма), беседа по фильму.

б) Темы творчества Уайльда:

- роман “Портрет Дориана Грея”;

- необычные сказки Оскара Уайльда;

в) афоризмы Оскара Уайльда

Подведение итогов. Выставление оценок.

Английская литература в последнее десятилетие XIX века, подобно другим европейским литературам, оказалась, пусть хоть и ненадолго, во власти декадентских умонастроений. Декаданс стал общим наименованием кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX – начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Декадентство – сложное и противоречивое явление, источником которого является кризис общественного мирового сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными противостояниями буржуазной действительности, перед революцией, массовыми волнениями и движениями, в которых многие художники- декаденты видели слепую, разрушительную силу истории.

И в это время получает широкое развитие теория эстетизма. В качестве самостоятельного культурного течения эстетизм сформировался во Франции в середине XIX в. Основателями его считают Т. Готье, Г. Флобера и братьев Э. и Ж. Гонкур. Однако основные постулаты эстетизма возникли еще в эпоху греко-римского эллинизма, затем найдя яркое отражение в средневековой культуре Дальнего Востока. В целом эстетизм являет собой утверждение абсолютной красоты в качестве наивысшей ценности, красоты, которая не связана с реальностью и представляет собой смысл жизни человека. В Англии эстетизм получил развитие в викторианскую эпоху последней четверти прошлого столетия и стал своеобразной реакцией на натурализм, викторианство и изменение массового сознания под воздействием естественнонаучных открытий. Эстетизм не был исключительно художественным течением, у него была разработана своя отдельная эстетическая концепция, теория и этика. Английский эстетизм – это самая яркая форма эстетизма, многие теории и положения которой, будучи однажды разработанными в Англии, продолжают проявляться и действовать в других странах и других направлениях, включая романтизм и модернизм, объединенных отрывом искусства от повседневных социальных проблем. Основу учения эстетов составляет создание чистого искусства, самоценного, не связанного с серой повседневностью. Цель искусства – отражение и воссоздание прекрасного. Оно должно служить во имя отдельной личности, не обремененное морализаторством и пустым дидактизмом. Отсюда следует, что искусство невозможно без хорошо развитой фантазии и воображения, иначе оно будет отображать скучную обыденность со всем своим прагматизмом, которую ничего не стоит предвосхитить. Эстетизм часто связывает искусство с музыкой, тем самым разделяя их и называя музыку первоосновой.

Искусство не должно преследовать никаких целей, и поэтому основным лозунгом эстетов является “ Искусство для Искусства “ (“ Art for art’s sake “). Искусство всегда должно быть изящно и гармонично и свободно от морали, политики и религии. Эстетизм предлагает организовать жизнь по законам искусства, тем самым эстетизировав ее. Идея, к которой приходят декаданты, – “переживание ради переживания” [3], и здесь они понимают любое переживание без ограничения, во имя прекрасного, абстрактного, сложного, размытого и непонятного. Эстетизм провозглашал свободу абсолютно во всем: в жизни, в одежде, отношениях между людьми, поведении и общении.

Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам, разочарование, неудовлетворенность бытом, существующей жизнью, ее полное неприятие. Причина, по их мнению, кроется во всем человечестве, тесно связанном с его историческим прошлым. Художник находится в постоянном поиске идеального, вечного наслаждения. В этом проявляется принцип “двойного бытия”, постоянного разочарования и мистицизма. Не найдя прекрасного в жизни, осознав предельности человеческой жизни со всем ее прагматизмом, ничего не остается, как только переступить заведомо установленную грань, чтобы начать все заново.

Общая характеристика эстетизма

Время расцвета эстетизма на английской почве приходится на последнюю четверть XIX столетия, точнее, на конец 60-х-начало 90-х годов. "Эстетизм, – как справедливо отмечает один из его современных исследователей, – претендовал на роль философии жизни и философии искусства, и эстетическое движение было как литературным, так и социальным явлением". Нужно добавить, что и в изобразительном искусстве он нашел немало последователей и выразителей. В Англии наиболее ярко он был представлен такими художниками, как Обри Бердсли (1872-1898), отчасти Джеймс Мак Нейл Уистлер (1834-1903) и прерафаэлиты (вернее, некоторые из них).

Эстетическая теория этого направления наиболее полно и интересно изложена в трудах Уолтера Пейтера (1839-1894) и Оскара Уайльда (1856-1900), которые прежде всего известны как блестящие писатели; причисляют сюда и поэта Алджернона Чарлза Суинберна (1837-1909).

Но прежде чем обратиться к рассмотрению эстетизма, включающего в себя апологию "искусства для искусства" и эстетическую критику буржуазности с позиций эскапизма, нужно выяснить те социальные причины, которые обусловили его возникновение.

Основателем английского эстетизма был оксфордский профессор литературы Уолтер Пейтер. Наибольший интерес представляет его книга "Ренессанс", вышедшая в 1873 году. Популярностью у эстетов пользовался и его философский роман "Марий эпикуреец" (1885) и книга "Воображаемые портреты" (1887). В предисловии к "Ренессансу" Пейтер писал: "Красота, как почти весь человеческий опыт, есть нечто относительное, поэтому определение ее тем менее имеет смысла и интереса, чем оно абстрактней". Для Пейтера красота – это нечто переживаемое в данный момент, его не волнуют пустые абстракции. Новый гедонизм, провозглашенный им, лег в основу эстетской философии жизни. Переживание неопределенным, стало основной ценностью эстета.

Теоретические установки эстетизма, изложенные в работах Пейтера и Уайльда, проистекают в конечном счете из эстетики Канта. Через Томаса Карлейля часть английской интеллигенции восприняла немецкую философию как нечто противостоящее позитивизму, процветавшему в викторианской Англии, который наиболее выражал дух практицизма, столь характерный для вошедшей в силу буржуазии. "Опыт, уже заранее сведенный к группе впечатлений, огорожен для каждого из нас толстою стеною личности, через которую до нас не может донестись реальный голос, да и от нас не может проникнуть в то "вне", о котором мы лишь строим догадки", читаем мы в "Ренессансе" Пейтера. "Если. рассматривать природу как совокупность явлений, лежащих вне человека, то люди в ней открывают лишь то, что они сами в нее привносят", – повторяет Уайльд вслед за Кантом. Здесь "вещь-в-себе" и априоризм, только в упрощенной, неразработанной форме. Еще более ясно указывает на кантианский корень эстетизма рассуждение Уайльда о красоте: "Истинно красивые вещи – это те, до которых нам нет дела. Покуда вещь нам полезна или нужна. она лежит вне подлинной сферы искусства". Трактовка эстетического отношения как незаинтересованного отвечала стремлениям эстетов оторвать искусство от нравственности, политики, морали и т.п.

Эстеты во многих отношениях романтики, в литературе их часто именуют или неоромантиками, или разочарованными романтиками, или последними романтиками. С романтизмом их объединяет преклонение перед гением, высокая оценка воображения и фантазии и видение в художнике пророка, но общая пессимистическая и эскапистская направленность эстетизма, потеря положительного идеала не позволяют характеризовать его как действительно романтическое явление. Это, скорее, разложение романтизма, промежуточная стадия между романтизмом и модернизмом, одна из ранних модификаций декаданса.

На рубеже XIX и XX веков в символизме, эстетизме, модернизме заимствование сюжетов и идей одним видом искусства из другого было особенно распространено. Например, трагедия Уайльда "Саломея" дала толчок для создания немалого числа живописных и графических образов этого евангельского персонажа. Причем сам Уайльд написал свою драму под впечатлением от новеллы Гюстава Флобера "Иродиада". Вдохновленный уайльдовской "Саломеей", Рихард Штраус создает одноименную оперу. В принципе взаимообогащение разных видов и жанров искусства – явление необходимое, всегда имевшее место, но когда этот процесс абсолютизируется и рассматривается как единственная возможность развития искусства, тогда содержание искусства существенно сужается и обедняется.

Произведения эстетов претили викторианскому вкусу своей антиморализаторской и антисоциальной направленностью. Эстеты страдали от непризнания и в то же время гордились им, чувствуя себя оригинальными и избранными среди общего неодобрения. "С точки зрения мировой художественной культуры типичное викторианское искусство стало своего рода символом безнадежной безвкусицы, фальшивой аффектации, творческой бесплодности", – пишет советский искусствовед А. Д. Чегодаев. Действительно, признанные викторианской Англией живописцы типа Лендсира, Фрита или Уилки не имели ничего общего ни с Уистлером, ни с прерафаэлитами, хотя и между главой прерафаэлитов Россетти и Уистлером трудно обнаружить сходство. Объединяет их только оппозиция к обществу. Интересно отметить, что Уистлер, чье искусство ближе всего к импрессионизму, воспринимался современниками как один из лидеров эстетизма, и причина этого в том, что и эстетизм и импрессионизм противоречили официальным вкусам времени. Объединяло их еще и то, что там и здесь "впечатление" играло главную роль. Очевидно, что между эстетизмом и импрессионизмом есть весьма существенные различия: первый трансформировал впечатление в субъективное переживание, второй – в отражение красоты объективного мира. "Из живописи импрессионистов ушла не только черная краска, но и темные стороны жизни", а творчество эстетов (несмотря на их стремление к красоте) исполнено пессимизма, чувственности и искусственности. Дух мрачной иронии пронизывает как многие писания Уайльда, так и рисунки Бердсли. Концепция эстетизма строится следующим образом: во-первых, действительность (как природа, так и общество) обесценивается как эстетически неполноценное или даже антиэстетичное явление, искусство отрывается от жизни, чуждой и враждебной ему; оно замыкается на себя и становится "искусством для искусства". Художнику в таком случае, чтобы не примешивать к искусству ничего инородного, надо стать критиком-художником, то есть заниматься "творчеством в творчестве". Оценить по достоинству его искусство может только коллега, то есть тоже художник. Только элита, только эстеты достойны вкушать плоды собственного творчества.

Безусловно, искусство и прочие формы общественного сознания оказывают обратное влияние на реальный процесс жизни, но абсолютизация этой активности и самостоятельности искусства неправомерна; именно реальность дает жизнь обобщающим ее в себе художественным образам, и именно правдивость и убедительность отражения действительности делают те или иные художественные типы направляющими и вдохновляющими поведение людей. Исследование жизни и творчества самого Уайльда подтверждает эту связь между действительностью и искусством, а также приоритет действительности в этом их отношении. В частности, Г. Лангаард указывает на реальных людей, послуживших писателю прототипами при создании персонажей его романа.

Творчество одних эстетов (Уайльд, Уистлер) оказалось богаче и глубже теоретического эстетизма, другим (Пейтер) не хватило сил, чтобы в полном объеме реализовать его. Исключением является, пожалуй, только один Бердсли, чьи рисунки по своему характеру отвечают почти всем требованиям эстетизма. Несмотря на свою декадентскую направленность, эстетизм выдвинул ряд положений, не лишенных ценности. К ним относится, пусть ограниченная, критика капитализма – выявление его враждебности искусству. Не лишена ценности и критика Уайльдом натурализма в искусстве. Любовь к прекрасному и талант позволили Уайльду, Уистлеру и другим их единомышленникам создать замечательные по мастерству, изысканные произведения искусства, правда, часто очень опосредованно отражающие проблемы времени.

В общем эстетизм – это идеалистическая концепция жизни и искусства, основывающаяся на индивидуализме и субъективизме, обладающая как слабыми, так и сильными сторонами. Истоки ее – в романтизме, кантианстве и отчасти "философии жизни".

Эстетизм, особенно в поздней стадии своего развития, декадентское. В нем причудливо смешались идеи, характерные для XIX века, и прозрения художественного формализма, свойственные модернистской эстетике XX столетия.

В лекции "The lecture of the English Renaissance" (1882) ("Английский ренессанс"), которую О. Уайльд читал в США для того, чтобы познакомить американцев с английским эстетизмом, Уайльд впервые сформулировал основные положения эстетической программы английского декаданса, позже получившие развитие в его трактатах "Pen, pencil and poison" (1889) ("Кисть, перо и отрава"), "The truth of masks" ("Истина масок"), "The decay of lying" (1889) ("Упадок искусства лжи"), "The critic as artist" (1890) ("Критик как художник"), объединенных в 1891 году в книгу "Intentions" ("Замыслы"). (1)


Патер предвидел что угодно, но только не явное непонимание и произвольное толкование своих мыслей, а, как следствие всего, ожесточенную критику. Д.Е. Яковлев верно замечает, что современники Патера восприняли в основном только первую часть его рассуждений по поводу полноты жизни и, прежде всего, акцентировали внимание на его призыве получить как можно больше переживаний[15, с. 41]. Викторианская публика немедленно объявила Патера аморальным человеком, а концепция усовершенствования жизни через искусство осталась практически незамеченной. Его эстетические идеи (пусть и не отличающиеся особой новизной) приобретут захватывающую власть несколько позднее в теории и практике английских эстетов, провозгласивших своей главной задачей вернуть исчезающую из современного им общества красоту.

1. Аникин Г.В. Эстетика Джона Рескина и английская литература ХIХ века.– М.: Наука, 1986.

2. Бачелис Т. Шекспир и Крэг. – М., 1983.

3. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. – М.: Искусство, 1970.

4. Киркегор С. Наслаждение и долг / пер. П. Ганзена. – Киев: AirLand, 1994.

5. Ланглад Ж. де. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М.: Мол. гвардия; Палимпсест, 1999.

6. Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. – М.: Искусство, 1975.

7. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. – М.: Искусство, 1967.

9. Патер У. Воображаемые портреты. Ребенок в доме – М.: Изд. В.М. Саблина, 1908.

10. Сизеранн Р. Рескин и религия красоты. – М., 1900.

11. Уайльд О. Упадок лжи // О. Уайльд. Полн. собр. соч. Т.3. – СПб., 1912.

12. Уайльд О. Портрет Дориана Грея // О. Уайльд. Избран. произв. в 2-х т. Т.1. – М.: Республика, 1993.

13. Федоров А.А. Идейно-эстетические аспекты развития английской прозы (70-90 гг. ХIХ в.). – Свердловск. 1990.

15. Яковлев Д.Е. Философия эстетизма. – М.: Изд. центр науч. и учеб. прогр., 1999.

16. De Laura, D. Hebrew and Hellene in Victorian England: Newman, Arnold, and Pater. Austin: University of Texas Press, 1969.

17. Fraser, H. Beauty and Belief: Aesthetics and Religion in Victorian Literature. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

18. Johnson, R.V. Aesthetism.- L.: Methuen, 1969.

19. Stein, R. The Ritual of Interpretation: the Fine Arts as Literature in Ruskin, Rossetti and Pater.- Cambridge (Mass.) and London: Harvard Univ. Press, 1975.

Основные термины (генерируются автоматически): искусство, красота, эстетическое движение, Патер, жизнь, Спенсер, английский эстетизм, датский философ, эстет, страстная любовь.

Похожие статьи

Некоторые особенности и черты реализма в произведениях Джейн.

Здесь романтизм оформился в эстетическую систему к 1798 г — дата выхода манифеста английского романтизма, предисловия Вордсворта и Колриджа к.

В настоящее время он известен, главным образом, как теоретик английского эстетизма, а

История Италии входила в его реальную жизнь через искусство, становясь живым настоящим.

Эстетический идеал в современной узбекской поэзии и вопросы.

Эстетический идеал является не только проблемой литературоведения, его также изучают искусствоведы, эстетики и философы, так как среди общих критериев

Философско-эстетическая природа киноискусства

Вот здесь и раскрывается философско-эстетическая природа фильма, в этот момент в восприятии зрителя проносятся такие понятия, как верность, любовь, дружба, добро, единение, жизнь, прекрасное, трагическое, душа и так далее.

Дневниковая литература Японии как.

Именно от эпохи Хэйан происходит тот японский эстетизм, который и сегодня жив в японцах

Мужчина должен быть галантным и искушенным в искусстве любви.

Модернизм в творчестве У. С. Моэма | Статья в журнале.

Отсутствие иллюзий во взгляде на человека сделало возможным интерес Моэма к Дарвину и Спенсеру, «. я приветствовал гипотезу о выживании

По Моэму, эстетическое переживание воздействует на человека и, таким образом, вызывает в нем активное отношение к жизни.

Английский Петрарка: творчество Ф. Сидни в современном.

С. В. Чаплин осуществляет попытку уточнить и конкретизировать собственно эстетический.

[14]. В то же время лорд Генри Уоттон, цинник и эстет, исповедующий философию

Он ведет себя безнравственно, эгоистично, жестоко отвергает любовь юной актрисы Сибилы.

Попытка диалектического определения эстетических категорий.

Она отражает то общее, что присуще прекрасному, безобразному, возвышенному, низменному, трагическому, комическому, драматическому и другим эстетическим свойствам жизни и искусства.

Читайте также: