Енисейские кыргызы история кратко

Обновлено: 02.07.2024

Всех, кто входил в Кыргызский племенной союз на Среднем Енисее объединяла единая территориально-географическая общность и стремление защитить себя от сильных врагов. Поэтому, находясь в определеном гео-политическом пространстве, этнические группы объединялись, во главе которых стояло более активное и предприимчивое племя. Если до VII века таковыми были енисейские кыргызы, то после VII века эта инициатива перешла к Алтайским кыргызам. Различие интересов племен Енисея сказались после известных событий сер. века н.э. Речь идет о 840 годе, когда кыргызское войско атаковало столицу Уйгурского каганата город Орду-балык. Вскоре, после смерти кагана, в 847 году походы кыргызов прекратились, и племена стали возвращаться на свои прежние земли, к которым они так привыкли. Несомненно, могли быть сторонники создания каганата в степи. Это конечно же Алтайские кыргызы. Но они были малочисленнее других. Многочисленной была группировка енисейских кыргызов, которая разумеется была за то, что бы возвратиться назад. Их несомненно поддержали другие этнические группы населения Среднего течения Кема (Енисея)-самодийцы, самоеды, кетты и др. Енисейские кыргызы заселили только Туву. Горнотаежники и рыболовы разумеется не желали переселяться в Великую степь. В результате, мы допускаем, что в орде была междуусобица, в результате чего алтайские кыргызы были вынуждены двинуться в Прииртышье, к югу от Алтая, а некоторая их часть проникла далее, на Тянь-Шань.
Этим и объясняются причины развала Каганата. После крушения Уйгурского каганата в степи больше не было серьезного врага. Что касается империи Тан, то от нее в веке оставалось только одно название. В IХ веке Танское государство было ослабленным, лишенным прошлых завоеваний и не имела контроля над территориями Западного края. В стране царила разруха, голод и междуусобица. Генерал-губернаторы (цзедуши) фактически являлись независимыми правителями в своих провинциях, вели ожесточенную борьбу друг с другом и с центральной государственной властью. Танское государство было почти полностью изолировано от центрально-азиатских дел. Положение усугублялось также интригами и распрями при императорском дворе. Более того, страна подвергалась постоянному военному и дипломатическому давлению со стороны Уйгурского каганата, Тибетского государства и Южного Чжао (Наньчжао). При этом, она теряла большие территории или вынуждена была откупаться "богатыми подарками" (так танские вельможи именовали уплату громадных контрибуций и дань). Танское государство медленно, но неуклонно приближалось к гибели, и ничто не могло остановить этот процесс.
Что же касается Тибета, то уже в первом десятилетии IХ века там началось постепенное ухудшение обстановки внутри самого государства, приведшее к его ослаблению и распаду. Уже к 840 году страна была развалена, раздираемая междоусобной войной.
Как видим, кыргызам никто серьезно уже не угрожал. В этих условиях надобности в существовании сильного каганата не было, и племена занимались вполне мирными делами, вплоть до возвышения кара-китаев. Принцип, объединяться в сильную структуру начинал работать, когда появлялась угроза -сильный враг. Не следует исключать конечно и наличие локальных конфликтов, междуусобицы среди самих енисейских племен, живших за Когменом (Сайлюгемский хребет и прилегающая часть Саянских гор).

Литература:
См.: Эсен уулу Кылыч. Хагяс. История енисейских кыргызов (С древнейших времен до нач. XVIII века).-Бишкек.-2013.-438 стр.

Енисе́йские кыргы́зы (древние кыргызы, кит. упр. 黠戛斯 , пиньинь: xiájiásī, палл.: сяцзясы) — древний тюркский народ, проживавший в районе Саяно-Алтая; родственный древним динлинам и предок современных алтайцев, киргизов, тувинцев и хакасов.

Содержание

Кыргызы в хуннское время

Кыргызский каганат.jpg


Предметы кыргызской культуры.jpg


Кыргызы при тюрках и уйгурах

В V—VIII веках кыргызы были подчинены жужаням, Тюркскому каганату, Уйгурскому каганату. При уйгурах кыргызов было довольно много: больше 100 000 семейств и 80 000 воинов. От земель кыргызов до ставки уйгурского кагана было 3000 ли или 40 дней пути на верблюдах [3] .

Описание страны

В китайских хрониках сохранилось достаточно подробное описание страны кыргызов, составленное посольством, шедшим из Ордоса через уйгурский каганат в земли кыргызов. В 841 году по указу императора династии Тан (династия) У-цзуна чиновники ритуального приказа опросили кыргызских послов и составили следующее описание их страны.

Почвы болотистые, зимы снежные. Женщин больше, чем мужчин. Мужчины носят серьги в ушах, по характеру — отважные и сильные. Повсеместны татуировки: у воинов на руках, у замужних женщин на лице. Браки не очень крепкие. Знают месяцы, сезоны и 12-летние циклы годов. Сеют просо, пшеницу, овсюг, ячмень. Муку делают ручными жерновами. Сеют в апреле, жнут в октябре. Делают пиво. Овощи и фрукты не выращивают. Разводят крупных и сильных лошадей. Много коров, овец, меньше верблюдов. Лошадьми и овцами платят калым, богачи дают 100—1000 голов. Стада богачей в несколько тысяч голов коров. Из еды предпочитают мясо и молоко, для правителя делают пиво и пироги.

Охотятся на тарпанов, козулей, дзеренов, баранов, оленей, чернохвостых коз. Ловят рыбу, судя по описанию — осётры. Охотятся на птиц: гуси, утки, ястребы, сороки, орлы. В их стране растут деревья: берёзы (больше всего), сосны, ива, ель, вяз. Добывают золото, железо, олово для чего вырывались шахты, которые местные жители позже именовали чудские копи. Во время дождя (?) выплавляли железо называемое цзяша (迦沙) из которого делали крайне острое оружие, поставляемое тюркам.

Носят белые валяные шляпы, пояса с точилом. Бедные одеваются в овчины и шляп не носят. Женщины одеваются в шерстяные платья или привозной шёлк. Зимой живут в избах, покрытых корой. На войне используют луки, знают знамёна, у всадников есть деревянные щитки для рук и ног, наплечники от сабельных ударов и стрел. Воинов собирают из всех родов.

Народ платит подати соболями и белками. Есть чиновники шести разрядов. Военные: семь министров, трое командующих, десять чжиши (職使). Гражданскими делами занимаются 15 чанши (長史), остальные чиновники не имеют определённого числа. За бегство в сражении, нерадивости в посольстве, подачу плохого совета царю, и за воровство рубят голову. Если у вора жив отец, то он должен носить с собой голову сына до самой смерти.

Из инструментов знают флейту, бубен, Шэн, бамбуковый рожок (觱篥), барабан. Любят канатоходцев и представления с обученными животными.

Язык их взаимопонимаем с уйгурским, знают письменность (вероятно Древнетюркское руническое письмо).

Кыргызы были сильным соседом и тюркские каганы отдавали своих дочерей в жёны правителям кыргызов.

Разгром уйгуров и расселение кыргызов

В первой половине VII века кыргызы попали в зависимость от сюеяньто и уйгуры поставили к ним наместника (頡利發) для надзора. Впрочем сохранилась власть царя и его трёх советников: цисибэя (訖悉輩), цзюшабобэя (居沙波輩), амибэя (阿米輩).

С 650 по 683 гг. отправили 2 посольства в Китай.

В 707—710 гг. прислали подарки императору Тан Чжун-цзуну и он упомянул, что выделяет кыргызов из своих вассалов из-за близости происхождения [5] .

С 712—756 гг., при императоре династии Тан Сюань-цзуне, четыре раза присылали подарки.

В 758 году уйгуры Моян-чура завоевали кыргызов. Похоже, кыргызы разделились на несколько княжеств. Были налажены связи с арабами-даши (приходили караваны с узорчатыми тканями), Тибетской империей, карлуками, которых использовали как проводников на караванных путях. Ажэ получил от тюрок титул пигадуньцзецзинь (毗伽頓頡斤, пига=бильге=мудрый).

В 840 году они разгромили Уйгурский каганат и образовали Кыргызский каганат, более 80 лет бывший гегемоном в Центральной Азии. Примерно в 818 году Ажэ объявил себя каганом, свою мать (она была из тюргешей) ханшей-вдовой (可敦), жену (она была дочь тибетского генерала) — ханшей. Уйгуры отправили армию во главе с министром, но не смогли победить. Война продлилась 20 лет и уйгуры не достигли успехов. Ажэ уверовал в скорую победу. У уйгур случилось междуцарствие и старейшина Цзюйлу Мохэ (句錄莫賀) привёл кыргызскую армию в столицу уйгуров. Хара-балгас был сожжён, посреди пепелища Ажэ поставил свою золотую палатку. В числе трофеев к нему попала Тайхэ (太和公主) китайская царевна и вдова четырёх каганов. Каган перенёс ставку в горы Лаошань и отправил китайскую царевну с эскортом в Тан, но по пути напал Уге-хан и забрал царевну. Каган отправил Чжуу Хэ Су (註吾合素) к императору, чтобы поведать о случившимся.

В 847 году каган умер. Император дал новому кагану титул Ину Чен Ми кэхань(英武誠明可汗).

С 860—874 гг. кыргызы три раза присылали послов в Тан. После историки не вели записей.

Впоследствии каганат распался на несколько княжеств, включенных в 1207 г. Джучи в состав Монгольской империи.

Доспехи кыргызского воина.jpg


Разделение кыргызов и вытеснение их из Южной Сибири

Окончательное разделение кыргызов на тяньшанских и енисейских произошло в начале XIV века, когда правитель Восточного Моголистана Ильчигидай переселил часть народа в район р. Или. Люди, оставшиеся в долине Енисея и горах Алтая стали родоначальниками современных хакасов и алтайцев.


Кыргызы Южной Сибири имели в начале XVII века конфедерацию четырёх княжеств — улусов, получившую в русских источниках название Киргизская землица, в таком составе:

Енисейские кыргызы около 100 лет сдерживали продвижение русских в Южной Сибири, однако в основной массе были вынуждены в 1703 г. покинуть Хакасско-Минусинскую котловину. В 1667 и 1679 гг. кыргызский полководец бек Иренек дважды осаждал Красноярский острог, основанный в 1628 году именно для защиты от набегов кыргызов. Только после гибели Иренека в войне с монголами в 1687 году русским удалось окончательно установить контроль над Южной Сибирью и Саянами.

О первоначальном языке кыргызов — древнекыргызском — практически ничего неизвестно. Предполагается, что он является предком современных языков хакасской подгруппы (см. тюркские языки): чулымского, фуюйско-кыргызского (небольшая группа в Маньчжурии), хакасского и шорского. Современный киргизский язык испытал сильное кыпчакское влияние и сейчас занимает промежуточное положение между хакасско-алтайской и кыпчакской группами.

Примечания

  1. Керимбекова Н. Формирование этнической территории и государственной границы Кыргызстана
  2. Худяков Ю. С. Проблемы истории древних кыргызов
  3. ↑ Верблюд проходит около 50 км в день по хорошей дороге
  4. ↑ 其君曰「阿熱」,遂姓阿熱氏
  5. ↑ Правящая фамилия Ли 李 происходила от тюрок по крайней мере с женской стороны
  6. ↑ Бутанаев В. Я., Худяков Ю. С. История енисейских кыргызов. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2000

Литература

Ссылки

  • Тюркские народы
  • Тюркские племена
  • История Сибири
  • История Хакасии
  • Исчезнувшие народы Азии
  • Исчезнувшие народы Восточной Азии
  • Древние народы России
  • Древние народы
  • Киргизы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Енисейские кыргызы" в других словарях:

Енисейские киргизы — Енисейские кыргызы (древние кыргызы) древний тюркский народ в районе Саяно Алтая, предки современных хакасов, алтайцев и киргизов. Впервые упоминается в 201 до н. э. в связи с тем, что их подчинили себе хунну. В китайских источниках древние… … Википедия

КЫРГЫЗЫ ЕНИСЕЙСКИЕ — древний тюркоязычный народ, обитавший в Минусинской котловине с нач. 2 в. до н. э. до 18 в. В нач. 18 в. большая часть енисейских кыргызов откочевала за пределы Минусинской котловины; оставшиеся слились с местным населением … Большой Энциклопедический словарь

Кыргызы (киргизы) — енисейские, один из древних тюркоязычных народов Азии, основной территорией обитания которого была Минусинская котловина. Впервые упоминаются в источниках на рубеже 3≈2 вв. до н. э. Во 2 й половине 1 го тыс. у К. сложилась государственность. В… … Большая советская энциклопедия

кыргызы енисейские — древний тюркоязычный народ, обитавший в Минусинской котловине с начала II в. до н. э. до XVIII в. В начале XVIII в. большая часть енисейских кыргызов откочевала за пределы Минусинской котловины; оставшиеся слились с местным населением. * * *… … Энциклопедический словарь

Кыргызы — (киргизы) енисейские, один из древних тюркоязычных народов Азии, основной территорией обитания которого была Минусинская котловина. Впервые упоминаются в источниках на рубеже 3 2 вв. до н. э. Во 2 й половине 1 го тыс. у К. сложилась… … Большая советская энциклопедия

Киргизы — У этого термина существуют и другие значения, см. Киргиз (село). Киргизы … Википедия

Енисейские кыргызы

О степени оседлости енисейских кыргызов в науке не существует единого мнения. Тем не менее, именно земледельческие навыки и склонность к оседлым поселениям привели к созданию кыргызского государственного объединения. После падения Первого Тюркского каганата, в развале которого кыргызы приняли самое деятельное участие, они получили полную независимость, и уже в 648 году танский Китай встречал их первое посольство (во всяком случае, первое, отмеченное письменными источниками).

В истории Кыргызского каганата исследователи в деляют несколько этапов, связанных как с основные типами археологических памятников, так и с важнейшими событиями в его политической истории.

Первый период (VI—VIII вв.) — эпоха Чаа-Тас. Основные события этого времени происходили на ограниченном пространстве Минусы и соседней Тывы. Кыргызам удалось установить торговые и дипломатические связи с земледельческими государствами Средней и Юго- Восточной Азии (танский Китай, Согд, Тибет, Восточш Туркестан). С кочевыми же народами они враждовали, ведя с ними непрестанные войны — по большей части неудачные. В военном отношении кыргызы пока были слабы — их политику на этом этапе можно охарактеризовать как оборонительную.

Уйгуры — древний тюркоязычный народ Центральной Азии, коренное население современного Синцзян-Уйгурского автономного округа Китая. Предками уйгуров были кочевые племена, жившие в древности в монгольских степях и упоминавшиеся в китайских летописях с IV века. В V—VIII веках уйгуры входили в состав Жужаньского, а затем и Тюркского каганатов. После падения последнего в середине VIII века уйгуры в долинах рек Селенга, Орхон и Тола основали свое собственное государство — Уйгурский каганат. В 840 году он был разгромлен енисейскими кыргызами. Уйгуры переселились в Восточный Туркестан и в западную часть Ганьсу, где создали независимые государства с центрами в Турфанском оазисе (847—1369 гг.) и Ганьсу (847—1036 гг.). Государство в Ганьсу было уничтожено тангутами, а население восточно-туркестанского государства уйгуров в XIV веке подчинено монголами и вошло в улус Джучи.

Вопрос о вкладе енисейских кыргызов в становление современной киргизской народности еще далёк от окончательного разрешения. Несмотря на созвучие самоназваний, прямое отождествление здесь вряд ли уместно. Специалисты, правда, не отрицают самого факта участия енисейских кыргызов в формировании практически одноименной народности. Речь идет только о доле этого участия.

Третий период в истории енисейских кыргызов (XI—XII вв.) иногда называют эпохой Сууктэр.

В это время военные действия разворачивались в районах Саяно-Алтая, где кыргызам пришлось обороняться от агрессивных монголоязычных кочевников — киданей и найманов, пресекших связи каганата с земледельческим цивилизациями Юго-Восточной Азии. Кыргызское население изрядо поредело в продолжительных войнах и, будучи распылённым по огромным территориям, не могло оказать серьёзного сопротивления. В это же время кыргызы, вероятно, утратили руническую письменность. Государство быстро слабело и дробилось, мелкие князьки один задругим объявляли о своей независимости и тут же начинали враждовать с соседями. В сущности, история могучей кыргызской державы на этом и завершилась.

В так называемую Монгольскую эпоху (XIII — XIV вв.), после разгрома найманов войсками Чингисхана, кыргызские княжества добровольно пополнили его империю, окончательно утратив государственную самостоятельность. Боевые отряды кыргызов влились в монгольские полчища.

Как и у всего средневекового населения Южной Сибири, луки енисейских кыргызов были сложносоставными и рефлексирующими. Во второй половине 1-го тысячелетия повсеместно шел процесс поиска наиболее совершенной и рациональной конструкции метательного оружия, пригодного в бою и на охоте, удобного при стрельбе с лошади и с земли. Это привело к тому, что в одно и то же время на одной и той же территории существовало несколько разновидностей луков. При близости общей схемы, позаимствованной многими народами у хуннов, луки енисейских кыргызов различались формой и расположением роговых накладок. У оружия хуннского типа основную работу выполняли плечи, а значительные участки его деревянной конструкции бездействовали. Кыргызы модернизировали луки в целях увеличения эффективно работающих зон, что, как и у тюрков, привело к сокращению количества роговых накладок.

В походах тетива на луках спускалась. Воины носили их на боку или на спине в налучьях, похожих на узкую и длинную (почти во всю длину оружия) трубу, зашитую с одной стороны. Размеры луков со спущенной тетивой колебались от 120 до 140 сантиметров.

Древки стрел делались из березы и слегка сужались к ушку, в прорезь которого с легким сопротивлением входила тетива. Оперение кыргызских стрел было овальной или удлиненно-треугольной формы и относилось к длине древка в пропорции 1:5 или 1:7. На древки стрел наносились цветные пояски — обычай, известный с раннего железного века. Берестяные колчаны для стрел тоже напоминали тюркские. Нужно отметить, что мощное политическое и культурное влияние, оказываемое древне-тюркскими каганатами на своих соседей, родство языка и происхождения, постоянная миграция отдельных тюркских групп в Минусу, — все это во многом определило, как и чем воевали кыргызы.

Это, в частности, касается и наборных поясов, и наконечников стрел. И все-таки полного тождества не было, кыргызские наконечники стрел отличались от тюркских большим разнообразием и затейливостью отверстий в лопастях, а также лучшей сохранностью в археологических комплексах. Дело в том, что кыргызы применяли в своей погребальной практике кремацию. Предметы оружия, побывав в огне, покрывались окалиной, которая (вкупе с золой и пеплом) предохраняла тонкие лопасти наконечников от пожирающего действия ржавчины.

С выходом енисейских кыргызов на просторы Центральной Азии, где им пришлось противостоять очень серьёзным противникам, потребовалось новое оружие. И вскоре, в IX—X веках, ассортимент стрел в колчанах кыргызских воинов неузнаваемо преобразился. Набор традиционных образцов пополнился наконечниками шестиугольной формы с уплощённым, как бы срезанным, остриём (специалисты так и называют их — срезни) и небольшими массивными проникателями с трёхгранным, квадратным или круглым сечением острия. Последние значительно превосходили по весу трёхлопастные и, в большинстве случаев, пробивали доспехи. Модифицировались и привычные формы — так, у пятиугольного наконечника сократились его размеры и ширина лопастей, а острие в сечении стало гранёным. Столь впечатляющее разнообразие свидетельствует о всё большем расспространении на полях сражений различного защитного вооружения.

В комплект защитного вооружения кыргызов входили наручи (для защиты руки от кисти до локтя), поножи (для защиты ноги от колена до ступни), зерцала (для защиты груди) и оплечья.

Кыргызские панцири состояли из железных пластин, скрепленных между собой по ламеллярному принципу Панцири VI—VIII веков, как правило, представляли собой металлический нагрудник. В эпоху Великодержавия их конструкция усложнилась — теперь латы закрывали спину и руки до середины предплечья; кроме того, появляется подол, спускавшийся к коленям и защищавший бёдра. Вскоре восприимчивые кыргызы, присмотревшись к вооружению центрально-азиатских соседей, уже ковали свои доспехи из крупных подпрямоугольных металлических пластин. Этому способствовало и возросшее качество металла, который по многим показателям, как ни трудно в это поверить, превосходил современные марки сталей. Этот технологический скачок, видимо, связан не столько с развитием собственной производственной базы, сколько с опытом пленных мастеров из оседло-земледельческих центров.

Рис. 6. Кыргызские золотых дел мастера создали свой особый стиль. Их изделия, форма которых, в целом, соответствовала степной моде, отличались богатым и затейливым растительным орнаментом. Железное стремя, представленное на рисунке, инкрустировано золотыми фигурками птиц, порхающих среди извилистых ветвей. Эпоха раннего средневековья. Уйбатский чаа-тас. Хакасия. ГИМ, Москва.

Упоминания о кыргызском народе появляются в летописных источниках ещё в далёкой древности, причём особенное внимание было уделено ветви енисейских кыргызов. Эти племена представляли собой древнее и средневековое тюркоязычное население бассейна Енисея - на что и указывает их название. Немало енисейских кыргызов проживало на Алтае, однако не стоит путать их с соплеменниками, занявшими Тянь-Шань.

История этого народа интересна многочисленными войнами и яркими событиями, но не меньше внимания привлекает происхождение кыргызов Енисея. Историки до сих пор высказывают новые предположения о том, кем могли быть предки этого народа, и, что примечательно, дальнейшая его судьба тоже не менее загадочна. Именно поэтому я предлагаю углубиться в тёмную “чащу” прошлого, чтобы понять, какими же были енисейские кыргызы.

Совсем не тюрки

Существует мнение, что изначально енисейские кыргызы вовсе не имели тюркских черт и не говорили на тюркском наречии. Как же так? Ряд исследователей предполагает, что значительное влияние на формирование народа оказали племена динлинов. Они происходили от хуннов, проживали в южных регионах Сибири. Нельзя исключать, что именно они и заложили основы нового этноса.

Более того, в китайских источниках времён правления династии Тан приводится описание кыргызов, проживающих на берегах Енисея. Китайцы рассказывали, что это высокие люди с рыжими волосами, белой кожей и зелёными глазами. Согласитесь, такая внешность более типчна для славян, нежели для тюркских народностей. И, наконец, ещё больше вопросов появляется после изучения работ тюрколога Майкла Дромппа, который пишет:

“В связи с внешностью енисейских кыргызов, определенное число исследователей было склонно видеть в ранних кыргызах нетюркский, или, по крайней мере, этнически смешанный народ со значительным нетюркским компонентом. Многие ученые поддержали эту идею, после обнаружения слов, которые они посчитали нетюркскими (особенно самодийскими), среди кыргызских слов, сохраненных в китайских источниках”.

Превращения народа

Уже в V веке нашей эры начинается покорение территорий тюркскими племенами. Земли енисейских кыргызов оказываются под властью жужаней, а затем Тюрского и Уйгурского каганатов. Такие перемены превращали народ из прежнего смешанного племени в исключительно тюркский вариант этноса. Исконные особенности внешности и даже уклад жизни сменялись новыми принципами, которых требовали государства, созданные на землях у Енисея.

Но если изначально кыргызы с почтением относились к уйгурам, покорившим их, то в дальнейшем, чувствуя ослабление власти, они переходят в наступление. В середине IX века уйгуров оттесняют на границы земель. Неслучайно китайские дипломаты, бывавшие в Уйгурском каганате, отмечали, что енисейские кыргызы отличаются бесстрашием и отчаянной смелостью, которые часто приносят им победу.

Под властью чужеземцев

В дальнейшем енисейским кыргызам предстояло пережить монгольское завоевание. Они вошли в состав улуса Джучи, старшего сына Чингисхана. Однако кыргызы не оказались тихим и смирным народом, как предполагали монголы. Как и в случае с уйгурами, племена проявили свой характер.

Государство енисейских кыргызов

Последний термин был точной передачей самоназвания народа.

Переселение кыргызов на Енисей. Распри между родоначальниками гуннов за власть вынудили Чжичжи-хана бежать в Минусинскую котловину реки Енисей. Некоторые ученые полагают, что вместе с его племенами в середине I века до н. э. часть кыргызов попала на новую родину. Другие считают, что переселение кыргызов на Енисей произошло по другим причинам и в другое время.

Общественное устройство. Государство древних енисейских киргизов переживало в III—IV веках стадию разложения первобытнообщинного строя и формирования классового общества. Основу его составляли свободные земледельцы и скотоводы. Во главе общества стояла знать — богатые и знатные родоначальники, которые решали важнейшие вопросы взаимоотношений с другими родами и племенами, а также жизни и быта членов общества. Рабы, не имеющие никаких прав, составляли отдельную группу.

Занятия кыргызов, быт, обряды и обычаи. Основными видами занятий енисейских кыргызов были земледелие и скотоводство. В горных и лесных районах развивалась охота. Охотники добывали пушнину и мускус (ароматное вещество из особых желез кабарги, бобра, ондатры и др. животных). Земледельцы жили в поселениях, строили деревянные шестиугольные конусовидные жилища, скотоводы и охотники жили в юртах.

Собственная письменность у кыргызов появилась в VII в. Грамотность народа, по всей вероятности, была высокой: на Енисее и в Туве найдено свыше 120 памятников древнекыргызской письменности.

Читайте также: