Марксизм и экзистенциализм кратко

Обновлено: 02.07.2024

Левый Фронт

Империализм – высшая и завершающая стадия капитализма, канун пролетарской революции. Тот класс, который будет ею сметён и который пока господствует в обществе, класс буржуазии, – всё ещё располагает могуществом и силой. Но буржуазия чувствует, что её могущество и сила – под угрозой, что её положение с каждым днём становится всё более шатким. И она знает, кто для неё представляет опасность и кто способен уничтожить её господство. Это может сделать и сделает только рабочий класс – новый революционный и восходящий класс, которому история предназначила свергнуть власть капитала и стать могильщиком старого общества.

Как бы ни сильна и могущественна была теперь буржуазия – она идёт к закату, к своей гибели. Её эпоха закончилась. Кончилось то время, когда она была революционным классом и двигала общество вперёд, когда она была носителем прогрессивных демократических и просветительских начал, способствовала развитию науки и техники, боролась с мракобесием и деспотией. Теперь буржуазия всецело реакционна и препятствует развитию общества, не даёт ему двигаться вперёд. Она стоит на пути общественного прогресса – а поэтому обречена, поэтому она должна уйти.

И наоборот. Как бы ни порабощен был теперь пролетариат – он идёт к своему торжеству и победе, будущее принадлежит ему. Потому что он – единственный класс, который может повести общество по пути прогресса. Потому что его коренной интерес – освобождение от ига капитала, уничтожение частной собственности – совпадает с главной исторической задачей нашей эпохи. Главная историческая задача нашей эпохи – это устранение устаревших производственных отношений, устаревших форм собственности, которые вступили в противоречие с развитием производительных сил и стали преградой на пути дальнейшего движения общества; это – переход к новой общественно-экономической формации, к коммунизму. Коренные интересы пролетариата совпадают с потребностями общественного развития и прогресса. Поэтому его победа неизбежна.

Реакционный класс никогда не уходит добровольно. Он сопротивляется до последнего, старается сохранить свою власть и привилегии. Так поступала в своё время феодальная аристократия, и восходящая буржуазия отчаянно боролась с её господством. Так поступает теперь сама буржуазия, ставшая ныне враждебной прогрессу, движению общества вперёд.

Буржуазия старается помешать революционной борьбе рабочего класса, не допустить пролетарской революции. Буржуазные идеологи делают всё, чтобы отвлечь общество от мыслей о необходимости изменить строй, скрыть от него язвы и пороки буржуазного строя, затушевать противоречия капитализма.

Именно такую услугу оказывают капиталистам оппортунистические организации и движения. Они объявляют, что борются за смену существующего строя, за новое общество, за социализм, – но существуют лишь для того, чтобы уводить рабочий класс в сторону от настоящей борьбы за социализм.

В КПРФ и комроссах в основном состоят люди среднего и старшего поколения, ностальгирующие по Советскому Союзу; их идеология представляет собой смесь позднесоветского КПСС-овского ревизионизма и обывательщины.

Буржуазная интеллигенция в этот промежуток времени создавала различные учения и теории, в которых выражала мировоззрение своего класса и служила его интересам. Одни из этих теорий выражали её настроения упадка и безнадежности, служили способом уйти от действительности. Другие имели вполне определённую цель – продлить существование буржуазного строя и для этого ввести трудящихся в заблуждение насчёт действительной сути буржуазного строя, насчёт действительно происходящих в нём процессов.

Разобрать весь этот список у нас нет возможности. Мы рассмотрим только так называемый экзистенциализм, который полностью враждебен одной из основ марксизма – материалистической диалектике, и меркузианство, которое возникло на непосредственном извращении и отрицании другой марксисткой основы – теории классовой борьбы.

Экзистенциализм не имеет ничего общего с марксизмом, он полностью враждебен ему.

Это – крайне вредное, упадочное и разлагающее учение, выражающее духовное банкротство буржуазии, возникшее и сформировавшееся в тот момент, когда настроения упадка и обречённости среди буржуазной интеллигенции были особенно сильны – накануне и во время Первой мировой войны.

Марксизм возник во второй половине XIX века, когда капитализм победоносно развивался в ведущих европейских странах, а рабочий класс усиливал свою борьбу с буржуазией и ему требовалось новое революционное учение, которое бы вооружило его идейно. И марксизм стал таким оружием. Он возник как потребность эпохи, как потребность поднимающегося на борьбу нового революционного класса, класса, призванного совершить социалистическую революцию, построить новое коммунистическое общество.

Марксизм – идеология класса, у которого впереди историческое торжество и победа. И, как идеология революционного класса, марксизм есть учение жизнеутверждающее, устремленное в будущее, ведущее на борьбу. Он воплощает исторический оптимизм восходящего класса.

Экзистенциализм возник тогда, когда Европа была потрясена мировой империалистической бойней и в европейских странах назревала революция. В тот момент, когда буржуазия особенно остро почувствовала свою неизбежную гибель, гибель своего мира. Она увидела отсутствие исторической перспективы для себя, свою исчерпанность.

Буржуазную интеллигенцию охватили настроения страха, отчаяния и безнадёжности. Экзистенциализм и стал выражением этих настроений, свидетельством духовного банкротства буржуазии. Он воплотил страх и безнадёжность умирающего класса, почувствовавшего свою обречённость.

Марксистская философия – материалистическая диалектика – именно потому и называется материалистической, что полностью стоит на позициях материализма и решительно отвергает любой идеализм. Материалистическая диалектика учит, что существующий мир есть объективная реальность, то есть существует независимо от нашего сознания, что сознание есть свойство материи и отдельно от материи существовать не может. Что объективный мир вполне познаваем, что человек способен познавать мир и его законы. Что человек в своём познании мира непрестанно движется вперед, постоянно сокращает область непознанного и увеличивает область познанного, что он способен бесконечно совершенствовать свои познания о мире.

Идя вперёд по пути познания, человек открывает закономерности развития природы и общества – а значит, способен сознательно совершенствовать и природу, и общество. И именно это есть роль человека – познавать и совершенствовать мир.

Эта философия, материалистическая диалектика, – составляет одну из основ марксизма. Только такое учение могло стать философией нового революционного класса, рабочего класса. Учение, непримиримо отвергающее всякий идеалистический туман под любым видом, твёрдо стоящее на почве материализма, безусловно утверждающего способность человека познавать и сознательно совершенствовать мир.
Материалистическая диалектика есть философия пролетариата. Только с ней он может выполнить свою историческую задачу – уничтожить буржуазный строй и создать новое коммунистическое общество. Другой философии у пролетариата быть не может. Любые другие философские учения враждебны ему, любые другие философские учения служат буржуазии и являются буржуазными.

Мы рассказали об обстоятельствах возникновения экзистенциализма, теперь передадим его суть.

Как мы видим, уже этим экзистенциализм полностью противоположен марксисткой философии, учащей, что человек способен познавать мир и сознательно его преобразовывать.

Марксистская философия, философия революционного класса, которому принадлежит будущее, утверждает постоянное развитие и обновление мира, постоянный переход от низшего к высшему, постоянное чередование рождений и смертей, когда старое умирает, чтобы дать место новому, и смерть становится началом новой жизни.

Экзистенциализм, философия умирающего класса, видит в мире одно лишь движение – движение к смерти и идёт в этом направлении ещё дальше. Он учит, что экзистенцию можно постигнуть только через смерть, через состояния, близкие к смерти. Только в пограничных ситуациях, когда человек соприкасается со смертью, находится в состоянии сильного потрясения, он якобы прозревает смысл существования, экзистенции. Это полностью – сознание обречённого класса, которое в своей безысходности доходит до того, что начинает культивировать смерть.

Экзистенциализм полностью противоположен материалистической диалектике и тем, что он есть учение идеалистическое.

Материализм учит, что жизнь – это форма существования материи, а сознание – свойство высокоразвитой материи. Вне материи, отдельно от материи, до материи сознание существовать не может.

В экзистенциализме же экзистенция, переживание бытия объявляется некоей абсолютной сущностью, независимой от мира, существующей изначально, которая переходит из одного времени в другое, от одного существования к другому.

У нас нет цели подробно разбирать всё это порождение упадочного буржуазного сознания, все его категории, трансцендентальности и тому подобную заумь и чушь. Мы уже рассказали достаточно, чтобы стало понятно, – что подобные реакционные и разлагающие воззрения не могут иметь ничего общего с философией пролетариата – марксизмом.

Учение, которое отрицает познаваемость мира, тем самым отрицает и возможность его сознательно изменить, отрицает творческую революционную роль человека в мире. Учение, признающее сознание, отдельное от материи, неизбежно приходит к признанию неких сверхъестественных сил, которые довлеют над человеком, – и тем самым признаёт человека рабом этих сил, утверждает его бессилие, опять-таки невозможность что-либо изменить в этом мире.

Именно это угнетатели всегда старались внушить угнетённым с помощью религии и таких вот реакционных учений – что изменить мир нельзя, а потому нечего и пытаться, надо примириться с существующим порядком. И именно к этому, как мы видим, ведёт экзистенциализм.

Так что с экзистенциализмом всё ясно. Это учение откровенно враждебно марксизму, пролетариату и пролетарской революции.

Маркузианство воплощает анархический бунт мелкобуржуазной интеллигенции против существующего порядка. Оно возникло в шестидесятые годы прошлого века. В это время в капиталистических странах происходил спад рабочего движения, многие рабочие партии откровенно перешли на позиции оппортунизма, полностью утратили свою революционную суть. Империалистическая буржуазия ведущих капиталистических стран за счёт ограбления колоний и сверхприбылей имела возможность подкупать часть рабочего класса и склонять на свою сторону вождей рабочих партий. Кроме того, буржуазная пропаганда к тому времени достигла высочайшей изощрённости. Телевидение дало буржуазии мощное средство для внедрения своей идеологии в широкие слои общества.

Всё это привело к тому, что рабочий класс этих стран оказался значительно деморализован.

На основе этого Маркузе создал свою теорию, что рабочий класс уже утратил свою революционную роль. Революционная инициатива, по теории Маркузе, перешла к аутсайдерам – люмпенам, гонимым национальным меньшинствам, а также к радикальным слоям молодёжи, студенчества и интеллигенции. С буржуазией эти радикальные слои должны бороться путём взрывов, похищений и убийств отдельных капиталистов. Социальная революция в представлении Маркузе – не переход к новой, более совершенной общественно-экономической формации, не построение нового общества – а вечный бунт, вечное разрушение, вечный взрыв. Маркузе отрицал и необходимость пролетарских партий.

Эта чрезвычайно вредная и лживая теория дезориентировала революционно настроенную часть общества, толкала её на неверный путь, служила ещё большей деморализации рабочего класса, то есть прямо шла на пользу капиталистическому строю.

Эти анархические выступления не могли привести ни к какой революции.

А другой большевик спокойно отвечает:
– Когда вы накричитесь и вам влепят по заднице, вы вернётесь к вашим папашам и всё пойдет как всегда: мирно учиться, удачно жениться и спокойно растить детей. Таких же буржуа, как вы сами!

Читайте также: