Батик кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Любуясь необыкновенными расписными платками, выполненными в технике батик, мы не решаемся попробовать сделать подобные. Нам кажется, что это очень трудно и сложно. Но это не так! Техника батик легка и очень интересна не только взрослым, но и нашим маленьким помощникам.

Батик – это роспись ткани красками. При работе используют резерв (контур), который ограничивает площадь растекания красок на материале.

Стоит ли заниматься батиком?

Выбирая занятие по душе себе и своему малышу, родители обязательно оценивают его полезность и нужность для ребенка. Можно смело утверждать, что занятия батиком с ребенком принесут немало пользы:

  • Расписывая ткань, малыш развивает свое творческое начало , придумывает рисунок, фантазирует.
  • Подбирая цветовую гамму, ребенок развивает свой вкус.
  • Совместные семейные росписи платков очень объединяют и сплачивают семью.
  • Результаты работ в техники батик – это уникальные платки, панно и многое другое, которые станут чудесными подарками мамам и бабушкам.

Что Вам понадобится

Batik_s_detmi4

  • Ткань. Для первых опытов подойдет батист и шифон, на шелк переходите, когда освоитесь с техникой. Выбирайте белую, светлую ткань, пастельных тонов. Новую ткань постирайте. Лучше всего натянуть ткань на подрамник или пяльцы.
  • Парафиновый воск (или резервирующий состав – он не дает краски растекаться за обозначенные границы)
  • Краски по батику или акриловые краски
  • Кисти (средние и широкие)
  • Утюг (убирать воск)
  • Газеты

Техники росписи по ткани

Можно попробовать начать занятия росписью по ткани с детьми 2-3 лет. Для таких малышей будет легче работать в техники свободной росписи акриловыми красками , которые не так сильно растекаются по ткани. Юному художнику понравится наносить на материал цветные пятна, смотреть, как они заполняют холст. Полученный шедевр высушите, и прогладьте утюгом с обратной стороны, нагретым до допустимой для этой ткани температуры. Так Вы закрепите рисунок.

Еще одна интересная техника, которая доступна малышам 2-3 лет – это батик с использованием соли . Натянутую ткань смочите водой, а затем распишите красками по батику. Рисунок можно предварительно наметить карандашом. Фантазируйте и придумывайте свои сюжеты и орнаменты. Затем с малышом посыпьте материал солью. Через 30 минут Ваше произведение подсохнет и его можно будет прогладить. Необычные платки для любимых бабушек Вам обеспеченны!

Также малышам понравится техника свободной росписи по ткани с использованием трафаретов . Вырежьте заранее различные трафареты в виде кругов, сердечек, квадратов, звезд и пр. Наносите краску кистями разной толщины или кусочками губки. Высушите, прогладьте с изнанки.

С детьми постарше можно попробовать использовать резервный состав или резерв. Постелите газеты и разложите ткань. На материале нарисуйте любой несложный рисунок. Затем растопите небольшое количество воска (пусть эту часть работы выполнит взрослый!), и промажьте толстой кистью все линии. Резерв (или воск) не даст краскам растекаться за его пределы. После распишите красками рисунок по своему усмотрению. Следующий этап – это удаление воска: работу положите между несколькими слоями газет и прогладите до исчезновения воска с работы (воск впитается в газету). Работая с горячим утюгом, внимательно следите за безопасностью малыш. Готово!

Batik_s_detmi

Особого внимания заслуживает техника узелкового батика . Для этого нужно научиться завязывать на ткани узелки особым способом, получая узоры колец, линий, клеток, цветов. Завязав узелок, опустите ткань в горячий раствор красок по ткани и подержите там некоторое время. Затем прополоскайте ткань в воде. Снова повторите операцию с другим цветом. Окрашивайте от светлых тонов к темным. После всех окрасок – развяжите все узелки и прополоскайте в воде с уксусом (он закрепит цвет). В уксусе прополоскайте сами. Затем в простой воде. Подсушите, прогладьте с изнанки и наслаждайтесь результатом!

Получайте с детьми удовольствие от работы по ткани, ведь интересен как сам процесс росписи, так и результат. Прекрасные платки, расписанные детьми, удивят Ваших близких.

Батик – роспись по ткани жидкими красками и резервом (контуром), который ограничивает растекание краски по ткани. Жидкие краски дают возможность делать плавные переходы от цвета к цвету, что и создаёт неповторимый эффект росписи.

Роспись по ткани с использованием резерва, ставшая прародителем батика, существует с древних времён в Азии и Африке.

Само слово батик индонезийского происхождения и переводится как капля на ткани.

Существует горячий, холодный и узелковый виды батика. В 30-е года XX века был изобретён акрил (точнее полимер акриловой кислоты), что дало начало и новым акриловым краскам. Они не токсичны, разводятся водой и при высыхании образуют резинистую несмываемую плёнку. На основе акрила созданы и современные краски для батика.

Эти краски имеют свою специфику: их можно легко смыть, пока краска не высохла, их можно оттереть, когда краска высохла и их почти невозможно удалить, если краска проглажена утюгом (т.е. после термической обработки). Поэтому, при работе с красками необходимо надевать передник или специальную рабочую одежду, следить за рукавами и подстилать на рабочее место непромокаемый материал.

Также специфика красок сказывается и на работе с ними: их нельзя оставлять незакрытыми, и если Вы сделали смесь красок для батика, необходимо закрывать её крышкой во все перерывы в работе.

Резервом для современного акрилового батика служат специальные контуры для батика, но ими также могут стать акриловые краски для ткани в тюбиках (контуры по ткани). Специфика работы с контурами следующая: в отличие от привычных нам кистей краска наносится тюбиком с длинным узким носиком. Чтобы краска ложилась ровно, необходимо сдавливать стенки тюбика плавно и не сильно (чем сильнее давите, тем толще будет пятно), и при этом водить самим тюбиком.

При работе с контурами необходимо учитывать, что краска контура гуще и сохнет дольше. В зависимости от толщены слоя контура и влажности высыхание может занять от 10 до 30 минут.

Так же нельзя забывать про контурные линии, чтоб не прикоснуться к ним в процессе работы.

Акрил из контуров смывается с руки тяжело, с использованием мыла и щётки (или ногтей).

Если Вы по неаккуратности смазали контур, можно попробовать снять его мокрой кистью, пока он не засох.

Какую ткань выбрать: можно работать на всех типах ткани, но учитывать, что на натуральных тканях волокна мягче и поэтому краска ложится плавней. Для классического батика используют шёлк, но поскольку он не из дешёвых тканей, можно ограничиться синтетическим материалом, походящим по фактуре на шёлк.

Шёлк – очень интересная ткань, которую ткут из нити, добываемой из коконов тутового шелкопряда. Гусеница в какой-то момент превращается в бабочку. На это время она окручивает себя коконом из слюны. Нить, из которого гусеница плетёт кокон, может быть длиной более 1 км. Существует много видов шёлка, которые отличаются плотностью нити и особенностью плетения.

Если мы возьмём привычные семь цветов радуги, то в них

основные цвета: красный, желтый, синий;

составные: оранжевый, голубой, зелёный, фиолетовый.

Остальные цвета образуются полутонами от этих. Необходимо только добавить чёрный и белый.

Смешение цветов можно поэкспериментировать в баночках с водой.

Бывает полезно создать цветовую палитру всех переходов от цвета к цвету.

Самое легкое – работать на белой ткани. Тогда нам не нужна белая краска – отсутствие цвета и является краской (тут и производные белого: розовый, голубой, серый, салатовый).

Если же мы работаем на другом цвете, необходимо учитывать его как цветообразующий компонент. (Например, если мы на красном шёлке нарисуем зелёные листья, то они выдут коричневыми). Если нам всё же нужно зелёное на красном, нужно сделать подложку из белой краски и рисовать уже по ней. Или же придётся использовать более густые краски (контуры).

Сначала наносим резерв (необходимо, чтоб все линии были непрерывными и замкнутыми).

Даём ему высохнуть.

Начинаем кистью наносить жидкую краску на часть поверхности, если хотим сделать переход.

Если ткань синтетическая, то контур может частично и пропустить краску через себя. Для этих случаев необходимо тонировать пространство вокруг контура или обыгрывать эти потёки как часть композиции.

После обретения навыков работы по батику можно работать и на влажном контуре, что даст возможность использовать цвет контура как дополнительный источник для цветового перехода.

После окончания работы нужно дать ткани высохнуть, а затем закрепить узор утюгом, проглаживая ткань в течение 5-7 минут в том режиме, который подходит для используемой ткани.

Подробней нюансы работы по батику с детьми представлены в передаче с моим участием телеканала Дамский клуб.

Для украшения материала существует несколько способов, одним из самых популярных является батик. Под этим названием подразумевается ручная роспись по ткани с применением, так называемых, резервирующих составов. Рисунки, создаваемые своими руками, получаются не только красивыми, но и эффектными. К тому же, это отличный способ занять свое свободное время и увлечься настоящим творчеством.

Что такое батик

Термин батик – это обобщенное название различных способов ручной росписи ткани. В качестве основы данной техники используется принцип резервирования, т.е. покрывания специальным составом тех мест материала, которые должны остаться неокрашенными, чтобы в итоге получился нужный узор. Для получения четких контуров (границ) применяется специальный закрепитель под названием резерв, изготавливаемый на базе бензина, парафина, водной основы.

Техника основана на том, что резиновый клей, парафин и некоторые виды смол и лаков, которые наносятся на материю и не пропускают через себя красящее вещество. Что касается материй, для росписи которых используется техника батика, то ими являются хлопок, шелк, шерсть и синтетика. Для получения одежды с расписанной поверхностью, например, футболки, существует несколько видов батика.

История

Невзирая на то, что создание рисунков на материи было известно в разных регионах мира, родиной батика в современном понимании этой техники считается Ява. Мастера этого индонезийского острова смогли достичь небывалых высот и изыска в плане окрашивания тканей. Им удалось за короткий срок сделать из данного ремесла целое искусство. На создание одного полотна у мастеров могли уходить месяцы, и даже годы. Это связано с многоступенчатым этапом подготовки материи: вымачивание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания с нанесением воска, окраской, сушкой.

Берберский батик

Из-за длительности процесса первоначально одежду, которая была покрыта узорами с помощью батика, носили только аристократы. Мастера острова Ява использовали хлопковые ткани, передавая секреты ремесла из поколения в поколение. Интересной особенностью является то, что узоры у разных семей могли существенно отличаться друг от друга. Выполненные узоры имели разнообразную тематику: от растительных орнаментов и геометрических узоров до мифологических сюжетов. На северном побережье острова используются более светлые оттенки, чем в центральной части.

Достоверно известно, что по рисункам на одежде можно было определить, к какой касте относится тот или иной человек. Повторять традиционные королевские орнаменты запрещалось. Каждая девушка в своем приданном обязательно должна была иметь вещи, украшенные при помощи техники батика. К примеру, красочные материи, занавеси, настенные панно, предметы гардероба. Даже сегодня у народов Явы одежда из расписанных вручную материалов пользуется большой востребованностью, часто она изготавливается в коммерческих целях.

В XVII-м веке, когда Ява стала голландской колонией, батик начинает поступать в страны Европы. В дальнейшем европейцами был изобретен электрический прибор батик-штифт, с помощью которого можно было хранить воск в расплавленном состоянии. В 1801-м году Жозе-Мари Жаккар создал автоматический станок со специальными перфокартами, благодаря которому появилась возможность производить полотна с рисунками, созданными художниками. Благодаря этому техника батика перешла на новый уровень. Самую большую популярность в Европе она приобрела лишь в конце XIX-го века.

Рисование на ткани

Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:

Техника выполнения

Прежде всего, на полотно наносятся краски, чтобы на стыке разных оттенков получились четкие и ясные границы. Для этой цели используется резерв, т.е. специальный закрепитель на основе бензина, парафина и т.д. – состав варьируется в зависимости от выбранной техники, материала, красок. В основном выделяют следующие типы техник:

  • холодную;
  • горячую;
  • свободную роспись;
  • свободную роспись с применением солевого раствора.

Холодный батик

Роспись по ткани батик, как хобби, подойдет в основном терпеливым людям, т.к. этот процесс является трудоемким и длительным. Одной из популярных техник является холодная, которая появилась гораздо позже горячей, с развитием химической промышленности. Ее появление упростило работу. Роль воска в холодной технике выполняют специальные резервы, которые не нужно нагревать, вытравливать и снова наносить.

Для работы потребуется создать отдельное рабочее место. Идеальным вариантом является хорошо проветриваемое помещение, например, балкон. Связано это с тем, что пары резервирующего вещества оказывают не совсем хорошее влияние на здоровье. Если вы собираетесь использовать расписанный материал для применения в виде скатерти, шарфа и т.п., то учтите, что нужно произвести закрепление краски: запекание в духовке, запаривание на водяной бане без контакта с конденсатом/водой, утюгом. Если этого не сделать, то при первой стирке вся работа смоется. Вам понадобится:

  • простой карандаш;
  • резерв (черный), стеклянная трубочка для него;
  • каланоковые кисти, анилиновые составы;
  • кнопки, подрамник;
  • натуральный шелк (крепдешин).

Роспись по шелку

Определитесь с выбором эскиза, для него вам потребуется лист тонкой бумаги. Если вы хотите что-то эффектное, то отдайте предпочтение цветам. Нанося элементы на полотно, старайтесь рисовать их так, чтобы каждый из них имел замкнутый контур. Наносить резерв на контуры нужно без задержки, но и без спешки. Последовательность действий:

  1. Для начала постирайте материю, затем натяните предварительно высушенное полотно на подрамник, используя кнопки.
  2. Возьмите стеклянную трубочку, наполните ее резервом. Нанесите состав на контуры элементов.
  3. Для увеличения количества оттенков разбавьте одну и ту же краску разным количеством воды. Используйте баночки из-под йогурта, одноразовые стаканчики.
  4. Займитесь росписью цветов (от светлого до темного тона) и фона.
  5. Возьмите соль, присыпьте ею полотно и дайте ему подсохнуть. Стряхните соль и после того, как материя высохнет, уберите ее с подрамника.
  6. Через 24 часа прокипятите полотно (около 3 часов), постирайте в теплой мыльной воде.
  7. Обязательно прополощите творение, добавив в воду чуточку уксуса. Аккуратно отожмите изделие и прогладьте его, пока оно влажное.
  8. После окончания процедуры выдуйте резерв обратно в емкость, а стеклянную трубочку ополосните в бензине. В противном случае остатки состава затвердеют, и инструмент станет непригодным для дальнейшего применения.

Горячий

Батик на одежде смотрится красиво и эффектно. Решив приобщиться к такому хобби, обратите внимание на горячий способ. Он подходит для тех, кто не любит кропотливо закрашивать каждый кусочек полотна, просиживая за этим делом по несколько часов. Даже без больших стараний у вас может получиться полотно, из которого сошьются эксклюзивные юбки, платки и даже костюмы. Работа при такой технике ведется с расплавленным на огне воском, стеарином, парафином или их смесью, поэтому будьте осторожны. Перечень инструментов, которые могут понадобиться при декорировании полотна:

  • натуральная ткань, к примеру, хлопок, шерсть, шелк;
  • картонный трафарет;
  • красящие средства для росписи по ткани;
  • стакан для воды;
  • воск, чантинг;
  • кисточки, резиновые перчатки;
  • целлофан, газеты:
  • фен или утюг.

Для работы вам лучше надеть одежду, которую не жалко будет испортить, т.к. краска для ткани практически не отстирывается. Как вариант, наденьте непромокаемый фартук. Горячая технология батика состоит из следующих действий:

  1. Для нанесения на полотно одного из перечисленных растворов воспользуйтесь специальным инструментом – чантингом. Он похож на леечку с тоненьким кончиком. Хотя, в последнее время широкое применение приобрели кисти, с помощью которых наносят мазки и точечные капли на ткань. После этого сверху нужно нанести слой краски.
  2. Далее можете снова нанести на некоторые зоны воск и другой тип краски. Чтобы узоры стали упорядоченными, используйте штампы, которые нужно окунать в расплавленный воск. Можете использовать 2-3 тона и больше.
  3. Как только краска высохнет, избавьтесь от воска. Для этой цели положите на ткань газету и прогладьте ее – она должна впитать расплавленное вещество. Затем положите новую газету и повторите процедуру. Делать это нужно до тех пор, пока воска на полотне совсем не останется.

Картина в технике Горячий батик

Свободная роспись

Благодаря такой технике батика можно проявить все свои способности в области рисования, т.к. здесь нельзя сформировать рисунок по какому-то определенному шаблону. С помощью свободной росписи создается индивидуальное и неповторимое произведение. В основном такой тип техники практикуют с применением масляных красок со специальными растворителями или анилиновых красителей. Можете даже ставить эксперименты, добавляя где-то солевой эффект или резервирующий состав, или используя спиртосодержащие вещества, чтобы увлажнить ткань. Способы свободной росписи в батике:

  • красками, загуститель из резервирующей жидкости;
  • с помощью красок, солевого раствора;
  • печатными красками;
  • масляными красками;
  • по шелку, аппретирующий загустителями.

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этой техники заключается в том, что натянутую на рамку ткань, в зависимости от конкретного рисунка, пропитывают водным раствором соли (поваренной) и после ее высыхания производят роспись полотна. В некоторых случаях ее проводят красками из основных красителей, в которые был введен раствор соли. Такой подход помогает ограничить растекаемость краски по ткани и предоставляет возможность создавать рисунки свободными мазками. При этом можно варьировать как форму, так и степень насыщенности тем или иным цветом.

Следует добавить, что свободную роспись красками, в состав которых введен раствор поваренной соли, можно удачно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этой цели некоторые фрагменты рисунка создают свободной росписью с доработкой графическим рисунком. Фоновые перекрытия в этом случае осуществляют на участках, которые ограничены резервом. Вместо соли в качестве грунта может использоваться желатин или крахмал. Решив углубиться в это ремесло и попробовать создать эффектный рисунок таким способом, подготовьте следующие инструменты, материалы:

  • анилиновые красители:
  • солевой раствор;
  • отрез шелковой ткани, который натянут на раму;
  • эскиз будущей работы;
  • кисти для работы с красками разной толщины, кисти-флейц для пропитки материала, синтетика;
  • пипетка для забора краски, вода для промывки кистей;
  • палитра;
  • мягкий карандаш 8В.

Для приготовления солевого раствора возьмите пару столовых ложек соли на стакан воды. Разводить соль нужно в горячей воде в эмалированной или стеклянной посуде, чтобы все кристаллики растворились. В зависимости от поставленной задачи нанесите предварительную роспись очень мягким карандашом на натянутом шелке. Роспись по соляному раствору состоит из трех этапов:

  1. Роспись по-сырому. Подготовьте на палитре нужные цвета перед тем, как шелк пропитается раствором из соли. Кроме того, для разбавления красок используйте только солевой раствор. Пока шелк еще сырой, широкими прикосновениями или мазками кисти нанесите краски на свои места. По очень влажной ткани краска начнет растекаться неожиданными формами.
  2. Роспись по полусухому шелку и нанесение пятен второго плана. Пока шелк влажный и на нем образуются солевые кристаллики, вы сможете добиться живописных эффектов. Краска не разбегается неконтролируемо во все стороны, но от кисточки останется след, который впоследствии немного расплывется. Особенно это идеально для имитации природных фактур.
  3. Графическая прорисовка деталей, относящихся к первому плану. Как только солевой раствор высохнет, ткань станет хрустящей, а краска едва заметно растечется по ней. Продолжите работу прорисовкой деталей путем нанесения коротких мазков или ставя разного размера пятна.

Свободная роспись по шелку

Батик для начинающих

Занимаясь росписью ткани, вы обязательно почувствуется свою причастность к высокому искусству, особенно, когда начнете получать эффектные узоры и рисунки на ткани. Со временем вы сможете выработать собственный дизайн и стиль, в котором будет выдержаны разные предметы вашего гардероба. Новичкам лучше остановиться на технике холодного батика, т.к. горячий вариант является более сложным, трудоемким. Строго придерживайтесь технологии, чтобы сделанная работа получилась необходимого качества:

  • Вначале потребуется натянуть ткань на раму так, чтобы она не провисала. Мастера батика часто натягивают мокрое полотно, т.к. после высыхания она делается более упругим.
  • Подготовьте эскиз, который рисуют карандашом на бумаге.
  • Далее эскиз переводится на материю. Для этой цели бумагу закрепляют под материей так, чтобы линии узора можно было обвести на полотне мягким карандашом.
  • Обведите контуры, используя резервирующий состав. Чтобы набрать резерв, опустите носик стеклянной трубочки в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставьте спринцовку (резиновую) – с ее помощью жидкость будет всасываться в трубочку.
  • Затем проверьте контур. После полного высыхания резервирующего состава необходимо пройтись смоченной в воде кистью по всему рисунку по одну сторону от контура, а через некоторое время убедиться в том, что вода не перешла за линию резерва. Если вы обнаружите места, где контур окажется слабым, то после полного высыхания материи снова пройдитесь резервом по этим зонам.
  • На шестом шаге займитесь окрашиванием росписи. Будьте предельно аккуратны.
  • В конце снимите работу с рамы и закрепите батик при помощи проглаживания, запекания или как вариант, можете распарить (запарить) на водяной бане.

Что нужно приготовить для первых занятий

Прежде чем начать осваивать одну из техник батика, подготовьте соответствующие принадлежности. При этом помните, что успех закрепления цветов зависит и от качества используемых красок. В любом случае, стирать одежду с батиком нужно в прохладной воде с добавлением небольшого количества уксуса. Для первых занятий вам обязательно понадобятся:

Шелковая ткань

Рисунки для батика для начинающих

Относительно простым вариантов для новичков является рисунок в виде композиции из цветов. Он отлично смотрится на детской и взрослой одежде, полотнах, которыми декорируются помещения. Чтобы на материи красовался целый букет, выполните следующие действия:

  1. нарисуйте три овала разного размера;
  2. в центре каждого овала изобразите волнистую цветочную сердцевину, а внизу – стебель;
  3. нарисуйте вокруг каждой сердцевины по цветку;
  4. изобразите наверху с правой части цветков бутон;
  5. сделайте более объемные стебли, подрисуйте к каждому из них листья;
  6. нарисуйте листья и вокруг цветков;
  7. в конце аккуратно сотрите все вспомогательные окружности.

Другим не менее интересным и быстрым вариантом является букет роз. Чтобы получить такой эскиз, нарисуйте на бумаге несколько окружностей, после чего преобразуйте каждую из них в распустившийся многослойный бутон. Потренируйтесь на бумаге, чтобы в дальнейшем вы смогли нарисовать розы резервом на материи с первого раза. Рисовать букеты цветов на полотне придется без каких-либо вспомогательных линий.

Современная дошкольная педагогика постоянно вводит в оборот новые технологии, способствующие более продуктивному развитию природных данных у детей. Цветное зрительное восприятие окружающего мира, несомненно, величайший дар природы человеку. Цветной мир воспринимается детьми как данность, но для закрепления и развития цветовосприятия требуется системная и целенаправленная работа. С детьми дошкольного возраста она проходит особенно успешно, когда они занимаются теми или иными видами декоративно-прикладного искусства.

Батик – роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Занятия батиком требуют не только развитого художественного мышления и цветового вкуса, но и отзывчивости к природным и эстетическим явлениям окружающего мира. Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у детей цветовосприятия и цветового вкуса. Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира детьми и закрепляются, как правило, в активных формах деятельности.

Все комплексные программы раскрывают направление художественно-эстетического воспитания. Наш детский сад работает по программе “Детство” авторы: В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др., и имеет направление экологического воспитания и физического развития.

В своей работе мы используем парциальные программы и технологии художественно-эстетического цикла в том числе программу С.К.Кожохиной “Вхождение в мир искусства”. В своей программе С.К.Кожохина для реализации некоторых тем предлагает использовать технику “Батик”. Но, к сожалению, эта техника представлена узко, и, мы начали изучение специальной литературы: С.К.Кожохина “Батик. Все о картинах на ткани”, М.О.Синеглазовой “Батик”, Хартел Т. “Ткань и краска: шаблоны, окраска и печать” и др.

Роспись по ткани оказалась очень интересным и увлекательным для детей занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффективным по результатам. Дети с интересом работали над красочными композициями, гармонируя сначала немного, а затем всё большее количество цветовых сочетаний. Образную выразительность композиций дополняла фактура ткани, придавая образу мягкость звучания и оригинальность. После нескольких пробных занятий, появилась потребность организовать кружок, т.к. на подготовку к занятиям затрачивается много времени.

Одним из направлений кружковой работы является экологическое воспитание, тематически связанное с развитием изобразительных способностей у детей средствами народного декоративно-прикладного творчества, в частности их знакомство с искусством росписи ткани (батик). В процессе изобразительной деятельности у ребенка формируется способность видеть красоту природы, любоваться ей, ценить ее. Свой кружок мы так и назвали “Мы рисуем природу”. А рисуем ее потому, что нет в мире ничего прекрасней и дороже, чем та естественная среда, в которой живёт человек и которая называется природой.

Целью занятий является развитие художественно-эстетического вкуса детей при помощи расписывания ткани.

Развить наблюдательность, интерес к народному декоративно-прикладному творчеству, к изобразительному искусству в целом, помогает решение следующих задач:

Знакомство детей с видом народного декоративно-прикладного творчества – “батик” (роспись ткани) и цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основные – главные цвета и составные цвета, цветовые контрасты и цветовые нюансы.

Учить расписывать ткань разными способами:

  • Свободная роспись.
  • Солевая техника.
  • Использование в росписи трафаретов, печаток, штампов.
  • Использование в росписи красок с загусткой .
  • Узелковый батик.
  • Прием “кракле”.
  1. Совершенствовать умение использовать в собственной деятельности различные средства выразительности, навыки для создания выразительного образа.
  2. Обогащение ассоциативно – образного представления о цвете
  3. Формировать представление о назначении декоративно-оформительского искусства, его особенностях (оформление открыток, новогодних игрушек, выставок своих работ).
  4. Развивать умение поэтапного выполнения работы, планировать, предвидеть результат.
  5. Развивать технические навыки при работе с различными материалами и инструментами.
  6. Воспитывать умение восхищаться красотой и многообразием природных форм.
  7. Воспитывать способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений. Выражать свое отношение к ним
  8. Воспитывать стремление заботится о тех, кто зависит от человека. Препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее.
  9. Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами.

Занятия кружка организовывается для детей подготовительной группы, и проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 25-30 минут. Рисуя, дети могут использовать уже приобретенный и постоянно обогащающийся опыт, расширяющийся круг интересов. Мы развиваем интерес детей к окружающему, к общественной жизни, сообщая им доступные сведения о значении того, что они видят. События заинтересовавшие детей, мы не оставляем без внимания, и предоставляем детям возможность отразить их в рисунках. Они охотно изображают окружающую среду. Постоянными “любимыми” стали такие темы как: “Осенние листочки”, “Морозные узоры”, “Цветы для мамы” и др. Большой интерес у детей по-прежнему вызывает природа, смена времен года, происходящие в природе изменения. Мы с удовольствием наблюдаем с детьми за этими изменениями, учим их наблюдать, любоваться красотой природы, обращая особое внимание на цвет. Как меняется цвет в природе в зависимости от времени года, от погоды, от времени суток. “В природе ни один цвет не существует сам по себе. Цвета окружающих нас предметов – это некая “иллюзия”, и только солнце является творческим началом, только солнце дарит нам цветовое разнообразие окружающего мира, окутывая своим светом все предметы и изменяя их каждый час дня, представляя предметы все в новой и новой окраске. А когда исчезает свет и наступает тьма, теряется цвет предмета, а вместе с ним и форма” 1 . Мы учим детей реальной передачи цвета в работах на следующие темы: “Золотая осень” здесь дети передают цвет листьев разных видов деревьев, цвет опавшей листвы, цвет осенней травы и т.д. В работах на тему “Зимушка – зима” дети передают цвет снега, цвет неба и т.д.

_____________
1 В.Визер “Система цвета в живописи” с.8

Важной задачей работы кружка стало воспитание умения восхищаться красотой и многообразием природных форм и умение изображать их, но не на бумаге, а на ткани, натянутой на подрамник. Работая на ткани, дети испытывают необычное чувство радости и восторга. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребенок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и творить. Но для того чтобы работа шла успешно, необходимо детям дать представления о технике исполнения батика, о последовательности ведения росписи и особенностях разведения красок. Для воплощения замыслов в росписи ткани используются разные способы: свободная роспись ткани, свободная роспись с применением солевого раствора, свободная роспись красками с загусткой, солевая техника, холодный батик, горячий батик, прием кракле, роспись по накрахмаленной ткани, узелковая техника, которые дети последовательно осваивают. Каждая из росписей имеет свою специфику и необходимо обратить внимание детей на особенности технического исполнения и результаты работы.

В работе рекомендуется использовать разнообразные инструменты и материалы, которые способствуют развитию ручной умелости и логического мышления.

Принцип построения занятий заимствован из программы С.К.Кожохиной “Путешествие в мир искусства”. На занятии ребёнок последовательно проживает несколько этапов взаимодействия: с миром искусства, природой, детьми, педагогом.

1-ый этап – психологическое вхождение в занятие (чтение стихов по данной теме, сказок, прослушивание отрывков музыкальных произведений и песен, разнообразные игры: “Вопрос – ответ”, “волшебный клубок”, “Картинка”, “Игра с коробками”, “Платочки”).

2-ой этап – познавательный, или знакомство с неизвестным (новым): игры, релаксация, работа с наглядными пособиями, рассматривание репродукций.

3-ий этап – практический, или работа в материале.

4-ый этап – завершающий, или психофизическая разгрузка: арт – и психотерапевтические игры, взаимодействие с родителями (родители приглашаются для просмотра работ).

Важно учитывать при планировании занятий, что 1 и 4 этапы необходимы на каждом занятии, так как успехи ребёнка напрямую зависят от того, насколько плавно, незаметно, тонко, педагог введёт его в особый мир искусства, царящий на занятии. Завершающий этап должен способствовать удовлетворению потребности ребёнка на данный момент.

Для воспитания эстетического вкуса и формирования уважения к своей работе мы оформляем свои росписи. Оклеиваем в рамы из бумаги или цветного картона. Здесь дети учатся подбирать нужный цвет, который бы подчеркнул их работу, выделил в ней самые удачные моменты. Если работа оформляется в бумажную рамочку, дети украшают ее растительным или геометрическим орнаментом, выполняя его цветными карандашами.

Для выполнения одной работы отводится от одного до четырёх занятий, здесь нельзя рассчитывать только на умения ребёнка, его надо заинтересовать и помочь ему довести начатое дело до конца. Поэтому широко используются игровые приёмы и игры. Очень полюбилась детям игра “Волшебные платочки”. В этой игре дети учатся составлять геометрические и растительные узоры, выкладывают из геометрических фигур различных животных и птиц, а иногда и целые сюжеты из их жизни. Учатся подбирать тёплые и холодные, родственные и контрастные цвета. Закрепляют понятия “ритм”, “повтор”, “симметрия” и т.д. Эти умения и знания дети применяют в оформлении работы различными орнаментами.

Для сплочения детей, преемственности параллельно возрастных групп, (в детском саду две подготовительные группы) используется игра “Вопрос – ответ”. Дети, передавая друг другу мяч, задают один вопрос, предложенный воспитателем или придуманный ими самими. Например: “Что новенького?”, “Что подарил тебе Дед Мороз?”, “Что ты знаешь об осени?”.

Очень тесно мы взаимодействуем с педагогом психологом, который, проведя обследование детей, посещающих кружок, выявила так называемых “особых” детей (тревожных, агрессивных, гиперактивных). Изучив материал о воздействии цвета на состояние человека, ею были разработаны рекомендации по использованию цветовой гаммы для разных категорий “особых” детей. Используя эти рекомендации в работах на тему “Настроение”, “Цвет”, “Салфеточка” мы предлагаем детям взять определенную гамму. Например, одним детям нарисовать работу в оранжево-красной гамме, чтобы придать ребенку уверенности в себе, другим выбрать голубые и нежно-розовые цвета, чтобы снять напряжение, успокоиться.

При работе с ребёнком важной задачей для нас является – установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребёнка. Каждый его успех в творчестве доводится до сведения родителей, благодаря чему ребёнок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Помогает нам в этом тетрадь, которая есть у каждого ребёнка. Первой страницей в ней идёт “страничка успехов”, где нарисована ниточка, на которую мы прикрепляем бусинки за успехи на занятии, за аккуратность, трудолюбие (помощь при уборке рабочих мест). Также в этой тетради мы записываем рекомендации родителям по итогам занятий или к предстоящему занятию.

Для нас очень важно заручиться поддержкой родителей, заинтересовать их в результативности учебно – воспитательного процесса.

Родители охотно принимают участие в оформлении работ. Например, помогают ребенку оформить салфеточку, сделав на ней бахрому, или вышить на работе элементы бисером. Так же родители с большим желанием придумывают вместе с детьми эскизы, пересматривая для этого не одну книгу. Родители стали частыми гостями нашего кружка. Они приходят на просмотр работ, посещают открытые занятия, чаепития.

Анализируя полученные результаты в организации данной работы, мы отмечаем, что наши ребята стали более наблюдательными, внимательными к явлениям природного мира, который отражает не только в работах кружка, но и в свободной деятельности. Поставленные задачи удалось решить. Так дети освоили различные техники выполнения работ, познакомились с историей батика, цветовой основой росписи, с понятиями цветовая гамма и колорит, основными – главными цветами и составными цветами, цветовыми контрастами и цветовыми нюансами. Научились ассоциировать цвет с настроением, содержанием поэтических произведений, временем года и состоянием природы. Узнали о воздействии цвета на состояние человека и успешно использовали это в своих работах, создавая праздничные открытки и подарочные работы.

Дети стали видеть и чувствовать цвет, улучшилось цветовосприятие, стали более уравновешенными и организованными. У детей совершенствовались изобразительные навыки. Нетрадиционная техника исполнения работ вызвала большую увлеченность и интерес у ребят к изобразительной деятельности. У дошкольников сформировалась уверенность в своих силах, а посредством росписи ткани и работой с цветом ушла внутренняя закомплексованность ребенка.

Положительное влияние оказала работа, по использованию методики влияния цвета на эмоциональное состояние ребёнка. На одних занятиях надо было проявить фантазию и воображение, на других – мечтательность, и в этом нам помогал цвет.

В дальнейшем мы будем продолжать данную деятельность, расширяя содержание кружковой работы, включая новые технологии и материалы. Для более продуктивной работы планируем создание индивидуальных планов, осуществляя в них такие педагогические принципы как индивидуальный подход, и коррекционная и опережающая педагогика.

Читайте также: