Антинигилистический роман это в литературе кратко

Обновлено: 03.07.2024

С этим ничего нельзя поделать: историческое сознание до такой степени неотделимо от нашего восприятия искусства, что этот анахронизм (произведение Бетховена, датированное сегодняшним днем) инстинктивно (то есть без всякого лицемерия) был бы воспринят как нелепый, фальшивый, неуместный – одним словом, чудовищный. Наше осознание преемственности настолько сильно, что учитывается при восприятии любого произведения искусства. (Кундера М., с. 13)


СПИСОК ПРОЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

An антинигилистический роман [примечание 1] это форма Роман с конца 19 века Русская литература, это стало реакцией на разочаровавшееся отношение Русское нигилистическое движение и революционный социализм 1860-1870-х гг. [1] Жанр оказал влияние на формирование последующих представлений о нигилизм как философский и культурный феномен. [2] Его название происходит от исторического использования слова нигилизм как широко применяется к революционные движения в пределах Российская империя в то время.

В более шаблонных произведениях этого жанра типичный главный герой - студент-нигилист. Однако в отличие от Чернышевский характер Рахметов, нигилист безвольный и легко соблазняется на подрывную деятельность негодяем, часто полюс (в отношении повстанческих усилий Польши против Российской империи). [заметка 2] [3] Более достойные произведения этого жанра сумели исследовать нигилизм с меньшей карикатурностью. [3] В консервативном литературном журнале было опубликовано много антинигилистических романов. Русский Вестник Отредактировано Михаил Катков. [1]

Содержание


Иван Тургенев, который первым популяризировал термин нигилизм в своем романе 1862 года. Отцы и дети (фото Феликс Надар)

В период 1860–1917 гг. Русский нигилизм оба были зарождающейся формой нигилистическая философия и широкое культурное движение, которое пересекалось с определенными революционный тенденции эпохи, [4] для которых его часто ошибочно характеризовали как форму политический терроризм. [5] Русский нигилизм был основан на разрушении существующих ценностей и идеалов, включая теории жесткий детерминизм, атеизм, материализм, позитивизм, и рациональный эгоизм, отвергая метафизика, сентиментализм, и эстетизм. [6] Ведущие философы этой школы мысли включали Николай Чернышевский и Дмитрий Писарев. [7]

Интеллектуальные истоки русского нигилистического движения можно проследить до 1855 года, а возможно, и раньше. [8] где это была в основном философия крайнего моральный и эпистемологический скептицизм. [9] Однако только в 1862 году название нигилизм был впервые популяризирован, когда Иван Тургенев использовал этот термин в своем знаменитом романе Отцы и дети описать разочарование молодого поколения как в прогрессивные и традиционалисты что было до них, [10] а также его проявление в представлении о том, что отрицание и разрушение ценностей наиболее необходимы в нынешних условиях. [11] Движение очень скоро приняло это название, несмотря на первоначальный резкий прием романа как консерваторами, так и молодым поколением. [12]

Хотя с философской точки зрения и нигилистический, и скептический, русский нигилизм не отрицал в одностороннем порядке этику и знания, как это можно было предположить, и не поддерживал однозначно бессмысленность. [13] Тем не менее, современная наука оспаривает отождествление русского нигилизма с простым скептицизмом, вместо этого определяя его как фундаментально Прометеев движение. [14] Как страстные сторонники отрицания, нигилисты стремились освободить прометеевскую мощь русского народа, воплощенную в классе прототипических личностей, или новые типы своими словами. [15] Эти люди, согласно Писареву, освобождая себя от всякой власти, освобождаются от моральный авторитет также и выделены над сброд или обычные массы. [16]

Список антинигилистических романов

Этот список литературы неполный; вы можете помочь расширяя это .

Вторая волна антинигилистической беллетристики подымается с конца 60–х — начала 70–х годов. Это были годы, очень трудные для революционно — демократических сил. После покушения Каракозова 4 апреля 1866 года на революционную молодежь обрушились новые репрессии.

Наконец, третья волна антинигилистической беллетристики возникает в связи со сложившейся в конце 70–х годов второй революционной ситуацией и захватывает время с 1880 по 1885 год, т. е. период наибольшего подъема народовольческого движения, растерянности самодержавия во время так называемой диктатуры сердца Лорис — Меликова и после убийства Александра II, а также последовавшего затем нового наступления реакции, кризиса и разложения революционного народничества.

Серией этих произведений антинигилистическая беллетристика 60–80–х годов исчерпала себя. В них особенно наглядно обнаруживаются за благообразным фасадом психологического романа — хроники типичное эпигонство, беспомощное повторение избитых приемов, характеров и ситуаций.

Итак, антинигилистические романы и повести — это произведения, ставящие своей первой и основной целью осуждение и компрометацию демократического движения — вначале революционных демократов 60–х годов, а затем народников 70–х годов. Это романы с ярко выраженной реакционной, охранительной, как тогда говорили, тенденцией. Их отрицательные герои — нигилисты и народники, их положительный герой — охранитель, реакционер, рьяно защищающий старые устои — православие и самодержавие. Их идеология проникнута реакционным шовинизмом, и потому обычно удар против революционных сил России объединяется в них с ударом по национально — освободительному, в особенности по польскому, движению. Пытаясь скомпрометировать революционное движение, они охотно подхватывают официальную версию о его преступности, не брезгают различными ходячими в реакционной среде инсинуациями, например версией о якобы организованных революционерами майских поджогах 1862 года в Петербурге, версией о полной зависимости русских демократов от польских националистов и т. п.

Идейное направление и сюжетная схема антинигилистических романов определили их стилистику. Для стилистики их характерен прежде всего эклектизм, попытка, с одной стороны, сохранить старые приемы чисто романического повествования, уже подорванные бурным развитием реалистического романа, а с другой стороны — приспособиться к этому новому развитию, примкнуть к новым образцам психологического и социального романа.

Чисто художественные достоинства этих реакционно — тенденциозных романов, как правило, столь малы, их идеи настолько предвзяты, а их приемы так легко перерождаются в шаблон и схему, что нет никакой необходимости подвергать подробному анализу все произведения этого рода.

Ниже мы считаем необходимым подробнее остановиться лишь на отдельных, наиболее характерных и выделяющихся произведениях, чтобы показать эволюцию этого жанра в его типических признаках.

Но роман Лескова— произведение сложное и противоречивое как в идейном, так и в стилевом отношении. В нем сочетаются черты реалистического бытового повествования и авантюрно — политического романа, откровенно реакционная тенденциозность с попыткой серьезного истолкования причин, приводивших современную ему молодежь к демократическому движению.

Конечный замысел автора, выраженный самим названием романа, сводится к тому, что демократическому движению идти некуда, что судьба лучших и наиболее честных его представителей может быть только трагической. Расстреливают Райнера, захваченного в тот момент.

когда польское восстание уже потерпело явное поражение. Умирает Лиза, потрясенная казнью любимого человека, — умирает, сохранив свои убеждения, но порвав окончательно связи с членами коммуны.

Предприняв попытку развенчать и оклеветать демократическое движение 60–х годов, Лесков в первом своем романе в противоположность другим антинигилистическим романистам все?таки отдает дань уважения отдельным представителям демократического лагеря. В сущности Лиза и Райнер — наиболее яркие, сильные и чистые личности из всех персонажей романа. Из других лиц нет никого, кто мог бы стать в уровень с ними. Не делает Лесков в этом романе попытки и выдвинуть героев из среды охранителей. Любопытно, что даже лица, сторонящиеся революционной деятельности и лично Лескову глубоко симпатичные, не только не предпринимают никаких решительных попыток, чтобы остановить Райнера и Лизу, но оказывают им невольную помощь и глубоко сочувствуют им. Так, подруга Лизы Женни Гловацкая спасает Райнера от преследований полиции и дает ему возможность бежать из Петербурга.[152]

Если оставить в стороне жалкое изделие Авенариуса, то основные произведения с антинигилистическими тенденциями, появившиеся в 60–х годах, обнаруживают очень характерные противоречия и внутреннюю двойственность. Все они в той или иной степени стремятся примкнуть к установившейся реалистической традиции в русском романе, стремятся вставить историю о нигилистах в широкое повествование о жизни русского общества накануне и после реформы 1861 года. И вместе с тем ни один из них не может подняться до анализа действительных корней и причин демократического движения, до решительного осуждения и отвержения старого. Ни один из этих романов, хотя они и ставят еще перед собой задачу понять это движение, не в состоянии дать точной и широкой его картины.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Валентин Сорокин БЕССМЕРТНЫЙ МАРШАЛ Пролог и фрагменты из поэмы

Валентин Сорокин БЕССМЕРТНЫЙ МАРШАЛ Пролог и фрагменты из поэмы Пролог1Беда, звезду земли заволоклоПохмельное коричневое зло:Смрад понавис — полмира охватилХолодный страх надежд и предсказаний,Смертей,Предательств,КазнейИ терзаний,Кружится пепел и гремит тротил.На

Глава IV Роман в письмах

Глава IV Роман в письмах Страсти не имеют законов О. М. СОМОВ — С. Д. ПОНОМАРЕВОЙ[572] 30 апреля 1821 Вы позволили мне писать вам, сударыня! эта милость наполняет меня радостью; итак, я смогу поверять бумаге те чувства, которые мои уста, слишком робкие вблизи вас, никогда не

Глава IV Роман в письмах

Глава IV Роман в письмах Страсти не имеют законов О. М. СОМОВ — С. Д. ПОНОМАРЕВОЙ[87] 30 апреля 1821 Вы позволили мне писать вам, сударыня! эта милость наполняет меня радостью; итак, я смогу поверять бумаге те чувства, которые мои уста, слишком робкие вблизи вас, никогда не

Владимир Сорокин. Трилогия

Владимир Сорокин. День опричника

Глава 1. Милицейский криминальный роман

Глава 1. Милицейский криминальный роман Достаточно давно на встрече писателей, работающих на криминальные темы, в Стокгольме одни из известных западных детективистов снисходительно говорил российскому не менее известному автору: “Есть у вас неплохие детективы. Но они

ГЛАВА IV. ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН (С. М. Петров)

ГЛАВА IV. ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН (С. М. Петров) 1Одним из значительных явлений в истории русского романа и 30–е годы XIX века было возникновение и развитие исторического романа. Исторический роман возникает в мировой литературе как отражение бурных событий, связанных с ломкой

ГЛАВА IX. РОМАН ИЗ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН (Л. М. Лотман)

ГЛАВА IX. РОМАН ИЗ НАРОДНОЙ ЖИЗНИ. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН (Л. М. Лотман) 1Вопрос о том, возможен ли роман, героем которого явится представитель трудового народа, и о том, каковы должны быть типологические признаки подобного произведения, встал перед деятелями русской

Глава II. Роман-вальс

Глава VI. Роман-оборотень[*]

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Смотреть что такое АНТИНИГИЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН в других словарях:

АНТИНИГИЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН

- жанрово-тематич. группа лит. произведений 1860-80-х гг., в к-рых в негативной форме изображались рев.-демократич. идеалы и деятели, "нигилисты". Развивался в пост. полемике с ром. о "новых людях" (ром. "Что делать?" Н. Г. Чернышевского). С традицией А. р. связаны "Взбаламученное море" А. Ф. Писемского (1863), "Некуда" (1864) и "На ножах" (1871) Н. С. Лескова, "Обрыв" И. А. Гончарова (1868), "Бесы" Ф. М. Достоевского (1870), романы В. П. Клюшникова, В. В. Крестовского, Б. М. Маркевича и др. Значит. часть таких произв. имела антипольский характер: авторы их доказывали, что чуждые рус. человеку рев. идеи привнесены в Россию в результате заговоров польск. "авантюристов". А. р. неоднозначен и неоднороден в идейном и худ. отношении. Прямолинейное, фельетонное изображение противоречивых пореформ. процессов (утверждение новых обществ. учреждений и бытовых норм, усиление роли естеств. наук, жен. эмансипации и т. п.) с охранит., консервативных позиций перерастало у крупных писателей (особенно в "Бесах" Достоевского) в глубокое, пророческое иссл. опасностей "левого" экстремизма и тотального разрыва с нравств. традициями. смотреть

АНТИНИГИЛИСТИЧЕСКИЙ РОМАН

Читайте также: