Значение невропатологии для специальной педагогики кратко

Обновлено: 06.07.2024

Значение курса невропатологии для специальной педагогики. Строение и функции нервной системы человека. Понятие о системогенезе. Структура нервной системы: головной и спинной мозг. Возрастная эволюция мозга. Принцип минимального обеспечения функций.

Рубрика Медицина
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 25.12.2013
Размер файла 769,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Регуляция функций организма, согласованная деятельность органов и систем, связь организма с внешней средой как основные функции деятельности нервной системы. Свойства нервной ткани - возбудимость и проводимость. Строение головного мозга и его зоны.

реферат [2,7 M], добавлен 04.06.2010

Реакции организма на изменение различных условий внутренней и внешней среды. Строение центральной нервной системы. Отделы головного мозга. Болезни нервной системы. Проведение нервных возбуждений. Связь между чувствительными и двигательными нейронами.

презентация [3,6 M], добавлен 04.04.2016

Классификация, строение и значение нервной системы. Структура и функции центральной нервной системы. Морфология и принципы формирования корешка спинного мозга. Клеточно-тканевой состав и топография проводящих путей серого и белого веществ спинного мозга.

методичка [1,7 M], добавлен 24.09.2010

Учение о нервной системе. Центральная нервная система человека. Головной мозг в разные стадии развития человека. Строение спинного мозга. Топография ядер спинного мозга. Борозды и извилины большого мозга. Цихоархитектонические поля коры полушарий.

учебное пособие [18,1 M], добавлен 09.01.2012

Неврология - учение о нервной системе. Функциональное значение нервной системы и виды нервных клеток. Головной и спинной мозг, связь с нервной системой. Ассоциативные, комиссуральные, проективные нервные волокна. Вегетативная (автономная) нервная система.

методичка [46,5 K], добавлен 17.04.2009

Понятие и процесс эволюции нервной системы. Головной мозг и его развитие. Строение и функции продолговатого, заднего и спинного мозга. Лимбическая система: строение, функции, роль. Зоны коры больших полушарий. Симпатическая вегетативная нервная система.

реферат [166,5 K], добавлен 26.07.2010

Спинной мозг – орган центральной нервной системы, расположенный в позвоночном канале. Рассмотрение схематического изображения соотношений сегментов спинного мозга и позвонков на сагиттальном разрезе позвоночника. Функции и оболочки спинного мозга.

Невропатология (от греческого neuron – нерв, pathos – болезнь, logos – наука) – раздел науки, изучающий болезни нервной системы.

Данная наука является частью неврологии – науки о структуре и функционировании нервной системы. Последние три десятилетия ознаменовались стремительным и все ускоряющимся прогрессом в познании структурно-функциональной организации нервной системы. За это время получены многочисленные данные, сформулированы гипотезы и созданы концепции, объясняющие закономерности работы нервных клеток, нервных центров и системной деятельности мозга в целом. Проводятся исследования таких высокоорганизованных функций, как речь, память, поведение. Прогрессу неврологии способствует использование современных электрофизиологических, биохимических, морфологических и нейропсихологических методов исследования. Кроме того, этому прогрессу способствует изучение нервной системы на молекулярном, клеточном и субклеточном уровнях. Наряду с этим в неврологии широко применяются современные методы математического моделирования.

В невропатологии изучаются эмоционально-возрастные аспекты, в центре которых находится проблема влияния возрастных изменений на развитие мозга ребенка и специфику поражения его нервной системы. Самостоятельной областью является невропатология детского возраста.

Невропатология детского возраста

Важным разделом детской невропатологии является перинатальная неврология (peri – около, natus – родовой), изучающая особенности формирования нервной системы в раннем периоде в нормальных и неблагоприятных условиях.

Знание основ невропатологии – необходимая предпосылка для любого вида педагогической деятельности, особенно с детьми, страдающими патологией речи, органов чувств, двигательными нарушениями, задержками нервно-психического развития.

II. Взаимосвязь невропатологии и дефектологии.

Невропатология и дефектология, тесно связанные между собой науки, изучают особенности людей с теми или иными физическими и психическими недостатками (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети, дети с ЗПР). Дефектология изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения.

Будучи отраслью общей педагогики, дефектология опирается на ее теоретические положения и методы исследования. Опирается дефектология и на ряд медицинских дисциплин, поскольку она изучает людей с теми или иными отклонениями в развитии и нарушениями нервной системы. Среди этих дисциплин важнейшее место принадлежит невропатологии, которая изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы, разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики.

Невропатология и дефектология тесно связаны и в своей повседневной практике.

Врач-невропатолог и врач-психоневролог совместно с дефектологом устанавливают характер дефекта, степень его выраженности, влияние на развитие ребенка и ту или иную функцию нервной системы. Врач и дефектолог совместно прогнозируют развитие аномального ребенка, выбирают наиболее оптимальные методы его обучения и воспитания, определяют методы коррекции нарушенных функций.

III. Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием.

Процессы обучения и воспитания, имеющие огромное значение для становления личности ребенка, как в норме, так и в патологии, неразрывно связаны с процессами развития. Под развитием в неврологии понимается непрерывный процесс изменения морфологических структур и функциональных систем мозга в зависимости от возраста. Процесс развития имеет неравномерный характер. Неравномерность созревания различных функциональных систем обусловлена их неодинаковой значимостью на разных этапах индивидуального развития.

Во внутриутробном периоде созревают, главным образом, те функциональные системы мозга, которые обеспечивают жизненно важные функции: дыхание, кровообращение, питание и т.п. Созревание функциональных систем как бы отставлено на послеродовой период, причем длительность этого срока самая большая во всем эволюционном ряду.

Длительность периода послеродового развития у человека имеет глубокий смысл: в чрезвычайной неприспособленности новорожденного заложена основа гибкого, дифференцированного приспособления к условиям среды, основа для безграничного обучения не только в период детства, но и всей жизни. Можно сказать, что новорожденный от рождения не способен ни к чему кроме способности всему научиться.

Обучение и воспитание имеют большое значение для психического развития ребенка. Но существует и обратная связь. Продвижение в развитии оказывает положительное влияние на обучение и воспитание. Для педагога-дефектолога, имеющего дело с аномальным ребенком, наибольшее значение имеют два уровня развития: актуальный уровень развития и зона ближайшего развития. В процессе обучения ребенок может выполнять предложенное ему задание, опираясь на уже имеющиеся знания, опыты, навыки. Это называется актуальный уровень развития.

Если ребенок самостоятельно не справляется с каким-либо заданием, он может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительное объяснение, показ, наводящий вопрос. Это второй уровень возможностей ребенка. Зона ближайшего развития.

Смысл обучения состоит в переходе зоны ближайшего развития в актуальное развитие. В этом заключается также внутренняя взаимосвязь между обучением и развитием.

Обе науки изучают особенности людей с теми или иными физическими и психическими недостатками (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые дети и др.).

Дефектология изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания, образования и обучения.

Будучи отраслью общей педагогики, дефектология опирается на ее теоретические положения и методы исследования, а также на ряд медицинских дисциплин. Среди этих дисциплин важнейшее место принадлежит невропатологии, которая

изучает причины, проявления, течение болезней нервной системы,

разрабатывает методы их лечения, диагностики и профилактики.

В повседневной практике невропатолог или психоневролог совместно с дефектологом

устанавливают характер дефекта, степень его выраженности,

устанавливают влияние на развитие ребенка той или иной функции нервной системы,

прогнозируют вопросы развития аномального ребенка,

выбирают наиболее оптимальные методы его обучения и воспитания,

определяют методы коррекции нарушенных функций.

Вегетативная нервная система. Симпатический и парасимпатический отделы нервной системы.

Нервная система по функциям делится на 2 части

соматическая – управляет скелетными мышцами, подчиняется сознанию.

вегетативная (автономная) – управляет внутренними органами, не подчиняется сознанию. Она состоит из двух частей:

симпатическая: управляет органами во время стресса, обеспечивает их усиленную работу

повышает пульс и артериальное давление

повышает концентрацию глюкозы в крови

сужает сосуды во всех органах, кроме скелетных мышц, сердца, мозга, печени

активизирует работу нервной системы и органов чувств

вызывает расширение бронхов и зрачка

тормозят работу пищеварительной, половой и иммунной систем (не нужных для спасения жизни).

парасимпатическая система: работает в состоянии покоя, приводит работу органов в норму. Функции противоположные.

Энцефалиты. Клинические проявления энцефалитов и их последствия.

Энцефалит — группа заболеваний, характеризующихся воспалением головного мозга.

Первичные энцефалиты

Арбовирусные, сезонные, трансмиссивные

Вирусные без четкой сезонности (полисезонные):

энтеровирусные, вызванные вирусом Коксаки и ЕСНО

Вызванные неизвестным вирусом:

Микробные и риккетсиозные:

при сыпном тифе

Вторичные энцефалиты;

при ветряной оспе

Микробные и риккетсиозные:

Энцефалиты, вызванные медленными инфекциями

подострые склерозирующие панэнцефалиты

Анти-NMDA-рецепторный энцефалит (острый преходящий лимбический энцефалит)

Клещевой энцефалит (весенне-летний, таёжный):

Клещевой энцефалит вызывает нейротропный вирус клещевого энцефалита, основными переносчиками и резервуаром которого являются иксодовые клещи.

Инкубационный период длится от 1 до 30 дней (чаще 7—14 дней).

Лихорадочная форма.

Клещевой энцефалит начинается внезапно с лихорадки, интоксикации. Температура тела быстро повышается до 38—39 °С. Больных беспокоят сильная головная боль, слабость, тошнота, иногда рвота, нарушается сон. Характерен внешний вид больного — кожа лица, шеи, верхней половины грудной клетки, конъюнктивы гиперемированы, склеры инъецированы. Заболевание может завершиться в 3—5 дней. Такая форма является одной из самых частых, но редко диагностируется.

Поражение нервной системы при этой форме отсутствует.

Менингеальная форма

Характеризуется общемозговым синдромом, появлением ригидности мышц затылка, симптомов Кернига, Брудзинского. Изменения цереброспинальной жидкости свидетельствуют о серозном менингите. Заболевание имеет благоприятное течение. Лихорадка длится 10—14 дней, санация ликвора несколько отстаёт от клинического выздоровления.

Менингоэнцефалитическая форма протекает значительно тяжелее. Больные становятся вялыми, заторможенными, сонливыми. Усиливаются головная боль, тошнота, рвота. Нередко наблюдаются бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение, нарушение сознания. У некоторых больных могут быть судороги, эпилептиформные припадки. Поражаются нервы, иннервирующие лицевую, глазодвигательную мускулатуру, и другие черепные нервы.

Полирадикулоневритическая форма

Протекает с поражением периферических нервов и корешков, с болями по ходу нервных стволов, нарушением чувствительности.

Полиоэнцефаломиелитическая форма

Полиоэнцефаломиелитические нарушения могут сочетаться с проводниковыми, обычно пирамидными: вялые парезы рук и спастические — ног, комбинации амиотрофий и гиперфлексии в пределах одной паретической конечности.

Японский энцефалит

Японский (комариный) энцефалит вызывается вирусом, переносчиками которого являются комары.

Инкубационный период болезни от 5 до 15 дней.

Заболевание начинается внезапно с бурно нарастающих общеинфекционных симптомов. Могут наблюдаться продромальные явления в виде быстрой утомляемости, общей слабости, сонливости, снижения работоспособности.

диплопия (раздвоение в глазах)

снижение остроты зрения,

дизурические нарушения (нарушения мочеиспускания).

В первый день болезни возникает фебрильная лихорадка, со второго дня болезнь сопровождается ощущением жара или потрясающим ознобом, резкой головной болью, рвотой, сильным недомоганием, разбитостью, пошатыванием, миалгиями, гиперемией лица и конъюнктивитом, брадикардией, сменяющейся тахикардией, тахипноэ. Нередко развивается коматозное состояние, петехиальная экзантема, что сопровождается изменениями сознания.

Нередкими признаками острого периода являются подергивания в различных мышечных группах, в особенности на лице и в конечностях, грубый неритмичный тремор рук, усиливающийся при движениях. В клинической картине болезни выделяют несколько синдромов, которые могут сочетаться друг с другом.

Менингеальный синдром протекает по типу серозного менингита. Также встречаются судорожный, бульбарный, коматозный (90 % летальности), летаргический, аментивно-гиперкинетический и гемипаретический синдромы.

Тяжесть течения болезни и полиморфизм её проявлений обусловлены особенностями поражения мозга. Симптомы болезни достигают наибольшей интенсивности на 3—5-е сутки от начала болезни. Летальность составляет 40—70 %, большей частью в первую неделю болезни. Оставшиеся в живых выздоравливают очень медленно, при длительных астенических жалобах.

Энцефалит Экономо (эпидемический, летаргический, сонная болезнь)

Источником инфекции энцефалита Экономо является человек. Возбудитель эпидемического энцефалита не выделен. Предполагают, что это вирус, который содержится в слюне и слизи носоглотки; нестоек и быстро погибает во внешней среде.

Симптомы паркинсонизма нарастают, но иногда на некоторое время могут стабилизироваться. Прогноз в отношении выздоровления плохой. Смерть обычно наступает от интеркуррентных заболеваний или истощения.

Коревой энцефалит

Коревой энцефалит развивается остро, чаще на 3—5 день после появления сыпи.

Температура к началу заболевания может уже нормализоваться, и нередко отмечается новый резкий подъём её до высокого уровня. Сознание спутанное.

Невропатология — раздел научных знаний, посвященных изучению процессов, вызывающих нарушения нервной дея­тельности. Однако изучение патологии нервной системы не­возможно без предварительного ознакомления со строением и функциями ее в нормальном состоянии. Вот почему в пособи­ях по невропатологии, рассматривающих в основном различные формы поражения нервной системы, уделяется значи­тельное место строению нервной системы и ее функциональ­ным отправлениям.

В специальных разделах нейрофизиологии раскрываются физиологические механизмы умственной деятельности, эмо­ций, речевых функций в норме и патологии. Таким образом, углубляясь в изучение нервной системы, студент все яснее осо­знает гигантскую роль человеческого мозга в создании науки, техники, искусства.

Изучение основ неврологии и невропатологии имеет исклю­чительно важное значение для тех педагогов, которые работа­ют с детьми, страдающими отклонениями в развитии мотор­ных, сенсорных, речевых и интеллектуальных функций. Как известно, большинство подобных отклонений происходит в ре­зультате различных поражений нервной системы центрально­го и периферического характера.

Но вопрос о месте естественнонаучных дисциплин в деле под­готовки педагогов еще не является окончательно решенным.

Следует помнить, что развитие педагогической науки в исто­рическом аспекте проходило в острой борьбе со схоластами от педагогики, пытавшимися строить воспитание и обучение под­растающего поколения, игнорируя природу ребенка, его сома­тические и психические особенности. Однако прогрессивные деятели педагогической науки во всех странах всегда осуждали такое направление. Так, еще в средние века известный славян­ский педагог Я. Коменский в своем труде "Великая дидактика" резко осуждал подобные схоластические взгляды. Он указы­вал, что нередко педагоги оказываются хуже ремесленников, ибо ремесленник, приступая к выделке той или иной вещи, все­гда подробно знакомится с качеством того материала, из кото­рого он собирается сделать продукцию. Педагог же, приступая к воспитанию и обучению ребенка, часто не интересуется пси­хическими и физиологическими особенностями натуры ребен­ка. Позднее, в XVII в., известный английский педагог Д. Локк в своих работах особенно подчеркивал значение физического здоровья ученика для его умственного развития. Он обращал внимание на полезное действие закаливания детского организ­ма. Аналогичные взгляды, направленные на необходимость се­рьезной постановки физического воспитания в школе, в XIX в. высказывал ученый, педагог и философ Г. Спенсер. Он отме­чал, что при неправильно организованном педагогическом про­цессе происходят систематическое утомление нервной системы ребенка и последующее неправильное формирование детского организма. Отсюда вытекает настоятельная необходимость в привлечении врача к работе школы. Спенсер особенно подчер­кивал роль врача в вопросах правильного воспитания.

Прогрессивные русские педагоги и писатели-общественни­ки в своих трудах неоднократно обращали внимание на роль физического здоровья для полноценной функции ума. Они подчеркивали необходимость ознакомления педагогов с ос­новными физиологическими особенностями детского орга­низма. Так, еще в XVIII в. А. Н. Радищев писал: "Учителю нужно не токмо обучать наукам, но и знать законы, управля­ющие душой ребенка, и их материальную сущность". Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев уделя­ли в своих работах внимание гигиене воспитания, указывали на исключительное значение физического здоровья для раз­вития духовных сил ребенка. Особо важное значение естест­веннонаучным дисциплинам в деле образования учителя при­давал выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский. В своем труде "Человек как предмет воспитания" он высказал мысль о том, что настанет время, когда в план подготовки учителя как обязательные предметы будут включены такие естественнона­учные дисциплины, как анатомия, физиология, гигиена. Без этих наук он не представлял себе правильной организации де­ла подготовки учителя.

Во второй половине XIX в. вопросами воспитания и обуче­ния как нормальных, так и аномальных детей заинтересовы­вается ряд отечественных врачей, посвятивших часть своих работ вопросам физического воспитания, школьной гигиены, патологической психологии (Н.И. Пирогов, Б.П. Томашевский, Ф.И. Эрисман, П.К. Лесгафт и др.).

В настоящее время особенно актуальным стал вопрос о вза­имоотношении естественных и общественных наук. Педагоги­ка, в частности специальная педагогика (воспитание и обуче­ние аномальных детей), относится к наукам общественного цикла. Однако, чтобы полностью разрешить ряд сложных во­просов, связанных с раскрытием природы дефекта, а также со­здать наиболее эффективные методы обучения, педагогика должна прибегнуть к помощи смежных наук, в частности есте­ственных (физиологии, медицины), и некоторых отраслей тех­нического знания. В свою очередь совершенно необходима и обратная связь наук естественных с науками общественными. Это особенно ярко можно показать на примере такого раздела научного знания, как учение о высшей нервной деятельности, созданное И.П. Павловым. Узкое использование открытых за­кономерностей в плане только экспериментальной физиоло­гии, несомненно, преуменьшает значение этого великого от­крытия. В то же время связь этого учения с философией, педа­гогикой, несомненно, расширяет его значение, как для теории познания, так и для общежитейской практики.

Если значение естественнонаучной основы неоспоримо для педагогики нормальной школы, то еще большую роль она иг­рает в том разделе педагогической науки, который посвящен обучению, воспитанию и приспособлению к социально полез­ной деятельности аномальных детей. Невропатология — медицинская наука. Врач-невропатолог ставит перед собой цель вылечить больного. Однако существу­ют такие формы поражения нервной системы и органов чувств, которые приводят к стойким нарушениям зрения и слуха, не­доразвитию речи и умственной деятельности, расстройствам двигательной сферы. Так как эти тяжелые дефекты чаще всего возникают или проявляются в детском возрасте, то нормальное развитие ребенка задерживается. Медицина оказывает поддер­живающее лечение, а специальная педагогика берет на себя обучение и воспитание таких детей. Опыт показывает, что чем раньше начато лечение и обучение, тем лучше и активнее дети включаются в полезную трудовую деятельность, познают внешний мир и получают определенные знания.

Специальные методы обучения и воспитания, опирающие­ся на учение о компенсаторных возможностях и зонах ближай­шего развития, используются в детском саду и в специальной школе. Сущность компенсации в подобных случаях заключа­ется в том, что при соответствующей совместной работе врача и педагога нервная система детей с отклонениями в развитии приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере были утрачены или ослаблены. Благодаря этому создается возмож­ность приспособления к учебе, жизни и труду. Организация специальных дошкольных учреждений дает возможность ран­ней профильной подготовки детей к дальнейшему обучению. После обучения в специальном детском саду в ряде случаев де­ти продолжают учебу в массовой школе или в специальной школе более высокого уровня.

Поговорим об умственно отсталых детях — оли­гофренах 3 , у которых перенесенная болезнь вызвала в различ­ной степени ослабление умственных способностей. Такие дети не могут освоить программу обычной массовой школы; некото­рым из них тяжело даются и навыки самообслуживания. Без специальных приемов и методов воспитания и обучения такой ребенок становится беспомощным, неспособным самостоя­тельно трудиться.

За время существования в нашей стране вспомогательной школы в результате совместной работы педагогов и врачей был накоплен большой клинико-педагогический опыт. Прежде всего мы знаем теперь многочисленные примеры, когда значи­тельное большинство таких детей в результате специального обучения повышают уровень своего развития. Во вспомога­тельной школе они приобретают трудовые навыки и после окончания школы самостоятельно трудятся на различных не­сложных производствах и в сельском хозяйстве.

Без специального трудового обучения такие дети выпада­ют из трудового коллектива и нередко становятся достояни­ем улицы, попадая под влияние антиобщественных элемен­тов.

Естественно, возникает вопрос: может ли педагог организо­вать качественный педагогический процесс, направленный на выправление дефектов в развитии ребенка, не имея правиль­ного научного представления о природе этих дефектов? Ответ на это, конечно, может быть только отрицательный. Давно ми­новало то время, когда педагоги-одиночки, заинтересовавшие­ся трудным делом обучения дефективных детей, идя ощупью, пытались находить те или иные приемы специального обуче­ния, формируя основы специальной педагогики. Вряд ли мож­но переоценить замечательное открытие педагога Л. Брайля, предложившего выпуклый точечный шрифт для слепых, вследствие чего слепые всех стран стали пользоваться дости­жениями культуры и науки. Известен и ряд других полезных методов и приемов в специальном обучении. Вместе с тем нель­зя забывать и другое, когда незнание природы дефектов приво­дило к построению приемов обучения, неправильных в своей основе и вредных для развития ребенка. Согласно теории Ванея центральным звеном в обучении, например, умственно от­сталых детей являлась специальная изолированная трениров­ка отдельных органов чувств, вне связи с общим умственным развитием ребенка в систематическом педагогическом процес­се. Сюда же может быть отнесен и так называемый чистый уст­ный метод немецких авторов, применявшийся при обучении глухонемых устной речи. Сущность этого метода состояла в выработке у детей, иногда путем жесткой муштры, техники "говорения" при полной недооценке работы в области умствен­ного развития.

Читайте также: