Крестьянский вопрос при александре 3 кратко

Обновлено: 19.05.2024

При Александре III были предприняты некоторые попытки решения крестьянского вопроса. В числе основных были: отмена подушной подати, понижение стоимости выкупа земли, был создан Крестьянский банк, дававший ссуды на покупку земли. Однако направленность Александра III на централизацию власти принесла немало усложнений из-за усиления начальственного контроля и сосредоточения власти в руках земских начальников, довольно часто ею злоупотреблявших и не особо стремящихся вникать в вопросы крестьян.

Аграрная реформа Александра III – это комплекс реформаторских мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством Александра III.

Александр III является предпоследним русским императором, он второй сын Александра II, изначально его кандидатура на роль царя не рассматривалась, но в 1865 году умирает брат Александра Николай и он остался единственным претендентом. В период его правления Россия ни с кем не воевала, поэтому в исторических источниках Александр III часто упоминается как миротворец.

Одним из самых важных и не простых вопросов был аграрный, с ним Александр столкнулся в первые месяцы после вступления на престол. Общество и пресса часто поднимали проблему, связанную с крестьянством и его устройством. В газетах начали появляться материалы что крестьяне получили маленькие наделы, еще меньшие, чем при крепостничестве.

Во время правления Александра III министром финансов был Н. Х. Бунге, который осознавал, что уровень жизни крестьян очень низок, соответственно они не могут платить необходимые налоги. Бунге считал, что необходимо поднять уровень жизни крестьян, с этой целью в 1881 году был издан указ об обязательном переводе временнообязанных крестьян на выкуп.

При поддержке императора Бунге совместно с министром внутренних дел Н. П. Игнатьевым предпринял ряд мер для улучшения жизни крестьян. В декабре 1881 года с этой целью было выпущено два указа:

Учреждение Крестьянского банка

В 1882 году был создан Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на приобретение земли как крестьянам, так и различным сельским обществам. Банк был учрежден с целью решить проблемы малоземелья крестьян.

Готовые работы на аналогичную тему

Проект учреждения банка был создан Бунге, Островским и Игнатьевым, в нем было указало, что ввиду ограниченных средств, которые казна может дать, необходимо отслеживать, чтобы эти средства шли на помощь только самым малоземельным крестьянам, также ссуды выдавались лишь в том размере, в котором они нужны были для приобретения земли. Такие правила и ограничения необходимы были для того, чтобы владение каждого получившего ссуду крестьянина не превышало положенной нормы, которая была установлена Положением 1861 года.

В итоге после десяти лет функционирования Крестьянского банка было установлено, что размеры крестьянского землевладения благодаря банку были увеличены лишь на 1,2%, т. е. едва на 0,12% в год, между тем как при содействии частных кредитных учреждений и без их содействия ранее крестьянское землевладение увеличивалось ежегодно в среднем на 0,3%.

В период с 1882 по 1886 гг. происходит постепенная отмена подушной подати, которую Петр 1 ввел еще в 1724 году, но ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян, помимо этого со всего населения были увеличены прямые налоги на 1/3 и косвенные налоги в 2 раза.

В 1886 году был издан указ, ограничивающий семейные разделы.

Правительство Александра III проводило политику сохранения крестьянской общины, которую власть рассматривала как опору социальной стабильности. В 1893 был году отменен досрочный выкуп крестьянами земельных наделов.

Переселение крестьян

Переселение крестьян не являлось чем-то новым, ранее при крепостном праве переселение происходило только в двух формах – через вывод помещиками на приобретенные ими земельные участки, либо в форме бегства крестьян. Стоит отметить, что вторая форма не являлась исключительной при крепостном праве.

В период с 1831 по 1866 гг. казенных крестьян переселяли приблизительно по 9 тысяч душ за год, а были годы, когда размеры такого переселения превышали 25 тысяч душ.

После отмены крепостного права передвижение крестьян на какое-то время прекратилось. В Положении 1861 года и вовсе было прописано, что крестьяне не имеют права в течение 9 лет оставлять земельные наделы без разрешения помещика, несмотря на это самовольное переселение крестьян в это время достигло своего пика.

Переселения в Амурский и Уссурийский края были представлены вскоре после приобретения этих территорий хорошими льготами, крестьяне в основном действовать на свой страх и риск, переселяясь в самые отдаленные места Сибири, многие и вовсе селились на окраинах Европейской России без специального разрешения и без поддержки государства.

Ближе к концу 1870-х годов размеры этого самовольного передвижения достигли 40 тысяч крестьян за год. Власть начала понимать, что с этим надо что-то делать, в результате 10 июня 1881 года были разработаны особые Правила, которые не были доведены до народа, а были предназначены только для местного начальства. Было рекомендовано допускать переселения крестьян только после одобрения правительства, причем такое разрешение должно были выдаваться исключительно с согласия министров внутренних дел и государственных имуществ. Не удивительно, что все это создавало сложную процедуру и волокиту от которой крестьяне были далеки и не желали этим заниматься. Таким образом, даже после принятия новых правил самовольные переселения продолжались.

Итоги реформы

Благодаря предпринятым преобразованиям правительства в сельском хозяйстве начинают проявляться новые черты. В 1880-е гг. значительно увеличивается специализация сельского хозяйства в разных регионах страны:

  • хозяйства в польских и прибалтийских губерниях начали производить технические культуры и молочную продукцию;
  • центр зернового производства перешел в степные районы Украины, Юго-востока и Нижнее Поволжье;
  • животноводство начало развиваться в Тульской, Рязанской, Орловской и Нижегородской областях.

В стране преобладало зерновое хозяйство. С 1861 по 1891 гг. посевные площади расширились на 25%, но сельское хозяйство развивалось в основном экстенсивными методами - за счёт распашки новых территорий.

Самодержавие создало историческую индивидуальность России.

Александр III

Идеология контрреформ и главные преобразования

1 марта 1881 года был убит Александр 2. Императором стал его сын Александр 3. На молодого правителя огромное влияние произвело убийство отца террористической организацией. Это заставило задуматься об ограничении свобод, которые Александр 2 хотел дать своему народу, сделав упор на консервативное правление.

Причины реформ Александра 3

Историки выделяют две личности, которых можно считать идеологами политики контрреформ Александра 3:

  • К. Победоносцева
  • М. Каткова
  • Д. Толстой
  • В. Мещерский

Ниже представлено описание всех изменений, которые произошли в России в период правления Александра 3.

Изменения в крестьянской сфере

Одной из главных проблем России Александр 3 считал аграрный вопрос. Несмотря на отмену крепостного права, в этой сфере существовало несколько проблем:

  1. Большой размер откупных платежей, который подрывал экономическое развитие крестьянства.
  2. Наличие подушной подати, которая хоть и приносила прибыль в казну, но не стимулировала развитие крестьянских хозяйств.
  3. Слабость крестьянской общины. Именно в ней Александр 3 видел основу развития села России.

Контрреформы Александра 3 в крестьянском вопросе

В том же 1882 году Александр 3 утвердил еще одно важное изменение: существенно уменьшалась и ограничивалась подушная подать. Часть дворянства выступала против этого, так как этот налог давал ежегодно в казну около 40 миллионов рублей, однако вместе с тем он ограничивал свободу передвижения крестьянства, а также свободный выбор ими занятия.

В 1882 году для поддержания малоземельного крестьянства был создан Крестьянский банк. Здесь крестьяне могли получить кредит на покупку земли под минимальный процент. Так начались контрреформы Александра 3.

В 1893 году был принят закон, ограничивающий крестьянам право выхода из общины. Чтобы переделить общинную землю, за передел должно было проголосовать 2/3 общины. Кроме того, после проведения передела, следующий выход можно было совершать только через 12 лет.

Рабочее законодательство

Также Император выступил инициатором первого в России законодательства для рабочего класса, который к этому моменту стремительно увеличивался. Историки выделяют следующие изменения, которые коснулись пролетариата:

Россия стала одной из первых стан, где проходил контроль за условиями труда пролетариата.

Александра 3 и его реформы против революционеров

Издательская политика

Борьба с инакомыслием в печати

Изменения в сфере образования

Университеты всегда были местом распространения новых идей, в том числе революционных. В 1884 году министр Просвещения Делянов утвердил новый университетский устав. Согласно этому документу университеты теряли право на автономию: руководство полностью назначалось из министерства, а не выбиралось сотрудниками университета. Таким образом, министерство Просвещения не только увеличивало контроль за учебными планами и программами, но и получало полный надзор за внеаудиторной деятельностью университетов.

Кроме того, ректоры университета теряли права защиты и покровительства над своими студентами. Так, еще в годы Александр 2 каждый ректор, в случае задержания студента полицией, мог вступиться за него, взяв под свою опеку. Теперь это было запрещено.

Среднее образование и его реформирование

Победоносцев утверждал, что детям крестьян вообще не обязательно иметь высшего образование, с них будет достаточно и обычных церковно-приходских школ. Таким образом, действия Александр 3 в сфере начального и среднего образования перечеркнули планы части просвещенного населения империи по увеличению числа грамотных, количество которых в России было катастрофически малым.

Контрреформы Александра 3 в 1883 - 1889

Земская контрреформа

В 1864 году Александр 2 подписал указ о создании органов местного самоуправления – земств. Они создавались на трех уровнях: губернском, уездном и волосном. Александр 3 считал эти учреждения потенциальным местом для распространения революционных идей, однако не считал их местом бесполезным. Именно поэтому он не ликвидировал их. Вместо этого 12 июля 1889 года был подписан указ об утверждении должности земского начальника. Эту должность могли занимать только представители дворянского сословия. Кроме того, они имели очень широкие полномочия: от проведения судебного процесса до указов об организации арестов в районе.

В 1890 году вышел еще один закон тх контрреформ в России конца 19 века, который касался земств. Были проведены изменения избирательной системы в земства: от землевладельцев теперь могли избираться только дворяне, их количество увеличивалось, городская курия существенно сокращалась, а крестьянские места проверялись и утверждались губернатором.

Национальная и религиозная политика

В основе религиозной и национальной политики Александра 3 лежали принципы, которые были провозглашены еще в годы Николая 1 министром Просвещения Уваровым: православие, самодержавие, народность. Большое внимание император уделял созданию русской нации. Для этого была организована стремительная и масштабная русификация окраин империи. В этом направлении он не сильно расходился со своим отцом, который также русифицировал образование и культуру не русских этносов империи.

Что предшествовало реформам

По инициативе Александра III был учрежден Крестьянский банк, который льготными ссудами должен был облегчить приобретение крестьянами земельных участков.

Политику Александра III в крестьянском деле можно определить как попытку контрреформ. Реформа 1861 г., сохраняя общинное землевладение, предусматривала, что с выплатой выкупных платежей за землю крестьяне станут ее полными собственниками. Однако Александр III активно препятствовал становлению крестьянской частной собственности на землю, пытаясь законсервировать общинное землевладение. Здесь царь оказался единомышленником Победоносцева, видевшего в общине с ее круговой порукой надежную гарантию оседлости сельского населения, а также препятствие пролетаризации крестьян. В 1880-е гг. и Катков становится по тем же причинам приверженцем общинного уклада, который в 1860– 1870-е гг. в его публицистике порицался как тормоз хозяйственного развития. Идеологи самодержавия, как и сам царь, менее всего интересовались при этом крестьянскими думами об общинном житье-бытье, они и в расчет не принимались в законотворчестве Александра III, обращенном к деревне.

Закон 1886 г. ставил препятствия семейным переделам крестьянской земли. Закон 1893 г. затруднял распоряжение надельной землей и для тех, кто ее выкупил. Запрещался залог земли, а продать ее можно было только в собственность своей же общине.

Укрепляя общинные путы, привязывая крестьянина к наделу, Александр III, по сути, ревизовал важнейшее положение реформы 1861 г., нацеленное на создание в деревне независимых земельных собственников, которые действительно могли способствовать экономической и политической стабильности земледельческой страны.

Голод, разразившийся в 1891 г. и повторившийся в 1892– 1893 гг., явился свидетельством упадка сельского хозяйства. В стране, призванной по своим природным ресурсам быть житницей Европы, периодически голодали миллионы земледельцев – в 1868, 1873, 1880 годы.




Между тем Александр III, думая о будущем России, видел ее страной аграрной, где главное занятие населения – земледелие, главное богатство – хлеб. Но, как и большинству Романовых, ему чуждо оказалось представление, генетически заложенное в национальное самосознание россиян: все, что плохо и вредно для земледельцев, плохо и вредно для страны в целом, ибо на них держится ее благосостояние.

По инициативе Александра III был учрежден Крестьянский банк, который льготными ссудами должен был облегчить приобретение крестьянами земельных участков.

Политику Александра III в крестьянском деле можно определить как попытку контрреформ. Реформа 1861 г., сохраняя общинное землевладение, предусматривала, что с выплатой выкупных платежей за землю крестьяне станут ее полными собственниками. Однако Александр III активно препятствовал становлению крестьянской частной собственности на землю, пытаясь законсервировать общинное землевладение. Здесь царь оказался единомышленником Победоносцева, видевшего в общине с ее круговой порукой надежную гарантию оседлости сельского населения, а также препятствие пролетаризации крестьян. В 1880-е гг. и Катков становится по тем же причинам приверженцем общинного уклада, который в 1860– 1870-е гг. в его публицистике порицался как тормоз хозяйственного развития. Идеологи самодержавия, как и сам царь, менее всего интересовались при этом крестьянскими думами об общинном житье-бытье, они и в расчет не принимались в законотворчестве Александра III, обращенном к деревне.

Закон 1886 г. ставил препятствия семейным переделам крестьянской земли. Закон 1893 г. затруднял распоряжение надельной землей и для тех, кто ее выкупил. Запрещался залог земли, а продать ее можно было только в собственность своей же общине.

Укрепляя общинные путы, привязывая крестьянина к наделу, Александр III, по сути, ревизовал важнейшее положение реформы 1861 г., нацеленное на создание в деревне независимых земельных собственников, которые действительно могли способствовать экономической и политической стабильности земледельческой страны.

Голод, разразившийся в 1891 г. и повторившийся в 1892– 1893 гг., явился свидетельством упадка сельского хозяйства. В стране, призванной по своим природным ресурсам быть житницей Европы, периодически голодали миллионы земледельцев – в 1868, 1873, 1880 годы.

Между тем Александр III, думая о будущем России, видел ее страной аграрной, где главное занятие населения – земледелие, главное богатство – хлеб. Но, как и большинству Романовых, ему чуждо оказалось представление, генетически заложенное в национальное самосознание россиян: все, что плохо и вредно для земледельцев, плохо и вредно для страны в целом, ибо на них держится ее благосостояние.

Читайте также: