Исправительно трудовой кодекс рсфср 1970 г кратко

Обновлено: 02.07.2024

Важнейшим этапом развития. явились принятые в июле 1969 Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик — общесоюзного закона, определившего принципы и установившего общие положения исполнения и отбывания уголовного наказания, а также принятие исправительно-трудовых кодексов союзных республик. Широкое развитие в СССР получила наука И.-т. п., которая изучает не только нормы этой отрасли права и регулируемые ими общественные отношения, но и социально-экономические закономерности, обусловливающие развитие системы органов исполнения наказания, эффективность их работы, обобщает практику.

Основы исправительно-трудового законодательства и ИТК РСФСР относили режим отбывания наказания к основным средствам исправления и перевоспитания осужденных. Понятие режима законодательно не определялось. Устанавливались лишь его основные требования в местах лишения свободы, которые конкретизировались в отдельных институтах исправительно-трудового законодательства и применительно к различным видам учреждений, исполняющих наказания

11. Исправительно-трудовой кодекс рсфср 1970 года, его общая характеристика и значение.

ИТК РСФСР 1970 г. - систематизированный законодательный акт, регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения уголовных наказаний. ИТК РСФСР 1970 г. действовал с изменениями и дополнениями до 1997 г.

Состоял из 6 разделов, включавших: общие положения исполнения и отбывания уголовного наказания; порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы; порядок и условия исполнения условного осуждения к лишению свободы и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду; порядок и условия исполнения наказаний в виде ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы; основания и порядок освобождения от отбывания наказания, порядок оказания помощи освобожденным из мест лишения свободы, наблюдения и надзора за ними; деятельность учреждений и органов, исполняющих приговоры к указанным видам наказания; положения об участии общественности в исправлении и перевоспитании осужденных.

С принятием кодекса завершилась направленная на восстановление законодательной базы регламентации исполнения наказаний, связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных, реформа исправительно-трудового права. Недостаток кодекса заключался в том, что он не регламентировал наказания не связанные с трудовым принуждением, - ни регламентировались ведомственными нормативно-правовыми актами. К числу таки относилось положение от 15.03.1983 о порядке исполнения наказания не связанных с трудовым принуждением - лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф, общественное порицание, конфискация, лишение воинского или иного звания, возложение обязанности загладить причиненный вред, увольнение от должности.

В настоящее время в РФ действует принятый Гос-ной Думой 1996 г. Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1997 г.

ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
СОЮЗА ССР И РСФСР

Статья 1. Задачи Исправительно-трудового кодекса РСФСР

Исправительно-трудовой кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики имеет своей задачей обеспечение исполнения уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности.

Исполнение наказания не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Статья 2. Исправительно-трудовое законодательство Союза ССР и
РСФСР

Исправительно-трудовое законодательство Союза ССР и РСФСР состоит из Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, определяющих принципы и устанавливающих общие положения исполнения и отбывания уголовного наказания, назначаемого судом, других законов Союза ССР, а также настоящего Кодекса и других законов РСФСР.

Порядок и условия отбывания наказаний и применения мер исправительно-трудового воздействия к лицам, осужденным к обязательным работам и исправительным работам, ограничению свободы, аресту и лишению свободы, а также порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих приговоры к этим видам наказания, и участия общественности в исправлении осужденных устанавливаются настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).

Порядок и условия исполнения и отбывания других видов уголовного наказания устанавливаются законодательством Союза ССР и законодательством РСФСР.

Статья 3. Применение исправительно-трудового законодательства
Союза ССР и РСФСР

В соответствии со статьей 3 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, ссылке и исправительным работам без лишения свободы, отбывающих наказание на территории РСФСР, применяется исправительно-трудовое законодательство Союза ССР, а также РСФСР и другой союзной республики по месту осуждения.

Статья 4. Основание отбывания наказания

Основанием отбывания уголовного наказания и применения к осужденным мер исправительно-трудового воздействия является только приговор суда, вступивший в законную силу.

Глава вторая

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
В ВИДЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ, ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ,
ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

(название главы в редакции, введенной в действие с 1 января
1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ)

Статья 5. Учреждения и органы, исполняющие приговоры судов к
исправительным работам, ограничению свободы, лишению свободы

Приговоры судов к исправительным работам, ограничению свободы и лишению свободы исполняются на территории Российской Федерации специальными учреждениями Министерства внутренних дел Российской Федерации - исправительными центрами, исправительными колониями, тюрьмами, колониями-поселениями, воспитательными колониями, уголовно-исполнительными инспекциями.

Исправительные центры, исправительные колонии, тюрьмы, колонии-поселения, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации создаются, реорганизуются и ликвидируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ)

Статья 6. Места отбывания наказания

Лица, осужденные к ограничению свободы, отбывают наказание, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации по месту постоянного проживания или осуждения. Лица, которым ограничение свободы назначено в порядке замены иного наказания, а также осужденные, по месту жительства которых не имеется исправительных центров, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации.

Лица, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы; осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; осужденные при особо опасном рецидиве преступлений; осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания в исправительные колонии, определенные для содержания этих категорий осужденных независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации они проживали до ареста или были осуждены.

Осужденные к ограничению свободы и лишению свободы женщины; осужденные, нуждающиеся в специальном лечении, и несовершеннолетние осужденные при отсутствии соответствующей воспитательной колонии в субъекте Российской Федерации, где они проживали до ареста или были осуждены, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, исправительную или воспитательную колонию, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ)

Статья 7. Основные средства исправления осужденных

(название и текст статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ)

Основными средствами исправления осужденных являются: режим отбывания наказания, общественно-полезный труд, политико-воспитательная работа, общеобразовательная и профессиональная подготовка (часть в редакции Закона РСФСР от 7 июля 1987 года).

Средства исправления должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности преступника, а также поведения осужденного и его отношения к труду.

Статья 8. Правовое положение лиц, отбывающих наказание в виде
ограничения свободы, лишения свободы и исправительных работ

Лица, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы и исправительных работ, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены законодательством Российской Федерации для граждан Российской Федерации, с ограничениями прав и свобод человека и гражданина, предусмотренными федеральным законом для осужденных, а также с ограничениями, вытекающими из приговора суда и режима, установленного настоящим Кодексом для отбывания данных видов наказаний.

Правовое положение осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы и исправительных работ, определяется законодательством Российской Федерации, устанавливающим права и обязанности этих лиц во время их нахождения на территории Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и режима, установленного настоящим Кодексом для отбывания данных видов наказаний.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ)

Осужденным гарантируется свобода совести и вероисповеданий. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Лицам, отбывающим наказание исправительных центрах, в колониях-поселениях по их просьбе выдается разрешение на посещение культовых учреждений в пределах административного района (часть в редакции Закона Российской Федерации от 18 февраля 1993 года; в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).

К лицам, отбывающим наказание в виде лишения свободы, ареста и ограничения свободы (кроме осужденных, содержащихся в карцерах, штрафных и дисциплинарных изоляторах), по их просьбе приглашаются служители культа. В исправительных центрах, колониях-поселениях и исправительных колониях осужденным разрешается отправление религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).

Служителям культа по их просьбе и с согласия осужденных разрешается посещение исправительных центров, колоний-поселений и исправительных колоний для совершения религиозных обрядов (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).

Отправление религиозных обрядов является добровольным, не должно нарушать правил внутреннего распорядка и ущемлять права других лиц, отбывающих наказание.

При возникновении угрозы жизни, здоровью либо угрозы совершения иного преступления против личности осужденного со стороны других осужденных он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу исправительного центра, колонии-поселения и исправительной колонии с просьбой о переводе в помещение, где такая угроза отсутствует. В этом случае должностное лицо обязано принять незамедлительные меры по переводу осужденного в безопасное место.

Начальник исправительного центра, колонии-поселения, исправительной колонии или спецкомендатуры принимает меры, устраняющие эти угрозы, либо решает вопрос о месте дальнейшего отбывания наказания осужденным.

Статья 9. Участие общественности в исправлении и перевоспитании осужденных

В исправлении и перевоспитании осужденных, а также в осуществлении контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих приговоры судов к ограничению свободы, лишению свободы и исправительным работам, участвует общественность (часть в редакции Закона Российской Федерации от 18 февраля 1993 года N 4510-1; в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).

Формы и порядок участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных устанавливаются настоящим Кодексом и другими законодательными актами РСФСР

Статья 10. Соблюдение законов при исполнении наказания

Вся деятельность исправительных центров, колоний-поселений, исправительных колоний, воспитательных колоний и уголовно-исполнительных инспекций, основывается на строгом соблюдении законов. Должностные лица этих учреждений и органов несут ответственность за обеспечение законности в их деятельности (часть в редакции Закона Российской Федерации от 18 февраля 1993 года N 4510-1; в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).

Лица, отбывающие наказание, обязаны неуклонно соблюдать требования законов, определяющих порядок и условия исполнения наказания.

Статья 11. Прокурорский надзор за исполнением наказания

Надзор за точным соблюдением законов при исполнении приговоров к ограничению свободы, лишению свободы и исправительным работам осуществляется Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором РСФСР и нижестоящими прокурорами в соответствии с Законом СССР "О прокуратуре СССР". Осуществляя от имени государства высший надзор за исполнением законов, прокурор обязан принимать меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности.

Администрация исправительных учреждений и исправительных центров, колоний-поселений, исправительных колоний, воспитательных колоний и уголовно-исполнительных инспекций обязана выполнять постановления и предложения прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания, установленных исправительно-трудовым законодательством Союза ССР и РСФСР.

(Статья в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 марта 1983 года; Закона Российской Федерации от 18 февраля 1993 года N 4510-1; в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).

Статья 11-1. Депутатский и общественный контроль за
деятельностью исправительно-трудовых учреждений
и других органов, ведающих исполнением уголовного наказания

Советы народных депутатов Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью исправительных центров, колоний-поселений, исправительных колоний, воспитательных колоний и уголовно-исполнительных инспекций, спецкомендатур и других органов исполнения уголовного наказания, расположенных на их территориях, непосредственно и через наблюдательные комиссии с привлечением общественных организаций (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).

Члены наблюдательных комиссий и иные уполномоченные Советом народных депутатов лица, действующие по поручению Совета или его органов, по согласованию с соответствующим органом внутренних дел имеют право встречаться со всеми лицами, находящимися в местах исполнения наказания, принимать жалобы осужденных и участвовать в их разрешении, знакомиться с необходимыми для этой работы документами, кроме секретной оперативной документации.

Раздел II

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ИСПОЛНЕНИЯ
НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Глава третья

ВИДЫ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ В НИХ ОСУЖДЕННЫХ

Статья 12. Виды исправительных учреждений, исполняющих
приговоры судов к ограничению свободы и лишению свободы

Исправительными учреждениями, исполняющими наказания в виде ограничения свободы и лишения свободы, являются: исправительные центры, исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы и воспитательные колонии.

Совершеннолетние лица, осужденные к ограничению свободы и лишению свободы, отбывают наказание в исправительном центре, колонии-поселении, исправительной колонии или тюрьме, а несовершеннолетние до восемнадцати лет - в воспитательной колонии.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ)

Статья 13. Определение осужденным вида исправительного учреждения

Вид исправительного учреждения с соответствующим режимом, в котором осужденные отбывают наказание, определяется судом на основании статей 58 и 88 Уголовного кодекса Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ)

Статья 14. Направление осужденных к лишению свободы для
отбывания наказания

Лица, осужденные к лишению свободы, направляются для отбывания наказания не позднее десятидневного срока со дня вступления приговора в законную силу либо со дня обращения его к исполнению.

В соответствии со статьей 12 Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется Министерством внутренних дел СССР (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).

Судебная практика и законодательство — Исправительно - трудовой кодекс РСФСР

Существовали законы, которыми одновременно вносились изменения в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. При такой формулировке они целиком должны были бы утратить силу. С другой стороны, существовало несколько указов Президиума Верховного Совета РСФСР, которые, не являясь законами, тем не менее вносили изменения в Уголовный кодекс РСФСР.

Утверждены Приказом МВД России от 23.11.92 N 421.

2.1. Личной собственностью осужденного при индивидуальной трудовой деятельности является имущество, сырье, материалы и инструменты, оплаченные им. Доход от результатов индивидуальной трудовой деятельности используется самим осужденным в соответствии с Исправительно - трудовым кодексом РСФСР.

1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Исправительно-трудовым кодексом РСФСР, Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 г. N 650.

Статья 2. Внести в Исправительно - трудовой кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1970, N 51, ст. 1220; 1973, N 22, ст. 491; 1977, N 12, ст. 258, N 38, ст. 907; 1983, N 10, ст. 319, N 40, ст. 1429; 1985, N 39, ст. 1353; 1987, N 43, ст. 1501; 1989, N 22, ст. 550; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 29, ст. 1687; 1993, N 10, ст. 360) следующие изменения:

Основы исправительно-трудового законодательства в момент их принятия (1969 г.) состояли из пяти разделов (49 статей). В разделе I (ст. 1—4) определялись задачи исправительно-трудового законодательства, соотношение общесоюзного и республиканского законодательства, принципы применения законодательства и основания отбывания наказания.

Общие положения исполнения лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ устанавливались в разделе П. Раздел III посвящался порядку и условиям исполнения наказания в виде лишения свободы. Этот раздел был наиболее обширным в Основах и содержал 29 статей. В разделе IV определялись порядок и условия исполнения наказаний в виде ссылки, высылки и исправительных работ без лишения свободы. Раздел V устанавливал правовые основания освобождения от отбывания наказания, помощи освобожденным из мест лишения свободы, наблюдения и надзора за ними92.

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР в 1970 г. имел 115 статей (5 разделов)93 и 21 главу. Наименования разделов Кодекса большей частью повторяли соответствующие наименования разделов Основ. Раздел V ИТК был посвящен участию общественности в исправлении и перевоспитании осужденных.

За период существования союзно-республиканского исправительно-трудового законодательства в него неоднократно вносились изменения и дополнения. С 1969 по 1990 г. подверглись изменениям 29 из 49 статей Основ, 51 из 115 статей ИТК РСФСР. Наиболее значительные законодательные новеллы в ИТК были внесены в 1973, 1977, 1983, 1985, 1987, 1988 гг. К 1990 г. ИТК РСФСР фактически содержал 121 статью (ст. 781—78е регламентировали исполнение условного осуждения (освобождения) с обязательным привлечением к труду).

В определении своих задач ИТК исходил из положений Основ (ст. 1), а также ст. 20 Основ уголовного законодательства и ст. 20 УК РСФСР. Согласно ст. 1 ИТК его задачей было "обеспечение исполнения уголовного наказания с тем, чтобы оно не только являлось карой за совершенное преступление, но исправляло и перевоспитывало осужденных в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов и уважения к правилам социалистического общежития, предупреждало совершение новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, а также способствовало искоренению преступности".

Исполнение наказаний не могло иметь целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Статья 2 Кодекса определяла его место в союзно-республиканском исправительно-трудовом законодательстве и соотношение с другими законодательными актами в области исполнения уголовных наказаний. Как и Основы, Кодекс имел своим предметом регулирование только четырех из двенадцати предусмотренных УК 1960 г. видов наказаний: лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ. Исполнение наказания в виде направления в дисциплинарный батальон до 1983 г. регулировалось Положением о дисциплинарном батальоне Вооруженных Сил СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1983 г. было утверждено новое Положение о дисциплинарном батальоне в Вооруженных Силах СССР.

Порядок и условия исполнения других уголовных наказаний регламентировались ведомственными нормативными актами МВД СССР до 15 марта 1983 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР был впервые принят общесоюзный нормативный акт — Положение о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных1. Он определил правовые основы испол-

См.: ВВС СССР. 1983. № 12. Ст. 175.

нения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штрафа, общественного порицания, конфискации имущества, лишения воинского или специального звания. Право регулирования порядка и условий исполнения других видов наказаний было предоставлено республиканскому законодателю.

Утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 16 июля 1984 г. Положение о порядке и условиях исполнения в РСФ'СР уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных94, воспроизвело и конкретизировало нормы общесоюзного законодательного акта, дополнив его правовыми основами исполнения наказаний в виде возложения обязанности загладить причиненный вред и увольнения от должности (ст.

Исполнение смертной казни продолжало регулироваться нормативными актами МВД СССР, а реализация условного осуждения (ст. 44 УК) и позднее — отсрочки исполнения приговора (ст. 461 УК) до 1983 г. (издания ведомственной инструкции) вообще специально нормативно не определялась.

ИТК РСФСР не содержал общей нормы о соотношении законодательных и подзаконных актов в области исполнения наказаний, хотя ряд его конкретных норм предусматривал их издание Советом Министров СССР или МВД СССР (самостоятельно либо совместно по согласованию с иными государственными органами).

Статья 3 ИТК устанавливала территориальный принцип действия исправительно-трудового законодательства. В отношении осужденных к лишению свободы, ссылке, высылке и исправительным работам применялось законодательство Союза ССР и РСФСР, а в отношении осужденных к другим наказаниям — исправительно-трудовое законодательство Союза ССР, а также РСФСР или другой союзной республики по месту осуждения.

Как и Основы, ИТК РСФСР разделил понятие "наказание" и "меры исправительно-трудового воздействия". Тем самым был дан обоснованный и недвусмысленный ответ на вопросы о содержании уголовного наказания, которые активно обсуждались в теории исправительно-трудового права в 60-е гг.2

• См.: ВВС РСФСР. 1984. № 29. Ст. 991.

2 Подробнее см.: Ной И. С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. Саратов, 1962; Ременсон А. Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания заключенных: Автореф. дисс. . д-ра юрид. наук. Томск, 1965; Наташев А. Е., Стручков Н. А. Основы теории исправительно-трудового права. М., 1967 и др.

Основанием отбывания уголовного наказания и применения к осужденным мер исправительно-трудового воздействия признавался только приговор суда, вступивший в законную силу (ст. 4 ИТК РСФСР).

К основным средствам исправления и перевоспитания осужденных Кодекс отнес режим отбывания наказания, общественно полезный труд, политико-воспитательную работу, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение осужденных.

Эти средства должны были применяться "с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также поведения осужденного и его отношения к труду".

Несомненным достоинством Основ и ИТК РСФСР явилось то, что в них впервые были сформулированы основы правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ, в плане соотношения их общегражданского и специального статуса. Статья 8 Кодекса определила, что эти лица "несут обязанности и пользуются правами, установленными законодательством для граждан СССР, с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и режима, установленного Основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик и настоящим Кодексом для отбывания наказания данного вида".

Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства', отбывающих данные наказания, определилось законодательством Союза ССР, устанавливающим права и обязанности этих лиц во время их нахождения на территории СССР, с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и режима.

Статья 9 ИТК закрепляла принцип участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных. Некоторые из организационных форм такого участия были установлены в ст. 110—115 Кодекса: наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, шефство коллективов и общественных организаций над ИТУ, советы общественности в воспитательно-трудовых колониях, общественные воспитатели несовершеннолетних осужденных. Основы исправительно-трудового законодательства (ст. 10) и ИТК РСФСР (ст. 11) определяли принципиальные полномочия прокуратуры в надзоре за точным соблюдением законов при исполнении наказаний. Однако Основы не содержали специальной статьи, раскрывающей содержание принципа законности. Это было сделано в ИТК всех союзных республик, в том числе в ст. 10 ИТК РСФСР. Ею устанавливалось, что "вся деятельность исправительно-трудовых учреждений и органов, исполняющих приговоры судов к ссылке, высылке и исправительным работам без лишения свободы, основываются на строгом соблюдении законов. Должностные лица этих учреждений и органов несут ответственность за обеспечение законности в их деятельности". В свою очередь, на осужденных возлагалась обязанность неуклонно соблюдать требования законов, определяющих порядок и условия исполнения наказания.

Общие нормы принятых позднее общесоюзных и республиканского положений о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных (например, ст. 1—4 Положения РСФСР), были аналогичны тем, которые содержались в ИТК (за исключением указания на режим отбывания наказания и применение мер исправительно-трудового воздействия).

Читайте также: