Эмиль гилельс биография кратко

Обновлено: 30.06.2024

Эми́ль Григо́рьевич Ги́лельс (19 октября 1916, Одесса — 14 октября 1985, Москва) — выдающийся советский пианист. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат Ленинской премии (1962) и Сталинской премии первой степени (1946). Один из величайших пианистов XX века [1] .

Содержание

Биография

Эмиль Гилельс родился в Одессе, в еврейской семье. Отец, Григорий Гилельс, работал на сахарной фабрике, мать, Эсфирь ― домохозяйка. Через три года после Эмиля родилась его младшая сестра, Елизавета.

Заниматься игрой на фортепиано Эмиль начал в возрасте пяти с половиной лет, его первым педагогом был Яков Ткач. Быстро добившись значительных успехов, Гилельс впервые выступает на публике в мае 1929 года, исполняя сочинения Листа, Шопена, Скарлатти и других композиторов. В 1930 году Гилельс поступает в Одесский Институт музыки (ныне Одесская консерватория) в класс Берты Рейнгбальд (по классу специальной гармонии Гилельс занимался у профессора Н. Н. Вилинского), и в следующем году побеждает на Всеукраинском конкурсе пианистов, а ещё через год знакомится с Артуром Рубинштейном, который одобрительно отзывается об его исполнении.



Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. Окончив Одесскую консерваторию в 1935, Гилельс поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс Генриха Нейгауза. Во второй половине 1930-х пианист добивается крупных международных успехов: он занимает второе место на международном конкурсе в Вене (1936), уступив лишь Якову Флиеру, а уже через два года берёт у него реванш, выигрывая Конкурс имени Изаи в Брюсселе, где Флиер остался на третьем месте. Вернувшись в Москву, Гилельс начинает преподавать в консерватории в качестве ассистента у Нейгауза.

Умер Гилельс 14 октября 1985 года в Кремлевской больнице от приступа диабета. Смерть его была неожиданной, в ней обвиняли некомпетентных врачей, вовремя не оказавших ему необходимую помощь [6] .

Творчество



Гилельс — один из крупнейших музыкантов XX века. Необычайно широкий репертуар пианиста охватывал фортепианные произведения от эпохи барокко (Иоганн Себастьян Бах, Доменико Скарлатти) до музыки XX века. Особое значение в его творчестве имели произведения Бетховена. Гилельс неоднократно исполнял и записывал все фортепианные концерты композитора, но не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат. Его игру отличали безупречная техника, яркость и сила исполнения и в то же время глубокая лиричность и деликатность интерпретации, тонкое чувство стиля.

Награды и звания

Примечания

Библиография

  • Баренбойм Л. А. Эмиль Гилельс. Творческий портрет артиста. — М.: Музыка, 1990;
  • Блок В. М. (составитель). In Memoriam: Emil Gilels. — М. : Композитор, 2009;
  • Гордон Г. Б. Эмиль Гилельс (за гранью мифа). — М. : Классика-XXI, 2007;
  • Гордон Г. Б. Эмиль Гилельс и другие. — Екатеринбург, 2010;
  • Дельсон В. Ю. Эмиль Гилельс. — М., 1959;
  • Ласкина Е. Неизвестные страницы жизни Эмиля Гилельса. — Израиль, 2007.
  • Рабинович Д. А. Портреты пианистов. — М., 1962;
  • Федорович Е. Н. Великий Гилельс. — Екатеринбург, 2007;
  • Хентова С. М. Эмиль Гилельс. — М. : Музыка, 1967;
  • Бруно Монсенжон, Рихтер. Диалоги. Дневники. Издательство: Классика XXI,Москва, 2010.

Ссылки

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я
Дважды Герои • Трижды Герои

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Гилельс, Эмиль Григорьевич" в других словарях:

Гилельс, Эмиль Григорьевич — Эмиль Григорьевич Гилельс. ГИЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич (1916 85), российский пианист, педагог. В 13 лет дал первый сольный концерт. Исполнение Гилельсом произведений Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева и др.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Гилельс Эмиль Григорьевич — [р. 6(19).10.1916, Одесса], советский пианист, народный артист СССР (1954). Член КПСС с 1942. Окончил Одесскую консерваторию (1935, класс Б. М. Рейнгбальд) и школу высшего мастерства в Московской консерватории у Г. Г. Нейгауза (1938). Впервые… … Большая советская энциклопедия

ГИЛЕЛЬС Эмиль Григорьевич — (1916 85) российский пианист, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1976). 1 я премия на Международном конкурсе пианистов имени Э. Изаи (Брюссель, 1938), 2 я премия на Международном конкурсе пианистов (Вена, 1936). Профессор … Большой Энциклопедический словарь

Гилельс Эмиль Григорьевич — (1916 1985), пианист, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1976). Выступал также в ансамблях, в том числе в трио с Л. Б. Коганом и М. Л. Ростроповичем. 1 я премия на Международном конкурсе пианистов имени Э. Изаи (Брюссель … Энциклопедический словарь

Гилельс Эмиль Григорьевич — (1916, Одесса — 1985, Москва), пианист, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1976). Из семьи конторского служащего. Начал заниматься музыкой с 5 лет, в 1930—35 учился в Одесской консерватории, в… … Москва (энциклопедия)

Гилельс, Эмиль Григорьевич — Род. 6 (19) октября 1916, в Одессе, в бедной еврейской семье, ум. 14 октября 1985, в Москве. Музыкант с мировым именем, пианист. Игре на фортепиано обучался с 5 лет, первый сольный концерт дал в 13 лет. Выпускник Одесской консерватории (1935),… … Большая биографическая энциклопедия

Эмиль Григорьевич Гилельс — Дата рождения 19 октября 1916 Место рождения Одесса Дата смерти 14 октября 1985 Место смерти Москва Страна … Википедия

Эмиль Гилельс — Эмиль Григорьевич Гилельс Дата рождения 19 октября 1916 Место рождения Одесса Дата смерти 14 октября 1985 Место смерти Москва Страна … Википедия

ГИЛЕЛЬС — Эмиль Григорьевич (1916 85), российский пианист, педагог. В 13 лет дал первый сольный концерт. Исполнение Гилельсом произведений Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева и др. отличалось совершенством и глубиной… … Современная энциклопедия

Эмиль Гилельс фотографии

Один из величайших пианистов ХХ века.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947).
Народный артист СССР (1954).

Заниматься игрой на фортепиано начал в возрасте пяти с половиной лет, его первым педагогом был Яков Ткач. Быстро добившись значительных успехов, впервые выступает на публике в мае 1929 года, исполняя сочинения Листа, Шопена, Скарлатти и других композиторов. В 1930 году поступает в Одесский Институт музыки (ныне Одесская консерватория) в класс Берты Рейнгбальд (по классу специальной гармонии занимался у профессора Н. Н. Вилинского), и в следующем году побеждает на Всеукраинском конкурсе пианистов, а ещё через год знакомится с Артуром Рубинштейном, который одобрительно отзывается об его исполнении.

Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР. Окончив Одесскую консерваторию в 1935 году, поступил в аспирантуру Московской консерватории в класс Генриха Нейгауза. Во второй половине 1930-х пианист добивается крупных международных успехов: он занимает второе место на международном конкурсе в Вене (1936), уступив лишь Якову Флиеру, а уже через два года берёт у него реванш, выигрывая Конкурс имени Изаи в Брюсселе, где Флиер остался на третьем месте. Вернувшись в Москву, начинает преподавать в консерватории в качестве ассистента у Нейгауза.

Умер 14 октября 1985 года в Кремлевской больнице от приступа диабета. Смерть его была неожиданной, в ней обвиняли некомпетентных врачей, вовремя не оказавших ему необходимую помощь.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

последнее обновление информации: 09.07.16

дополнительная информация >>

19 октября 1916 года родился Эмиль Гилельс, советский пианист и музыкальный педагог. Репертуар музыканта охватывал фортепианные произведения от эпохи Барокко до музыки XX века. Он неоднократно исполнял и записывал фортепианные концерты Бетховена, но так и не успел завершить работу по записи всех его фортепианных сонат.

Игру пианиста отличали тонкое чувство стиля, безупречная техника, яркость и сила исполнения.

Особыми достижениями музыканта были интерпретации виртуозных сочинений Ф. Листа, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и М. Вайнберга.

Биография

Эмиль Григорьевич Гилельс родился 19 октября 1916 года в Одессе. Отец, Григорий Григорьевич Гилельс, работал бухгалтером на сахарной фабрике, а мать, Эсфирь Самойловна Замощина, была домохозяйкой.

Играть на фортепиано Эмиль начал в возрасте пяти с половиной лет на Одесских музыкальных курсах. Быстро добившись значительных успехов, впервые выступил на публике с сольным концертом в мае 1929 года в Одессе, исполняя сочинения Ф. Листа, Ф. Шопена, Д. Скарлатти и других композиторов.

Окончил Одесский музыкально-театральный техникум и в 1930 году поступил в Одесский музыкально-драматический институт им. Л. ван Бетховена (ныне Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой).

В 1931 году участвовал во 2-м Всеукраинском конкурсе пианистов в Харькове.

Известность пришла к музыканту после его победы в 1933 году на 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, за которым последовали многочисленные концерты по СССР.

В 1935 году окончил Одесскую консерваторию.

Народный артист РСФСР, пианист и музыкальный педагог Генрих Нейгауз.

В 1935-1938 годах совершенствовался в Школе высшего мастерства при Московской консерватории им. П. И. Чайковского у Г. Г. Нейгауза. Стал солистом Московской государственной филармонии.

В 1936 году занял 2-е место на Международном конкурсе пианистов в Вене. Вернувшись в Москву, начал преподавать в консерватории в качестве ассистента у Г. Нейгауза.

С 1938 года по 1974 год преподавал в Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

В годы войны участвовал в военно-шефской работе, осенью 1943 года дал концерты в блокадном Ленинграде.

В 1945 году выступил в Потсдаме на конференции глав правительств СССР, США, и Великобритании.

После окончания войны вернулся к активной концертной и преподавательской деятельности.

В 1945 году впервые выступил с концертами за рубежом, гастролировал в Италии, Швейцарии, Франции, Бельгии, Австрии, Венгрии, Англии, США, Японии, Польше, странах Скандинавии и др.

В 1955 году стал первым советским музыкантом, приехавшим с концертами в США, где исполнил Первый фортепианный концерт П. И. Чайковского и Третий концерт С. В. Рахманинова с Филадельфийским оркестром.

Был членом жюри крупнейших международных исполнительских соревнований.

В 1981 году после одного из концертов в Амстердаме у него случился инфаркт. Последнее выступление пианиста состоялось в сентябре 1985 года в Хельсинки. Умер 14 октября 1985 года от приступа диабета. В его смерти обвиняли некомпетентных врачей, вовремя не оказавших ему необходимую помощь.

Гилельс похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Эмиль Гилельс.

Семейное положение

Был дважды женат. Дочь — Елена Эмильевна Гилельс (1948–1996) — пианистка, заслуженная артистка РСФСР.

Эмиль Григорьевич Гилельс / Emil Gilels

Если вам нужны ноты для фортепиано, поищите их на Notestore.

Эмиль Григорьевич Гилельс родился в Одессе. Ни его отец, ни мать не были музыкантами-профессионалами, но музыку в семье любили. В доме стояло фортепиано, и это обстоятельство, как нередко случается, сыграло не последнюю роль в судьбе будущего артиста.

Когда мальчику было около пяти лет, его отвели к преподавателю Одесского музыкального техникума Якову Исааковичу Ткачу. Это был образованный, знающий музыкант, воспитанник знаменитого Рауля Пюньо. Судя по воспоминаниям, которые о нем сохранились,— эрудит в части различных редакций фортепианного репертуара. И еще: убежденный приверженец немецкой школы этюдов. У Ткача юный Гилельс прошел множество опусов Лешгорна, Бертини, Мошковского; это заложило прочнейший фундамент его техники. Ткач был строг и требователен в занятиях; Гилельс с самого начала был приучен к работе — регулярной, четко организованной, не знающей ни послаблений, ни поблажек.

В 13-летнем возрасте Гилельс переходит в класс Берты Михайловны Рейнгбальд. Он переигрывает здесь огромное количество музыки, узнает много нового — и не только в области фортепианной литературы, но и в других жанрах: оперном, симфоническом. Рейнгбальд вводит юношу в круги одесской интеллигенции, знакомит с рядом интересных людей. Приходит любовь к театру, к книгам — Гоголю, О'Генри, Достоевскому; духовная жизнь молодого музыканта становится с каждым годом все богаче, насыщеннее, разнообразнее. Человек большой внутренней культуры, один из лучших преподавателей, работавших в те годы в Одесской консерватрии, Рейнгбальд многим помогла своему ученику. Она вплотную подвела его к тому, в чем он более всего нуждался. Главное же, всем сердцем привязалась к нему; не будет преувеличением сказать, что ни до, ни после нее Гилельс-ученик не встречал такого к себе отношения. Чувство глубокой признательности к Рейнгбальд он сохранил навсегда.

А вскоре к нему пришла слава. Настал 1933 год, в столице был объявлен Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей. Отправляясь в Москву, Гилельс не слишком рассчитывал на удачу. То, что произошло, оказалось полной неожиданностью для него самого, для Рейнгбальд, для всех остальных. Один из биографов пианиста, возвращаясь к далеким дням конкурсного дебюта Гилельса, рисует следующую картину:

Успех был полным и безоговорочным. Впечатление от знакомства с подростком из Одессы напоминало, как говорили в ту пору, впечатление от разорвавшейся бомбы. Газеты запестрели его фотографиями, радио разнесло весть о нем по всем уголкам Родины. И то сказать: первый пианист, одержавший верх на первом в истории страны состязании творческой молодежи. На этом, впрочем, триумфы Гилельса не кончились. Минуло еще три года — и у него вторая премия на Международном конкурсе в Вене. Затем — золотая медаль на труднейшем соревновании в Брюсселе (1938). Нынешнее поколение исполнителей приучено к частым конкурсным баталиям, теперь не удивить лауреатскими регалиями, званиями, лавровыми венками разных достоинств. В довоенные времена было по-иному. Конкурсов проводилось меньше, победы значили больше.

Так было в начале артистического пути Гилельса, то же сохранилось и в дальнейшем — вплоть до последнего этапа его деятельности. На нем, кстати, следует остановиться особо, рассмотреть его поподробнее. Во-первых, он сам по себе на редкость интересен. Во-вторых, сравнительно меньше освещен в печати, нежели предыдущие. Музыкальная критика, прежде столь внимательная к Гилельсу, в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов словно не поспевала за художественной эволюцией пианиста.

Когда-то Гилельс превосходно концертировал; его игра поражала и захватывала технической мощью; правду говоря, материальное тут заметно превалировало над духовным. Что было, то было. Последующие встречи с ним хотелось отнести, скорее, к своего рода беседам о музыке. Беседам с маэстро, который умудрен огромным опытом исполнительской деятельности, обогащен многолетними и все более усложнявшимися с годами художественными раздумьями, придавшими, в конечном счете, особую весомость его — как интерпретатора — высказываниям и суждениям. Вероятнее всего, чувствам артиста было далековато до непосредственности и прямодушной открытости (он, впрочем, всегда был лаконичен и сдержан в своих эмоциональных откровениях); зато была в них и емкость, и богатая шкала обертонов, и скрытая, как бы спрессованная внутренняя сила.

Эмиль Гилельс

Эмиль Гилельс

Советская эпоха – один из величайших и совсем недавних периодов истории России, ее принято хвалить, ее принято критиковать, отзываться с ненавистью или ностальгией, не принято только быть к ней безучастным.

Это были тяжелые годы, годы непрерывной борьбы, великих свершений, грандиозных идей и страшных трагедий, за семьдесят лет советский народ пережил столько, сколько иные нации не смогли бы изведать и за несколько столетий.

За краткое время из пепла гражданской войны и революции было построено новое государство, создана небывалая ранее идеология, воплощена в жизнь новая культура. Это было время силы, мужества, невероятной динамики и энергии.

Как звучит мужество

Каждый великий пианист, как и каждый великий композитор, имеет собственное звучание, характерный почерк, который делает его непохожим на всех остальных. Техника, манера исполнения, вдохновение, виртуозность – все эти качества исходят во многом из характера пианиста, его жизненных взглядов и предпочтений.

А Эмиль Гилельс – человек серьезный, сдержанный, сильный, воплощал игру суровую, динамичную, мужественную, полную ярких красок, игру, будто становившуюся призывом жить и бороться.

Эмиль Гилельс

Эмиль Гилельс

Возможно, музыка Гилельса производила такое сильное впечатление в том числе и из-за поведения самого виртуоза: Эмиль всегда был суров, сдержан, абсолютно невозмутим. Он будто знал, что полностью контролирует ситуацию, его образ и его игра действовали в слаженном тандеме, производя неизгладимое впечатление на зрителя.

– заметил Я. И. Ткач о своем юном ученике, когда тому было всего только тринадцать.

Эмиль Гилельс был не только выдающимся виртуозом, обладавшим чуть ли не лучшей техникой среди советских музыкантов, а то и музыкантов всего мира своего периода, он в равной степени был великолепным музыкантом, способным подавать классику в присущей только ему одному строгой, но впечатляющей манере.

– так высказывался об игре Эмиля другой известный виртуоз Яков Мильштейн.

Эмиль Гилельс

Эмиль Гилельс

Игра Гилельса была воплощением советской эпохи – могучей, сдержанной, суровой и мужественной, полной динамики и страстного призыва жить, творить, созидать, искать и утверждать свое место в жизни.

Такая манера исполнения не потеряла своей актуальности и сейчас, когда существует множество направлений музыки, преследующих тот же эффект.

К счастью, наследие Гилельса сохранилось в записях концертов, студийных пластинках, в виде сотен материалов, перенесенных на современные носители и, следовательно, доступных для тех, кто хочет знать, как выглядит по-настоящему мужественная музыка.

Баловень судьбы

Эмиль Гилельс

Эмиль Гилельс

Эмиль Григорьевич Гилельс родился в Одессе 6 октября 1916 года, застав закат Российской империи, зарю революции и немного предвосхитив советскую эпоху, подарившую ему всемирную славу.

Эмиль происходил из еврейской семьи: отец Григорий был рабочим, мать Эсфирь посвящала себя заботе о семье и доме. Как друзья, так и биографы Гилельса замечают, что он получил достаточно хорошее, но крайне суровое воспитание, родители его были людьми довольно жесткими, что, несомненно, отразилось и на характере музыканта.

Рано ощутив страсть к музыке и любовь к сцене, маленький Эмиль даже сподвигал детей из соседних дворов разыгрывать театральные представления по написанным им пьесам. Еще до завершения обучения Гилельс стал победителем первого всесоюзного конкурса музыкантов.

Первым учителем музыки Гилельса был Яков Исаакович Ткач, благодаря урокам которого уже к 13 годам Миля сумел блеснуть своими талантами на публике, дав концерт, завершившийся бурными овациями. Затем была Одесская консерватория, куда примерно в те же годы так и не поступил своенравный Святослав Рихтер, также живший в Одессе.

Еще до завершения обучения Гилельс прославился как вдохновенный интерпретатор и яркий музыкант, он стал победителем первого всесоюзного конкурса музыкантов, а затем сумел выиграть несколько престижных европейских конкурсов. А дальше были только слава, успех, признание и яркая линия жизни пианиста, пронизавшая всю Советскую Эпоху.

Жены и возлюбленные

Казалось бы, суровый и сдержанный, Гилельс вряд ли мог особенно ярко проявлять свои чувства. Однако его жизненная история обозначена яркими моментами, связанными с женщинами.

Эмиль Гилельс и его жена Фаризет Хуцистова

Эмиль Гилельс и его жена Фаризет Хуцистова

Не обошлось и без трагедий – первая жена маэстро пианистка Роза Тамаркина, с которой его свели военные годы, когда Гилельс много выступал по СССР (в том числе в блокадном Ленинграде), рано ушла из жизни, оставив музыканта, не миновавшего порог тридцати лет, вдовцом.

В суровые военные годы случился и бурный роман Гилельса с Боней Гиршберг – латвийской еврейкой, коммунисткой, успевшей отсидеть срок за активную политическую работу и потерявшей почти всю семью в фашистских лагерях.

Боня и Эмиль встретились во время визита виртуоза в Киров, где эмигрантка, почти не знавшая русского, работала медсестрой в чине младшего лейтенанта. Между ними разгорелось горячее чувство, продлившееся несколько лет и затронувшее не только этих двоих, но и большинство известных музыкантов того времени, через которых Эмиль передавал свои чувственные и вдохновенные письма Боне.

А Гилельс не менее счастливо связал свою жизнь с поэтессой и восторженной почитательницей его таланта Фаризет Хуцистовой, сумевшей оставить нам потрясающе систематизированный архив из более чем 11 тысяч документов о жизни Гилельса.

Мемориальная доска Эмилю Гилельсу

Мемориальная доска Эмилю Гилельсу

Эмиль Гилельс ушел из жизни 14 октября 1986 года в Москве, пережив от “а” до “я” всю великую советскую эпоху, но наверное к счастью, не увидев распада страны. Он был любимцем Сталина, Хрущева, Брежнева, самым талантливым и почитаемым музыкантом страны. Герольдом СССР, впервые из советских музыкантов допущенным играть в США.

Он был ярким и мужественным виртуозом, его потрясающее исполнение Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и Прокофьева навсегда вошло в копилку мирового музыкального фонда. Он был человеком столетия, оставившим миру огромное музыкальное наследие.

Читайте также: