Музыка революции искусство общество и власть в 1917 1922 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Общие условия развития культуры. Октябрьская революция и гражданская война в России до предела обострили международную обстановку, усилили политический и экономический кризис внутри страны.

Одной из важнейших составляющих политики советской власти была провозглашена культурная революция. В конечном счете, она преследовала две основные задачи: приобщение к культуре широких слоев населения; организация культуры таким образом, чтобы она показывала преимущества нового строя.

Советская власть спешила доказать, что революция произошла в интересах народа. Первые декреты были направлены на ус­тановление демократических институтов власти, ликвидацию неравенства по национальному признаку, раскрепощение женщины. Из подвалов и лачуг семьи трудящихся переселяли в особняки заводчиков, дворян, купцов, духовенства. Вводится социальное страхование, принимаются законы по охране труда, бесплатной медицинской помощи.

Школы, библиотеки, музеи, театры, институты, лаборатории, художественные галереи, клубы, все богатство культуры объявляется народным достоянием. Уже в 1917 г. были национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата, частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева. Активно создавались новые музеи: в некоторых усадьбах – музеи быта (имения Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых), игрушки, изящных искусств, мебели (Александровский дворец Нескучного сада), Морозовского фарфора, живописи, антирелигиозные экспозиции. Всего только с 1918 по 1923 гг. было открыто 250 новых музеев.

В феврале 1921 г. появился декрет об изъятии церковных ценностей. Закрывались монастыри. К монахам, проявлявшим недовольство, приме­нялись суровые санкции карательных органов. По неполным данным за первые годы советской власти было уничтожено 360 тыс. церковнослужителей.

Вообще в годы революции появилось немало мягко говоря странных имен, мода на которые очень быстро прошла. Популярными были имена типа – Революция, Диктатура, Гегемона, Ледат (Л.Д. Троцкий), Вилен (В.И. Ленин), Вектор (Великий коммунизм торжествует), Тролезин ( Троцкий, Ленин, Зиновьев), Ясленик ( Я с Лениным и Крупской).

Результатом такой политики стала массовая эмиграция представителей русской культуры. Потери были весьма ощутимы. Страну покинули химик П.И. Вальден, историки Н.П. Кондаков, П.Г. Виноградов, выдающийся авиаконструктор И.И. Сикорский, крупный механик С.П. Тимошенко, один из создателей телевидения В.К. Зворыкин и многие другие крупные ученые.

Власти старались привлечь на свою сторону представителей прежней российской интеллигенции. Правда, только тех, кто мог принести пользу в области естествознания, техники, практического производства. Изыскивались средства на материальную поддержку ученых.

Большое внимание уделялось и улучшению материальной базы научно-исследовательской деятельности. Отпускаются необходимые средства Институту экспериментальной медицины, Институту труда и другим научным учреждениям. За годы гражданской войны было создано много новых научных подразделений, среди которых следует назвать Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) под руководством профессора Н.Е. Жуковского, радиолабораторию в Нижнем Новгороде (руководитель – М.А. Бонч-Бруевич), оптический, физический, физико-технологический институты.

Судьба не технической интеллигенции оказалась куда более драматичной. В 1921 г. была репрессирована профессорская группа, так называемой Петроградской боевой организации, куда попали люди никаких террористических действий против власти не принимавшие, в т.ч. был расстрелян поэт Н. Гумилев, активно помогавший советской власти.

Образование. До октябрьских событий 19 1 7 года три четверти населения страны оставались безграмотными. Особенно удручающее положение было в национальных окраинах: неграмотных таджиков насчитывалось 99,5%, киргизов – 99,4%, якутов – 99,3%, узбеков – 98,4%. Поэтому органы управления культурой видели свою основную задачу в ликвидации неграмотности.

По всей стране, включая самые отдаленные уголки появляются школы грамоты, избы-читальни, кружки по ликвидации безграмотности. Обучение ведется за счет государства. Всех слушателей освобождали от работы на два часа с сохранением заработной платы. Советам предоставлялось право привлекать все г ражданские слои населения к обучению неграмотных в порядк е тру д овой повинности.

Резкие изменения произошли и в системе высшего образования. В основном они заключались в его пролетаризации. В августе 1918 г. были введены новые правила приема в вузы. Для привлечения в состав студентов рабоче-крестьянской молодежи этими правилами отменялись вступительные экзамены, плата за обучение, устанавливались стипендии для студентов из пролетарских слоев.

Для того чтобы облегчить учебу молодежи, не обладавшей необходимым уровнем первоначальной подготовки и не имевшей базового среднего образования, в стране создаются так называемые рабочие факультеты (рабфаки) – общеобразовательные учебные заведения, осуществляющие подготовку в вузы. Несмотря на трудности, связанные с гражданской войной, мероприятия большевиков в области высшего образования привели к тому, что число вузов к 1920 году увеличилось почти в 2,5 раза, а количество обучающихся в них студентов удвоилось по сравнению с довоенным временем. Особое внимание уделялось подготовке преподавательских кадров. Открывались учительские курсы, педагогические институты.

В учебные программы, как школ, так и вузов вводился обязательный блок марксистских дисциплин. Преподаватели и профессора, не разделявшие коммунистических убеждений, увольнялись. Нередко на их место выбирались или назначались лица, фанатично преданные Советской власти, но не имевшие высшего образования. Все это не могло не оказать влияния на качественный уровень подготовки учащихся школ и студентов. Весной 1922 г. профессорами и преподавателями ряда вузов были организованы забастовки протеста, вызванные реформой. Вскоре из крупнейших вузов Москвы, Петрограда, Киева были уволены и высланы за границу 150 профессоров.

Сторонники последней тенденции сплотились вокруг Пролеткульта (объединение культурно-просветительных организаций пролетариата), сформировавшегося в сентябре 1917 г. К 1920 г. в его составе насчитывалось около 400 тысяч человек. В 1918–1923 гг. выходило более 30 пролеткультовских журналов. Ни одно из художественных объединений того времени не могло соперничать с ним в размахе издательской деятельности.

Поначалу, предельно совпали интересы руководителей партии большевиков и В. Маяковского. В его стихах многократно упоминаются Ленин, Дзержинский, Рыков, Сталин. Маяковский создал группу ЛЕФ – левый фронт искусств, к которому тяготели композитор Шоста­кович, режиссеры Эйзенштейн, Мейерхольд.

Большинство русских литераторов относились, мягко говоря, с опаской к новшествам. Атмосфера непримиримости, неуступчивости, попирание общечеловеческих ценностей приводили в отчаянье поэтов и писателей. З. Гиппиус предрекала:

Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,

Смеются пушки, разевая рты.

И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,

Народ, не уважающий святынь!

Экранизировались классические произведения, но только те, которые показывали бесправие трудящихся в царской России. М. Горький составил детальный план инсценировок по истории культуры и сам написал сценарий из жизни первобытного общества. Главное место занимали, конечно, агитационные фильмы.

В агитационно-инструкторские поезда ВЦИКа обязательно включались киновагоны и автокинопередвижки. Для населения фильмы демонстрировали бесплатно.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Культура страны Советов в 1917-1922 гг. Автор: Юртина Мария Владимировна, уч.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура страны Советов в 1917-1922 гг. Автор: Юртина Мария Владимировна, уч.

Культура страны Советов в 1917-1922 гг. Автор: Юртина Мария Владимировна, учитель истории, обществознания

На призывы партии к сотрудничеству первыми откликнулись ПОЭТЫ ХУДОЖНИКИ В.

На призывы партии к сотрудничеству первыми откликнулись ПОЭТЫ ХУДОЖНИКИ В.В.Маяковский А.А.Блок И.И.Машков П.В. Кузнецов Р.Р.Фальк СКУЛЬПТОРЫ А.Т.Матвеев С.Т.Коненков АРХИТЕКТОРЫ И.В.Жолтовский В.А.Щуко Л.В.Руднев

Отличительная черта первых послереволюционных лет – выход искусства на улицу.

Отличительная черта первых послереволюционных лет – выход искусства на улицу. Шел поиск путей обеспечения доступности искусства народу. Селедка. К.С.Петров-Водкин Хлебница и солонка. Д.П.Штеренберг Большевик. Б.К.Кустодиев Новая планета. К.Ф.Юон

Искусство плаката Окна РОСТА (Российского телеграфного агентства) В.В.Маяковс.

Искусство плаката Окна РОСТА (Российского телеграфного агентства) В.В.Маяковский


Агитфарфор

Рекламные плакаты

Сеятель. И.Д.Шадр Пламя революции. 1922г. В.И.Мухина

Сеятель. И.Д.Шадр Пламя революции. 1922г. В.И.Мухина

В 1918 г. был разработан государственный план монументальной пропаганды К.Мар.

Художественное многообразие 1920-х гг. В это время различные группировки деят.

Художественное многообразие 1920-х гг. В это время различные группировки деятелей культуры стремились провозгласить в своем творчестве пролетарскую, классовую ориентацию АХРР Левый фронт искусства Поэты: Н.Н.Асеев, О.М.Брик, В.В.Маяковский. Художники: Л.С.Попова, А.М.Родченко, В.Ф.Степанова и др. Ассоциация художников Революционной России Художники: А.М.Герасимов, И.И.Бродский, Е.А.Кацман и др. ЛЕФ Новое радикальное искусство Поддержка правящей парии

В 1920-е гг. партийное руководство воздерживалось от прямого вмешательства в.

В 1920-е гг. партийное руководство воздерживалось от прямого вмешательства в художественную жизнь ВАПП Всероссийская ассоциация пролетарских писателей Выдвигала идею создания классовой литературы С 1928 г.- РАПП А.И.Безыменский Д.Бедный Д.А.Фурманов А.Веселый

Архитектура Новаторские идеи: упрощенные формы, отсутствие декора, Использова.

Средством мобилизации людей на поддержку власти стало киноискусство Документа.

Средством мобилизации людей на поддержку власти стало киноискусство Документальные фильмы о текущих событиях Кинофильмы

Физкультура и спорт После октября 1917 г. связи России с международным спорти.

Физкультура и спорт После октября 1917 г. связи России с международным спортивным движением были разорваны, разрушены спортивные клубы. Для повышения дисциплины – созданы органы ВСЕВОБУЧА (всеобщее воинское обучение) Физическую культуру - в массы!

25 мая 1919 г. на Красной площади состоялся парад физкультурников

25 мая 1919 г. на Красной площади состоялся парад физкультурников

 1927 г. в Ленинграде открыт первый плавательный бассейн

1927 г. в Ленинграде открыт первый плавательный бассейн

Краткое описание документа:

Данная презентация соответствует материалу учебника для 11 класса История конец XIX-начало XX века. Базовый уровень. Н.В.Загладин, Ю.А.Петров, Издательство ООО "Русское слово", 2015г.

В данном материале содержится насыщенный иллюстративный ряд, что позволяет обучающимся окунуться в эпоху 1917-1922 годов.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 265 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.10.2020 8061
  • PPTX 6.1 мбайт
  • 872 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Юртина Мария Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В годы Гражданской войны были закрыты все небольшевистские газеты, национализированы многие издательства, театры и кинодело. Эта политика оттолкнула от новой власти все сколько-нибудь значимые культурные силы страны. За некоторым исключением, большевиков отвергала вся творческая интеллигенция России. Для достижения своей цели - “создания нового социалистического человека” - большевистское руководство встало на путь унификации культурной жизни, признавая только марксизм и “революционное искусство” и уничтожая проявления духовности. Этот процесс активизировался после окончания Гражданской войны, когда на смену военным фронтам пришел фронт идеологический. “Бойцов” этого фронта готовили специально созданные партией учебные центры: Коммунистическая академия, Институт красной профессуры, Коммунистический университет трудящихся Востока и др. Используя пропагандистские и насильственные методы, большевики осуществили разгром православной церкви. В 1917-1922 гг. были расстреляны тысячи священников, проводились кампании глумления над православными святынями, взрывались храмы, монастыри превращались в концентрационные лагеря и тюрьмы. Массовыми тиражами издавались антирелигиозные журналы: “Революция и церковь”, “Безбожник” и др. Были созданы атеистические общественные организации (“Союз воинствующих безбожников”).

С 1921 г. была взята под жесткий административный контроль высшая школа. Постановлением Совнаркома ликвидировалась автономия университетов и других высших учебных заведений. Вводилось обязательное изучение в вузах марксистских дисциплин. Свобода преподавания, выборы профессоров и руководства отменялись. Программы обучения и тексты лекций подвергались цензурному контролю. Несогласных увольняли. Настроенные против большевиков крупные ученые были в 1922 г. насильно высланы из страны (Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский и др.) .

Первые годы советской власти ознаменовались появлением массы литературно-художественных группировок. Только в Москве в 20-х годах их было более тридцати. Значительная их часть стояла на радикально-революционных позициях, требуя полного уничтожения старой культуры. Эти “ликвидаторы” - молодые художники-недоучки и второсортные литераторы - объединились вокруг организации “Пролетарская культура” (Пролеткульт) и первое время пользовались поддержкой властей. Позже организация была распущена.

В 1917-1918 гг. были национализированы крупные частные книжные собрания, создана единая библиотечная система. Одновременно по инициативе Н. К. Крупской проводилась “чистка” всех российских библиотек, из фондов которых изымались произведения мировых классиков, “чуждые пролетарскому сознанию”. Часть книг была сожжена, часть -передана в отделы специального хранения.

Просвещение. “Безграмотный человек стоит вне политики” - эти слова В. И. Ленина раскрывают основную цель большевиков в борьбе с неграмотностью. В декабре 1919 г. СНК принял декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР”, по которому все граждане Республики в возрасте от 8 до 50 лет обязаны были обучаться. В 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. В 1923 г. образовано общество “Долой неграмотность”. Советская школа тогда разделялась на две ступени (первая - 5 лет, вторая - 4 года) . Обучение носило утилитарный характер и сочеталось с производственным трудом. Все учебные заведения находились под государственным контролем и финансировались из госбюджета. В 1925 г. было введено всеобщее начальное обучение. К 1926 г. примерно 70 % населения знали грамоту, и СССР по уровню грамотности вышел на 19-е место в Европе.
еления политическую пропаганду и агитацию.

еврейское беспредметное искусство.. что в музыке. что в театре. что в живописи. да и стихи хармса в тему

Смена власти, происходившая в стране в 1917-1922 гг., дала новый импульс развитию художественного творчества. События октября 1917 г. разделили деятелей искусства на горячих сторонников новой власти, аполитичных наблюдателей и её яростных противников (среди последних были, например, З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковский).

На призывы партии большевиков к сотрудничеству первыми откликнулись поэты В. В. Маяковский и АЛ. Блок, художники И. И. Машков, П. В. Кузнецов и Р. Р. Фальк, скульпторы А. Т. Матвеев и С. Т. Конёнков, архитекторы И. В. Жолтовский, В. А. Щуко и Л. B. Руднев. Многие представители художественной интеллигенции вошли в состав коллегий по делам искусств, организованных и в Петрограде, и в Москве. Одним из очагов культурной жизни стал Витебск, где в школе искусств преподавали художники М. З. Шагал и К. С. Малевич.
Советская власть на первых порах поддерживала представителей нового искусства, поскольку они воплощали революционное, деструктивное по отношению к традициям прошлого начало. Художники, в свою очередь, рассматривали смену власти как сокрушение основ старого мира, открывавшее путь для свободы творчества.

Отличительная черта первых послереволюционных лет — выход искусства на улицы. Шёл активный поиск путей обеспечения доступности искусства народу.

Символом романтических иллюзий послереволюционных лет выглядит проект памятника III Интернационалу, созданный в 1919- 1920 гг. художником В. Е. Татлиным. Многоярусная башня, устремлённая в небо, воплощала идею грядущего объединения людей и дух абсолютной свободы.

В овеянные романтикой революции 1920-е гг. свои произведения создавали скульпторы И. Д. Шадр, В. И. Мухина и др.

1. Идеология и образование в первые годы
советской России
События первой четверти XX в., в том числе
революция, перемена политических ориентиров
Главными ее задачами являлись установление
духовно-культурной сферой и внедрение в
идеологии, а также повышение общего
Первая мировая война, Российская
и т.д., нашли отражение в культуре.
идеолого-партийного контроля над
сознание масс коммунистической
культурного уровня населения.
В октябрьские дни 1917 был создан
Народный комиссариат по
просвещению (Наркомпрос), во главе с
А.В. Луначарским.

На призывы партии к сотрудничеству первыми откликнулись
ПОЭТЫ
В.В.Маяковский
ХУДОЖНИКИ
А.А.Блок
СКУЛЬПТОРЫ
А.Т.Матвеев
С.Т.Коненков
П.В. Кузнецов
И.И.Машков
Р.Р.Фальк
АРХИТЕКТОРЫ
И.В.Жолтовский
В.А.Щуко
Л.В.Руднев

Отличительная черта первых послереволюционных лет –
выход искусства на улицу. Шел поиск путей обеспечения
доступности искусства народу.
Селедка. К.С.Петров-Водкин
Большевик. Б.К.Кустодиев
Хлебница и солонка. Д.П.Штеренберг
Новая планета. К.Ф.Юон

Главной задачей деятелей культуры советская власть считала сделать культуру
массовой, доступной для большинства населения. Поэтому не случайно наибольший
отклик культуры находился в плакатах, поскольку они были самым доступным
средством передачи информации.

3. Художественное многообразие 1920-х гг.
Большевистская революция внесла коренные изменения во взаимоотношения
искусства и действительности. Искусство становилось зависимым от
идеологии и политики. Такая зависимость не устраивала многих талантливых
творческих людей. Эмигрировали И.А. Бунин, А.И. Куприн, К.Д. Бальмонт,
Е.И. Замятин, К.А. Коровин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова и другие.

В 1920-е гг. партийное руководство воздерживалось
от прямого вмешательства в художественную жизнь
С 1928 г.-
А.И.Безыменский
-Всероссийская ассоциация
пролетарских писателей
Выдвигала идею создания
классовой литературы
Д.Бедный
Д.А.Фурманов
А.Веселый

3. Художественное многообразие 1920-х гг.
В это время различные группировки деятелей культуры
стремились провозгласить в своем творчестве
пролетарскую, классовую ориентацию
Левый фронт искусства
Поэты: Н.Н.Асеев, О.М.Брик,
В.В.Маяковский.
Художники: Л.С.Попова,
А.М.Родченко,
В.Ф.Степанова и др.
Новое радикальное искусство
Ассоциация художников
Революционной России
Художники: А.М.Герасимов,
И.И.Бродский, Е.А.Кацман и др.
Поддержка правящей парии

Средством мобилизации людей
на поддержку власти стало киноискусство
Документальные фильмы о текущих событиях

4. Физкультура и спорт
После октября 1917 г. связи России с
международным
спортивным движением были
разорваны,
разрушены спортивные клубы.
Для повышения дисциплины –
созданы органы
ВСЕВОБУЧА (всеобщее воинское
обучение)
Физическую культуру в массы!

Читайте также: