Элейская школа учение о бытии диалектика гераклита кратко

Обновлено: 05.07.2024

Апория – это неразрушимое парадоксальное рассуждение, обнажающее противоречия между чувственным опытом и логическими рассуждениями, основанное на смешении понятий потенциальной и актуальной бесконечности

Основные положения элейской школы

Элейская школа возникла в VI веке до н.э. в греческой колонии Элее на юге Италии, в регионе Великая Греция. Элейская школа относится к досократическом у периоду, однако в отличии от учений ее основных соперников – ионийцев, не является натурфилософской. Философы элеаты полностью отрицают значение чувственного познания, отождествляя бытия с мышлением. Более того, они первыми вводят сам термин бытия и создают первую онтологическую концепцию.

Учение Парменида основывается на философских взглядах Ксенофана По данной теме мы уже выполнили реферат Сократ и софисты. подробнее и противостоит концепции Пифагора, отрицая пустоту и раздельность мира, а также натурфилософов, отрицая представления о движении и изменчивости мира. Основные черты бытия согласно Пармениду таковы:

Готовые работы на аналогичную тему

  • бытие едино и неделимо;
  • бытие не возникало и никогда не исчезнет, оно существует вне времени;
  • бытие неизменно, в нем не существует отдельных вещей, а значит нет и движения;
  • бытие существует, в то время как пустоты не существует.

Парменид По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Онтология Парменида подробнее представлял мир в виде сферы, в которой все едино и является различными проявлениями сущности бытия. Видимо разнообразие мира Парменид с одной стороны снимал за счет отрицания значимости чувственного познания – чувства не способны дать объективной информации о мире, они не больше чем мнение, а с другой стороны за счет введения понятия метаморфоз – единое бытие способно преобразовываться и проявлять себя в различных качествах.

В качестве главного пути познания Парменид выдвигает рационалистический, поскольку все мыслимое и есть бытие, в то время как немыслимого не существует. Рациональное познание не противоречиво в отличие от чувственного и позволяет проникнуть в истинные свойства бытия. Вместе с тем, сами взгляды Парменида оказались настолько парадоксальными и противоречащими очевидным истинам, что вызывали дискуссии не только среди мыслителей, но и всего греческого общества. Волна критики оказалась настолько сильной, что ученик Парменида – Зенон Элейский По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона Элейского подробнее был вынужден создать ряд апорий, опирающихся на доказательство от противного, и показывающих всю противоречивость чувственного знания, для подкрепления выводов своего учителя.

Зенон Элейский

Зенон По данной теме мы уже выполнили реферат Апории Зенона подробнее был любимейшим учеником Парменида и разделял его философские взгляды, до такой степени, что положил свою жизнь на доказательство их правоты. Зенон, как и Парменид, жил в Элее, однако в отличие от учителя он находился в оппозиции к царской власти. Зенон участвовал в составлении демократического заговора, который должен был свергнуть царскую власть, однако заговор был раскрыт, и Зенон попал в темницу. Там философ был подвержен пыткам, с целью вызнать имена оставшихся заговорщиков, в том числе на пытках присутствовал лично царь. Существуют различные версии смерти Зенона, согласно одной из них он откусил себе язык и плюнул им в лицо узурпатора, согласно другой, сделав вид что готов сдать заговорщиков, Зенон откусил ухо царю, из-за чего тот скончался, однако так или иначе, смерть философа в застенках стала концом элейской школы философии.

Согласно различным источникам Зеноном было написано от 45 до 67 апорий, среди которых можно выделить апории против движения, против деления, против множества, против времени и т.д. Наиболее известными являются следующие апории:

Апории против времени и деления

Зарождение философской науки началось настолько давно, что современному человеку трудно представить себе, каким был тогда мир, чего ждали от природы люди, на что возлагали сокровенные надежды. Дошедшие до нашего времени артефакты свидетельствуют о беспрерывном поиске человеческим интеллектом загадочных основ мироздания, знание которых послужит залогом счастья, благополучной жизни, обретения человечеством собственного места.

Элеаты одними из первых обратились к разуму, как мощной силе, способной приоткрыть тайну бытия, поэтому элейская школа философии вместе с Пифагорейской считалась основоположницей рационализма, физического взгляда на происходящую действительность. Если учесть ограниченность античности в исследовательском познании, древнегреческим философам для решения поставленных задач было недостаточно имеющегося материала. Выход мыслители находили в объединении взглядов с другими близкими по идеологии древними философскими школами.

Основные идеи элейской философской школы

фото 808

Древнегреческая школа элеатов относится к раннему античному периоду (VI-V века до нашей эры). Илионский город Элея дал название философскому течению, которое превозносили в массы элеаты. Главенствующей мыслью концепции мудрецов стало понятие бытия, при чем, в самом широком контексте. Благодаря этому они заложили основы древнегреческой онтологии.

Школа имела нескольких видных представителей, которые были закономерны в своих логических выводах, но отличались красочностью темперамента.

Парменид являлся выдающимся и уважаемым политиком. Точка зрения мыслителя имела вес. Парменид отличался категоричностью взглядов, повествовал о бытие от имени некой богини, олицетворявшей правду.

Эти две центральные фигуры элейской школы представили первостепенную идею учения, основанную на пифагорейском математическом тезисе – про-материалистическое изучение природного первоначала. Ее можно понять по следующим принципам:

  • Вечность, целостность бытия – сущее неизменно и непрерывно;
  • Рациональный подход к бытию – рационализм повествует, что сущее заключается в единственном первоисточнике;
  • Тождественность целого и суммы частностей – первоначало состоит из множества частей, которые по отдельности менее качественны, чем исходник;
  • Отсутствие пустоты – пустота равносильна не существованию (ничто), изучению подлежит только то, что реально существует;
  • Ограниченность чувственности – впечатление, создаваемое ощущениями, не соответствует истине.

Учение элеатов

Онтологическое учение элеатов основывается на главном научном принципе – любое ощущаемое представление о природе не соответствует истинной сущности, так как не подвержено разумному объяснению.

Важной частью элейского эллинизма является идеалистическая диалектика. Но объективный принцип Гераклита здесь уступает место диалектическому идеализму, который одновременно помогает представителям элейской школы сконцентрироваться на исследовательском процессе, но сковывает разнообразность суждений.

Впоследствии именно идеализм станет решающим качеством учения Платона.

Метафизическая направленность элейского течения соединяла в себе оттенки натурфилософского мировоззрения, смешивая разность мнений. Для примера можно выбрать сложность осознания бесконечности пространства, отношения последнего к времени находила выход в изобретательности естественного философствования. Логически-прогнозируемым следствием такого процесса оказывалось слияние элейского направления с эристическим, софистским течением.

Идея движения и множества Парменида доказывает логику онтологического познания.

Элейская школа предоставляет реальную природу противоречивостью физических ипостасей. Предоставляемые условные значения обозначают безусловность познания.

Но своевременное понимание истинной сущности бытия оказало положительное влияние на философские мысли последующих знаменитых мыслителей: Демокрите, Платоне, Анаксагоре, Аристотеле, Эмпедокле, Сократе.

Экзегетика философии элейской школы

Школа элеатов прекрасный пример разнообразной интерпретации значения концепции, которую мыслители последующих исторических эпох расценивали по-своему. Чтобы сохранить важность идеи необходимо соблюдать соотношение цели изучения феномена с парадигмой.

Яркие представители элеатской школы

Адепты любого направления представляют единство экстраполируемого принципа – религиозного, государственного или общественного.

В данном случае представители элейской школы сконцентрированы на единстве бытия. К сподвижникам школы относятся Парменид, Мелисс, Зенон и Ксенафон (некоторые историки не считают античного философа членом элейского направления).

По сути, философы древнегреческой элейской онтологической школы являются основоположниками концептуального знания о единой метафизической сущности вещей. Рассмотрим поподробнее.

фото 809

Мелисс. Философ был учеником законодателя учения, жил в одно время с Зеноном. Заслуга мыслителя состоит в том, что он расширил рамки бытия до вселенских границ, затронул тему космической пространственно-временной бескрайности. Мелисс откорректировал и систематизировал элеатскую программу, определил догматические рубежи своего направления, обозначил потенциально-новые важные для будущего темы.

Тезисное отображение учения элеатов

Сущность попыток досократовских философов полиса Элеи определить понятие существующего бытия сводится к нескольким тезисам.

  1. Единственность бытия. Если бы бытие повторялось хотя бы дважды (и более раз), то бесконечные его пределы обязательно мешали другому бытию. Отсюда следует правило единства.
  2. Множественность иллюзорна, не единична. Восприятие многообразия предметов могло бы быть истинным, если бы хотя бы один из них был постоянно стабильным, неизменным. Исходя из того, что все подвластно преобразованиям, нельзя быть твердо уверенным в сделанных выводах, поддаваться иллюзии.
  3. Каким бы ни был человеческий опыт, нет никакой гарантии его истинности, поскольку осознать каждую малейшую частицу бытия невозможно, а без нее не получится составить идеально точную картину мироздания. Разум максимально приближает человека к правильному ответу, но не несет ожидаемой чистоты познания. Чувственный опыт полностью лишен научной ценности.

Кратко говоря, центральное понятие Бытия элеатов сводится к противоречивости его множественности, неизменности, ошибочности опытного исследования, истинности познания интеллектом.

Отсюда исходит логический вывод: наработанные досократовскими философами сложные теории стали объектами изучения последующих мировых умов, что определяет значимость деятельности мыслителей элейской школы.

Последователи элейского направления

Как уже было сказано выше, значение рационального подхода к познанию представителей элейской школы неоценимо. Значимость учения элеатов характеризуется появлением великих последователей, таких, как Сократ, Аристотель, Платон.

фото 810

Философствование Сократа во многом зависело от мнения Парменида о бытие. Школа софистов также базировалась на трактатах философа.

Учению об идеях мыслителя Платона послужили источником элейские теории о бытие и небытие (нечто и ничто).

Такое продолжение передовых идей элеатов представителями других направлений рассматривается некоторыми научными критиками, как слияние с подобно мыслящими философскими течениями. Англоязычные историографы даже сводят важность течения к тождественности ионийскому учению.

Важно отметить, что стараниями последователей элейского направления задокументирован исторический вклад школы в развитие мировой философской мысли.

Школа получила свое название от г. Элея, где в основном жили и работали ее крупнейшие представители: Ксенофан, Парменид, Зенон (табл. 21).

Таблица 21 Элейская школа

Философ Примерное время жизни
Ксенофан ок. 565—473 гг. до н.э.
Парменид ок. 504—501 гг. до н.э., время смерти неизвестно
Зенон 490—430 гг. до н.э.
Мелисс Самосский V в. до н.э.

Ксенофан Биографические сведения. Ксенофан (ок. 565—473 гг.до н.э.) — древнегреческий философ. Был родом из г. Колофон в Ионии, после захвата его родины персами долго скитался, затем осел в г. Элея в Великой Греции, где и стал осно­вателем Элейской школы.

Философские воззрения. Первоначало. Ксенофана можно на­звать стихийным материалистом. Первооснова всего сущего у него — Земля.Она своими корнями простирается в бесконечность. Вода — соучастница Земли в порождении жизни, даже души состоят из Земли и Воды.

Космология и космогония. Из воды возникают облака, из обла­ков — небесные светила. Луна — это свалявшееся облако. Солнце каждый день новое, оно является скоплением искорок, которые есть воспламенившиеся испарения воды.

Учение о богах. Ксенофан первым высказал мысль, что не боги тво­рят людей, а люди — богов, причем по своему образу и подобию (у эфи­опов боги черны, а у фракийцев — голубоглазы и рыжеваты). Боги Го­мера и Гесиода безнравственны и аморальны.

Гносеология. Ощущения ложны, чувства нас часто обманывают. Постичь сущность мира можно только с помощью разума. Правда, ра­зум нас тоже временами обманывает, но постепенно люди могут при­близиться к постижению истины.

Но высшим и абсолютно правильным знанием обладает только бог. Человеческое познание является ограниченным, оно есть всего лишьсубъективное мнение. Эти утверждения позволяют назвать Ксенофа­на предтечей скептицизма.

Парменид Биографические сведения. Парменид (родился примерно в 504—501 гг. до н.э., время смерти не извест­но) — древнегреческий философ. Родился и жил в г Элея (Великая Греция), учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия.




Бытие для Парменида — сплошной неподвижный шар (Единое), не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствует всякое дви­жение и изменение. Ведь разделить бытие на части могло бы лишь небытие, а его нет. Аналогично, всякое изменение предполагает появ­ление и исчезновение чего-то. Но появиться нечто может только из небытия и исчезнуть только в небытие, которого нет. Таким образом, Парменид выступает как первый теоретик метафизики, выступая про­тив диалектики Гераклита.

Изменчивость, движение, множественность оказываются у Парме­нида характеристиками неистинного, чувственного мира. Но вторая часть поэмы Парменида, где говорилось о чувственном, иллюзорном мире, практически не сохранилась. Неясным остается и то, как решал Парменид вопрос о соотношении истинного, умопостигаемого мира и иллюзорного чувственного мира.

Зенон Элейский Биографические сведения. Зенон Элейский' (ок. (ZenoofElea)490—430 гг. до н.э.)— древнегреческий философ. Жил в г. Элея, был учеников Парменида; известно, что он героически погиб в борьбе с тиранией.

Философские воззрения. Защищал и отстаивал учение Пармени­да о Едином, отвергал реальность чувственного бытия и множествен­ность вещей. Разработал апории(затруднения), доказывающие невоз­можность движения.

Апории Зенона. Пространство по своей структуре может быть либо делимым до бесконечности (континуальным), либо делимым толь­ко до какого-то предела (дискретным), и тогда имеются мельчайшие, далее неделимые интервалы пространства.

Допустим, что пространство делимо только до определенного предела, тогда имеет место следующая апория.

Летящая стрела

Рассмотрим движение стрелы в полете.

Пусть в момент времени t стрела занимает определенные интерва­лы пространства, например от 3 до 8.

Движение — это перемещение в пространстве, следовательно, если стрела движется, то в следующий момент времени V она занимает уже другой интервал пространства — от 4 до 9.

12 3 4 5 6 7 8 9.

Каждый интервал пространства неделим, отсюда стрела может либо полностью его занимать, либо не занимать, но не может зани­мать частично. Следовательно, стрела не может пройти сначала ка­кую-то часть интервала 8—9, так как этот интервал не делим. Тогда получается, что в момент времени t стрела неподвижно пребывает в интервале 3—8, а в момент времени Г неподвижно пребывает в ин­тервале 4—9.

Вывод. Нет никакого движения, а есть только неподвижное пребы­вание в различных интервалах пространства.

Допустим теперь, что пространство делимо до бесконечности, тогда имеет место следующая апория.

Ахилл и Черепаха

Предварительные условия. Ахилл и черепаха стоят на дороге на расстоянии L друг от друга. Они одновременно начинают двигаться в одном и том же направлении (Ахилл бежит изо всех сил, а черепаха ползет со своей черепашьей скоростью).

Тезис. Ахилл никогда не догонит Черепаху.

Доказательство. Чтобы догнать Черепаху, Ахилл должен сначала пробежать расстояние L, которое отделяло его от Черепахи до начала движения. Но за это время Черепаха успеет пройти какое-то расстоя­ние L'. Следовательно, чтобы теперь догнать Черепаху, Ахилл должен сначала пробежать расстояние L' и т.д. Но так как пространство дели­мо до бесконечности, то между Ахиллом и Черепахой всегда найдется пусть бесконечно малое, но все-таки расстояние, которое еще надо про­бежать Ахиллу.

Таким образом, допускаем ли мы бесконечную делимость простран­ства или существование неделимых интервалов пространства, можно сделать вывод о невозможности движения.

Корректным опровержением апорий может считаться только обна­ружение ошибок в рассуждениях Зенона.

Школа получила свое название от г. Элея, где в основном жили и работали ее крупнейшие представители: Ксенофан, Парменид, Зенон (табл. 21).

Таблица 21 Элейская школа

Философ Примерное время жизни
Ксенофан ок. 565—473 гг. до н.э.
Парменид ок. 504—501 гг. до н.э., время смерти неизвестно
Зенон 490—430 гг. до н.э.
Мелисс Самосский V в. до н.э.

Ксенофан Биографические сведения. Ксенофан (ок. 565—473 гг.до н.э.) — древнегреческий философ. Был родом из г. Колофон в Ионии, после захвата его родины персами долго скитался, затем осел в г. Элея в Великой Греции, где и стал осно­вателем Элейской школы.

Философские воззрения. Первоначало. Ксенофана можно на­звать стихийным материалистом. Первооснова всего сущего у него — Земля.Она своими корнями простирается в бесконечность. Вода — соучастница Земли в порождении жизни, даже души состоят из Земли и Воды.

Космология и космогония. Из воды возникают облака, из обла­ков — небесные светила. Луна — это свалявшееся облако. Солнце каждый день новое, оно является скоплением искорок, которые есть воспламенившиеся испарения воды.

Учение о богах. Ксенофан первым высказал мысль, что не боги тво­рят людей, а люди — богов, причем по своему образу и подобию (у эфи­опов боги черны, а у фракийцев — голубоглазы и рыжеваты). Боги Го­мера и Гесиода безнравственны и аморальны.

Гносеология. Ощущения ложны, чувства нас часто обманывают. Постичь сущность мира можно только с помощью разума. Правда, ра­зум нас тоже временами обманывает, но постепенно люди могут при­близиться к постижению истины.

Но высшим и абсолютно правильным знанием обладает только бог. Человеческое познание является ограниченным, оно есть всего лишьсубъективное мнение. Эти утверждения позволяют назвать Ксенофа­на предтечей скептицизма.

Парменид Биографические сведения. Парменид (родился примерно в 504—501 гг. до н.э., время смерти не извест­но) — древнегреческий философ. Родился и жил в г Элея (Великая Греция), учился у Ксенофана и пифагорейца Аминия.

Бытие для Парменида — сплошной неподвижный шар (Единое), не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствует всякое дви­жение и изменение. Ведь разделить бытие на части могло бы лишь небытие, а его нет. Аналогично, всякое изменение предполагает появ­ление и исчезновение чего-то. Но появиться нечто может только из небытия и исчезнуть только в небытие, которого нет. Таким образом, Парменид выступает как первый теоретик метафизики, выступая про­тив диалектики Гераклита.

Изменчивость, движение, множественность оказываются у Парме­нида характеристиками неистинного, чувственного мира. Но вторая часть поэмы Парменида, где говорилось о чувственном, иллюзорном мире, практически не сохранилась. Неясным остается и то, как решал Парменид вопрос о соотношении истинного, умопостигаемого мира и иллюзорного чувственного мира.

Зенон Элейский Биографические сведения. Зенон Элейский' (ок. (ZenoofElea)490—430 гг. до н.э.)— древнегреческий философ. Жил в г. Элея, был учеников Парменида; известно, что он героически погиб в борьбе с тиранией.

Философские воззрения. Защищал и отстаивал учение Пармени­да о Едином, отвергал реальность чувственного бытия и множествен­ность вещей. Разработал апории(затруднения), доказывающие невоз­можность движения.

Апории Зенона. Пространство по своей структуре может быть либо делимым до бесконечности (континуальным), либо делимым толь­ко до какого-то предела (дискретным), и тогда имеются мельчайшие, далее неделимые интервалы пространства.

Допустим, что пространство делимо только до определенного предела, тогда имеет место следующая апория.

Летящая стрела

Рассмотрим движение стрелы в полете.

Пусть в момент времени t стрела занимает определенные интерва­лы пространства, например от 3 до 8.

Движение — это перемещение в пространстве, следовательно, если стрела движется, то в следующий момент времени V она занимает уже другой интервал пространства — от 4 до 9.

12 3 4 5 6 7 8 9.

Каждый интервал пространства неделим, отсюда стрела может либо полностью его занимать, либо не занимать, но не может зани­мать частично. Следовательно, стрела не может пройти сначала ка­кую-то часть интервала 8—9, так как этот интервал не делим. Тогда получается, что в момент времени t стрела неподвижно пребывает в интервале 3—8, а в момент времени Г неподвижно пребывает в ин­тервале 4—9.

Вывод. Нет никакого движения, а есть только неподвижное пребы­вание в различных интервалах пространства.

Допустим теперь, что пространство делимо до бесконечности, тогда имеет место следующая апория.

Ахилл и Черепаха

Предварительные условия. Ахилл и черепаха стоят на дороге на расстоянии L друг от друга. Они одновременно начинают двигаться в одном и том же направлении (Ахилл бежит изо всех сил, а черепаха ползет со своей черепашьей скоростью).

Тезис. Ахилл никогда не догонит Черепаху.

Доказательство. Чтобы догнать Черепаху, Ахилл должен сначала пробежать расстояние L, которое отделяло его от Черепахи до начала движения. Но за это время Черепаха успеет пройти какое-то расстоя­ние L'. Следовательно, чтобы теперь догнать Черепаху, Ахилл должен сначала пробежать расстояние L' и т.д. Но так как пространство дели­мо до бесконечности, то между Ахиллом и Черепахой всегда найдется пусть бесконечно малое, но все-таки расстояние, которое еще надо про­бежать Ахиллу.

Таким образом, допускаем ли мы бесконечную делимость простран­ства или существование неделимых интервалов пространства, можно сделать вывод о невозможности движения.

Корректным опровержением апорий может считаться только обна­ружение ошибок в рассуждениях Зенона.

Древнегреческие мыслители неустанно пытались найти причину бытия, распознать основы мироздания, определить цель и место в нем человека. Если кратко: элейская школа философии отвергала все мистические факторы, используя для работы только разум, рационализм. Проблемой представителей нового для античности направления было недостаточное количество исходного материала, что обусловило интеграцию с уже существующими школами.

Элейская школа философии

Основные идеи

Античное философское течение возникло в V веке до н. э. Мудрецы из города Элея в качестве отправной точки создания своего учения использовали математические тезисы Пифагора, сосредоточившись на идее проматериалистического исследования природного первоначала.

Основателями философской школы принято считать Ксенофана и Парменида. Они использовали разные методы убеждения, чтобы доказать окружающим свою правоту, но делали схожие выводы относительно материальности бытия и главенствующей роли разума в жизни человека. Благодаря им было сформулировано основное онтологическое положение учения элеатов, которое гласило, что ощущаемое представление о природе не может являться истинным, если не имеет разумного объяснения. В этом контексте становятся понятны и основные идеи, пропагандировавшиеся философами:

Бытие неразрушаемо и непрерывно

  • бытие неразрушаемо и непрерывно, поэтому все сущее — лишь часть единого целого, не подверженного изменению;
  • познание невозможно без рационализма;
  • движение есть необходимая часть существования, обеспечивающая возвращение всего сущего к исходному элементу (монизм);
  • целое — это совокупность составляющих его частей, качественно отличающаяся от каждой из них;
  • пустота и небытие невозможны и не подлежат познанию;
  • в процессе формирования знания для получения достоверной информации необходимо полагаться только на разум, не доверяя чувствам.

Известные представители

В число философов, ставших основоположниками идеи единства бытия, входят:

  • Ксенафон;
  • Парменид;
  • Мелисс;
  • Зенон.

Ксенафон отличался красноречием

Ксенафон отличался красноречием, умением увлечь слушателей. Пантеизм философии мыслителя и элеатов заключается в отрицании принятия на веру всех толкований необычных явлений природы, только тщательные исследования способны открыть истину. Он часто резко высказывался в адрес самодержцев, поэтому добиться уважения в обществе не мог.

Главным достоянием государства философ считал мудрость правителя и нравственное воспитание граждан.

Работа философа увлекла и его последователя Зенона. Этот мыслитель не ограничился поиском подтверждений противоречивости природы, а вывел своеобразный свод правил, состоящий из 40 апорий. Постановка некоторых из догм полностью соответствует идеям элейской школы о невозможности полностью познать бытие. Но важнейшей частью в развитии философской мысли принято считать всего 9 апорий, не получивших доказательства или опровержения даже на сегодняшний день.

В одно время с Зеноном жил и Мелисс. Его заслугой считается систематизация догм школы, формулировка важнейших тем для ее развития. Именно он расширил понятие бытия до уровня Вселенной, существующей в бескрайнем пространстве Космоса и Времени.

Роль учения

В античном мире исследовательские методы, как и сама база, были крайне ограничены. Представители элейской школы отказались от традиционного представления о мире, доказав, что оно основано на чувственных впечатлениях, не отличающихся достоверностью.

Метафизическое учение стремилось не выходить за рамки натуральной философии, но при этом замахивалось на попытки осознать, систематизировать понятие бесконечности, множественности, ограниченности или единства, что способствовало появлению новых проблем, требующих решения. Нередко елеатить — означало переходить к идеалистической диалектике, которой в дальнейшем увлекся Гераклит.

Мыслитель Гераклит

Труды мыслителей были неотделимы от жизни, что объясняет тесную связь с такими направлениями философии, как искусство спора, софистика. Представители элейской школы смогли взглянуть на окружающий мир под принципиально новым углом.

Благодаря их самоотверженности и стремлению к поиску истины появились новые инструменты познания, а рационализм смог взять верх над чувствами.

Читайте также: