Этикет служебных отношений кратко

Обновлено: 02.07.2024

Служебный этикет — это общепринятые (или декларативно установленые) правила социального поведения в профессиональном общении в конкретной организации. Это система норм и атрибутов делового этикета, присущая конкретной организации: требования к эстетизации внутренней среды организации, стиль общения; стандарты общения, ведения дел с субъектами внешнего окружения организации, доля мероприятий по формированию имиджа организации.

Первый — это принцип гуманизма , человечности, который воплощается непосредственно в нравственных требованиях к культуре взаимоотношений:

Вежливость — форма взаимоотношений между людьми, сущность которых — доброжелательность, желание добра другому человеку. Вежливость имеет такие проявления, как внимательное отношение, готовность предоставить услуги другому человеку. Доброе отношение к людям — это главная основа нравственности служебного этикета современной организации.

Скромность — умение соотнести самооценку с мнениями людей, которые нас окружают, не переоценивать себя, не подчеркивать свою значимость и не афишировать своих преимуществ, уметь при этом сдерживать себя. Настоящая скромность не имеет ничего общего со скованностью, закомплексованностью. Все это — проявления комплекса застенчивости, возникающие в случае недостаточного владения навыками свободного культурного общения. Лицо не знает, как начать разговор с другими, о чем говорить, боится что-то нарушить или сделать не так, как надо.

Точность — умение ценить свое слово, выполнять то, что было обещано, своевременно приходить, не опаздывать.

Умение не переоценивать свои заслуги и не ставить собственную значимость выше мнения других людей. Скромность не следует путать с зажатостью и скованностью: это лишь форма уважительного поведения по отношению к другим сотрудникам компании.

Чувство меры, которое помогает не ставить собеседника в невыгодное положение. Тактичные люди избегают некорректных замечаний и неуместных вопросов.


Служебный этикет — сложная система норм и правил, которые регулируют взаимоотношения во всех сферах корпоративной жизни компании.

Вопрос деловых взаимоотношений между мужчиной и женщиной — один из наиболее сложных аспектов служебной этики. С одной стороны, следует считать оба пола равноправными, с другой — нельзя закрывать глаза на гендерную разницу.

Мужчины обычно больше нацелены на успех и соперничество, а женщины лучше приспосабливаются к уже сложившейся ситуации.

Мужчины быстрее реагируют на изменения, а женщинам требуется больше времени, чтобы сформировать собственное мнение относительно новой ситуации.

Женщина вправе воспользоваться помощью мужчины, если требуется физическая работа: например, передвинуть мебель, перенести тяжелые и предметы.

Вне зависимости от гендерных отношений, главное в рабочем коллективе — субординация. Отношения должны строиться иерархически и на базе основных этических принципов.

Основная обязанность руководителя — управлять коллективом. Для этого важно правильно определить три аспекта: тип управления, характер взаимоотношений подчиненных и собственное поведение в коллективе.

На начальнике лежит большая ответственность: он должен беспрекословно соблюдать этикет руководителя и подчиненного. Тогда остальные сотрудники будут ориентироваться на него.

Соблюдайте дистанцию. Отношения между начальником и коллективом не должны быть слишком близкими — это нарушает субординацию.

Информируйте подчиненных о стратегии компании, планах и перспективах. Разумеется, в разумных пределах.

Обязательно поощряйте сотрудников за успехи в работе: если нет возможности выдать денежную премию, по крайней мере не скупитесь на похвалу.

Делайте замечания — это ваша прямая обязанность. Сотрудники начинают расслабляться, если думают, что к ним нет претензий.

Воздержитесь от мелочной критики: вам следует реалистично оценивать способности каждого работника и предъявлять соответствующие требования.

Обозначьте четкие правила этикета начальника и подчиненного: нужно ли вставать в вашем присутствии, можно ли входить в ваш кабинет по стуку, но не дождавшись приглашения и др. Тщательно следите за исполнением этих правил.

Организуйте рабочее пространство таким образом, чтобы оно помогало соблюдать правила этикета. Например, рекомендуется разместить стол в кабинете как можно дальше от двери. Таким образом у вас всегда будет личное пространство, скрытое от глаз коллектива.

Не запрещайте сотрудникам выражать свое недовольство. Этикет взаимоотношений руководителя и подчиненного — это не правила раболепия, а нормы уважительного сотрудничества. Определите форму, в которой работники могут высказать критику.

Всегда соблюдайте этикет — это повысит ваш авторитет не только в коллективе, но и среди клиентов. Ведь невозможно не заметить дружественное и уважительное отношение подчиненных к своему начальнику.

Секретарь занимает в компании одну из ключевых ролей. В зону его ответственности входят документооборот, ведение графика встреч, общение с клиентами и коллективом. Для секретаря руководителя крайне важно следовать нормам установленной этики. От него требуется быть особенно вежливым и тактичным.


Самостоятельно изучить служебный этикет и профессиональную этику крайне сложно, ведь одной теории недостаточно: нужно брать пример с профессионалов и проверять полученные знания на практике. Самый простой способ — записаться на образовательный курс.

Не стоит сразу погружаться в мир этикета, узнавать все его виды. Сначала лучше освоить один аспект: это интереснее и не слишком утомляет.

Людей, которые владеют этическими нормами, видно издалека. Преподаватели этикета должны быть вежливыми, учтивыми и тактичными. Обратите внимание на их квалификацию и опыт.

Если теории слишком много, а практики — меньше 25 %, усвоить материал будет слишком сложно. Выбирайте образовательные программы, в которых дают не только знания, но и практические навыки.

В Институте репутационных технологий Art & Image вам расскажут об основах служебного этикета, о происхождении различных норм и правил. Мы даем знания системно и учим применять их на практике. Записывайтесь на наш курс.

Служебный этикет

• стараться делать замечания подчиненным с глазу на глаз;
• научиться поощрять подчиненных;
• признавать свои ошибки;
• уметь наказывать;
• не спорить по пустякам;
• быть доброжелательным, деликатным;

— обладать общей культурой;
— Порядочно относиться к другим;
— Уважать человеческое достоинство коллег;
— Не лицемерить, не лгать;
— Быть вежливыми;
— Свои проблемы, неприятности оставлять за пределами учреждения;

— Быть доброжелательными, добросовестными, почтительными, тактичными, деликатными, уметь выражать соболезнования.

Служебный этикет предполагает и правила поведения с клиентами и партнерами по бизнесу.
Этикет служебных взаимоотношений обязывает:

• быть вежливым ко всем клиентам (мнение каждого клиента влияет на имидж фирмы, учреждения);
• встречи начинать вовремя;
• на все звонки и письма клиентов своевременно давать ответы;
• принятые решения выполнять в указанные сроки;
• работников быть в хорошем и опрятном одежде.

Все это будет способствовать надежным и долговременным отношениям с клиентами, росту прибылей фирмы.
Служебный этикет предполагает отношения с иностранцами. Для делового общения с ними нужно хорошо знать обычаи, традиции страны, представителем которой является ваш партнер, а также принятые там правила этикета.
Но следует помнить, что одним из важнейших принципов зарубежного делового этикета является поддержка честных и уважительных отношений с партнером.

Служащие, желающие наладить доверительные отношения с коллегами и продвинуться по карьерной лестнице, должны соблюдать негласно принятые правила поведения, зафиксированные в служебном этикете.

Что такое служебный этикет?

Служебный этикет является сводом зафиксированных правил поведения в рабочем коллективе, которые должны соблюдаться каждым работником конкретной компании. Служебный этикет включает несколько подвидов:

  • касающийся отношений работников с клиентами и посетителями;
  • этикет электронного общения;
  • правила, затрагивающие телефонные переговоры;
  • служебный этикет руководителя;
  • протокол посещения руководства или гостей.

Функции

Служебный этикет регламентирует поведение каждого сотрудника на рабочем месте. С его помощью создается благоприятная атмосфера на работе, способствующая продуктивной деятельности и выполнению поставленных задач. Каждый сотрудник знает, как необходимо себя вести, чтобы не возникало недопонимания с коллегами.

Основные правила

Надо ли стучаться в служебный кабинет по этикету? Если вы заходите в служебное помещение, стучаться не нужно, иначе вы можете поставить сотрудников, находящихся за дверью, в неловкое положение. Стук покажет ваши подозрения, что они могут решать личные проблемы вместо рабочих. Стучать не следует, однако без разрешения входить нельзя. Откройте дверь, войдите в помещение и спросите, можно ли пройти. Не нужно выглядывать из-за двери. Если вам разрешили, проходите дальше. Если вы заходите к начальнику в личный кабинет, разрешения нужно спрашивать у его секретаря . Иногда начальники высказывают пожелания, чтобы подчиненные не входили к нему в кабинет, не предупредив стуком в дверь.

Не сушите зонт в расправленном виде посреди кабинета. Найдите укромное место, где он никому не будет мешать, а лучше повесьте его на вешалку, предварительно удостоверившись, что он не закапает ничьи вещи.

Воспитанные люди не проходят в офис в верхней одежде, не кладут ее на стол и не вешают на спинку стула. Всю верхнюю одежду нужно оставлять в гардеробе. Исключение – вы заскочили на три минуты по срочному делу.

Особенности отношений

В служебном этикете прописаны особенности отношений между каждой категорией сотрудников.

В служебном этикете прописаны особенности отношений между каждой категорией сотрудников.

Руководителя и подчиненного

Сотрудник должен уважительно относиться к руководителю, не питать к нему негативных эмоций и общаться с ним только в рамках деловых отношений. Нельзя фамильярничать с начальником. Руководитель в свою очередь должен заботиться о работниках, профессионально урегулировать ситуации конфликтов, стараясь создавать в коллективе приятную атмосферу, располагающую к добросовестному выполнению рабочих обязанностей.

В новом коллективе

Представить нового работника коллективу должен руководитель. Сотрудники должны проявить дружелюбие, познакомить новенького со всеми особенностями работы и внутренним сводом правил поведения. Не стоит посвящать его во все секреты личных взаимоотношений между коллегами, пусть человек сам разберется, что к чему.

Между подчиненными

С сотрудниками, занимающими должность того же уровня, необходимо быть всегда вежливыми и доброжелательными. Не стоит устраивать конфликты на пустом месте. Старайтесь заслужить доверие у коллег, искренне радуйтесь за их успехи, не отказывайте в незначительных просьбах о помощи. Фамильярничать также не стоит, если вы явно видите, что сотруднику подобное поведение не нравится.

Между мужчиной и женщиной

На работе советуют забыть о своей половой принадлежности, здесь нет места разделениям по полу и возрасту, имеет значение только занимаемая должность. Однако это не значит, что мужчины должны совсем забыть о том, что они являются представителями сильного пола.

Если мужчина подаст даме пальто или поможет донести тяжелую сумку, это будет только приветствоваться. Женщинам не стоит требовать привилегий от работников мужского пола.

8 правил поведения на работе

В офисном этикете прописаны основные правила поведения на работе. Рассмотрим каждое подробнее.

Внешний вид на рабочем месте

В каждой серьезной организации присутствует дресс-код, свод правил, которыми регламентирован внешний вид сотрудников. Однако он есть не везде, но это не значит, что можно приходить на работу, в чем хочется. Служебный этикет диктует свои требования.

Внешний вид на рабочем месте

Для работы уместна специальная деловая одежда. Нельзя носить короткие юбки, облегающие платья с глубоким декольте, майки, оголяющие живот. При выборе одежды для офиса обращайте внимание на качество ткани: она должна быть приятной и не должна сильно мяться. Вещи должны быть всегда чистыми и тщательно выглаженными. Мужчины, носящие в офисе костюмы, обязаны ежедневно менять сорочку.

Не рекомендуется носить туфли на слишком высоком каблуке, максимально допустимая высота – восемь сантиметров. Желательно на работе иметь сменную пару туфель или ботинок, в которой вы не ходите в повседневной жизни.

Особое внимание женщинам следует уделить макияжу. Он должен освежать лицо, скрывать недостатки и едва заметно подчеркивать достоинства. Уместен легкий дневной макияж, никакой боевой раскраски, ярких синих теней и неаккуратных стрелок Клеопатры. Волосы должны быть чистыми и уложенными. Если вы работаете в серьезной фирме и участвуете в совещаниях, длинные локоны собирайте в аккуратный пучок.

Особенно осторожными нужно быть с парфюмом. Духи – нечто интимное и личное, их должны чувствовать только родные люди при близком контакте.


Не носите много драгоценностей, допустим один предмет, но изготовленный из драгоценного металла, поскольку бижутерия смотрится слишком дешево. Обращайте особенное внимание на свои руки: они должны быть чистыми и ухоженными с недлинными ногтями и обязательным маникюром. Подойдут однотонные покрытия розовых и телесных цветов, разрешены также яркие оттенки красного, изумрудного и сапфирового.

Приветствие коллег

В деловом сообществе разрешен единственный тактильный контакт – рукопожатие. Инициатива должна принадлежат человеку, имеющему более высокую должность, при этом нет разницы в половой принадлежности.

Если вы пришли в чужой офис, то инициатива пожать руку должна принадлежать хозяину. Но если незнающий сотрудник вдруг протягивает руку, совершая при этом ошибку, нельзя оставлять жест без ответа. Не отвечают на рукопожатие, только желая наказать.

Фото семьи на рабочем столе

Рабочее место должно быть обставлено так, чтобы было понятно, что оно принадлежит профессионалу своего дела, а не романтичной домохозяйке или коллекционеру сувениров. Мягким игрушкам, многочисленным статуэткам и открыткам не место на рабочем пространстве. Служебный этикет разрешает держать на столе только одну личную вещь – семейную фотографию в строгой рамке. Таких фотоснимков может быть один или максимум два, не больше.

Рамки должны быть размещены таким образом, чтобы посетители, находящиеся рядом с рабочим столом, могли видеть, что на них изображено. Это необходимо не для того, чтобы похвастаться собственной семьей, а затем, чтобы предотвратить у людей возникновение желания увидеть недоступное их глазу. Также разрешено располагать на столе небольшую неброскую шкатулку. Конечно, работники женского пола могут хранить на рабочем месте косметику, запасные колготки и другие необходимые личные вещи, однако все они должны быть скрыты от посторонних глаз.

Про перекусы в офисе

По служебному этикету неприемлемы перекусы и трапезы в обеденное время, происходящие прямо на рабочем столе. Если вы работаете с клиентами и в любой момент посетитель может застать вас за обедом, это тем более моветон. Прием пищи на рабочем месте часто оборачивается различными неприятностями. От хлеба остаются многочисленные крошки, кофе иногда проливается прямо на белую блузку или на клавиатуру компьютера.

Кушать в офисе нужно в специально отведенном месте

Принимайте пищу и перекусывайте только в столовой или в специальной комнате, предназначенной именно для обеденных трапез сотрудников. Если в офисе нет столовой или такой комнаты, есть отличный повод внести инициативу по созданию специального помещения. Пока руководители решают вопрос о выделении комнаты, лучше всего сходить пообедать в близлежащее кафе. Если вам все же пришлось принимать пищу за рабочим столом (хотя по этикету это неприемлемо), будьте аккуратны, убирайте за собой крошки и обязательно проветривайте помещение.

Не стоит готовить обед из пахнущих сильно продуктов, например, из чеснока, селедки, квашеной капусты. Вы можете быть без ума от этих ингредиентов, но ваши коллеги могут не разделять восторга.

Не ставьте чашку с чаем на рабочие документы, поскольку на них может остаться характерное пятно. Используйте самую простую посуду, не стоит приобретать для напитков большие кружки со смешными надписями. Всю посуду мойте сразу, следите, чтобы она всегда была чистой.

Можно ли прихорашиваться в офисе?

Наводить марафет прямо за рабочим столом считается дурным тоном. Подкрашивать глаза, губы, причесывать волосы и подтягивать колготки можно только в туалетной комнате. Удалитесь из поля зрения сотрудников, тогда можете привести себя в порядок полностью. Это же правило действует при нанесении духов: распылять ароматную жидкость можно только в уборной.

Разговоры по мобильному телефону

Приходя на работу, переводите свой мобильный телефон на режим вибрации. Если вы не хотите этого делать, максимально убавляйте звук и ставьте на звонок спокойную мелодию – резкие звуки и нецензурные песенки неуместны. Удаляясь из помещения, берите телефон с собой, не оставляйте его на столе или в сумке включенным. Аппарат может начать звонить без вас, чем нарушит покой сотрудников. Если ваш коллега оставил телефон на столе и ушел, а тот начал надрываться, не сбрасывайте звонок самостоятельно. Потерпите, а потом попросите коллегу больше так не делать.

Если вам звонят близкие люди, не обязательно сразу выходить из помещения. Допустимо вести недолгий разговор, который будет продолжаться не более двух минут.

Предупредите родных, чтобы они не названивали постоянно в течение рабочего дня. В случае длинного телефонного разговора сотрудник должен обязательно выйти из офиса и найти укромное место, где беседу никто не услышит. Если вы хотите поставить разговор на громкую связь, предупредите собеседника. В этом случае за конфиденциальность получаемой информации отвечаете вы лично.

Иногда коллеги становятся невольными свидетелями неприятного разговора одного из сотрудников. В этом случае следует деликатно предложить свою помощь, а дальше посмотреть по реакции коллеги и определить, хочет ли он делиться подробностями.

Личная жизнь и офис

Личные разногласия, обиды и недопонимания стоит оставлять за дверью офиса. В процессе работы неизбежно возникают конфликты, которые нужно разрешать мягко, обходя острые углы. Каждый сотрудник должен быть доброжелательным и поддерживать гармоничную приятную атмосферу в коллективе. Все это необходимо для продуктивной работы команды.

Служебные романы сильно мешают рабочему процессу, поэтому по деловому кодексу являются недопустимыми.

Люди проводят на работе большое количество времени. Часто они видят коллег намного дольше, чем членов собственной семьи. Если в коллективе работают воспитанные люди, знакомые с служебным этикетом, производственный процесс становится приятным и гармоничным.

Читайте также: