Эстетические взгляды фета кратко

Обновлено: 01.07.2024

В данном уроке представлена творческая биография Афанасия Фета, определены основная тематика и мотивы лирики, проанализированы стихотворения.

План урока:

Основные этапы жизни и творчества

Афанасий Афанасьевич появился на свет в усадьбе Новоселки под городом Мценском Орловской губернии в семье дворянина Шеншина, где жил до 14-летнего возраста, после был определен в немецкую частную школу-пансион в эстонском городе Выро. Он стал одним из лучших учеников, начал пробовать сочинять стихи. Тогда же он получил известие от отца, которое изменило всю его жизнь.По анонимному доносу было назначено расследование, и стали известны двусмысленные обстоятельства его рождения.

Окончив университет в 1844 г., выбирает военную карьеру ради получения офицерского чина, чтобы вернуть себе утраченное дворянство. Службу проходит в южных провинциях России в кирасирском полку, после в кавалерийском полку, расквартированном возле Петербурга.

В 1857 г. путешествует по Европе, в Париже обвенчался с Марией Боткиной, дочерью богатого купца-чаеторговца. В 1858 г., в чине штаб-ротмистра подает в отставку, так и не сумев выслужить дворянство. В 1860 г. покупает совершенно разоренное имение Степановку, которое за несколько лет превратил в образцовое и процветающее хозяйство с великолепным конным заводом, фермами, пасеками и плодородными угодьями. Тогда же сблизился с Львом Толстым, жившим недалеко в имении Ясная поляна, они часто навещают друг друга и переписываются. Толстому были близки взгляды поэта, он преклонялся перед творчеством Фета.

Мария Петровна Боткина

Фет много времени уделял переводам произведений Гете, Гейне, Шиллера, Мицкевича, античных поэтов Ювенала, Овидия, Вергилия, Лукреция и др.; перевел всего Горация, труды немецкого философа Шопенгауэра. За свою переводческую деятельность был удостоен Пушкинской премии, в 1886 г. избран членом-корреспондентом Академии наук.

21 ноября 1892г., страдая от болезни легких, оставив предсмертную записку, пытался совершить самоубийство: ударил себя в область сердца ножом, но умер не от незначительного ранения, а от внезапного сердечного приступа. Погребен в родовом имении Клейменово Орловской губернии.

Своеобразие и основные мотивы лирики Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Импрессионизм поэзии Фета

Любовная лирика Фета. Музыкальность поэтической речи

Значение творчества Фета

Несмотря на нападки демократической критики, которая считала поэзию Фета бессодержательной, бесцельной и пустой из-за отсутствия социальных мотивов и гражданского пафоса [6] , творчеству Фета давали высокую оценку Толстой, Достоевский, Тургенев и др. Фет был не созвучен своей общественной эпохе, не совпадал взглядами со временем и модой. Не понятый многими своими современниками, он определил развитие поэзии XX в., став предвестником зарождения течения символизма.

Словарь

1. Пантеон – храм, посвященный богам

2. Рачительный – трудолюбивый, умеющий заниматься хозяйством

3. Эпиграмма – небольшое произведение, высмеивающее что-то

4. Аллитерация – используемые для звуковой выразительности повторы согласных звуков

5. Ассонанс – многократный повтор гласных звуков, усиливающих мелодику звучания



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "А. А. Фет. Личность и судьба поэта. Эстетические принципы поэта"

Сегодня на уроке мы:

– Проследим жизненный путь Афанасия Афанасьевича Фета.

– Попытаемся разгадать загадку личности знаменитого русского поэта.

– Узнаем, каких взглядов на жизнь и творчество придерживался Афанасий Фет.

Великий русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября 1820 года в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии.


Отцом поэта был богатый русский помещик Афанасий Неофитович Шеншин, а матерью немка Шарлотта Фет. Романтическая история любви родителей поэта сильно повлияла на судьбу Афанасия Фета и стала причиной многих его несчастий и душевных мук.

Со своей женой Афанасий Неофитович Шеншин познакомился в Дармштадте. Молодая женщина была замужем за Иоганном Фетом и воспитывала дочь. Между русским помещиком и немкой вспыхнула страсть. Шарлотта Фет оставила мужа, обвенчалась с Афанасием Шеншиным по лютеранскому обычаю и уехала в Россию. Там она крестилась и стала Елизаветой Петровной Шеншиной.

До 14 лет Афанасий Афанасьевич Шеншин жил обычной жизнью русского дворянина. Первое образование он получил дома, а в 14 лет был принят в немецкий пансион Крюммера в маленьком городе Верро в Лифляндии. Именно там юноша получил роковое письмо, в котором отец сообщал, что отныне он должен зваться не Афанасием Шеншиным, а Афанасием Фетом.

Дело в том, что Орловская духовная консистория не признала лютеранский брак его родителей, а их православное венчание состоялось только через два года после рождения сына. Если бы не ревизия в консистории, о бумагах четырнадцатилетней давности никто бы и не вспомнил.

В одночасье мир поэта рухнул. Из русского дворянина он превратился в инородца, потерял фамилию, титул, право наследования и даже отца. Афанасий Неофитович не отрёкся от сына, но многие считали и до сих пор считают настоящим отцом русского поэта немца Иоганна Фета. Кроме того, это бросало тень на репутацию матери, которую Афанасий обожал. И юноша поклялся вернуть утраченное любой ценой. Так начался его долгий путь к возвращению статуса и мучительный раскол в душе.

Первые стихи Афанасий Фет начал писать ещё в немецком пансионе, но в студенческие годы страсть к поэзии стала всепоглощающей. Свои стихи Фет решился показать профессору Погодину, а тот отнёс их Николаю Васильевичу Гоголю.


Гоголь признал дарование молодого поэта. Поддерживали Фета и его университетские друзья, поэты Яков Полонский и Аполлон Григорьев. Поэтому Фет решился на следующий шаг.

Казалось, что его ждёт блестящая литературная карьера в столице, но Афанасий Фет принял решение, которое потрясло всех.

Закончив университет, поэт поступил на военную службу. Объяснялось это решение очень просто: только там можно было заслужить право на получение дворянского титула.

Для того чтобы попасть в элитный полк, нужны были деньги и связи, а их у Афанасия Фета не было. Поэтому в 1845 году поэт стал унтер-офицером кирасирского полка, который базировался в Херсонесской губернии. Служить поэту было тяжело.

Офицером Фет стал через год службы, но судьба приготовила для него удар. Вышел новый закон, согласно которому потомственное дворянство теперь давалось офицеру в чине не ниже майора.

Перед стремлением вернуть утраченное положение отступила даже любовь. Во время службы в Херсонесской губернии Афанасий Фет познакомился с дочерью отставного генерала Марией Лазич. Девушка получила прекрасное образование, великолепно играла на музыкальных инструментах и тонко ценила поэзию. Любовь Фета и Марии Лазич была взаимной. Но у Фета не было ни денег, ни связей, ни положения в обществе. Поэтому он не мог позволить себе брак с бесприданницей из многодетной семьи.

Любовь Фета и Марии Лазич была взаимной. Но у Фета не было ни денег, ни связей, ни положения в обществе. Поэтому он не мог позволить себе брак с бесприданницей из многодетной семьи.

Честно объяснившись с Марией Лазич, поэт разорвал с ней отношения. Вскоре после их разрыва девушка погибла, сгорев заживо. Её платье загорелось от брошенной спички. Многие современники поэта, а также исследователи его творчества считали, что эта смерть была замаскированным самоубийством.

Смерть Марии Лазич потрясла поэта. Воспоминания об их трагическом романе и образ погибшей возлюбленной поэт пронёс через всю жизнь. Можно сказать, что Мария Лазич стала единственной любовью Фета.

Ты душою младенческой все поняла,

Что мне высказать тайная сила дала,

И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить,

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить.

Жизнь поэта изменилась в 1853 году с переводом в Лейб-гвардии Уланский Его Величества полк. Полк был расквартирован недалеко от Санкт-Петербурга, и поэт теперь мог приезжать в столицу. В Петербурге он встречался с Тургеневым, Гончаровым, Некрасовым, Панаевым, Боткиным и Львом Толстым.


Доходы поэта выросли, но дворянство вновь от него ускользнуло. По новому указу для титула потомственного дворянина надо было дослужиться уже не до майора, а до полковника. Фет отказался от военной службы, но его офицерское прошлое часто становилось мишенью для язвительных насмешек.

Топот, радостное ржанье,

Стройный эскадрон,

Трель горниста, колыханье

Веющих знамен,

Пик блестящих и султанов;

Сабли наголо,

И гусаров и уланов

Гордое чело;

Амуниция в порядке,

Отблеск серебра, –

И марш-марш во все лопатки,

Поэтический талант Афанасия Фета сочетался в нём с практичностью и деловой хваткой, и это приводило в замешательство современников поэта. В 1857 году Афанасий Фет женился по расчёту на дочери богатого Марии Петровне Боткиной, которая приходилась сестрой другу Фета критику Василию Петровичу Боткину. Мария Петровна не была юной красавицей, но благодаря её ровному характеру и умению подладиться под нрав мужа, семейная жизнь Фета была вполне благополучной.

А Фета критиковали за приверженность чистому искусству. Действительно, поэт упорно избегал в творчестве злободневных тем и считал, что поэзия одной гражданственностью не исчерпывается.

Например, вот ещё одна пародия на стихотворение Фета:

Холод, грязные селенья,

Лужи и туман,

Крепостное разрушенье,

Говор поселян.

В 1873 году Фету удалось добиться права зваться Шеншиным. Император Александр II личным распоряжением восстановил его в правах и статусе, признав сыном Афанасия Неофитовича Шеншина.

Поэт ревностно следил за тем, чтобы в общении и в переписке его называли Шеншиным. Но фамилию Фет он оставил в качестве литературного псевдонима.

Я между плачущих Шеншин.

И Фет я только средь поющих,

– написал поэт в одном из стихотворений.

Современники не раз говорили о двойственности Фета-Шеншина:

Это усугубляло депрессивные настроения поэта, который всю жизнь был склонен к хандре. В ноябре 1892 года Афанасий Фет умер в Москве от сердечного приступа после неудачной попытки самоубийства.

Фет – единственный из великих русских поэтов, убежденно и последовательно (за единичными исключениями) ограждавший свой художественный мир от социально- политических проблем. Однако сами эти проблемы не только не оставляли Фета равнодушным, но, напротив, вызывали его глубокий интерес, становились предметом острых публицистических статей и очерков 1 , постоянно обсуждались в переписке. В

поэзию же они проникали очень редко. Фет как бы чувствовал непоэтичность тех общественных идей, которые развивал и отстаивал. При этом он вообще считал непоэтичным всякое произведение, в котором существует отчетливо выраженная мысль, открытая тенденция, тем более – чуждая ему тенденция современной демократической поэзии. С конца 1850-х – начала 1860-х годов и далее художественные принципы некрасовской школы вызывали у Фета не только идейный антагонизм, но и стойкое, обостренное эстетическое неприятие.

Кто скажет нам, что жить мы не умели,

Бездушные и праздные умы,

Что в нас добро и нежность не горели

И красоте не жертвовали мы? 5

«Когда в минуту восторга перед художником возникает образ, отрадно улыбающийся, образ, нежно согревающий грудь, наполняющий душу сладостным трепетом, пусть он сосредоточит силы только на то, чтобы передать его во всей полноте и чистоте, рано или поздно ему откликнутся. Другой цели у искусства быть не может, по той же причине, по которой в одном организме не может быть двух жизней, в одной идее – двух идей« 12 (курсив мой. – Л. Р.).

Я не поэт – я гражданин 16 , —

Мы рождены для вдохновений 16 ,

Для звуков сладких и молитв, —

Внимание критиков всегда привлекало то обстоятельство, что мир Фета отчетливо разделен на сферу практической жизни и сферу красоты. И если первая подчинена суровой необходимости, вторая предполагает истинную свободу, вне которой немыслимо творчество. Это раздвоение было замечено давно, но объяснялось по-разному.

«Помните ли вы г. Фета, читатель? того самого г. Фета, который некогда написал следующие прелестные стихи:

О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной,

Коварный лепет твой, улыбку, взор случайной,

Перстам послушную волос златую 20 прядь

Из мыслей изгонять и снова призывать…

(Далее стихотворение Фета цитируется до конца. – Л. Р.)

Здравствуй! тысячу раз мой привет тебе, ночь!

Опять и опять я люблю тебя,

Именно они, утверждающие служение красоте как высшую цель свободного искусства, давали возможность Фету отъединить поэтическое творчество от практической деятельности. И так было всегда, от начала и до конца пути. Идейная и художественная эволюция Фета, обогащение его лирики философской проблематикой, новые открытия в области поэтического языка происходили в пределах одной эстетической системы. Более того, Фет глубоко ощущал не только нераздельность своего художественного мира на всем протяжении пути, но и целостность прожитой им духовной жизни, от юности до старости.

Все, все мое, что есть и прежде было,

В мечтах и снах нет времени оков;

Блаженных снов душа не поделила:

Нет старческих и юношеских снов.

И этих грез в мировом дуновеньи,

Как дым, несусь я и таю невольно,

И в этом прозреньи, и в этом забвеньи

Легко мне жить и дышать мне не больно.

Бессилье изведано слов к выраженью желаний.

Безмолвные муки сказалися людям веками,

Но очередь наша, и кончится ряд испытаний

Что жребии жизни святым побужденьям враждебны;

В груди человека до них бы добраться довольно…

Нет! вырвать и бросить; те язвы, быть может, целебны, —

Итак, по убеждению Фета, поэзия – главнейший двигатель духовного и общественного развития. С этим несомненно связана его исключительная по интенсивности работа над переводами произведений мировой классики (вопрос о качестве переводов и их принципах – тема отдельная, которая обсуждается в переписке Фета с Полонским).

Пришла и села. Счастлив и тревожен,

Ласкательный твой повторяю стих;

И если дар мой пред тобой ничтожен,

То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу,

Непосвященных я к тебе не звал,

И рабскому их буйству я в угоду

Твоих речей не осквернял.


Ноя 14, 2018 | 1 комментарий

Лирика Фета, основные темы и мотивы

Афанасия Фета всегда волновали проблемы страны, поэтому эти вопросы он поднимал в своей прозе, публицистических работах и мемуарах. В публицистике его гневные тирады обличали реальность существующего мира. Однако когда речь заходила о стихотворениях, о поэзии, то здесь все сразу менялось.

Особенности и своеобразие лирики Фета

По мнению поэта, лирика должна быть прекрасна и ее нельзя связывать с обыденностью жизни и проблемами. Лирика должна быть подобна музыке. Она должна воспевать красоту окружающего мира, возносить чувства прекрасного. Строки лирических стихотворений должны быть отдалены от политической грязи и грубости. Миссией поэзии должна быть служба красоте и всему прекрасному. В этом и заключалась особенность и своеобразие лирики Фета.

Лирика Фета темы и мотивы

Темы и мотивы лирики Фета

Когда мы читаем стихотворения Фета, то ощущаем наслаждение от счастья и умиротворение. Фет стал поистине мастером лирического пейзажа, отражая в нем человеческие чувства и раскрывая основные темы и мотивы, волнующие писателя. В своих стихах писатель воспевал природу, любовь, человеческое счастье и вечность. При этом вся его поэзия романтична. Однако в лирике Фета романтика не небесная, она вполне земная и постижимая.

Давайте остановимся на основных лирических направлениях поэзии Фета по отдельности.

Любовная лирика Фета

Мне очень нравится поэзия Фета. С особенным удовольствием я читаю стихи любовной тематики, а их у писателя множество. В его стихах любовь изображена во всех ее ракурсах и в разных оттенках. Здесь мы видим счастливую любовь, но вместе с тем, автор показывает, что это прекрасное чувство может нести в себе не только радость, но и страдания с муками переживаний. Так оно в действительности и есть. Ведь любовь может быть ответной и безответной. Любовь может быть искренней, а может быть наигранной. Чувствами могут как играть, так и отвечать взаимностью.

Очень много работ Фет посвящает своей единственной музе, женщине которую он очень любил, Марии Лазич. Однако смерть возлюбленной, такая неожиданная и необъяснимая, приносит писателю боль. Несмотря на это, время шло, летели годы, а он все равно любил ту, которую отняла судьба. И только в стихотворениях Фета его возлюбленная оживала и лирический герой мог поговорить с любимой.

Цикл, посвященный Марии Лазич, можно назвать шедевром любовной лирики, где каждый раз оживал родной женский образ. И даже спустя сорок лет, он все помнил ту женщину, которую потерял, и посвящал ей стихотворения. Может поэтому его стихи о любви — это не только любование и восхищение красотой, но и трагедийные переживания.

Знакомясь с любовной тематикой Фета, мы понимаем, насколько необыкновенной может быть любовь, которая творит чудеса.

Природа в лирике Фета

Кроме любовной лирики, поэт посвящает свои стихи теме природы. Когда я читаю стихи, посвященные поэтом природе, то создается впечатление что я рассматриваю картину. Мы не просто видим красивый пейзаж, а слышим окружающие его звуки. Все оживает, ведь автор наделяет природу человеческими образами. Поэтому у Фета рыдает трава, просыпается лес, овдовела лазурь. Фет был истинным певцом природы, благодаря которому мы видим всю красоту окружающего мира с его красками, звуками и настроением.

Философская лирика Фета

Будучи певцом любви и певцом природы, Фет не мог пройти мимо философских размышлений, ведь вопросы бытия волновали абсолютно всех. Поэтому и у Афанасия Фета имеется философская лирика, которая в основном формировалась под влиянием философии Шопенгауэра. Именно над его трудами писатель работал с переводами. Философские статьи Шопенгауэра были интересны Фету и он старался их не только переосмыслить, но и использовал в своих стихотворениях. Так, анализируя философскую лирику, мы видим размышления поэта о вечности, о мудрости бытия. Затрагивает Фет и вопросы свободы творчества, размышляет о тщетности человеческой суеты, о бедности познания человеком окружающей действительности, о низости обыденной жизни. И это только небольшой список философских рассуждений, которые автор раскрывает в своих стихотворениях, что относятся к философской лирике Фета.

Человек в лирике Фета

Изучив творчество поэта, мы с уверенностью можем сказать, что в основе его работ лежит особенная философия, где автор желает передать читателям как незримые, так и зримые связи человека и природы. По этим причинам, затрагивая тему природы, поэт пытается передать и многие оттенки человеческих переживаний, передать состояние и эмоции лирического героя. Взять бы знаменитое безглагольное стихотворение Шепот робкое дыхание, где состояние человека параллельно состоянию природы. Автор пишет о жизни сердца и тут же вспоминает жизнь природы.

Если говорить о лирическом герое творений Фета, то это человек, что живет в гармоничном мире, который соткан из природы. Это герой, который не хочет знать страданий, не желает видеть социальное зло. У него одно стремление — слияние с запредельным. Ведь только так он сможет ощутить настоящее чувство свободы. Наивысшим счастьем для лирического героя поэта является полное слияние с природой.

Как по мне, то наследие Фета бесценно, и мы должны быть благодарны человеку, который смог открыть читателю мир любви, философии, мир человеческих чувств. Главное — он обнажил красоту природы и мира в целом.

Читайте также: