Дорога жизни музей кратко

Обновлено: 06.07.2024

В недавней поездке по "Дороге жизни" мы проезжали мимо одноименного музея "Дорога жизни". Полностью название звучит примерно так: Центральный военно-морской музей имени Императора Петра Великого", филиал Музей "Дорога жизни". До музея можно добраться на автомобиле маршрутом, которым мы с вами проехали в прошлую встречу, по пути ознакомившись со всеми памятниками на дороге [1]. Чуть-чуть не доезжая до входного павильона, есть парковка, на которой можно оставить машину. Для "безлошадных" от Финляндского вокзала ходит электричка до станции "Ладожское Озеро". Время в пути 1 час 20 минут. Плюс-минус пара минут. Стоимость билета на сегодняшний день (14.01.2021) 138 рублей.

Далее пешком, где-то 10 минут - чуть меньше километра. По дороге можно полюбоваться прибрежными ладожскими видами.

По пути подойдем к Ладожскому кургану, где захоронены герои "Дороги жизни" - моряки, водители, солдаты.

Курган находится в ведении музея, так что будем считать, что мы начали знакомство с музейными объектами. Билеты приобретаем во входном павильоне. Сегодня вас попросят надеть маску, которую можно снять на открытой площадке, но надеть при посещении павильонов. Стоимость билета 200 рублей, для льготных категорий 100. Это, конечно, на сегодня. Фотографировать на территории можно, в павильонах без вспышки.

Главный выставочный павильон по форме призван символизировать глыбу ладожского льда. Новое здание музея достроено к Дню Военно-Морского Флота в 2016 году. К этому сроку проведена полная реконструкция музея, который первоначально начал свою работу 12 сентября 1972 года. В своем архиве я обнаружил фотографии, сделанные на территории музея в 2008 году. По возможности, буду знакомить вас с ними параллельно с обзором новой площадки.

Вот так выглядел вход в музей. Музей размещался в здании бывшей пекарни. В войну в нем находились столовая, красный уголок, руководство Осиновецкой военно-морской базы. Перед входом установлены две 45 мм пушки 21-К.

Сегодня они тоже есть в экспозиции. В войну эти артиллерийские установки были установлены на бронепоезде №7. За оградкой располагается военно-транспортный самолет Ли-2Т.

Самолет Ли-2 спроектирован на базе американского самолета Douglas DC-3. Выпускался в Ташкенте. За годы войны выпущено 2258 самолетов в различных модификациях: транспортной, десантной, бомбардировочной. В музее представлена транспортная версия самолета. Такие самолеты использовались для перевозки людей и различных грузов.

На территории установлен памятник "Героям Ладоги и "Дороги жизни". Скульптурная композиция выполнена в Студии военных художников имени Грекова. За памятником новая благоустроенная набережная, с которой можно полюбоваться Ладожским озером, береговой линией с видом на Осиновецкий маяк.

Как мы уже отмечали, маяк входит в десятку самых высоких маяков подобного типа. Высота 70 м. С учетом высоты берега, лампы маяка находятся на высоте 74 метра над уровнем воды в озере. Дальность действия 22 морские мили (40,7 км) [2]. Хоть не на всю Ладогу, но южную часть перекрывает точно. С набережной можно изучать современные способы защиты от размывания берегов волнами. Смотрим галерею.

Интересно сочетание элементов набросного мола различной формы. Какое же из них эффективней?

На отдельных площадках набережной сгруппированы корабельные артиллерийские установки различных калибров. Стволы направлены в сторону озера. Как будто орудия продолжают нести свою боевую вахту.

Артиллерийская установка Б-13-IIс. Калибр 130 мм, дальность стрельбы 25 км. Использовалась на "Дороге жизни" на Канонерских лодках и 380 батарее Ладожской военной флотилии.

В 2008 году доступ ко всей технике был открыт. В башнях постоянно крутились пацаны, воображая себя морскими артиллеристами.

Командно-дальномерный пост канонерской лодки "Бира". На основании оптических дальномеров, визиров формировались целеуказания для стрельбы по целям противника. Является командным пунктом управляющего артиллерийским огнем.

Еще одна артиллерийская установка Б-13-IIс с видоизмененной башней. Эти установки были орудиями главного калибра эсминцев, минных заградителей, канонерских лодок, как на Ладожской флотилии.

Хотя механизмы орудия и не проворачивались, мальчишкам легко было почувствовать себя наводчиками грозного оружия.

В галерее артиллерийские установки, используемые на кораблях Ладожской флотилии во время войны. Установки в башне танка Т-34 устанавливались на бронекатерах.

Утопающее в цветах и зелени орудие смотрится как-то реалистичней, Как будто оно находится на реальной боевой позиции.

Автоматическая зенитная установка В-11. Калибр 37 мм, скорострельность 160-180 выстрелов в минуту.

Я так понимаю, это прожектор.

Буксирный пароход "Ижорец №8" построен на Усть-Ижорской верфи. Буксирные пароходы использовались во время войны в качестве тральщиков и сторожевых кораблей. №8 построен в 1935 году. На Ладоге обеспечивал перевозку грузов между Осиновцом и Кабоной [3].

Сейчас на площадке сооружены специальные мостки, по которым можно подняться и осмотреть экспонаты с уровня палубы. До реконструкции музея никаких мостков не было. Зато можно было походить вокруг.

Катер-миномет построен в 1942 году в Рыбинске, привезен из Карелии в 2018 году. Это четвертый из сохранившихся до нашего времени катеров. Три катера установлены в Волгограде, Рыбинске и Липецке [4].

Самоходный десантный двухтрюмный тендер. Грузоподъемность 25 тонн. На тендерах по Ладоге эвакуировали 250 000 жителей и доставили в город 100 000 тонн грузов. Тендеры участвовали в десантных операциях. Десантный тендер есть в экспозиции и сегодня.

Памятный знак, посвященный судам и береговым службам, участвующим в обеспечении судоходства по Ладожскому озеру. Суда проделывали проходы, углубляли каналы и фарватер. Как и боевые корабли, подвергались атакам вражеской авиации. Многие из них погибли, выполняя поставленные задачи.

Памятный камень в честь сторожевого корабля "Пурга", погибшего в бою 1 сентября 1942 года при защите "Дороги жизни".

Павильон "Малый охотник". В павильоне установлен единственный в России сохранившийся сторожевой катер МО-4 времен Отечественной войны.

Катер МО-215 построен в Ленинграде в августе 1941 года, участвовал в боевых действиях на Ладоге и Финском заливе. Быстроходные катера с деревянным корпусом выполняли множество различных задач: сопровождение и охрана конвоев, высадка разведывательных групп на территорию противника, эвакуация населения, доставка грузов. Основная функция таких катеров - поиск и уничтожение подводных лодок. Катер закончил свою службу на Балтике в ноябре 1977 года [5]. Долго хранился на открытой стоянке, сейчас помещен в специальный павильон.

Над экспозицией возвышается мачта канонерской лодки "Бира". Лодка обеспечивала огневую поддержку при проведении войсковых операций. Несмотря на неоднократные прямые попадания авиационных бомб, находилась на службе все время боевых действий на Ладоге. С 1944 года переброшена в акваторию Финского залива. В январе 1945 году действовала в районе Аландских островов.

Рядом с мачтой был установлен православный поклонный крест с ликами святых.

Сейчас креста нет, но появилась мемориальная часовня.

Ненадолго заглянем в выставочный павильон музея.

Как и в старом музее, нас встречает карта боевой обстановки под Ленинградом в июле-ноябре 1941 года. Не ставим задачей подробного знакомства с выставочной экспозицией музея. Ее надо изучать, поэтому - только общее представление.

Облачение ладожского водолаза. В галерею добавлены фотографии знамен из экспозиции старого музея.

Макет сторожевого корабля "Пурга", памятник которому мы видели на открытой площадке. Модель изготовлена в 1974 году В.А. Витаховым.

Счетверенный зенитный пулемет. В галерее стенды с образцами оружия.

Макет низководного деревянного железнодорожного моста через Неву в г. Шлиссельбурге. Постройка моста была произведена за 11 суток. Макет изготовил плотник Е.И. Шурлинов под руководством инженера Ф.Ф. Куцеро. Впечатляющее сооружение.

Мы бегло ознакомились с музеем "Дорога жизни". Что осталось вне зоны внимания? Не заглянули в павильон-ангар крупногабаритных экспонатов, не осмотрели площадки с фрагментами оборудования кораблей и армейским артиллерийским вооружением. Это как-нибудь в другой раз.

На прощание фотография 2008 года. Армейская палатка среди берез. Что было в палатке - сейчас не вспомню. По-моему, что-то медицинское. Музей в ходе реконструкции претерпел существенные изменения. В одной из статей, посвященных музею, попалось мнение, что в результате реконструкции музей, наряду с приобретениями, несколько утратил свою "душевность". В чем-то я согласен с этим мнением. Тем не менее, посещение музея не оставит никого равнодушным - ни детей, ни взрослых. Рекомендую потратить один выходной день для поездки на машине или на электричке, и у вас состоится запоминающееся путешествие.

Ставим лайки, раз уж дочитали :)

Некоторые фотографии, использованные в статье, размещены в портфолио автора на сайте фотобанка Лори (Автор Александр Щепин - это я).


История

РЕЖИМ РАБОТЫ С 30.10.2021

Берегите лес от пожара!

На территории Ленинградской области ожидается температура воздуха более +30гр., высокий класс пожароопасности. Не используйте открытый огонь, не разводите костры на природе, на территории объектов культурного наследия, находящихся в Ленинградской области, воздержитесь от посещения лесов! Экстренные телефоны 101, 112.

27 июня 2021 на 96 году жизни скончалась президент Международной ассоциации общественных организаций блокадников Ленинграда Валентина Леоненко.

27 июня 2021 на 96 году жизни скончалась президент Международной ассоциации общественных организаций блокадников Ленинграда Валентина Леоненко. В 1941 году Валентине Леоненко было 16 лет. Именно тогда она отправилась работать в военный госпиталь. Вместе со всеми юная жительница Ленинграда укрепляла Пулковские высоты, рыла окопы у Кировского завода. После окончания Великой Отечественной войны она более 50 […]

Ночь музеев-2021

Раньше музей располагался в здании бывшей столовой, в 2016 году построили новое здание, оно символизирует ледяную глыбу Ладожского озера.

Музей

История музея

В 2016 году, ко Дню Военно-морского флота для музея построили новое здание, оно символизирует глыбу ладожского льда. Вместе с новым зданием открыли новую музейную экспозицию. Крупные экспонаты музея разместили под открытым небом. 1 .

Музей

Экспозиция




Билеты и часы работы

Билет в музей для взрослого обойдётся в 300 рублей, для студентов и других учащихся он будет стоить 200 рублей.

Музей

Музей работает со среды по воскресенье с 10:00 до 18:00, выходные дни — понедельник и вторник. Кассы прекращают работу в 17:15.

Как добраться

Контакты

Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника

Приезжаю я в эти места достаточно часто. Здесь очень красиво. Песчаный берег Ладожского озера, пляжи, сосны. Тут же находится и один из самых высоких маяков России — Осиновецкий. Но место это известно не только своей природой.

Здесь проходят мероприятия посвящённые блокадным событиям. Которые мне доводилось снимать.

Поезд Победы. Музей

Реконструкторы в военной форме времён ВОВ

Поезд Победы

Поезд Победы. Юный реконструктор

Ну, а теперь о самом музее.

С 12 сентября 1972 года филиал открыл свои двери для посетителей.

Этот музейный комплекс я посещал только до времени его реконструкции 2015-го года. И помню его совсем другим.

После реконструкции он сильно изменился. Стал более современным. А его площадки пополнились новыми экспонатами.

Справа от входа в комплекс — небольшая часовня:

Левее часовни — Центральный выставочный павильон. Он двухэтажный. Первый этаж — большие, высокие залы со множеством экспонатов. Осмотр экспозиции я и начал отсюда.

Тут находятся стенды посвящённые истории освоения Ладожского берега. С моделями первых деревянных судов:

Модели деревянных судов Петровской эпохи

Модели деревянных судов Петровской эпохи

Но основная часть музейной экспозиции посвящена блокадным событиям:

Зал экспозиции

Зал экспозиции

Залы музея

За стеклом — Ли-2. Самолёт, экспонат экспозиции под открытым небом

Схематичная карта фронтов времён Блокады Ленинграда:

Посетитель музея у карты боевых действий

Посетитель музея у карты боевых действий

Представлены образцы вооружения и техники:

Образцы артиллерийских снарядов

Артиллерийские снаряды

Турельная пулемётная зенитная установка:

Во время Блокады Ленинграда по дну Ладожского озера на Большую Землю был проложен электрический кабель и линии связи

Работой по прокладке кабеля и другими вспомогательными работами занимались подразделения водолазов. Образцы водолазной экипировки также представлены в экспозиции:

Манометр водолазной помпы:

Водолазная помпа

Манометр помпы для подачи воздуха

Музей

Водолазная экипировка

Схематичная модель-карта Осиновецкого берега:

Осиновецкий берег. Схема

Осиновецкий берег. Схема

Модели техники тех лет и событий:

Сотрудница музея

Экспозиция музея

Второй этаж выставочного павильона

Осматривая экспозицию залов музея я поднялся на второй этаж. Здесь представлены образцы обмундирования Красной Армии. Вооружение и техника воюющих сторон.

Музей

Образцы формы бойцов Красной Армии

Дальномер

Дальномер

Стенд — демонстрирующий работу переправы по льду на Дороге жизни.

Интерактивная часть экспозиции

Кабина симулятора ГАЗ-АА

Кабина симулятора ГАЗ-АА

Кабина симулятора ГАЗ-АА

В кабине симулятора

Едем по Ладожскому льду. Дорога жизни

Едем по Ладожскому льду. Дорога жизни

Экспозиция под открытым небом

Музей

Башни орудий на набережной

Рядом с орудиями — самолёт ЛИ-2. С уважением рассматривал я этот экспонат. Самолёт- трудяга. Он широко применялся во время Великой Отечественной войны. В разных модификациях. Созданный на базе американского Douglas DC-3, этот самолёт конструкции Лисунова выпускался с 1942-го года. И широко применялся в военно-транспортной авиации. Использовался для переброски диверсионных групп в тыл врага. Для доставки грузов на передовую. И многие жизни ЛИ-2 спас в блокадном Ленинграде. Эвакуируя ленинградцев из осаждённого города на Большую Землю.

Ли-2

Ли-2

Музей

Ли-2

Между прочим, использовался ЛИ-2 и как бомбардировщик дальней авиации. И широко использовался как ночной бомбардировщик.

Шасси ЛИ-2

Шасси ЛИ-2

Рядом с самолётом, на вечную сухопутную стоянку встали военные катера и суда. Они несли основную нагрузку жизнеобеспечения Дороги жизни в период навигации.

Музей

Экспозиция под открытым небом

Буксирный пароход

Серп и молот на дымовой трубе парохода

За кормой судов этой сухопутной (уже) флотилии — расположился павильон групногабаритных экспонатов. Я приехал в музей уже под вечер. И достаточно долго уже гулял по экспозиции. Кто-то из персонала меня вежливо спросил:

-А вы были уже в павильоне крупногабаритных экспонатов? Если нет, то поторопитесь. А то мы скоро закрываемся.

Я внял совету и засобирался в указанный павильон. Он как раз находился рядом.

В этом павильоне я осмотрел достоверные экспонаты военной поры. Здесь представлены тщательно отреставрированные экспонаты.

Музей

АТУЛ-АЛ-2

Решётка радиатора автобуса

Решётка радиатора автобуса

Салон автобуса

Салон автобуса

Музей

ЗИС-5

Осмотрев колёсную технику я продолжил свою экскурсию по залу экспозиции. Здесь собраны различные виды вооружения и техники, которые использовались в период военного времени.

Вот два буя петлевого электро-магнитного трала ПЭМТ-4:

Буи ПЭМТ-4

Буи ПЭМТ-4

Образцы морских мин, которые этот трал (в том числе) обезвреживал.

Морские мины

Морские мины

В зале представлено множество видов арсенала вооружений и вспомогательной техники.

Полевая кухня

Полевая кухня

Осмотрев этот экспозиционный зал, я прогулялся по набережной комплекса и засобирался на выход. Время работы музея подходило к концу. И вежливые сотрудники музея мне об этом напомнили.

Я путешествую на авто. И отправившись на берег Ладожского озера у Осиновецкого маяка добирался сюда из Санкт-Петербурга по дороге А-128. (Дорога в отличном состоянии).

Памятник представляет собой две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров). Они символизируют кольцо блокады. А разрыв между ними — Дорогу жизни.

Мемориал открыт 29 октября 1966 года. Находится на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера, и куда потом возвращались, преодолев расстояние в 30 километров.

На площадке под арками в бетоне — следы протектора машин. Рядом с мемориалом расположены два белых железобетонных шара, имитирующие прожекторные установки, и подлинное 85-мм зенитное орудие.

Приехал сюда я в выходной день. И в момент моего посещения приехала большая группа китайских туристов.

Туристы

Туристы

Китайские туристы фотографируются у зенитного орудия

Китайские туристы фотографируются у зенитного орудия

У подножия кольца выбиты строки:

После реконструкции мемориала 9 мая 2015 в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне на площадке под бетонными арками был зажжён Вечный огонь, доставленный сюда с Пискарёвского кладбища.

Возле чаши Вечного огня, выполненной в виде пятиконечной звезды — всегда свежие цветы.

Вечный огонь

Вечный огонь

Здание вокзала представляет собой стилизованную танковую надолбу.

Это настоящий участник событий времён Блокады Ленинграда. Паровоз Эш-4375 за 1941-42 гг. доставил 2312 тяжеловесных состава с 2 млн тонн груза для фронта и в блокадный Ленинград. Грузы с боеприпасами, топливом и продовольствием.

На паровоз можно свободно забраться и даже пройти в кабину машиниста.

Кабина машиниста

В кабина машиниста

P.S. Об этой поездке

Поездка может быть однодневным выездом выходного дня. Кроме всех памятных объектов, здесь расположен один из самых красивых маяков Ленинградской области. Осиновецкий. О красоте этого берега, инфраструктуре и самом маяке я рассказываю вот в этой своей статье:

Среда-воскресенье, с 10:00 до 18:00. Касса закрывается в 17:15.
Выходные дни: понедельник, вторник.

Взрослый билет — 200 рублей;

Как добраться:

На электричке:

Из Санкт-Петербурга с Финляндского вокзала до ст. Ладожское озеро.

На авто:

Моя статья про Русскую Хатынь в Ленинградской области: Большое Заречье. Русская Хатынь

А здесь можно почитать мой фотоотчёт о посещении Ржевского мемориала Советскому Солдату: Ржевский мемориал Советскому Солдату. По местам памяти

В рубрику о путешествиях Копытного по России: Дранкипенаты

В Рубрику всех записей блога: Перейти….

На Главную страницу Дранкисайта: Перейти…

Читайте также: