Ереси матвея башкина и феодосия косого кратко

Обновлено: 02.07.2024

Вопрос об истинности толкований Священного писания решается на церковном соборе. Если последователи признанного ложным учения не отрекаются от него, они изгоняются из лона церкви и считаются еретиками. Появление еретических движений относится к первым векам существования христианства. Еретики не пытались изменить текст Священного писания, но трактовали его иначе, чем это было принято церковью.

Ересь стригольников

Стригольничество — это религиозное движение, возникшее в XIV веке в Пскове и распространившееся на Новгород.

Источниками для изучения еретических течений являются послания обличителей и решения осудивших их церковных соборов. В Древней Руси еретические учения появились в начале XIV века. Самое мощное — ересь стригольников. Происхождение названия не выяснено. Одни исследователи полагают, что ересь получила название от стригалей шерсти, другие — что стригольники осуществляли особый обряд посвящения.

Ересь жидовствующих

Ересь жидовствующих — это название ряда разнородных ересей, культивирующихся сформировавшейся в конце XV века, не однородной по социальному составу (великокняжеские дьяки, духовенство, дети боярские) и идеологической ориентации группе вольнодумцев.

Готовые работы на аналогичную тему

Условно еретические учения можно разделить на антитринитарные, неортодоксально трактующие соотношение ипостасей Троицы, и христологические, которые толкуют соотношение в Иисусе Христе человеческого и божественного начал. В этой классификации новгородско-московская ересь относится к антитринитарным. Проповедники ереси критиковали с позиций наивного рационализма догмат троичности, как противоречащий догмату о единобожии.

Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого

Ереси расшатывали церковные устои, сеяли у прихожан сомнения в истинности вероучения, поэтому еретики вызывали у воинствующих деятелей церкви ненависть.

Полемика против жидовствующих была только возбудителем для усиленной трактовки назревших больных и больших внутренних вопросов практического богословского и просветительного характера. XVI век, век усиленного московского государственного собирания Руси, был и веком попыток разрешить большие внутренние идейные вопросы в русской церкви. Стоглавый Собор, отразивший в себе эти усилия, уже не удостоил даже упоминанием соблазнительный факт бывшей ереси жидовствующих. Фактически она вымерла, вышла из моды. Новую пищу для критических умов занесло и на Русь огромное общеевропейское реформационное движение. Родная по языку и православию закордонная Литовская Русь была заразительно охвачена и взволнована извне занесенной реформационной бурей, ускорившей там процесс латинской реакции и насильственного введения унии. Москва не могла быть идейно незатронутой этими волнениями. Взаимная инфильтрация русских элементов через свободно открытую границу двух соседних государств переплела в эту эпоху несколькими общими именами историю духовных движений в двух формально разделенных частях Руси. B этом порядке неудивительно, что эпизод протестантских увлечений в Литовской Руси выходит на поверхность и в Москве.

Уродливый соблазн движения жидовствующих нашел почву в длительном застое мысли русского средневековья. Религиозная мысль, неутоленная торжественным шумом благолепных организационных начинаний митрополита Макария и Ивана Грозного, вернулась к тому критицизму и искательству, которое было приглушено гонением на жидовствующих. Теперь явно новым ферментом брожения явилась идущая из-за литовского кордона струя реформационного свободомыслия. Нельзя сказать, чтобы это свободомыслие, как и три четверти века тому назад в Новгороде, задело теперь в Москве широкие группы населения. По-прежнему тут незначительное, сравнительно обеспеченное столичное меньшинство. Взволновавшие его вопросы бесспорно протестантского происхождения.

Бог в строгом смысле Един. Иисус Христос — не Бог. Церковь — это только сообщество верующих. А все внешнее в ней есть человеческое предание и измышление, подлежащее отвержению. Храмы — это кумирницы, иконы — идолы, иерархия — лжеучители, идольские жрецы. Со всем этим нужно разорвать. Никаких таинств. Причащение — это простой хлеб и вино. Покаяние — самообман. Перестал грешить, вот и нет греха. Надо сокрушать как идолов не только иконы, но даже и кресты. Святым и мощам не поклоняться. Святых отцов не читать. Посты и монашество отбросить. Все это — человеческое предание. Никого на земле отцами не титуловать, как и запрещено в Евангелии. Все эти предания — человеческое измышление. Все люди, со всеми их разными верами и языками, одинаковые дети у Бога. Эта идея религиозного равенства пред Богом вдруг соскальзывает у Косого в радикализм социальный. Без всякого углубления и развития брошены революционные лозунги: не надо ни властей, ни войны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Ересь

Ересь Кто есть еретик? [1: 4].С каким различием принимает Церковь покаявшихся еретиков и блудников? [15: 47].Неверных и еретиков — спорливых, по увещании, должно отрицаться, а желающих научиться истине не должно отвергать. [26: 124].Как бесы стараются ввергнуть людей в ереси и

В порядке следования идеям Преподобного Нила Сорского и как противоположность жидовствующему лжеучению с четвертого десятилетия 16-го века московский мещанин Матвей Семенович Башкин проповедывал совершенно рационалистическую систему.

Царь Иван Васильевич Грозный (1534—1584), обратил на него внимание по указанию своего придворного священника Сильвестра.

Тем не менее, допрошенный митрополитом Макарием (1542 — 1560), Башкин отрицал все и утверждал , что он -истинный христианин . Несмотря на это, он был ввергнут в темницу, в которой двум заботившимся об его обращении монахам —Герасиму и Филофею он открыл все свое учение; при этом он объяснил , что он учит этому не сам собою, но что он был соблазнен римскими католиками, аптекарем Матвеем Литвином и Андреем Хотоевым . Своими последователями он назвал Ивана и Григория Борисовых , монаха Белобаева, равно как и игумена Сергиевой Лавры, Артемия. Дабы он также мог отвечать и публично, в 1553 году царь Иван Васильевич и митрополит Макарий созвали собор , на котором Башкин свободно изложил свое учение . [81]

Открылся новый собор в 7062 (1553) году на защиту православного учения и церковных порядков и на попрание еретиков. Кроме Башкина, на собор предстали в качестве подсудимых бывший троицкий игумен Артемий, его преданнейший ученик Порфирий, просветитель лопарей— святой Феодорит кольский, почтенные старцы Иоасаф Белобаев и Савва Шах и многие другие. По приговору собора все они были осуждены на монастырское заточение. С осуждением и ссылкой названных личностей дело не прекратилось. На заволжские пустыни этим следствием наброшена была подозрительная тень.

Ведь оттуда были взяты и Башкин, и Артемий.




Каждый год давал кого-нибудь на суд соборный, и эти соборы тянулись непрерывно с 1558 года [82] .

Осуждение и ссылка Башкина последовала в декабре 1553 года, а Артемия и относящихся к нему лиц в январе того же года (т. е. уже в 1554 г.).

Сохранились одни загадочные имена подсудимых , а дела исчезли без следа. В числе указанных имен обращают на себя внимание чернец Иона и поп Аника Елянский, которые называются учениками Артемия.

Обстоятельства были благоприятны для распространении ереси Косого. В Литве и нынешней Белоруссии в половине 50х годов царил протестантизм, преимущественно в форме кальвинизма Укоренению здесь протестантских идей благоприятствовало правление великого князя литовского Сигизмунда Августа, жившего с 1544 г. в Вильне. Воспитанный на протестантских идеях и неуважении к католичеству, он тем не менее проявлял терпимость к религии. Из его библиотеки в Вильне ходили по рукам сочинения Лютера, Меланхтона, Кальвина и др., а его придворные проповедники Иоанн Козьминчик и Лаврентий Пражницкий проповедовали народу их учение. Такие же проповедники ходили и по всей Литве. В том же направлении действовал и его преемник по управлению и шурин виленский воевода Николай Радзивил Черный. Сделавшись в 1553 г. кальвинистом, он с ревностью начал распространять кальвинизм сначала в своей семье, потом поместьях и наконец по всей Литве. Этому много помогало его влияние как при дворе короля, так и в Литовском княжестве. «Он принимал под свое покровительство всех отступников от веры предков , как в Польше, так и в Литве, и даже некоторым из них , особенно ученым , назначал жалованье из собственного кармана. Деятельность еретиков в Витебске не прошла бесследно: они оставили по себе последователей. По всей вероятности, здесь образовалась кальвинистская община, и проповедниками были кальвинисты [85] .

Эти ответы Артемия поставили ему в обвинение. Затем явился доносчик на Артемия, игумен Ферапонтова монастыря, Нектарий, который обвинил Артемия в том , что он в постные дни ел рыбу.

Другой обвинитель, троицкий игумен Иона, поднялся на Артемия.

А осуждение ни в чем неповинных служителей Церкви, грамотных и истинно православных (таких как Максим Грек, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Дионисий либо игумен Лавры Артемий) вносит дополнительно полную неразбериху в основные догматы, как их следует понимать.

Любое свободомыслие в полностью неграмотной стране оборачивалось еретичеством. Вот уж поистине, смутное время для русской Церкви началось задолго до эпохи Патриарха Никона и разобраться в этих сложностях смог только такой гений и святой подвижник веры как Святейший Патриарх Никон.

В порядке следования идеям Преподобного Нила Сорского и как противоположность жидовствующему лжеучению с четвертого десятилетия 16-го века московский мещанин Матвей Семенович Башкин проповедывал совершенно рационалистическую систему.

Царь Иван Васильевич Грозный (1534—1584), обратил на него внимание по указанию своего придворного священника Сильвестра.

Тем не менее, допрошенный митрополитом Макарием (1542 — 1560), Башкин отрицал все и утверждал , что он -истинный христианин . Несмотря на это, он был ввергнут в темницу, в которой двум заботившимся об его обращении монахам —Герасиму и Филофею он открыл все свое учение; при этом он объяснил , что он учит этому не сам собою, но что он был соблазнен римскими католиками, аптекарем Матвеем Литвином и Андреем Хотоевым . Своими последователями он назвал Ивана и Григория Борисовых , монаха Белобаева, равно как и игумена Сергиевой Лавры, Артемия. Дабы он также мог отвечать и публично, в 1553 году царь Иван Васильевич и митрополит Макарий созвали собор , на котором Башкин свободно изложил свое учение . [81]

Открылся новый собор в 7062 (1553) году на защиту православного учения и церковных порядков и на попрание еретиков. Кроме Башкина, на собор предстали в качестве подсудимых бывший троицкий игумен Артемий, его преданнейший ученик Порфирий, просветитель лопарей— святой Феодорит кольский, почтенные старцы Иоасаф Белобаев и Савва Шах и многие другие. По приговору собора все они были осуждены на монастырское заточение. С осуждением и ссылкой названных личностей дело не прекратилось. На заволжские пустыни этим следствием наброшена была подозрительная тень.

Ведь оттуда были взяты и Башкин, и Артемий.

Каждый год давал кого-нибудь на суд соборный, и эти соборы тянулись непрерывно с 1558 года [82] .

Осуждение и ссылка Башкина последовала в декабре 1553 года, а Артемия и относящихся к нему лиц в январе того же года (т. е. уже в 1554 г.).

Сохранились одни загадочные имена подсудимых , а дела исчезли без следа. В числе указанных имен обращают на себя внимание чернец Иона и поп Аника Елянский, которые называются учениками Артемия.

Обстоятельства были благоприятны для распространении ереси Косого. В Литве и нынешней Белоруссии в половине 50х годов царил протестантизм, преимущественно в форме кальвинизма Укоренению здесь протестантских идей благоприятствовало правление великого князя литовского Сигизмунда Августа, жившего с 1544 г. в Вильне. Воспитанный на протестантских идеях и неуважении к католичеству, он тем не менее проявлял терпимость к религии. Из его библиотеки в Вильне ходили по рукам сочинения Лютера, Меланхтона, Кальвина и др., а его придворные проповедники Иоанн Козьминчик и Лаврентий Пражницкий проповедовали народу их учение. Такие же проповедники ходили и по всей Литве. В том же направлении действовал и его преемник по управлению и шурин виленский воевода Николай Радзивил Черный. Сделавшись в 1553 г. кальвинистом, он с ревностью начал распространять кальвинизм сначала в своей семье, потом поместьях и наконец по всей Литве. Этому много помогало его влияние как при дворе короля, так и в Литовском княжестве. «Он принимал под свое покровительство всех отступников от веры предков , как в Польше, так и в Литве, и даже некоторым из них , особенно ученым , назначал жалованье из собственного кармана. Деятельность еретиков в Витебске не прошла бесследно: они оставили по себе последователей. По всей вероятности, здесь образовалась кальвинистская община, и проповедниками были кальвинисты [85] .

Эти ответы Артемия поставили ему в обвинение. Затем явился доносчик на Артемия, игумен Ферапонтова монастыря, Нектарий, который обвинил Артемия в том , что он в постные дни ел рыбу.

Другой обвинитель, троицкий игумен Иона, поднялся на Артемия.

А осуждение ни в чем неповинных служителей Церкви, грамотных и истинно православных (таких как Максим Грек, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Дионисий либо игумен Лавры Артемий) вносит дополнительно полную неразбериху в основные догматы, как их следует понимать.

Любое свободомыслие в полностью неграмотной стране оборачивалось еретичеством. Вот уж поистине, смутное время для русской Церкви началось задолго до эпохи Патриарха Никона и разобраться в этих сложностях смог только такой гений и святой подвижник веры как Святейший Патриарх Никон.

Феодосий Косой (XVI в.) — еретик, вольнодумец, монах Кирилло-Белоозерского монастыря, из беглых холопов. Проповедовал социальное и политическое равенство людей. Создал и проповедовал новое учение, в котором критиковал догматы христианской церкви. В 1553 г. взят под стражу и привезен в Москву, откуда бежал в Литву. Его сочинения не дошли до наших дней.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 535.


Кирилло-Белозерский Успенский мужской монастырь, Новгородская еп.
Фото А.Н. Савельева.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Феодосий Косой (годы рождения и смерти неизвестны) - глава одного из радикальных еретических течений, идеолог крестьянства и низов посада в борьбе против феодального строя и официальной церкви в России середины 16 века. Будучи холопом, Феодосий Косой в конце 40-х годов 16 века бежал из Москвы на Белоозеро и постригся в монахи. Обосновавшись затем на Новоозере, в 1551 году начал пропагандировать созданное им так называемое "Новое учение". В 1553 году привлечен по делу Матвея Башкина и заключен в один из московских монастырей, но бежал в Литву. "Новое учение" Феодосия Косого оказало влияние на формирование радикального течения в среде польско-литовских антитринитариев. В своем учении Феодосий Косой подверг критике основные догматы православной церкви (о божественной природе Христа, об искупительном характере его жертвы, о посмертном воскресении мертвых и др.), отрицал святых и чудеса, необходимость поклонения иконам и кресту и призывал к уничтожению монашества. Феодосий Косой отвергал не только феодальную церковь с ее иерархией, догматами и обрядами, но и всю систему феодальной эксплуатации, выступал против войн, проповедовал равенство всех людей. "Новое учение" Феодосия Косого свидетельствовало об идейном оформлении крестьянско-плебейских еретических движений в России.

В. И. Корецкий. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература:

Корецкий В. И., К вопросу о социальной сущности "Нового учения" Феодосия Косого, "ВМГУ", 1956, No 2;

Зимин A. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958;

Клибанов А. И., Реформац. движения в России в XIV - первой пол. XVI вв., М., 1960.

Читайте также: