Эргономика зинченко кратко и понятно

Обновлено: 30.06.2024

Социализм впервые в истории ставит вопрос о трудящемся чело­веке не просто как о работнике, а как о личности, чье всесторон­нее развитие становится необходимым фактором роста производи­тельных сил и прогресса общества в целом. Такой подход выража­ет и объективную тенденцию резкого повышения роли человеческого фактора в общественном производстве, обусловленного научно-тех­нической революцией.

Создание условий, благоприятствующих всестороннему разви­тию способностей и творческой активности советских людей, всех трудящихся, в период коммунистического строительства становит­ся настоятельной потребностью самого хозяйственного развития Советского государства. Удовлетворение многих жизненных пот­ребностей трудящихся прямо или косвенно связано с конкретным производством, в котором они заняты. Советское государство за­ботится, и это закреплено статьей двадцать первой нового Основ­ного Закона — Конституции СССР, об улучшении условий и охра­не труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных про­цессов во всех отраслях народного хозяйства.

Развитие материального производства на основе повышения эффективности и качества— основной путь достижения фундамен­тальных, долговременных целей экономики развитого социалисти­ческого общества. Высокая эффективность производства — исклю­чительно многогранная проблема. Ее достижение зависит от широ­кого круга факторов, связанных с собственно научно-техническим прогрессом, с совершенствованием системы социалистического хо­зяйствования, дальнейшим развитием социалистической демокра­тии, ростом уровня профессиональной и идейно-теоретической под­готовки трудящихся. Все эти факторы находят свое отражение внепосредственном трудовом процессе, в трудовой деятельности лю­дей, в различных областях народного хозяйства в той или иной конкретной форме, в том или ином конкретном сочетании.

Повышение эффективности и качества труда является одним из важнейших средств достижения высокой эффективности производ­ства. Движение за высокую эффективность и качество работы ста­ло в нашей стране поистине всенародным. Дальнейшее, более успешное решение этой задачи настоятельно требует научного тео­ретического исследования проблем трудовой деятельности челове­ка, его роли в современном производстве.

Труд есть явление социальное. Но поскольку в основе всякого труда лежат психические и физиологические процессы, большую роль в решении задач повышения производительности труда игра­ют науки, изучающие деятельность и функции человека.

С развитием производства меняются условия, методы и органи­зация трудовой деятельности человека, претерпевают существенные изменения функции, роль и место человека в процессе труда и со­ответственно на разных исторических этапах выступают на первый план те или иные аспекты научного исследования трудовой дея­тельности человека. Преимущественно энергетический подход к изучению этого процесса, обусловленный преобладанием в прош­лом ручного труда, являлся типичным для исследований в сфере физиологии труда, возникшей в XIX веке. В настоящее время фи­зиология труда, претерпев определенную эволюцию, изучает зако­номерности протекания физиологических процессов и особенности их регуляции при трудовой деятельности человека и соответствую­щими данными обосновывает средства организации трудового про­цесса, способствующие длительному поддержанию работоспособ­ности человека на высоком уровне. Тесно связана с физиологией труда гигиена труда — профилактическая дисциплина, изучаю­щая воздействие трудового процесса и окружающей производ­ственной среды на организм работающих с целью разработки са­нитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий труда и обеспечение -высокого уровня состояния здоровья и трудоспособ­ности человека.

В начале XX в., когда технический прогресс вызвал появление сложных видов трудовой деятельности (управление автомобилем, локомотивом и др.), предъявивших серьезные требования к скорос­ти реакции, восприятию и другим психическим процессам челове­ка, был дан мощный импульс развитию психологии труда. Эта на­учная дисциплина изучает психологические особенности трудовой деятельности человека в целях повышения производительности тру­да и формирования профессионально важных качеств личности.

Дифференциация наук о труде сыграла и продолжает играть по­ложительную роль в развитии наших знаний о нем. В ходе такой диф­ференциации были созданы и отработаны методики исследования, выявлены важные закономерности, сформулированы принципы рациональной организации отдельных сторон и моментов трудового процесса.

Вместе с тем по мере накопления знаний неизбежно возникали контакты между науками. Гигиена труда вынуждена была обра­щаться к данным физиологии и психологии труда, психология тру­да — к данным гигиены и системотехники и т. д. Это и понятно, поскольку в действительности труд представляет собой не сумму разрозненных элементов, а нечто целое. В реальной трудовой дея­тельности психологические компоненты не отделены от физиологи­ческих или социальных. Более того, деятельность человека нельзя понять, не изучая ее во взаимодействии с функционированием тех­нических устройств, посредством которых человек решает ту или иную трудовую задачу.

В конце 40-х — начале 50-х годов на основе накопленных зна­ний о труде возникла потребность в целостной системе представле­ний о работающем человеке, о его трудовой деятельности, о его взаимоотношениях с машиной и с окружающей средой. Без такой системы затруднялось дальнейшее развитие специальных наук и эффективное использование накопленных знаний в практике.

Комплексный, системный подход к изучению перечисленных проб­лем явился методологической основой рождения новой отрасли знания — эргономики. Разумеется, в той или иной степени указан­ные проблемы ставились и ранее, некоторые из них находили из­вестное решение в исследованиях психологии, физиологии и гигие­ны труда. В ходе этих исследований усиливалось взаимодействие названных наук, возникла необходимость взаимопроникновения не­которых из них, например физиологии и психологии труда.

В условиях все ускоряющегося обновления имеющегося запаса знаний, а соответственно техники и технологии эргономическое со­вершенствование отдельных сторон производства должно быть включено в программу образования человека (понятого в широком смысле)" как внутреннее условие ее осуществления, при этом более эффективно будут решаться не только задачи приспособления тех­ники к человеку, но и активного формирования способностей чело­века в соответствии с требованиями, которые предъявляет к «ему технический прогресс, и возможностями, которые перед ним откры­ваются с развитием техники.

Тенденции развития эргономики приводят к необходимости при­менения разрабатываемых ею методов и критериев к любой сфе­ре человеческой деятельности как на производстве, так и в быту. Предметная область изучения и проектирования в эргономике рас­ширяется и за счет включения различных объектов, формирующих предметно-пространственную среду жизнедеятельности людей, в том числе и пожилых людей и лиц с физическими недостатка­ми. Сегодня одна из наиболее новых сфер применения результа­тов эргономического исследования — проектирование техниче­ски сложных промышленных изделий культурно-бытового назначе­ния. Эргономика в тесном содружестве с технической эстетикой обеспечивает высокие потребительские свойства этих изделий, их красивый внешний вид и повышенное удобство эксплуатации.

В условиях научно-технической революции эргономика приоб­ретает все большую социальную и экономическую значимость, со­действуя наиболее эффективному использованию ее достижений в интересах человека и общества. Эргономика призвана способство­вать не только созданию оптимальных условий для труда, быта и отдыха людей, но и формированию новых культурных ценностей, созданию условий для всестороннего развития человека.

Учебное пособие написано на основании 20-летнего опыта работы авторов в области психологии труда, инженерной психоло­гии, эргономики. Использованы курсы лекций, прочитанные в Мо­сковском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В книге отражены также результаты многочисленных исследований по общей и экспериментальной психологии, выполненные кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ и отделом эрго­номики Всесоюзного научно-исследовательского института техни­ческой эстетики Госкомитета по науке и технике СССР.

В книге нашли определенное отражение предварительные ре­зультаты научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ по проблемам эргономики, которое осуществляется при содействии Координационного центра, созданного на базе ВНИИТЭ.

Авторам посчастливилось работать над проблемами, которым посвящена настоящая книга, под руководством и совместно с це­лым рядом выдающихся советских ученых: С. Г. Геллерштейном, Ф. Д. Горбовым, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьевым, В. Д. Небы-лицыным, Д. Ю. Пановым, Э. Г. Юдиным. Все они беззаветно слу­жили науке, способствовали созданию и развитию новых направ­лений в изучении и проектировании трудовой деятельности и внес­ли огромный вклад в разработку новых методологических принципов ее анализа.

Авторы выражают глубокую благодарность всем многочислен­ным сотрудникам и коллегам, которые личным участием, советами и критическими замечаниями оказали существенную помощь в ра­боте над книгой.

Подготовка учебного пособия — дело в такой же степени ответ­ственное, в какой и трудное. Трудности во много крат возрастают, когда речь идет о создании учебного пособия в междисциплинар­ной, комплексной и новой области научной и практической дея­тельности. Поэтому авторы будут признательны за критику, заме­чания и пожелания по дальнейшему совершенствованию учебного пособия, которые следует .направлять в адрес Издательства Мо­сковского государственного университета.

Зинченко В.П., Мунипов В.М.

Основы эргономики

Эргономика и ее место в системе наук 9

§ 1. Предмет эргономики и ее задачи 9

§ 2. Междисциплинарные связи эргономики 16

Краткая история развития эргономики 28

§1. Исторические предпосылки возникновения эргономики 28

§2. Возникновение эргономики и ее современное состояние 38

Принципы и методы эргономики 49

§1. Методологические средства эргономики 49

§2. Общая характеристика эргономических исследований и их методов 51

§3. Методы наблюдения и опроса 58

§4. Методы исследования исполнительной и познавательной деятельности 62

§5. Методы оценки функциональных состояний 72

§6. Моделирование в эргономике 83

§7. Использование ЭВМ в эргономических исследованиях 85

Принципы эргономического анализа трудовой деятельности 90

§ 2. Классификация рабочих профессий 91

§2. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий 96

§3. Функциональная структура познавательных действий 119

§ 4. Информационная подготовка решения 141

Эргономические основы проектирования техники 148

§1. Структура эргономических свойств и показателей техники 149

§2. Учет требований эргономики при проектировании техники 153

Эргономические основы организации рабочего места 162

§1. Общие эргономические требования 162

§ 2. Требования антропометрии и биомеханики 168

Рабочие сиденья 172

Оптимизация средств и систем отображения информации 175

§1. Деятельность оператора с информационными моделями 175

§2. Пространственные характеристики зрительной информации 182

§з. Яркостные характеристики зрительной информации 186

§4. Временные характеристики зрительной информации ' 189

§5. Кодирование зрительной информации 190

§6. Требования к визуальным индикаторам 192

§7. Интегральные индикаторы 198

§8. Мнемосхемы 199

§9. Табло коллективного пользования 200

§10. Методы трехмерной индикации 205

§12. Словесные сигналы предостережения 209

Оптимизация рабочих движений и органов управления 210

§1. Оптимизация рабочих движений 210

§2. Общие требования к органам управления 213

§3. Требования к отдельным видам органов управления 214

Учет факторов среды при оптимизации системы "человек-машина" 222

§ 1. Основные направления работ, термины и определения 222

§ 2. Общая характеристика факторов среды 228

Стандартизация эргономических норм и требований и эргономическая оценка качества промышленной продукции 238

§1. Основные направления эргономической стандартизации в системе управления качеством продукции 240

§2. Эргономическая оценка качества промышленных изделий 241

Социализм впервые в истории ставит вопрос о трудящемся чело­веке не просто как о работнике, а как о личности, чье всесторон­нее развитие становится необходимым фактором роста производи­тельных сил и прогресса общества в целом. Такой подход выража­ет и объективную тенденцию резкого повышения роли человеческого фактора в общественном производстве, обусловленного научно-тех­нической революцией.

Создание условий, благоприятствующих всестороннему разви­тию способностей и творческой активности советских людей, всех трудящихся, в период коммунистического строительства становит­ся настоятельной потребностью самого хозяйственного развития Советского государства. Удовлетворение многих жизненных пот­ребностей трудящихся прямо или косвенно связано с конкретным производством, в котором они заняты. Советское государство за­ботится, и это закреплено статьей двадцать первой нового Основ­ного Закона — Конституции СССР, об улучшении условий и охра­не труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных про­цессов во всех отраслях народного хозяйства.

Развитие материального производства на основе повышения эффективности и качества— основной путь достижения фундамен­тальных, долговременных целей экономики развитого социалисти­ческого общества. Высокая эффективность производства — исклю­чительно многогранная проблема. Ее достижение зависит от широ­кого круга факторов, связанных с собственно научно-техническим прогрессом, с совершенствованием системы социалистического хо­зяйствования, дальнейшим развитием социалистической демокра­тии, ростом уровня профессиональной и идейно-теоретической под­готовки трудящихся. Все эти факторы находят свое отражение внепосредственном трудовом процессе, в трудовой деятельности лю­дей, в различных областях народного хозяйства в той или иной конкретной форме, в том или ином конкретном сочетании.

Повышение эффективности и качества труда является одним из важнейших средств достижения высокой эффективности производ­ства. Движение за высокую эффективность и качество работы ста­ло в нашей стране поистине всенародным. Дальнейшее, более успешное решение этой задачи настоятельно требует научного тео­ретического исследования проблем трудовой деятельности челове­ка, его роли в современном производстве.

Труд есть явление социальное. Но поскольку в основе всякого труда лежат психические и физиологические процессы, большую роль в решении задач повышения производительности труда игра­ют науки, изучающие деятельность и функции человека.

С развитием производства меняются условия, методы и органи­зация трудовой деятельности человека, претерпевают существенные изменения функции, роль и место человека в процессе труда и со­ответственно на разных исторических этапах выступают на первый план те или иные аспекты научного исследования трудовой дея­тельности человека. Преимущественно энергетический подход к изучению этого процесса, обусловленный преобладанием в прош­лом ручного труда, являлся типичным для исследований в сфере физиологии труда, возникшей в XIX веке. В настоящее время фи­зиология труда, претерпев определенную эволюцию, изучает зако­номерности протекания физиологических процессов и особенности их регуляции при трудовой деятельности человека и соответствую­щими данными обосновывает средства организации трудового про­цесса, способствующие длительному поддержанию работоспособ­ности человека на высоком уровне. Тесно связана с физиологией труда гигиена труда — профилактическая дисциплина, изучаю­щая воздействие трудового процесса и окружающей производ­ственной среды на организм работающих с целью разработки са­нитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий труда и обеспечение -высокого уровня состояния здоровья и трудоспособ­ности человека.

В начале XX в., когда технический прогресс вызвал появление сложных видов трудовой деятельности (управление автомобилем, локомотивом и др.), предъявивших серьезные требования к скорос­ти реакции, восприятию и другим психическим процессам челове­ка, был дан мощный импульс развитию психологии труда. Эта на­учная дисциплина изучает психологические особенности трудовой деятельности человека в целях повышения производительности тру­да и формирования профессионально важных качеств личности.

Дифференциация наук о труде сыграла и продолжает играть по­ложительную роль в развитии наших знаний о нем. В ходе такой диф­ференциации были созданы и отработаны методики исследования, выявлены важные закономерности, сформулированы принципы рациональной организации отдельных сторон и моментов трудового процесса.

Вместе с тем по мере накопления знаний неизбежно возникали контакты между науками. Гигиена труда вынуждена была обра­щаться к данным физиологии и психологии труда, психология тру­да — к данным гигиены и системотехники и т. д. Это и понятно, поскольку в действительности труд представляет собой не сумму разрозненных элементов, а нечто целое. В реальной трудовой дея­тельности психологические компоненты не отделены от физиологи­ческих или социальных. Более того, деятельность человека нельзя понять, не изучая ее во взаимодействии с функционированием тех­нических устройств, посредством которых человек решает ту или иную трудовую задачу.

В конце 40-х — начале 50-х годов на основе накопленных зна­ний о труде возникла потребность в целостной системе представле­ний о работающем человеке, о его трудовой деятельности, о его взаимоотношениях с машиной и с окружающей средой. Без такой системы затруднялось дальнейшее развитие специальных наук и эффективное использование накопленных знаний в практике.

Комплексный, системный подход к изучению перечисленных проб­лем явился методологической основой рождения новой отрасли знания — эргономики. Разумеется, в той или иной степени указан­ные проблемы ставились и ранее, некоторые из них находили из­вестное решение в исследованиях психологии, физиологии и гигие­ны труда. В ходе этих исследований усиливалось взаимодействие названных наук, возникла необходимость взаимопроникновения не­которых из них, например физиологии и психологии труда.

В условиях все ускоряющегося обновления имеющегося запаса знаний, а соответственно техники и технологии эргономическое со­вершенствование отдельных сторон производства должно быть включено в программу образования человека (понятого в широком смысле)" как внутреннее условие ее осуществления, при этом более эффективно будут решаться не только задачи приспособления тех­ники к человеку, но и активного формирования способностей чело­века в соответствии с требованиями, которые предъявляет к «ему технический прогресс, и возможностями, которые перед ним откры­ваются с развитием техники.

Тенденции развития эргономики приводят к необходимости при­менения разрабатываемых ею методов и критериев к любой сфе­ре человеческой деятельности как на производстве, так и в быту. Предметная область изучения и проектирования в эргономике рас­ширяется и за счет включения различных объектов, формирующих предметно-пространственную среду жизнедеятельности людей, в том числе и пожилых людей и лиц с физическими недостатка­ми. Сегодня одна из наиболее новых сфер применения результа­тов эргономического исследования — проектирование техниче­ски сложных промышленных изделий культурно-бытового назначе­ния. Эргономика в тесном содружестве с технической эстетикой обеспечивает высокие потребительские свойства этих изделий, их красивый внешний вид и повышенное удобство эксплуатации.

В условиях научно-технической революции эргономика приоб­ретает все большую социальную и экономическую значимость, со­действуя наиболее эффективному использованию ее достижений в интересах человека и общества. Эргономика призвана способство­вать не только созданию оптимальных условий для труда, быта и отдыха людей, но и формированию новых культурных ценностей, созданию условий для всестороннего развития человека.

Учебное пособие написано на основании 20-летнего опыта работы авторов в области психологии труда, инженерной психоло­гии, эргономики. Использованы курсы лекций, прочитанные в Мо­сковском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В книге отражены также результаты многочисленных исследований по общей и экспериментальной психологии, выполненные кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ и отделом эрго­номики Всесоюзного научно-исследовательского института техни­ческой эстетики Госкомитета по науке и технике СССР.

В книге нашли определенное отражение предварительные ре­зультаты научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ по проблемам эргономики, которое осуществляется при содействии Координационного центра, созданного на базе ВНИИТЭ.

Авторам посчастливилось работать над проблемами, которым посвящена настоящая книга, под руководством и совместно с це­лым рядом выдающихся советских ученых: С. Г. Геллерштейном, Ф. Д. Горбовым, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьевым, В. Д. Небы-лицыным, Д. Ю. Пановым, Э. Г. Юдиным. Все они беззаветно слу­жили науке, способствовали созданию и развитию новых направ­лений в изучении и проектировании трудовой деятельности и внес­ли огромный вклад в разработку новых методологических принципов ее анализа.

Авторы выражают глубокую благодарность всем многочислен­ным сотрудникам и коллегам, которые личным участием, советами и критическими замечаниями оказали существенную помощь в ра­боте над книгой.

Подготовка учебного пособия — дело в такой же степени ответ­ственное, в какой и трудное. Трудности во много крат возрастают, когда речь идет о создании учебного пособия в междисциплинар­ной, комплексной и новой области научной и практической дея­тельности. Поэтому авторы будут признательны за критику, заме­чания и пожелания по дальнейшему совершенствованию учебного пособия, которые следует .направлять в адрес Издательства Мо­сковского государственного университета.

Эргономика и ее место в системе наук

§ 1. Предмет эргономики и ее задачи

Проблемы определения объекта исследования эргономики и тех сторон в этом объекте, которые она изучает, т. е. выявления ее предмета исследования, представляются особо важными для фор­мирующейся научной дисциплины. Указанные определения строят­ся, как правило, исходя из эмпирических данных и в значительной степени из реального научного вклада специалистов, занятых в данной области знания [5, 13, 23, 28, 49, 51, 53, 54].

Эргономика — научная дисциплина, комплексно изучающая че­ловека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятель­ности, связанной с использованием машин (технических средств). Человек, машина и среда рассматриваются в эргономике как слож­ное, функционирующее целое, в котором ведущая роль принадле­жит человеку. Эргономика является одновременно и научной, и проектировочной дисциплиной, так как в ее задачу входит разра­ботка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, а также со­ответствующих условий труда (деятельности).

Звук должен быть окутан тишиной. Генрих Нейгауз
ещё >>

Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики

Учебное пособие написано на основании 20-летнего опыта работы авторов в области психологии труда, инженерной психологии, эргономики. Использованы курсы лекций, прочитанные в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В книге отражены также результаты многочисленных исследований по общей и экспериментальной психологии, выполненные кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ и отделом эргономики Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Госкомитета по науке и технике СССР.

Computer Workstation Variables.jpg

Содержание

История

Термин в написании "ergonomia" (эргономия) впервые был использован польским ученым Войцехом Ястшембовским в 1857 году в его работе "План эргономики, т.е. науки, основанной на истинах, взятых из естественных наук" (польск. "Rys ergonomji czyli nauki o pracy, opartej na prawdach poczerpniętych z Nauki Przyrody" ).

Дальнейшее развитие получила в 1920-х годах, в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования в этой области начали проводиться в СССР, Великобритании, США и Японии.

В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестаёт быть напрямую связана с производственной деятельностью.

Разделы эргономики

Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику.

  • Ма́кроэргономика исследует и проектирует систему в целом, учитывая все факторы: технические, социальные, организационные; как внешние к системе, так и внутренние. Целью макроэргономики является гармоничная, согласованная, надежная работы всей системы и всех элементов системы. [3]
  • Антропометрическая совместимость — учёт размеров тела человека (антропометрии), возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.
  • Сенсомоторная совместимость — учёт скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.
  • Энергетическая совместимость — учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
  • Психофизиологическая совместимость — учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.

Подходы

При изучении и создании эффективных управляемых человеком систем, в эргономике используется системный подход. Для оптимизации управляемых человеком систем эргономика использует результаты исследований в психологии, физиологии (особенно нейрофизиологии), гигиены и безопасности труда, социологии, культурологии и многих технических, инженерных и информационных дисциплинах.

Некоторые термины эргономики стали широко употребляться в быту, например человеко-ча́с (мера временной ёмкости деятельности). В настоящее время открытия эргономики используются не только на производстве, но также в быту, в спорте и даже в искусстве.

Организация рабочего места

При организации рабочих мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека, а также характеру.

Выбор положения работающего

При выборе положения работающего необходимо учитывать:

  • физическую тяжесть работ;
  • размеры рабочей зоны и необходимость передвижения в ней работающего в процессе выполнения работ;
  • технологические особенности процесса выполнения работ;
  • статические нагрузки рабочей позы;
  • время пребывания.

Рабочее место для выполнения работ стоя организуется при физической работе средней тяжести и тяжелой. Если технологический процесс не требует постоянного перемещения работающего и физическая тяжесть работ позволяет выполнять их в положении сидя, в конструкцию рабочего места следует включать кресло и подставку для ног.

Пространственная компоновка рабочего места

Конструкция рабочего места должна обеспечивать выполнение трудовых операций в зонах моторного поля в зависимости от требуемой точности и частоты действия:

Размерные характеристики рабочего места

Конструкция и обустройство рабочего места должны обеспечивать оптимальную рабочую позу работника, учитывающую и не препятствующую естественным физиологическим процессам организма работника и обеспечивающую оптимальную возможность выполнения работы для которой предназначено рабочее место: В современном мире значительная часть работы делается в положении сидя, организуя сидячее рабочее место необходимо обращать внимание на следующие факторы:

  • высоту рабочей поверхности и размеры рабочей зоны, возможности регулировать эти параметры под индивидуальные особенности организма работающего;
  • высоты и строения опорной поверхности (плоская опорная поверхность, седловидная опорная поверхность, наклонные распределенные опорные поверхности);
  • пространства для ног.

Современные передовые тенденции в организации рабочего места должны учитывать индивидуальные особенности работника. Не учет индивидуальных особенностей наносит значительный вред здоровью сотрудника использующего рабочее место, так же значительно снижаются производственные показатели как количественные, так и качественные.

Взаимное расположение рабочих мест

Взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации в случае опасности.

Размещение технологической и организационной оснастки

  • на месте не должно быть ничего лишнего, все необходимое для работы должно находиться в непосредственной близости от работающего, размещение оснастки должно исключать неудобные позы работника;
  • те предметы, которыми пользуются чаще, располагаются ближе тех предметов, которыми пользуются редко;
  • те предметы, которые берутся левой рукой, должны находиться слева, а те предметы, что берутся правой рукой, — справа;
  • более опасная с точки зрения травмирования оснастка должна располагаться выше менее опасной оснастки; однако при этом следует учитывать, что тяжелые предметы при работе удобнее и легче опускать, чем поднимать.
  • рабочее место не должно загромождаться заготовками и готовыми деталями.

Обзор и наблюдение за технологическим процессом

Конструкция и расположение средств отображения информации, предупреждающих о возникновении опасных ситуаций, должны обеспечивать безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации. Акустические средства отображения информации следует использовать, когда зрительный канал перегружен информацией, в условиях ограниченной видимости, монотонной деятельности.

См. также

Примечания

  1. ↑IEA: What is Ergonomics
  2. ↑Официальный сайт Донского отделения МАНЭБ
  3. ↑МАКРОЭРГОНОМИКА Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

Литература

Ссылки

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Викифицировать список литературы, используя шаблон > , и проставить ISBN.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Эргономика" в других словарях:

эргономика — (от греч. ergon работа и nomos закон) область научноприкладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем «человек техника… … Большая психологическая энциклопедия

Эргономика — научно прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при … Финансовый словарь

Эргономика — эргономия (от греческого ergon работа и nomos закон * a. ergonomics, human engineering; н. Ergonomik; ф. ergonomie; и. ergonomica), изучение взаимодействия человека и техники в системе человек машина (СЧМ) для оптимизации трудовых… … Геологическая энциклопедия

ЭРГОНОМИКА — [ Словарь иностранных слов русского языка

Эргономика — наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях оптимизации орудий,условий и процессов труда. Военная эргономика исследует возможности боевой деятельности человека в системах военного назначения… … Морской словарь

ЭРГОНОМИКА — (от греч. ergon работа и nomos закон) отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики системы … Большой Энциклопедический словарь

эргономика — сущ., кол во синонимов: 5 • макроэргономика (1) • мидиэргономика (1) • ми … Словарь синонимов

ЭРГОНОМИКА — (от греч. ergon работа и nomos закон) англ. ergonomics; нем. Ergonomik. Комплексное изучение функциональных возможностей индивида (или группы людей) в конкретных условиях деятельности, связанной с использованием технических средств, в целях… … Энциклопедия социологии

ЭРГОНОМИКА — эргономия (от греч. ergon работа и nomos закон) наука, изучающая поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность … Экономический словарь

ЭРГОНОМИКА — (от греч. ergon – работа + nomos закон). Комплексная научная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биохимии, биомеханики и ряда других наук и изучающая условия труда человека с целью его оптимизации.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ЭРГОНОМИКА — (от греч. érgon работа; nômos закон) отрасль науки, изучающая человека в производственной деятельности с целью совершенствования средств труда и условий труда. В состав Э. включают прикладные разделы инженерной психологии, психологии, физиологии… … Российская энциклопедия по охране труда

Читайте также: