Уголовное судопроизводство италии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Судебная система. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов.

Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами.

Суды общей юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.

Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.

В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д.

Административная юстиция. Статус этой ветви судебной власти определяется свободным собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции.

Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.

Военная юстиция. Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Прокуратура(ministero pubblico) обязана осуществлять уголовное преследование.

Конституционный суд. Компетенция. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения.

Счетный суд. Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства. В соответствии с ч. 2 ст. 103 Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной бухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам.

Судебная система. Судебная система Италии состоит из следующих подсистем: судов общей юрисдикции, разрешающих гражданские и уголовные дела, в том числе мировых судей, судов по делам несовершеннолетних, трибуналов по делам публичного водопользования и судов ассизов; административных судов; военных трибуналов.




Суды действуют в 23 судебных округах, которые, как правило, не совпадают с политико-административными единицами.

Суды общей юрисдикции. В низовом звене судебной системы действуют консилиаторы (мировые судьи; буквально - советчики), которые рассматривают малозначительные гражданские дела. Далее следует претура - суд претора. Претор рассматривает апелляции на решения консилиаторов и разрешает гражданские дела с относительно небольшой ценой иска, дела о трудовых конфликтах и спорах по вопросам социального обеспечения. Он также рассматривает уголовные дела, по которым грозит наказание в виде не более трех лет лишения свободы и штрафа.

Апелляции на решения преторов рассматриваются в трибуналах, которые, кроме того, суть суды первой инстанции по широкому кругу гражданских дел, а также уголовных дел, не подсудных преторам и судам ассизов.

Апелляционной инстанцией для трибуналов и высшей судебной инстанцией в округе являются апелляционные суды. Они имеют отделения по гражданским, уголовным, трудовым делам, следственное отделение; туда входят суды по делам несовершеннолетних и трибуналы по делам публичного водопользования.

В судебном округе создаются один или несколько судов ассизов и апелляционных судов ассизов. Суды ассизов рассматривают дела о совершении тяжких преступлений, специально указанных в законе. Всего в Италии 100 судов ассизов по первой и 36 - по апелляционной инстанции.

Возглавляет систему судов общей юрисдикции Кассационный суд, включающий около 300 магистратов. Он обеспечивает единство судебной практики и разрешает споры о компетенции между судами (пререкания о подсудности) и т. д.

Административная юстиция. Статус этой ветви судебной власти определяется свободным собранием законов о Государственном совете (Закон 1924 г.) и законом об образовании областных административных трибуналов 1974 г. указание на областные органы административной юстиции содержится в ч. 2 ст. 125 Конституции.

Высшая инстанция административной юстиции - Государственный совет. Эту функцию выполняют три его отделения с судебными полномочиями. Общее собрание Совета может формулировать правовые принципы для деятельности административных трибуналов.

Военная юстиция. Юрисдикция военных трибуналов в мирное время распространяется только на военные преступления, совершающие лицами, входящими в состав Вооруженных сил, а во время войны она расширяется в соответствии с законом.

Прокуратура(ministero pubblico) обязана осуществлять уголовное преследование.

Конституционный суд. Компетенция. Конституционному суду подсудны: споры о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; конфликты полномочий между властями государства, между властями государства и областей и между властями областей; обвинения против Президента Республики, выдвинутые в соответствии с нормами Конституции; решения о допустимости требований проведения референдумов об отмене законов.

Фактически Конституционный суд Италии выступает как созаконодатель и даже как законодатель, когда законы страдают пробельностью и конституционному суду приходится включать в них "дополнительные" или "заменяющие" положения.

Счетный суд. Согласно ч. 2 ст. 100 Конституции, этот орган осуществляет предварительный контроль законности актов Правительства, а также последующий контроль исполнения бюджета государства. В соответствии с ч. 2 ст. 103 Счетный суд осуществляет юрисдикцию по вопросам публичной бухгалтерской отчетности и по некоторым другим вопросам.


Предлагаем для ознакомления материал о судебной системе Италии


Здание Высшего Кассационного суда Италии

Особое место среди высших государственных учреждений в Италии зани­мает Конституционный суд. Согласно Конституции 1947 года он вправе прини­мать решения о неконституционности законодательных норм и тем самым от­менять их. С 1956 года, когда он был создан, Конституционный суд более 1000 раз принимал такие решения, относящиеся к различным отраслям права, по вопросам, чаще всего возникавшим в ходе судебного разбирательства. Его решения, как правило, содействовали претворению в жизнь наиболее демократических положений итальянской Конституции. Он рассматривает так­же споры о компетенции между различными органами власти, между госу­дарством и областями государства либо между областями и, наконец, обвине­ния в нарушении конституционных норм, выдвигаемые против президента рес­публики и министров. Конституционный суд состоит из 15 судей, из которых пять назначаются президентом, пять — парламентом на совместном заседании палат и пять — высшими общими и административными судебными органами. Они назначаются на 9-летний срок из числа опытных судей, адвокатов и профессоров-юристов. Председатель избирается самими членами Конститу­ционного суда.

В функции 23 апелляционных судов, заседающих в главных городах судеб­ных округов, входит рассмотрение апелляционных жалоб на приговоры и вы­несенные по первой инстанции решения трибуналов. Дела в них рассматриваются коллегиями в составе пяти профессиональных судей.

Трибуналы (их насчитывается 160) рассматривают в качестве суда первой инстанции уголовные и гражданские дела, превышающие компетенцию преторий, а в качестве второй инстанции — апелляционные жалобы на выне­сенные преториями приговоры и решения. Все дела в трибуналах рассматриваются коллегиями в составе трех профессиональных судей.

Дела о менее тяжких уголовных преступлениях, за которые может быть на­значено до трех лет лишения свободы, рассматриваются в преториях (их в стране около тысячи) единоличным судьей — претором. В большинстве преторий — один претор, в других — несколько (до 50). Дела, по которым вы­носится наказание, не связанное с лишением свободы, рассматриваются претором в упрощенном порядке и без участия сторон. В преториях расс­матриваются также гражданские дела, сумма иска по которым превышает ком­петенцию мировых судей, и жалобы на вынесенные мировыми судьями реше­ния.

Единоличные мировые судьи (их около 10 тысяч) обладают весьма ограни­ченной компетенцией: они вправе рассматривать лишь гражданские дела с не­большой суммой иска. Они не профессионалы и не получают жалованья за свою деятельность.

В 1988 г. была реформирована система судов по делам несовершеннолет­них. В каждом округе апелляционного суда был учреждён самостоятельный трибунал по делам несовершеннолетних, который состоит из двух профессио­нальных судей и двух экспертов (мужчины и женщины). Трибунал расс­матривает дела о правонарушениях подростков в возрасте до 18 лет. Жалобы на постановления трибунала рассматриваются в одной из палат апелляцион­ного суда с участием двух таких же экспертов.

Учреждения административной юстиции в Италии образуют самостоя­тельную систему во главе с Государственным советом, одновременно и кон­сультативным, и судебным органом. Он контролирует законность актов прави­тельства и министерств и рассматривает жалобы на решения областных адми­нистративных трибуналов. Эти трибуналы имеются в каждой из 20 областей и выступают как органы административной юстиции первой инстанции, расс­матривающие жалобы на постановления и действия многих исполнительных властей.

Судьи назначаются президентом республики по представлению министра юстиции, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образова­ние, окончивших курсы министерства юстиции и после конкурсного отбора за­численных на должность судейского аудитора (стажера). Основную роль в на­значении и перемещении судей, несменяемость которых провозглашена в Конституции (ст.107), играет Высший совет магистратуры, возглавляемый президентом. В него входят по должности Первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные 30 членов совета избираются (на срок четыре года каждый) на 2/3 судьями из судей различных инстанций и на 1/3— парламентом из университетских профессоров и адвокатов.

Расследование уголовных дел проводится органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расс­ледованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следст­венными судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа чле­нов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных). Обвинение по уголовным де­лам поддерживают в суде представители прокуратуры либо назначенные преторами другие государственные служащие (в том числе офицеры полиции).

Генеральные прокуроры при Кассационном и апелляционных судах, рес­публиканские прокуроры при трибуналах представляют со своими сотрудниками иерархически организованную систему, которая функционирует под эгидой министра юстиции. Представители прокуратуры выступают в судах также при рассмотрении некоторых гражданских дел (например, при любом раз­бирательстве в Кассационном суде, при спорах о детях, о признании недееспо­собности и др.).

Защиту по уголовным делам осуществляют адвокаты либо по выбору обви­няемого, либо назначаемые в порядке бесплатной юридической помощи, полу­чение которой обставлено многочисленными формальностями. Согласно за­кону обвиняемый может иметь не более двух защитников. При судебном раз­бирательстве гражданских дел стороны, как правило, должны быть представ­лены адвокатами. К выступлениям по гражданским и уголовным делам в Кас­сационном суде и других высших судах допускаются лишь самые опытные и квалифицированные адвокаты, включённые в список, который утверждается Высшим советом магистратуры.

Конституционный суд. Конституционный суд был впервые в истории страны учреждён основным законом 1947 года. До этого Италия не знала конституционной юстиции. Только восемь лет спустя после принятия конституции был принят закон (11 марта 1953 г.) об этом органе.

Первое заседание Суд провел 23 апреля 1956 года, а первое решение вынес 14 июля 1956 года.

Суд включает 15 судей, избираемых на 9 лет. Судьи не распределяются по палатам, они действуют как единая коллегия. Судьи назначаются по третям — парламентом на совместном заседании палат, Президентом республики и высшей магист­ратурой, общей и административной. В парламенте для назначе­ния требуется две трети голосов списочного состава в первых трех турах и три пятых — в последующих турах. Такое квалифи­цированное большинство установлено для того, чтобы партии, имеющие большинство мест в парламенте и образующие прави­тельство, не могли бы полностью обеспечить себе треть мест в Конституционном суде. Назначение от судейского сословия производится следующим образом: три судьи выбираются Кас­сационным судом, один — Государственным советом, один — Счётной палатой. Президент республики назначает пять членов Суда по своему усмотрению, однако, декрет о назначении должен быть контрассигнован председателем Совета министров.

Судьи избираются и подбираются из числа членов высших общих и административных судебных органов, даже находящих­ся в отставке, штатных профессоров права университетов и адвокатов — все должны иметь стаж работы не менее 20 лет. Судьи не могут назначаться повторно. Председатель Суда изби­рается из числа его членов на трехлетний срок. По традиции председателем становится один из членов, чей срок полномочий истекает в последние три года. Таким образом, председатель может только один раз занимать этот пост.

Первоначальный срок полномочий судей был 12 лет, а с 1967 года он составляет девять. Мандат судьи несовместим с занятием какой-либо должности (занятие политикой, профес­сиональная деятельность, даже преподавание права). Судьи обладают иммунитетом, сравнимым с парламентским. Разре­шение на их преследование в судебном порядке или отстранение от должности может быть дано только самим Судом. В отноше­нии судей не существует каких-либо возрастных ограничений, как в ФРГ или в Австрии. Суд — автономный орган в админист­ративном и финансовом отношении, имеет свое обособленное помещение. Обычно он действует в пленарном порядке по созыву председателя, который назначает докладчика по делу и устанавливает день слушания. Для принятия решения нужен кворум в 11 судей и присутствие хотя бы одного судьи из каждой из трех назначаемых категорий. Решения принимаются большинством голосов, при их равенстве голос председателя дает пере­вес.

Важнейшее полномочие Суда — контроль за конституцион­ностью законов и актов, имеющих силу законов. Такой контроль может быть предварительным и последующим. Первый осу­ществляется Судом по требованию правительства в отношении законов областей до того, как они будут промульгированы. Такое рассмотрение происходит тогда, когда комиссар правительства в области посчитает, что область превысила свою ком­петенцию, или если её решение противоречит национальным интересам или интересам других областей. Если областной со­вет подтверждает свой закон абсолютным большинством голо­сов, то председатель Совета министров может запросить Кон­ституционный суд в 15-дневный срок, считая со времени, когда он был информирован о втором голосовании областного совета. Решение главы правительства приостанавливает вступление в силу акта областного совета. Суд, не имеющий срока для вынесе­ния решения, может либо отклонить ходатайство правительства, либо аннулировать закон области. На практике такие обращения нечасты.

Последующий контроль может быть абстрактным или кон­кретным. Первый может проводиться по требованию областей в отношении законов государства и по основаниям нарушения последним компетенции области.

Предметом контроля могут быть все законы или акты, имеющие силу закона. Суд по их поводу может быть запрошен общим или специальным судом при рассмотрении конкретного дела. Вопрос о конституционности может быть поставлен и са­мим Судом, рассматривающим дело. Если признается обосно­ванным требование о признании неконституционным закона или акта, имеющего силу закона, то Суд объявляет недействитель­ными законодательные положения в пределах обращённого к нему запроса. Суд объявляет также законодательные положе­ния, незаконность которых следует из принятого им решения.

Кроме того, Конституционный суд рассматривает споры о компетенции в соответствии со статьей 134 основного закона, т.е. могущие возникнуть споры между парламентом и правительством, главой государства и парламентом, органами судеб­ной власти и правительства.

При рассмотрении дел по обвинению Президента республики Конституционный суд дополняется 16 судьями, избираемыми парламентом на 9 лет по тем же правилам, что и ординарные судьи этого органа. Избрание производится по заранее состав­ленным спискам граждан, обладающих необходимыми квалификациями для избрания в сенаторы. Члены парламента в список не включаются. Что же касается преступлений, совершенных пред­седателем Совета министров и министрами, то после поправки в Конституцию, внесенной в январе 1989 года, их дела рассматрива­ются в порядке обычного судопроизводства по разрешению, даваемому палатами парламента. До принятия этой поправки их дела также рассматривались Конституционным судом.

Суд имеет полномочия при проведении голосования в порядке народного вето, о котором уже говорилось. Он изучает требо­вание об отмене закона или акта, имеющего силу закона, с точки зрения их конституционности. Суд рассматривает воп­рос, какие из требований допустимы и какие противоречат кругу законов, в отношении которых народное вето не может прово­диться.

Судебная система

Согласно статье 104 конституции магистратура образует авто­номное и независимое от всякой власти сословие. В магистратуру входят судьи и прокуроры. Высшим конституционным органом в судебной иерархии является Высший совет магистратуры, дея­тельность которого регулируется основным законом (ст. 104-108) и законом об этом органе от 24 марта 1958 года, а также рядом других актов. Высший совет магистратуры включает 24 человека, из которых трое входят в него по должности — Президент республики в качестве председателя, председатель и генеральный прокурор Кассационного суда. Остальные члены Совета избираются: 14 — магистратами из числа лиц, принадлежащих к различным категори­ям магистратуры, 7 — парламентом на совместном заседании палат из числа штатных профессоров права университетов и адвока­тов с 15-летним стажем. Из 14-ти магистратов 6 избираются из числа магистратов Кассационного суда, двое из которых должны занимать руководящие посты, 4 — из числа магистратов апелляци­онных судов и 4 – из числа магистратов трибуналов со стажем работы после повышения в эту должность не менее четырех лет.

В компетенцию Высшего совета магистратуры входит: приём в состав магистратуры, переводы, повышения и другие меры, связанные со статусом магистратов; назначение и отзыв почёт­ных вице-преторов, мировых судей и их заместителей, а также членов специализированных отделений, не являющихся магистратами; наложение дисциплинарных санкций на магистратов, представление за выдающиеся заслуги профессоров и адвокатов к назначению кассационными магистратами; предоставление в пределах бюджетных ассигнований компенсаций и субсидий магистратам или их семьям и некоторые другие функции.

Судебная система Италии делится на две ветви — общие суды (гражданские и уголовные дела) и специальные суды (административная юстиция). В основе системы общих судов лежит судебный округ, который, как правило, не совпадает с существующими административно-территориальными единицами. Основанием системы являются консилиаторы (мировые судьи), правомочные усматривать малозначительные гражданские дела. Их должность неоплачиваемая и не требует юридического образования. На каждую коммуну обычно приходится один консилиатор, на­значаемый из числа жителей, имеющих образование. Преторы рассматривают апелляции на решения консилиаторов и решают гражданские дела в качестве первой инстанции с определённой суммой иска (750 тыс. лир). Они также рассматривают уголов­ные дела, по которым наказание не превышает трех лет лишения свободы. В претурах могут образовываться отделения, рассмат­ривающие гражданские и уголовные дела, дела, подлежащие рассмотрению по второй инстанции, или те и другие одновремен­но, а также отделение по трудовым спорам. Всего в стране около 1 тыс. преторов.

Высшим судом в системе общих судов является Кассационный суд. В его функции входит обеспечение единства судебной практики, рассмотрение споров о компетенции между судами. Этот орган является кассационной инстанцией по делам, рассмотренным апелляционными судами. Суд включает 6 палат – по три по уголовным и гражданским делам. По каждому делу принимает решение жюри из 7 судей, а особо сложные дела могут рассматриваться в объединенных палатах в составе 15 судей.

Специальная (административная) юстиция представляет само­стоятельную ветвь. Она распадается на две подсистемы: общие административные суды во главе с Государственным сове­том и специальные, возглавляемые Счетной палатой.


Вышло в свет научно-практическое пособие П.К.Барабанова "Уголовный процесс Италии" (М.: Спутник+, 2019. 461 с.), подробно раскрывающее как общие положения уголовно-процессуального права Италии, так и практику его применения. Издание предназначено для научных работников и практикующих юристов, студентов, преподавателей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Уголовная процедура в Италии: организация и история

1.1.Понятие и значение уголовного процесса 7

1.2.История уголовного процесса Италии 19

1.3.Содержание и практическая реализация уголовно-процессуального кодекса 1988г. (УПК)28

Глава 2 Источники уголовной процедуры 46

Глава 3 Субъекты уголовной процедуры 51

3.1 Суд (судья) 53

3.2 Прокуратура 75

3.3 Судебная полиция 84

3.4 Обвиняемый 90

3.6 Потерпевший 106

3.7 Гражданский истец 109

3.8 Иные участники 113

Глава 4 Уголовно-процессуальные действия 118

Глава 5 Доказательства и доказывание

5.1 Общие положения 140

5.2 Средства доказывания 152

5.3 Способы поиска доказательств 182

Глава 6 Обеспечительные меры 201

Глава 7 Досудебное производство

7.1 Общие положения 229

7.2 Действия по инициативе судебной полиции 239

7.3 Действия прокурора 246

7.4 Меры принуждения 254

7.5 Побочное введение доказательств 259

7.6 Сроки и окончание предварительного расследования 262

7.7 Расследование защиты 271

Глава 8 Подготовительное судебное заседание 279

Глава 9 Рассмотрение дела в суде первой инстанции

9.1 Общие положения и принципы 293

9.2 Судебное разбирательство 303

Глава 10 Специальные процедуры 331

10.1 Упрощённая процедура 332

10.2 Применение наказания по ходатайству сторон 336

10.3 Непосредственное судебное разбирательство 341

10.4 Прямое судебное разбирательство 343

10.6 Приостановление процедуры с испытанием 347

10.7 Внесение денежной суммы 350

Глава 11 Дифференциация процедур

11.1 Рассмотрение дела судьёй единолично 352

11.2 Процесс у мирового судьи 356

11.3 Процедура в суде по делам несовершеннолетних 366

11.4 Процедура в отношении организаций для производных из преступлений административных проступков 372

Глава 12 Обжалование

12.1 Общие положения 379

12.2 Апелляция 385

12.3 Кассация 395

12.4 Чрезвычайные жалобы 403

Глава 13 Исполнение наказания 411

Глава 14 Отношения с иностранными органами власти 426

Список использованной литературы (основной)433

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(основной) книги на итальянском языке:

1. AA.VV. Diritto processuale penale. Napoli -Simone. 2018.

2. Chiavario M. Diritto processuale penale. Profilo istituzionale. Torino. 2012.

3. Codice sistematico di procedura penale. Torino. 2017.

4. Conz A., Levita L. Codice di procedura penale. Annotato con la giurisprudenza. Roma. 2017.

5. Dalia A.A., Ferraioli M. Manuale di diritto processuale penale. Padova. 2013.

6. Diritto processuale penale. Ipercompendo. Start-up Napoli -Simone. 2018

7. Diritto processuale penale. Manuale di base per la preparazione alla prova orale. Napoli -Simone. 2012.

8. Dominioni O., Corso M., Gaito A., Spangher G., Galantini N., Filippi L., Garuti G., Mazza O., Varraso G. Vigoni D. Procedura penale. Torino. 2015.

9. Izzo F. Diritto processuale penale. Napoli -Simone. 2012.

10. Lozzi G. Lezioni di procedura penale. Torino. 2010.

11. Pontillo S., Saladino V. Diritto processuale penale. Roma. 2013. 12. Ragione L. Manuale di diritto processuale penale. Molfetta. 2018.

13. Scalfari A., Bernasconi A., Caro A., Furgiuele A., Menna M., Pansini C., Triggiani N., Valentini C. Manuale di diritto processuale penale. Torino. 2015.

14. Siracusano D., Galati A., Tranchina G., Zappalà E. Diritto processuale penale. Milano. 2013.

15. Siracusano D., Tranchina C., Zappala E. Elementi di diritto processuale penale. Milano. 2007.

16. Scaparone M. Procedura penale. Volume 1. Torino. 2013.

17. Scaparone M. Procedura penale. Volume 2. Torino. 2015.

18. Taormina C. Diritto processuale penale. Teorie generali. Torino. 2014.

19. Taormina C. Procedura penale. Torino. 2015.

20. Tonini P. Lineamenti di diritto processuale penale.. Milano. 2011. 21. Tonini P. Manuale di procedura penale. Milano. 2017. книги на других языках:

22. Criminal procedure. A Worldwide Study. Edited by Craig M. Bradley. Durham. North Carolina. 2007.

23. Fabri M. (Editor) Four Criminal Procedure Case Studies in Comparative Perspective: China - Italy - Russia - U.S.A. Baden-Baden -Nomos. 2016.

24. Kühne H. Strafprozessrecht. Eine systematische Darstellung des deutschen und europäischen Strafverfahrensrechts. Heidelberg. 2015.

25. Lorio P., Legros M., Citeroni C. Le code de procédure pénale en vigueur en Italie. Saarbrücken 2016.

26. Maiwald M. Einführung in das italienische Strafrecht und Strafprozessrechts. Frankfurt am Main. 2009.

27. Ruggeri S. Audi Alteram Partem in Criminal Proceedings. Towards a Participatory Understanding of Criminal Justice in Europe and Latin America. Cham. -Springer. 2017.

28. The Italian Code of Criminal Procedure. Critical Essays and English Translation. Second Edition. Vicenza. 2017.

В изданной работе при корректировке издательством авторского макета произошло некоторое смещение нумерации страниц, что не нашло отражения в "Содержании" (выше указаны номера страниц правильно) в связи с чем автор приносит извинения будущим читателям за указанное неудобство.

This article possibly contains original research. Please improve it by verifying the claims made and adding inline citations. Statements consisting only of original research should be removed. ( May 2011 ) (Learn how and when to remove this template message)

This article needs additional citations for verification. Please help improve this article by adding citations to reliable sources. Unsourced material may be challenged and removed.
Find sources: "Judiciary of Italy" – news · newspapers · books · scholar · JSTOR ( April 2016 ) (Learn how and when to remove this template message)


In Italy, judges are public officials and, since they exercise one of the sovereign powers of the State, only Italian citizens are eligible for judgeship. In order to become a judge, applicants must obtain a degree of higher education as well as pass written and oral examinations. However, most training and experience is gained through the judicial organization itself. The potential candidates then work their way up from the bottom through promotions. [1] Italy's independent judiciary enjoys special constitutional protection from the executive branch. Once appointed, judges serve for life and cannot be removed without specific disciplinary proceedings conducted in due process before the Consiglio Superiore della Magistratura.The Ministry of Justice handles the administration of courts and judiciary, including paying salaries and constructing new courthouses. The Ministry of Justice and that of the Infrastructures fund and the Ministry of Justice and that of the Interiors administer the prison system. Lastly, the Ministry of Justice receives and processes applications for presidential pardons and proposes legislation dealing with matters of civil or criminal justice.

The structure of the Italian judiciary is divided into three tiers:

  • Inferior courts of original and general jurisdiction
  • Intermediate appellate courts which hear cases on appeal from lower courts
  • Courts of last resort which hear appeals from lower appellate courts on the interpretation of law.

Glossary of key terms

Note: There exist significant problems with applying non-Italian terminology and concepts related to law and justice to the Italian justice system. For that reason, some of the words used in the rest of the article shall be defined.

  • Appello (appeal): for almost all courts in Italy (except very minor cases), it is possible to appeal the ruling, both for disagreement on how the court appreciated the facts or on disagreements with how the court interpreted the law.
  • Avvocatura dello Stato: the public organ, composed of lawyers, which represents the State, whenever it is plaintiff or defendant in a lawsuit. [2]
  • Cassazione: the Court of Cassazione acts as cassation jurisdictions, which means that it has supreme jurisdiction on quashing the judgments of inferior courts if those courts misapplied law. Generally, cassation is based not on outright violations of law, but on diverging interpretations of law between the courts. Cassation is not based on the facts of the case. Cassation is always open as a final recourse.
  • Codice ("law code"): collection of enacted statutory law or regulations relating to a single topic. Modern Italian law codes date back to the 19th century (Pisanelli Code, the first civil code of the Kingdom of Italy and Zanardelli Code, the first penal code), though all codes have since been abolished and substituted.
  • Contraddittorio (due process)
  • Contravvenzione ("misdemeanor, summary offence"): lowest kind of crimes punishable by fines or at most short jail sentences.
  • Delitto (felony): more severe crimes, punishable by fines, prison sentences or life imprisonment.
  • Giudice monocratico (solo judge).
  • Giudice collegiale (panel of judges): it is important to note that, in this case, Giudice (Judge) refers both to every single person composing the panel and to the panel itself.
  • Giurisprudenza (jurisprudence). While Italian judges, in keeping with the civil law tradition, do not create law, and thus there is no case law properly said, the decisions of the higher courts are of great importance and may establish long-lasting doctrine. While there is no stare decisis rule forcing lower courts to decide according to precedent, they tend to do so in practice, because, should they not do that, the higher court might quash their judgements, in keeping with its jurisprudence.
  • Inamovibilità (security of tenure): Judges cannot be removed from office, except through specific disciplinary proceedings (conducted by the Consiglio Superiore della Magistratura, an independent tribunal), for infringements on their duties. They may be moved or promoted only with their own will. These protections are meant to ensure that they are independent from the executive power.
  • Magistrato (judicial officer): general term encompassing Judges (Giudici) and prosecutors (Pubblici Ministeri); the Magistratura, or judiciary, is a collective term for all judicial officers. Magistrati are government employees, but statutorily kept separate and independent from the other branches of government. Magistrati are expected to maintain a certain degree of distance (as is the case with all government employees); that is, they must refrain from actions and statements that could hinder their impartiality or make it appear that their impartiality is compromised, e.g., refrain from making public political statements.
  • Magistratura amministrativa (administrative courts, administrative stream): courts of this order judge most cases against the government.
  • Magistratura ordinaria (judicial courts, judicial stream, literally ordinary judiciary): courts of this order judge civil and criminal cases.
  • Procura della Repubblica: the Ufficio del Pubblico Ministero attached to the Courts of first instance; it is headed by a Procuratore della Repubblica and composed by many Procuratori Aggiunti, Sostituti Procuratori and Vice Procuratori.
  • Procura Generale della Repubblica: the Ufficio del Pubblico Ministero attached to the Corte d'Appello; it is headed by a Procuratore Generale della Repubblica.
  • Presidente di Sezione (presiding justice): chief Judge of a division of a court.
  • Presidente di Tribunale or Presidente di Corte d'Appello or Primo Presidente della Corte di Cassazione: the Chief Justice of a given Court.
  • Pubblicità. All civil, administrative and criminal justice, as well as all financial cases where individuals may be fined, end up with audiences open to the public. There are narrow exceptions to this requirement: cases involving national security secrets, as well as cases of rape and other sexual attacks, may be closed or partially closed to the public, respectively in order to protect the secret or in order not to add to the pain of the victim. Cases with defendants that are minors (or rather, defendants that had not reached the age of majority at the time of the crime) are not open to the public and the names of the defendants are not made public, so that they are not stigmatized for life.
  • Pubblico Ministero (public prosecutor): this office can be translated into prosecutor but the functions of a Pubblico Ministero also include the general monitoring of the activity of the court in both criminal and civil cases (say, to see if Judges apply the law in a consistent manner).
  • Sentenza (Judgement): it is composed of two parts; the first, the parte motiva contains the written explanation by the Judge of how and why he decided in that particular way; the other, the dispositivo, contains the Judge's orders to the parties.
  • Sezione ("division"): subdivisions of a large court of general jurisdiction.
  • Sezione specializzata (specialized division): a sezione, which is specialized on a specific area of law.
  • Ufficio del Pubblico Ministero, (Office of the Prosecutor): responsible for the prosecution of cases. It requests enquiries to be made; during court hearings, it brings out accusations against the suspect. In addition, it has a role of general monitoring of courts.
  • Tribunale: generally refers to a court of record of first instance having original jurisdiction and whose judgments are appealable; it is the only Court that can be either monocratica or collegiale, that it is to say that it can be composed of one or three Judges, according to the case it is dealing with.

Judicial stream

Civil court

Justice of the Peace

The Justice of the Peace is the court of original jurisdiction for less significant civil matters. The court replaced the old Preture (Praetor Courts) and the Giudice Conciliatore (Judge of conciliation) in 1999.This court presides over lawsuits in which claims do not exceed €5,000 in value or €15,000 in certain circumstances.

Tribunale

The Tribunale is the court of general jurisdiction for civil matters. Here, litigants are statutorily required to be represented by an Italian barrister, or avvocato. It can be composed of one Judge or of three Judges, according to the importance of the case.
When acting as Appellate Court for the Justice of the Peace, it is always monocratico (composed of only one Judge).

Divisions and Specialized Divisions

Giudice del Lavoro (Labor Tribunal): hears disputes and suits between employers and employees (apart from cases dealt with in administrative courts, see below). A single judge presides over cases in the Giudice del Lavoro tribunal.
Sezione specializzata agraria (Land Estate Court): the specialized section that hears all agrarian controversies. Cases in this court are heard by three professional Judges and two lay Judges.
Tribunale per i Minorenni (Family Proceedings Court): the specialized section that hears all cases concerning minors, such as adoptions or emancipations; it is presided over by two professional Judges and two lay Judges.

Court of Appeal

The Court has jurisdiction to retry the cases heard by the Tribunale as a Court of first instance and is divided into three or more divisions: labor, civil, and criminal.

Читайте также: