Эргономика рабочего места кратко

Обновлено: 05.07.2024

Правильная организация вашего рабочего места и служебного помещения может оказать значительное влияние на вашу производительность. Она позволит вам экономить время, предупреждать усталость и завершать выполнение задач быстрее, чем вы планировали.

В течение нескольких минут окиньте свежим взглядом ваш офис и подумайте:

  • Насколько часто вам приходится вставать из-за стола, чтобы дотянуться до тех предметов, до которых вы не можете дотянуться сидя?
  • Достаточно ли свободного места на вашем столе, чтобы работать комфортно и без помех, не захламлен ли он?
  • Достаточно ли удобно расположены клавиатура и монитор вашего компьютера, чтобы вы могли работать не напрягаясь и не испытывать чрезмерной усталости?
  • Имеется ли у вас свободное по соседству с компьютером место, которое бы вы могли использовать для одновременной работы с компьютером и бумагами?
  • Не перегружены ли ваши шкафы и книжные полки ненужными вещами?
  • Соответствует ли ваше оборудование для хранения тому имуществу, которое должно в нем храниться?
  • Часто ли вам приходится тратить время на поиски нужных вам вещей?
  • Наилучшим ли образом расположена мебель в вашем офисе с точки зрения работы за письменным столом, работы на компьютере, приема коллег и клиентов?

Эргономика — это процесс научной организации труда, направленный на создание средств оптимизации труда, совершенствование методов выполнения человеком какой-либо работы с учетом его безопасности, комфортности и производительности.

Возможно, в отношении организации порядка в вашем служебном помещении это звучит несколько высокопарно, однако выбор и размещение мебели, оборудования, справочных материалов и различных принадлежностей в вашем офисе может оказать значительное влияние на то, как вы работаете.

Мебель

1. Столы. На вашем столе должно быть достаточно свободного места, чтобы вам было удобно работать, не отрываясь по пустякам. Если вам приходится делить свое время между компьютером и работой с бумагами, подумайте о панорамном методе, который позволит вам перемещаться между традиционным столом и компьютером не вставая. Если у вас есть возможность, постарайтесь найти стол с регулируемой высотой.

Продумайте, как установить стол таким образом, чтобы он составлял единое целое со всем офисом. Если вы хотите разместить стол так, чтобы он служил барьером между вами и предполагаемым посетителем, — это ваше право, этим вы добьетесь эффекта психологической дистанции, но если вы преследуете совсем противоположную цель, то вам следует установить его по-другому.

Установив стол напротив стены, вы создадите удобное место для размещения книжных полок, навесных плакатов и т.п. Если ваше рабочее место находится в офисе с открытой планировкой, то такое размещение стола способствует исключению случайных помех и снижению отвлечения внимания.

2. Стулья. Большинство современных офисных стульев оснащено колесиками и шарнирами, что позволяет свободно перемещаться по всей площади служебного помещения. Кроме того, такие стулья оборудованы спинками, что позволяет предотвратить чрезмерную нагрузку на шею и спину. Не стремитесь подчеркнуть ваш статус мебелью. Стулья должны быть функциональными. Чтобы выбрать стул для себя, обратите внимание на следующие характеристики:

  • наличие регулируемого по высоте сиденья;
  • наличие спинки, регулируемой как по высоте, так и в поперечном направлении;
  • наличие достаточной глубины сиденья;
  • должная устойчивость;
  • наличие колесиков, соответствующих покрытию пола в вашем офисе.

Если стул оборудован подлокотниками, то их следует отрегулировать так, чтобы они слегка касались нижней части ваших локтей, когда они находятся под прямым углом к спинке стула. Подлокотники совсем не должны поднимать ваши локти. Если они мешают вам, их лучше демонтировать.

При регулировке стула учитывайте высоту рабочей поверхности вашего стола и клавиатуры компьютера. Вам следует разместиться так, чтобы ваши ноги удобно располагались под рабочей поверхностью стола и ничто не мешало их свободному движению.

Если вы не можете добиться такого положения, значит рабочая поверхность стола расположена слишком низко для вас. Если рабочая поверхность стола, когда вы сидите, расположена значительно выше уровня ваших локтей, вам следует отрегулировать высоту стула. При этом под ноги вам придется подставить опору, чтобы можно было занять удобное сидячее положение.

Оборудование

Когда-то я был знаком с одной секретаршей, организованности которой просто поражался. Она всегда знала, где и что лежит. Ее рабочее место было само совершенство. Когда я познакомился с ней, она уже шесть месяцев работала с новым начальником. Ее предыдущий шеф не любил пользоваться диктофоном. Поэтому она держала его в ящике на верху высокого шкафа, а новый начальник, наоборот, каждый день приносил ей новую карту памяти для диктофона.

Итак, каждый день поутру ей приходилось карабкаться вверх за диктофоном, а в конце рабочего дня проделывать ту же самую операцию, чтобы положить его обратно. Вот что значит сила привычки.

Этот пример ярко иллюстрирует, насколько живучи раз и навсегда заученные привычки. Стереотип работы давно поменялся, а привычка к давно заведенному порядку продолжает жить. Обратите внимание на то, где вы держите вещи, которыми пользуетесь регулярно. Они всегда должны находиться у вас под рукой.

Если над вашим столом оборудованы полки, они должны располагаться таким образом, чтобы вы могли дотянуться до вещи, находящейся на нижней полке, не поднимаясь со стула. Предметы, которыми вы пользуетесь регулярно (например, телефон, принтер, различного рода справочники) должны находиться в пределах досягаемости, чтобы вам не надо было за ними тянуться.

Использование компьютера

В наше время почти все виды человеческой деятельности так или иначе связаны с длительным использованием компьютерной техники. Соблюдение простых рекомендаций при работе с компьютером поможет вам увеличить производительность труда, обеспечить более высокий уровень комфортности и предохранить от усталости и вредных последствий для здоровья:

  • Рекомендуется, чтобы верхний край экрана монитора находился на одном уровне с глазами пользователя. Однако некоторые компьютерные эксперты указывают, что такая высота — это максимально разрешенный уровень, и настаивают на том, что для некоторых категорий пользователей этот уровень должен быть чуточку ниже, подчеркивая, что такое положение гораздо удобнее для глаз и шеи.
  • Займите удобную позу, обращая особое внимание на положение шеи, позвоночника, локтей, кистей, бедер и ступней.
  • Старайтесь не оставаться в одном и том же положении в течение длительных промежутков времени.
  • Держите предплечья, кисти и руки на одной линии и не опирайтесь ими на острые края. Не ударяйте по клавишам слишком сильно.
  • Клавиатура должна находиться под тем же углом, что и предплечья.
  • Чаще делайте перерывы. Специалисты рекомендуют каждый час делать перерыв на пять-десять минут.
  • Каждые десять-пятнадцать минут работы на компьютере дайте отдохнуть глазам, закрывая их на какое-то мгновение. Затем, открыв их, попытайтесь взглянуть на далеко расположенные предметы и чаще моргайте.
  • Устанавливайте монитор таким образом, чтобы от него не отражался свет. При верхнем освещении пользуйтесь жалюзи, светорассеивателями.
  • Чтение бумажных документов требует более сильного освещения, чем чтение с экрана монитора. Если вы одновременно работаете на компьютере и с бумажными документами, пользуйтесь настольной лампой, с помощью которой вы можете отрегулировать освещение таким образом, чтобы дополнительный свет, необходимый вам для чтения бумажных документов, на экран монитора не попадал.
  • Специальная подставка под бумажные документы облегчит вам одновременную работу на компьютере и с бумажными документами.
  • Отрегулируйте до удобного для себя уровня контраст и яркость вашего монитора.
  • Регулярно протирайте экран монитора и другие поверхности компьютера.

Наведение порядка на рабочем месте

Наведение порядка в шкафах. Начните уборку с посудных шкафов, а именно с тех, которые находятся на максимальном удалении от вашего стола. В них, скорее всего, сосредоточена основная масса материалов не первой необходимости, до которых не дошли руки во время предыдущих уборок. По мере их высвобождения продвигайтесь вперед по направлению к вашему столу. Таким образом, вы получите место для хранения предметов, которые в настоящее время загромождают более нужные в рабочем отношении области.

Безжалостно избавляйтесь от мусора. Ненужные документы и откровенный мусор просто выбрасывайте. Рассортируйте остальные документы и материалы по архивным коробкам, коробки соответствующим образом пометьте. Когда будете приступать к наведению порядка в книжных шкафах, предлагаем вам сначала полностью их очистить, а затем расставить всю литературу по темам. Требуется разместить материалы и документы таким образом, чтобы вам было легко и удобно их находить в случае необходимости.

Наведение порядка на рабочем столе. У меня был такой период в жизни, когда я пытался убедить себя, что могу хорошо работать при загроможденном рабочем столе. Я говорил себе, что, несмотря на стопки документов, временами достигавших угрожающих размеров, я с легкостью могу найти любую нужную мне бумагу, а резкое переключение с одной задачи на другую только обостряет мое внимание на всем протяжении рабочего дня. Конечно, это было глупостью.

Наличие чрезмерного количества документов на рабочем столе ведет к такому же отвлечению внимания и помехам в работе, как телефонные звонки. Хвататься за выполнение то одной задачи, то другой, не добиваясь при этом успеха, гораздо проще, чем сконцентрировать усилия на их реальном выполнении. Наличие большого количества различных документов также служит удобным предлогом для оправдания различного рода отсрочек и проволочек.

Когда процесс решения той или иной задачи идет тяжело, психологически гораздо легче переключить свое внимание на решение той задачи, которая кажется вам проще, и вас так и тянет схватить первый попавшийся листок из какой-нибудь стопки документов, находящихся на вашем рабочем столе.

Поиск документов может привести к огромной потере времени и вызвать новые причины для отрыва от работы. Возьмите и прикиньте, сколько раз вам приходится отрываться от работы и рыться в этих стопках, пытаясь по просьбе того или иного лица отыскать нужный ему документ. Специальные наблюдения показали, что на это уходит минимум 15 минут в день, и это, надо признать, довольно консервативная оценка.

Конечно, это немного. Но если прикинуть, сколько это составит за год, то вы получите полторы недели, что, согласитесь, довольно большая потеря рабочего времени. Подумайте, сколько бы вы могли совершить полезного за это время. А если вы неорганизованны до такой степени, что тратите на поиски 30 минут в день, тогда, в случае правильной организации, вознаграждением вам послужат три недели дополнительного рабочего времени в год.

Беспорядок на рабочем столе также служит причиной снижения вашей способности определять приоритетные направления деятельности. Кроме того, во всем этом есть что-то нерациональное.

При просмотрах стопок те же самые документы попадаются вам на глаза помногу раз. Довольно часто вы тратите силы и энергию на просмотр тех документов, от которых вам надо было избавиться, как только вы их увидели в первый раз. Вы пропускаете конечные сроки, потому что документы, которые бы могли вам напомнить о них, теряются под грудами других документов.

Ключом при наведении порядка на рабочем столе должна быть простота. Лучшим началом этой процедуры будет, если вы возьметесь за все понемногу, — корзинка входящих документов, корзинка исходящих документов, один ежедневник, один блокнот.

Подумайте также, нужны ли вам на рабочем столе вещи личного характера. Возможно, вы захотите оставить на столе случайное фото или сувенир, но нет никакого смысла в том, чтобы личные вещи мешали вашей работе. На вашем столе должны находиться только те принадлежности и инструменты, которыми вы пользуетесь ежедневно.

Другие предметы, которые регулярно вам не нужны, должны находиться под рукой, но только не на рабочем столе. Рабочее пространство должно быть достаточно большим, так как, наряду с ощущением физического комфорта, приведенный в порядок рабочий стол несет с собой и положительный психологический настрой.

Возможно, перед тем как начать наведение порядка на своем столе, вам придется преодолеть определенный психологический барьер. Ведь загроможденный рабочий стол подспудно ассоциируется у нас с его чрезвычайно занятым хозяином, а кому не нравится, чтобы его считали занятым. Однако следует помнить, что человек может быть чрезвычайно занятым, но совершенно некомпетентным и непродуктивным. Пусть о ваших делах говорят достигнутые результаты, а не внешний вид вашего рабочего стола. Когда вы окончательно разберетесь со своим рабочим столом, можете приступать к разбору документов.

Как сохранить наведенный порядок?

  • Если есть сомнение относительно ценности того или иного документа, смело отправляйте его в мусорную корзину.
  • Не используйте свой стол в качестве места хранения документов — пользуйтесь для этих целей специальными папками .
  • Всегда проверяйте наличие необходимой техники. Все инструменты и принадлежности, которыми вы пользуетесь регулярно, должны находиться под рукой.
  • Не перемещайте кипы документов с вашего стола в другие места кабинета.
  • Старайтесь обрабатывать и регистрировать документы ежедневно. Если вы вынимаете документы из картотеки, возьмите себе за правило возвращать их на место как можно скорее.

Заключение

  • расположение мебели и оборудования в целях достижения максимальной безопасности, комфорта и производительности;
  • высвобождение времени и пространства путем реорганизации вашего стола и мест хранения;
  • сведение к минимуму стрессовых ситуаций путем ликвидации бумаг, разбросанных по всему офису.

Гарет Льюис (Gareth Lewis), консультант по менеджменту, старший научный сотрудник Института менеджмента в Великобритании. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского

Сегодня мы расскажем, что такое эргономика рабочего места и как ее правильно использовать.

Что такое эргономика рабочего места

Почему нужно делать эргономичное рабочее место

Эргономика рабочего места: полезные девайсы и советы

- Как выбрать правильно рабочее пространство

- Эргономика стола – как выбрать правильный стол

- Эргономика стула – как выбрать правильно кресло

Примеры, как должна выглядеть эргономика рабочего места

Как повысить уникальность текста за 1 минуту

Что такое эргономика рабочего места

Что такое эргономика рабочего места

Эргономика рабочего места – это сведения, которые были рассчитаны исследователями для эффективного и продуктивного рабочего процесса человека. В это понятие входит, как территориальная организация рабочего места, так и мебель на этой территории. Все должно работать на удобство человека, чтобы он не быстро уставал и мог не отвлекаться от своей работы.

Наука эргономика в настоящее время помогает маркетологам и бизнесменам располагать правильно стеллажи в магазинах, офисные места для сотрудников, а также кнопки и информацию на сайтах. Эргономика позволяет сделать наше рабочее место таким, чтобы нам было приятно работать.

Можете ли вы себе представить, что работать можно без усталости? Если вы самостоятельно предпримите действия и начнете выполнять наши советы, то сможете после работы не чувствовать усталости и быть готовым к новым свершениям. Если вы хотите найти работу из дома , то вы заранее должны побеспокоиться о рабочем месте.

Нам не придется с вами изучать все исследования ученых. Достаточно будет того, что знают уже специалисты, которые занимаются организацией рабочих мест. Дальше мы посмотрим более подробно, что такое эргономика рабочего места из чего она состоит.

Почему нужно делать эргономичное рабочее место

эргономичное рабочее место

Эргономика рабочего места важна для каждого человека, который долго сидит на одном месте и еще хуже за экраном компьютера. Уже давно было доказано, что сам монитор никак не портит наше зрение. Оно садится из-за того, что человек долго смотрит в одну точку и фокусирует глаза на более отдаленных предметах. Кстати, время, которое мы должны проводить за компьютером тоже регулируется эргономикой. Вы можете даже скачать приложение, которое будет вам подсказывать через каждые 10-15 минут сделать разминку глаз и через каждый час вставать из-за стола.

Да, эргономика позволяет нам сделать комфортное, удобное, а главное эффективное рабочее место. Оно поможет нам уменьшить риск появления болезней суставов, глаз, проблем м весом и кровеносной системой. Однако вставать из-за него все равно нужно. Хотя бы 1 раз в час или в 2 часа нужно походить и поделать разминочные упражнения. Только так вы сможете сохранить свое здоровье и молодость.

А лучше всего записаться на спортивную секцию . Это поможет включить спорт по графику в свое расписание.

Тем не менее тем, у кого ответственная работа и любое отвлечение от работы может привести к плачевному результату, мы подготовили список советов. Так вы сможете предотвратить появление туннельного синдрома, а также появления остехондроза, ожирения и даже депрессии.

Эргономика рабочего места позволит вам каждый рабочий день наслаждаться жизнью, а не страдать.

Эргономика рабочего места: полезные девайсы и советы

Эргономика рабочего места: полезные девайсы

Эргономика рабочего места включает несколько разделов. Начинается все с поиска лучшего пространства с подходящим светом и свободным размещением тела. Продолжается поиском подходящей мебели. А заканчивается уже тем, что студент устанавливает на свой компьютер полезные приложения.

Мы привыкли считать с детства, что для работы и учебы достаточно иметь стол и стул. У кого есть больше денег, выбирают более дорогие столы из цельного дерева с инкрустированными камнями, а вместо стула кожаное кресло с массажем.

Является ли такой набор мебели эргономичным? Ну конечно нет. Это всего лишь мебель для статуса. Люди, обладающие такой мебелью, не смогут просидеть за ней даже пары часов. Стол будет слишком низким или слишком высоким, кресло слишком мягким и неудобным.

Эта мебель не подстраивается под наше тело. Человек в первую очередь должен всегда находиться с прямой спиной. Вы знаете, что наш спинной мозг обеспечивает работу нервов всех окончаний. Поэтому вы должны дать ему возможность работать нормально без нагрузки.

Сидеть ровно в кресле получается не у всех, многие просто утопают в нем.

Также человек должен менять свое положение периодически. Сидеть постоянно за столом не сможет даже самый сильный йог. Поэтому обратите особое внимание на свою мебель.

Дальше мы подробное разберем, как выбрать эргономичные вещи для рабочего места.

Как выбрать правильно рабочее пространство

Выбрать эргономичное рабочее пространство достаточно трудно дома и на работе. К примеру, когда началась пандемия и локдаун по всему миру, людям пришлось достаточно тяжело перейти на удаленку. Мешали дети, мешал внутренний беспорядок. Найти себе место для работы было невозможно.

Проще было тем, у кого несколько комнат в квартире или в доме. Они могли спрятаться от всех в спальне или в детской. А вот в однокомнатной квартире спрятаться уже негде. Поэтому нужно заранее рассматривать территорию дома для работы и учебы.

Рабочее место должно располагаться возле окна, чтобы человек мог дышать свежим воздухом и периодически смотреть в окно. Дневной свет и поток кислорода позитивно влияют на продуктивность. Чем больше кислорода и солнечной энергии, тем больше энергии.

Если вы живете с соседями или с семьей в однокомнатной квартире, то вам нужно огородить свою территорию. Например, вы можете сделать или купить экраны для своего стола. По типу такого, как на картинке.

Также вы должны купить наушники с микрофоном, чтобы не мешать другим и не слушать посторонние звуки во время работы. Это очень сильно отвлекает. Постарайтесь дать понять своим близким людям, что когда вы за столом, то вас лучше не трогать.

Не забывайте, что вам нужно свободное пространство, чем меньше мелочей будет рядом с вами, тем меньше ваш глаз будет цепляться за что-либо. Это позволит вам лучше сконцентрироваться и уделить внимание работе.

Если у вас много вещей, которые должны быть под рукой, то их лучше убрать на полки, под стол или в ящики. Причем все это должно находиться рядом. Чтобы вам не приходилось тратить заветное время на поиск вещей, вы должны самостоятельно организовать их хранение.

Вспомните, как выглядит рабочее место секретаря и медсестры? Каждая деталь имеет свое место. Если вы попросите у них ножницы или документ, то они смогут закрытыми глазами найти его за несколько секунд. Такой же порядок должен быть на вашем рабочем месте. Даже если вы попользовались каким-то предметом, то его нужно убрать на прежнее место, чтобы не потерять.

Таким образом, эргономика рабочего места – это стиль жизни, который помогает нам стать лучше.

Эргономика стола – как выбрать правильный стол

Эргономика стола

Один из основных моментов – это выбор эргономичного стола. Это основная мебель, которая позволяет нам писать, печатать и вообще опираться всем телом во время долгого сидения.

Стол нужно выбирать по размерам, а также по назначению. Если вы проводите за работой или учебой много времени, то сразу же обратите внимание на столы-трансформеры. Они могут увеличивать высоту до того уровня, чтобы взрослый человек мог стоять.

Дело в том, что нашему организму нужно менять положение каждые 4 часа. Иначе у нас начинают затекать конечности, сидеть становится неудобно и неприятно. Поэтому в настоящее время даже в офисах устанавливают дорогостоящие столы с подъемным механизмом.

Чтобы сэкономить, можно рассмотреть вариант с механическим подъемом. Вам придется крутить специальную ручку, которая поднимает столешницу в течение нескольких секунд.

Также существует электроподъем. Достаточно нажать на одну кнопку и механизм сам запустит подъем столешницы. Также встречаются технологии запоминания до 4 разных позиций для стола. Например, вы можете установить высоту для положения сидя, отдельно для положения стоя. Таким образом, вам даже не придется держать кнопку несколько секунд, достаточно будет нажать только одну с фиксированным расстоянием.

Если вы заняты периодически рисунками, письмом или чертежами, то вам не помешает столешница с изменением уровня наклона. Вспомните парты в школе. Они специально были под наклоном, чтобы ваши глаза и руки не затекали и не уставали.

Для работы только с монитором стол с экраном не нужен. Однако необходима широкая столешница. Вы можете выбирать длину стола самостоятельно, как вы сами захотите: от 75 см до 2-3 м. При этом расстояние от ваших глаз до монитора должно быть больше 50см. Чем больше монитор, тем дальше от ваших глаз он должен быть. Только вы сможете сохранить свое зрение.

Эргономика рабочего места всегда начинается со стола. Это самая крупная покупка и мебель, которая предшествует другим.

Эргономика стула – как выбрать правильно кресло

На второе место встает эргономика стула для рабочего место. Стул должен подходить к вашему столу по размеру. Ваши ноги должны упираться на пол, а колени сгибаться под углом 90.

Вы можете выбрать кресло с регулировкой. В настоящее время можно выбрать даже ортопедическое кресло, которое повторяет изгиб вашего позвоночника. Считается, что это поможет вам сидеть ровно и держать спину прямо все время. Однако мы откроем вам тайну. Сидеть прямо долгое время можно и на обычном стуле.

Эргономика стула

Главное, чтобы он был прямой и со спинкой. Чтобы сидеть прямо на стуле, вам нужно как можно глубже задвинуть свою пятую точку и всей спиной прислониться к спинке. Так вы не будете выгибать ее слишком сильно и будете сидеть прямо. Попробуйте сами, и вы не почувствуете каких-либо неудобств. Наоборот, вам будет легко, и вы сможете просидеть за работой несколько часов без боли в спине.

Также многие компанию сейчас предлагают приобрести коленный ортопедический стул.

как выбрать правильно кресло

Однако он подходит далеко не всем, как и стул-седло. Эти дизайны необычные, они могут способствовать улучшению состояния позвоночника, но не могут быть назначены без врача. Возможно, вам нельзя давать такую большую нагрузку на спину и колени. Поэтому сначала лучше обратиться за рекомендацией к специалисту.

Эргономика рабочего места не должна вредить вашему здоровью.

Эргономичные девайсы

Для получения максимального комфорта и для снижения риска заболеваний мы рекомендуем вам дополнительные девайсы.

1.Подставка под локти. Это может быть либо пластиковая подставка, либо металлическая. Пластиковая может быстро прийти в негодность и при этом может обтирать ваш локоть. Металлическая имеет шарниры, которые позволяют вращаться подставке и самому локтю без помех

  1. Подставка под ноги. Лучше купить профессиональную подставку в магазине электроники и компьютеров. Но вы можете использовать то, что находится под рукой: коврик для йоги, мяч, стопка бумаги и т.п.
  2. Эргономичная клавиатура. Она выглядит не так, как классическая клавиатура и была разработана для того, чтобы рука не уставала от быстрого и постоянного печатания.
  3. Вертикальная мышь. Еще один девайс, который поможет вам не почувствовать все боли от туннельного синдрома.

Таким образом, эти вещи также необходимы для эргономики рабочего места, как стол и стул. Но их вы можете докупать постепенно. Таким образом рано или поздно у вас сложится полное рабочее пространство.

Примеры, как должна выглядеть эргономика рабочего места

Итак, давайте посмотрим, как люди обустраивают свои рабочие места по эргономике. Мы подготовили для вас несколько примеров.

эргономика рабочего места дома

как должна выглядеть эргономика рабочего места

Как повысить уникальность текста за 1 минуту

Всего за 1 минуту вы можете получить 80-90% оригинальности без изменений в тексте. Ваш документ будет перекодирован. Это поможет зашифровать все заимствования.

Если вы хотите проверить, как это работает, то рекомендуем бесплатно повысить уникальность 2 страниц.

Также вы можете посмотреть статью, в которой мы рассказали о самостоятельных способах обойти антиплагиат .

Сегодня мы рассмотрели с вами эргономику рабочего места. Теперь вы знаете, как лучше оборудовать и организовать то место, за которым вы проводите большую часть вашей жизни. Надеемся, что теперь вы сможете приобрести все важные части интерьера и сделать свою жизнь лучше.

повысить уникальность текста

Превью

Семестр в вузе - что это? Сколько месяцев длится?

Расскажем, что такое семестр в вузе. Вы прочитаете, сколько времени длится один семестр и чем отличается каждый из них. Подскажем, что нужно делать, чтобы учебный семестр прошел быстрее чем обычно

Превью

Академия, университет, институт

Расскажем про виды высших учебных заведений. Узнайте, что из себя представляют академия, университет, институт. Подскажем, какой тип вуза приоритетнее других, а также, куда лучше поступать

Превью

Хочу бросить университет(Вуз) что делать? 10 Советов

В этой статье вы узнаете, что делать тем, кто хочет бросить университет(Вуз). Мы подскажем, в каких случаях бросить учиться можно, а в каких случаях не стоит. Вы узнаете, что делать после вуза

Организация рабочего места с точки зрения эргономики

Вроде бы, при чем тут эргономика рабочего места и оценка профессиональных рисков? Где связь? Но грамотно организованное рабочее место повысит эффективность труда, снизит травматизм. И если вы приступили к оценке профессиональных рисков, то стоит разобраться в этом вопросе.

Причем понятие эргономики относится не только к офисным сотрудникам, но и к работе на производстве. Особенно часто повышенный травматизм связан именно с неправильно организованным рабочим местом.

Сегодня в деталях рассмотрим, что такое эргономика рабочего места, как относительно безопасности труда его обустроить. В материале содержатся общие принципы и советы, и преследуется цель – не познакомить со всеми нормативами, а показать пользу и способы реорганизации рабочего пространства.

Эргономика рабочего места

Сперва остановлюсь на определении самого термина эргономика рабочего места — это процесс научной организации труда, направленный на создание оптимальных и безопасных условий труда, совершенствование методов выполнения какой-либо работы с учетом его защищенности жизни и здоровья, комфортности и производительности.

Если упростить, то под эргономикой понимается создание таких условий, в которых работать становится удобней, а производительность повышается. Простейший пример можно привести на офисных работниках, когда размещение на рабочем столе вещей, которые требуются чаще всего (телефон, записная книжка, калькулятор, линейка, степлер).

Не нужно тратить время, чтобы достать их, приходится меньше отвлекаться, вещи не потеряются среди менее востребованных. При перемещении по кабинету у вас исключена возможность падения и травмирования.

Или, к примеру, производственные работники, оборудование и инструмент располагается таким образом, что вероятность позеров, падений на ноги тяжелых предметов сокращается. Организация рабочего места, с точки зрения эргономики – это помимо простейших действий, которые каждый может выполнить сам, более серьезные преобразования, зависящие от работодателей. Например, перестановка мебели в помещении, закупка специальной техники или оборудования.

На уровне бытового опыта мы прекрасно понимаем, как сделать рабочее пространство более удобным, и каждая хозяйка стремится организовать место на своей кухне таким образом, чтобы не ходить и спотыкаться :)

Однако специалисты и эксперты в данной области учитывают гораздо больше факторов, чем обычный человек, так как уже есть опыт и наработки, глаз “наметан”, как говорится. Поэтому их помощь лишней не будет.

Когда нужны преобразования на рабочих местах

Если смотреть, с точки зрения охраны труда, эргономика рабочего места способствует не только лучшей продуктивности, но и снижает риск ошибок и исключает опасности, которые впоследствии ведут к несчастным случаям.

Далеко за примером ходить не нужно, банальное перемещение вещей на нижние полки позволяет обойтись без регулярных подъемов на стул или стремянку. Соответственно, падение с его переломами и ушибами тоже исключаются, также исключается вероятность падения тяжелого предмета на работника, при помещении тяжести на верхнюю полку выше человеческого роста.

В офисе или на производстве всегда найдется что улучшить, ведь идеал недостижим, но как понять, что в текущий момент ситуация далека от оптимальной? Приведу несколько примеров:

  • полки, стеллажи и другие поверхности перегружены вещами, инструментами;
  • приходится регулярно вставать со стула или отходить от рабочего места, чтобы взять какой-то предмет;
  • часто приходится искать нужный инструмент или документы;
  • стол или рабочая зона расположены неудобно относительно окон, источников света, шкафов и т.д.;
  • установлены жесткие стулья, быстро утомляются мышцы, отвлекающие от работ, то же самое с другой мебелью, подобранной не по росту, имеющей выступающие грани или неудобной по другим причинам;
  • мало свободного места, высокая захламленность, приходится тратить время, чтобы его освободить, например, для работы с документами, инструментами и оборудованием;
  • неудовлетворительное освещение рабочей зоны, при которой увеличивается нагрузка на зрение, увеличивается дискомфорт и может служить причиной головных болей;
  • в поле зрения масса отвлекающих внимание предметов – лишние папки на столе, инструменты и заготовки, яркие плакаты и т.д.

Хорошая эргономика рабочего места подразумевает, что вы или другой сотрудник сможет сосредоточиться на своих задачах, имея все необходимое буквально под рукой, затраты времени на переключение между процессами или поиск чего-либо (инструментов, документов) минимальны.

проведу оценку профессиональных рисков за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Методы повышения эргономичности рабочего места

Отсутствие эргономичности для рабочей профессии может повлиять на ухудшение здоровья на рабочем месте, вызывая дискомфорт, боли и какие-либо повреждения и может доходить даже до развития профессиональных заболеваний, например, потерю слуха, из-за постоянного сильного шума. Но частенько есть возможность повлиять на ситуацию и улучшить условия труда, тут бесспорно все зависит от бюджета организации, с этим не поспоришь.

Рассмотрим нахождение в пространстве элементов управления и оборудования – их необходимо располагать по отношению к тому, как часто они используются. Часто применяемые, необходимо размещать в легкодоступных местах, без необходимости наклоняться, дотягиваться к ним.

Отдельного внимания заслуживает деятельность рабочих профессий. При оценке профессионального рисков необходимо обратить внимание на опасности, которые возникают, если не учтена эргономика рабочего места на производстве:

  • правила перемещения грузов, каким образом выполняются эти действия, соблюдается ли разрешенная масса и нет ли возможности использовать тележку;
  • наличие стесненных условий труда, так как возникает опасность разрезания, отрезания острыми кромками незащищенных участков тела;
  • отсутствие достаточной вентиляции на рабочем месте, потому как может возникнуть опасность повреждения органов дыхания частицами пыли;
  • неправильное расположение рабочего пространства на территории здания, с вероятностью наезда на человека.

Итак, перечислять можно долго, но вы можете самостоятельно изучить и проанализировать эргономичны ли у вас рабочие места, достаточно открыть п. 35 Приказ № 438н и понять, могут ли легко возникнуть опасности, которые там перечислены.

И если вы их выявили, то необходимо стремиться к снижению рисков и улучшать эргономику рабочей зоны ваших сотрудников.

Коррекция условий труда

Основные требования к эргономике рабочих мест содержатся в ст. 209 ТК РФ, то есть все понятия, приведенные в этой статье, в комплексе влияют на эргономику. Чем лучше вы соблюдаете требования и нормы Трудового Кодекса, тем благоприятнее обстановка для сотрудников и ниже травматизм.

Если работы выполняются сидя, необходимо отрегулировать высоту рабочего стола или другой поверхности, обеспечить свободное пространство для ног и настроить высоту сидения. В случае когда последнее невозможно, может понадобиться подставка для ног, подобранная индивидуально. У меня есть соответствующая статья, если вас интересует эргономика рабочего места в офисе.

В случае если работа ведется стоя, также регулируется высота рабочей поверхности под рост сотрудника, при отсутствии такой возможности, например, недостаточная высота, применяются подставки. Во время выполнения задач, если рост работника оборот более высокий, то корпус должен наклоняться максимум на 15 градусов и подставка для ног должна иметь рифленую (нескользящую) поверхность и бортик с высотой не меньше сантиметра.

Исследования показывают, что доступность нужных в работе предметов повышает производительность до 20%. Доступность подразумевает соблюдение 3 условий:

  • наличие инструмента неподалеку, возможность быстро его взять;
  • четко определенное место хранения, когда сотрудник всегда знает, где и что лежит;
  • возможность сразу использовать инструмент, не расчищая место под него, как только потребность в инструменте исчезает, он возвращается на место, освобождая свободное пространство.

Это, конечно, требует обучения, привыкания и дисциплинированности, и может начать работать только при поддержке руководства, например, приказ по организации и контроль со стороны специалиста по охране труда и непосредственных руководителей. Но принципы эргономики, и результат от их применения стоят того, чтобы учитывать их в повседневной деятельности.

Основные выводы

Эргономика рабочего места важная вещь в повседневной трудовой деятельности работников, мы вроде бы об этом не задумываемся. Но ведь очень часто из-за несоблюдения минимальных требований возникают профессиональные заболевания, потому как есть отклонения от стандартов.

Если это крупное производство с кучей опасных и вредных производственных факторов, то может быть распространен не только травматизм, но и полная утрата трудоспособности, а также летальные случаи.

Выявление опасностей и улучшение эргономических показателей каждого рабочего места входит в оценку производственных рисков, поэтому выявлять отклонения, анализировать и принимать меры по улучшению условий, прямая обязанность работодателей.

Появились вопросы, а правильно ли обустроены рабочие места в вашей организации? Напишите об этом в комментариях, будем обсуждать. А если вам требуется оценка профессиональных рисков, обращайтесь.

Весь спектр услуг по охране труда

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Эргономика рабочего места в офисе: основные правила

Эргономика – это целая наука, изучающая деятельность человека в совокупности, т.е. с учетом влияния разных факторов, причин, обстоятельств, окружающей обстановки. Дизайнеры часто используют основные правила и законы эргономики. Именно она нередко помогает организовать нужное пространство самым выгодным образом. Таким образом, наука помогает создать комфортные условия для проживания, работы, веселья, отдыха и т.д.

В каждой отдельно взятой сфере жизни есть свои особенности организации пространства, чтобы это было одновременно удобно, безопасно и функционально. Не последнюю роль эти характеристики играют при обустройстве рабочего места в офисе, в котором мы проводим подчас большую часть своего времени. Производительность труда, высокие показатели зависят от правильного распределения рабочего времени, четкого зонирования рабочего пространства. Поговорим об этом в нашей статье.

Основные составляющие эргономичного рабочего места

подходит мебель под ваш рост или нет;

насколько удобно сидеть на стуле;

обладают ли мобильностью отдельные предметы мебели или с места абсолютно ничего не сдвинешь;

есть ли шероховатости, за которые вы всегда цепляетесь, и это вас раздражает;

позволяет ли расстановка в вашем офисном кабинете спокойно перемещаться по офису;

в какой цветовой гамме выполнена отделка, возможно, это не ваш цвет.

Главные принципы эргономики в зоне рабочего места

Чтобы организовать рабочее место, которое будет способствовать нужному настрою, необходимо соблюдать главные условия:

рациональность, т.е. деление на зоны должно быть такое, чтобы работник ощущал себя комфортно и надежно;

правильный подбор мебели, при котором учитываются все физиологические особенности человека, работающего здесь;

если в помещении находится не один сотрудник, то расстояние между рабочими местами должно быть спланировано так, чтобы работники не мешали друг другу при передвижении, деловых разговорах;

все необходимое для работы должно находится на расстоянии вытянутой руки;

особое внимание требуется уделить освещению, которое устраивается таким образом, чтобы тень от руки, тела не заслоняла рабочую поверхность;

большое внимание стоит уделить как столу, так и креслу; от жестких и неудобных стульев лучше отказаться сразу, а высота стола должна позволять удерживать локти ниже грудной клетки;

офисный стиль – это строгость, не отвлекающая и не расслабляющая;

для поддержания командного корпоративного духа офис должен максимально отражать основные приоритеты компании.

Планировка рабочего места

Здесь выделяются несколько типов, каждый из которых имеет свои особенности:

закрытая планировка, или кабинетная, предполагает наличие отдельного помещения для каждого сотрудника;

открытая объединяет в одном пространстве сразу нескольких работников;

комбинированное помещение включает в себя обе планировки: часть сотрудников находится в отдельных кабинетах, другая – в объединенном помещении.

Закрытую планировку чаще всего используют в том случае, если требуется максимальная сосредоточенность, умственный труд. Открытая предусматривается тогда, когда необходима командная работа, например, создание творческих проектов.

Закрытые помещения в комбинированных планировках обычно занимает администрация, бухгалтерия, кадровые отделы.

Конечно, в любом офисе должно организовываться отдельное помещение для собеседований, совещаний, переговоров, деловых встреч.

Мебель для рабочего места

Неотъемлемой частью являются места для хранения канцелярских принадлежностей, папок, деловых бумаг, т.е. всего того, без чего нельзя представить современный офис. Хранение может быть организовано несколькими способами:

Настольное хранение не должно занимать основную часть столешницы. Это могут быть небольшие органайзеры, лотки, подставки. Немного сложнее по конструкции остальные типы. Подстольная часть может сразу входить в конструкцию стола: выдвижные ящики, выкатные тумбы, шкафчики с открытыми и закрытыми полками. Над столом чаще всего навешивают открытые полочки, но расположить их нужно так, чтобы дотянуться до них можно было, не вставая с рабочего места.

Отдельного обсуждения заслуживают самые разнообразные шкафы и стеллажи. Прежде всего, они должны быть разными по высоте, размерам, конструкции, со стеклянными вставками и глухие, возможно наличие и открытых полок, и закрытых одновременно.

Чтобы хоть иногда подниматься с кресла и подвигаться, можно организовать зону кофе-брейка с высокими барными столами, за которыми выпить кофе придется стоя. В таком случае чаепитие не будет занимать сотрудников слишком долго, но в то же время позволит немного отдохнуть от рутинной работы.

Освещение рабочей зоны

Из существующих видов света для офисного рабочего места подходит нейтральный или даже немного холодноватый. Теплый свет, больше предназначенный для столовых и зон отдыха, будет расслаблять, а не настраивать на рабочий лад. Отлично подойдут светодиодные светильники, которые не только создадут правильное освещение, но и значительно сэкономят расходы компании на электроэнергию.

Цветовая гамма в офисе

Выстраивая и создавая комфортное рабочее место, нужно помнить о влиянии цвета на человека. Здесь поможет психология цвета. Начнем со стен.

Самыми спокойными и нейтральными считаются оттенки серого, бежевый, светло-зеленый. Абсолютно не раздражают, но со временем могут вызвать плохое настроение и отсутствие работоспособности. Нейтральные цвета обязательно надо немного разбавлять.

Цвет стен в офисе без окон в современном стиле

Голубой цвет, иногда переходящий в серый, – отличное решение. Он вызывает желание работать, повышает тонус организма в целом, заставляет быть сосредоточенным и внимательным.

Яркий и вдохновляющий интерьер офиса в голубых тонах

Благородные коричневые тона – почти классика. Использовать можно от самых светлых оттенков до контрастных темных. Он создает некое ощущение защищенности. Но, как и серые цвета, должен быть обязательно разбавлен акцентами.

Мебель для домашнего офиса в современном стиле

Вполне допустимы яркие и насыщенные цвета, например, красный, оранжевый, желтый, если в офисе занимаются творческой деятельностью. Такие краски возбуждают нервную систему, заставляют думать креативно и буквально заваливать интересными идеями.

Читайте также: