Черты романтизма в творчестве баратынского кратко
Обновлено: 01.07.2024
Краткая биография Е. Баратынского, его первые произведения. Пути развития русской поэзии 30-х годов. Анализ литературных позиций Пушкина и Баратынского. Характеристика стихотворений поэта. Влияние Баратынского на развитие русской романтической поэмы.
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.03.2012 |
Размер файла | 32,4 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Творчество Е. А. Баратынского
баратынский стихотворение русский поэма
Имея за плечами хорошее детство, но грустную юность, Евгений Абрамович выражал в своей поэзии все, о чем думал и все, что его когда-либо тревожило. Этим можно объяснять популярность Евгений Абрамовича- так как все мы периодически грустим, и на каждое наше эмоциональное состояние у этого автора есть не просто хорошая фраза, а потрясающее стихотворение.
Творчество Е.А. Баратынского изменялось под действием изменявшейся исторической обстановки, Баратынский не умел перестроиться так, чтобы оказаться нужным какой бы то ни было реальной общественной силе. Бессильный связать себя с кем бы то ни было, Баратынский остро и мучительно переживал свое идейное и творческое одиночество. Лучшая часть его поэзии -- плод глубоко эмоционального сознания этой ненужности и этого одиночества. В этой отрицательной связанности со своим временем и в глубоко оригинальном творческом использовании этой отрицательной величины лежит своеобразие поэзии Баратынского.
1812 - окончив частный пансион в Петербурге, Баратынский поступает в Пажеский корпус.
1819 - Баратынский зачислен рядовым в один из петербургских полков.
1820-1825 - служит в полку, стоявшем в Финляндии.
1823 - выходит первый отдельный сборник стихотворений Баратынского.
1824 - генерал-губернатор Финляндии А.А.Закревский по просьбе героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова переводит опального поэта в свой штаб, находящийся в Гельсингфорсе.
1825 - Закревский представляет Баратынского к офицерскому чину.
1835 - опубликовано второе, расширенное издание стихотворений поэта.
1843 - поэт с двумя старшими детьми посещает Германию и Францию, где видится с декабристом-эмигрантом Н.И.Тургеневым, с Н.П.Огаревым, знакомится с французскими писателями А.Ламартином, А. де Виньи, П.Сент-Бевом.
1844 - Баратынские через Марсель отправляются в Италию, которую поэт любил с детства, наслушавшись о ней от своего воспитателя-итальянца.
29 июня (11 июля) 1844 - находясь в Неаполе, Евгений Баратынский заболел и скоропостижно скончался. Тело поэта перевезено на родину и похоронено в Александро-Невской лавре.
Так пишет о Евгении Абрамовиче литературная энциклопедия:
Иногда казалось, что Баратынский видит что-то, чего не замечают остальные люди - поэт ходил погруженным в свои мысли и всегда грустил. Благой считает, что именно социальная изолированность повлияло на творчество Баратынского.
Жена Баратынского принесла поэту много страданий, так как из-за её неспокойной характера друзья стали отдаляться, Евгений Абрамович снова становился одиноким.
Конец автора был незавиден: «Весной 1844 года Б. отправился через Марсель морем в Неаполь. Перед отъездом из Парижа Б. чувствовал себя нездоровым, и врачи предостерегали его от влияния знойного климата южной Италии. Едва Баратынские прибыли в Неаполь, как с Н. Л. Баратынской сделался один из тех болезненных припадков (вероятно, нервных), которые причиняли столько беспокойства ее мужу и всем окружающим. Это так подействовало на Б., что у него внезапно усилились головные боли, которыми он часто страдал, и на другой день, 29 июня (11 июля) 1844 года, он скоропостижно скончался. Тело его перевезено в Петербург и погребено в Александро-Невском монастыре, на
Лазаревском кладбище. - Особенности поэзии Б. всего лучше определил Пушкин, сказав: "Он у нас оригинален - ибо мыслит. Он был бы оригинален и везде, ибо мыслит по-своему, правильно и независимо, между тем как чувствует сильно и глубоко". [Киреевский 1845]
В стане русских певец
Хоть и иного он пьет,
А ни слова не врет.
Но в Кремле наш певец.
Что болтливый скворец,
Хоть ни капли не пьет,
А что слово, то врет.
Баратынский привлек внимание современников прежде всего оригинальной разработкой жанра элегии, которая отличалась у него глубокой искренностью и психологизмом. В самый субъективный вид поэзии он внес большое философское содержание. Его лирический герой полон сомнений, неуверенности в себе. Это придает его мироощущению трагический характер.
«Была ему звездная книга ясна,
Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою…
Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земле мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мои потомок
В моих стихах; как знать душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашел я друга в поколенья,
Читателя найду в потомстве я.
Итак, мы рассмотрели с вами биографию замечательного поэта и просто хорошего человека, а так же попытались найти основные мотивы в его творчестве.
Увы, работа эта была заранее обречена на неудачу, так как для выражения всех мыслей автора ни у одного человека просто не хватит словарного запаса.
Почему Баратынского можно назвать великим поэтом? Да потому, что у него были ключи к душе каждого человека. Я уверена, что не на земле того, кто, прочитав сборник стихотворений поэта, не нашел там чего-то своего.
Из этого всего выходит, что Баратынский был не просто второстепенным поэтом той поры, но он был ещё по-настоящему талантлив!
Список литературы
1.Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. - М., 1951.
2.Мирский Д. Баратынский // Баратынский Е. А. Полное собрание стихотворений: В 2 т. -- Л.: Сов. писатель, 1936.
3.Т. 1. -- 1936. -- С. V--XXXIV.
4.Благой Д. Баратынский // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
5.Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 335--339.
6.Купреянова Е. Н. Баратынский // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). -- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941--1956.
7.Т. VI. Литература 1820--1830-х годов. -- 1953. -- С. 411--429.
8.Брюсов В. Я., ст. в "Русском архиве", 1899-1903;
9.Андреевский С., Литературные очерки, изд. 3-е, СПБ., 1902;
10.Брюсов В. Я., Далекие и близкие, М., 1911;
11.Гофман М., Поэзия Б., П., 1915;
12.Филиппович П. П., Жизнь и творчество Е. А. Б., Киев, 1917;
13.О восприятии Б. критикой - в статье М. Гофмана. Отзывы о Б. при II т. академического изд.;
14.Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, М. - Л., 1924.
15.В. Белинский. О стихотворениях г. Баратынского// В.Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу. М., Современник, 1988
16.Фридман Л. Г. Творческий путь Баратынского.-- М., 1966;
17.Хетсо Г. Евгений Баратынский: Жизнь и творчество.-- Осло; Верген; Тромсё, 1973; Голубков Д. Н Недуг бытия. Хроника дней Евгения Баратынского. М., 1981;
18.Лебедев Е. Н. Тризна. Книга о Е. А. Баратынском М., 1985.
19.Русские писатели". Биобиблиографический словарь. Том 1. А--Л. Под редакцией П. А. Николаева. М., "Просвещение", 1990
20.A.M.Песков. Боратынский. ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ. Истинная повесть// Песков А.М. "КНИГА" , М.: 1990
21.Дмитрий Голубков. Недуг бытия. Хроника дней Евгения Баратынского// Голубков Д. М., "Советский писатель", 1981
22.НА Е. А. БОРАТЫНСКОГО. Эпиграмма и сатира: Из истории литературной борьбы XIX века. // М.; Л.: Academia, 1931-1932.
Подобные документы
Особенности развития жанра элегии - лирического стихотворения, проникнутого грустными настроениями. Художественные принципы поэта-романтика Баратынского Е.А. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии "Разуверение". Значение творчества.
контрольная работа [19,0 K], добавлен 20.01.2011
Необычность художественной формы повести "Герой нашего времени". Глубокая психологизация, крушение романтических иллюзий в элегии Баратынского "Разуверение". Предсмертные видения как новарорский способ повествования в драме Вампилова "Утиная охота".
контрольная работа [47,9 K], добавлен 15.01.2010
М.Ю. Лермонтов как продолжатель романтических традиций В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, поэтов-декабристов. Влияние Байрона на раннее творчество поэта, воплощение принципов романтизма и пессимистического реализма в его произведениях.
реферат [19,3 K], добавлен 28.05.2014
Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Знакомство Пушкина с поэтом Жуковским. Влияние южной ссылки Пушкина на его творчество. Издание в 1827 году литературного журнала "Московский вестник". Творчество 1830-х годов. Последние годы жизни поэта.
реферат [16,1 K], добавлен 13.10.2009
Сущность полемики между шишковистами и карамзинистами. Природа в лирике Жуковского. Особенности романтизма Батюшкова. "Думы" Рылеева, особенности жанра. Открытия Баратынского в жанре психологической элегии.
контрольная работа [37,3 K], добавлен 18.11.2006
Изучение литературного творчества русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Характеристика сказочной поэмы "Руслан и Людмила" как поэтического воплощения свободолюбия. Исследование темы романтической любви в поэмах "Бахчисарайский фонтан" и "Цыгане".
реферат [28,1 K], добавлен 14.12.2011
Обзор взаимоотношения русской поэзии и фольклора. Изучение произведений А.С. Пушкина с точки зрения воплощения фольклорных традиций в его лирике. Анализ связи стихотворений поэта с народными песнями. Знакомство с лирикой А.С. Пушкина в детском саду.
Первые произведения Баратынского относятся ко второй половине 1810-х годов. Это послания к друзьям, эпиграммы, элегии. Мотивы лирики Баратынского ранней поры – эпикурейские наслаждения, любовные утехи, веселье пиров. Но, зная о скоротечности радостей жизни, поэт прерывает воспевание их вздохами о старости и наступающей вслед за ней смерти. Черты легкой поэзии окрашены в элегические тона. Они ощущаются в эффектной композиционной завершенности стихотворений, антитезах и неожиданных поворотах мысли. Для раннего Баратынского характерны афористические концовки.
Можно сказать, что Евгений Баратынский родился в "век элегий". Он принадлежал к литературному поколению, возглавляемому Пушкиным, которое стало выразителем настроений части дворянства первых десятилетий XIX века.
Поэтический стиль Баратынского отличается замечательным своеобразием, что отмечал и ценил в нем Пушкин. Социальная изолированность Баратынского отозвалась в его творчестве резким индивидуализмом, сосредоточенным одиночеством, замкнутостью в себе, в своем внутреннем мире, мире "сухой скорби", безнадежных раздумий над человеком и его природой, человечеством и его судьбами. Внешний мир, природа для такой лирики - это только "пейзажи души", способ символизации внутренних состояний. Такие черты творчества Баратынского выводят его за круг поэтов пушкинской плеяды, приближают его к поэзии символистов.
Баратынский крепко связан с XVIII века не только по языку и формам своей поэзии, но и по тому основному рассудочному тону, который составляет такое отличительное, бросающееся в глаза его свойство, заставившее критиков издавна присвоить ему название "поэта мысли". Наряду с элегиями, излюбленными жанрами Баратынского являются характерные "малые жанры" XVIII века: мадригал, альбомная надпись, эпиграмма. Язык поэта отличается "высоким" словарем, загроможденным не только архаическими словами и оборотами, но и характерными неологизмами на архаический лад, а иногда слишком торжественно-затрудненным, причудливо-запутанным синтаксисом. Предельный лаконизм, стремление к кристально-четким словесным формулировкам - таковы основные черты этого стиля.
Первые произведения Баратынского относятся ко второй половине 1810-х годов. Это послания к друзьям, эпиграммы, элегии. Мотивы лирики Баратынского ранней поры – эпикурейские наслаждения, любовные утехи, веселье пиров. Но, зная о скоротечности радостей жизни, поэт прерывает воспевание их вздохами о старости и наступающей вслед за ней смерти. Черты легкой поэзии окрашены в элегические тона. Они ощущаются в эффектной композиционной завершенности стихотворений, антитезах и неожиданных поворотах мысли. Для раннего Баратынского характерны афористические концовки.
Можно сказать, что Евгений Баратынский родился в "век элегий". Он принадлежал к литературному поколению, возглавляемому Пушкиным, которое стало выразителем настроений части дворянства первых десятилетий XIX века.
Поэтический стиль Баратынского отличается замечательным своеобразием, что отмечал и ценил в нем Пушкин. Социальная изолированность Баратынского отозвалась в его творчестве резким индивидуализмом, сосредоточенным одиночеством, замкнутостью в себе, в своем внутреннем мире, мире "сухой скорби", безнадежных раздумий над человеком и его природой, человечеством и его судьбами. Внешний мир, природа для такой лирики - это только "пейзажи души", способ символизации внутренних состояний. Такие черты творчества Баратынского выводят его за круг поэтов пушкинской плеяды, приближают его к поэзии символистов.
Баратынский крепко связан с XVIII века не только по языку и формам своей поэзии, но и по тому основному рассудочному тону, который составляет такое отличительное, бросающееся в глаза его свойство, заставившее критиков издавна присвоить ему название "поэта мысли". Наряду с элегиями, излюбленными жанрами Баратынского являются характерные "малые жанры" XVIII века: мадригал, альбомная надпись, эпиграмма. Язык поэта отличается "высоким" словарем, загроможденным не только архаическими словами и оборотами, но и характерными неологизмами на архаический лад, а иногда слишком торжественно-затрудненным, причудливо-запутанным синтаксисом. Предельный лаконизм, стремление к кристально-четким словесным формулировкам - таковы основные черты этого стиля.
мои пиесы плохи.
Романтизм — литературное направление, появившееся в Западной Европе в конце 18 века как результат разочарования в идеях Просвещения. Кризис в Европе, неудовлетворенность результатами Великой французской революции послужили причиной его возникновения. Наивысший расцвет романтизма пришелся на первую половину XIX века.
В России романтизм появился после Отечественной войны 1812 года как результат начала реакции, отказа Александра I от продолжения либеральной политики. Русский романтизм имеет ряд национальных особенностей: в центре художественной системы стоит личность, основной конфликт — конфликт между личностью и обществом. Романтическая личность — это прежде всего страстная личность, сильный характер, на голову выше окружающих. Романтический герой противопоставляет себя окружающему миру.
Романтики большое внимание уделяли теме природы — бурной стихии, широко использовали символику. В этом направлении отсутствует эволюция характеров, так как обстоятельства не влияют на личность.
Яркими представителями романтизма в России являются поэты: Жуковский, Веневитинов, Баратынский, Козлов, Дельвиг, Тютчев, Рылеев, Кюхельбекер, Одоевский, а также Пушкин в определенную эпоху своего творчества.
Романтизм — особый тип сознания, особый вид чувствования человека, характерная особенность культуры России начала XIX века. Эта высокая духовная культура рождала особый тип человека в жизни и искусстве, каким и являлся Баратынский.
На первый взгляд, сюжет ее прозрачен: это благородное объяснение лирического героя с возлюбленной, к которой он не испытывает прежних чувств. Но отметить только это — значит, не добраться до подлинной глубины произведения.
Верь, жалок я один. Душа любви желает,
Но я любить не буду вновь;
Вновь не забудусь я: вполне упоевает
Нас только первая любовь.
Прощаясь со своей первой любовью, поэт обращается к адресату:
Прощай! Мы долго шли дорогою одною;
Путь новый я избрал, путь новый избери;
Печаль бесплодную рассудком усмири,
И не вступай, молю, в напрасный суд со мною.
Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.
На изломе XIX-XX веков родственным по духу окажется Баратынский Александру Блоку. Стихотворение Блока начинается обращением к поэту:
Тебе, поэт, в вечерней тишине
Мои мечты, волненья и досуги.
Интонации полны тревожного предощущения:
Близ Музы, ветреной подруги,
Попировать недолго, видно, мне.
Именно с Баратынским юный Блок делится своей тревогой:
Придет пора — она меня покинет,
Настанет час тревожной суеты,
И прихоть легкая задумчивой мечты
В моей груди увянет и застынет.
Интенсивная работа над думами поглотила Рылеева. Только в 1822 г. в печати появляется 13 дум.
Для Рылеева подлинная тема и подлинное содержание искусства — душа, помыслы и стремления чувствующей личности, а не объективная действительность. Главное — не изображение реальной жизни, а цель, которая достигается этим изображением, идея, которую это изображение эмоционально аргументирует.
Весьма существенно и то, что думы создавались и воспринимались не
изолированно друг от друга, но как части единого целого.
Художественная структура дум противоречива. В них; отразились противоречия в философии его поколения, противоречия романтического сознания, пытающегося постичь настоящее и прошлое.
Однако, готовя отдельное издание цикла, Рылеев приходит к убеждению в необходимости дать развернутые и единообразные примечания-предисловия ко
всем думам без исключения. Поэт придавал большое значение основательности, достоверности и точности этих примечаний. Цель их — была намного значительней и шире одной лишь пояснительной функции. Рылеев хотел подчеркнуть ими, что читателю
предлагаются не назидательные вымыслы, а подлинные, достоверно воссозданные
страницы отечественной истории.
Но вместе с тем думы писались, конечно же, не для услаждения слуха любителей старины. Это было изображение тех именно лиц, которых можно было либо поставить в пример современникам. Поэтому Рылеев и не мог и не хотел изобразить героя своей думы как человека определенной эпохи, характер и образ действий которого объясняются его временем. Герои дум должны были быть изображены такими и в то же время не такими, какими они были в действительности. Эти заимоисключающие тенденции, эта противоречивость творческой задачи наложила неизгладимый отпечаток на всю художественную структуру цикла.
Поэт славит мужественность, проявленную в борьбе за национальную самостоятельность и независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества.
Осуществляя агитационно-дидактическую цель — пропаганду передовых идей, руководствуясь романтическим методом, Рылеев рисовал характеры дум лишь общими, но резкими и широкими штрихами. Образы его героев, сливаясь с обликом самого поэта, голос которого слышится во всех их патриотическо-свободолюбивых речах, привлекают высокими идеями, благородством чувств, целостностью, монументальностью характеров. Они романтичны по выдающейся силе ума и сердца, по исключительности психологических состояний, по драматичности положений. Своеобразны не только обстоятельства, но и психологические положения героев дум. Но в некоторых думах обнаруживается и тенденция к объективации их основного героя.
Необычные герои, их исключительные психологические положения и обстоятельства потребовали эмоционально-напряженной интонации. Поэтому для синтаксиса дум особенно характерны восклицания, вопросы, повторения, обращения, анафоры, недоговоренность, пуантировки. Действенно-лирической тональности дум способствуют изобразительные средства. Их эпитеты зачастую гиперболичны и подчеркнуто-эмоциональны. Ощущение необычности создают мрачные или гиперболические сравнения. В думах, особенно ранних, совершенно очевидны приметы классицизма: в виде не только явно, но и тенденциозно выраженного дидактизма, в лексической архаике.
Думы Рылеева художественно неравноценны.
Думы Рылеева сыграли огромную роль в гражданско-патриотическом воспитании современников и последующих поколений. Но эта их роль, как уже отмечено, ослаблялась эстетической недовершенностью, выразившейся в той или иной доле абстрактности действующих лиц, в схематичности портретных и пейзажных зарисовок.
6. Баратынский
Поэтическое наследие Баратынского делится на две примерно равные по объему, но неравные по достоинству части: стихотворные повести и стихи. Первые никогда не были бы написаны, не подай Пушкин примера, но они не подражание более крупному поэту, а сознательная попытка написать по-другому. Первая – Эда – простая история о том, как дочку финского крестьянина соблазнил гусарский офицер, стоявший на квартире у ее отца, – сюжет, который уже в двадцатые годы вышел из моды и напоминал о минувшем веке. Трактуется он без риторики, которой поэт тщательно и сознательно избегает, в реалистическом обыденном ключе, с легким привкусом сентиментального пафоса, но без малейшего следа романтизма. Как и все, что писал Баратынский, эта вещь написана таким изумительно точным стилем, что рядом Пушкин кажется туманным. Описательные места принадлежат к самым лучшим – суровая финская природа всегда была особенно мила Баратынскому. И необыкновенно привлекателен тонкий психологический портрет героини – чисто психологически без сомнения стоящий выше всего, что до него было создано в русской литературе.
Лирическая поэзия Баратынского тоже распадается на две части, почти равные по объему, но неравные по достоинству. В ранних своих стихах он самый блистательный и характерный поэт двадцатых годов. Они принадлежат к арзамасской поэтической школе. Главные влияния, которые можно там разглядеть, – это молодой Пушкин, французские поэты конца XVIII века (Парни, Мильвуа) и Батюшков. С поздним периодом эти стихи сближает их предельно ясная и сухая атмосфера – более сухая и ясная, чем где бы то ни было в русской поэзии – и холодный металлический блеск и звучание стиха. В английской поэзии подобный эффект можно встретить только у Попа. Это легкие летучие пьесы в анакреонтической и горацианской манере, некоторые из них – безусловные шедевры этого жанра; любовные элегии, где нежное, но не индивидуализированное чувство скрыто в оболочке блестящего остроумия; послания к друзьям, где остроумия еще больше; элегии-размышления в стиле, напоминающем (отдаленно) Грея. Из всех этих ранних стихотворений самое длинное и, вероятно, самое лучшее – Пиры, где эпикурейское восхваление радостей застолья мягко перемешивается с задумчивой меланхолией. Эта меланхолическая основа постепенно нашла для себя более оригинальные формы выражения и под конец преобразилась в философский пессимизм зрелого Баратынского.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844) Выдающийся русский поэт-мыслитель первой половины 19 века, обладающий пророческим даром. Его творчество привлекает к себе людей, которые воспринимают литературу не как развлекательное чтиво, а ищут в ней глубину и вместе с ней стремятся к истине.
Лирика Е. А. Баратынского В ранней лирике Е. А. Баратынского сильны эпикурейские мотивы: поэт воспевает земные радости, призывает наслаждаться каждой минутой своей жизни. Но с этими мотивами переплетаются серьезные размышления о сущности бытия, подлинном предназначении человека. Излюбленный жанр ранней лирики поэта - любовная элегия. В творчестве Баратынского жанр любовной элегии существенно изменяется. В любовных элегиях Баратынского речь идет не о любви, а об ее отсутствии.
Романтизм — литературное направление, появившееся в Западной Европе в конце 18 века как результат разочарования в идеях Просвещения. Кризис в Европе, неудовлетворенность результатами Великой французской революции послужили причиной его возникновения. Наивысший расцвет романтизма пришелся на первую половину XIX века.
В России романтизм появился после Отечественной войны 1812 года как результат начала реакции, отказа Александра I от продолжения либеральной политики. Русский романтизм имеет ряд национальных особенностей: в центре художественной системы стоит личность, основной конфликт — конфликт между личностью и обществом. Романтическая личность — это прежде всего страстная личность, сильный характер, на голову выше окружающих. Романтический герой противопоставляет себя окружающему миру.
Романтики большое внимание уделяли теме природы — бурной стихии, широко использовали символику. В этом направлении отсутствует эволюция характеров, так как обстоятельства не влияют на личность.
Яркими представителями романтизма в России являются поэты: Жуковский, Веневитинов, Баратынский, Козлов, Дельвиг, Тютчев, Рылеев, Кюхельбекер, Одоевский, а также Пушкин в определенную эпоху своего творчества.
Романтизм — особый тип сознания, особый вид чувствования человека, характерная особенность культуры России начала XIX века. Эта высокая духовная культура рождала особый тип человека в жизни и искусстве, каким и являлся Баратынский.
На первый взгляд, сюжет ее прозрачен: это благородное объяснение лирического героя с возлюбленной, к которой он не испытывает прежних чувств. Но отметить только это — значит, не добраться до подлинной глубины произведения.
Верь, жалок я один. Душа любви желает,
Но я любить не буду вновь;
Вновь не забудусь я: вполне упоевает
Нас только первая любовь.
Прощаясь со своей первой любовью, поэт обращается к адресату:
Прощай! Мы долго шли дорогою одною;
Путь новый я избрал, путь новый избери;
Печаль бесплодную рассудком усмири,
И не вступай, молю, в напрасный суд со мною.
Не властны мы в самих себе
И, в молодые наши леты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе.
На изломе XIX-XX веков родственным по духу окажется Баратынский Александру Блоку. Стихотворение Блока начинается обращением к поэту:
Тебе, поэт, в вечерней тишине
Мои мечты, волненья и досуги.
Интонации полны тревожного предощущения:
Близ Музы, ветреной подруги,
Попировать недолго, видно, мне.
Именно с Баратынским юный Блок делится своей тревогой:
Придет пора — она меня покинет,
Настанет час тревожной суеты,
И прихоть легкая задумчивой мечты
В моей груди увянет и застынет.
Читайте также: