Электронная педагогика и ее проблемы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Жидков Алексей Андреевич 1 , Гордеев Кирилл Сергеевич 1 , Воронцов Александр Максимович 1 , Дубровин Никита Алексеевич 1 , Грибина Галина Александровна 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, студент


Аннотация
В данной статье рассматриваются педагогика современности. Авторами статьи были проанализированы особенности педагогики информационного общества или электронной педагогики.

На сегодняшний день очевидна политика информатизации всех сфер жизни общества, так как разрабатываются новые технологии, упрощающие жизнь людей, появляются новые открытия в сфере информационных технологий как ведущего направления текущего времени. Так с ростом технологического прогресса растут и требования общества, которым должны соответствовать все сферы его жизнедеятельности. Образование является одной из важнейших отраслей по модернизации и внедрению инноваций в процесс обучения. Многие исследователи все больше уделяют внимание использованию новейших средств обучения, разрабатывают методические рекомендации по их применению. Все это определяет текущий этап развития общества, который называется информационное общество, а также постиндустриальное или общество знаний, информации.

Поэтому многими педагогами и научными исследователями в области образования прилагались немалые усилия, чтобы разработать основы и идеи современной педагогики, педагогики будущего и спустя немалое количество времени решение данной проблемы было найдено.

Так на смене классической педагогики пришла педагогика электронная, цифровая, информационная, идеи которой базируются на современных потребностях обучающихся к образовательному процессу, использование различных форм организации образовательного процесса, использование в процессе обучения новых средств обучения – персональный компьютер, проектор, электронная доска, мультимедиа и иные информационные компьютерные технологии. Можно говорить о преобразовании или об эволюции педагогики как науки, так как она приобретает как новые черты, так и сохраняет прежние присущие ей критерии. Не изменен объект процесса обучения – это образование. Но изменилась цель образования, на данный момент на смену знаниям, умениям и навыкам пришли компетенции которые включают как те же знания, так и личностные качества, способности к самообразованию и т.д. Предметом образования являются различные педагогические процессы происходящие в электронно-образовательной среде.

Таким образом, на данный момент все происходящие процессы очень динамичны и развитию всех сфер жизни общества нет предела, и в образовании, в том числе сфера образования развивается стремительными темпами и может достигнуть небывалых высот, что необходимо в современном обществе, ведь главная цель модернизации и инноваций это повышение качества образования.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Технологический прогресс создает предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности, к числу которых относится образование как важнейшая сфера социокультурной практики, благодаря функционированию которой осуществляется подготовка рабочей силы востребованной на данном этапе технологического развития квалификации. [2].

Одним их таких подходов можно считать концепцию отечественного теоретика А.А. Андреева, остро поставившего проблему определения роли и места современной педагогики в развивающемся информационно- образовательном пространстве. Она представлена в учебном пособии, предназначенном для студентов, аспирантов, преподавателей и администрации вузов для совершенствования своих педагогических знаний [1].

Той же позиции теоретик придерживается и при определении предмета новой отрасли педагогики. Каждая наука, полагает он, в том числе и педагогика, имеет свой предмет – ту область действительности, которую она исследует. По мнению А.А. Андреева, предметом традиционной педагогики является педагогическая система: ее исследование, проектирование и разработка в соответствии с актуализирующимися на том или ином этапе общественного развития задачами. Не вдаваясь в полемику по данному вопросу, еще не получившему окончательного решения в теории и методологии науки и имеющему ряд иных подходов к интерпретации данной проблемы, отметим, что теоретик сохраняет логическую преемственность в своей аргументации в рамках избранной позиции. В силу того, что элементы педагогической системы фактически охватывают все проблемы педагогической науки, А.А. Андреев полагает, что предметом электронной педагогики, как и традиционной, является тоже педагогическая система, что логически вытекает из предыдущих условий и предпосылок.

Наличие данных компонентов позволяет проводить исследование педагогического знания, функционирующего на новом уровне, а также его дальнейшую разработку целостного педагогического явления. Однако если структуру педагогической системы открытого образования можно рассматривать как логическое продолжение и развитие канонической семиэлементной системы, то содержание элементов изменяется.

А.А. Андреев определяет наиболее актуальные проблемы электронной педагогики.

1. Проблема отсутствия теории обучения в современных информационно-образовательных средах; следствие этого – отсутствие понятийно-категориального аппарата.

2. Проблема оптимальности: состава учебно-методических комплексов (УМК) для эффективного обучения

в современных ИОС; размещения дидактических элементов УМК на различных носителях (бумажных, сетевых, CD-ROM и т.д.); применения тех или иных методик.

3. Проблема структурирования содержания учебных материалов.

4. Проблема оптимизации: психолого-эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде, понимания электронного учебного материала.

5. Проблема готовности преподавателей и обучаемых к вхождению в современную информационно- образовательную среду.

6. Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.

7. Валеологические проблемы. При Интернет- обучении проблемы сохранения здоровья и пропаганды здорового образа жизни студентов и преподавателей актуализируются и требуют разработки новых подходов для решения.

8. Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.

Проблемы, вынесенные А.А. Андреевым на обсуждение, безусловно, являются актуальными.

Оценивая намеченные А.А. Андреевым проблемные поля, согласимся с ним в том, что «сформулированные проблемы являются своеобразным планом действий при становлении информационно- образовательной среды и развитии системы открытого образования. Это – динамический перечень проблем, который постоянно меняется и расширяется. Следует отметить, что на актуальность целого ряда из перечисленных проблем указано и в публикации Б.Ю. Дерешко [3], что свидетельствует о перспективности их дальнейшего специального исследования.

Список литературы

2. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.

3. Дерешко Б.Ю. Проблемы развития электронной педагогики и пути их решения в современных условиях. // Телекоммуникация и информатизация образования. 2004. № 6. С. 73-76.

Нарастающий характер всеобщей информатизации и интеграции глобального сообщества порождает новые тенденции развития современного образования и ставит новые цели и задачи перед педагогикой, электронной лингводидактикой, методикой обучения РКИ.

Развитие электронных устройств, цифровых, инфо- и теле-коммуникационных технологий, насыщение ими не только бытового, профессионального, но и образовательного пространства приводят к возникновению принципиально новой информационной среды деятельности, которую мы называем сетевой мир.

Под влиянием развития сетевого мира и научно-технического прогресса педагогика, как и всякая наука, меняется все более тяготея к электронным формам обучения и воспитания, как очень эффективным, перспективным, развивающимся и естественным средствам современности. В этой связи актуальность переподготовки педагога для работы в сети возрастает. Вместе с тем, задача это не простая, так как новые навыки и умения, необходимые преподавателю нового типа связаны с неординарной концентрацией высокоинтеллектуальных и технологичных знаний.

Известно, что педагогика – это наука о целенаправленном, управляемом процессе обучения и воспитания или специально организованная передача человеческого опыта (информации) и подготовка нового поколения к будущей жизни и деятельности. Приобретение опыта учеником в её упрощенной схеме представляет собой систематизированный процесс передачи специальным образом организованной информации и проверки качества её усвоения педагогом.

Современные реалии таковы, что с каждым годом увеличивается разрыв между поколениями педагогов и обучающихся в плане технологий работы с информацией, а значит утрачивается необходимая управляемость процесса обучения и воспитания в новых условиях.

Для того, что бы педагогический процесс в современных условиях информационного общества был достаточно и с необходимым качеством управляемым, современному педагогу необходимо обладать новым уровнем информационного сознания и профессиональной компетентности на всех этапах работы с цифровой информацией: поиск, преобразование в соответствии с целями обучения (редактирование), хранение, передача, размещение в сети, дистанционное управление, защита.

Стремительный переход от аналоговых технологий к цифровым, растущая потребность общества и государства к перемещению потребителей и трудовых ресурсов в сетевой мир кардинально меняет педагогические процессы, лингводидактику, методику обучения РКИ, что требует новой методологии в создания адекватной информационной среды обучения (ИСО) иностранным языкам.

До сих пор создание высококачественной и высокотехнологичной ИСО для обучения языкам рассматривается как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Более чем двадцатилетний опыт построения открытой образовательной системы позволяет заключить, что реализация ИСО обучения РКИ это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо переосмыслить цели и задачи лингводидактики в быстро меняющихся условиях информационного общества, полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования с учётом опыта предыдущих эпох и лет.

Полагаем, что успешное построение эффективной ИСО для обучения русскому языку как иностранному возможно при выполнении некоторых необходимых условий.

Во-первых, необходим учёт особенностей преподаваемой дисциплины. Например, специфика обучения иностранным языкам состоит в что:

а. обучение не знаниям, как при обучении гуманитарным или естественно-научным дисциплинам, а навыкам и умениям;

б. обучение речевым видам деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) требует использования повышенной мультимедийности и интерактивности, в отличие от дисциплин, ориентированных на обучения знаниям.

Во-вторых, осознание на методологическом уровне необходимости изменения технологии производства электронных средств обучения нового поколения (ЭСО).

Без наличия новой технологии производства и постоянной модернизации электронных средств обучения невозможно с полной ответственностью говорить о полноценном, системном обучении языку с использованием компьютерных и дистанционных форм обучения, так как средства обучения – это базисная категория теории и методики обучения русскому языку как иностранному.

В настоящее время на Факультете повышения квалификации преподавателей русского языка РУДН создана уникальная технология производства электронных средств обучения нового поколения базирующаяся на объектно-ориентированном подходе и методе визуального редактирования.

Когда мы говорим об ЭСО нового поколения, то имеем в виду принципиальную инновационность обучающих программ в области:

а. создания и управления ими в основном педагогами- практиками, в том числе и в сети Интернета. (Данное качество имеет особенную ценность, так как влечет за собой формирование нового уровня сознания в области педагогических, дидактических, методических возможностей электронных, цифровых и коммуникативных технологий у педагогов);

б. растущей вариативности интерактивных методов и форм реализации обучающих программ (чем больше будет творческого штурма педагогов, например, в области создания систем упражнений тренажерного или контролирующего характера, тем совершеннее будут сами программы);

в. появления вариативов ЭСО нового поколения. Когда мы говорим об электронной лингводидактике, то имеем ввиду новое научное направление в теории и практике обучения иностранным языкам. Наука, как известно, форма мышления человека, позволяющая в хаосе явлений увидеть закономерности, на основе которых формулируются законы. Причем выведенные законы действуют в той области, на основе фактов которой они были сформулированы. В нашем случае речь идет о новых языковых явлениях, проявляемых в формате веб-страницы и способах оптимизации обучения языку с учетом свойств нового формата его функционирования. Поэтому с точки зрения научного подхода новые закономерности методики обучения языку в сети можно увидеть лишь при наличии многочисленных обучающих программ-вариативов по каждому грамматическому, речевому или культурологическому аспекту обучения. Иными словами, обучение, например, русской падежной системе или языку средств массовой коммуникации должно строиться на основе не одного, а нескольких, постоянно модернизируемых авторских ЭСО. Для того чтобы определить методическую ценность конкретной обучающей программы, необходимо сравнить её с подобными, увидеть черты сходства и различия, определить сильные и слабые стороны каждой из сопоставляемых программ, чтобы в дальнейшем создавать более совершенные ЭСО по данному аспекту обучения языку. В ходе сопоставительной работы будут вырабатываться общепринятые стандарты ЭСО для обучения РКИ.

В-третьих, для работы в новой ИСО нужен качественно иной подход к профессиональной подготовке педагога. Ещё недавно от педагога требовались лишь уверенные базовые навыки владения компьютером. В реальности, оставаясь на таких позициях мы игнорируем уже сформировавшуюся философию эволюции электронных устройств, цифровых, инфо- и теле-коммуникационных технологий, заключающуюся в том, что каждый специалист должен владеть авторским инструментарием, позволяющим решать основные профессиональные задачи самостоятельно. Следовательно, переподготовка преподавателя должна вестись с установкой на приобретение им не общих, а профессионально-ориентированных знаний и умений использования информационных и коммуникационных технологий в практике обучения иностранным языкам. Новые качества необходимы по той причине, что в растущем сетевом мире аппаратные средства, информация и технологии, в том числе и педагогические, быстро устаревают, без оперативного их обновления и создания современный педагог не может эффективно управлять образовательными процессами, тем более прогнозировать и влиять на них.

Современные качества педагога позволят разрешить главные противоречия, которые образовались в результате слишком стремительного развития электронных и цифровых технологий, что повлекло изменение стиля жизни человека, его коммуникативного и профессионального поведения в обществе, в том числе и в сетевой среде:

а. уменьшить разрыв между поколениями педагогов и учеников (мышление современного поколения учеников сформировалось уже в эпоху цифровых технологий, поэтому для него нет проблем полноценного управления ни электронными устройствами, ни цифровыми средствами коммуникации, в отличие от опытных педагогов, имеющих мышление эпохи аналоговых технологий и не готовых использовать дидактический потенциал цифровых технологий в нужном объеме);

б. восстановить status quo преподавателя при создании средств обучения (в аналоговую эпоху созданием средств обучения занимались опытные преподаватели в массовом порядке, поэтому вариативов средств обучения было много, они были высокого качества и обновлялись регулярно, что позволяло управлять процессом обучения системно, с учётом целевой организованности и профессиональной ориентированности аудитории.

Новые тенденции в области теории обучения иностранным языкам и, в частности, русского языка как иностранного, связанные с развитием электронных средств зародились более 25 лет. Однако о подлинном прорыве можно говорить с появлением авторских инструментальных средств, позволяющих подготовленному педагогу самостоятельно создавать обучающие материалы, обладающие повышенной мультимедийностью и интерактивностью.

Электронные тенденции в педагогике отразились и в реформировании современной лингводидактики, которая стала развивать новое крыло – электронную лингводидактику, на основе теоретических принципов которой и создается современная методика обучения русскому языку как иностранному с использованием электронных средств обучения.

При построении эффективной информационной среды обучения РКИ необходимо в первую очередь решить проблему электронных средств обучения, базовой категории методики обучения языку.

С нарастанием динамики роста производства ЭСО, увеличением их доли в системе современных средств обучения РКИ назрела необходимость их классификации и стандартизации.

В основание для стандартизации и классификации ЭСО обучения РКИ, по нашему мнению, могут лежать следующие принципы:

а. ЭСО для неуправляемого (самостоятельного) обучения языку – обучающийся является единственным субъектом образовательного процесса;

б. ЭСО для управляемого процесса обучения языку предполагает его использование в курсе обучения, организованного и управляемого педагогом. При данном виде обучения необходимы ЭСО, обладающие наличием обязательных модулей для конкретного уровня обучения: информационно-справочный, презентационный, тренажёрный, контрольно-обучающий.
Информационно-справочный модуль предназначен для пояснения грамматических или сопряженных трудностей изучаемого аспекта; презентационный – для представления работающей модели в контексте; тренажёрный – для отработки и закрепления навыков по введённой языковой трудности, учебно-контролирующий – для проверки усвоения введённого обучающего материала.

img1


Рисунок 1. Сопоставление технологий производства ЭСО программистами
и преподавателями методом визуального редактирования

5. Поддержка международных стандартов передачи образовательных ресурсов . Высокие темпы роста объёма профессиональных знаний и динамичность развития информационных отраслей порождают огромное количество электронных образовательных продуктов. В мировой системе образования наблюдается стремительное развитие электронного обучения, и в частности, Интернет - обучения. Многие вузы самостоятельно занимаются разработкой сетевых образовательных средств, в том числе, сетевых курсов, адаптируя их под свой профиль и имеющуюся материально-техническую базу. Недостаточная разработанность основных теоретических вопросов в области стандартизации создания сетевых учебных средств, разработки технологических образовательных систем, отсутствие методик адаптации к российским условиям международных стандартов в сфере технологий обучающих информационных систем, является основным препятствием на пути создания качественных электронных средств обучения.

На сегодняшний день основными организациями, ведущими разработки по направлениям информатизации образования и развития отраслевых стандартов являются ADL, AICC, ALIC, ARIADNE, CEN/ISSS, EdNA, DCMI, CEN/ISSS, EdNA, DCMI, GEM, IEEE, IMS, ISO, PROMETEUS. Деятельность этих организаций направлена на:

  • создание концептуальной модели стандартизации в системе открытого образования (IEEE); разработку архитектуры технологических систем в образовании AICC, IMS, ISO/IEC JTC1 SC36;
  • разработку внутренних стандартов и спецификаций для корпоративного обучения и переподготовки персонала компаний (AICC);
  • решение задач в области телематики и мультимедиа в образовании для Европейского Сообщества (ARIADNE, PROMETEUS); формирование учебного контента для учебных заведений, ориентированных на Интернет-обучение (проект SCORM) и так далее.

Наиболее активно развивающейся международной ассоциацией в настоящее время является консорциум IMS Global Learning Consortium. Деятельность консорциума направлена на разработку системы базовых стандартов, описывающих требования к элементам учебного процесса в среде новых образовательных технологий. Множество создаваемых спецификаций консорциума включает в себя:

  • стандартизацию форматов хранение и поиск учебной информации;
  • стандартизация принципов построения систем управления обучением

стандартизация форматов обмена данных;

  • стандартизацию информации об участниках учебного процесса;
  • стандартизацию элементов образовательного контента учебных материалов;
  • стандартизацию форматов и принципов разработки учебных материалов.

В области изучения иностранных языков наиболее популярным является стандарт передачи образовательных ресурсов SCORM . Данный стандарт поддерживается большинством LMS (Learning management system), CДО (система дистанционного образования), CMS (Content Management System), следовательно, создаваемые обучающие модули должны поддерживать данный стандарт, что обеспечит им полноценную интеграцию с названными системами и будет способствовать их дальнейшему совершенствованию.

Примечание: Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения. Данный стандарт содержит требования к организации учебного материала и всей системы дистанционного обучения. SCORM позволяет обеспечить совместимость компонентов и возможность их многократного использования: учебный материал представлен отдельными небольшими блоками, которые могут включаться в разные учебные курсы и использоваться системой дистанционного обучения независимо от того, кем, где и с помощью каких средств были созданы. SCORM основан на стандарте XML.

Современное мировое сообщество находится в состоянии перехода от аналоговых технологий работы с информацией к цифровым. Это стало следствием научно-технического скачка в развитии электронных устройств, инфо- телекоммуникационных технологий и формирования принципиально новой универсальной среды реализации человеческой деятельности, называемой сетевой мир. Изменения носят эпохальный характер и затрагивают фундаментальные основы глобального общества в области производственных сил и производственных отношений. Информационные технологии несут колоссальный потенциал повышения производительности труда, ярким примером этому явилось стремительная и триумфальная смена печатной машинки принтером.

Перед образованием возникают новые цели и задачи в области подготовки специалистов нового типа и адаптации опытных педагогов для работы с цифровой информацией в быстро меняющихся условиях мирового сообщества.

В этой связи происходит появление новых дисциплин в фундаментальных науках, позволяющих реализовывать научную и практическую деятельность с учетом отраслевой специфики в новом веб-формате.

С изменением технологий работы с информацией естественной потребности педагогики и лингводидактики является создание новой информационной среды обучения иностранным языкам.

Строительство ИСО необходимо, на наш взгляд, начать с изучения и адаптации базисных категорий теории и методики обучения РКИ к новым форматам их функционирования таких как система средств обучения и адаптации педагогов для работы в новых условиях.

Для современной теории и практики преподавания иностранных языков важным является развитие электронной лингводидактики и зарождение основ электронной методики обучения языкам. Термин электронная лингводидактика пришел на смену компьютерной лингводидактике недавно, в связи с глубоким переосмыслением происходящих научно-технических и общественных процессов.

В настоящее время объективный процесс информатизации всех сфер человеческой деятельности привёл к новой общественной формации, называемой информационным обществом (постиндустриальным, знаниевым обществом). Классическая педагогика, начиная с Я. Коменского, хорошо обслуживала индустриальную эпоху, но стала неадекватной информационному обществу и поэтому потребовалось разработка новой парадигмы, новых подходов к образованию. Стали явно непригодны установки в части таких компонентов парадигмы образования индустриального общества, как: образование для общественного производства; учение в молодости, как запас на всю жизнь; педагог передаёт знания и стоит над обучающимся; стабильная структура учебных дисциплин и форм организации учебного процесса с акцентом на аудиторные занятия; книга как основное средство обучения и др.) [8]. Настоятельно потребовалось сформировать новую педагогику, адекватную постиндустриальному обществу.

Анализ содержания докладов, опубликованных в материалах мероприятий, очных и дистанционных выступлений участников показывает, что в своём большинстве они описывают реальный опыт внедрения eLearning, опыт разработки электронных учебных материалов и проведения учебных занятий, успехи и трудности организации и другие элементы практической деятельности. Явно просматривается представление накопленного эмпирического опыта электронного обучения, при отсутствии научных теоретических обобщений. Доклады и статьи напоминают отчёты об их собственной, действительно хорошей работе в том или ином образовательном учреждении. В них отсутствует главное доказательство того, что предлагаемые способы деятельности являются оптимальными, необходимыми и достаточными для выполнения поставленных целей, а не просто хорошими в ряду других, тоже неплохих, вариантов практики.

Поскольку мы ищем науку в образовании, то речь может идти, в частности, о педагогике, поскольку, следуя В.В. Краевскому, педагогика это педагогическая наука, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, она описывает, объясняет и прогнозирует педагогические явления.

На сегодня более или менее устоялись отрасли применения общепедагогических знаний, которые делятся на дошкольную педагогику, педагогику школы, производственную, военную, исправительно-трудовую, социальную и коррекционную педагогики. Это общепринятое деление, хотя основания классификации разные [1]. Пожалуй, можно утверждать, что электронная педагогика это не отдельная новая отрасль, а она присутствует в каждой из указанных отраслях педагогики. Каждая из отраслей эволюционно переходят в электронную.

Таким образом, в настоящее время объективный процесс информатизации активно проявил себя в сфере образования. Например, с этого года информатику ввели уже в начальных классах! Очевидно, что говорить об образовательных процессах на всех уровнях образования нет смысла без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Научное направление изучения, описания и прогнозирования процессов в ИКТ-насыщенных средах предлагается назвать электронной педагогикой. Можно сказать, что педагогика как наука эволюционно переродилась в электронную педагогику (э-педагогику), сохраняя причитающиеся научные приличия и преемственность. Объект электронной педагогики остается прежним образование. Предметом электронной педагогики является педагогическая система, точнее, процессы в ней происходящие, а происходят они, как мы уже сказали, в ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среде.

Ортодоксы педагогики наверняка скажут, что мало нам музейной, ноосферной, биосоциальной, перитональной, ювенальной и других педагогик. А тут ещё предлагают э-педагогику. Думаем, что это не так. Просто классическая педагогика вместе с её отраслями переродилась как живое существо и превратилась в условиях информатизации образования в электронную. Старое отмирает и на смену ему эволюционно приходит новое.

Образовательные процессы, как известно, происходят в педагогической системе [2]. Она состоит из элементов цель, содержание, обучающие, обучаемые, а также организационно-технологический блок: методы, средства и формы обучения. Функционирование указанных элементов в реальных условиях поддерживается учебно-материальной, финансово-экономической, нормативно-правововой и маркетинговой подсистемами. Все перечисленные элементы находятся во взаимосвязи и образуют информационно-образовательную среду.

Что же на первый взгляд изменилось при эволюционном пришествии электронной педагогики?

Например, понятийный аппарат явно расширился. Появились новые категории: дистанционное обучение (ДО), электронное обучение, интернет-обучение, преподаватель ДО, электронные учебные занятия и др. Под пристальным вниманием электронной педагогики находится новая категория в лице персональной учебной среды (ПУС) термин, который появился несколько лет назад в западной литературе и связан с практическим применением идей e-learning 2.0. Построение ПУС базируется на облачных вычислениях, а персональную учебную среду определяют как инструменты и услуги, которые представляют отдельные образовательные платформы для использования их в обучении и достижение образовательных целей. ПУС это результат эволюции веб 2.0 и его влияния на образовательный процесс. Доступ к обучению становится доступом к ресурсам и услугам и позволяет учащимся не только потреблять учебные ресурсы, но и производить их. Обучение, таким образом, эволюционирует от передачи информации и знаний к производству информации и знаний.

Изменились задачи и принципы. Так, сохраняются принципы, которые традиционно лелеет классическая педагогика: сознательность, активность, наглядность обучения, систематичность и последовательность, прочность, доступность, связь теории с практикой и др., но и добавились новые: интерактивность, стартовые знания, идентификация, педагогическая целесообразность применения средств ИКТ и др. Дополняется перечень и содержание метапринципов педагогики, которые позволяют определить общие черты будущей системы образования: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, синергетический, герменевтический и валеологический [3].

Понятно, что новорожденной педагогике требуется теория, поскольку научный статус и социальный престиж той или иной отрасли науки во многом зависят от уровня разработанной в ней теории как высшей и самой развитой формы организации научного знания, дающих целостное представление о закономерностях и существенных связях в определённой области действительности, являясь системой обобщённых знаний, рассчитанных на объяснение тех или иных сторон действительности и составляющих основу практических действий.

Перед тем как сказать о некоторых новых, присущих электронной педагогике теориях, уместно вспомнить теории и концепции, господствующие в классической педагогике, в основе которых лежит понимание сущности процесса обучения. Для нас важна теория обучения как концептуальный поход к организации обучения и конструированию новой педагогической системы. Известные теории аккумулировали богатый практический опыт обучения и раскрывают закономерности, принципы и способы его организации вплоть до описания образовательных технологий и характера взаимодействия участников образовательного процесса.

Перечислим известные теории и концепции классики [4].

  1. Концепция дидактического энциклопедизма (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов).
  2. Концепция дидактического формализма (Э. Шмидт, А. А. Немейер, И. Песталоцци, А. Дистервег, Я. В. Давид, А. Б. Добровольский).
  3. Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма) (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер).
  4. Концепция функционального материализма (В. Оконь).
  5. Парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль).
  6. Кибернетическая концепция обучения (С. И. Архангельский, Е. И. Машбиц).
  7. Ассоциативная теория обучения (Дж. Локк и Я. А. Коменский).
  8. Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).
  9. Управленческая модель обучения (В. А. Якунин и др.).

Электронная педагогика дополняет указанный список теоретическими подходами, известными, как, например, коннективизм [5], где обучение можно рассматривать как процесс создания сети, узлами которой являются внешние сущности, т.е. люди, организации, библиотеки, сайты, книги, журналы, базы данных, или любой другой источник информации.

Исследуя более прогрессивные теоретические тенденции в экономике, менеджменте и других науках и проецируя их на образование, получаем, что в перспективе становление и развитие вузовской системы управления знаниями и превращение образовательного учреждения в саморазвивающуюся организацию являются перспективными и приведут появлению новых положительных качеств образования.

Список других организационных форм, адекватных в разной степени новой парадигме (и, соответственно, электронной педагогике) в количестве 36 наименований и используемых в МИМ ЛИНК, приведен в [7].

В заключение сформулируем некоторые проблемы электронной педагогики, которые актуальны, с нашей точки зрения, на сегодняшний день.

  1. Становление и развитие теоретической базы, в том числе понятийного аппарата.
  2. Виды и методики проведения электронных занятий, в том числе дистанционные лабораторные практикумы.
  3. Дидактические свойства инструментов (программных средств и сервисов Интернета).
  4. Формы представления учебных материалов для изучения в электронной информационно-образовательной среде.
  5. Подготовка студентов и преподавателей для эффективного преподавания и учения при электронном обучении.
  6. Валеология электронного обучения и интернет-безопасность.
  7. Воспитательные проблемы, которые актуализируются при широком использовании Интернета.
  8. Обеспечение качества э-обучения и его оценка.
  9. Нормативно-правовое обеспечение э-обучения.
  10. Исследование организационных форм обучения, поиска оптимального их сочетания и веса в смешанном и дистанционном вариантах проведения учебного процесса.
  11. Использование психолого-физиологического потенциала человека (резервов человеческого мозга и психики).

Последним пунктом 11 автор хотел отметить, что не только широкомасштабное применение ИКТ может привести к изменениям и успешному развитию педагогики.

Таким образом, объективный процесс информатизации образования стал основой перехода к информационному обществу, а это, в свою очередь, закономерно приводит к необходимости разработки электронной педагогики, которой присущи свои принципы, понятийный аппарат, новые теории, новые виды учебных занятий и т.д.. Есть уверенность, что решение сформулированных проблем электронной педагогики позволит продвинуть педагогическую практику в среде электронного обучения на новый качественный уровень.

Читайте также: