Утверждение в республике казахстан гражданского мира и национального согласия кратко

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сегодня Казахстан - унитарное государство с президентской формой правления. 2 марта 1992 г. Казахстан стал членом ООН, признан более чем 120-ю государствами мира, поддерживает официальные дипломатические отношения с 70-ю странами. Является членом международных организаций - ООН, ОБСЕ, Организации Исламская Конференция, Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Организации экономического сотрудничества и др.

Казахстан - социально дифференцированное полиэтническое сообщество, где для субьектов характерно наличие разных интересов и разная степень их культурной и политической активности. В Казахстане существуют все предпосылки для превращения этнокультурного многообразия страны в позитивный фактор общественного развития, поскольку представители всех наций осознают себя созидателями новой культурной общности - казахстанского народа. За годы независимости в стране реализована собственная модель обеспечения общественной стабильности, межэтнического согласия, формирования казахстанской идентичности и общеказахстанского патриотизма.

Годы суверенного развития Казахстана шли по законам возрождения идей этничности по всем направлениям жизнедеятельности общества: государственное строительство , культурная политика , рост этнического самосознания . И этот процесс был присущ всем без исключения этническим общностям. Специфическими факторами, оказывающими влияние на характер межнациональных отношений, является политические и социальные условия, а также личностные ориентации, которые обусловливают ее общение с различными культурами. Казахстан как модель межнациональных отношений получила самую высокую оценку ООН, ОБСЕ и ряда других авторитетных международных организаций не случайно казахстанцы всецело поддерживали законное стремление всех национальных общин на развитие своей культуры.

Эти документы являются основополагающими в работе всех органов которые занимаются государственной, национальной политикой.

Сегодня ни в одной стране мира нет подобного авторитетного и представительного инструмента национальной политики. В рамках конституционной реформы вырос статус и полномочия Ассамблеи народа Казахстана. Ассамблея народа Казахстана взаимодействует с 16 малыми Ассамблеями: 14 малыми ассамблеями областей и малыми АНК г.Астаны и г. Алматы. Национальный состав Ассамблеи народов Казахстана представлен 35 национальностями.

В настоящее время в состав АНК входит 450 национально-культурных, из них статус республиканских и региональных имеют 23 организации [4]. Представляя интересы всего народа нашей многонациональной страны, депутаты от Ассамблеи призваны играть особую роль в процессе укрепления межэтнического мира и согласия в Казахстане. Продолжается процесс всемерного укрепления роли этого уникального казахстанского института. И депутаты, которые избраны от Ассамблеи , должны чувствовать ответственность, держать тесную связь с Ассамблеей и ее организациями на местах.

Одним из базовых элементов национальной политики являются целенаправленное развитие казахского культурного ядра при одновременном создании благоприятных условий для других этносов. Это своего рода формула мирного сосуществования. Если конфликтная ситуация возникает там где, пересекаются насущные интересы сторон, которые имеют мало полюсов совместимости, то составляющие спектра общественных взаимоотношений являются фундаментом возникновения конфликтных ситуаций. К этому базису возникновения конфликтных ситуаций относятся следующие составляющие: экономические, социальные, политические (политическая власть и т.д.), культурные (язык и т.д.) и территориальные. Нарушение одного из этих факторов другим этносом, этнической группой автоматически приводит к перерастанию конфликтной ситуации в межэтническую.

В целом в стране накоплен богатый и уникальный опыт сохранения и укрепления единства политического, полиэтнического общества казахстанского народа. Все это в комплексе в значительной мере и составляет модель единства многонационального казахстанского народа. Объединяющей, консолидирующей основой культур различных этнических групп страны должно являться изучение и овладение языком, культурой, традициями и обычаями государствообразующего казахского народа при одновременном обеспечении условий для развития языков, культуры, традиций и обычаев всех этнических групп Казахстана.

Таким образом, казахстанская модель этнополитики базируется на этническом многообразии, самобытности всех этносов Казахстана, при одновременном укреплении патриотизма, толерантности и согласия. Можно сказать, что решение внутренних проблем Казахстана и созданная им модель полиэтнического общества может, в известном смысле, послужить образцом для международного сообщества и присоединения других стран к культуре согласия, взаимодействия и взаимообогащения. Ценность и опыт межэтнического и межрелигиозного согласия в Казахстане признан во всем мировом сообществе.

1. Новый этап демократизации Казахстана, ускоренное развитие демократического общества. Выступление президента РК Н.А.Назарбаева на совместном заседании Палат Парламента РК 16 мая 2007 года// Университет 25.05.07 2. Аиф Казахстана. - № 18. - С 3 по 9 мая 2006 года.

2. Обращение Президента Нурсултана Назарбаева по случаю вступления Республики Казахстан на пост председателя ОБСЕ // Казахстанская правда, 2010, 16 января.

5. Новый этап демократизации Казахстана ускоренное развитие демократического общества. Выступление президента РК Н.А.Назарбаева на совместном заседании Палат Парламента РК 16 мая 2007 года // Университет. 25.05.07

Сейдахметова А., заведующий научно-исследовательским сектором Отдела анализа и планирования Верховного Суда Республики Казахстан.

Подлинной основой для развития государственности Казахстана стала Конституция 1995 года. Этот документ готовился группой специалистов при активнейшем участии и непосредственном руководстве Президента страны.

По результатам обсуждения проекта Конституции, в ходе которого было внесено около 30 тысяч предложений, 55 из 99 статей проекта Конституции претерпели существенные изменения. Опубликованный в новой редакции вариант, учитывавший эти поправки, был представлен на республиканский референдум и по его итогам принят в качестве основного закона.

Говоря о причинах принятия Конституции 1995 г. и закреплении в ней основ конституционного строя, нельзя не сказать о становлении парламентаризма в республике. Как известно, за период с апреля 1990 г. по март 1995 г. в Казахстане институт высшего законодательного органа пережил два кризиса. В первом случае — это решение о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета, принятое самими депутатами, во втором — роспуск Верховного Совета, которому предшествовало решение Конституционного Суда о признании нелегитимными полномочия депутатов Верховного Совета. Думаю, что здесь стоит кратко остановиться на причинах парламентского кризиса. В рамках рассматриваемого периода Верховный Совет функционировал с апреля 1990 — по декабрь 1993 г. Его формированию и деятельности предшествовали первые демократические выборы (впрочем, такие выборы проходили по всей территории бывшего СССР).

Таким образом, первый парламентский кризис в Казахстане характеризовался распадом всей системы Советов, их роспуском. На этом этапе выдвигается задача по формированию профессионального, постоянно действующего законодательного органа.

Но как бы то ни было, Республика Казахстан, с учетом положительных и отрицательных проявлений функционирования основных институтов демократии, продвигается вперед. И это было особенно ощутимо с принятием путем всенародного голосования 30 августа 1995 г. Конституции Республики Казахстан.

Конституция 1995 года определила Республику Казахстан как демократическое унитарное государство с президентской формой правления.

К числу важнейших приоритетов отнесены демократические принципы конституционного строя Казахстана — ценность человека, его прав и свобод, идеологическое и политическое многообразие, равенство перед законом. Конституция в полной мере воплотила положения Всеобщей декларации и международных пактов ООН, а международные договоры, ратифицированные Парламентом страны, имеют приоритет перед ее законами.

Изменения и дополнения в Конституцию, принятые Парламентом осенью 1998 года, укрепили значимость, роль и место высшего представительного органа в системе государственной власти. Корректировка конституционных норм была направлена на повышение эффективности деятельности законодательного органа страны, профессионализма его депутатов. Изменения касались компетенции, порядка формирования и сроков полномочий отдельных государственных органов. Были расширены полномочия Парламента, к примеру, по внесению изменений в Конституцию. Значимые изменения были внесены и в избирательную систему, в частности, увеличено число депутатов Мажилиса Парламента и введены выборы от политических партий по пропорциональной системе.

В преамбуле Конституции Республики содержится ряд общепризнанных положений, а также некоторые специфические моменты. Все многонациональное население определяется как "народ Казахстана". Это означает, что политическое самоопределение осуществлено не одной нацией, а всеми национальностями. Такое положение имеет исключительно важное значение для единения людей различных национальностей, укрепления этносоциальной основы государства, недопущения дискриминации, развития демократии. Вместе с тем в преамбуле отмечается, что народ Казахстана не является случайным конгломератом, а объединен общей исторической судьбой. Отдавая должное казахской нации, преамбула подчеркивает, что государственность создается на исконной казахской земле. Однако признание национально-территориальных истоков государства Казахстан не означает установления каких-либо привилегий и преимуществ для казахов.

Раздел I "Общие положения" Конституции Республики Казахстан посвящен характеристике формы правления и устройства государства, принципам его организации и деятельности, социальной сущности, экономической основе общества, а также определению действующего права. В соответствии с Конституцией Казахстан "утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы". Такая характеристика показывает, что оно находится на начальном этапе развития. Вместе с тем Конституция определяет перспективы и направления развития общества и государства.

Демократический характер государства Казахстан закреплен в конституционных положениях. Одним из основополагающих принципов организации государства является выборность Президента, депутатов Парламента, местных представительных органов. Другим основополагающим принципом является решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами (проведение референдума, процедура голосования в Парламенте и т. д.).

Демократизм государства Казахстан выражается и в том, что Конституция устанавливает демократические нормы, позволяющие гражданам выдвигать и выбирать в представительные органы своих представителей, выражающих, желающих и способных отстаивать интересы народа в целом, национальных меньшинств, законные интересы граждан.

Демократизм государства Казахстан выражается в демократических способах проведения референдума. Его проведение основывается на принципах: 1) добровольности участия в референдуме и свободного волеизъявления граждан; 2) всеобщего, равного и прямого права граждан на участие в референдуме при тайном голосовании; 3) гласности. На референдум могут быть вынесены вопросы принятия Конституции, конституционных законов, законов Республики, внесение в них изменений и дополнений, иные вопросы, связанные с решением наиболее важных вопросов государственной жизни.

Конституция Республики Казахстан предусматривает демократический политический режим. Во-первых, он выражается в установлении институтов представительной и непосредственной демократии. Во-вторых, в закреплении широких гражданских прав и свобод и обеспечении гарантии их реализации. В-третьих, Конституция создает условия для формирования независимых средств массовой информации. Политическая цензура, являвшаяся мощным средством тоталитарного режима, ушла в прошлое. Отсутствие цензуры - яркое проявление существования демократического политического режима. В-четвертых, политический плюрализм, признанный Конституцией, позволяет создавать различные организации, в том числе оппозиционные. И это, безусловно, одна из гарантий от возможного отступления от демократических методов управления обществом.

Одним из важнейших принципов демократической организации государства является принцип разделения властей. Конституция Республики установила, что государственная власть в Казахстане осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви с использованием системы издержек и противовесов.

Встав на путь независимого развития, Казахстан воспринял идеи правового государства. Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан" провозгласил его "независимым, демократическим и правовым государством". Однако в 1991 г. не было реальных оснований для того, чтобы называть Казахстан правовым государством. Правовое государство - продукт длительного исторического развития. Учитывая это обстоятельство, Конституция 1995 г. осторожно подходит к идее правового государства. Республика Казахстан только встала на путь утверждения правового государства.

Важным принципом правового государства является верховенство закона, его господство в общественной жизни. Наиболее важные стороны общественной жизни должны регулироваться посредством законов.

Конституция Республики Казахстан подводит правовую основу для формирования социального государства. С одной стороны закрепляется широкий спектр социально-экономических прав и свобод граждан, позволяющих свободно трудиться в любой сфере общественной жизни и получать должное вознаграждение за труд. С другой - запрещается принудительный труд, использование собственности во вред обществу. В Конституции Республики говорится, что пользование собственностью должно одновременно служить общественному благу. Следовательно, Конституция возлагает на государство обязанность следить за установлением социальной справедливости в сфере производства и распределения.

Все сказанное свидетельствует, что в основу Конституции положен не формационно-классовый подход к определению социальной сущности государства. По Конституции социальная база государства - все население, весь народ. Таким образом, и с социально-экономической точки зрения народ является единственным социальным субъектом общества, поэтому формирующееся государство с максимальной уверенностью можно назвать социальным государством. Дополнительным подтверждением этого является ориентация Конституции на общечеловеческие (а не классовые) ценности, выраженные в общепризнанных нормах международного права.

В Конституции Республики указывается, что Казахстан является светским государством. Светский характер государства проявляется в том, что в нем не существует официальной, государственной религии - ни одно из многочисленных вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В соответствии с Конституцией вероучения, их каноны и догматы, религиозные объединения, действующие в Казахстане, не вправе оказывать влияние на политику государства, на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц. Светский характер государства Казахстан обеспечивается отделением религиозных объединений от государства. Это означает также, что государственные органы не должны допускать незаконного вмешательства в дела религиозных объединений, а также возлагать на религиозные объединения функции государственных органов.

Светский характер государства Казахстан выражается также в том, что не допускается деятельность политических партий на религиозной основе. Конституция говорит о недопущении деятельности политических партий на религиозной основе.

Светский характер Республики Казахстан выражается и в том, что не допускается государственное финансирование религиозных объединений.

Республика Казахстан является унитарным государством. Унитарная форма государственного устройства не может быть изменена, говорится в Конституции.

Конституция 1995 г. знаменует начало второго этапа формирования единой национальной системы законодательства. Поскольку союзные нормативные акты потеряли свою актуальность и значение в связи с коренными экономическими, политическими и социальными изменениями, а также с принятием новых законов, отпала необходимость указания в новой Конституции на союзные нормативные акты, хотя отдельные союзные акты продолжают действовать.

Конечно, формирование единой национальной системы законодательства - длительный процесс, который, вероятно, охватит весь переходный период. Одновременно это процесс развития единой системы, поскольку устаревшие акты и нормы будут отменяться и заменяться более совершенными. Несомненно, что процесс формирования и развития законодательства должен основываться на Конституции. В унитарном государстве Казахстан национальное законодательство представляет единое, неделимое и целостное явление. Иначе говоря, в Казахстане формируется система национального законодательства, которое создается единой системой высших органов государственной власти. Законодательные акты местными органами государственной власти не принимаются.

Конституция Республики Казахстан признает идеологическое и политическое многообразие. Идеологическое многообразие означает допущение существования и функционирования самых различных идеологических воззрений и течений, порою противостоящих друг другу. Главное условие их легитимности состоит в том, чтобы идеологические течения не претендовали на исключительное право стать государственной идеологией, не проповедовали идеи и взгляды, направленные на насильственное изменение конституционного строя, на нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, религиозной, сословной и родовой розни. Освобождение от господства официальной государственной идеологии - марксистской, безусловно, благотворно влияет на общественное сознание, освобождает сознание от прокрустова ложа одной идеологии и способствует идейному развитию общества.

Политическое многообразие означает возможность существования самых различных политических партий и организаций, а также систему власти, основанную на взаимодействиях и противовесах основных политических партий и организаций.

Таким образом, Конституция Республики Казахстан создала широкую конституционную основу для организации и деятельности политических партий и других объединений. С одной стороны, имеется достаточное конституционное поле для обеспечения политического плюрализма, а с другой стороны, вполне демократическими, цивилизованными средствами защищаются права, свободы граждан, суверенитет и законные интересы государства.

В ст. 6 Конституции Республики Казахстан определяется правовая основа собственности. Конституционно закрепляются два вида собственности: государственная и частная. Они могут иметь разнообразные формы и защищаются равным образом.

В Конституции Республики закреплены принципы правового статуса человека и гражданина, т. е. основные правовые начала, исходя из которых человек и гражданин пользуется своими правами и свободами, выполняет обязанности. Отмеченные принципы выражены в следующих положениях Конституции.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия.

Главным итогом современного конституционного развития Казахстана является обусловленное воспринятием ею традиционных стандартов демократии, превращение Конституции из способа закрепления строя патерналистского государства с характерной для него неограниченной правовыми рамками властью в закон, закрепляющий строй социального правового государства, власть которого ограничена суверенитетом народа и правами, человека и гражданина, составляющими сферу индивидуальной автономии личности и устанавливающими способом и меру ее социализации.

И наконец, можно констатировать, что именно эта Конституция открыла для Казахстана возможности войти в круг развитых стран мирового сообщества. И в то же время позволила уважать и считаться с Республикой Казахстан, как с равноправным членом международного сообщества наций.

1. Зиманов С. Нужна перестройка самой перестройки // Вестник Казахстана. — 1994. — 19 апр.

2. О самороспуске Алатауского районного Совета народных депутатов г. Алматы // Советы Казахстана. — 1993. — 18 нояб.

3. Последний день сессии // Советы Казахстана. — 1993. — 14 дек.

6. Зиманов С. 3. Нужен ли такой Конституционный Суд? // Юридическая газета. — 1996. — 14 июля.

Межнациональное согласие -основа единства народа Казахстана.

Республика Казахстан - одно из немногих государств на постсоветском пространстве, сумевшее избежать межнациональных столкновений и розни в период кризиса СССР и после его распада. На сегодняшний день особенно явственно видны достижения Казахстана в деле построения многонационального, культурного и поликонфессионального общества, в котором реально обеспечено равенство возможностей экономического, социального, культурного, духовного развития для представителей всех наций и народностей, практическая реализация принципов межнационального согласия, единства казахстанского народа, гуманизма, гармоничного сочетания прав нации и прав человека.

Основными конституционными принципами государственной национальной политики в Республике Казахстан являются:

- учет особенностей и основных тенденций в сфере межнациональных отношений, что играет важнейшую роль в реализации национальной политики;

- равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

- сохранение исторически сложившейся целостности республики;

- гарантия прав народов, проживающих на территории Казахстана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Республики Казахстан.

- содействие развитию национальных культур и языков народов Республики Казахстан;

- своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

- запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

- защита прав и интересов граждан Республики Казахстан за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с исторической родиной в соответствии с нормами международного права. Все эти принципы в настоящее время воплощаются в жизнь.

Главным условием успешного развития страны продолжает оставаться поддержание внутриполитической стабильности, гражданского мира и межнационального согласия. Разработка и реализация эффективной системы мер по дальнейшей гармонизации национальных и религиозных отношений в стране, формированию толерантного сознания и профилактике экстремизма в казахстанском обществе является комплексной задачей, решение которой требует скоординированных усилий государственных и местных органов при широкой поддержке национальнокультурных, религиозных и неправительственных объединений.

В целом в сфере национальных отношений современного Казахстана ведущими являются следующие тенденции: 1) рост национального самосознания казахского этноса при одновременном создании благоприятных условий для развития других этносов; 2) разработка казахстанской модели национальной идентификации (тождества) граждан. Сохранение межэтнической стабильности является основой государственной политики. Идея этнического согласия, равноправия всех этносов и этнических групп, совместно проживающих в Казахстане, является нормой закона. При этом многими исследователями, в том числе зарубежными, отмечается устойчивая государственная политика, направленная на сохранение этнической самобытности и этническо-культурного многообразия Казахстана. Все это подтверждает, что фундаментальной основой внутренней политики прежде всего выступает принцип межэтнического консенсуса. Консолидация во имя прогресса - так кратко можно охарактеризовать лейтмотив внутренней политики Республики Казахстан. По своему этнодемографическому составу и многообразию религий и культур Казахстан является полиэтничным государством, где проживают представители около 140 этносов. Казахстанская модель полиэтнического государства характеризуется следующими признаками.

Во-первых, одним из базовых элементов национальной политики является целенаправленное развитие культурного казахского ядра при одновременном создании всех условий для развития других этносов. Претерпев самые жесткие испытания, казахи не винят в этом другие народы, сохраняя национальную толерантность, доверие и дружбу, что является основой межэтнических отношений в стране.

Во-вторых, важнейшей особенностью государственной национальной политики является языковая политика. В Казахстане не возникло политической напряженности между носителями двух основных языков именно потому, что народ осознал их реальное значение в жизни всех казахстанцев.

В-третьих, Казахстан учитывает исторически cложившееся традиционное влияние религии на жизнь того или иного этноса. Сегодня существуют две общие точки сотрудничества государства и религиозных общин. Первая - это стремление к миру и гражданскому согласию. Вторая - это развитие и возрождение культуры. Национальную и религиозную культуры нелегко отделить друг от друга. В то же время, Казахстан является светским государством и выступает против любых попыток насаждения идеологии религиозной исключительности.

В-четвертых, особенностью модели Казахстана является целенапрвленное создание центров национальной культуры народов Казахстана и поддержка связей диаспор со своей исторической родиной. Значительная роль в этом принадлежит Ассамблее народов Казахстана.

Ст. 14.2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Ст. 19.1. Каждый вправе определить и указывать или не указывать свою национальность, партийную и религиозную принадлежность.

Ст. 19.2. Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

В то же время, обладание этими правами не освобождает кого-либо от его гражданских обязанностей по отношению к государству, которое предоставило ему полноправное гражданство. Представители всех национальных групп в одинаковой мере обязаны не только уважать, но и защищать территориальную целостность, суверенитет и независимость государства, гражданами которого они являются. Любая деятельность с целью посеять национальные разногласия, ненависть и чувство исключительности, сепаратистские настроения должна сурово наказываться в соответствие с законом Республики Казахстан. Как показывает опыт мирового развития государств, экономический потенциал и политическая стабильность зависят от взаимопонимания и согласия населения страны.

Премьер-Министр
Республики Казахстан К. Масимов

Об утверждении Концепции укрепления и развития
казахстанской идентичности и единства

ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию укрепления и развития казахстанской идентичности и единства.
2. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

Президент
Республики Казахстан Н.Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 18 декабря 2015 года № 1012

Концепция укрепления и развития
казахстанской идентичности и единства Содержание

1. Паспорт
2. Введение
3. Анализ ситуации
4. Мировая практика в сфере формирования идентичности и единства
5. Цель и задачи Концепции
6. Механизмы реализации Концепции
7. Ожидаемые результаты

1. Паспорт

2. Введение

3. Анализ ситуации

4. Мировая практика в сфере формирования гражданской
идентичности и единства

5. Цель и задачи Концепции

6. Механизмы реализации Концепции

7. Ожидаемые результаты

Институт мира и согласия

Казахстанская модель межэтнического и межконфессионального взаимодействия в условиях страны, в которой проживают представители более 130 этносов, — это, вне всякого сомнения, значимое достижение, как руководства государства, так и всего казахстанского общества. Современный мир столкнулся с очень серьезными вызовами - конфликтами межнациональными, межкультурными. На этом негативном фоне в разы возрастает актуальность построения межнационального диалога.

Ассамблея народа Казахстана – это уникальный институт, созданный для развития межэтнических отношений и поддержания межконфессионального согласия в стране. Является основополагающей структурой, которая смогла объединить народ одной страны, имеющий разные корни, национальности, религии и мировоззрение.


Несмотря на очевидную индивидуальность каждого гражданина, нас объединяют общие мысли и цели. В первую очередь это – любовь к Родине, сохранение мира и согласия в государстве.

Идея создания организации, которая представляла бы интересы всех народов Казахстана была впервые озвучена Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым 14 декабря 1992 года на Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости.

1 марта 1995 года был подписан Указ Президента Республики Казахстан об образовании Ассамблеи народа Казахстана, определивший статус организации как консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан.

Главной задачей Ассамблеи является реализация государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в Республике Казахстан и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.


За свою историю Ассамблея трансформировалась из консультативно-совещательного органа при Президенте РК в конституционный орган, имеющий прочную правовую основу и общественно-политический статус.

В мае 2007 года в Конституцию Республики Казахстан был внесен ряд поправок. Ассамблее народа Казахстана придан конституционный статус, она получила право избирать в Мажилис Парламента РК девять депутатов, что значительно повысило общественно-политическую роль Ассамблеи.


Председателем Ассамблеи народа Казахстана является Первый Президент Республики Казахстан - Лидер Нации Н.А. Назарбаев.

За годы своего существования Ассамблея народа Казахстана прошла длительный путь развития, накопив большой консолидирующий и интеллектуальный потенциал и трансформировавшись в институт народной дипломатии. Она демонстрирует всему миру успешность политики, проводимой Казахстаном в области межэтнических отношений. За 21 год развития Ассамблеи народа Казахстана на ее сессиях были рассмотрены важные вопросы государственного развития, среди которых референдум по принятию новой Конституции, стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства, Доктрина национального единства Казахстана.

В республике созданы все необходимые условия для развития культуры, языка, традиций всех этносов Казахстана. Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны, эффективно решающей вопросы межэтнических отношений.

В стране действует 214 школ с национальными языками обучения. Работают национальные театры: 14 русских, уйгурский, корейский и немецкий (единственные в СНГ), узбекский. Создано 37 этнических СМИ.


Деятельность Ассамблеи способствует росту международного авторитета Республики Казахстан как страны, эффективно решающей проблемы межнациональных отношений. Вклад Ассамблеи по достоинству оценен на самом высоком уровне. Прежний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, совершивший визит в нашу страну, назвал Казахстан примером межнационального согласия, стабильного, устойчивого развития для других государств мира. Высоко отозвался о казахстанском народе и Папа Римский Иоанн Павел II, посетивший Казахстан.

За свою историю АНК претерпела значительную эволюцию развития, на основе которой сформирована казахстанская модель межэтнической толерантности и общественного согласия, по праву называющаяся сегодня моделью Н. Назарбаева. Она была презентована в Организации Объединенных Наций, странах-участницах ОБСЕ, в государствах, где прошли крупные международные форумы - Копенгагене, Вене, Женеве, Нью-Йорке.

Эта модель стала одним из направлений тесного взаимодействия Ассамблеи народа Казахстана и Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств. АНК подписаны соглашения о сотрудничестве с Общероссийской общественной организацией - Ассамблеей народов России, Ассамблеей народов Татарстана РФ, Ассамблеей народа Кыргызстана по перспективам межкультурного диалога; обозначению направлений возможных совместных проектов; продвижению общегражданских ценностей и укреплению толерантности.


В период председательства Казахстана в ОБСЕ казахстанская модель межэтнической толерантности переведена на языки государств ее участников, что еще раз подтверждает международный авторитет и признание инициатив нашего государства в сфере межэтнических отношений и общественного согласия.

Если в первые годы работа Ассамблеи больше несла в себе политический смысл, то сегодня это структура, которая охватывает своим вниманием все сферы жизни человека – культура, образование, религия, народное хозяйство и много другое.

За годы своей деятельности Ассамблея стала инициатором многих важных вопросов социально-политической жизни, связанных с дальнейшим экономическим и политическим реформированием казахстанского общества. За прошедшие двадцать один год Ассамблея народа Казахстана превратилась в авторитетный общественный институт гармонизации межэтнических отношений.

Читайте также: