Эпоха железа в дагестане кратко

Обновлено: 04.07.2024

С образованием государства решающее значение имело уже не принадлежность к ро­довым союзам, а исключительно место постоянного жительства, не народ подвергался делению, а территория, население в политиче­ском отношении превращалась в простой придаток территории.

Проблема образования государственной территории связана вплотную с вопросом становления самого государства и его функциями.

Под государственной территорией в науке понимают территорию, входящую в состав данного госу­дарства, население которой подчиняется власти государства. . Дагестанские политические образова­ния имели общность исторической судьбы. Мы имеем уникальную ситуацию, когда единство исторической судьбы определилось довольно рано, что выделить и изучить ка­кую-либо из них в отрыве от других практически невозможно. Несмотря на пора­зительную этническую и культурную пестроту, разнообразие географических ус­ловий и политического устройства, неравномерность экономического и обще­ственного развития весь разносторонний фактический материал истории Дагестана эпохи феодализма ясно свидетельствует о его единстве

Необходимо отметить и то, что во второй половине 1 тысячелетия в Дагестане про­исходил процесс развития феодальных отношений. Он ускорился в результате продол­жавшегося "великого переселения народов", передвижения кочевников, преимущественно тюркских из Центральной Азии на Запад. Поход гуннов в IV в., в VI веке берсилов, а затем и аваров не могли не отразиться на историческом разви­тии горских народов Кавказа. Особенно значительное влияние оказыва­ло на политические образования Дагестана возникшее к середине VII в. многоплеменное государство – Хазарский каганат. Политическая карта Дагестана заметно изменилась после распада халифата. На территории Дагестана сложилось мно­жество мелких феодальных и племенных объединений. С IX по XIII века здесь сформи­ровались политические структуры различных типов: феодальные владения, возглавляемые родственной группой феодальной знати пол­итические единицы с феодально-олигархическим правлением (Рича, Тпиг). Также и самоуправляемые сельские об­щины (Дидо).

У-Х в -эпоха зарождения и развития феодальных отношений -важнейший этап в истории дагестанских народов. Этот период в истории Дагестана был периодом подъема хозяйственной жизни его народов, временем дальнейшего развития ремесленного произ­водства и выделении из ремесла отдельных его отраслей, оживления торговых связей. Вместе с тем, исключительно богат этот период и политическими событиями. Политическая история отмечена борьбой с многочисленными внешними завоевателями, не прекращавшейся с раннего средневековья до позднейших его этапов. Экономическое развитие Дагестана в V-Х вв. характеризуется дальнейшими успехами в земледелии и скотоводстве. В области земледелия это выразилось в четкой отраслевой специализации-полеводстве, садоводстве, виноградарстве.

С усилением роли полеводства связано также увеличение коли­чества крупного и мелкого рогатого скота. Особый подъем наблюдается в ремесле, в частности в металлообработке, а также в гончарном производстве. Широкий размах приняло ткачество, развивавшееся не только в интересах внутренней, но и внеш­ней торговли.

Появление раннесредневековых городов, центров торговли, ремесла, экономической, культурной и политической жизни характерная особенность раннесредневекового Дагестана. Дальнейший рост производительных сил, развитие различных отрас­лей производства существенным образом отразились на социальной организации дагестанского общества. Судя по археологическому мате­риалу в общество усиливается имущественная и социальная дифференциация. Образование в Y-Х вв. ряда политических единиц, о которых мы уже говорили, и явилась результатом огромных сдвигов в экономической и социальной жизни общества. Резкая социальная дифференциация, наличие феодализирующейся верхушки прослеживаются также в сословной иерархии, в выделении определенного привилегированного сословия, верхушки приближенного к "царю" слоя.

Наиболее четко сословное деление прослеживается в Дербенте. Управление Дербентом со времен арабских завоеваний осуществлялось до середины IX в. наместника и Арабского халифата. Со второй половины Х в. управлять городом стали представители династии Хашимидов, власть которых была наследственной. Верховная власть здесь была сосредоточена в руках эмиров (амиров). При решении повседневных задач они опирались на целый штат "советников", которых возглавлял "везир".

Эмиры вели активную внешнюю политику, расширяют свою территорию. Немаловажную роль в усилении власти эмиров, играл Дербент как портовый город. Дагестанские правители были заинтересованы в сохранении благожелательного отношения к ним со стороны дербентского эмира, чтобы пользоваться портом в торговых целях. Экономичес­кой основой усиления власти дербентских правителей были все нараставшие феодальные поборы со своих поданных также доходы с торговых операций, осуществляемых в Дербенте. Процесс усиления власти эмиров Дербента продолжался до середины Х в. С этого времени отчетливо заметна общая тенденция ослабле­ния центральною власти. Феодальная верхушка его политические советники, начальники войск, городская администрация, сборщики нало­гов, разбогатевшие в многочисленных войнах и на эксплуатации город­ского и сельского населения, уже представляет внушительную силу, способную противопоставить себя дербентскому правителю. Центробежные тенденции феодальной верхушки с каждым годом возрастали и правитель, не мог с этим не считаться. (В середине XI в. Дербент потерял свою самостоятельность).

Феодалов различных категорий в Дербенте называли раисами ("начальниками").

В политической жизни города важную роль играла торгово-ремесленная знать города, которая в средневековой хронике "Тарих-ал-Баб" выступает под термином "Айан ас-суфуф". Это и понятно, если учитывать, что Дербент в этот период являлся крупным торгово-ремесленным центром восточного Кавказа.

Очень мало данных о положении крестьян – этого основного производящего сословия.

Первоначально раннефеодальное государство противостояло крестьянам-общинникам и через свой государственный аппарат собирало подати. При такой форме эксплуатации основная масса крестьян-общинников остается юридически свободной. Постепенно (1Х в.) по мере усиления процесса феодализации и появления феодальной категории землевладения, подать, собираемся центральной властью, превратилась в регулярно собираемую феодальную ренту, которую платили уже но свободные, а феодально зависимые крестьяне. Право взимания податей переходит к феодалу.

Социальная структура Лакз также была построена по иерархи­ческому принципу. Управление, находилось в руках малика (правителя). Имелся слой свободных, известных под именем хамашира, податное сословие крестьян, акара --разорившиеся общинники и ремесленники.

Активную роль в процессе феодализации дагестанских об­ществ играла политика внешних завоевателей, в частности персид­ских и арабских. Персидские цари нередко создавали на окраинах государства колонии из иранских переселенцев, наделяя им земель­ные участки. Охрана границ поручалась своим войскам также отрядам из завоеванных стран. Они такжие получали земельные участки за несение пограничной службы.

История проникновения ислама в Дагестан – одна из интересных страниц идеологической жизни дагестан­ских народов. Примерно девять веков потребовалось на те, чтобы местные религиозные представления заменить монотеистической религией – исламом.

Начав в середине VII в. первые шаги на территории Дагестана, в частности в районе Дербента, новая религия медленно, но систематически расширяла ареал своего влияния, охватывая одно владение за другим, пока не проникло в XV в. в самые отдаленные районы Дагестана. Процесс этот прошел, как мы видели, два этапа, отлича­ющиеся друг от друга не только темпами распростране­ния мусульманской религии, но и социальными условия­ми, а также носителями новых религиозных идей. VIII в. – первая половина Х в., первый этап, связан в основном с арабскими завоеваниями и с самими арабами, сыграв­шими значительную роль в исламизации, которой подвергалась к середине Х в. лишь незначительная часть Дагестана, но такая часть, которая служила трам­плином для дальнейших акций

В Дагестане в раннем средневековье также возникают очаги культуры и не всегда они были сосредоточены в городах. Медресе были созданы как в Дербенте и Кубачи – двух известных средневековых городах, так и в таких крупных населен­ных пунктах как Цахур, причем наиболее раннее извес­тие относится именно к Цахуру.

В связи с изучением процесса распространения исла­ма в Дагестане возникает еще ряд вопросов – взаимоот­ношения адата и шариата, ислама и искусства, ислама и народно-освободительного движения, ислама и современ­ности, и каждый из них требует специального исследова­ния. Это поможет в создании общих работ, посвященных всесторонней оценке роли ислама в жизни дагестанских народов от начала его проникновения до наших дней.

Арабские завоевания в еще большей степени способствовали укреплению власти феодальных правителей в Дагестане. Большинство завоеванных, земель не распылялось и становилось государствен­ной собственностью. Дальнейшее развитие социальных отношений в Халифате привело к возникновению новой условной формы феодаль­ной собственности, икта, означавшей первоначально временное и пожизненное пожалование земель под условием несения вассальной службы. Коллективный феодал-государство отдавало земельные участки военным лицам за несение службы с правом взимания фео­дальной ренты. Сведения об аграрной политике арабов в Дагестане – говорят о том, что практика раздачи захваченных земель и здесь получила широкое распространение.

В раннесредневековом Дагестане имеются следующие формы земельной собственности: государственные земли, земли крупных и мелких феодалов (дий, икта), вакуфные земли, частновладельческие земли (мюльки) и общинные земли.

Все это свидетельствует о том, что в течение Y -Х вв. в Дагестане утвердились раннефеодальные отношения. Класс феодалов и класс непосредственных производителей материальных благ противостоят друг другу. Раннефеодальные отношения, сложившееся в Дагес­тане, носят, однако специфический характер, объясняемый рядом социально-экономических и политических обстоятельств. Сохранение господствующей роли сельской общины во многих частях Дагестана, феодализма, надолго сохранит патриархально-феодальный характер отношений и относительную свободу общинников. Поэтому процесс дальнейшей феодализации, т. е. переход Дагестана в стадию развитого феодализма, затянулся.

ВЫВОД. Дальнейший рост производительных сил, развитие различных отраслей хозяйства дагестанских народов существеннейшим образом отразились и на социальной организации местного общества. С распространением ислама в Дагестане получила развитие и другая форма собственности – вакф.

В политическом отношении Дагестан продолжал оставаться патри­архально-феодальной страной, которая состояла из множества царств и владений, каждое из которых имело свою территорию, свои вооруженные силы и свои внутренние порядки.

Хотя в этих образованиях определяющи­ми были феодальные отношения, это, однако, не означало, что Дагестан целиком, стал феодальной страной. В некоторых малодоступных горных районах продолжали иметь место и родовые отношения.

В феодальных владениях Дагестана господствующий класс был представлен, прежде всего, правителями кото­рые выступали и как верховные сюзерены, и как крупные собственники земельных участков. Будучи верховными правителями, местные феодалы устанавливали во многих случаях наследственную передачу власти.

Вслед за феодальными правителями шли представители или владельцы дийа (поместий), военно-служилая знать, верхушка духовенства, торгово-ростовщическая знать, феодализирующаяся верхушка сел. Опорой феодальных правителей в их борьбе за власть, за сохранение господства над зависимым населением была дружина. Получая за службу земельные участки или же долю ренты, она была заинтересована в укреплении власти правителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айтберов Т. М. Древний Хунзах и хунзахцы. Махачкала, 1990.

2. Артамонов М. И. История Хазар. Л., 1962.

3. Плетнева С. А. От кочевки к городам. М., 1967.

4. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента Х-Х1 веков. – М.: Изд-во вост. лит-ры, 1963.

5. Шихсаидов А. Р. Дагестан в Х-Х1У вв. – Дагкнигоиздат. – Махачкала, 1976.

6. Юшков С. В. К вопросу об особенности феодализма в Дагестане // УЗ СГПУ. – Свердловск, 1938. – Вып. 1.

Глава 4.
Государство и право Дагестана
X-XII вв.

§1. Государственные образования Дагестана
в X-XII вв.

В

Х в. начался новый этап в формировании, социальной структуры дагестанского общества, в этот период шел процесс развития хозяйственно-экономической жизни, принявший стабильный облик и определивший на века дальнейший ход развития всего общества.

Государственные образования Дагестана, освободившиеся еще в начале IX в. от арабской власти, а в середине X в. – от влияния хазаров, вступили в полосу самостоятельного развития.

Однако внутриполитическая жизнь дагестанских политических образований находилась под постоянным влиянием и жестким напором внешних факторов: практически не прекращавшихся иноземных вторжений (половцы, сельджуки, монголы, Тимур).

Однако общая линия движения экономической, политической, социальной; идеологической жизни была в целом прогрессирующей, ориентированной на дальнейшее совершенствование и устойчивость.

Природно-географические условия в значительной степени определили экономическое, да и социальное содержание региона, отличавшееся обилием плодородных земель, превосходных пастбищ, рудоносных очагов.

Различные естественно-географические условия определили, в основном, направление хозяйственной деятельности: высокогорные районы ориентировались прежде всего на животноводческое хозяйство (в основном – мелкий рогатый скот); горные и предгорные районы – как на земледелие (зерновое хозяйство, садоводство, огородничество), так и на скотоводство (мелкий и крупный рогатый скот) и домашние промыслы; равнина – на зерновое хозяйство, садоводство и разведение крупного рогатого скота.

Важнейшим фактором в хозяйственной деятельности населения средневекового Дагестана было многовековое и добрососедское сосуществование двух типов хозяйства: оседлого, земледельческого по преимуществу, и кочевого скотоводческого.

Соотношение между ними менялось в зависимости от ряда обстоятельств, в частности, в годы иноземных вторжений, когда земледельческая равнина – арена столкновении противоборствующих сил из житницы Дагестана превращалась в огромное пастбище обширного скотоводческого хозяйства.

Горные же районы, исторически и экономически тесно связанные с равниной, находили выход из положения в усиленном земледельческом освоении земли, на расширении пахотных участков за счет освоения пастбищных земель, сооружения новых террас.

Равнина стала зоной зернового по преимуществу, горы же – скотоводческого, по преимуществу, хозяйства.

Пятьсот лет потребовалось для того, чтобы ислам, имевший первоначально прочные позиции лишь в некоторых районах Дагестана, стал государственной религией на всей его территории.

Государственный статус ислама как религии наложил отпечаток на многие стороны социальной и экономической жизни: государственную структуру и власть, политическую культуру, комплекс земельно-правовых отношений, на систему семейного, наследственного государственного, частного права.

Исторически получилось так, что распространение ислама связано с деятельностью выходцев из Сирии, а укрепление позиций новой религии – с активной позицией сельджуков, монголов, Тимура.

В Дагестане укрепился ислам шафиитской правовой школы – это наложило отпечаток на состав поступавшей книжной продукции и местной (в том числе и оригинальной) рукописной традиции.

Изменилась и политическая карта Дагестана. Ряд государств или феодальных владений усилились, упрочив свои позиции, расширив свои пределы и приняв политэкономический облик.

Другие же государства потеряли свою самостоятельность, вошли в состав более сильного владения.

Но самые важные изменения в сфере государственного устройства дагестанских владений связаны были с другим фактором, сыгравшим выдающуюся роль, как в политической, так и в экономической жизни дагестанского общества.

Речь идет об усилении старых и появлении большого числа новых союзов сельских общин или их суперсоюзов, социальных и политических структур, определивших своеобразный облик региона.

Укрупнение земельной собственности и одновременно процесс ее разукрупнения, укрупнение категории свободно отчуждаемой земли (мульк) – все это было следствием изменений форм земельной собственности, дофеодализационного процесса.

Двуединый процесс укрепления политической власти и ее децентрализации – такова общая картина дагестанской государственности этого периода .

Древнейший период истории современного Дагестана связан с горным Дагестаном. Исторически Дагестан являлся федерацией горских княжеств. Находясь на перекрёстке мировых цивилизаций севера и юга, Дагестан был ареной столкновений интересов многих государств.

Содержание

Первобытная эпоха

Территория Дагестана обжита человеком с древнейших времён. Именно здесь недавно были обнаружены древнейшие на территории РФ следы пребывания первобытного человека возрастом не менее 1,4 млн.лет (Айникаб-1 в Акушинском районе, Ругуджа в Гунибском районе).

Древняя история

Куро-аракская культура



В IV—III тысячелетиях до н. э. Дагестан входил в ареал распространения Куро-аракской культуры бронзового века, простиравшейся до самой Палестины, Анатолии, Армянского нагорья, Верхней Месопотамии и Иранского нагорья, известной чернолощёной керамикой и большими укреплёнными поселками, стоявшими на пороге цивилизации. Эта культура является древнейшей, надёжно связываемой с ещё неразделившейся в то время дагестано-вайнахской этнолингвистической общностью, и при этом имеет интересные связи с более западными регионами Троя, культуры Балкан, Карпат, Западного Средиземноморья.

Освоение железа

Албанское государство



Албанцы упоминаюется в числе союзников Ахеменидской Персии в битве при Гавгамелах IV веке до н. э., которым на своём фланге удалось прорвать строй македонцев и разграбить лагерь Александра [1] .

Нашествие римлян, персов, гуннов и хазар

В III веке Кавказская Албания под ударами римских легионеров распалась на мелкие владения.

В IV веке на смену римлянам в Албанию вторгаются сасанидские персы. Сасанидская империя приступает к длительной войне с Албанией на юге. В Албании утверждается христианство. В отличие от соседних Армении и Иберии, Албания удалённая от Византии не могла рассчитывать на серьёзную поддержку с её стороны.

В середине V века народы Албании, Армении и Грузии ведут упорную борьбу против персидского владычества на Кавказе. Нашествие гуннов приводит к запустению городов в северной равнинной части Албании, замиранию торговли и оттоку населения. В степном Дагестане обосновывается гуннское племя савиров которое совершает регулярные набеги в Закавказье.

В 562—567 годах правитель Персии Хосров I Ануширван развернул в районе Дербента грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить его владения от хазар перекрыв узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами.

Нашествие арабов

В VII веке арабы приступают к захвату Восточного Кавказа. В 643 году, в период правления халифа Умара ибн Хаттаба, арабы возглавляемые Абд ар-Рахманом ибн Раби захватывают Дербент и прилегающие территории. [16] В 652 году Абд ар-Рахман ибн Раби был убит при осаде хазарского города Беленджер [17] [18] . В 662 году хазары вторглись в пределы Дагестана. В 698 году Мухаммад ибн Марван, брат халифа Абд ал-Малика, захватил Дербент [19] . В 705 году Маслама ибн Абд аль-Малик, брат халифа Валида I, утверждается в Дербенте.

В 730 году Маслама ибн Абд аль-Малик, брат халифа Хишама, занимает Дербент и ведёт бои с хазарами. В 732 году халиф Хишам назначил Марвана ибн Мухаммада управляющим территорий Кавказа [23] . В этом же году арабы ввиду усиления их власти строят в Дербенте мечети [24] . Согласно Ал-Куфи, в 737 году арабский полководец Марван ибн Мухаммад держал в осаде крепость царя Сарира ровно год, после чего царь Сарира обязался выплачивать дань [25] .

В VIII веке в горном Дагестане располагались такие княжества как: Табасаран, Цахур, Гумук, Хунзах, и Кайтаг. В северном равнинном Дагестане находилось княжество Туман [20] [29] [30] [31] [32] . В 777 году было завершено строительство первой соборной мечети в Кумухе [33] . В 797 году хазары совершают нашествие на территорию Дагестана [34] [35] .

Независимость Сарира

Исламские княжества

В XI веке в бывшем Гумуке усиливается возникшая здесь по преданию ещё в VIII веке мусульманская партия которая способствует в утверждении ислама в Дагестане [43] . Образовавшееся на рубеже XI-XII веков мусульманское царство со столицей в Кази-Кумухе начинает играть важную роль в духовной и политической жизни Дагестана [44] [45] . Наряду с Казикумухским шамхальством в Дагестане также выдвигаются ряд других политических образований как Табасаранское майсумство, Цахурское владение, Аварское нуцальство и Кайтагское уцмийство [32] [46] [47] . Народы Дагестана приобщаются к наиболее развитой в средневековье мусульманской цивилизации [48] .

Нашествие татаро-монголов

В 1239 году покорив Азербайджан татаро-монголы направились в Дагестан. Нашествие монголов в 1239 году ознаменовалось 25-тидневной обороной села Рича. Казикумухский шамхал, разбитый в Рича, отступает в Кази-Кумух. В 1240 году после более шести месяцев осады, монголы захватывают Кази-Кумух [49] .

Экспансия территории

В 1430 году Гази-Кумух являлся важным центром мусульманской учености в Дагестане. В столицу шамхальства Гази-Кумух прибыл ученый-правовед Ахмад бин Ибрахим бин Мухаммад ал-Газигумуки ад-Дагестани ал-Хасани ал-Шафии, умер в 1450 году. Это был крупный религиозный деятель, мударрис, ученый, переписчик рукописей, распространитель ислама в Дагестане. До переезда в Гази-Кумух он был преподавателем и кадием в университете Аль-Ахзар в Каире. Некоторое время жил в Йемене, затем по приказу правителя Египта прибыл в Гази-Кумух. С декабря 1434 года Ахмада аль-Йамани жил в Гази-Кумухе и играл заметную роль в политической и духовной жизни Казикумухского шамхальства. В средневековом Дагестане утвердилось несколько центров мусульманского богословия и науки —Кумух, Дербент, Ахты, Цахур, Акуша, Согратль, Хунзах, Эндирей, Яраг и Башлы [58] .

С упадком влияния государства Золотой орды на Северном Кавказе, шамхал Кази-Кумуха утверждает своё политическое господство в северном равнинном Дагестане. На территории Дагестана роспологалось несколько феодальных владений — Кайтагское уцмийство, Аварское ханство, Табасаранское майсумство, Дербентское владение, и Казикумухское шамхальство которое в свою очередь состояло из нескольких владений южного и северного Дагестана как: Кумух, Агул, Кюра, Рутул, Цахур, Андалал, Анди, Тарки, Буйнак, Эндирей и Тюмень [59] [60] [61] .

На базе давно уже используемого арабского алфавита создаётся местная арабографичная письменность для основных дагестанских языков. Вместо мелких родовых башенных поселений из нескольких рассредоточенных домов, бытовавших в более отсталых языческих регионах Кавказа вплоть до русского завоевания, в Дагестане в этот период возникает множество сёл из сотни-другой тесно пригнанных домов образующих улицы и кварталы.

Разрастаются старые и возникают новые города — торгово-ремесленные и административные центры, в некоторых из которых как Тарки, Эндирей, Казанище и Губден, к XVII веку насчитывалось по 1000—1500 домов, и до 10000 человек населения. Пережитки родоплеменного уклада уходят в прошлое. Вместо родовых склепов появляются сельские кладбища соседской общины.

Русско-дагестанские отношения

В 1556 году были установлены дипломатические связи с Московским государством. Мирное посольство шамхала привезло Ивану Грозному в числе богатых подарков доселе невиданного в Москве живого слона [65] .

В 1557 году князь Темрюк Идаров обратился к царю Ивану IV с просьбой принять Кабарду в русское подданство и помочь от нападений шевкальского царя. Наследник шамхала, крым-шамхал, обратился к России с просьбой принять его в подданство.

В 1560 году Иван Грозный послал своего воеводу Ивана Черемисинова с войсками из Астрахани морем против Казикумухского шамхала. Черемисинов высадился у Тарков, разбил отряд шамхала и захватил Тарки, но не решился здесь остаться опасаясь прибытия основных воинских сил шамхала из Кази-Кумуха [66] . Россия склонила на свою сторону князя Шихмурзу Окоцкого, который оказал немалые услуги противнику шамхала, князю Темрюку. Русское государство завоевав Казань и Астрахань, шло на Кавказ [67] .

В 1566 году кабардинский князь Матлов обратился к Ивану Грозному с просьбой поставить город на реке Терек у устья Сунжи.

В 1567 году пытаясь помешать русским установить свою крепость у слияния Сунжи и Терека, Будай-шамхал и позже его брат Сурхай были убиты на поле битвы, как об этом свидетельствуют их могильные плиты на шамхальском кладбище в Кази-Кумухе [68] .

Антидагестанская коалиция

Конец 70-х годов ознаменовался войной Дагестана с Турцией. Султан Мурад III возобновил военные действия против персов. Шамхал стал понимать что утверждение Турции в Шемахе может привести к потере независимости его государства. Шамхал вначале оказывал поддержку туркам в борьбе против Ирана, но в дальнейшем отказался от участия в войне с персами.

Тем не менее, войну 1589—1607 годов с Московским государством Шамхальству удаётся выиграть. Нападения 1590 и 1594 годов были отбиты. Грузия впоследствии отказывается выступить против шамхала [73] . В 1605 году занявшая равнинный и предгорный Дагестан русская армия (ок. 50 000 чел., в том числе 8000 стрельцов московского гарнизона), была окружена и разбита на Караманском поле, 20 км к северу от Махачкалы. Все попытки армий царя Бориса Годунова завоевать Дагестанское Шамхальство завершаются поражением.

По Стамбульскому договору 1590 года между Османской империей и сефевидским Ираном, Дагестан признаётся под покровительством Султана из династии Османа. Этот пункт подтверждён договорами по разделу Кавказа в 1612 и 1619 годов. Казикумухский шамхал имел только союзные отношения с Турцией. Турецкие войска некогда не базировались в Дагестане в отличие от других территорий Кавказа. Турция именовала шамхала падишахом.

В начале XVII века военная мощь Турции на Кавказе слабеет что приводит к господству Ирана. Иранский шах-Аббас I начал завоевание Кавказа, занял Дербент и поставил там своего наместника. Возобновляется агрессия суфиев-кызылбашей. Согласно Искендор Мунши, шах-Аббас I практиковал массовые казни суннитов в Азербайджане и насильственно насаждал шиизм на захваченных землях [75] .

Феодальная раздробленность

Период новой истории

В начале XVII века шамхалы окончательно перебираются из Гази-Кумуха в свою зимнюю резиденцию Тарки, что в значительной степени подстегнуло центробежные тенденции не только на окраинах государства, но и в самом Гази-Кумухе, приведя сперва к феодальной смуте и раздробленности, и затем к ослаблению власти феодалов и усилению революционно настроенных буржуазно-демократических сил, которым в середине XVII века удалось в целом ряде областей свергнуть власть феодалов и перейти к республиканской системе управления, сформировав органы самоуправления.

Государственное устройство

Гражданско-демократические органы самоуправления, функционировавшие на уровне сельской общины (джамаат), округа (союз джамаатов), республик (союз союзных джамаатов), состояли из схода всех мужчин общины старше 15 лет (джамаат), совета старшин тухумов (не путать со старейшинами), окружного шариатского судьи (кади), только на втором и третьем уровне, на 1 уровне дела разбирались мировыми (маслиат) судьями на основе обычного права (адат), глашатая (мангуш, чауш), судебных-исполнителей. Две последние категории должностных лиц регулярно замещались и вместе с кади, получали жалованье из штрафных поступлений. В областях, где феодалы всё же уцелели вскоре также сформировались совершенно аналогичные структуры, которые, однако, здесь делились частью полицейских функций с феодальной гвардией нукеров, в основном из рабов-гулямов, и диваном — правительственным советом и верховным судом при феодальном правителе.

Антииранское движение

Каспийский поход Петра I

Война с Персией

С этими силами в 1734 году Сурхай-хан I, являясь правителем большей части Восточного Кавказа, вступает в упорную борьбу с великим иранским завоевателем Надир-шахом, которому одним лишь ультиматумом удалось заставить русских срыть укрепления и вернуть ему все завоевания Петра I, уже обошедшиеся России на тот момент, как минимум в 30000 жертв.

Кавказская война


В 1796 году генерал-аншеф Зубов вторгся в южный Дагестан. Правитель Дербента Ших Али-хан после упорных боёв сдаётся в плен, но позднее бежит из плена. Сурхай-хан II Казикумухский и Ших Али-хан Дербентский приступают к совместной войне с Россией. Армия горцев терпит ряд поражений.

В 1817 году начинается очередная Кавказская война, руководителем которой становится генерал Ермолов. В 1818 году Кази-Кумух, Авария, Мехтула, Табасарань и Акуша заключили между собой союз против генерала Ермолова.

С захватом Ермоловым Кази-Кумуха в 1820 году, Дагестан полностью входит в состав Российской империи. Несмотря на это, в 1821 году Султан Ахмед-хан Аварский пытался поднять Дагестан против русских, но не смог набрать войско. Ермолов послал против аварцев генерала Вельяминова который разбил отряд горцев у аула Алмаки.

В 1844 году на территории страны основано русское военное поселение Петровское. На завоеванной территории в 1860 году была образована Дагестанская область с центром в Темир-Хан-Шура. Северный Дагестан вошёл в состав Терской области. В конце XIX века через территорию Дагестана провели железную дорогу.

Советский Дагестан

В 1917—1919 Дагестан входил в состав Горской республики. В 1917 году начала выпускаться газета на кумыкском языке Ёлдаш.

В 1921 году была образована Дагестанская АССР в составе РСФСР. С 1927 года в Дагестане началось радиовещание и строительство первого аэродрома.

Современный Дагестан

В 1994 году основано ОАО Дагнефть.

В 1997 году в Буйнакском районе образовался ваххабитский анклав Кадарская зона.

В 1999 году имело место Вторжение боевиков в Дагестан, охватившее Ботлихский и Новолакский район республики. Вторжение чеченских вооруженных формирований опиралось на местное ваххабитское подполье. Наступление удалось отбить, однако ситуация в республике оставалась неспокойной на протяжении долгого времени. В 2007 году террористическая организация Имарат Кавказ включила Дагестан в сферу своего влияния, организуя теракты на территории республики. Одним из заметных терактов, совершенных местными исламистами (Джамаат Шариат), стали Взрывы в Кизляре (2010)

Неспокойной ситуация в Дагестане оставалась и в январе 2012 году, когда в кизлярском районе произошел бой в котором погибло 3 военнослужащих [89] . В феврале 2012 года эскалация насилия в приграничной с Чечней территорией продолжилась.

28 августа 2012 года в Дагестане объявили траур из-за убийства духовного лидера мусульман. Саид Афанди Чиркейский погиб в результате подрыва смертницы, зашедшей в его дом во время молитвы днем [90] .

Железный век – третья из технологических макроэпох, наступившая за эпохой раннего металла (энеолит и бронзовый век). Смена бронзового века железным знаменует рубеж, с которого развитие металлургии и металлообработки претерпевает кардинальные изменения и приводит к вытеснению медных и бронзовых орудий и оружия железными. Этот процесс особенно быстро протекал на Кавказе и в степях Восточной Европы. Напротив, в лесных и лесостепных районах Северной Евразии в начале эпохи железа цветная металлообработка достигает расцвета, и лишь в конце раннего железного века железо полностью вытесняет медь и бронзу из производства орудий и оружия. Концом раннего железного века стали Великое переселение народов и крушение античной цивилизации. В Средневековье чёрная металлургия поднимается на новую ступень: при восстановлении железа из руд достигается температура плавления железа.


Первые следы появления человека в Дагестане относятся к концу раннего палеолита (Ашельское время) около 150-180 тыс.лет назад. С началом бронзового века горный Дагестан оказался в сфере великой земледельческой культуры: агрокультурное террасирование горных склонов достигло своих завершенных форм.
В дальнейшем, как и везде, в Дагестане происходили эволюционные процессы.

Через Дагестан проходил Великий шёлковый путь. Его земля испытала на себе разгул многочисленных кочевых племен, нападения монголов и татар, походы Тамерлана и Александра Македонского, арабские и хазарские войны, иранские и турецкие нашествия, множество других посягательств.

В конце первого тысячелетия до нашей эры территория Дагестана входила в состав Кавказской Албании, затем державы Сасанидов. С 5 века нашей эры на территории Дагестана формировались самостоятельные государственные образования: Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран (Кубачи), Кайтаг, Гумик. В 6 веке Дагестан пережил нашествие гуннов. В 7 веке в степях Северо-Восточного Кавказа сложилось Хазарское государство (Хазарский каганат), в которое входил северный равнинный Дагестан. В 664 году начались нашествия арабов и распространение религии Ислам среди горцев Дагестана. В 11-12 веках на территории Дагестана сложился ряд самостоятельных государств (Дербентский эмират, Аварское ханство, Казикумухское шамхальство, Кайтагское уцмийство). В этот период Ислам в Дагестане стал господствующей религией.
В начале 13 века Дагестан был завоеван монголо-татарами. В 14 веке в страну вторгались татарские войска Узбека, Тохтамыша и Тимура. С 15 века в Дагестан начал экспансию Иран. С 16 века вошел в зону интересов России. В 1722 году войска Петра I вторглись в приморский Дагестан и присоединили его к России. Однако по Гянджинскому трактату (1735) Россия, заинтересованная в союзе с Ираном против Турции, уступила ему эти территории. Дагестан вновь вошел в состав России по Гюлистанскому договору (1813г.), завершившему русско-иранскую войну 1804-1813 годов.

Горцы Дагестана оказали активное сопротивление русской экспансии на Кавказ. В Кавказской войне 1817-1864 годов приняли участие народы Дагестана, Чечни, Черкесии. Основателем движения за независимость был имам Гази-Магомед. Его дело продолжил Имам Шамиль, который 25 лет руководил борьбой горцев против России. В горах Чечни и Дагестана он создал государство-Имамат. После того, как Шамиль сдался в почетный плен (1859г.), война горцев против русских стала затухать.

В Дагестане сохранилось множество памятников истории и культуры. Самые знаменитые — оборонительная система Дербента с крепостью Нарын-кала (4 в.), высокогорное село-крепость Кала-Корейш (9 в.), Джума-мечеть в селе Кумух (13 в.).

Читайте также: