Эрих фромм теория любви кратко

Обновлено: 03.07.2024

Говоря о любви Фромм подчеркивает, что любовь – это искусство, такое же, как искусство жить.
По мнению Фромма, первый шаг в достижении этого искусства — осознание, что если хотим научиться любить, важно поступать точно так же, как если бы хотели научиться любому другому искусству: музыке, живописи, столярному, врачебному или инженерному делу.
Второй шаг — это овладение практикой. После длительной практики знание и навык соединятся в одно – в интуицию, что и будет подлинным мастерством.
Третий шаг, который выделяет Фромм — сосредоточенность, полная самоотдача себя, своих сил и мыслей этому мастерству.
Овладевая этим искусством, совершенствуя свое мастерство человек, обретает способность любить. Фромм разделяет понятия быть любимым и самому любить. При этом любить самому — это значить быть способным любить. Быть способным любить - это зрелая любовь, а стремление быть любимым — незрелая.

Детская любовь следует принципу "Я люблю, потому что я любим", зрелая – "Я любим, потому что я люблю". Незрелая любовь кричит: "Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе". Зрелая любовь говорит: "Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя".
В погоне за незрелой любовью, чтобы почувствовать себя любимыми люди могут идти несколькими средствами или путями. Фромм приводит пример, по которому могут следовать мужчины - стремление быть удачливыми и богатыми, а женщины могут выбрать путь очарования своей внешностью, фигурой и одеждой.

Для развития способности любить важно:

Дисциплина и самоконтроль, чтобы стать мастером в этом искусстве важно совершать действия постоянно, вне зависимости от настроения.

Терпение, которое помогает не гнаться за быстрыми результатами.

Заинтересованность — искренняя и постоянная.

Сосредоточенность — это умение жить полностью в настоящем, здесь и сейчас; умение оставаться наедине с собой (без чтения, курения и др.). Когда человек делает несколько вещей сразу — это говорит об отсутствии сосредоточенности. Например, когда человек читает, смотрит телевизор и кушает.

Смирение — это значит быть объективным в любой ситуации, иметь восприимчивость к ситуациям, где не прав и пользоваться собственным разумом. Под смирением понимается эмоциональная установка, основанная на разуме и избавление от мечтаний о всезнании и всемогуществе, которые свойственны детству.

Практика любви требует практики веры.

Под иррациональной верой Фромм понимает веру в какого-то человека или идею, основывающуюся на подчинении иррациональному авторитету, на подчинение силы.

Если нет веры в себя — чувство самоценности оказывается под угрозой. А когда нет самоценности, человек становится зависимым от других людей, от их мнения и одобрения.

Когда человек имеет веру в себя — он способен и верить в других людей, в их потенциал.

Так, что же такое любовь?

Любовь - это познание, развитие себя и другого человека, развитие самостоятельности и независимости от одобрения и неодобрения других людей, умение отделиться от родительского влияния, стать самому себе матерью и отцом, делать свободный осознанный выбор и отвечать за последствия своего выбора, стремление реализовать свои способности, готовность менять свою жизнь и постоянно учиться, развиваться, действовать со своими целями и интересами.
Любовь — это средство объединения с другими людьми, уважение их потребностей, достоинств, целостности и сохранение своей индивидуальности и целостности.
Благодарю за внимание и интерес к данной теме!

Любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения челове­ка к миру вообще, а не только к одному „объекту" любви. Если человек любит только какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь это не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм. Мысль, что любовь – это ориентация, которая направлена на все, а не на что-то одно, не основана, однако, на идее, что не существует различия между разными типами любви, зависимыми от видов любимого объекта.

А). Братская любовь. Наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви. Братская любовь это любовь ко всем человеческим существам; ее характеризует полное отсутствие предпочтения. В братской любви наличе­ствует переживание единства со всеми людьми, человеческой солидар­ности, человеческого единения. Она основывается на чувстве, что все мы – одно. Любовь к беспомощному человеку, любовь к бедному и чужому это начало братской любви.

Б). Материнская любовь - это безусловное утверждение в жизни ребенка и его потребностей. Утверждение жизни ребенка имеет два аспекта: один – это забота и ответственность, абсолютно необходимые дата сохра­нения жизни ребенка и его роста, другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизни.

Сама сущность материнской любви – забота о росте ребенка – предполагает желание, чтобы ребенок отделил­ся от матери. В материнской любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Материнская любовь к растущему ребенку, наиболее трудная форма любви из всех достижимых, и наиболее обманчивая из-за легкости, с которой мать может любить своего младенца.

В). Эротическая любовь. В противополож­ность братской и материнской любви составляет эроти­ческая любовь; она жаждет полного слияния, единства с единственным человеком. Она по самой своей природе исключительна, а не всеобща; к тому же, вероятно, это самая обманчивая форма любви.

Прежде всего, ее часто путают с бурным переживанием „влюблен­ности", внезапного крушения барьеров, существовавших до этого мо­мента между двумя чужими людьми. Половое желание требует слияния, но физическое влечение основы­вается не только на желании избавления от болезненного напряжения. Половое влечение создает на краткий миг иллюзию единства, однако без любви это единство оставляет чужих такими же чужими друг другу, какими они были прежде.

В эротической любви есть предпочтительность, которой нет в брат­ской и материнской любви. Эротическая любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого. Эротическая любовь исключает любовь к другим только в смысле эротического слияния, полного соединения во всех аспектах жизни – но не в смысле глубокой братской любви.

Г). Любовь к себе. Любовь к своему собственному „я" нераздельно связана с любовью к любому другому существу. Любовь к кому-то это осуществление и сосредоточение способности любить. Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как тако­вому. Мое собственное „я" должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Если индивид в состоянии любить созидательно, он любит также и себя; если он любит только других, он не может любить вообще.

Считается, что любовь к себе и любовь к другим в принципе связаны, как эгоизм, который, исключает всякий истин­ный интерес к другим. Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, а на самом же деле он ненавидит себя. Эгоис­тичные люди неспособны любить других, но они неспособны любить и самих себя.

Теория природы эгоизма рождена психоаналитическим опытом изучения невротического „отсутствия эгоизма". Человек, лишенный эгоиз­ма, „ничего не желает для себя", он „живет только для других".

Д). Любовь к Богу. Религиозная форма любви, которая называется любовью к Богу, берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. Бог означает высшую добродетель, самое желан­ное благо.

В начале человеческой истории человек ищет безопасности, цепляясь за эти первоначальные связи, пытается сохранить единство с миром природы. На фазе почитания бога мы обнаруживаем развитие в двух направлениях. Одно имеет дело с женской или мужской природой бога, второе – с уровнем достигаемой человеком зрелости, уровнем, который определяет природу его богов и природу его любви к ним.




Матриархальная фаза религии предшествовала патриархальной. На матриархальной стадии высшим существом была мать. Она – богиня, она также авторитет в семье и обществе. Материн­ская любовь основана на равенстве. Все люди равны, потому что они все дети матери, все они дети Матери-Земли.

Патриархальная фаза. В этот период мать утрачивает свое высшее положение и Высшим существом становится отец, как в религии так и в обществе. Отец выдвигает требо­вания, устанавливает принципы и законы. Отец любит лучшего сына, который похож на него, который наиболее послушен и подходит для того, чтобы стать его преемником и унаследовать его имущество. Патриархальное общество иерархично. Равен­ство между братьями уступает место соперничеству и взаимной борьбе.

Различие между материнским и отцовским аспектами любви к богу является, только одним фактором, определяющим природу этой любви; другой фактор – уровень зрелости, достигнутой индивидом, а значит и уровень зрелости его понятия бога и его любви к богу. Любовь к богу нельзя отделить от любви к своим родителям.

В современной религии есть все стадии, от самого раннего и примитивного развития до высшей стадии. Каждый индивид сохраняет в себе, в своем бессознательном, все стадии, начиная со стадии беспомощного младенца.

Любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения челове­ка к миру вообще, а не только к одному „объекту" любви. Если человек любит только какого-то одного человека и безразличен к остальным ближним, его любовь это не любовь, а симбиотическая зависимость или преувеличенный эгоизм. Мысль, что любовь – это ориентация, которая направлена на все, а не на что-то одно, не основана, однако, на идее, что не существует различия между разными типами любви, зависимыми от видов любимого объекта.

А). Братская любовь. Наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви. Братская любовь это любовь ко всем человеческим существам; ее характеризует полное отсутствие предпочтения. В братской любви наличе­ствует переживание единства со всеми людьми, человеческой солидар­ности, человеческого единения. Она основывается на чувстве, что все мы – одно. Любовь к беспомощному человеку, любовь к бедному и чужому это начало братской любви.

Б). Материнская любовь - это безусловное утверждение в жизни ребенка и его потребностей. Утверждение жизни ребенка имеет два аспекта: один – это забота и ответственность, абсолютно необходимые дата сохра­нения жизни ребенка и его роста, другой аспект выходит за пределы простого сохранения жизни.

Сама сущность материнской любви – забота о росте ребенка – предполагает желание, чтобы ребенок отделил­ся от матери. В материнской любви два человека, которые были едины, становятся отдельными друг от друга. Материнская любовь к растущему ребенку, наиболее трудная форма любви из всех достижимых, и наиболее обманчивая из-за легкости, с которой мать может любить своего младенца.

В). Эротическая любовь. В противополож­ность братской и материнской любви составляет эроти­ческая любовь; она жаждет полного слияния, единства с единственным человеком. Она по самой своей природе исключительна, а не всеобща; к тому же, вероятно, это самая обманчивая форма любви.

Прежде всего, ее часто путают с бурным переживанием „влюблен­ности", внезапного крушения барьеров, существовавших до этого мо­мента между двумя чужими людьми. Половое желание требует слияния, но физическое влечение основы­вается не только на желании избавления от болезненного напряжения. Половое влечение создает на краткий миг иллюзию единства, однако без любви это единство оставляет чужих такими же чужими друг другу, какими они были прежде.

В эротической любви есть предпочтительность, которой нет в брат­ской и материнской любви. Эротическая любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого. Эротическая любовь исключает любовь к другим только в смысле эротического слияния, полного соединения во всех аспектах жизни – но не в смысле глубокой братской любви.

Г). Любовь к себе. Любовь к своему собственному „я" нераздельно связана с любовью к любому другому существу. Любовь к кому-то это осуществление и сосредоточение способности любить. Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как тако­вому. Мое собственное „я" должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Если индивид в состоянии любить созидательно, он любит также и себя; если он любит только других, он не может любить вообще.

Считается, что любовь к себе и любовь к другим в принципе связаны, как эгоизм, который, исключает всякий истин­ный интерес к другим. Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, а на самом же деле он ненавидит себя. Эгоис­тичные люди неспособны любить других, но они неспособны любить и самих себя.

Теория природы эгоизма рождена психоаналитическим опытом изучения невротического „отсутствия эгоизма". Человек, лишенный эгоиз­ма, „ничего не желает для себя", он „живет только для других".

Д). Любовь к Богу. Религиозная форма любви, которая называется любовью к Богу, берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. Бог означает высшую добродетель, самое желан­ное благо.

В начале человеческой истории человек ищет безопасности, цепляясь за эти первоначальные связи, пытается сохранить единство с миром природы. На фазе почитания бога мы обнаруживаем развитие в двух направлениях. Одно имеет дело с женской или мужской природой бога, второе – с уровнем достигаемой человеком зрелости, уровнем, который определяет природу его богов и природу его любви к ним.

Матриархальная фаза религии предшествовала патриархальной. На матриархальной стадии высшим существом была мать. Она – богиня, она также авторитет в семье и обществе. Материн­ская любовь основана на равенстве. Все люди равны, потому что они все дети матери, все они дети Матери-Земли.

Патриархальная фаза. В этот период мать утрачивает свое высшее положение и Высшим существом становится отец, как в религии так и в обществе. Отец выдвигает требо­вания, устанавливает принципы и законы. Отец любит лучшего сына, который похож на него, который наиболее послушен и подходит для того, чтобы стать его преемником и унаследовать его имущество. Патриархальное общество иерархично. Равен­ство между братьями уступает место соперничеству и взаимной борьбе.

Различие между материнским и отцовским аспектами любви к богу является, только одним фактором, определяющим природу этой любви; другой фактор – уровень зрелости, достигнутой индивидом, а значит и уровень зрелости его понятия бога и его любви к богу. Любовь к богу нельзя отделить от любви к своим родителям.

В современной религии есть все стадии, от самого раннего и примитивного развития до высшей стадии. Каждый индивид сохраняет в себе, в своем бессознательном, все стадии, начиная со стадии беспомощного младенца.

Немецкий философ, психолог и социолог Эрих Фромм посвятил одну из самых известных своих работ искусству любить. Мы решили разобраться, как личный опыт любовных отношений великого ученого повлиял на его философские взгляды.

Закономерно, что в своем труде Фромм рассматривал проблему любви и настигшего её кризиса в современном западном обществе в философском, психоаналитическом и социально-политическом аспектах. Впрочем, какой бы отвлеченный и всеобщий характер ни носили рассуждения ученого о любви, внимательный читатель обязательно заметит в тексте книги пересечения с личным опытом автора.

Нужно ли учиться любви?

Ею стала 3-я супруга писателя Аннис Фримен – высокая и привлекательная женщина, по своим привычкам и внешности типичная американка, которая была на два года моложе писателя.

Разумеется, Фромм не мог заранее знать, что именно с этой женщиной он проведет остаток жизни (к моменту публикации текста они были вместе всего 3 года), но возможно что-то предчувствовал.

Вероятно, встреча с Аннис, произошедшая на 57-с году жизни писателя, вселила в него веру в лучшее и вдохновила на создание труда, одна из центральных идей которого звучит следующим образом: любовь – это единственный верный ответ на проблему человеческого существования.

Однако начинает свое произведение Фромм не с этого. Первое, что он считает нужным сказать своему читателю: любовь – это ни что иное как искусство. А значит, как и любому другому искусству, ему следует долго и упорно учиться.

Такое заявление кажется вполне логичным, особенно учитывая тот факт, что на момент написания книги у философа за плечами был уже довольно обширный опыт личных отношений – в разной степени удачных.

Согласно Фромму, большинство людей (в числе которых, вероятно, до недавнего времени был и сам автор текста) скорее согласились бы со вторым утверждением:

Психоанализ и его критика

жена.jpg


Чтобы исследовать природу любви, Фромм использует психоаналитический подход. В тексте произведения он много внимания уделяет вопросу взаимоотношений субъекта с родителями. Именно эти отношения, считает писатель, определяют будущее каждого человека.

Возможно, увлечение Фромма психоанализом было вызвано потребностью осмыслить и преодолеть влияние собственных родителей. Если верить биографиям философа, его детство и отношения в семье были далеки от идеала.

С изучением психоанализа также были связаны 2-е первые серьезные любовные истории Фромма. Первый раз философ женился еще во время учебы. Его избранница, Фрида Райхманн была старше его на десять лет. Будущие супруги долгое время выступали в роли врача и пациента – Райхманн была личным психоаналитиком Фромма. После свадьбы сеансы, конечно, пришлось прекратить.

карен хорни.jpg


Этот союз оказался не менее продуктивным, чем предыдущий: ученые вместе разрабатывали фрейдистскую теорию, рассматривая её, главным образом, в социологическом аспекте и подвергая устаревшие положения жесткой критике.

Отношения влюбленных расстроились, после того, как Фромм стал проводить сеансы психоанализа с дочерью Хорни – Марианной. В ходе этих встреч ученый выяснил, что Марианна враждебно относится к матери. Карен, разумеется, не понравился такой поворот событий, пара рассталась.

Деятельный характер любви

В 1940-м году Фромм женился во второй раз. Его избраннице, фотокорреспонденту из Германии, Хенни Гурланд иммиграция далась нелегко. Во время продолжительного, полного испытаний путешествия через Европу в Штаты, Гурланд повредила спинной мозг. В попытках избавить Хенни от страданий, супруги в 1949 году перебрались в Мексику, чтобы по совету медиков попробовать лечение радиоактивными источниками в Сан Хосе Пурна.

в мексике.jpg


Но даже этих мер оказалось недостаточно – в 1952 году Гурланд скончалась. Смерть жены глубоко потрясла ученого. Фромм никогда особенно не распространялся на счет того периода своей жизни, и даже избегал упоминания её имени.

После кончины Хенни Фромм взял на себя заботу о её 17-летнем сыне, обеспечив юноше прекрасное образование – в последствии тот стал профессором металловедения в Броуновском университете.

Распад любви в современном обществе

Erich-Fromm_Interview.jpg


Пережив несколько бурных романов, столкнувшись с массой разнообразных трудностей в межличностных отношениях, Фромм, всегда полагавший, что человек – существо, прежде всего, социальное, пришел к выводу, что причины любовных неудач многих его современников (и, вероятно, его самого) кроются в неправильной системе общественных отношений, существующей в современном западном обществе.

Не будь в жизни Фромма Аннис Фримен (3-й супруги писателя, реанимировавшей его после смерти Гурланд) вероятно, вывод, к которому бы пришел автор произведения, был бы куда менее обнадеживающим.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Любовь — ответ на проблему человеческого существования [1] .

Содержание

Любовь — это абстракция

Любовь — это не вещь, а процесс, действие, акт

Любовь — это не только чувство

Две противоположные формы любви

Любовь по принципу бытия или плодотворная любовь

Любовь по принципу обладания или неплодотворная любовь

Любовь — это искусство

Теория любви

Любовь — ответ на проблему человеческого существования

Любовь между родителями и детьми

Объекты любви

Братская любовь



Материнская любовь



Эротическая любовь



Любовь к себе

Любовь к Богу

Читайте также: