Этические аспекты эвтаназии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эвтаназия – это целенаправленное прекращение жизни страдающего тяжелобольного (чаще всего неизлечимо больного) человека, для которого каждая секунда жизни приносит боль и страдания. Эвтаназия помогает избежать мучений у тяжело больного человека, но с другой стороны это считается убийством. И эта тема является достаточно спорной и неоднозначной. Проблемы эвтаназии затрагивают не только медицинские, но и юридические, социальные, религиозные и культурные сферы.

  • Нидерланды;
  • Швейцария;
  • США;
  • Бельгия;
  • Канада;
  • Германия и др.

Конституциями разных стран гарантируются каждому человеку ряд прав и свобод. В их число входит и право на жизнь. Но с правом на смерть все обстоит немного сложнее. Существует много людей не согласных с проведением этой процедуры. Они считают это аморальным, так как эта процедура является законным самоубийством.

Понятие эвтаназии появилось ещё в далеком прошлом. Многие исследователи говорят, что в Спарте таким способом убивали новорождённых, которые были очень слабыми и имели при себе различные заболевания. Второй случай эвтаназии в истории связан с убийством пожилых людей, которые были тяжёлой ношей для их семейства.

Всего существует 2 вида эвтаназии:

Активная эвтаназия

Активная эвтаназия – это целенаправленное введение умирающему человеку медицинских препаратов, которые приводят к стремительной и безболезненной смерти. При этом пациент находится (чаще всего) в здравом уме, и даёт своё согласие на введение медикаментозных препаратов. Эти препараты приводят в скором времени к лёгкой и безболезненной смерти.

Такую эвтаназию относят к добровольной. Активная эвтаназия разрешена только в Бельгии, Швейцарии, Нидерландах, некоторых штатах Америки, Люксембурге, Канаде.

Пассивная эвтаназия

Пассивная эвтаназия – это намеренное невмешательство или прекращение поддерживающих мер (поддерживающей терапии) по сохранению жизни пациента. Она применяется в случае, когда человек долговременно прибывал, к примеру, на искусственной вентиляции лёгких (поддерживающая терапия). Когда врачебной комиссией установлено, что возвращение к жизни такого пациента невозможно, то принимается очень тяжёлое решение отключения от ИВЛ.

Пассивная эвтаназия происходит с разрешения родственников. Поэтому такую эвтаназию иногда относят к недобровольной, потому что пациент не в состоянии принимать данное решение.

Проблема эвтаназии заключается в том, что пассивная эвтаназия явление достаточно распространённой, в отличии от активной. Пассивная эвтаназия разрешена в большем количестве стран. Этот метод будет являться более мучительным, так как человек умирает долго и с сильными болями.

Недобровольная и добровольная эвтаназия

Существует ещё 2 вида эвтаназии:

  • добровольная эвтаназия (по просьбе самого больного);
  • недобровольная эвтаназия (с согласия опекунов).

Недобровольная эвтаназия применяется к людям, которые находятся в бессознательном состоянии. За человека решение о прекращении лечения или ведения специальных медикаментов принимают его родные и близкие. В это время пациент находится в бессознательном состоянии.

Добровольная эвтаназия применяется в случае, когда пациент сам сообщает о желании прекращения лечения. То есть пациент сам говорит о своих намерениях врачам.

Человечность или врачебная клятва?

Вопросы эвтаназии вызывают у врачей вечные споры по поводу того, что важнее: человечность или врачебная клятва, содержащая в себе запрет на содействие смерти.

Неоднозначное отношение к вопросам эвтаназии и в философии.

Аргументы за эвтаназию

Несмотря на множество разногласий, сторонники эвтаназии приводят ряд аргументов в пользу эвтаназии.

  • Если у человека есть право на жизнь, то должно быть и право на смерть. То есть, человеку должна быть дана возможность прекратить свою жизнь, если человек испытывает страдания, и врачи ничем не могут помочь.
  • Качество жизни пациента снижается до крайне низкого уровня, когда он даже не в состоянии к самообслуживанию. В случае, когда человек страдает от неизлечимого заболевания, он испытывает боль и неудобства. Их невозможно купировать медикаментозно. Поэтому и появляется естественное желание закончить свои мучения.
  • Вместе с больным, страдания ложатся на плечи родственников, которые, вероятно, ухаживают за ним 24\7. Близкие и родственники очень переживают и страдают от неизлечимого состояния дорогого им человека. В таком случае стремление больного уйти из жизни может быть расценено как попытка избавить окружающих от душевных мучений, как стремление освободить близких людей от тягот посильной заботы.
  • Медицина в таких случаях должна рассматривать вопрос эвтаназии не как убийство, а как сострадание и благо.
  • Если легализировать эвтаназию, то государству больше не придётся спонсировать медицину на лекарства для неизлечимо больных. Родственники смогут принимать решение за тяжело больного родственника. Если больной не может самостоятельно принимать решений, если он находится в коме, если он умственно неполноценный, страдает старческим маразмом, то эвтаназия может быть в какой-то степени оправданной.
  • Если же запретить совсем эвтаназию то будут страдать люди, которые испытывают боль и страдания в результате излечимых болезней. Этим людям может не хватать медикаментов и оборудования, потому что они тратятся на неизлечимо больных пациентов, которые возможно уже никогда не вылечатся. Их поддерживают медикаментозно и с помощью медицинского оборудования. Но есть и тысячи других больных людей в более хорошем состоянии. Они нуждаются в поддержке. Им это оборудование могло бы помочь выздоровлению.

Аргументы против эвтаназии

В настоящий момент, активная эвтаназия не так распространена, как пассивная. Обычно пациент отказывается продолжать лечение, тем самым приближает естественную смерть. Конечно, для такого решение человек должен быть в здравом уме и понимать, что он делает.

Во время болезни врачи практически всё время контактируют с больными и общаются. Здесь очень важно поддерживать моральный дух человека.

Если у человека на постоянной основе будет развиваться депрессия и апатия, то вместо лечения и борьбы с болезнью, он может потерять всякую надежду на излечение. В этом случае пациент может прийти к пассивной эвтаназии. Это весьма тяжело как для человека, так и для врача (так как наблюдать за умирающим пациентом очень тяжело).

Таким образом, есть ряд причин, по которым к эвтаназии относятся крайне негативно:

Закон об эвтаназии. Эвтаназия с юридической точки зрения

С юридической позиции эвтаназия – это сознательное причинение смерти. В большинстве стран эвтаназия запрещена законом, так как никто не имеет права на лишение человека жизни.

Однако в других странах эвтаназия разрешена, так как человек, в отношении которого она принимается, самостоятельно и сознательно делает данный выбор. Этим самым он избегает боли и страданий от неизлечимой болезни.

Вопрос эвтаназии беспокоит законодателей и общественность многих современных государств. Проблемы эвтаназии становятся объектом обсуждения и исследований профессионалов разных областей.

Никакое право, в том числе и уголовное, не имеет возможности предвидеть все частные случаи. Решения, принимаемые медициной, не могут быть изменены правовыми. Это относится только к человеческой жизни.

Отношение религии к эвтаназии

С религиозной позиции жизнь человека – это дар Божий. Большинство религий и конфессий выступают против самоубийства.

Философы Аристотель и Августин Блаженный осудили самоубийство как проявление трусости и ничтожной слабости. Жизнь человеку даётся Богом. Соответственно, забрать её может только Бог, а не другой человек (даже если это сам больной).

Согласно христианской традиции, Бог послал Адама и Еву в этот бренный мир для искупления своих грехов через страдания и боль. Нарушать эту традицию, заканчивая своё искупление уходя с дистанции, неправильно.

Это не означает, что человек обязан страдать и другого пути нету. Есть ряд реальных историй, когда больные и почти умирающие люди находили в своих сердцах силы жить и радоваться жизни. В итоге они преодолевали свои страдания и выздоравливали.

Можно поставить себя на их место и привести пример, как выключив фильм на половине проигрывания, вы так и не узнаете, что будет в конце (куда судьба дальше поведёт героев фильма, и ждёт ли их счастливый конец).

Многие болезни приносят невыносимые боли, которые заставляют сознание человека умолять об их прекращении любыми способами. Но даже в таких случаях близкие или врачи должны внедрить в голову пациента любовь к жизни. Важно заставить человека ценить жизнь и дать моральный толчок, чтобы пациент выкарабкивался из бездны мучений, депрессии и боли.

Эвтаназия животных

Эвтаназия животных также применяется в случае проведения различных исследований, в частности – доклинических испытаний препаратов.

Проблемы эвтаназии

Решение о легализации эвтаназии должно подниматься на государственно уровне с обязательным участием всех граждан страны (например, на всенародном референдуме), так как у каждого человека должен быть выбор.

Очень важно каждому дать шанс узнать, что интересного приготовила судьба. Потому что всегда после боли приходит облегчение, а чёрные полосы рано или поздно заканчиваются.

Эвтаназия всегда вызывала множество вопросов, так как убийство человека — одно из самых тяжких преступлений. Но вот что делать, если человек сам желает своей смерти, так как его физические страдания не позволяют ему жить?

Жизнь человека считается самой большой ценностью, и в обществе принято оберегать её любой ценой. Но так ли важна святость жизни для человека, который сам желает с ней расстаться в связи с неизлечимой болезнью, которая причиняет боль ему и людям, которых он любит?

Что такое эвтаназия

Впервые об эвтаназии говорили еще в XVI веке — термин этот ввёл Фрэнсис Бэкон. Он был философом, политиком и учёным, но лучше всего его охарактеризуют его взгляды на познание бытия. Фрэнсис был сторонником строгого научного подхода, он предполагал, что при помощи научного метода можно объяснить всё. Будучи человеком науки, он действовал достаточно цинично — просто взвешивал все за и против и после принимал решение.

Виды эвтаназии

Для того чтобы окончательно разобраться с проблемой введения эвтаназии, нужно рассмотреть её виды. В первую очередь разделяют пассивную и активную эвтаназию. Пассивная эвтаназия выражается в прекращении поддержки жизни пациента. То есть врачи, в случае выражения воли человека, перестают вмешиваться в болезнь и просто позволяют ему умереть. Такая форма эвтаназии распространена больше всего.

При активной эвтаназии врач сам выписывает, а иногда и вводит препараты, лишающие больного жизни. Многие споры о легальности эвтаназии касаются именно активной формы, ведь это фактически убийство или помощь в самоубийстве, а это является тяжкими преступлениями и незаконно. Такая форма эвтаназии разрешена в США, но далеко не во всех штатах.

Так, для эвтаназии необходимо соблюдение нескольких условий. Во-первых, неизлечимость болезни должна быть подтверждена минимум двумя независимыми специалистами. Во-вторых, необходимо, чтобы пациент был совершеннолетним. В-третьих, он должен быть вменяемым и находиться в здравом уме. В-четвертых, человек должен дать своё согласие на проведение этой процедуры не менее трех раз подряд. И в-пятых, прогнозируемый срок его жизни не должен превышать полугода.

Также различают добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная означает необходимость наличия воли больного, притом зафиксированной документально. Но в случае, если больной не в состоянии проявить свою волю, например он находится в коме, тогда рассматривают возможность эвтаназии на основе воли родственников пациента.


Аргументы против эвтаназии

Первый аргумент был рассмотрен на фундаментальном понятии жизни как величайшей ценности.

Осуществляется выбор не между жизнью-страданием и жизнью-благом, а между жизнью в форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме.

Из вышесказанного вытекает следующий аргумент против эвтаназии:

В рамках мировоззрения, признающего жизнь высшим благом, эвтаназия недопустима.

По мнению многих философов, сама жизнь является высшим благом, так как всё, что происходит с нами, невозможно без жизни. Эту позицию поддерживают и в большинстве демократических государств. Так, закон в первую очередь защищает право на жизнь любого человека и жестоко карает тех, кто посмел на неё покуситься. Право на убийство обычно есть лишь у государства, и для того, чтобы им воспользоваться, необходимы особые условия.

А все случаи применения эвтаназии рассматриваются как преступления, связанные либо с оставлением человека в опасности (пассивная эвтаназия), либо с помощью в совершении самоубийства — в случаях когда врачи выписывают больному препараты, а тот сам их вводит (активная эвтаназия).

Последним рассматривается аргумент против эвтаназии как преступления против этики. Лишение жизни, с какой стороны ни посмотри, не может быть оправдано с точки зрения этики. Убийства аморальны, и прибегать к ним нельзя ни в каких случаях.

Этот аргумент следует принимать во внимание в пределах практических решений, но нельзя, когда идет речь о нравственном оправдании самого акта эвтаназии.

Аргументы за эвтаназию

Несмотря на перечисленное выше, есть иная точка зрения. В связи с тем, что эвтаназия рассматривалась разными учёными и даже легальна в некоторых странах, есть аргументы и за её применение.

Да, жизнь, безусловно, прекрасное явление, но в чём её смысл, если она приносит одни страдания? Многие философы даже выделяли критерии смысла жизни в стремлении к счастью или в получении удовольствий. А если жизнь так ужасна, что человек задумывается о смерти, проживать её нет смысла.

Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия превалируют над страданиями, положительные эмоции — над отрицательными.

Следующим аргументом в поддержку эвтаназии А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян выделяют жизнь как череду действий человека, направленных на получение блага и общение с другими людьми. Если человек не может реализовать свой потенциал и жить на всю катушку, то такая жизнь — это страдания, и не только телесные, но и внутренние.


Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений и разумности.

Терпеть страдания тела можно, но вот осознавать, что ты даже не будешь собой в своих мыслях — ужасно, и не каждый сможет жить с этим. К тому же так будут страдать еще и близкие больного, а это может быть хуже всех болезней в мире. Для людей, что предпочтут смерть таким мучениям, и существует эвтаназия.

Последний из аргументов основан на более циничном подходе к жизни. Поддержание жизни — это дорогостоящий процесс, и многие не хотят обременять своих близких на денежную кабалу. Понимая, что уже никогда не очнётся, человек приходит к осознанию того, что он станет обузой для любящих его людей.

Поддержание жизни на стадии умирания требует больших финансовых затрат.

За долгие годы отношение к эвтаназии сложилось разное, и до сих пор точного ответа на вопрос, стоит ли её легализовать, не существует.

Эвтаназия выражает содействие смерти, то есть поддержку, оказываемую тяжелому и безнадежно больному человеку, в соответствии с его волей (реальной или предполагаемой). Цель из-за которой могут исполняться различные виды эвтаназии — чтобы допустить смерть в условиях, которые пациент считает (или когда есть основания предполагать, что это его убеждение), по-человечески достойным способом.

На законодательном уровне эвтаназия разрешена в Бельгии, Голландии, Канаде, Люксембурге, в отдельных штатах США и Австралии, но только для граждан этих стран.

Когда речь заходит о решениях, касающихся здоровья и жизни закон предусматривает широкое уважение воли человека и может возникнуть предположение, что действия третьих лиц (врач, член семьи) не будут наказаны.

Однако, несмотря на то, что самому человеку все разрешено, третьим лицам практически во всем мире отказывают, рискуя совершить преступное поведение, такое как убийство, убийство по запросу или помощь в самоубийстве.

Правовая оценка этой практики неоднородна и варьируется в зависимости от того какие формы и виды эвтаназии были применены.

Существуют следующие виды эвтаназии:

Активная эвтаназия

виды эвтаназии

Активная прямая эвтаназия

Виды эвтаназии как активная прямая выражается в действиях (обычно введение лекарств или других смертельных веществ) с целью непосредственно вызвать смерть пациента, но – и это следует отметить – защитить его от более сильных страданий, вызванных его болезнью.

Несмотря на мотивацию, медицинские деонтологические (морали и нравственности) кодексы, как правило, отвергают эту практику. Параллельно с этим большинство правовых систем все еще указывают на некоторое затруднение в принятии его законным, таким образом, рассматривая его как форму убийства, хотя, вероятно, менее тяжкого, следовательно, менее наказуемого.

Однако некоторые утверждают, что это поведение не должно наказываться, когда оно практикуется врачом, ссылаясь на несколько различных юридических норм, таких как конфликт обязанностей или состояние необходимости. Обе эти нормы исключают уголовную ответственность врача.

Активная косвенная эвтаназия

Активная косвенная эвтаназия относится к тем видам и ситуациям, когда врач не хочет обрывать жизнь пациента, а лишь облегчает его страдания, однако его поведение приводит к ускорению смерти пациента.

Что отличает активную прямую эвтаназию от активной косвенной эвтаназии, так это намерение, которое движет врачом, поскольку в последнем случае это намерение совпадает с облегчением страданий пациента, а не с самим актом причинения смерти.

Следовательно, наступившая в результате смерть является предсказуемым последствием, однако не желаемым, тогда как при прямой эвтаназии смерть является главной целью, хотя и преследует цель, отличную от простого убийства.

Этические и правовые рамки активной косвенной эвтаназии

Более радикальный тезис и в настоящее время доминирующий утверждает, что это поведение не имеет криминального характера, поскольку каждый способ убийства включает в себя намерение убить другого человека, которого здесь нет, поскольку это продолжается в присутствии терапевтического намерения. Тайна смерти человека здесь не раскрывается.

Кроме того, лучшие медицинские практики лежат в основе законности такого медицинского поведения.

Действительно, в наши дни многие решительно выступают против медицинского продления физического существования за счет страданий и унижений пациента.

Однако для того, чтобы избежать квалификации преступного поведения, необходимо выполнить два требования для исполнения активной косвенной эвтаназии.

  1. Прежде всего, основная причина, по которой руководство по поведению врача должно совпадать с намерением облегчить страдания пациента.
  2. Требуется, чтобы пациент подвергался сильным страданиям.

Очень спорное требование относится к состоянию здоровья пациента, в частности, следует ли требовать, чтобы смерть была неизбежным концом в очень краткосрочной перспективе. Если это требование не является существенным, поэтому допускается активная косвенная эвтаназия у пациентов, которые, как считается, подвержены сильной боли и находятся на грани смерти.

Большинством мнений считается, что если пациент не подвергается сильным страданиям медицинское продление физического существования является более разумным и справедливым и на самом деле является широко принятой доминирующей доктриной.

Рассуждения, оправдывающие законность активной непрямой эвтаназии, не применимы к пациентам, которые могут прожить еще несколько лет, хотя и будут подвергаться высокой степени страданий. Наконец, требуется явное или подразумеваемое согласие пациента. Хотя также анализируется возможность применения этой модальности эвтаназии к пациентам, находящимся в бессознательном состоянии, модель оценки и обоснование такого поведения является другим.

Пассивная эвтаназия

Что характеризует пассивную эвтаназию, так это когда смерть пациента вызвана бездействием врача в отношении медицинских процедур (не инициировать необходимый медицинский акт или приступить к последующему приостановлению уже начатого облегчения), что позволяет эволюционировать процесс смерти, вызванный начальным состоянием здоровья пациента.

Традиционно считалось, что у врача есть систематическая обязанность по поддержанию жизни пациента. Тем не менее, эта обязанность существует только в той мере, в какой пациент желает, чтобы его оставили в живых. В противном случае, при отсутствии такого желания, врач не должен вмешиваться.

Скорее, медицинское вмешательство в этом контексте, то есть против воли пациента будет считаться преступным деянием, в правовых предписаниях, которые подчеркивают самоопределение пациента, где врачу запрещено вмешиваться без согласия пациента, даже если это спасает жизнь.

Этические и правовые рамки пассивной эвтаназии

Если рассматривать этические и правовые рамки при пассивной эвтаназии обязанность врача прекращается в случае отказа пациента от лечения. В случае бессознательных пациентов обязанность врача лечить до тех пор пока медицинское вмешательство не может быть признано неэффективным. Действительно, медицинские вмешательства могут быть осуждены на основании борьбы с медицинской бесполезностью, которая считается, с этической и юридической точек зрения, неправильной медицинской практикой.

Поддерживать жизнь пациента, находящегося в коматозном состоянии, без научно обоснованных ожиданий выздоровления, не соответствует лучшим медицинским практикам и не уважает человеческое достоинство.

Дистаназия и ортотаназия

Ортотаназию можно охарактеризовать как отказ от искусственного продления жизни, когда у пациента уже начался процесс смерти (в этом смысле это полная противоположность медицинской бесполезности).

Это не создает самостоятельной причины смерти, поскольку такая причина уже существует. Напротив, в нем просто говорится об упущении средств, единственным эффектом которых было бы своевременное затягивание процесса смерти без какой-либо дополнительной пользы для пациента.

Другими словами, ортотаназия выражает признание того, что наука все еще ограничена, и сопутствующий отказ от терапевтической бесполезности. Следовательно, это общепринято что хорошая медицинская практика и суды обычно не наказывают врача, применяющего ортотаназию. На самом деле принцип благотворительности включает в себя облегчение боли, восстановление здоровья и функций органов, а также предотвращение или замедление прогрессирования заболевания. Но иногда принцип благотворительности может потребовать отказа от разбирательств, чьими последствиями было бы непоследовательное продление человеческой жизни. Поэтому принцип благотворительности направлен на улучшение качества жизни пациента. Человеческое достоинство — это не поддержание жизни (ее продление) любой ценой.

Продление жизни может быть произведено, если пациент явно этого желает. Хотя даже в этом контексте врач должен оценить конкретную ситуацию и рассмотреть, приведет ли просьба пациента к нарушению законов, основанному на медицинской бесполезности, так называемой дистаназии.

Дистаназия — продление дня смерти обреченного человека считается плохой медицинской практикой.

Поэтому крайне важно определить, будут ли терапевтические меры, применяемые к данному конкретному пациенту, полностью неэффективны в его конкретной ситуации, в то время как они были бы полезны и даже незаменимы для другого пациента, чье клиническое состояние позволяет выздороветь.

Тем не менее, всякий раз, когда пациент отказывается от медицинского акта, нет необходимости вдаваться в оценки этого решения просто из-за этого отказа. Закон ясен в обеспечении соблюдения пожеланий пациента, выраженных в данный момент или, как обычно бывает в отношении таких клинических состояний, выраженных ранее посредством диагноза.

Тщетность и терапевтическое упрямство как терапевтическая бесполезность

Медицинскую бесполезность можно охарактеризовать как искусственное затягивание процесса умирания, часто причиняющее страдания пациенту, даже зная, что при нынешнем состоянии науки медицина не в состоянии вылечить пациента или даже улучшить его здоровье.

Другим важным определяющим элементом является позиция, в которой действует больной, а также принятие решения с родственниками пациента. Момент, в который возникает этот вопрос, также может привести к окончательному решению, поскольку с медицинской точки зрения выздоровление кажется невозможным. Наконец, еще одним важным критерием, который следует учитывать, является состояние пациента, поскольку лечение может быть непропорциональным у пациента пожилого возраста, страдающего различными проблемами со здоровьем, но полностью пропорциональным у молодого здорового пациента.

Учитывая все эти ограничения, мы можем только констатировать, что некоторые действия при определенных обстоятельствах могут быть классифицированы как терапевтическая бесполезность.

  • к сердечно-легочной реанимация у пациентов со смертельным исходом;
  • меры расширенного жизнеобеспечения для пациентов в постоянном вегетативном состоянии;
  • использование агрессивных и инвазивных вмешательств, таких как диализ, химиотерапия и хирургия;
  • у пациентов с неизлечимыми состояниями и без разумных возможностей для выздоровления.

Но концепция не охватывает только инвазивные меры, и в некоторых случаях следует избегать даже введения антибиотиков.

Таким образом, точная классификация как терапевтическая бесполезность существенно зависит от конкретного случая, клинического статуса пациента и его собственная индивидуальность.

Адекватность любого медицинского акта должна определяться наилучшим суждением лечащего врача, обоснованным идеей наибольшего блага для пациента. В этой оценке руководящим принципом должен быть следующий: не является частью целей медицины продление биологической жизни любой ценой, независимо от ее качества.

В статье отражается проблема, связанная с гуманностью применения эвтаназии. Для постановки данного вопроса приводятся различные исследования и рассматривается современное состояние проблемы.

Вопрос об эвтаназии всегда оставался спорным и до сих пор не получил юридической и конституционной поддержки в большинстве стран мира. Самоубийство в любой форме и любыми средствами наказывается или не одобряется обществом. Например, в исламе не допускается практика самоубийства, поэтому эвтаназия никогда не может быть частью мусульманского права в исламском мире.

Выделяют несколько форм или видов эвтаназии, каждая из которых имеет определенные этические проблемы.

Активная эвтаназия-это та, которая вызывает немедленную смерть пациента, прямым и преднамеренным действием врача. Например, когда пациенту дается смертельная инъекция или передозировка обезболивающего и врач знает о последствиях такой дозы.

Пассивная эвтаназия предполагает непрямое действие врача, обрекающего пациента на смерть. Она включает в себя отказ или удержание в необходимом лечении. Например, выключение аппарата жизнеобеспечения или не выполнение необходимых хирургических процедур, которые могут сохранить жизнь человека даже на короткий срок.

Также выделяют добровольную и недобровольную эвтаназию. В первом случае – по желанию пациента, во втором- больной находится без сознания в течении длительного времени.

Ученые считают, что человеку с диагнозом "смертельная болезнь" необходимо время и поддержка, чтобы пройти через пять стадий принятия неизбежного – Отрицание, Гнев, Торг, Депрессия и Принятие. А смерть таких пациентов, прежде чем они придут к согласию с ситуацией, - это не что иное, как убийство.

Если мы посмотрим на эвтаназию с другой стороны, то право умирать дает кому-то право убивать. Право, предоставленное врачам и родственникам человека на умышленное прекращение его жизни. Необходимо проводить различие между самоубийством и убийством. Самоубийство – это индивидуальный акт, тогда как эвтаназия нет. Она включает в себя решение человека или его родственников и действия врача. Поэтому ее можно отнести к публичному убийству, чем к самоубийству.

В обществе должно быть осознание того, что если все формы лечения потерпят неудачу или станут неэффективными и продолжение любой медицинской процедуры увеличит боль, а не облегчит ее, страдающей человеку должна быть оказана поддержка всеми возможными способами, и все усилия должны быть направлены на то, чтобы свести к минимуму его агонию.

Достаточно важно понимать суть таких терминов, как боль, страдание и агония. Действительно для каждого человека боль воспринимается по-разному. Она зависит от уровня терпимости пациента, который, конечно, варьируется.

Абсолютно любой человек имеет право на жизнь. Каждая жизнь важна и только такая система ценностей может быть основой человеческого общества, в котором поддерживается святость жизни. Эвтаназия в любой из своих форм предполагает намерение убить живого человека, дающее ложное представление о том, что смерть – единственное решение для всех болей и мучений. Вследствие этого упускаются другие возможности для борьбы с заболеванием.

Читайте также: