Атеизм в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Противопоставление атеизма теизму имеет смысл только в том случае, если под теизмом имеется в виду вера в Бога, а не разновидность религиозно-философского направления.

  • по феноменологическому и социологическому основанию - атеизм индивидуально-личностный и атеизм групповой или коллективный;
  • по принадлежности к теоретической или практической деятельности - атеизм теоретический (по преимуществу философский) и атеизм практический (выражающийся в отрицании Бога и Церкви в действиях одного человека или группы и т. н. государственный атеизм, с его законодательной системой и правовой практикой); в свою очередь практический атеизм может быть разделен на пассивный (отсутствие веры, отрицание бытия Бога) и активный (борьба с верой, религией и Церковью).

Парадокс теоретического атеизма заключается в том, что, ставя религиозный вопрос, существует ли Бог, он пытается найти ответ в философии, неспособной вне отношения к религии разрешить эту проблему. Исключением является собственно религиозная философия, опирающаяся на веру в Бога и опыт религиозной жизни.

Древнегреческий атеизм

Священное Писание и раннехристианская литература

Средние века

Эпоха Возрождения

Взаимные обвинения в безбожии католиков и протестантов, продолжавшиеся длительное время в связи с Реформацией, объяснимы конфессиональной враждой и не имели под собой строгого теоретического обоснования.

Новое время

В новоевропейской философии XVII-XVIII веков, проникнутой идеями рационализма и ориентированной на научное (эмпирическое) познание законов природы, идеалом которого становится механико-математическое естествознание, наиболее близкими к атеизму оказываются пантеизм, деизм и материализм. Традиции пантеизма продолжает Б. Спиноза (1632-1677), философ, прослывший атеистом в общественном мнении своей эпохи, несмотря на то, что учение о Deus sive natura (Боге или природе) было главным в его философии. Этому представлению об атеизме Спинозы в немалой степени содействовали, с одной стороны, его разрыв с традиционным иудаизмом, а с другой - его отрицание Боговоплощения, неприятие Иисуса Христа как воплотившегося Слова (с. 629-631), толкование Библии в качестве литературно-исторического памятника.

Эпоха Просвещения

XIX век

XX век

Атеизм в России

Теоретический атеизм в России в силу особенностей ее религ. и исторического пути получает распространение лишь в XIX веке. Истоки большинства атеистических учений в России берут свое начало в европейской философии XVIII-XIX вв. Сначала французские просветители и энциклопедисты, затем Прудон, Фейербах и Маркс, последовательно сменяя друг друга, становятся властителями дум оппозиционно настроенной интеллигенции в России, а через нее приобретают известность в самых различных слоях общества. Для нескольких поколений русских революционеров до появления марксизма особое значение в социальных науках имели воззрения Р. Оуэна, Ш. Фурье и Прудона, в философии - антропологическое учение Фейербаха, вульгарный материализм и позитивизм. Основные идеи Фейербаха - понимание человека из природы и объяснение религии из чувства зависимости человека от мира - в русской обличительной философской и публицистической литературе воспроизводились в разных вариациях и, как правило, связаны с завуалированной критикой религии, христианской этики и христианских представлений о человеке и его отношении к Богу.

  1. в продумывании до крайних пределов той или иной атеистической концепции, независимо от радикальности следующих из нее выводов и отрицаний;
  2. в превращении атеизма в целостное мировоззрение и жизнепонимание, в некую разновидность веры;
  3. в немедленном практическом применении на деле этой веры.

Возможно, этими обстоятельствами объясняются весьма условные границы между теоретическим и практическим атеизмом в России и почти неизбежная трансформация теоретической позиции в политическую.

История атеизма в России, если иметь в виду его активные формы, тесно переплетена с историей политической борьбы, атеистическая составляющая присутствует во всех политических движениях, поставивших своей целью низвержение монархии.

Н. Г. Чернышевский (1828 - 1889), родившийся в семье священника, какое-то время сочетал искреннюю веру в Бога с любовью к сочинениям Фурье и Оуэна; затем увлекся чтением Фейербаха, из которого знал наизусть целые страницы. Автор большого количества социально-политических и экономических работ, Чернышевский не оставил специальных сочинений, посвященных обоснованию атеизма, о его атеизме можно судить на основании его общей материалистической концепции природы, учения о человеке и обществе, в которых отсутствует какое-либо упоминание Бога, а сами теории свидетельствуют о том, что, согласно убеждениям Чернышевского, нет никакой иной реальности, кроме существующего во времени мира.

Проблема атеизма в русской религиозно-философской и богословской литературе XIX-XX веков

Октябрьский переворот и последовавшая за ним социальная катастрофа вновь заставили обратиться к теме атеизма, в частности к вопросу о его роли в этих событиях.

Атеизм в СССР

В СССР атеизм стал не только государственной идеологией, но и составной частью политической практики. Можно выделить следующие направления в развитии атеизма в СССР: 1) продолжение теоретического обоснования атеизма; 2) создание правовой базы для ограничения деятельности (в некоторые периоды - вплоть до ликвидации) религиозных организаций; 3) конкретные мероприятия государства и атеистической части общества по борьбе с религией и религиозными организациями. Главная особенность советского государственного атеизма - партийное руководство всей атеистической работой [51].

Атеизм в постсоветской России

Весьма объективны исследования группы С. Филатова, Д. Фурмана (1990-1992) и российско-финской группы [53], осуществлявших специализированные социологические исследования в рамках Всемирной программы изучения ценностей [54]. По данным исследований 1990-1992 гг., атеистов в 1990 г. было 16%, в 1991 г.- 11, в 1992 г.- 8%. По данным исследования 1996 г., атеистами именовали себя 6% опрошенных, причем среди атеистов 70% - мужчины. Большинство атеистов - люди в возрасте от 40 до 60 лет. Опросы также продемонстрировали, что в ценностных суждениях атеистов присутствует оттенок релятивизма, граничащего с гедонистическим аморализмом. Так, если с утверждением, что есть абсолютные критерии добра и зла, согласились только 35% атеистов, то с противоположным утверждением, что добро и зло зависят от обстоятельств, согласились 54%. С утверждением, что цель жизни - получить от нее все самое лучшее, оказались согласны 43% атеистов [55].

Значительная часть атеистических интернет-проектов - экстремистской антицерковной и антихристианской направленности, часть которых открыто исповедует сатанизм.

События 1990-х годов показали, что в условиях формирования в России гражданского общества атеизм мимикрирует, приобретая новые формы и стремясь легализоваться как общественная сила.

Статистика

  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 137 млн. атеистов, что составляет около 2% от населения планеты [57].

Цитатник

Когда человек поворачивает свое лицо к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели. Когда человек окончательно отрекается от Бога и словом, и сердцем, он уже ничего не способен создать и сделать, что не служило бы к его полному разрушению, и телесному, и душевному. Потому не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире [58].

Литература

  • Wilamowitz-Möllendorf U., von. Ein Bruchstück aus des Schrift Porphiyrius geg. die Christen // ZNW. 1900. Bd. 1; СДХА.
  • ФРГФ. Ч. 1;
  • Маковельский А. О. Софисты. Баку, 1940-1941. Вып. 1-2;
  • Цицерон Марк Туллий. О природе богов // он же. Философские соч. М., 1985;
  • Секст Эмпирик. Против ученых // Соч.: В 2 т. М., 1976. Т. 2;
  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. М., 19862;
  • Эпикур. Письмо к Менекею // Лукреций. О природе вещей. М.; Л., 1947. Т. 2;
  • Пиндар, Вакхилид. Оды: Фрагменты / Пер. М. Л. Гаспарова. М., 1980;
  • Эсхил. Трагедии / Пер. С. Апта. М., 1978;
  • Софокл. Драмы / Пер. Ф. Ф. Зелинского. М., 1990;
  • Платон. Законы // Соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 4;
  • Соловьев В. С. Жизненная драма Платона // Соч. СПб., 1913. Т. 9
  • Анонимные атеистические трактаты: Бич веры. Мысли Спинозы. О трех обманщиках. М., 1969;
  • Бруно Д. Диалоги. М., 1949;
  • он же. Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914;
  • Помпонацци П. Трактаты о бессмертии души. М., 1990;
  • Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954;
  • Свободомыслие и атеизм в древности, в Средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986.
  • Спиноза Б. Избр. произв.: В 2 т. М., 1957. Т. 2;
  • Английские материалисты XVIII в.: В 3 т. М., 1967-1968;
  • Бейль П. Исторический и критический словарь: В 2 т. М., 1968;
  • Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 19962;
  • Вольтер Ф. М. Бог и люди: В 2 т. М.,1961;
  • он же. Философский словарь // Философские соч. М., 1988;
  • Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании. М., 1913;
  • Ламетри Ж. Человек-машина // Соч. М., 1976;
  • Дидро Д. О достаточности естественной религии // Соч.: В 2 т. М., 1986. Т. 2;
  • Гельвеций К. А. Соч.: В 2 т. М., 1973-1974;
  • Французские просветители о религии: Сб. М., 1960;
  • Гольбах П. А. Избр. произв.: В 2 т. М., 1963.
  • Штраус Д. Жизнь Иисуса. М., 1992;
  • Bauer B. Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker. Zürich, 1841-1842. Bd. 1-3;
  • idem. Das entdeckte Christentum. Zürich, 1843;
  • Конт О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении. СПб., 1910;
  • Гюйо М. Иррелигиозность будущего. М., 1909;
  • Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии религии // Философия религии: В 2 т. М., 1977. Т. 2;
  • Фейербах Л. История философии Нового времени // История философии: В 3 т. М., 1967;
  • он же. Избр. философские произв.: В 2 т. М., 1955. Т. 2;
  • Штирнер М. Единственный и его собственность. СПб., 1906;
  • Маркс К., Энгельс Ф. Об атеизме, религии и церкви: Сб. М., 1971;
  • Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1996. Т. 1;
  • он же. Воля к власти // ПСС. М., 1912. Т. 9;
  • Прудон П. Ж. Что такое собственность? М., 1919.
  • Рассел Б. Почему я не христианин? М., 1987;
  • Сартр Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 319-344;
  • Камю А. Бунтующий человек. М., 1990;
  • Фрейд З. Избранное. Л., 1969. Т. 1;
  • он же. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия. М., 1993;
  • Фромм Э. Догмат о Христе. М., 1998;
  • он же. Психоанализ и религия // Сумерки богов. С. 143-221;
  • Древс А. Миф о Христе. М., 1923-1924;
  • он же. Происхождение христианства. М., 1930;
  • Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994;
  • Bloch E. Gesamtausgabe. Fr./M. 1968. Bd. 14: Atheismus im Christentum.
  • Пестель П. И. Русская Правда: 2 ред. // Восстание декабристов: Док-ты. М., 1958. Т. 7;
  • Барятинский А. П. О боге // Избр. социально-политические и философские произв. декабристов. М., 1951. Т. 2. С. 437-440;
  • Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1960. Т. 20. Кн. 1;
  • он же. Об атеизме, религии и церкви. М., 1976;
  • Огарев Н. П. Избр. социально-политические произв. М., 1952-1956. Т. 1-2;
  • Бакунин М. А. Собр. соч. и писем. М., 1934-1935. Т. 1-4;
  • он же. Бог и Государство. Пг., 1919;
  • Белинский В. Г. ПСС. М., 1953-1959. Т. 1-13;
  • Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1955;
  • Чернышевский Н. Г. Избр. философские соч. М., 1938;
  • Добролюбов Н. А. О религии и церкви. М., 1960;
  • Писарев Д. И. ПСС: В 6 т. СПб., 1894;
  • Д. И. Писарев об атеизме, религии и церкви. М., 1984;
  • Ткачев П. Н. Соч.: В 2 т. М., 1975-1976;
  • Лавров П. Л. Философия и социология: Избр. произв.: В 2 т. М., 1965;
  • Плеханов Г. В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры. М., 1977;
  • Луначарский А. В. Об атеизме и религии: Сб. М., 1972;
  • Ленин В. И. О религии и церкви: Сб. М., 1966;
  • он же. Об атеизме, религии и церкви. М., 1969;
  • Деятели Октября о религии и церкви. М., 1968.
  • Прокопович Ф. Рассуждение о бессмертии. М., 1784;
  • Гогоцкий С. С. Философский Лексикон: В 4 т. М., 1857. Т. 1. С. 215-219;
  • Достоевский Ф. М. ПСС: В 30 т. Л., 1976;
  • Кудрявцев-Платонов В. Д. Соч. Серг. П., 1893-1894. Т. 2;
  • Соловьев В. С. Собр. соч.: В 10 т. СПб., 1911-1914;
  • Страхов Н. Н. Письма о нигилизме // Борьба с Западом в нашей литературе: В 3 кн. СПб., 1890. Кн. 2;
  • Гиляров-Платонов Н. П. Откуда нигилизм? М., 1904;
  • Беляев А. Д. О безбожии и антихристе. М., 1898. Ч. 1;
  • Трубецкой С. Н. Учение о Логосе в его истории. М., 1906;
  • Кожевников В. Отношение социализма к религии вообще и к христианству в частности. М., 1908;
  • он же. Религия человекобожия у Фейербаха и Конта. Серг. П., 1913;
  • Флоренский П., свящ. Соч.: В 4 т. М., 1994. Т. 1;
  • Булгаков С. Н. Автобиографические заметки. П., 1991;
  • он же. Два Града. М., 1911. Т. 1-2;
  • Вехи: Сб. ст. о рус. интеллигенции. М., 1909;
  • Из глубины: Сб. ст. о рус. революции. М.; Пг., 1918;
  • Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1918;
  • Введенский А. И. Судьба веры в Бога и борьба с атеизмом // Мысль. Пг., 1922. № 2;
  • Бердяев Н. А. Философия неравенства. П., 1970;
  • он же. Истоки и смысл русского коммунизма. П., 1955;
  • он же. Истина и Откровение. СПб., 1996;
  • Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. П., 1981.
  • Ланге А. История материализма. СПб., 1881-1883. Т. 1-2;
  • Корсунский И. Н. Судьбы идеи о Боге в истории религиозно-философского миросозерцания Древней Греции. Х., 1890;
  • Рихтер Р. Скептицизм в философии. СПб., 1910. Т. 1;
  • Шпет Г. Очерк развития русской философии. Пг., 1922;
  • Mauthner F. Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande: In 4 Bd. Stuttg.; B., 1920-1923;
  • Маутнер Ф. Атеизм в эпоху Великой Французской революции. Л.; М., 1924;
  • Lubac H. de. Le drame de l'Humanisme athée. P., 1945;
  • Heidegger M. Nietzsche: Pfullingen, 1961. Bd. 1-2;
  • Федотов Г. П. Трагедия интеллигенции // Полн. собр. статей. П., 1967. Т. 1;
  • Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века: Пер. с англ. П., 1974;
  • Кюнг Г. Существует ли Бог?: Пер. с нем. Б. м., 1982;
  • Langthaler R. Kritischer Rationalismus: Eine Unters. zu Aufklärung u. Religionskritik in der Gegenwart. Fr./M.; N. Y., 1987;
  • Зеньковский В. В. История русской философии. П., 1989. Т. 1-2;
  • Scepticism and Irreligion in the Seventeenth and Eighteenth Centuries / Ed. R. H. Popkin, A. Vanderjagt. Leiden, N. Y., 1993.
  • Религия и политика в посткоммунистической России / Отв. ред. Л. Митрохин. М., 1994;
  • Каариайнен К., Фурман Д. Верующие, атеисты и прочие: (Эволюция российской религиозности) // ВФ. 1997. № 6;
  • Гинзбург В. Разум и Вера // Вестн. РАН. 1999. Т. 69. № 6. С. 546-552;
  • Козлова М. Теология в светских вузах? // НГ-религия. 2000. 7 марта;
  • Общественное мнение-2000. М., 2000;
  • Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. М.; СПб., 2000;
  • Элбакян Е. С., Медведко С. В. Верующие в России: Социально-экономическая ситуация и отношение к рыночным реформам;
  • Перестало ли РГО быть приверженным светскому гуманизму?: (Из материалов семинара РГО 27-29 июля 2001 г.);
  • Гуманизм и/или атеизм: (Из материалов семинара РГО 27-29 июля 2001 г.);
  • Журавский А. В. Проблемы и перспективы светского теологического образования в России

Использованные материалы

[4] Diels. B 4; см. также А 23

[5] IX 1. 58; см.: Epicurus. Epist. ad Menoeceum. 123

[6] De civ. Dei. VI 7

[8] De vera religione. I 1

[9] Wilamowitz-Möllendorf. Ein Bruchstück. S. 101

[11] Legat. pro Christian. 10. 1

[12] Ad Autol. III 7-8

[14] Ad nationes I 10

[16] De incarn. Verbi 14

[17] Or. contr. gent. 46

[19] Соч. Т. 2. С. 93, 354

[28] Маркс К., Энгельс Ф. ПСС. М., 1955-19812. Т. 1. С. 98; Т. 20. С. 639

[31] Воля к власти. С. 13

[37] Бог и Государство. С. 19

[38] Бог и Государство. С. 21

[39] Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. С. 424-425

[40] Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. С. 389

[41] Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. С. 496

[45] Два Града. Т. 1. С. 10

[46] Два Града. Т. 1. С. 67

[47] Два Града. Т. 1. С. 100

[51] См.: Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период // ПЭ. Т. РПЦ. С. 179-190

[52] Элбакян, Медведко. Верующие в России

[53] Академия Финляндии и РАН, 1996

[54] World Values Survey

[55] Каариайнен, Фурман. Верующие, атеисты и прочие

[56] Здравый смысл. 2000. № 16

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

News image

Вчера на открытии традиционных Рождественских образовательных чтений (они были перенесены в связи с выборами нового гл.

Бог за науку

News image

Сегодня отмечается 200-летие со дня рождения Чарльза Дарвина. Накануне юбилея католическая церковь заявила, что эволюц.

Богословие государственного образца

News image

Минобрнауки приравняло богословов к светским ученым. Три духовные семинарии получат государственную лицензию, аналогич.

Установка фундамента. Дорого

News image

Если верить СМИ, то фундаменталистов среди нас все больше. Исламских, православных — всяких. Число их множится с кажды.

Главная Статьи Атеизм в России

Атеизм в России

Атеизм в России получил распространение только в конце девятнадцатого столетия. Это объясняется исторически сложившейся политической и религиозной ситуацией в обществе. От язычничества русский народ сразу перешел в православие, ему просто не дали возможности сознательного выбора.

Фейербах и Маркс по праву стали настоящими гениями эпох прихода атеизма в Россию. Поначалу атеизм проявлялся в завуалированной критике религии и церкви, но позже приобрел открытый характер. Русский атеизм девятнадцатого века характеризовался крайностями в суждениях, к которым приходили после длительных размышлений над тезисами мирового атеизма. Кроме того, атеизм в России приобрел характерные черты религии, так как стал не просто мировоззрением и течением в философии, но и целым жизнепониманием. Это объясняется тем, что нард привык верить в бога или богов, привык к вере как таковой, поэтому стремился переложить полученный опыт на новое и не вполне понятное – на атеизм.

Развитие атеизма в России тесно переплетено с политической борьбой против царизма и за социализм

Нигилисты

Одними из ярых представителей атеизма были так называемые нигилисты. Хоть по своей сути нигилизм не обязан был отрицать существование высших сил или бога, русские нигилисты занимались именно этим, беспощадно громя церковь своими высказываниями и трудами. Такими нигилистами принято считать Чернышевского, Белинского.

Двадцатый век принес России тотальную пропаганду атеизма, позволив ему свободно существовать и развиваться. С одной стороны для представителей атеистического течения и мировоззрения это было полезным, но с другой - вредным. Если раньше религия и церковь в стране находились под властью царя, то теперь под властью партии оказался сам атеизм. В таких условиях он не мог развиваться по собственным законам и гармонично. Тем не менее, именно этому периоду в истории России атеизм обязан своим дальнейшим существованием и популярностью.

Илья М.— школьный учитель биологии в маленьком уральском городке. На своих уроках он рассказывает о происхождении человека и всего живого мира с точки зрения дарвинизма.

А когда родители шестиклассников начали возражать против присутствия православного священника на уроках истории, Коцерову уволили: начальство решило, что это она таким образом настроила родителей.

По словам Коцеровой, в конфликте на стороне чиновников управления образования принимали участие заместитель главы районной администрации по социальным вопросам и местное православное духовенство.

Пострадавшие за неверу

Соколовского приговорили к трем с половиной годам лишения свободы условно. При оглашении приговора судья подчеркнула: " Соколовского судят не за использование телефона в храме, а за преступления экстремистской направленности, совершенные по мотивам вражды и ненависти, за нарушение права на свободу совести и вероисповедования".

Психолого-лингвистическая экспертиза признала слова Краснова оскорблением религиозных чувств верующих. Состоявшаяся в ходе уже судебного разбирательства повторная экспертиза факт оскорбления подтвердила.

Самого Краснова на месяц упекли в психушку на комплексную судебно-психиатрическую экспертизу, которая отклонений не выявила.

Но есть и реальный срок.

Фото было снабжено его матерной оценкой умственных способностей людей, рискующих здоровьем ради религии.

Атеисты, помалкивающие о своих воззрениях в соцсетях, могут себя чувствовать гораздо спокойней — им не грозит уголовное дело, и на работе они могут не притворяться верующими.

Но есть две категории граждан, которым притворяться все-таки приходится.

Между репрессиями и перегибами

В СССР с религией боролись весьма неровно. 1920–1930-е годы были эпохой воинствующего атеизма, когда священников и верующих активистов, как носителей враждебной идеологии, бросали в лагеря и уничтожали физически.

Первоначальное название музею вернули в 1990 году. А в 1991 году закрылся координационный орган антирелигиозной пропаганды в СССР — Институт научного атеизма.

В неравной борьбе

Когда я учился в МГИМО, курс религиоведения нам читал диакон Андрей Кураев. Это была чистая пропаганда православия. И я почувствовал, что меня оболванивают.

Судя по количеству слушателей на лекциях по научному атеизму, спрос на него есть. На платные лекции исследователя современного православия Константина Михайлова набиваются полные аудитории.

Не боюсь сказать

С большой настороженностью отнеслась к теме атеизма и администрация ГМИР, когда мы попросили разрешения сфотографировать остатки советской антирелигиозной экспозиции: упоминаний в любом контексте нового атеизма музей не хочет.

По мнению блогера-атеиста Дмитрия Чернышева, пропаганда атеизма пока еще возможна:

«На меня заявления писали многократно,— рассказывает Александр Невзоров.— Свою позицию я высказываю не только у себя в блоге, в интернете, но в передачах на радио, телевидении. Но я профессионал, хорошо знаю законы. Допустим, я сказал “бог — идиот”, но я не конкретизировал, какого конкретного бога я имел в виду.

Пока, чтобы спокойно быть атеистом в медийной сфере, необходимо иметь определенный уровень подготовки. Все остальным я рекомендую не лезть в захваченное террористами здание — оставьте его штурм спецназовцам.

Атеисти́ческое движе́ние в Росси́и состоит из ряда общественных организаций и неформальных объединений, общей целью которых является защита светского характера общества, отстаивание интересов неверующих граждан, противодействие клерикализации общества, публичная критика религии в целом и защита атеизма как полноценного мировоззрения, имеющего права на существование.

Содержание

Направления деятельности

Основными направлениями деятельности атеистических организаций в России являются:

Образовательные задачи

Эта группа задач направлена на выработку у как можно большей части населения логического мышления и адекватных представлений о современных научных знаниях, а также критического подхода к непроверенным опытом сведениям.

  • Критика религии с позиции научного метода (см. научный атеизм), вскрывающая её несовместимость с научным подходом к пониманию устройства мира [1] . естественнонаучных знаний, входящих в конфликт с традиционными религиями (например, по теории эволюции) или истории возникновения Земли (см. Возраст Земли).
  • Популяризация знаний по религиоведению (в частности, библеистике) и истории религий, раскрывающих происхождение религий, как представлений, созданных человеком [2] .

Общественно-политические задачи

Эта группа задач направлена на защиту светского характера общества. Поскольку наиболее распространенной религией в России является православие, а наиболее влиятельной религиозной организацией — Русская православная церковь, то основная активность атеистических организаций направлена на противодействие приобретению РПЦ влияния в различных сферах деятельности государства и общественной жизни [3] .

Правовая основа деятельности

В своей деятельности атеистические организации опираются на следующие законодательные нормы:

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

5. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: . 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. 2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, - прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. По просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться отсрочка от призыва на военную службу и освобождение от военных сборов.
5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Методы действия

В связи с тем, что большинство атеистических организаций являются интернет-объединениями, их деятельность осуществляется в сети Интернет:

  • Публикация материалов на сайтах в интернете.
  • Ведение дискуссий на интернет-форумах.
  • Написание открытых писем в органы власти и государственным чиновникам[9] .
  • Деятельность в социальных сетях.

Однако есть организации, публикующие также печатные материалы.

Состав движения



Кроме того, вопросами защиты права на свободу вероисповедания занимается Российское гуманистическое общество.

В сентябре 2010 г. начало свою работу общественное объединение по продвижению секуляризма в России. В планах объединения - создание юридического лица в виде общественного фонда и проведение кампаний, аналогичных западным.

Читайте также: