Язычество в древнем риме кратко

Обновлено: 03.07.2024

Итальянский Рим в наше время — это европейский город-музей, столица католического мира. Однако в древние времена его жители почитали вовсе не Христа.

Так в Древнем Риме орел считался воплощением Бога Юпитера и по его полету определяли его волю во время гаданий. Кроме того, существовал целый пантеон римских божеств, которым римляне обращались в тех или иных случаях.

Артефакты языческой эпохи можно встретить в Риме до сих пор и многие из них являются местом паломничества туристов.

Древний Рим исповедовал вначале язычество, позже приняв христианство

Какая религия у римлян была господствующей в тот или иной период существования Древнего Рима изучено хорошо. Большую часть своей истории они исповедовали язычество, при этом оно развивалось и прошло несколько стадий. Начало религиозной системе Древнего Рима положили этруски.

Дело в том, что древние римляне первоначально поклонялись именно этрусским богам, позже к ним присоединились греческие боги. Позже римляне сумели преодолеть мифологическую стадию развития своей религии и разработать собственные языческие культы.

В период заката Древнеримской империи язычество сменило христианство. Когда же в IV веке империя распалась на Западную и Восточную, христианство приняло очертания католичества.

Животные, которых ведут, чтобы принести в жертву. Длительный период римляне исповедовали язычество, приняв позже христианство.

Животные, которых ведут, чтобы принести в жертву. Длительный период римляне исповедовали язычество, приняв позже христианство. Фото: e-reading.club

Древнейшие преставления римлян связанны с культом земледелия. При этом они обожествляли силы природы. Кроме того, также практиковались культ предков, семейные культы.

После того, как было создано и развилось древнеримское государство, оно взяло на себя функцию организации и проведения религиозных ритуалов. Таким образом, создавалась официальная религия римского государства.

Вошедших в пантеон Древнего Рима новых богов римляне стали признавать в качестве его защитников, при этом их святилища на Капитолии стали главными центрами государственного культа.

Для римской религии характерно многобожие, как и для религии Древней Греции. При этом она не имела единых канонов и единой организации, так как состояла из культов различных божеств.

Отец римского семейства мог совершать все религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами. В деревне его мог заменить наделенный особыми полномочиями управляющий поместьем.

Государственные обряды совершали представители государственной власти. Вначале это был царь, выступавший через так называемых жреческих царе. Позже эти обязанности стали исполнять консулы и преторы, а в критические моменты — диктаторы.

Император Древнего Рима совместил в себе функцию Великого понтифика, но самостоятельно её не исполнял.


Древнеримские жрецы. В Древнем Риме институт жречества ввел Нума Помпилий

Первоначально в Древнем Риме отсутствовал институт жречества. Ввел его позже царь Нума Помпилий. Доступ в жреческую коллегию при этом был открыт. Для этого достаточно было заниматься общественной деятельностью.

Цезарь и Нерон в ранней стадии своей карьеры были фламинами или жрецами отдельных божеств. Важную роль играла коллегия фециалов, ведавшая сакральным ритуалом объявления войны и частично курировавшая римскую дипломатию. Коллегия весталок также была очень важна в Древнем Риме.

Семейные культы и культ предков были характерны для Древнего Рима

В Древнем Риме каждая семья имела свои святыни, своих богов-покровителей, свой культ. Его центром был домашний очаг. Перед ним глава семейства или pater familias выполнял все обряды, например, объявлял новорождённого своим ребёнком.

В качестве хранителей дома римляне почитали пенаты (добрые духи), которые заботились о благополучии и благосостоянии семьи.


Ларарий, или алтарь семейных ларов. Лары охраняли римскую семью за пределами дома

Гений отца семейства почитался всеми домашними. Это был genius familiae или genius domus. Мать семейства имела гения под названием Юнона. Также особое значение имел бог дверей Янус. Он сторожил и охранял вход в римский дом.

Древнеримской семье государством и обществом вменяло в обязанность забота об умерших, при этом римляне имели весьма смутные представления о загробной жизни.

Они считали, что после смерти дух человека продолжал жить в той могиле, куда положили прах умершего его родные. Именно поэтому они приносили на неё пищу. Обычно это были фиалки, пирожок, опущенный в вино, пригоршня бобов.

Считается, что этот обычай римляне заимствовали у этрусков. Те предки, о которых родственники заботились, становились добрыми божествами — метами. Если же они не делали этого духи умерших становились злыми и мстящими силами — лемурами.

Гений предков воплощался в отце римского семейства. Таким образом происходило религиозное оправдание его власти (potestas).

Для религии Древнего Рима характерен тотемизм и анимизм

Отвечая на вопрос: какая вера была у римлян до христианства, нужно помнить о том, что для религии древних римлян были характерны черты тотемизма и анимизма.

О том, что италийские культы имеют корни в них, говорит легенда о волчице, вскормившей основателей Рима — Ромула и Рема.

Также с волком (по-латински волк — lupus) связанны празднества луперкалий и особое святилище Луперкал, посвящённое Фавну, жреческая коллегия луперков и пр. Иные римские боги также имели посвященным им животных. Обычно гуси посвящались Юноне, а дятел, волк и быки стали принадлежать Марсу.

Италийские племена прошли в свое время отождествление того или иного животного с прародителем рода, поэтому у римлян его не было.

Анимизм — это еще один элемент древней римской религии. Его черты особенно были распространены среди верований, относящихся к семейной жизни и родовой религии, а также представлений о загробной жизни. Римский анимизм был абстрактен и безличен.

Гений дома, пенаты и лары, маны и лемуры — это безличные силы, духи, от которых зависит благополучие семьи и на которых можно воздействовать молитвами и жертвоприношениями.

Римляне занимались земледелием и поэтому поклонялись силам природы. При этом они при этом они не придавали ей антропоморфные качества как древнегреческая религия. Римские анимисты признавали наличие особых мистических сил, присущим явлениям природы.

Это есть божества (numina), которые могущие принести как пользу, так и вред человеку. Таким образом, все римские божества были отвлечены и обезличены, так как являлись воплощением природных сил и явлений.

Также они поступали с божествами других народов, с которыми контактировали. Постепенно из множества богов выделились те, которые стали иметь значение для всей общины.

При этом римляне всегда активно взаимодействовали с другими народами, заимствуя у них религиозные представления и богов. Этим и объясняется такое разнообразие римского пантеона.

Многие римские боги отождествлялись с древнегреческими богами

  • Юпитер — Зевс;
  • Юнона — Гера;
  • Диана — Артемида;
  • Венера — Афродита;
  • Виктория — Ника;
  • Марс — Арес;
  • Меркурий — Гермес и т.д.

Римляне перерабатывали под себя древнегреческую мифологию. Особую популярность приобрел миф о подвигах Геракла, которого римляне назвали Геркулесом.

Чуть позже в Рим стали проникать восточные культы, главным образом египетские — культ Исиды, Осириса, Кибелы.

Капитолийскую троицу почитали этруски, и вместе с ними к римлянам перешло почитание и других божеств. Одной из первых стала почитаться латинская богиня Цаана — покровительница женщин, богиня луны, а также ежегодно рождающейся растительности.

Храм Дианы на Авентине был построен, по преданию, при Сервии Туллии. Знаменитая богиня Венера, покровительница садов и огородов и в то же время божество обилия и процветания природы, стала почитаться в Древнем Риме значительно позднее.

Стоит отметить также и такой обычай римлян как почитание тех богов, которым молились их враги. Таким образом, они пыталась ослабить своих противников, лишив их божественного покровительства.

Древняя религия Рима не имела Священного писания

Для древних римлян ритуал и культ были первичными. У древних греков же наоборот, божественное повествование играло главную роль. При этом в Древнем Риме священническая литература была одной из самых ранних письменных форм латинской прозы.

Эти тексты делились на книги (Libri) и комментарии (Commentarii). Они содержали религиозные процедуры, молитвы, постановления и мнения по пунктам религиозного закона.

Их издавали коллегии понтификов и авгуров, поэтому часто они принимали форму occultum genus litterarum (тайны за семью печатями), т.е. литературы, доступной только жрецам.

Согласно преданию, книги пророчеств, относящихся к мировой истории и судьбе Рима, в конце VI века до нашей эры у куманских Сивилл купил древнеримский царь Тарквиний Гордый.

Часть положения архаичной римской религии было записано утерянных богословских трудах учёного I века до н. э. Марка Теренция Варрона, и теперь известны по трудам других классических и христианских авторов.

Древние римляне даже в религиозных обрядах любили прагматику

Все древнейшие стадии религиозного развития нашли свое отражение в римских религиозных обрядах. Ряд религиозных запрещений восходит к древнейшим табу. Так, например, На празднества Доброй богини (Бона dea) не допускались мужчины, а на богослужение Сильвану (божество леса) — женщины.

Кроме того, фламин Юпитера не мог смотреть на вооружённое войско, носить кольцо и пояс, а нарушение обета безбрачия девами-весталками, каралось смертью.

В римском культе серьезную роль играли различные заклинания и магические действия. Так, например, древние римляне приносили в жертву растительные плоды и животных.

Кроме того, они также выполняли особые ритуальные действия. Посредствам молитвы производилось магическое воздействие на божество.

Молитвы у них были длинны и многословны, так как жители Древнего Рима желали предусмотреть все случаи и не дать возможности богам потребовать сверх обещанного.

3 и более описания к божеству могли содержать древнеримские молитвы.

Такое многословие в молитвах объяснялось тем, что римляне верили в то, что бог мог их неправильно понять. В этом причина подробных пояснений тех или иных просьб, обращенных к божеству.

Если же проситель не получал желаемого, он всегда это мог объяснить не гневом богов, а тем, что он неправильно составил просьбу к ним.


Гадание по внутренностям жертвы (гаруспиция). Античный барельеф. Гадания и магические ритуалы имели большое значение в Древнем Риме, в отличие от молитвы

Римские молитвы отличались от молитв других народов тем, что они были лишены восхищения и экстаза. Для римлян это было суеверие (superstitio). Что же касается семейных богов и богов всей общины, то к ним относились ревностно и благочестиво.

Необходимо отметить, что религия Древнего Рима не имела каких-либо определенных этических норм. Для неё главным было строгое выполнение обрядов и соблюдение всяких запретов.

Впоследствии (в I в. до н. э. и позднее) римские писатели выводили слово religio из глагола religare, что значит связывать, привязывать.

Религия современного Рима — католицизм

Власти Римской империи преследовали первых христиан. Изменил отношение к ним и сделал христианство государственной религией император Константин Великий. Благодаря новой религии жители империи получили новую этику, эстетику, искусство и культуру.

Произошло это благодаря тому, что христианство по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев, римлян и иных народов древнего мира.

Современный Рим — это мировая столица католичества. Это обстоятельство позволяет правильно ответить на вопрос: какая вера у римлян в наше время главенствует. Здесь в государстве Ватикан находиться резиденция Папы Римского.

Соответственно и большинство жителей Рима исповедуют католичество, хотя в городе живут представители и других религий. При этом следы древних верования на территории Рима не разрушаются, а сохраняются как памятники истории и культуры.

Религиозные верования древних римлян эволюционировали. Изначально существовала политеистическая религия – язычество. Римляне верили во многих богов.


Структура и главные понятия древнеримской религии

Как и любая другая политеистическая вера, римское язычество не имело четкой организации. По сути, это собрание большого количества древних культов. Древние боги Рима отвечали за различные стороны человеческой жизни и природные стихии. В каждой семье почитали обряды – их проводил глава семьи. У богов просили помощи в домашних и личных делах.

Были обряды, которые проводились на уровне государства – их в разные времена проводили жрецы, консулы, диктаторы, преторы. У богов просили помощи в битвах, заступничества и способствования в бою с противником. Гаданиям и ритуалам отводилась большая роль в решении государственных вопросов.

Главные черты религии Рима


Важными характеристиками римских верований были:

  • большое влияние иностранных заимствований. Римляне часто контактировали с другими народами в ходе завоеваний. Особенно тесными были контакты с Грецией;
  • религия была тесно связана с политикой. Об этом можно судить, исходя из существования культа императорской власти;
  • характерно наделение божественными качествами таких понятий, как счастье, любовь, справедливость;
  • тесная связь мифа и верований – определяет, но не отличает римскую религию от других языческих систем;
  • огромное количество культов, обрядов. Они отличались масштабностью, но охватывали все стороны государственной и личной жизни;
  • римляне обожествляли даже такие мелочи, как возвращение из похода, первое слово младенца и многое другое.

Древнеримский пантеон


Богов римляне, как и греки, представляли человекоподобными. Верили в силы природы и духов. Главным божеством был Юпитер. Его стихией было небо, он был повелителем грома и молнии. В честь Юпитера проводили Великие игры, ему был посвящен храм на Капитолийском холме. Древние боги Рима опекались различными сторонами жизни человека: Венера – любовью, Юнона – брачными отношениями, Диана – охотой, Миневра – ремеслом, Веста – домашним очагом.

В римском пантеоне были боги-отцы – наиболее почитаемые из всех, и низшие божества. Верили также в духов, которые присутствовали во всем, что окружает человека. Исследователи считают, что поклонение духам присутствовало только на раннем этапе развития религии Рима. Изначально, главными богами считались Марс, Квирин и Юпитер. Во времена появления института жречества зародились родовые культы. Считалось, что каждому сословию и знатной семье покровительствует определенный бог. Появились культы у рода Клавдиев, Корнелиев и других представителей верхушки общества.

На государственном уровне отмечали Сатурналии – в честь Сатурна, бога земледелия. Устраивали грандиозные празднества, благодарили покровителя за урожай.

Боги Древнего Рима, список которых включает более 50 различных существ, были объектами поклонения многие века – менялась лишь степень влияния каждого из них на сознание народа.

Во времена империи популяризируется богиня Рома – покровительница всего государства.


Каких богов позаимствовали римляне?

В результате частых контактов с другими народами, римляне начали включать в свою культуру чужие верования и обряды. Исследователи склоны думать, вся религия представляет собой комплекс заимствований. Главная причина этого – римляне с уважением относились к верованиям народа, который завоевывали. Существовал ритуал, который официально вводил чужестранное божество в пантеон Рима. Этот обряд именовался эвокатией.

Древние боги Рима появились в пантеоне в результате тесных культурных связей с покоренными народами и активного развития собственной культуры. Наиболее яркими заимствованиями являются Митра и Кибела.

Римские именаГреческие именаСтихия
ЮпитерЗевсВерховный бог грома и молнии
ЮнонаГераБрак, материнство, верховная богиня
ВенераАфродитаЛюбовь
НептунПосейдонМорская стихия
ПлутонАидПодземное царство
МинерваАфинаСправедливость, мудрость
МарсАресВойна
СолГелиосСолнце


Мифология Древнего Рима

Во всех языческих культурах мифы и религиозные верования тесно связаны между собой. Тематика римских мифов традиционна – основание города и государства, сотворение мира и рождение богов. Это один из наиболее интересных для изучения аспект культуры. Исследователи по мифологической системе могут отследить всю эволюцию верований римлян.

Традиционно легенды содержат множество описаний чудесных, сверхъестественных событий, в которые верили древние люди. Из таких повествований можно выделить особенности политических взглядов народа, которые скрыты в фантастическом тексте.

В мифологии практически всех народов на первом месте стоит тема сотворения мира, космогония. Но не в этом случае. Здесь преимущественно описаны героические события, древние боги Рима, ритуалы и обряды, которые необходимо проводить.

Герои имели полубожественное происхождение. легендарные основатели Рима – Ромул и Рем – были детьми воинственного Марса и жрицы-весталки, а их великий предок Эней – сын прекрасной Афродиты и царя.

Боги Древнего Рима, список которых включает и заимствованных и местных божеств, насчитывает более 50 имен.

Древние римляне верили в богов, и были политеистами . Как и у других древних народов, с подобными религиозными представлениями, эти боги имели имена, функции, определённую область деятельности и сферу ответственности.

Между тем, в Древнем Риме сложились характерные черты религии, присущие именно этой цивилизации. Одной из них является спаянность, неразделимость вопросов веры, культа и государства , а второй и, пожалуй, наиболее интересный - смешанный характер этой самой религии.

Мы можем говорить об отголосках тотемизма в римской религии. Это отразилось в различных мифах, связанных с почитанием животных. Достаточно вспомнить волчицу , вскормившую основателей Рима - Ромула и Рема .

Пантеон римских божеств включал собственных (исконных) богов, таких как Юпитер, лары или пенаты, гении и др.

Одним из самых популярных римских богов был Янус – бог дверей, входов и выходов, начала и конца, в его ведении находился отсчет времени – дней, недель, месяцев, годов. Его изображали двуликим и с 365 пальцами на руках. В честь него был назван первый месяц года – Январь (римское название - Януарий).

Интересно, что римляне, заботились о точной фиксации и ранжире каждого из божеств. Для этого они составляли подробные списки с именами и функциями объектов поклонения. Эта дотошность приводила к тому, что не только явления природы или некие социальные аспекты наделялись своими покровителями, но и черты человеческого характера, некие повторяющиеся действия, и даже предметы быта. Известно, например, что собственные божества были у дверных створок, петель и замков!

Обожествлялись и процессы происходящие в природе. Так, например, произрастание семени или созревание плода, получили у римлян отдельных божеств и храмы, где исполнялись их культы.

Кроме того абстрактные философские понятия , тоже получали ответственных за них богов (счастье – Фортуна (Fortuna), надежда - Спес - (Spes) , согласие - Конко́рдия (Concordia) , справедливость – Юстиция (Justitia) и т. д.), занимавших весьма почётное место в религиозной жизни римлян.

Часть богов были заимствованы у народов, проживавших на территории Италии, до того, как там появились будущие римляне. В качестве примера, можно привести Квирина - заимствованного у племени сабинян. Он был божеством, связанным с войной, а затем считался воплощением божественного Ромула и был весьма почитаем в раннюю эпоху Римского государства.

Часть богов были заимствованы у покорённых народов Востока . Так в Риме стали популярны культы Исиды, Осириса, Кибелы, Митры .

Культ героев приобрел в Древнем Риме тоже своеобразную форму, отличную от греческого оригинала. Чудесные сказки с волшебными персонажами и событиями были совершенно не в характере римлян, поэтому распространение получили мифы и легенды, связанные с некими реальными, но мифологизированными впоследствии, историческими событиями, призванными отражать культ избранности Римского государства.

К таким легендам относились истории, повествующие:

  • об основании государства троянцем Энеем;
  • о возникновении города Рима – столицы нового государства (легенда о Ромуле и Реме );
  • о формировании нового этноса – римского народа;
  • а также многочисленные рассказы о подвигах римлян во имя чести, справедливости, во благо своей страны.

В 1 веке нашей эры происходит знаменательное событие. В далёкой провинции Римской Империи – Иудее – рождается принципиально новое религиозное учение – Христианство . Его отличие от языческих верований древних римлян было настолько разительным, что христианство на несколько веков оказалось под запретом, а сами христиане подвергались гонениям, преследованиям и зверским казням.

Определение термина "религия", основные религиозные догмы и обряды римского язычества. Важные характеристики римских верований, сущностная основа христианской доктрины. Пантеон древнеримских богов: Аврора, Купидон, Меркурий, Флора, Фортуна, Юпитер и др.

Рубрика Религия и мифология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.01.2016
Размер файла 22,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Древнеримское язычество

Введение

1. Язычество Древнего Рима

2. Пантеон древнеримских богов

3. Языческие праздники Древнего Рима

Заключение

Библиографический список

Введение

Религия - фантастическое отражение в головах людей внешних сил, господствующих над ними в их повседневной жизни, отражение, в котором земные силы принимают форму неземных. С теологической точки зрения религия связана с извечным внутренним чувством человека, выражающим его связь с неким духовным началом. Религия - специфическая форма общественного сознания, отличающаяся единством мировоззрения, чувств и культа (обрядово-магических действий).

Многие религиозные догмы и обряды римского язычества никоим образом не препятствовали, а наоборот, чаще всего способствовали достижению Римом своего могущества, особенно в военной сфере, что свидетельствовало о своеобразном религиозном прагматизме. Вера предков сопровождала древних римлян от легендарных времен основания города до последней попытки её реставрации, предпринятой Юлианом Отступником тогда, когда началось уже массовое распространение христианства как действительно мировой религии. [4]

Цель работы - изучить древнеримское язычество и его основные аспекты.

Задачи:

1. Анализ язычества Древнего Рима.

2. Рассмотрение пантеона древнеримских богов.

3. Выявление языческих праздников Древнего Рима.

римский язычество бог купидон

1. Язычество Древнего Рима

Такая же нетерпимость была и между самими языческими культами. Исход жесткого и непримиримого состязания порой влиял на будущее народа, поклонявшегося своим богам. Примером такого противостояния является история о том, как культ александрийской богини Изиды проник в Рим. Этот культ появился в Риме во II веке до н.э. и постепенно распространился в народе. Собрав большое количество поклонников, он вызвал ожесточенное противодействие власти. Сенат неоднократно давал приказание разбивать статуи богини и разрушать алтари (в 59, 58, 53, 50 и 48 гг. до н. э.). Однако политика властей в этом вопросе регулярно менялась. [1]

Так, после смерти Цезаря в 44 г. до н. э., в угоду народу власти решили на государственные средства построить храм Изиды. Такое решение предполагало бы официальное признание культа, однако в 28 г. до н. э., так и не построив обещанный храм, сановники вводят запрет на воздвижение алтарей александрийским богам, и в том числе Изиде. А в 19 г. до н. э. император Тиберий после скандала с участием жрецов Изиды начал кровопролитные гонения на приверженцев культа. Лишь после смерти Тиберия, в 38 г. н. э., его наследник Калигула построил на Марсовом поле обещанный его предками храм богини Изиды. [1]

Пределом желаний многих древних язычников было заставить остальных чтить именно их бога, поставив его на высшую ступень. И Рим не явился исключением из этого правила. Римские правители хорошо понимали, что покорить чужой народ и заставить его смириться можно, лишь заставив принять культ своих богов. Поэтому важнейшим требованием Рима к побежденным народам было признание римских богов.

Важными характеристиками римских верований были:

· большое влияние иностранных заимствований. Римляне часто контактировали с другими народами в ходе завоеваний. Особенно тесными были контакты с Грецией;

· религия была тесно связана с политикой. Об этом можно судить, исходя из существования культа императорской власти;

· характерно наделение божественными качествами таких понятий, как счастье, любовь, справедливость;

· тесная связь мифа и верований - определяет, но не отличает римскую религию от других языческих систем;

· огромное количество культов, обрядов. Они отличались масштабностью, но охватывали все стороны государственной и личной жизни; римляне обожествляли даже такие мелочи, как возвращение из похода, первое слово младенца и многое другое.[3]

В событиях, описанных в Евангелии, есть ответ на вопрос, связанный с успешностью вытеснения устоявшейся языческой традиции нарождающимся христианством. Его можно почерпнуть из разговра Христа с Пилатом.

Если же анализировать сущностную основу христианской доктрины, то она представляет собой смешение указанной языческой традиции с собственно учением Христа. [5]

Такое смешение имеет определенную внутреннюю противоречивость, ибо содержание (учение Христа) не является языческим в типовом смысле, а является гаутамическим Итак, гаутамическое содержание в языческой обертке-форме. Отсюда известная противоречивость. Но есть еще и третья сторона в христианской доктрине - привнесенные иудейские воззрения строгого единобожия

Христианство - это результат схватки двух содержаний: гаутамического и яхвеистского. Язычники начали принимать как идею единобожия в целом, так и отдельные принципы христианства.

Кризис мировоззрения римлян весьма наглядно выражен в полном внутреннем пессимизме и отсутствии обозримой перспективы. Это свидетельствует о мировоззренческом тупике, к которому пришли римляне. Римский мир в целом пребывал в концептуальном кризисе миропонимания в ту пору. А христианство стало противовесом язычеству, тем, что могло бы помочь преодолеть этот кризис [5]

2. Пантеон древнеримских богов

Римский пантеон имеет много аналогов древнегреческих богов и богинь, но есть и свои собственные божества и низшие духи. [1]

Наиболее известными считались следующие боги.

Аврора - богиня утренней зари.

Бахус - бог растительности, вина и веселья, покровитель виноградарства и виноделия.

Венера - богиня любви и красоты, тождественная греческой богине Афродите.

Веста - богиня домашнего очага и огня.

Диана - богиня охоты, Луны, плодородия и деторождения, покровительница диких зверей. Диана отождествлялась с древнегреческой богиней Артемидой.

Купидон - бог любви, сын Венеры.

Марс - древнеиталийский бог войны и плодородия. Марс отождествлялся с древнегреческим богом Аресом.

Меркурий - бог скотоводства и торговли, покровитель путников, вестник богов. Меркурия изображали с крылышками на ногах, с жезлом и с денежной сумкой на боку.

Минерва - богиня мудрости, покровительница наук, искусства, ремесел. Под опекой Минервы находились учителя, врачи, актеры, ремесленники. Миневра отождествлялась с древнегреческой богиней Афиной.

Нептун - бог морей, отождествляемый с древнегреческим богом Посейдоном. Нептун считался покровителем коневодства и конных состязаний.

Термин - бог межей и пограничных межевых знаков: столбов, камней и т.п.

Флора - италийская богиня цветов, юности. В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках.

Фортуна - богиня счастья, случая и удачи. Фортуна изображалась женщиной с повязкой на глазах, с рогом изобилия в руках, сыплющей монеты с повязкой на глазах. [1]

Юнона - царица богов, супруга Юпитера, покровительница брака и рождения. Юнона отождествлялась с древнегреческой богиней Герой. Юнона изображалась величавой женщиной в короне.

Юпитер - верховный бог, владыка богов и людей, отождествленный с греческим Зевсом. Иногда статуям Юпитера в Риме придавали облик правящего императора.

Янус - древнее италийское божество; бог:

- входов и выходов;

- всех начал;

- создатель всего живого на земле;

- покровитель дорог и путешественников и др.

Януса изображали человеком с двумя лицами, смотрящими в противоположные стороны. Атрибутами Януса были ключи и посох.

Как и любая другая политеистическая вера, римское язычество не имело четкой организации. По сути, это собрание большого количества древних культов. Но, несмотря на это, четко выделяется триада богов Древнего Рима: Юпитер, Марс и Квирин.

Юпимтер (лат. Iuppiter) -- в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния -- иды.

Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров, посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы. Юпитер был покровителем императоров. Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов, первое в году заседание сената) проходили в капитолийском храме Юпитера. [1]

Культ Юпитера был распространён во всех римских провинциях и в войске. С ним отождествляли множество местных верховных богов в странах Сирии, Малой Азии.

После заката Римской Империи имена Юпитера и Зевса стали употребляться практически без различий. Юпитер, как и Зевс, изображался полным достоинства, с бородой, часто на троне, с орлом, молнией и скипетром.

Марс - один из древнейших римских богов. Первоначально считался родоначальником и хранителем Рима. В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом. Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

От Марса весталка Рея Сильвия родила близнецов Ромула и Рема. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима.

Квирин (сабинск. Quirinus -- копьеносный) -- один из древнейших италийских и римских богов.

Квирин - древнейшее римское божество, покровительствующее жизнетворящим силам природы, а в дальнейшем -- военным действиям. Квирин был особенно почитаем в ранние времена римской истории, еще когда на Апеннинском полуострове жили разрозненные племена: сабины, латины, оски, умбры и др.

Боги Древнего Рима, список которых включает более 50 различных существ, были объектами поклонения многие века - менялась лишь степень влияния каждого из них на сознание народа. [1]

3. Языческие праздники Древнего Рима

В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошала растущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенные маслом. Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека. [3]

По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самых мельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекой различных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либо высшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс, могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимое множество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия в жизни и хозяйстве. [2]

В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому, как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельно и точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всю религиозную жизнь римлян.

В честь своих богов римляне устраивали праздники. Важнейшими из них были следующие.

Виналии - посвящены Юпитеру, праздновались дважды - в апреле и в августе.

Весталии - праздники, проводившиеся в честь богини Весты. Справлялись 9 июня.

Квинкватрии - праздники в честь Минервы. Большие устраивались во второй половине марта и длились пять дней, малые квинкватрии проходили с 13 июня и длились три дня. В первый день больших праздненств прерывались военные действия, учащиеся освобождались от занятий и приносили плату за обучение, затем проводились гладиаторские игры. [3]

Консуалии - августовский праздник жатвы.

Либералии - праздники в честь Бахуса (Либера) и его супруги Либеры. Проводились 17 марта. В городах проходили театральные представления, в сельской местности - веселые шествия и пирушки.

Луперкалии - праздники в честь бога Фавна (Луперка). Проходили 15 февраля в святилище бога (Луперкале), находившемся у грота на Палатинском холме. Были учреждены Ромулом и Рэмом, выросшими среди пастухов.

Матроналии - праздники в честь богини Юноны. Праздновались замужними женщинами 1 марта.

Сатурналии - праздники в честь бога Сатурна и его супруги Опс. Устраивались 17 декабря и длились неделю.

Терминалии - праздники в честь бога государственных границ Термина, отмечались в феврале

Фавналии - праздники в честь бога Фавна. Отмечались земледельцами и пастухами 5 декабря под открытым небом.

Флоралии - праздники в честь богини Флоры. Проводились с 28 апреля по 3 мая. Женщинам разрешалось надевать разноцветные платья, что было строго запрещено в обычные дни.

Фонтиналии - праздники в честь бога фонтанов Фонса. Устраивались в октябре. Колодцы украшались гирляндами цветов, а в родники бросали венки.

Цереалии - праздники в честь Цереры. Проводились с 11 апреля и продолжались восемь дней.

Религиозных языческих праздников было множество, каждый праздник обладал своей силой почитания того или иного божества. Это еще раз подтверждает значимость религии в жизни Древних римлян. [4]

Заключение

Подводя итог, необходимо заметить, что римское язычество - это сложная, многогранная система верований в различных богов. Помимо основной триады существовал достаточно обширный перечень божеств, и низших духов, которые покровительствовали определенной сфере жизни. Несмотря на заимствование некоторых аспектов верований, римское язычество обладало своими собственными особенностями и характеристиками. В ходе работы был приведен краткий анализ Древнеримского язычества и его основных особенностей.

Римский мир в целом пребывал в концептуальном кризисе миропонимания в пору заката язычества, возникла потребность в выборе другого мировоззренческого пути. Тогда и стали приниматься идеи единобожия, в частности, христианства. Этот процесс обозначен тем, что первостепенно вера Христа была наложена на язычество, но вскоре вытеснила его вообще.

Библиографический список

1. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима.--СПб.: Литера, 1998.

Подобные документы

Анализ соответствия кельтских богов римским, проведенный на основе сопоставлений, сделанных К.-Ж. Гюйонвархом и Ф. Леру: Меркурий - Луг Савилданах, Юпитер - Дагда, Марс - Нуаду (Огма), Аполлон - Дианкехт. Описание славянских богов, поклонение Святовиту.

лекция [34,0 K], добавлен 26.08.2009

История и происхождение славян. Представления о мире и религиозные их воззрения. Периодизация развития славянского язычества, пантеон богов, обряды, традиции, культы. Обожествление природы и явлений. Языческие праздники, их сплетение с христианскими.

реферат [39,8 K], добавлен 01.12.2013

Особенности языческой религии восточных славян, свойственное ей мировоззрение. Исторические периоды развития славянских верований, обряды и традиции. Пантеон верховных богов, их влияние на природу и жизнь людей. Возрождение язычества в современной России.

контрольная работа [31,2 K], добавлен 06.04.2012

Значение язычества в культуре древних славян. Традиционные верования. Характеристика богов "языческой эпохи". Языческое мировосприятие как основа мифов славянских народов. Особенности пантеона языческих богов. Языческие персонажи балтийских славян.

контрольная работа [55,5 K], добавлен 30.10.2011

Как и во что верили древние римляне, их легенды, сказания и обряды. Общая характеристика древнеримских Богов, культ мёртвых и домашних божеств. Обрядовая сторона - главная особенность римской религии и мифологии. Появление и развитие раннего христианства.

Читайте также: