Взаимосвязь целей и решений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цели управленческого решения – это обеспечение процесса движения по направлению к целям, поставленным перед организацией.

Перед любой организацией стоит какая-то цель, обуславливающая ее функционирование:

  • для коммерческих организаций такой целью чаще всего является получение прибыли,
  • для некоммерческих организаций цель определяется при образовании – это может быть благотворительность, социальные, образовательные, культурные, управленческие или научные цели.

Эффективное достижение цели возможно только при хорошей организации и управлении доступными ему ресурсами. Эти направления деятельности служат для того, чтобы предприятие достигало цели и развивалось в условиях изменяющейся внешней среды.

Организационная структура предприятия – состав руководящих и производственных подразделений компании и их взаимосвязи – должны проектироваться так, чтобы у организации была возможность двигаться к сформулированным целям, невзирая на внешние и внутренние помехи, такие как:

  • снижение объема платежеспособного спроса,
  • повышение инфляции,
  • срывы сроков поставки,
  • неплатежи со стороны клиентов,
  • повышение конкуренции,
  • отказы оборудования,
  • рассогласования в потоках информации и ресурсов,
  • нарушения дисциплины (трудовой и технологической),
  • конфликты между сотрудниками.

В то же время, рациональная организация предприятия – это необходимое, но не достаточное условие жизнеспособности организации. Достаточным условием можно считать наполнение структуры организации ресурсами – такими как материально-технические, энергетические, трудовые, информационные, финансовые – и формирование режима их накопления и движения, позволяющего преодолевать отрицательное влияние помех и достичь поставленные цели (входящие в задачи управления предприятием). Таким образом, между организацией и управлением существует органическая взаимосвязь, взаимное дополнение; они образуют целостную систему менеджмента компании.

Готовые работы на аналогичную тему

Исходя из вышесказанного, управленческую деятельность можно рассматривать как поиск и обеспечение выполнения решений, отвечающих тактическим и стратегическим ориентирам предприятия в сложившейся экономической реальности. Поэтому каждое управленческое решение должно обеспечивать единство следующих характеристик:

  • в каждом решении сохраняется общий вектор движения к цели,
  • каждое решение должно нейтрализовать или хотя бы уменьшить отклонение от плановых показателей. В современных условиях это крайне актуально, поскольку предприятие существует в условиях быстрых перемен, требующих оперативной реакции. То, что процесс трансформации во внешней среде ускоряется, заставляет повышать результативность принимаемых решений. Стремительность этих процессов приводит к непрерывным корректировкам в деятельность организации, осуществляемым с помощью планирования его показателей и мониторинга внешней и внутренней среды.

Спустя время менеджеры получают возможность сравнить полученные по факту результаты с запланированными значениями критериев. Благодаря этому последующие управленческие решения могут учитывать произошедшие во внешней среде изменения и вывести предприятие на расчетную траекторию развития. Таким образом, цель разработки управленческого решения может быть сформулирована следующим образом.

Цель разработки управленческого решения состоит в том, чтобы достичь сформулированных целей путем анализа процессов ресурсообеспечения и деятельности компании с поправкой на прогноз изменений внешней и внутренней среды в плановом периоде.

Задачи управленческих решений

В работе различных предприятий выделяются похожие типы управленческих задач. Они могут быть рассмотрены как задачи принятия управленческих решений:

Основным предметом теории принятия решений как науки являются последние две задачи. Строго говоря, задача упорядочения может быть сведена к выделению лучшей альтернативы: из всех имеющихся альтернатив выделяется лучшая, затем – лучшая из оставшихся и так до тех пор, пока не останется всего одна невыбранная альтернатива.

Для решения всех указанных задач необходимо, чтобы существовал критерий выбора – своеобразное мерило, позволяющее оценить каждое решение и сравнить его с другими предлагаемыми вариантами. Такой показатель позволяет определить, насколько вариант является пригодным с позиций достижения целей предприятия, какой из вариантов является наиболее выгодным. В разных источниках можно встретить разные названия для такого показателя:

  • критерий выбора,
  • показатель эффективности,
  • показатель оптимальности,
  • показатель качества.

Критерии могут быть количественными или качественными. Большинство предприятий в качестве ключевого выбирает экономический показатель – чистую прибыль, прибыль от продаж, выручку, рыночную долю и т.д.


Традиционно под целевой ориентацией управленческих решений понимают тот вид отношений, который существует в организации в процессе управления.

Главным принципом целевой ориентации управленческих решений является единоначалие, который заключается в том, что власть, принятие решения, ответственность и потенциал контролирования процессов и отношений в организации предоставляются лишь одному должностному лицу.

Из этого следует, что руководитель - это облик ответственности, власти и права контроля. Отношения целевой ориентации управленческих решений во многих аспектах воспитывают иерархическую пирамиду организации.

Повествуя о проблемах организации, следует сказать о такой проблеме, как организация целевой ориентации управленческих решений.

Считая организацию способом управления, мнения социологов и специалистов по теории управления, начиная с М. Вебера сходятся. Её деятельность объединяют в первую очередь с подготовкой и исполнением управленческих решений.

Результативность управления во многом определена качеством таких решений. Заинтересованность социологов к данной проблеме определена тем, что в решениях сосредоточивается вся совокупность отношений, возникающих вследствие трудовой деятельности и управления организацией, через которые преломляются цели, интересы, связи и нормы.

Характеризуя абсолютный цикл управленческой деятельности, заключающийся в целепологании, планировании, организации, координации, контроля и корректировки целей, без затруднений можно заметить, что он, в конечном счете, изображен в виде пары элементов управления: подготовки и исполнения управленческих решений [3].

Следовательно, решения являются первостепенным элементом управления и организации.

Второстепенную часть любой управленческой функции составляют: принятие решений и обмен информацией. Нужда принятия решений зарождается на каждой стадии процесса управления. Она объединена со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией.

Решение – это выбор альтернативы. Каждый человек сталкивается с необходимостью выбора ежедневно, на собственном опыте вырабатывая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров великое множество: выбор обуви из наличествующего гардероба, выбор напитка из представленного меню.

Перед каждым действием индивида или поступком коллектива стоит принятое решение. Решения являются универсальной фигурой поведения, как отдельно взятой личности, так и социальных групп. Эта универсальность разъясняется осмысленным и целеустремленным характером человеческой деятельности. Тем не менее, невзирая на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией значительно разнится от решений, принимаемых в личной жизни.

Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение не в рамках своих личных потребностей, а в целях решения проблем отдельно взятой организации. Последствия - личный выбор индивида влияет на его жизнь и может воздействовать на жизни близких ему людей. Менеджер, значительного ранга, предпочитает направленность действий не только лишь для себя, но и для организации в целом и её сотрудников, и его решения могут оказать значительное влияние на жизнь многих людей.

Целевая ориентация управленческого решения – это избрание альтернативы, реализованной руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации [1].

В процессе управления организациями встречается колоссальное количество всевозможных решений, имеющих различные характеристики. Также, имеются кое-какие общие признаки, дозволяющие это множество определённым образом классифицировать.

Цель – безукоризненное, мысленное предвосхищение следствия деятельности. В кибернетике цель обозначает либо желаемое состояние системы, либо достигнутое способом обратной связи.

Обстоятельства, в которых проистекает принятие решений, обуславливает присутствие цели. Если цель не определена, то не зарождается и необходимость принимать то или иной решение.

По определению, главным смыслом деятельности производственных систем выражается достижение в будущем цели, т. е. желаемого состояния.

Процесс принятия решения сконцентрирован на достижении цели предмета управления, который представляется в виде траектории движения предмета управления к достигаемой цели.

Цели, стоящие перед организацией как субъектом управления, во многом обусловливают отрасль деятельности. Перед федеральным учреждением – одни цели, перед заводом по производству оружия – другие, перед коммерческим банком – третьи, перед супермаркетом – четвертые, перед госпиталем – пятые и т. д. [1]

Да и всякий управленец, как независимая личность, имеет свои индивидуальные цели, которые устанавливаются: собственной системой ценностей, материальным положением, возрастом, средой, в которой он работает, средой, в которой он воспитывался, семейным положением, состоянием здоровья.

На организацию системы целей управленца воздействие оказывают, согласно распространенной терминологии нынешней психологии, и те игры, в которые он играет.

Безусловно, что цели управленца как члена организации, которому делегированы ею назначенные права и обязанности, установлены определенные задачи, даны определенные возможности, и цели управленца как личности не всегда всецело идентичны. Однако установление приоритетности целей зависит, в свою очередь, от системы ценностей и целей, которых держится управленец.

В то же время организация оценивает результативность выполнения управленцем поставленных перед ним задач и оказывает надлежащие управленческие воздействия. Отметим, что выбор цели, в особенности стратегической, – одно из наиболее существенных управленческих решений, принимаемых как организацией в целом, так и некоторым управленцем.

Определение цели включает: концентрированный опыт руководства организации; динамику модификации той области, в которой реализовывается деятельность; понимание главных факторов и механизмов, действующих в ней; систему ценностей тех, кто эти цели ставит.

Процесс разработки и материализации управленческих решений обязан ориентироваться на достижение сформированной в компании цели.

Свойства цели: суперзависимость, иерархия, обратное преобразование, недостижимость безотносительных значений.

Цели могут приумножать или обессиливать друг друга. В одном случае отсутствие какой-либо цели может свести на нет результат реализации воздействие оставшихся. Это свойство и называется суперзависимостью.

Особенности целевой ориентации управленческих решений при их разработке следующие:

одну цель решения имеют лишь примитивные задачи, и если целей решения задачи несколько, то между ними вероятны и противоречия;

от буквальности, корректности при формулировке цели зависит выбор методов решения задач, и, чем корректнее выражена цель, тем точнее будет решена проблема;

если необходимо сохранить несколько целей, то определяется важнейшая, приоритетная цель, а по остальным формулируются ограничения;

Цели и решения связаны между собой, имеют аналогичные и отличительные признаки:

1) признаки сходства: направленность на позитивные изменения объекта управления; ориентация на миссию организации; постановка и принятие на всех уровнях управления; ресурсное обеспечение; временные границы реализации; наличие фактора риска; ответственность за выбор целей и решений;

2) признаки отличий: множественность решений и однозначность целей; действенность в целях – ожидаемая, в решениях – реальная; потенциал корректировки решений слабее, чем целей; финансирование целей приблизительное, решений – реальное; избрание целей - творчество лица, принимающего решение, выбор решения допустим на компьютере;

Целевые типологии – это совокупность и обусловленный порядок процедур и операций, учрежденный на приоритете целей над ситуациями, они ориентируют решение на достижение цели, а не на ликвидацию возмущающих воздействий. Как процесс цель отражает принятую организацией стратегию развития. Как явление цель устанавливает окончательный итог. Разработка новейшего управленческого решения совершается по многооперационному алгоритму, в связи с чем руководитель вместе с тем воплощает в жизнь два вида деятельности:

а) технократическую, которая должна охватывать немалую часть времени, это выполнение оправдавших себя управленческих процедур;

б) творческую, которая может присутствовать на любой стадии и требует развития определенных качеств и умения решать проблемы созидательно.

Фундаментальный критерий для создания управленческих решений – это наличие непозволительной проблемы в планировании, организации, мотивировании, контроле, координационной деятельности эксперта по управлению.

Целевые технологии принято делить на следующие виды:

1) инициативно-целевая технология организована на выдаче поручений без указания средств и способов их выполнения. Руководитель обозначает конечную цель и сроки, не указывая механизма ее достижения. Эта технология дает простор для инициативы;

2) программно-целевая технология - это упреждающее управление; поручения выдвигаются с указанием средств, методов и времени их выполнения, цель достигается точно в сроки; база - современные знания, информационные технологии;

3) регламентная технология предусматривает строгий контроль приближения к цели, хотя точные сроки достижения цели трудно определить.

Таким образом, цель является тем стержнем, вокруг которого формируется управленческая деятельность; состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация.

Список использованной литературы

Баранов В.В. Процесс принятия управляющих решений, мотивированных интересами. – М.: Юити-Дана, 2017. – 295 с.

Дульзон А.А. Разработка управленческих решений: учебник. – Томск: Томского политехнического университета, 2012. – 295 с.

Цветаев В.М. Управление персоналом. Учебник для бакалавров. – СПб.: Знание, 2016. – 192 с.

Юкаева В. С. Управленческие решения: учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Знание, 2017. – 326 с.

Выбор целевой ориентации предприятия является весьма актуальной задачей, особенно в современной хозяйственной жизни, отличающейся высоким динамизмом.

Постоянные изменения на рынке вызывают необходимость постановки новых целей, а следовательно, их осуществления, что отражается на характере управленческого процесса. В связи с этим выделяются различные типы управленческого процесса, хотя строгого их соблюдения на практике может и не быть.

Тип управленче­ского процесса

Особенности управленческих решений

Определяющая на всех уровнях управления

Специфические решения разового характера

Решения по сложным задачам производства с множеством участников, обеспечение детализации заданий и сро­ков их выполнения (сетевые графики)

Постоянство и ясность, неизмен­ность целей

Основополагаю­щая в целевых программах

Кардинальные, основопола­гающие решения

Отметим некоторые особенности целевой ориентации при разработке управленческих решений. Определение целей ре­шения задачи вызывает трудность связанную с тем, что только простые решения, как правило, имеют одну цель. В большинст­ве решений их бывает несколько, причем возможны противоре­чия между ними. Наряду с новыми бывают цели, которые следу­ет сохранить. Например, решая проблему увеличения объемов производства или снижения затрат, следует помнить об обеспе­чении качества продукции. В данном случае цель, которую тре­буется сохранить, выступает в качестве ограничения. От того, насколько точно сформулирована цель зависит нередко и выбор пути ее достижения. Это обстоятельство имеет и психологиче­ский аспект: чем более корректно поставлена цель, тем уверен­нее действуют исполнители при ее реализации.

При определении целей следует учитывать весь их спектр. Однако от количества целей в значительной мере зависит слож­ность решения задачи, количество рассматриваемых альтерна­тив. Целесообразно сокращать количество целей за счет их уп­рощения и агрегации. Достичь этого можно следующим образом:

во-первых, выявить наличие подцелей для достижения ос­новной и исключить из перечня целей. Например, при установ­лений главной цели - получение прибыли, снижение себестои­мости продукции является подцель, средством ее достижения;

во-вторых, определить реальность достижения поставлен­ных целей; не отвечающие этому условию цели исключить;

в-третьих, желательно объединить цели, совпадающие по своему содержанию.

Если намечено несколько целей, то выделяется главная, от­носительно которой осуществляется поиск оптимального реше­ния. При этом устанавливаются ограничения для достижения имеющихся целей. Например, при определении основной цели – повышение качества продукции – должны быть установлены ограничения по другим целям: повышение себестоимости (т. к. невозможен беспредельный ее рост) или трудоемкости выпус­каемых изделий.

В зависимости от специфики ситуаций величина ограниче­ний варьируется. Она может

а) достигнуть определенного предела (максимального или минимального),

б) быть равной этому пределу (значению) или быть больше него,

в) быть равной этому значению или быть меньше него,

г) лежать в определенном интервале.

При установлении целей необходимо исходить из общих интересов системы, учитывая возможную противоречивость интересов отдельных подсистем предприятия, выраженную в частных целях. При наличии противоречивости целей такого рода их следует привести к одной шкале измерения и исходить из приоритета более общих целей. Это снимает противоречи­вость между частными целями и позволяет лучше оценить аль­тернативные варианты действий. Цель как возможное и реально достижимое состояние объекта управления или отдельных его параметров и решение имеют как сходные признаки, так и от­личительные. Но несомненна и причинно-следственная связь между ними (табл.1).

Взаимосвязь целей и решений

Признаки сходства целей и решений

Признаки различий целей и решений

Признаки взаимосвязи целей и решений

Направленность на позитивные изме­нения объекта управления

Постановка цели - перво­основа организации пред­приятия

Цель - начальный этап выработки решения.

Ориентация на миссию предпри­ятия

Многовариантность реше­ния и однозначность цели

Цель - основа контроля за исполне­нием решения

Постановка и при­нятие на всех уровнях иерархии управления

Эффективность целей –ожидаемая в решениях –реальная

Цель без решений бесплодна

Риск в целях предельно элиминирован

Решения - меха­низм реализации целей

Временные преде­лы реализации

Возможность корректиров­ки стратегий достижения целей выше, чем решений

Цель определяет выбор варианта решения

Присутствие фактора риска

Финансирование целей ориентировочно, решений –реально

Цели определяют критерии оценки эффективности решений

Ответственность за выбор целей и реализацию реше­ний

Выбор цели - творческое дело человека;

выбор решения - возможен с применением человеко-машинной системы

Задействованность лиц в реализации решения и выборе цели бывает карди­нально различно

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


ВВЕДЕНИЕ 3
Сущность и понятие процесса принятия управленческих решений. Сущность цели 4
Взаимосвязь целей и решений 8
Принятие решений и цели 9
Структура принятия решений 9
Пример взаимосвязи решений и целей 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

ВВЕДЕНИЕ
Каждый день в нашей жизни мы принимаем решения - большие и малые, связанные с бизнесом, с личными и общественными делами. Своевременное принятие правильного решения - главная задача любого менеджера. Неправильное решение может дорого стоить компании, иметь фатальные, непоправимые последствия. Поэтому важно, чтобы процесс принятия решений был хорошо известен любому менеджеру.
Принятие решений - это важный компонент делового успеха. Вот почему необходимо знать технику, факторы эффективности, методы и принципы принятия решений. Данная глава и раскрывает подробно эти вопросы, акцентируя внимание на их достоинствах и недостатках.
Процесс управления связан с непрерывной разработкой и принятием решений. Решения вырабатываются в каждом цикле управления, на всех его стадиях и при выполнении каждой функции. Задача по принятию решений, в конечном счете, сводится к согласованию целей отдельных исполнителей, координации их взаимодействий. Именно по средствам принятия и реализации решений осуществляется сам процесс управления.
Решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели.
Разработка решений предусматривает развитие объекта управления и выбор регулирующих воздействий на него с целью достижения определенных технико-экономических показателей.
Решение является результатом оценки ситуации путем обработки информации и выступает как продукт управленческого труда, а информация в этом случае становится предметом труда. Все решении должны быть подчинены главной цели - выполнению поставленных задач.
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
Важность проблем, связанных с принятием решений, привлекает к ним внимание широкого круга ученых и практических работников, представляющих далекие друг от друга области научных и технических знаний. В данной сфере принятие решений процесс систематизированный.
Принятие решений является неотъемлемой частью процесса управления.
Менеджер, принимающий те или иные управленческие решения, должен сочетать в себе определенные качества: искусство анализа ситуаций, глубокие профессиональные знания, приемы и методы принятия решений, профессиональные навыки в работе с людьми и другие.

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Читайте также: