Психический компонент инстинктивного поведения животных кратко

Обновлено: 05.07.2024

Психический компонент инстинктивного поведения, точнее, психическое отражение при инстинктивных действиях животных необходимо изучать на завершающей фазе поведенческого акта и в какой-то степени на непосредственно примыкающем к ней последнем этапе поисковой фазы, поскольку здесь элементы научения играют наименьшую роль. При этом надо сказать, что в свете современных данных и концепций этологии этот вопрос еще специально не изучался и поэтому приходится здесь ограничиваться лишь некоторыми общими соображениями.

Мы видели, что по мере приближения к завершающей фазе движения животного становятся все более ограниченными, однообразными, стереотипными, и есть все основания полагать, что в такой же мере отражение окружающего мира становится все более бедным, ограниченным. Если на первых этапах поискового поведения животное в поиске ключевых раздражителей руководствуется многими разнообразными ориентирами в окружающей среде, то по мере сужения действия внешних агентов, направляющих поведение животного, ориентация все больше осуществляется только по направляющим ключевым раздражителям, а в завершающей фазе производится уже исключительно по ним.

Однако, что для нас сейчас важно, животное, реагируя на эти признаки, в сущности, не получает сведений о самом объекте (неодушевленном предмете или другом живом существе): признаки – ключевые раздражители – являются только ориентирами, направляющими действия животного на этот объект, носитель этих ориентиров.

О том, как это понимать, уже говорилось выше. Эволюция животной жизни могла идти только по пути отбора как можно более простых, но и наиболее постоянных ориентиров (или, что не меняет существа дела, создания таких специфических ориентиров, когда речь идет о животных одного вида, являющихся носителями ключевых признаков), руководствуясь которыми организмы могли бы успешно, не отвлекаясь другими, случайными, изменчивыми признаками, осуществлять наиважнейшие жизненные функции.

Правда, как явствует, например, из описанных опытов с птенцами дроздов, у высших животных ключевые стимулы представлены и более сложными по своей структуре типами. В указанном примере имеет место реакция на конфигурацию и на пространственные соотношения деталей объектов инстинктивных движений, что уже соответствует элементарным восприятиям. Это, очевидно, одно из важных проявлений прогрессивного развития инстинктивного поведения в ходе эволюции. Однако, как показывают те же эксперименты, и здесь нет подлинного предметного восприятия, ибо иначе птенцы не могли бы спутать свою мать с картонным диском.

Примитивность психического отражения на завершающей фазе инстинктивных действий является следствием бедности самой моторики в этой фазе. Как мы знаем, двигательная активность, направленная на окружающую среду, является источником познания этой среды. Однако столь стереотипные движения со столь ограниченной, специальной функцией, какими являются инстинктивные движения, врожденные двигательные координации, не могут служить сколько-нибудь пригодной основой для познания окружающего мира.

Познавательные же функции и вообще все богатство психического отражения приурочены к начальным этапам поискового поведения, где в полной мере действуют процессы научения.

Инстинкт структурно делится на две фазы. Поэтому и психические процессы, лежащие в основе инстинкта, также можно разделить на две фазы.

На первой фазе (поисковой) животное вынуждено совершать сложные акты, ориентируясь на множество внешних агентов, выбирая ключевые раздражители. Здесь имеет место рецепция стимулов, фильтрация афферентных потоков, синтез отдельных признаков, анализ явлений в целом. В центральной нервной системе происходит постоянное сопоставление реального окружения с ожидаемыми (врожденно определенными) программными признаками необходимых для данного инстинкта условий (пространственных, временных), т. е. на первой фазе инстинкта реципируется и вовлекается в сложный процесс анализа большое количество стимулов. На этой фазе происходит научение животного.

Ограниченность психики на второй фазе инстинкта имеет место и у высших позвоночных животных. Очевидно, что в этом явлении заложен большой биологический смысл.

Эволюция жестко программирует обеспечение наиважнейших функций и не позволяет индивидууму отвлекаться на случайные и несущественные стимулы.

Примитивность психического отражения мира на завершающем этапе инстинкта предопределяет бедность самой локомоции в этот момент. Движение на первой фазе инстинкта — это источник познания окружающего мира, поскольку в результате движения происходит смена (по крайней мере, частичная) окружения. А врожденные динамические стереотипы движений на завершающем этапе инстинкта не преследуют цели познания окружающего мира. Они решают очень узкую запрограммированную задачу. Врожденный пусковой механизм представляется средством запуска уже сформулированной предыдущими поколениями программы. На этой фазе животное имеет или положительную, или отрицательную эмоциональную окраску ощущений от воспринимаемых стимулов и собственных движений. Богатство психических процессов приурочено к поисковому поведению и процессу научения.

Общая характеристика психической деятельности животных и людей

Какое поведение следует считать инстинктивной, а какую — приобретенной в результате индивидуального опыта и обучения?

Поведенческая реакция должна считаться инстинктивной, если она:

а) наследуется, то есть принадлежит к врожденным свойствам вида или расы;
б) не требует предварительного обучения;
в) выполняется практически одинаково всеми особями этого вида или расы;
г) свойственна телесной организации животного, то есть связана с нормальным функционированием его органов;
д) приспособлена к натуральным условиям жизни вида, включая сезонные изменения условий жизни.
Приобретенная поведенческая реакция характеризуется тем, что она:
а) возникает в процессе индивидуальной жизни, то есть базируется на опыте;
б) требует предварительного обучения, усвоения или упражнения;
в) хотя и зависит от строения организма, но не обусловленная ею;
г) выполняется различным образом различными животными на основании первоначального опыта, впечатлений и т.д.;
д) приспособлена к условиям жизни индивида.

Одна из важнейших признаков инстинкта — его постоянство у каждого вида животных

Но это вовсе не означает, что инстинктивные действия различных животных точно повторяют друг друга.

Инстинктивное поведение — это в определенной степени пластическая деятельность, которая может меняться под влиянием внешних условий. Эту изменчивость инстинктивного поведения Вагнер показал на примере конструктивной деятельности ласточек. Оказалось, что лабильность (изменчивость) инстинктивного поведения ограничена четкими видотипичнимы рамками стабильными в пределах вида не сами инстинктивные действия, а амплитуда их изменчивости. Например, форма гнезда ласточек может варьировать в определенных пределах, особенно в необычных условиях и при использовании необычных материалов для строения. При этом большое значение имеет также индивидуальный опыт, то есть обучение.

В чем же причина возникновения инстинктивных реакций?

С физиологической точки зрения, первопричиной и основой мотивации поведения является более-менее значительные и длительные отклонения от гомеостаза, то есть от нормального уровня осуществления физиологических функций, нарушения внутренних ритмов, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Эти сдвиги проявляются в возникновении потребностей, на удовлетворение которых и направлено поведение.

Характерной особенностью врожденных пусковых механизмов является избирательность реагирования на внешние стимулы: они срабатывают только на вполне определенные комбинации раздражителей, которые только и могут вызвать биологически целесообразную реакцию.

Внешние раздражители, создают в совокупности пусковую ситуацию, называются релизерами или ключевыми раздражителями, на которые животные реагируют врожденными, видотипичнимы формами поведения, то есть определенными инстинктивными движениями.

Эти пусковые релизеры очень специфичны

Кроме пусковых, существуют также настроечные ключевые раздражители, предварительно снижают порог возбуждения тех нервных центров, которые имеют отношение к определенным действиям животные, а также направляя ключевые раздражители. Общим свойством всех этих релизеров является то, что они представляют собой специфические элементарные признаки жизненно важных компонентов среды, к которым относятся простые физические или химические признаки (форма, размер, подвижность, цвет, запах и т.д.), а также их пространственные отношения или векторы. Носителями этих признаков могут быть как другие животные, так и растения или объекты неживой природы.

Эффект супероптимальной реакции в условиях эксперимента может привести даже к биологически абсурдного поведения животного. Если, например, предложить чайке на выбор два яйца разной величины, то она закатит в гнездо больше. Может быть и так, что птица покинет свое яйцо и будет насиживать деревянный макет гигантских размеров, который имеет все супероптимальные признаки ключевого раздражителя.


Одним из основных положений этологии есть понятие о комплексах фиксированных действий (КФД), которые имеют следующие основные черты:

Структура инстинктивного поведения. В инстинктивной поведении выделяют поисковую и завершающую фазы

Поисковая фаза, как правило, состоит из нескольких этапов, а заключительная — представляет собой четкую последовательность простых движений. Поисковая фаза заметно отличается от ориентировочно-исследовательской деятельности сложным переплетением врожденных и приобретенных компонентов поведения. Именно к поисковому поведению принадлежит все, что связано с пластичностью инстинкта, с изменениями инстинктивного поведения. Итак, в поисковой фазе всегда содержатся элементы обучения.

Завершающая фаза поведенческого акта представляет собой обычно набор жестко фиксированных стереотипных реакций, обусловленных анатомическими особенностями строения тела животного. Приобретенные компоненты играют во время этой фазы несущественную роль и часто вообще отсутствуют.

Особенности инстинктивного поведения надо изучать именно на завершающий стадии поведенческого акта, поскольку здесь элементы обучения играют наименьшую роль и в чистом виде представлены стереотипные инстинктивные движения. Поскольку релизеры — чаще элементарные физические и химические признаки, воспринимаются в отрыве от самого объекта, то животное получает на завершающей фазе лишь неполную, одностороннюю информацию о некоторых, наиболее часто несущественные, внешние признаки объектов инстинктивных действий и не получает существенной информации о самом объекте, так как релизеры — это только ориентиры, направляющие действие животные на носителя этих признаков.


Инстинктивное поведение и общение

В других случаях сигнальную функцию выполняют особые движения всего тела или отдельных его частей, например, танцы пчел, токования тетеревиных птиц. Такие реакции присущие только определенному виду и называются ритуализированными движениями.
Ритуализации свойственна условность выполняемых действий, которые служат только для передачи вполне определенной информации. Эти действия жестко фиксированные генетически, выполняются с максимальной стереотипностью (одинаково всеми особями определенного вида) и поэтому относятся к типичным. Поэтому все животные определенного вида могут правильно понимать значение таких сигналов общения.

Диапазон обучения также ограничен видотипичными рамками

Все формы факультативного обучения делятся на несколько основных типов, краткая характеристика которых приводится ниже.

Обе теории согласуются в том, что предъявление безусловного раздражителя усиливает условный рефлекс, а отмена подкрепления приводит к его исчезновению, угасание, и поведение животного вновь становится такой же, как к выработке условного рефлекса.
Если после сгашения реакции условный сигнал вновь сочетается с подкреплением, то условный рефлекс возникает значительно быстрее, чем в предыдущем случае. Итак, при сгашенни условного рефлекса связь не исчезает, а только несколько подавляется.


Скиннер в инструментальном обучении различал оперантное поведение — спонтанное действие без какого-либо явного стимула

Он считал, что любое оперантное поведение модифицируется и эффективно контролируется подкреплением, которое с ним сочетается, поэтому поведением животного можно управлять, оперируя разными стимулами и их подкреплением.

Оперантное обучение, или формирования навыков, достаточно широко представлено в свободной поведении животных, когда животное, побуждается внутренней потребностью, например, голодом или жаждой, применяет весь свой возможный репертуар двигательных реакций для достижения цели и если одно из них оказывается для него полезным, то эта реакция сразу же закрепляется. Путем оперантного обучения животные приобретают навыки перемещения по песку, снегу, твердому грунту и тому подобное.

Разновидностью перцептивного обучения является латентное обучение — то есть образование ассоциации между индифферентными раздражителями или ситуациями при отсутствии явного подкрепления. В большинстве экспериментов по обучению животное обычно получает подкрепление в целевой камере. Но если, например, крысы ежедневно держать в лабиринте без всякого подкрепления, то количество допущенных им ошибок при последующем обучении в этом же лабиринте будет значительно меньше, чем у тех животных, которые не имели возможности до начала подкрепления ознакомиться с местом обучения.

Многим видам животных свойственно имитационное обучение

Которое заключается в формировании новых форм поведения путем непосредственного восприятия действий других животных. Имитационное обучение делится на облигатные и факультативные. При облигатном обучении результат его вполне укладывается в рамки видового стереотипа. Это прежде всего касается молодых животных, которые путем подражания учатся выполнять жизненно важные действия (например, бегство при нападении хищника на строй рыб). Путем облигатного обучение молодые животные накапливают индивидуальный опыт, например, в строительстве гнезда (птицы, шимпанзе).

Факультативное имитационное обучение в простой форме представлено в имитации двигательных реакций. Например, обезьяна подражает действиям человека (в домашней обстановке). Высшим проявлением факультативного имитационного обучения является решение задач путем подражания действия другой особи.

Фабри Курт Эрнестович

Основы зоопсихологии - i_001.jpg

Рекомендовано к изданию Ученым Советом факультета психологии Московского государственного университете имени М. В. Ломоносова

Л. И. Анцыферова, доктор психологических наук, кафедра зоологии позвоночных животных и общей экологии биологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Предисловие к 1-му изданию

Зоопсихология является неотъемлемой и важной частью психологических наук. Интерес к ней заметно вырос в последние годы, особенно в связи с тем, что в этой области знаний сейчас наблюдается большой подъем исследовательской работы и творческой мысли. Наряду с большим теоретическим значением зоопсихологических исследований все более расширяется и сфера их практического использования. Плодотворная работа исследователей многих стран по изучению поведения животных, охватывающая все зоологические таксоны — от амебы до шимпанзе, — привела к весьма внушительным результатам: в настоящее время накоплено такое обилие ценнейших научных фактов, что не только удалось разъяснить ряд существенных вопросов зоопсихологии, но и пришлось внести серьезные поправки в, казалось бы, вполне устоявшиеся положения и концепции. Разумеется, и поныне остается еще очень много неизученного и непонятного в процессах поведения — этих сложнейших природных процессах. Все же мы можем сейчас лучше представить биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.

Зоопсихология входит как обязательный курс в программу обучения на факультетах психологии университетов, но учебника зоопсихологии до сих пор не существовало ни в Советском Союзе, ни за рубежом. В последние годы, правда, появились монографии и обзорные работы по поведению животных, но эти публикации носят лишь этологический характер, и в них совсем не затрагиваются вопросы, связанные с психическим аспектом поведения животных, т. е. те вопросы, изучение которых как раз важно для студента-психолога.

Данная книга написана на основе многолетнего опыта автора по чтению курсов лекций по зоопсихологии и этологии в Московском университете. Чисто этологический материал дается в ней лишь в той мере, в какой это необходимо для уяснения зоопсихологических вопросов. При этом делается упор на освещение развития психики животных как в онто-, так и в филогенезе. Ведь зоопсихология — это наука о становлении и развитии психики на дочеловеческом уровне, и познать психику животных вне процесса их развития принципиально невозможно. В заключительной главе очень кратко излагаются и некоторые моменты, касающиеся непосредственной предыстории антропогенеза. Конкретный фактический материал, использованный в тексте, относится преимущественно к исследованиям последних 5–10 лет, но приводятся и важные исследования давних лет, преимущественно советских ученых.

Первая попытка создания учебника зоопсихологии не может оказаться без недостатков, и автор заранее выражает свою благодарность за критические замечания.

Предисловие ко 2-му изданию[1]

Читатель книги может узнать, есть ли у животных психика, каковы ее особенности, как ее изучать, что такое поведение, как оно связано с психикой, где используются зоопсихологические знания, что такое зоопсихология как наука и как она связана с общей психологией и биологией.

Книга дает также важный материал для понимания общей природы психического. Только зная психику животных, мы можем в человеческой психике различать общее для человека и животных и специфическое только для человека или только для животных, избежать ошибок антропоморфизма, биологизаторства, физиологического редукционизма, подмены родовых характеристик психического теми, которые свойственны только человеку. В этом бесспорный вклад зоопсихологии в общую психологическую культуру.

Сегодня в отечественной психологии преодолевается односторонняя ориентация на философию диалектического материализма. Думаю, что это затронет и зоопсихологию. Более полного представления требуют знания о мотивационно-эмоциональной сфере в психике животных.

O. K. Тихомиров, профессор Февраль 1992 г.

К. Э. Фабри и зоопсихология в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова

Только в 1964 г., через 18 лет после окончания МГУ, К. Э. Фабри получил возможность официально заняться изучением поведения и психики животных. Для этого ему пришлось уехать в г. Пущино-на-Оке, где в то время был организован Академгородок. К. Э. Фабри поступил на работу в Институт биофизики, здесь им были выполнены оригинальные исследования импринтинга у птиц, существенно дополнившие классические представления о природе этого феномена.

2-е издание учебника подготовила полностью к публикации ученица К. Э. Фабри — кандидат психологических наук Н. Н. Мешкова.

Читайте также: