Постмодернизм и массовая культура кратко

Обновлено: 04.07.2024

Специфика постмодернистской эстетики берет на вооружение неклассическую трактовку классических традиций. Дистанцируясь от классической эстетики, П. не вступает с ней в конфликт, но стремится вовлечь ее в свою орбиту на новой теоретической основе. Эстетикой П. выдвинут ряд принципиальных положений, свидетельствующих о ее существенном отличии от классической западноевропейской эстетики. Это относится прежде всего к утверждению плюралистической эстетической парадигмы, ведущей к расшатыванию и внутренней трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классической эстетики.

Др. особенностью постмодернистской эстетики является онтологическая трактовка искусства, отличающаяся от классической своей открытостью, нацеленностью на непознаваемое, неопределенное. Неклассическая онтология разрушает систему символических противоположностей, дистанцируясь от бинарных оппозиций: реальное — воображаемое, оригинальное — вторичное, старое — новое, естественное — искусственное, внешнее — внутреннее, поверхностное — глубинное, мужское — женское, индивидуальное — коллективное, часть — целое, Восток — Запад, присутствие — отсутствие, субъект — объект.

Постмодернистские принципы филос. маргинализма, открытости, описательности, безоценочности ведут к дестабилизации классической системы эстетических ценностей. П. отказывается от дидактически-профетических оценок искусства. Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности во многом вызван новым отношением к массовой культуре, а также к тем эстетическим феноменам, которые ранее считались периферийными. Внимание к проблемам эстетики повседневности и потребительской эстетики, вопросам эстетизации жизни, окружающей среды трансформировали критерии эстетических оценок ряда феноменов культуры и искусства (кича, кэмпа и т.д.). Антитезы высокое — массовое искусство, научное — обыденное сознание не воспринимаются эстетикой П. как актуальные.

Наиболее существенным филос. отличием П. является переход с позиций классического антропоцентрического гуманизма на платформу современного универсального гуманизма, чье экологическое измерение обнимает все живое — человечество, природу, космос, Вселенную. В сочетании с отказом от европоцентризма и этноцентризма, переносом интереса на проблематику, специфичную для эстетики стран Востока, Полинезии и Океании, отчасти Африки и Лат. Америки, такой подход свидетельствует о плодотворности антииерархических идей культурного релятивизма, утверждающих многообразие, самобытность и равноценность всех граней творческого потенциала человечества. Тема религиозного, культурного, экологического экуменизма сопряжена с некласссической постановкой проблем гуманизма, нравственности, свободы. Признаки становления новой филос. антропологии соотнесены с поисками выхода из кризиса ценностей и легитимности.

Наиболее известными исследователями П. являются Бодрийар (Франция), Дж. Ваттимо (Италия), В. Велш, X. Кюнг, Д. Кампер, Б. Гройс (Германия), Д. Барт, У. Джеймс, Ч. Дженкс, Рорти, А. Хайсен, И. Хассан (США), А. Крокер, Д. Кук (Канада), В.В. Бычков, И.П. Ильин, В. Курицын, В.А. Подорога, М.К. Рыклин, М. Эпштейн, А. Якимович, Б. Ямпольский (Россия), М. Роз (Австралия), М. Шульц (Чили). К принципиальным критикам П. принадлежат Ф. Джеймисон, А.И. Солженицын, Хабермас.

«1. Проект Просвещения считал аксиоматичным существование единственного ответа на любой вопрос. Мир можно было контролировать и рационально упорядочивать, если его правильно репрезентировать. Это нашло выражение у таких мыслителей как Вольтер, Дидро, Конт, Юм, А. Смит.

2. Со второй половины ХIХ века началось разрушение идеи о единственно возможном способе репрезентации, на смену которой приходит множественная модель. Творческие поиски Бодлера, Флобера, Манэ можно сопоставить с открытиями неэвклидовой геометрии, подорвавшей предполагаемое единство математического языка.

3. С 1890-х гг. модернизм характеризует взрыв разнообразных идей и экспериментов, „фурор экспериментации“, который привел к качественной трансформации модернизма в начале ХХ века. Из всего многообразия текстов этого периода можно выделить романы М. Пруста, Д. Лоренса, Д. Джойса, картины Матисса, Пикассо, Брака, Кандинского, Музыку Стравинского, Шенберга, Бартока. Модернизм принял мультиперспективизм и релятивизм как свою эпистемологию для того, чтобы показать все еще существующую единую, хотя и сложную, подлежащую реальность.

4. Модернизм в период между двумя войнами отмечен печатью крушения. Продолжались начатые ранее поиски „вечного мифа“, способного дать новый толчок человеческой деятельности. Одно крыло модернизма нашло этот миф в машинной рациональности, в технологической эффективности (Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье). Другое крыло стремилось найти более универсальные мифы, обращаясь к языкам различных культур и эпох (Т. С. Элиот, П. Пикассо).

Форма (закрытая) – Антиформа (открытая)

Произведение искусства – Процесс, перфоманс, хэппенинг (законченная работа)

Жанр / граница – Текст / интертекст

Корень / глубина – Ризома / поверхность

1. Утопический, который предполагает движение культуры и текстов за пределы бинарных категорий, что прослеживается в работах Деррида, Лакана, а также феминистских исследователей, которые требуют покончить с оппозицией маскулинного и фемининного.

2. Коммерческий постмодернизм связан с новой стадией многонационального потребительского капитализма, на которой частная сфера не противостоит публичной, высокая культура – популярной. Эта позиция разработана в трудах Бодрийяра, который уделял большое внимание медиатизации современной культуры, в которой нельзя разделить человеческое тело и телевизионную машину.

2. Все теории постмодернизма предполагают политическую направленность мультинационального капитализма.

4. Постмодернизм проявляет четыре основные черты:

– Новое отсутствие глубины современной теории и имиджа (или симулякра).

– Ослабление чувства истории, что проявляется в шизофреническом характере и структуре темпоральных искусств.

– Центральное место новых технологий, которые связаны с новой экономической мировой системой.

– контекстуализация, учет всех местных особенностей, ландшафта

– идея превращения будущих жителей дома в его проектировщиков

– равноправное существование всех архитектурных стилей.

Рассмотрев некоторые положения теории постмодернизма, а также ряд его художественных практик, мы можем, подводя итоги, выделить основные черты постмодернистской культурной ситуации.

2. Повышенное внимание к проблемам языка. Весь мир предстает как бесконечный, безграничный текст, а деятельность человека представляет собой различные языковые игры. То, что ранее называлось произведением искусства, стало текстом, заключающем в себе множественные смыслы.

Проведенный нами обзор некоторых теорий и концепций массовой культуры, возникших в первые десятилетия ХХ века и продолжающих развиваться по сей день, далеко не полон. Но сама эта недостаточность показывает на избыток теоретического материала, который нуждается в подробном изучении, как диахроническом, так и синхроническом. Некоторые моменты этих теорий уже стали историей, но многое, даже в ранних концепциях, находит свое преломление и отражение в сегодняшних исследованиях. Сегодня акценты в исследованиях массовой культуры сместились на анализ бурной динамики Интернета и созданной им культуры, сетевых коммуникаций и виртуальной реальности, занявшей значительное место в пространстве массовой культуры. Некоторые вопросы, связанные с Интернет-революцией и виртуализацией мира мы рассмотрим в ряде глав этой книги. Тем не менее, практика опережает теоретическую мысль, невероятная скорость культурных и технологических изменений затрудняет создание целостных концепций и формирование ценностных суждений. Тем не менее, в культуре всегда существуют вечные проблемы и вечные ценности, и для понимания сложного мозаичного мира массовой культуры наших дней обращение к истории формирования взглядов на нее на протяжении последних ста лет может быть весьма полезен. Уже сам временной, проблематический и методологический разброс рассмотренных нами концепций показывает большой потенциал и перспективность такого рода исследований, необходимость переосмысления многих теоретических положений с точки зрения отечественного социокультурного контекста и создания современной теории массовой культуры.

Целью данной работы является кратко раскрыть следующие вопросы:

1. Истоки постмодернизма в культуре и искусстве;

2. Основные черты и особенности культуры постмодернизма;

3. Постмодернизм и массовая культура;

4. Постмодернизм в искусстве.

Оглавление

Введение. Актуальность и цель данной работы

Истоки постмодернизма в культуре и искусстве
Основные черты и особенности культуры постмодернизма
Постмодернизм и массовая культура
Постмодернизм в искусстве

Файлы: 1 файл

ПОСТМОДЕРН реферат.doc

Введение. Актуальность и цель данной работы

  1. Истоки постмодернизма в культуре и искусстве
  2. Основные черты и особенности культуры постмодернизма
  3. Постмодернизм и массовая культура
  4. Постмодернизм в искусстве

Заключение
Введение. Актуальность и цель данной работы

Представленная мною работа посвящена теме "Основные характеристики культуры постмодерна". На мой взгляд, данная тема носит актуальный характер в современных условиях, т.к. живя современном обществе, люди почти ничего не знают о более ранних культурах, в частности, о культуре постмодернизма…

Целью данной работы является кратко раскрыть следующие вопросы:

1. Истоки постмодернизма в культуре и искусстве;

2. Основные черты и особенности культуры постмодернизма;

3. Постмодернизм и массовая культура;

4. Постмодернизм в искусстве.

1. Истоки постмодернизма в культуре и искусстве

Если отвлечься от дальнейших спорадических употреблений термина, то следующей вехой, непосредственно ведущей к современным спорам, была литературоведческая дискуссия шестидесятых годов в США.

Этот термин все чаще применяется для характеристики новаций в литературе и искусстве, а также трансформации в социально-экономической, технологической и социально-политической сфере.

Статус понятия постмодернизм получает в 80-е гг.— прежде всего, благодаря работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме на область философии.

Философии постмодернизма как таковой не существует — не только по причине отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизму мыслителями, но и, главным образом, по той причине, что постмодернизм в философии возник как раз из радикального сомнения в возможности последней как некоего мировоззренческо- теоретического и жанрового единства.

2. Основные черты и особенности культуры постмодернизма

Скептическое отстранение от установки на преобразование мира влечет за собой отказ от попыток его систематизации: мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Событие всегда опережает теорию (Бодрийар).

В процессе интеллектуального освоения этой трансформации возникает мышление вне традиционных понятийных оппозиций (субъект — объект, целое — часть, внутреннее — внешнее, реальное - воображаемое), мышление, не оперирующее какими-либо устойчивыми целостностями (Восток—Запад, капитализм — социализм, мужское — женское).

Гегель когда-то провозгласил: истина - это целое. Для постмодернистов дело обстоит наоборот: целое - опасное заблуждение мысли, идея тотальности ведет к тоталитаризму, а там и до террора рукой подать. Истина плюралистична.

Речь, разумеется, идет о культурных достижениях. Постсовременность сводит их воедино. Понятие современности - завоевание Нового времени как эпохи, противопоставившей себя предшествующим периодам развития общества. Именно тогда возник историзм - требование рассматривать явления в конкретных условиях его возникновения и в свете общего движения вперед. Осознание настоящего как постсовременности возникло в наши дни, оно предполагает не отмену, а углубление принципа историзма. Причинное объяснение остается, но оно дополняется непосредственным соотнесением достигнутого в прошлом результата с нынешней ситуацией, признанием эталонного, образцового характера этого результата.

3. Постмодернизм и массовая культура

Если же эти условия нарушены – а именно это и происходит в постиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения – то существование искусства в его прежних (классических или модернистских) формах оказывается под вопросом.

Приметой выражаемой культурной ситуации становятся кавычки, то и дело расставляемые как указание на небезусловность любых сигнификаций.

Постмодернизм обязан своей популярностью не столько авторам, действительно инспирировавшим соответствующий сдвиг в культуре, сколько лавинообразной критической литературе, сформировавшей нечто вроде идеологии постмодернизма.

К середине XX века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней всё необходимое для возникновения массовой культуры. Главное назначение массовой культуры – предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному.

Отличительные черты массовой культуры:

– соответствует вкусам широкой публики, доступна ей. Этим массовая культура отличается от высокой культуры;

– низкий уровень и качество массовой культуры. В этом плане она отличется от народной культуры. Уровень и вкус последней также могут быть невысокими, однако это компенсируется неподдельной искренностью, подкупающей наивностью, жизненным смыслом;

– создается не народом, но для народа. Её создают профессионалы, творчество которых – яркая, но безвкусная продукция массовая продукция, а также всевозможные подделки под уникальные вещи;

– близка к популярной, хотя и не совпадает с ней. Последняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившую широкий успех у публики;

– как и реклама неразрывно связана с коммерцией и коммерческим успехом. Общие черты с рекламой: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличению. Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит высокую культуру.

Виды и формы, в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видеоклипы, видеоигры, книги в мягкой обложке.

Массовая культура в борьбе за потребителя выработала выработала следующие способы:

– в литературе – система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экземпляров;

Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы.

В 50–60-е гг. массовая культура подвергалась суровой критике: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным.

В 70-е годы критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Но это было характерно главным образом для США. В 80-е годы положительный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮНЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.

Представление о культуре в современном обществе уникально. Оно объединяет повседневные взгляды на культуру как процесс приобщения к ценностям, созданным человечеством, представления об определенных канонах поведения в обществе, а также принципиально отличающиеся от обыденных размышлений о ней исследователей.

В 80 – 90-х гг. ХХ в. произошла смена парадигм в культуре, во многом определившая и современные тенденции. Их можно охарактеризовать как ценностный сдвиг, под которым понимается изменение рангового порядка ценностей, смена акцентов и изменение в нынешних условиях социальной действительности. Ценностный сдвиг характеризует современность в рамках эпохального проявления моделей постмодернизма, пришедшего на смену модернизму. По отношению к постмодернизму как неоднозначному явлению было выражено немало негативных оценок. Существует множество мнений: от полного принятия до категорического отрицания.

Массовая культура перестает быть только культурой европейской и американской. Приобретя совершенно иные масштабы и качество, она проникла в постсоветское пространство, в том числе и в Россию, обнаруживает себя в азиатских странах с сильной культурной традицией.

Сам по себе процесс культурной глобализации носит противоречивый характер, сопровождаясь одновременными процессами культурной унификации и утверждением культурной самобытности, всплеском фундаментализма. При этом массовая культура выступает как одно из средств социокультурной вестернизации и глобализации, той культурной формой, по стандартам которой идет процесс культурного объединения. Она не только помогает заполнить досуг, но и формирует ментальность современного человека [1].

К настоящему времени постмодернизм прошел все основные этапы своего становления. В конце 50-х гг. в итальянской архитектуре и американской литературной критике появились первые его признаки. Затем они возникли в искусстве ряда европейских стран, США и Японии, а к концу 60-х гг. распространились на остальные области культуры. В 70-х гг. происходит окончательное самоутверждение и признание постмодернизма как особого феномена, и он предстает как своеобразная сенсация. В 80-х гг. постмодернизм распространяется по всему миру и становится интеллектуальной модой, неким особым знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Если раньше надо было непременно быть модернистом и авангардистом, то теперь стало трудно не быть постмодернистом. В начале 90-х гг. ХХ в. ажиотаж вокруг постмодерна спадает, и он вступает в полосу более спокойного существования.

Постмодерн называют искусством цитирования. Все, что можно было создать, уже создано человечеством, и поскольку ничего принципиального нового не создается, то созданное цитируется и комбинируется определенным образом. Разыскиваются новые смыслы в том, что уже казалось осмысленным и понятным. Творческая перекомбинация позволяет создать самоценный фантастический мир постмодернизма. Постмодернистские тексты – стимулы интерпретаций, они вовлекают в диалог между новым произведением и другими, ранее созданными, а также между автором и аудиторией. Это свидетельствует об открытой структуре эстетики постмодернизма, которая реализует одну из важнейших своих программных задач, а именно задачу освобождения человека от давления со стороны строгих интерпретаций, диктуемых культурой с ее языковыми нормами.

Постмодернизм как самостоятельное течение в культуре и искусстве имеет свои основные идеи и принципы, которые необходимо обозначить:

1) отрицание метафизики (отрицание инициации, любых форм трансцендентального опыта, тонких миров и пр.);

2) плюрализм (т. е. одинаковая ценность мнений вне понятий силы, уровня достижения и пр.);

3) антисистематичность (т. е. отрицание иерархии);

4) адогматичность (т. е. отрицание Законов);

5) отсутствие первосмысла – трансцендентального означаемого (т. е. отрицание космогонии и пр.);

6) утрата ценностных ориентиров (т. е. отрицание Истинной Воли и Великого Делания).

Массовая культура стала в XX веке реальностью глобального масштаба [4]. В современных исследованиях выделяют три основных уровня массовой культуры.

Кич-культура – массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. К основным характеристикам кича относят: упрощенную подачу проблематики; опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентацию на обывателя, жизнь которого протекает скучно и однообразно. Кич не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.

Мид-культура – массовая культура, обладающая некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включающая в себя черты массовой культуры. По отношению к кичу эта форма массовой культуры считается более высокой. Можно сказать, что она задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

Арт-культура – массовая культура, не лишенная определенного художественного содержания и эстетического выражения. Это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самый образованный и требовательный сегмент аудитории. Главной ее задачей является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры [3].

Феномен массовой культуры существует, а телевидение является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер.

Несмотря на то, что духовный кризис большинством мыслителей XX века связывался с массовой культурой, сама по себе она не является причиной, а представляет неизбежное следствие культурно-исторического развития на фундаменте рационализма – форма, которую принимают культурные артефакты в условиях тиражируемой универсальности. Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Оценки массовой культуры так же противоречивы, как и оценки постмодернизма. Массовая культура в контексте постмодернизма предстает как одна из репрезентативных культур полистилистической эпохи, имеющая право на равное существование с другими формами культуры. Изменяются нормативно-ценностные критерии, а вместе с ними и оценка массовой культуры, определение ее ценностного статуса. Ценностная иерархия, формирующаяся в современную эпоху, плюралистична, она включает в себя ценности духовного и витального, большого и малого, глобального и локального. Массовая культура, несомненно, есть культура, представляющая ценность, удовлетворяющая важнейшие потребности современного человека. Преодоление духовного кризиса возможно в рамках массовой культуры, проявляющей способность к трансформациям и конвергирующей с традиционными формами культуры. Этот процесс, на наш взгляд, будет связан с формированием нового субъекта культуротворческого процесса. Масса как носитель массового сознания и массовой культуры должна оформиться в человеческое сообщество как культуротворческий субъект, движимый высшими целями гуманизма, едиными интересами, толерантными религиозно-мировоззренческими установками [1].

ЛИТЕРАТУРА

  1. Воробьева, Л. П. Модернизм и постмодернизм в эволюции массовой культуры : автореф. дис. … канд. филос. наук : 09.00.13 / Воробьева Людмила Павловна. – Ставрополь, 2006. – 24 с.
  2. Лучанова,М. Ф. История мировой литературы : учебное пособие / М. Ф. Лучанова. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2005. – 128 с.
  3. Радугин, А. А. Энциклопедический словарь по культурологии / А. А. Радугин. – М. : Центр, 1997. – 478 с.
  4. Самохвалова, В. И. Человек и судьба мира / В. И. Самохвалова. – М. : Новый век, 2000. – 196 с.
  5. Скворцов, Л. В. Информационная культура и цельное знание / Л. В.Скворцов. – М. : Изд-во МБА, 2009. − 195 с.
  6. Солонина, Ю. Н. Культурология : учебное пособие / Ю. Н. Солонина, М. С. Каган. – М. : Высшее образование, 2007. – 566 с.

Серджан Д. А. Массовая культура в эпоху постмодерна

В современном информационном обществе важное место занимает массовая культура. В статье рассмотрены различные направления массовой культуры для детального анализа влияния ее механизмов на социум, выявляются ее основные черты, рассмотреть механизм влияния массовой культуры и децентрализация личности в этих условиях. Рассмотрены наиболее актуальные проблемы взаимодействия массовой культуры и социума в ситуации постмодернизма.

Ключевые слова: массовая культура, функции массовой культуры, радикальный плюрализм, социум.

Serdzhan D. А. Mass Culture in the Postmodern Epoch

In the modern information society the important place is occupied by mass culture. The article deals with the various directions of mass culture, analyzes the impact of mass culture and identity decentralization on the individual. The most actual problems of the mass culture and society interaction in a situation of the postmodernism are considered.

Key words: mass culture, popular culture functions, radical pluralism, society.

Читайте также: