Эргономика зинченко кратко и понятно
Обновлено: 30.06.2024
Социализм впервые в истории ставит вопрос о трудящемся человеке не просто как о работнике, а как о личности, чье всестороннее развитие становится необходимым фактором роста производительных сил и прогресса общества в целом. Такой подход выражает и объективную тенденцию резкого повышения роли человеческого фактора в общественном производстве, обусловленного научно-технической революцией.
Создание условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности советских людей, всех трудящихся, в период коммунистического строительства становится настоятельной потребностью самого хозяйственного развития Советского государства. Удовлетворение многих жизненных потребностей трудящихся прямо или косвенно связано с конкретным производством, в котором они заняты. Советское государство заботится, и это закреплено статьей двадцать первой нового Основного Закона — Конституции СССР, об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
Развитие материального производства на основе повышения эффективности и качества— основной путь достижения фундаментальных, долговременных целей экономики развитого социалистического общества. Высокая эффективность производства — исключительно многогранная проблема. Ее достижение зависит от широкого круга факторов, связанных с собственно научно-техническим прогрессом, с совершенствованием системы социалистического хозяйствования, дальнейшим развитием социалистической демократии, ростом уровня профессиональной и идейно-теоретической подготовки трудящихся. Все эти факторы находят свое отражение внепосредственном трудовом процессе, в трудовой деятельности людей, в различных областях народного хозяйства в той или иной конкретной форме, в том или ином конкретном сочетании.
Повышение эффективности и качества труда является одним из важнейших средств достижения высокой эффективности производства. Движение за высокую эффективность и качество работы стало в нашей стране поистине всенародным. Дальнейшее, более успешное решение этой задачи настоятельно требует научного теоретического исследования проблем трудовой деятельности человека, его роли в современном производстве.
Труд есть явление социальное. Но поскольку в основе всякого труда лежат психические и физиологические процессы, большую роль в решении задач повышения производительности труда играют науки, изучающие деятельность и функции человека.
С развитием производства меняются условия, методы и организация трудовой деятельности человека, претерпевают существенные изменения функции, роль и место человека в процессе труда и соответственно на разных исторических этапах выступают на первый план те или иные аспекты научного исследования трудовой деятельности человека. Преимущественно энергетический подход к изучению этого процесса, обусловленный преобладанием в прошлом ручного труда, являлся типичным для исследований в сфере физиологии труда, возникшей в XIX веке. В настоящее время физиология труда, претерпев определенную эволюцию, изучает закономерности протекания физиологических процессов и особенности их регуляции при трудовой деятельности человека и соответствующими данными обосновывает средства организации трудового процесса, способствующие длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне. Тесно связана с физиологией труда гигиена труда — профилактическая дисциплина, изучающая воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий труда и обеспечение -высокого уровня состояния здоровья и трудоспособности человека.
В начале XX в., когда технический прогресс вызвал появление сложных видов трудовой деятельности (управление автомобилем, локомотивом и др.), предъявивших серьезные требования к скорости реакции, восприятию и другим психическим процессам человека, был дан мощный импульс развитию психологии труда. Эта научная дисциплина изучает психологические особенности трудовой деятельности человека в целях повышения производительности труда и формирования профессионально важных качеств личности.
Дифференциация наук о труде сыграла и продолжает играть положительную роль в развитии наших знаний о нем. В ходе такой дифференциации были созданы и отработаны методики исследования, выявлены важные закономерности, сформулированы принципы рациональной организации отдельных сторон и моментов трудового процесса.
Вместе с тем по мере накопления знаний неизбежно возникали контакты между науками. Гигиена труда вынуждена была обращаться к данным физиологии и психологии труда, психология труда — к данным гигиены и системотехники и т. д. Это и понятно, поскольку в действительности труд представляет собой не сумму разрозненных элементов, а нечто целое. В реальной трудовой деятельности психологические компоненты не отделены от физиологических или социальных. Более того, деятельность человека нельзя понять, не изучая ее во взаимодействии с функционированием технических устройств, посредством которых человек решает ту или иную трудовую задачу.
В конце 40-х — начале 50-х годов на основе накопленных знаний о труде возникла потребность в целостной системе представлений о работающем человеке, о его трудовой деятельности, о его взаимоотношениях с машиной и с окружающей средой. Без такой системы затруднялось дальнейшее развитие специальных наук и эффективное использование накопленных знаний в практике.
Комплексный, системный подход к изучению перечисленных проблем явился методологической основой рождения новой отрасли знания — эргономики. Разумеется, в той или иной степени указанные проблемы ставились и ранее, некоторые из них находили известное решение в исследованиях психологии, физиологии и гигиены труда. В ходе этих исследований усиливалось взаимодействие названных наук, возникла необходимость взаимопроникновения некоторых из них, например физиологии и психологии труда.
В условиях все ускоряющегося обновления имеющегося запаса знаний, а соответственно техники и технологии эргономическое совершенствование отдельных сторон производства должно быть включено в программу образования человека (понятого в широком смысле)" как внутреннее условие ее осуществления, при этом более эффективно будут решаться не только задачи приспособления техники к человеку, но и активного формирования способностей человека в соответствии с требованиями, которые предъявляет к «ему технический прогресс, и возможностями, которые перед ним открываются с развитием техники.
Тенденции развития эргономики приводят к необходимости применения разрабатываемых ею методов и критериев к любой сфере человеческой деятельности как на производстве, так и в быту. Предметная область изучения и проектирования в эргономике расширяется и за счет включения различных объектов, формирующих предметно-пространственную среду жизнедеятельности людей, в том числе и пожилых людей и лиц с физическими недостатками. Сегодня одна из наиболее новых сфер применения результатов эргономического исследования — проектирование технически сложных промышленных изделий культурно-бытового назначения. Эргономика в тесном содружестве с технической эстетикой обеспечивает высокие потребительские свойства этих изделий, их красивый внешний вид и повышенное удобство эксплуатации.
В условиях научно-технической революции эргономика приобретает все большую социальную и экономическую значимость, содействуя наиболее эффективному использованию ее достижений в интересах человека и общества. Эргономика призвана способствовать не только созданию оптимальных условий для труда, быта и отдыха людей, но и формированию новых культурных ценностей, созданию условий для всестороннего развития человека.
Учебное пособие написано на основании 20-летнего опыта работы авторов в области психологии труда, инженерной психологии, эргономики. Использованы курсы лекций, прочитанные в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В книге отражены также результаты многочисленных исследований по общей и экспериментальной психологии, выполненные кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ и отделом эргономики Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Госкомитета по науке и технике СССР.
В книге нашли определенное отражение предварительные результаты научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ по проблемам эргономики, которое осуществляется при содействии Координационного центра, созданного на базе ВНИИТЭ.
Авторам посчастливилось работать над проблемами, которым посвящена настоящая книга, под руководством и совместно с целым рядом выдающихся советских ученых: С. Г. Геллерштейном, Ф. Д. Горбовым, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьевым, В. Д. Небы-лицыным, Д. Ю. Пановым, Э. Г. Юдиным. Все они беззаветно служили науке, способствовали созданию и развитию новых направлений в изучении и проектировании трудовой деятельности и внесли огромный вклад в разработку новых методологических принципов ее анализа.
Авторы выражают глубокую благодарность всем многочисленным сотрудникам и коллегам, которые личным участием, советами и критическими замечаниями оказали существенную помощь в работе над книгой.
Подготовка учебного пособия — дело в такой же степени ответственное, в какой и трудное. Трудности во много крат возрастают, когда речь идет о создании учебного пособия в междисциплинарной, комплексной и новой области научной и практической деятельности. Поэтому авторы будут признательны за критику, замечания и пожелания по дальнейшему совершенствованию учебного пособия, которые следует .направлять в адрес Издательства Московского государственного университета.
Зинченко В.П., Мунипов В.М.
Основы эргономики
Эргономика и ее место в системе наук 9
§ 1. Предмет эргономики и ее задачи 9
§ 2. Междисциплинарные связи эргономики 16
Краткая история развития эргономики 28
§1. Исторические предпосылки возникновения эргономики 28
§2. Возникновение эргономики и ее современное состояние 38
Принципы и методы эргономики 49
§1. Методологические средства эргономики 49
§2. Общая характеристика эргономических исследований и их методов 51
§3. Методы наблюдения и опроса 58
§4. Методы исследования исполнительной и познавательной деятельности 62
§5. Методы оценки функциональных состояний 72
§6. Моделирование в эргономике 83
§7. Использование ЭВМ в эргономических исследованиях 85
Принципы эргономического анализа трудовой деятельности 90
§ 2. Классификация рабочих профессий 91
§2. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий 96
§3. Функциональная структура познавательных действий 119
§ 4. Информационная подготовка решения 141
Эргономические основы проектирования техники 148
§1. Структура эргономических свойств и показателей техники 149
§2. Учет требований эргономики при проектировании техники 153
Эргономические основы организации рабочего места 162
§1. Общие эргономические требования 162
§ 2. Требования антропометрии и биомеханики 168
Рабочие сиденья 172
Оптимизация средств и систем отображения информации 175
§1. Деятельность оператора с информационными моделями 175
§2. Пространственные характеристики зрительной информации 182
§з. Яркостные характеристики зрительной информации 186
§4. Временные характеристики зрительной информации ' 189
§5. Кодирование зрительной информации 190
§6. Требования к визуальным индикаторам 192
§7. Интегральные индикаторы 198
§8. Мнемосхемы 199
§9. Табло коллективного пользования 200
§10. Методы трехмерной индикации 205
§12. Словесные сигналы предостережения 209
Оптимизация рабочих движений и органов управления 210
§1. Оптимизация рабочих движений 210
§2. Общие требования к органам управления 213
§3. Требования к отдельным видам органов управления 214
Учет факторов среды при оптимизации системы "человек-машина" 222
§ 1. Основные направления работ, термины и определения 222
§ 2. Общая характеристика факторов среды 228
Стандартизация эргономических норм и требований и эргономическая оценка качества промышленной продукции 238
§1. Основные направления эргономической стандартизации в системе управления качеством продукции 240
§2. Эргономическая оценка качества промышленных изделий 241
Социализм впервые в истории ставит вопрос о трудящемся человеке не просто как о работнике, а как о личности, чье всестороннее развитие становится необходимым фактором роста производительных сил и прогресса общества в целом. Такой подход выражает и объективную тенденцию резкого повышения роли человеческого фактора в общественном производстве, обусловленного научно-технической революцией.
Создание условий, благоприятствующих всестороннему развитию способностей и творческой активности советских людей, всех трудящихся, в период коммунистического строительства становится настоятельной потребностью самого хозяйственного развития Советского государства. Удовлетворение многих жизненных потребностей трудящихся прямо или косвенно связано с конкретным производством, в котором они заняты. Советское государство заботится, и это закреплено статьей двадцать первой нового Основного Закона — Конституции СССР, об улучшении условий и охране труда, его научной организации, о сокращении, а в дальнейшем и полном вытеснении тяжелого физического труда на основе комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства.
Развитие материального производства на основе повышения эффективности и качества— основной путь достижения фундаментальных, долговременных целей экономики развитого социалистического общества. Высокая эффективность производства — исключительно многогранная проблема. Ее достижение зависит от широкого круга факторов, связанных с собственно научно-техническим прогрессом, с совершенствованием системы социалистического хозяйствования, дальнейшим развитием социалистической демократии, ростом уровня профессиональной и идейно-теоретической подготовки трудящихся. Все эти факторы находят свое отражение внепосредственном трудовом процессе, в трудовой деятельности людей, в различных областях народного хозяйства в той или иной конкретной форме, в том или ином конкретном сочетании.
Повышение эффективности и качества труда является одним из важнейших средств достижения высокой эффективности производства. Движение за высокую эффективность и качество работы стало в нашей стране поистине всенародным. Дальнейшее, более успешное решение этой задачи настоятельно требует научного теоретического исследования проблем трудовой деятельности человека, его роли в современном производстве.
Труд есть явление социальное. Но поскольку в основе всякого труда лежат психические и физиологические процессы, большую роль в решении задач повышения производительности труда играют науки, изучающие деятельность и функции человека.
С развитием производства меняются условия, методы и организация трудовой деятельности человека, претерпевают существенные изменения функции, роль и место человека в процессе труда и соответственно на разных исторических этапах выступают на первый план те или иные аспекты научного исследования трудовой деятельности человека. Преимущественно энергетический подход к изучению этого процесса, обусловленный преобладанием в прошлом ручного труда, являлся типичным для исследований в сфере физиологии труда, возникшей в XIX веке. В настоящее время физиология труда, претерпев определенную эволюцию, изучает закономерности протекания физиологических процессов и особенности их регуляции при трудовой деятельности человека и соответствующими данными обосновывает средства организации трудового процесса, способствующие длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне. Тесно связана с физиологией труда гигиена труда — профилактическая дисциплина, изучающая воздействие трудового процесса и окружающей производственной среды на организм работающих с целью разработки санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на создание наиболее благоприятных условий труда и обеспечение -высокого уровня состояния здоровья и трудоспособности человека.
В начале XX в., когда технический прогресс вызвал появление сложных видов трудовой деятельности (управление автомобилем, локомотивом и др.), предъявивших серьезные требования к скорости реакции, восприятию и другим психическим процессам человека, был дан мощный импульс развитию психологии труда. Эта научная дисциплина изучает психологические особенности трудовой деятельности человека в целях повышения производительности труда и формирования профессионально важных качеств личности.
Дифференциация наук о труде сыграла и продолжает играть положительную роль в развитии наших знаний о нем. В ходе такой дифференциации были созданы и отработаны методики исследования, выявлены важные закономерности, сформулированы принципы рациональной организации отдельных сторон и моментов трудового процесса.
Вместе с тем по мере накопления знаний неизбежно возникали контакты между науками. Гигиена труда вынуждена была обращаться к данным физиологии и психологии труда, психология труда — к данным гигиены и системотехники и т. д. Это и понятно, поскольку в действительности труд представляет собой не сумму разрозненных элементов, а нечто целое. В реальной трудовой деятельности психологические компоненты не отделены от физиологических или социальных. Более того, деятельность человека нельзя понять, не изучая ее во взаимодействии с функционированием технических устройств, посредством которых человек решает ту или иную трудовую задачу.
В конце 40-х — начале 50-х годов на основе накопленных знаний о труде возникла потребность в целостной системе представлений о работающем человеке, о его трудовой деятельности, о его взаимоотношениях с машиной и с окружающей средой. Без такой системы затруднялось дальнейшее развитие специальных наук и эффективное использование накопленных знаний в практике.
Комплексный, системный подход к изучению перечисленных проблем явился методологической основой рождения новой отрасли знания — эргономики. Разумеется, в той или иной степени указанные проблемы ставились и ранее, некоторые из них находили известное решение в исследованиях психологии, физиологии и гигиены труда. В ходе этих исследований усиливалось взаимодействие названных наук, возникла необходимость взаимопроникновения некоторых из них, например физиологии и психологии труда.
В условиях все ускоряющегося обновления имеющегося запаса знаний, а соответственно техники и технологии эргономическое совершенствование отдельных сторон производства должно быть включено в программу образования человека (понятого в широком смысле)" как внутреннее условие ее осуществления, при этом более эффективно будут решаться не только задачи приспособления техники к человеку, но и активного формирования способностей человека в соответствии с требованиями, которые предъявляет к «ему технический прогресс, и возможностями, которые перед ним открываются с развитием техники.
Тенденции развития эргономики приводят к необходимости применения разрабатываемых ею методов и критериев к любой сфере человеческой деятельности как на производстве, так и в быту. Предметная область изучения и проектирования в эргономике расширяется и за счет включения различных объектов, формирующих предметно-пространственную среду жизнедеятельности людей, в том числе и пожилых людей и лиц с физическими недостатками. Сегодня одна из наиболее новых сфер применения результатов эргономического исследования — проектирование технически сложных промышленных изделий культурно-бытового назначения. Эргономика в тесном содружестве с технической эстетикой обеспечивает высокие потребительские свойства этих изделий, их красивый внешний вид и повышенное удобство эксплуатации.
В условиях научно-технической революции эргономика приобретает все большую социальную и экономическую значимость, содействуя наиболее эффективному использованию ее достижений в интересах человека и общества. Эргономика призвана способствовать не только созданию оптимальных условий для труда, быта и отдыха людей, но и формированию новых культурных ценностей, созданию условий для всестороннего развития человека.
Учебное пособие написано на основании 20-летнего опыта работы авторов в области психологии труда, инженерной психологии, эргономики. Использованы курсы лекций, прочитанные в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В книге отражены также результаты многочисленных исследований по общей и экспериментальной психологии, выполненные кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ и отделом эргономики Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Госкомитета по науке и технике СССР.
В книге нашли определенное отражение предварительные результаты научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ по проблемам эргономики, которое осуществляется при содействии Координационного центра, созданного на базе ВНИИТЭ.
Авторам посчастливилось работать над проблемами, которым посвящена настоящая книга, под руководством и совместно с целым рядом выдающихся советских ученых: С. Г. Геллерштейном, Ф. Д. Горбовым, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьевым, В. Д. Небы-лицыным, Д. Ю. Пановым, Э. Г. Юдиным. Все они беззаветно служили науке, способствовали созданию и развитию новых направлений в изучении и проектировании трудовой деятельности и внесли огромный вклад в разработку новых методологических принципов ее анализа.
Авторы выражают глубокую благодарность всем многочисленным сотрудникам и коллегам, которые личным участием, советами и критическими замечаниями оказали существенную помощь в работе над книгой.
Подготовка учебного пособия — дело в такой же степени ответственное, в какой и трудное. Трудности во много крат возрастают, когда речь идет о создании учебного пособия в междисциплинарной, комплексной и новой области научной и практической деятельности. Поэтому авторы будут признательны за критику, замечания и пожелания по дальнейшему совершенствованию учебного пособия, которые следует .направлять в адрес Издательства Московского государственного университета.
Эргономика и ее место в системе наук
§ 1. Предмет эргономики и ее задачи
Проблемы определения объекта исследования эргономики и тех сторон в этом объекте, которые она изучает, т. е. выявления ее предмета исследования, представляются особо важными для формирующейся научной дисциплины. Указанные определения строятся, как правило, исходя из эмпирических данных и в значительной степени из реального научного вклада специалистов, занятых в данной области знания [5, 13, 23, 28, 49, 51, 53, 54].
Эргономика — научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности, связанной с использованием машин (технических средств). Человек, машина и среда рассматриваются в эргономике как сложное, функционирующее целое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Эргономика является одновременно и научной, и проектировочной дисциплиной, так как в ее задачу входит разработка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, а также соответствующих условий труда (деятельности).
Звук должен быть окутан тишиной. Генрих Нейгауз
ещё >>
Учебное пособие написано на основании 20-летнего опыта работы авторов в области психологии труда, инженерной психологии, эргономики. Использованы курсы лекций, прочитанные в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. В книге отражены также результаты многочисленных исследований по общей и экспериментальной психологии, выполненные кафедрой психологии труда и инженерной психологии МГУ и отделом эргономики Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Госкомитета по науке и технике СССР.
Содержание
История
Термин в написании "ergonomia" (эргономия) впервые был использован польским ученым Войцехом Ястшембовским в 1857 году в его работе "План эргономики, т.е. науки, основанной на истинах, взятых из естественных наук" (польск. "Rys ergonomji czyli nauki o pracy, opartej na prawdach poczerpniętych z Nauki Przyrody" ).
Дальнейшее развитие получила в 1920-х годах, в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования в этой области начали проводиться в СССР, Великобритании, США и Японии.
В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестаёт быть напрямую связана с производственной деятельностью.
Разделы эргономики
Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику.
- Ма́кроэргономика исследует и проектирует систему в целом, учитывая все факторы: технические, социальные, организационные; как внешние к системе, так и внутренние. Целью макроэргономики является гармоничная, согласованная, надежная работы всей системы и всех элементов системы. [3]
- Антропометрическая совместимость — учёт размеров тела человека (антропометрии), возможности обзора внешнего пространства, положения оператора при работе.
- Сенсомоторная совместимость — учёт скорости моторных операций человека и его сенсорных реакций на различные виды раздражителей.
- Энергетическая совместимость — учёт силовых возможностей человека при определении усилий, прилагаемых к органам управления.
- Психофизиологическая совместимость — учёт реакции человека на цвет, цветовую гамму, частотный диапазон подаваемых сигналов, форму и другие эстетические параметры машины.
Подходы
При изучении и создании эффективных управляемых человеком систем, в эргономике используется системный подход. Для оптимизации управляемых человеком систем эргономика использует результаты исследований в психологии, физиологии (особенно нейрофизиологии), гигиены и безопасности труда, социологии, культурологии и многих технических, инженерных и информационных дисциплинах.
Некоторые термины эргономики стали широко употребляться в быту, например человеко-ча́с (мера временной ёмкости деятельности). В настоящее время открытия эргономики используются не только на производстве, но также в быту, в спорте и даже в искусстве.
Организация рабочего места
При организации рабочих мест необходимо учитывать то, что конструкция рабочего места, его размеры и взаимное расположение его элементов должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека, а также характеру.
Выбор положения работающего
При выборе положения работающего необходимо учитывать:
- физическую тяжесть работ;
- размеры рабочей зоны и необходимость передвижения в ней работающего в процессе выполнения работ;
- технологические особенности процесса выполнения работ;
- статические нагрузки рабочей позы;
- время пребывания.
Рабочее место для выполнения работ стоя организуется при физической работе средней тяжести и тяжелой. Если технологический процесс не требует постоянного перемещения работающего и физическая тяжесть работ позволяет выполнять их в положении сидя, в конструкцию рабочего места следует включать кресло и подставку для ног.
Пространственная компоновка рабочего места
Конструкция рабочего места должна обеспечивать выполнение трудовых операций в зонах моторного поля в зависимости от требуемой точности и частоты действия:
Размерные характеристики рабочего места
Конструкция и обустройство рабочего места должны обеспечивать оптимальную рабочую позу работника, учитывающую и не препятствующую естественным физиологическим процессам организма работника и обеспечивающую оптимальную возможность выполнения работы для которой предназначено рабочее место: В современном мире значительная часть работы делается в положении сидя, организуя сидячее рабочее место необходимо обращать внимание на следующие факторы:
- высоту рабочей поверхности и размеры рабочей зоны, возможности регулировать эти параметры под индивидуальные особенности организма работающего;
- высоты и строения опорной поверхности (плоская опорная поверхность, седловидная опорная поверхность, наклонные распределенные опорные поверхности);
- пространства для ног.
Современные передовые тенденции в организации рабочего места должны учитывать индивидуальные особенности работника. Не учет индивидуальных особенностей наносит значительный вред здоровью сотрудника использующего рабочее место, так же значительно снижаются производственные показатели как количественные, так и качественные.
Взаимное расположение рабочих мест
Взаимное расположение и компоновка рабочих мест должны обеспечивать безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации в случае опасности.
Размещение технологической и организационной оснастки
- на месте не должно быть ничего лишнего, все необходимое для работы должно находиться в непосредственной близости от работающего, размещение оснастки должно исключать неудобные позы работника;
- те предметы, которыми пользуются чаще, располагаются ближе тех предметов, которыми пользуются редко;
- те предметы, которые берутся левой рукой, должны находиться слева, а те предметы, что берутся правой рукой, — справа;
- более опасная с точки зрения травмирования оснастка должна располагаться выше менее опасной оснастки; однако при этом следует учитывать, что тяжелые предметы при работе удобнее и легче опускать, чем поднимать.
- рабочее место не должно загромождаться заготовками и готовыми деталями.
Обзор и наблюдение за технологическим процессом
Конструкция и расположение средств отображения информации, предупреждающих о возникновении опасных ситуаций, должны обеспечивать безошибочное, достоверное и быстрое восприятие информации. Акустические средства отображения информации следует использовать, когда зрительный канал перегружен информацией, в условиях ограниченной видимости, монотонной деятельности.
См. также
Примечания
- ↑IEA: What is Ergonomics
- ↑Официальный сайт Донского отделения МАНЭБ
- ↑МАКРОЭРГОНОМИКА Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
Литература
Ссылки
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
- Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
- Викифицировать список литературы, используя шаблон > , и проставить ISBN.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Эргономика" в других словарях:
эргономика — (от греч. ergon работа и nomos закон) область научноприкладных исследований, находящихся на стыке технических наук, психологии и физиологии труда, в которой разрабатываются проблемы проектирования, оценки и модернизации систем «человек техника… … Большая психологическая энциклопедия
Эргономика — научно прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при … Финансовый словарь
Эргономика — эргономия (от греческого ergon работа и nomos закон * a. ergonomics, human engineering; н. Ergonomik; ф. ergonomie; и. ergonomica), изучение взаимодействия человека и техники в системе человек машина (СЧМ) для оптимизации трудовых… … Геологическая энциклопедия
ЭРГОНОМИКА — [ Словарь иностранных слов русского языка
Эргономика — наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях оптимизации орудий,условий и процессов труда. Военная эргономика исследует возможности боевой деятельности человека в системах военного назначения… … Морской словарь
ЭРГОНОМИКА — (от греч. ergon работа и nomos закон) отрасль науки, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях производства с целью совершенствования орудий, условий и процесса труда. Основной объект исследования эргономики системы … Большой Энциклопедический словарь
эргономика — сущ., кол во синонимов: 5 • макроэргономика (1) • мидиэргономика (1) • ми … Словарь синонимов
ЭРГОНОМИКА — (от греч. ergon работа и nomos закон) англ. ergonomics; нем. Ergonomik. Комплексное изучение функциональных возможностей индивида (или группы людей) в конкретных условиях деятельности, связанной с использованием технических средств, в целях… … Энциклопедия социологии
ЭРГОНОМИКА — эргономия (от греч. ergon работа и nomos закон) наука, изучающая поведение человека, движение органов его тела во время выполнения работы с целью создания условий на рабочем месте, обеспечивающих удобство и комфорт, повышающих производительность … Экономический словарь
ЭРГОНОМИКА — (от греч. ergon – работа + nomos закон). Комплексная научная дисциплина, сформировавшаяся на стыке психологии, физиологии, гигиены труда, биохимии, биомеханики и ряда других наук и изучающая условия труда человека с целью его оптимизации.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЭРГОНОМИКА — (от греч. érgon работа; nômos закон) отрасль науки, изучающая человека в производственной деятельности с целью совершенствования средств труда и условий труда. В состав Э. включают прикладные разделы инженерной психологии, психологии, физиологии… … Российская энциклопедия по охране труда
Читайте также:
- Утверждение в республике казахстан гражданского мира и национального согласия кратко
- Охарактеризуйте позицию российских либералов в 1860 1870 кратко
- Попытки пересмотра итогов второй мировой войны кратко
- Представительство в налоговых правоотношениях кратко
- Рабочий цикл двухтактного карбюраторного двигателя кратко