Рулевой моторист обязанности кратко
Обновлено: 05.07.2024
Выбирая работу на флоте, стоит обратить внимание на востребованную морскую профессию моториста-рулевого.
Моторист-рулевой на судне – это специалист рядового состава, совмещающий функции матроса и техника. Как вахтенный матрос, он управляет ходом судна, а как техник, обеспечивает эксплуатацию корабельного двигателя и вспомогательных механизмов, а также проводит их обслуживание.
Описание и характеристика профессии
Моторист-рулевой запускает и останавливает двигатель и изменяет режимы его нагрузки. Неся вахту на руле, он следит за курсом, корректируя его при необходимости. Для этого надо учитывать сигналы на других судах, указания навигационных приспособлений – береговых знаков, маяков, баканов и проч., показания глубины и т. д. Кроме того, мотористу-рулевому нужно хорошо разбираться как в общих правилах, регулирующих движение судов, так и в специальных дополнениях к ним, разъясняющих условия навигации в конкретном районе.
Моторист-рулевой руководствуется в своей работе правилами эксплуатации основных двигателей и вспомогательных механизмов, средств автоматизации управления машинным отделением и систем дистанционного управления. Ему положено знать
- как устроен двигатель и каковы манёвренные качества судна;
- как действуют якорные механизмы и устройства;
- почему могут возникнуть неисправности в работе любой из судовых систем от главных двигателей до дополнительных механизмов.
Функции моториста заключаются в наблюдении за состоянием двигателя и судовых механизмов и поддержании их рабочего состояния, а также в управлении судовыми механизмами. Помимо основных обязанностей, рулевой должен соблюдать правила техники безопасности на судне, уметь спустить шлюпку на воду и управлять ею в разных погодных условиях, а также применять на практике приёмы спасения утопающих.
Моторист-рулевой находится в подчинении у боцмана и первого штурмана, а на вахте выполняет распоряжения вахтенного начальника. Продолжительность вахты в зависимости от типа и назначения судна составляет от восьми до двенадцати часов.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Профессиональные навыки можно приобрести, пройдя обучение по следующим направлениям:
По каждому из этих направлений разработано от 1 до 4 программ обучения.
Среди учебных заведений, в которых научат, как стать мотористом-рулевым, у абитуриентов пользуются популярностью:
- Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта,
- Новосибирский речной колледж,
- Морской технический колледж им. Д. Сенявина (Санкт-Петербург),
- Хабаровский техникум водного транспорта,
- Омский региональный многопрофильный колледж.
Практически в каждом из этих ССУЗов есть как бюджетные, так и платные места.
Кому подходит
Профессиональная ответственность – одна из основных характеристик работника, позволяющая не допустить возникновение экстремальных ситуаций. Однако на море и на реке может случиться непредвиденное. В этом случае рулевой должен проявить стрессоустойчивость и хладнокровие.
Необходимость контролировать сразу несколько объектов при управлении судном требует мгновенной реакции и отличной координации движений. Помимо этого, моторист-рулевой должен иметь острое зрение, хороший слух, точный глазомер и развитую зрительную память. Важны также чувство равновесия, выносливость и физическая сила.
Длительное пребывание со многими людьми в условиях ограниченного пространства предполагает умение матроса находить общий язык с командой, проявлять позитивное отношение к коллегам на протяжении всего рейса.
Зарплата моториста-рулевого
Оплата работы моториста-рулевого зависит от типа судна, региона, дополнительных условий, но в среднем в крупных городах и портах она колеблется в районе 30 тысяч рублей. Для сравнения: средняя зарплата по России – порядка 25 тысяч рублей.
Обычно в дополнение к зарплате при трудоустройстве почти всегда предлагают полный социальный пакет и нередко – оплату билетов к месту работы за счёт работодателей, материальную помощь при уходе в отпуск, дополнительную медицинскую страховку, частичное погашение стоимости санаторного лечения, премии и т.д.
Как построить карьеру
Мотористы-рулевые востребованы на всех видах речных и морских судов любого флота. Накопив опыт, моторист может пройти переподготовку по смежным морским специальностям. Последующее профессиональное образование откроет перспективу командных должностей на судах любого типа.
Перспективы профессии
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия моторист-рулевой подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>
Должностная инструкция моториста-рулевого теплохода
Должностная инструкция моториста-рулевого теплохода
I. Общие положения:
- Назначается, перемещается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя предприятия по представлению директора по эксплуатации флота.
- Должностной оклад моториста-рулевого устанавливается согласно штатного расписания.
- Моторист-рулевой непосредственно подчиняется капитану теплохода.
- В своей работе руководствуется:
- Действующим законодательством Украины, нормативными актами и др. документами;
- Уставом о дисциплине работников речного транспорта;
- Уставом службы на судах речного флота;
- Правилами охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности в речных портах;
- Приказами и распоряжениями руководителя предприятия и капитана теплохода;
- Настоящей должностной инструкцией.
II. Задачи и обязанности:
- Несёт вахту в машинном отделении, согласно судового расписания.
- Обслуживает главную энергетическую установку и вспомогательные механизмы, вспомогательные котлы и технические средства, которые обеспечивают их работу, управляет ими.
- Несёт вахту в рулевой рубке, согласно судового расписания.
- Знает принципы работы различных систем рулевого устройства, авторулевых, умеет управлять ими.
- Обслуживает судовые системы и управляет клапанами судовых систем.
- Обслуживает электрооборудование машинного отделения.
- Принимает участие в техническом обслуживании и ремонте всех судовых технических средств систем и механизмов.
- Производит слесарно-монтажные работы по ремонту судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем.
- Своевременно проводит техническое обслуживание механизмов, закреплённых за ним расписанием по заведованию.
- Читает и понимает значение приборов своего заведования.
- Обеспечивает бесперебойную работу механизмов на заданных режимах и принимает меры по устранению недостатков в их работе.
- Поддерживает чистоту и порядок в машинном отделении.
- Принимает меры в случае угрозы аварии, поступления забортной воды пожара или другой опасности для жизни людей в машинном отделении.
- Проводит подготовку систем пожаротушения к действию.
- Привлекаться по указанию механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.
- Изучает специальную лоцию и условия плавания района внутренних судоходных путей в которых судно совершает рейсы.
- Управляет ручными, паровыми, электрическими, гидравлическими рулевыми приводами, использует авторулевой. Осуществляет переход с одного вида управления на другой.
- Удерживает судно на постоянном курсе и меняет курс по приказу командного состава в различных условиях, как при глазомерной ориентировке, так и с помощью различных систем курсоуказателей.
- Следит за чистотой и порядком на ходовом мостике и рулевой рубке.
- Соблюдает требования техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии на судах.
Задачи и обязанности моториста-рулевого при несении вахты в рулевой рубке:
- Заступая на вахту, проверяет действие сигнальных огней, а в дневное время наличие поднятых флагов и знаков, необходимых в данной обстановке, также ознакамливается со всеми касающимися его распоряжениями по вахте.
- При стоянке на якоре или швартовых ведёт наблюдение за окружающей обстановкой, следит за положением и натяжением якорной цепи, швартовыми, кранцами, сходнями, трапами, якорными огнями и знаками, наличием противокрысиных щитков на швартовых, а также за тем, чтобы за борт не свешивались тросы, шланги и т.д. О всех изменениях обстановки докладывает вахтенному начальнику.
- Принимая вахту на руле, выясняет у сменяющегося курс, как судно слушается руля.
- Строго удерживает судно на заданном курсе, следит за работой курсоуказателей и рулевого устройства, немедленно докладывает вахтенному начальнику о неисправностях в их работе.
- Выполняет команды только вахтенного начальника или капитана, предварительно продублировав их.
- При плавании с использованием глазомерного метода ориентировки, постоянно ведёт наблюдение за плавучими и береговыми знаками навигационного оборудования, показаниями глубин на сигнальных мачтах, сигналами на движущихся и стоящих судах. Обо всех опасностях немедленно докладывает вахтенному начальнику
- Перед отходом судна с места стоянки проверяет действия рулевого устройства путём перекладки руля с борта на борт и докладывает об этом вахтенному начальнику.
III. Обязанности работника по соблюдению требований
нормативно-правовых актов по охране труда:
- Должен заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ или во время пребывания на теплоходе или территории предприятия.
- Знать и выполнять требования нормативно – правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
- Проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры.
IV. Должен знать
- Устав службы на судах речного флота.
- Правила трудового распорядка.
- Устройство судовых двигателей внутреннего сгорания и правила их эксплуатации.
- Основные неисправности двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем, способы их определения и устранения.
- Нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки.
- Процедуры несения вахты в машинном отделении.
- Назначение и расположение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем.
- Требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии.
- Основы электрооборудования судов и судовой автоматики.
10. Назначение и устройство приборов автоматики судовых двигателей внутреннего сгорания и вспомогательных котлов.
11. Слесарное дело и технологическую последовательность во время ремонта судовых двигателей внутреннего сгорания, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств, судовых систем и их арматуры.
12. Основы такелажных и малярных работ.
13. Основные действия по защите окружающей природной среды.
14. Назначение, устройство и действие различных передач мощности от главных двигателей на гребным валы, контрольно-измерительных приборов, судовых энергетических установок.
15. Назначение и устройство валопроводов и судовых движителей.
16. Основы физических процессов, которые происходят в судовых двигателях внутреннего сгорания.
17. Действия во время аварий и пути эвакуации из машинного отделения.
18. Назначение судовой сигнализации, которая связывает машинное отделение с мостиком судна.
19. Расположение на судне аварийно-спасательного, противопожарного оборудования, имущества, инвентаря и его использование по назначению.
20. Инструкцию по эксплуатации, правила технического обслуживания и ремонта судовых технических средств.
21. Специальную лоцию и условия плавания района внутренних судовых путей, в которых судно совершает рейсы.
22. Правила регламентирующие плавание судов и дополнения к ним, касающиеся района, в котором плавает данное судно.
23. Рулевое устройство и действия рулевого комплекса при работе движителей на передний и задний ход при плавании на мелководье, волнении, при ветре, швартовке, отданном якоре и т.д.
24. Принцип работы различных систем рулевого устройства, авторулевых.
V. Права:
- Получать необходимую информацию для выполнения своих обязанностей.
- Вносить вышестоящему руководству предложения по улучшению организации своего труда.
VI. Ответственность:
Моторист-рулевой несет личную ответственность за:
- Несоответствие принятых им решений действующему законодательству Украины.
- Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных данной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
- Правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством
- Дачу недостоверной информации о состоянии выполнения работы.
- Нарушения требований законов и других правовых актов по охране труда.
- Ненадлежащее обеспечение сохранности вверенных ему ценностей.
VII. Взаимоотношения:
Все вопросы, связанные с исполнением своих должностных обязанностей решает с директором по эксплуатации флота и командным составом судна.
VIII. Квалификационные требования:
Среднее или профессионально-техническое образование. Первичная профессиональная подготовка. Стаж работы на судах в составе машинной команды не меньше 2-х месяцев, который связан с функциями несением ходовой машинной вахты под руководством квалифицированного механика или особы рядового состава высшей квалификации. Должен иметь соответствующий диплом или свидетельство про квалификацию, дающее право работать в данной должности.
Руководитель подразделения __________________________________ __ __________ г.
1. Требования к мотористу-рулевому: На должность моториста-рулевого назначаются лица на моложе 18 лет, прошедшее медицинское освидетельствование, проверку знаний техники безопасности и получившие удостоверение на право работать в данной должности.
2. Принимается на работу и увольняется директором в соответствии с действующим законодательством РФ. Согласно занимаемой должности на него распространяются все льготы, права и обязанности согласно Устава фирмы и действующего законодательства РФ в полном объеме.
3. Моторист-рулевой непосредственно подчиняется командному составу танкера.
Моторист-рулевой обязан:
- Знать устройство всех судовых двигателей и вспомогательных механизмов и правила безопасности их обслуживания, правила техники безопасности на судах речного флота
- знать принципы работы различных систем рулевого устройства, авторулевых, уметь управлять ими.
- знать устройство главных энергетических установок и вспомогательных механизмов и уметь их обслуживать;
- знать нормативные эксплуатационно-технические показатели работы энергетической установки;
- участвовать в обслуживании и ремонте всей судовой техники;
- знать и выполнять правила технической эксплуатации судовой техники;
- своевременно проводить техническое обслуживание механизмов, закрепленных за ним расписанием по заведованию;
- знать расположение и назначение трубопроводов, вентилей и клапанов судовых систем и уметь управлять ими;
- уметь читать и понимать значение показаний приборов своего заведования.
- моторист-рулевой может привлекаться по указанию механика к судовым работам, не входящим в круг его прямых обязанностей, после получения инструктажа по правилам безопасности труда на рабочем месте.
Моторист-рулевой имеет право:
1. Получать необходимую информацию для выполнения своих обязанностей.
2. Вносить вышестоящему начальству предложения по улучшению организации своего труда.
Моторист - рулевой несет ответственность:
1. За ненадлежащие исполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, несоблюдение законодательства РФ.
2. За полное материальное обеспечение сохранности вверенных ему ценностей.
Необходимость в рулевом появилась в момент создания первого корабля. Немногим позже изобрели двигатель внутреннего сгорания и внедрили его в конструкцию судна, таким образом рулевой стал выполнять обязанности моториста. А чтобы должность отражала все основные функции, профессия стала называться моторист-рулевой.
Непосредственные обязанности
На работе моторист-рулевой должен придерживаться выполнения ряда задач:
- Первостепенно специалист должен владеть техникой управления судном при любых погодных условиях, мгновенно выполнять приказы вышестоящего руководства.
- Обязан знать конструкцию абсолютно всех двигателей судна, сопутствующих механизмов, особенности эксплуатации и правила обслуживания.
- В соответствии с должностной инструкцией моторист-рулевой должен принимать участие в ремонте судов и отслеживать их исправность.
- Обязан владеть информацией по расположению трубопровода на судне, для чего предназначены вентили и клапаны, как действует якорный механизм и методы швартовки корабля.
- Должен уметь управлять шлюпкой, на практике изучить приемы спасения утопающих и оказание доврачебной помощи пострадавшим.
- Обязан мастерски владеть должностными инструкциями корабельного матроса, умением вязать морские узлы и выполнять малярную работу.
- Владеть чтением и пониманием значений показаний всех приборов на судне.
Типичное описание вакансии моториста-рулевого
На работу принимаются граждане, достигшие возраста 18 лет и прошедшие медицинский осмотр на соответствие должности, а также прошедшие теоретическую и практическую подготовку в специализированных образовательных учреждениях.
Имеющие свидетельство на право работать в должности моториста-рулевого, принимаются и увольняются непосредственным руководителем согласно действующему законодательству РФ.
В соответствии с Уставом организации на сотрудника распространяются все права, обязанности и льготы в полном объеме.
Качества потенциального соискателя
Моторист-рулевой обязан иметь высокую дисциплинированность, чтобы точно и в короткий срок выполнять приказы вышестоящего руководства. Очень важно обладать пространственным мышлением, которое необходимо для ориентирования в пространстве на воде. Кроме того, должен запоминать места, в которых уже был.
Уметь вести наблюдение за окружающей местностью, для того чтобы своевременно выявить угрозы, препятствующие свободному прохождению корабля. Зрение не должно снижаться в плохих погодных условиях – дождя, тумана, темноты. При помощи отличного глазомера рулевой в миг и правильно определит точное расстояние от судна до появившихся очертаний местности.
Отличный слух пригодится мотористу для выявления правильной работы двигателя корабля по характерным звукам, поможет вовремя устранить его неисправность.
Должен обладать хорошим вестибулярным аппаратом, уметь плавать как на воде, так и под, и не быть подверженным морской болезни. А выполнение необходимых работ на судне потребуют начальных навыков слесаря и определенной физической силы.
Продолжительные вахты только для терпеливых и выносливых людей, а постоянный коллектив должен вызывать только дружелюбные эмоции, отсутствие конфликтов и взаимопомощь окружающим.
Права и обязанности профессии
Должностная инструкция рулевого-моториста регулируется Уставом компании, в которой служит сотрудник. Там же и прописаны его права и основные обязанности. Но стоит помнить, что руководитель может поставить задачу, которая там не прописана, но это не дает право не выполнять приказ начальства.
Необходимое образование
Чтобы соответствовать вакансии рулевого-моториста на судно, необходимо овладеть профильным образованием в среднем специальном учреждении по любому из направлений:
- матрос;
- моторист-машинист;
- технология кораблестроения и водного транспорта;
- механик судна;
- судоводитель или помощник механика судна.
Все эти направления позволяют получить необходимые знания и навыки, чтобы работать с корабельными двигателями и управлять водным транспортом.
Уровни квалификации
В специальности существует два уровня специалиста – это 5 и 6. Однако должностные обязанности рулевого-моториста никак не влияют на уровень выполняемых задач. Разница заключается лишь в мощности двигателя корабля, к управлению которым рулевой имеет допуск.
Так, например, рабочий пятого разряда может управлять судном с мощностью двигателя до 850 кВт, шестого такого ограничения не имеет.
Возможный карьерный рост
Образованные специалисты смогут работать в любых флотах и на любом судне. Со временем, приобретя необходимый опыт и пройдя необходимое повышение квалификации, вполне возможно благополучно стать капитаном судна.
Сколько зарабатывает специалист
Уровень заработной платы рулевого-моториста зависит от региона проживания сотрудника и мощности двигателя судна, которым он управляет. В дальних уголках страны заработная плата такого специалиста 6,5–15 тысяч рублей.
Живущие в центральном регионе смогут зарабатывать 25–30 тысяч рублей в месяц.
Как видно не густо. Но не стоит забывать, что в вахтовый период компания полностью обеспечивает работников форменной одеждой и необходимым питанием. Кроме того, имеются все социальные гарантии, оплачиваемый отпуск и премии по результатам работы.
Преимущества и недостатки профессии
К плюсам должности рулевого-моториста можно отнести:
- профессия достаточно востребована и актуальна на бирже труда;
- возможность карьерного роста до капитана корабля;
- полный социальный пакет от организации.
К недостаткам относятся:
- низкий уровень заработной платы;
- обязательное наличие соответствующего свидетельства об образовании;
- график работы – вахта.
Есть контингент людей, которым нравится бороздить просторы моря, они хотят познать настоящую мужественную морскую дружбу, увидеть дальние края, побывать в любом уголке мира. Это все кажется таким романтичным, что на флот идут служить не только мужчины, но и девушки. Однако для настоящего специалиста в этой должности – это первостепенно тяжелый труд. В любых погодных условиях и обстоятельствах корабли призваны перевозить грузы, пассажиров. Также с помощью судопроизводства добывается рыба и исследуются пространства Мирового океана.
На небольших буксирных катерах уровень ответственности рулевого-моториста возрастает в разы, ведь управление судном происходит без ценных указаний капитана, а всю ответственность на себя возлагает специалист за штурвалом. Поэтому здесь нужно быть особенно внимательным, уметь по характеру звука определить неисправность в двигателе, четко ориентироваться по приборам и быстро принимать важные решения в условиях опасности.
Читайте также: