Церковное право древней руси кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. споры по действительности духовных завещаний;

2. тяжбы о разделе наследства, оставленного без завещания;

3. о неустойках по брачным сговорам;

4. споры между женой и мужем о приданом;

5. споры о рождении детей от законного брака;

6. дела об усыновлениях и о праве наследования усыновленных;

7. дела о душеприказчиках, которые женились на вдовах умерших;

8. дела по челобитьям господ на беглых холопов, принявших постриг или женившихся на свободных.

По этим делам все лица — и клирики, и миряне — на Руси были подсудны церковному, епископском суду.

При царе Алексее Михайловиче все гражданские дела духовенства были переданы в ведомство учрежденного в 1649 г. Монастырского Приказа, против существования которого энергично, но тщетно протестовал Патриарх Никон. Большой Московский Собор, осудивший Патриарха Никона, тем не менее подтвердил постановление Стоглава об исключительной подсудности духовенства архиереям, и вскоре после Собора указом царя Феодора Алексеевича Монастырский Приказ был упразднен.

Часть первая. Эстетика в Древней Руси. XI‑XVI века

Свидетельства эпохи Древней Руси

Свидетельства эпохи Древней Руси Среди старинных документов о семейной жизни отберем д ля рассмотрения четыре: Поучение Владимира Мономаха, Измарагд, Домострой и Житие Иулиании Лазаревской.Как великий князь, Владимир Мономах занимал Киевский престол с 1113 по 1125 год. Всю

19. Певческие коллективы и распевщики Древней Руси

19. Певческие коллективы и распевщики Древней Руси Древнерусские письменные памятники содержат в себе мно-ЖЕСТВО свидетельств о распевщиках и певчих коллективах, однако степень информативности этих свидетельств неодинакова. Если свидетельства, относящиеся к первому

Крещение Киевской Руси. Период полного подчинения Русской Церкви Константинопольскому патриархату. Возникновение монашества. Гибельное последствие удельного княжения для Киевской Руси. Перемещение центра княжества на северо-восток. Начало московского периода в истории России и ее Церкви. Нашествие т

Крещение Киевской Руси. Период полного подчинения Русской Церкви Константинопольскому патриархату. Возникновение монашества. Гибельное последствие удельного княжения для Киевской Руси. Перемещение центра княжества на северо-восток. Начало московского периода в

Афоризмы древней Руси

1. Из истории монастырского Устава в Древней Руси от истоков до XVI века

1. Из истории монастырского Устава в Древней Руси от истоков до XVI века В то время как извне в иноческую жизнь вторгалось развращающее воздействие мира, внутри монастырских стен основы подвижничества понимались порой не в духе церковного предания, а по собственному

2. Старчество в Древней Руси

2. Старчество в Древней Руси Когда обращаешься к истории старчества XVIII–XIX вв., то сразу встает вопрос, существовало ли оно в монастырях Древней и Московской Руси, и если существовало, то в какой форме и сколь распространено было оно тогда. В нашем очерке истории

Анны в истории Древней Руси

Анны в истории Древней Руси История огромного государства восточных славян, раскинувшегося от Черного до Белого моря, от Дуная и Западной Двины до Волги и Урала и названного Киевской Русью, известна как по описаниям летописцев, хронистов, древних географов, так и по

Появление церковной организации в Древнерусском обществе потребовало законодательного определения ее места в системе государства. Княжеские церковные уставы (закон в форме уставов, т.е. отдельных постановлений по одному или нескольким вопросам) и уставные грамоты о десятинах, судах, церковных людях стали теми документами, в которых отразился договор, определяющий взаимоотношения светской и церковной властей, их функции в общественном и государственном управлении и суде, соотношение земельных, финансовых и иных интересов государства и церкви. Уставы издавали потом в большом числе и последующие князья.

Своеобразие источников отечественного церковного права в период зависимости Русской Церкви от Константинопольского Патриарха выразилось в том, что действовавшие на Руси церковно-правовые документы государственного происхождения в эту эпоху издавались разными инстанциями: великокняжеской и удельной княжеской властью, византийскими императорами и золотоордынскими ханами. Дошедшие до нас княжеские церковные уставы условно можно разделить на две группы в зависимости от того, какому периоду они принадлежат, территорию какого государственного образования охватывает разделение властей по уставу, и иерархического положения указанных в уставе сторон.

К первой группе относятся Устав князя Владимира Святославовича о десятинах и церковных людях и Устав Ярослава Владимировича о церковных судах. Законодателями в этих уставах выступают великие киевские князья, а в создании Устава князя Ярослава принимал участие киевский митрополит Иларион. Поэтому действие названных уставов распространялось на территорию всей Руси. Соответственно в них оговариваются формы и размеры материального обеспечения церкви, и пределы церковной юрисдикции применительно к столичной Киевской митрополии.

Вторая группа - это уставы и церковно-уставные грамоты удельных князей, отражавшие особенности взаимоотношений церковной и государственной властей, сложившихся в отдельных княжествах в период феодальной раздробленности XII-XIV веков: Уставная грамота Новгородского князя Святослава Олеговича 1137 г.; Уставная грамота Смоленского князя Ростислава Мстиславовича и епископа Мануила 11361150 гг.; Устав Новгородского князя Всеволода Мстиславовича (1117-1137 гг.) о церковных судах и уставная грамота, данная церкви св. Иоанна Предтечи-на-Опоках, и другие, в том числе не дошедшие до нашего времени.

Поскольку в большинстве своем в их основе лежат уставы Владимира и Ярослава, то характер соотношения правовых и религиозных норм в процессе регулирования общественных отношений целесообразно рассматривать на основе указанных двух документов.

Редакции, дошедшие до нас, разнообразны по объему и содержанию. Ввиду этого, анализируя данный памятник, остановимся на одной из них - Синодальной редакции (вторая половина XIII - начало XIV вв.), распространенной на всей территории Руси, в том числе на украинских и белорусских землях.

Указанная статья имеет и большое материальное значение: на основании указанных в документе авторитетных правовых источников -постановлений первых христианских царей и семи Вселенских церковных соборов (ст. 11) - впервые объявляются общественно опасными такие поступки, которые ранее не рассматривались как преступления русским обычным правом. Итак, согласно Уставу, к ведению церковного суда отнесены:

1. роспуст - бракоразводные дела, в том числе самовольное расторжение брака. Согласно учению церкви брак заключался на всю жизнь, и мог быть расторгнут, лишь в исключительных случаях, причем только после церковного судебного разбирательства. Обоснованием нерасторжимости брака служили книги священного писания Ветхого и нового завета: книга Бытие (2:21-25; 3), Евангелие от Матфея (19:1-12), Евангелие от Марка (10:1-12), Евангелие от Луки (16:18);

2. смильное заставание, которое одни ученые понимают как преступную любовную связь, другие, в частности, А. С. Павлов, - как тяжбу о неустойках, связанных с приданым. Таким образом, Церковь признает совместную жизнь мужчины и женщины лишь в освященном ею браке и пресекает внебрачные связи. Согласно книге Исход (22:16-17), внебрачная половая связь с девицей влекла следующие последствия: если обольстит кто девицу не обрученную, и переспит с нею, пусть даст ей вено (и возьмет ее) себе в жену; а если отец не согласится (и не захочет) выдать ее за него, пусть заплатит (отцу) столько серебра, сколько полагается за вено девицы;

3. пошибанье (значение этого слова учеными трактуется неоднозначно).

4. умычка представляла собой обычную языческую форму вступления в брак. Причем умычке предшествовала предварительная договоренность жениха с невестой. Как и другие языческие обряды умычка преследовалась Церковью, как противная ее учению;

Кроме того, к ведению церковного суда отнесено также рассмотрение следующих дел: браки между близкими родственниками, разные виды волшебства (ведьство, зелейничество, потвори, чародеяния, волхвования, зубоежа), еретичество, церковная татьба, гробокопательство, идолопоклонство, осквернение храмов, избиение сыном отца или матери дочерью, неприличное защищение женою своего мужа в драке, противоестественные пороки, скотоложство, убийство матерью незаконно прижитого младенца.

Следует заметить, что некоторые из перечисленных дел, подведомственных церковному суду, прямо указаны были в греческом Номоканоне и Библии; другие отмечены в рассматриваемом документе по указанию самой народной жизни, которая нередко представляла такие случаи оскорбления святыни и соблюдения религиозных языческих обрядов, которые обозначены в Уставе.

Обобщая содержание ст.9 Устава князя Владимира, следует заметить, что церковному суду подлежали дела, касательно области внутрисемейных конфликтов, в большей степени неимущественного характера, преступления против нравственности, церкви, языческие обряды.

Ст. 17 указывает на подсудность этих лиц суду митрополита или епископа и перечисляет основные категории дел. Оговаривается в Уставе и компетенция общего суда в случае конфликтов между лицами разной подсудности (ст. 18).

Устав также определяет материальное обеспечение церковной организации в форме десятины (ст.3-13) и указывает со ссылками на божественное установление на прерогативу церкви следить за правильностью мер и весов (ст. 15). Основанием этой прерогативы служили книги Священного Писания: Второзаконие 25:13-15; Левит 19:35-36; Иезекиль 45:10.

Устав князя Владимира оказал огромное влияние, как на каноническое (церковное), так и на русское право вообще. По существу дела, вплоть до эпохи Петра Великого судебная власть церкви по тяжебным и уголовным делам сохранялась в целом в тех пределах, которые были обозначены Уставом князя Владимира.

Кроме того, до нас дошел также Устав князя Ярослава Мудрого, который, по мнению А.С. Павлова, явился логическим продолжением Устава князя Владимира и дополнением к Русской Правде. Однако подлинность этого Устава также ставилась под сомнение Н.М. Карамзиным. Но уже в середине XIX века К.А. Неволин доказывал, что в основе своей устав восходит ко времени Ярослава. Точку зрения К.А. Неволина разделяли А.С. Павлов и В.О. Ключевский.

Большинство статей Устава князя Ярослава посвящено регулированию взаимоотношений полов вообще и брачно-семейных отношений в частности, но рассматриваются они преимущественно с уголовно-правовых позиций. Говоря о регулировании отношений между мирянами, следует сказать о целом комплексе статей Устава Пространной редакции, запрещающих лицам разных вероисповеданий вступать в половые отношения, брак или участвовать в совместной трапезе.

Наконец, помимо норм, регулирующих отношения мирян, а их абсолютное большинство, в Уставе содержатся несколько статей, регулирующих отношения церковных людей: о блуде, о пьянстве, о крещении попом за пределами своего прихода, о расстрижестве монахов и общая статья о подсудности церковных людей епископским или митрополичьим волостелям.

Кроме рассмотренных нами церковных уставов, носящих на себе имена великих древнерусских князей, до нас дошли несколько церковно-уставных грамот этого периода, приписываемых удельным князьям XII века. Некоторые из этих грамот, несомненно, подлинны, другие сохранились в более или менее переделанном виде. К числу первых принадлежат:

До нас дошла грамота Великого Московского князя Василия Дмитриевича святителю Киприану, в которой устанавливаются права митрополита в отношении населения, живущего в вотчинах митрополичьей кафедры.

Одним из своеобразных материальных источников церковного права на Руси в период зависимости нашей Церкви от Константинопольского Патриарха были законы византийских императоров. Согласно византийским правовым воззрениям, власть императоров распространялась на все православные народы во вселенной. Правда, эти положения мало соответствовали действительности. Но Константинопольские Патриархи в посланиях русским митрополитам или князьям указывали, что свои распоряжения они делают с согласия императоров.

Иногда и сами русские князья обращались по поводу церковных дел в Константинополь не только к патриархам, но и к императорам. Например, когда уже решался вопрос об автокефалии Русской Церкви, Великий князь Василий Васильевич Темный писал последнему византийскому императору Константину Палеологу о поставлении митрополита Ионы русскими епископами. Это послание, составленное в весьма почтительном тоне, не было отправлено в Константинополь.

Сохранились и некоторые грамоты византийских императоров по русским церковным делам - например, четыре грамоты, Иоанна Кантакузена о разграничении переделов Киевской и новообразованной Галицкой митрополий (1347 г.). Но участие императоров в церковной жизни Руси было весьма ограничено и в силу ее политической независимости от Константинополя, и ввиду географической удаленности Русской земли.

Теперь остановимся более подробно на обзоре важнейших памятников русского канонического права этого периода, которые произошли непосредственно от самой духовной иерархии русской Церкви. Как мы уже знаем, русская Церковь до половины XV в. находилась в зависимости от константинопольских патриархов и от них получала своих митрополитов. В это время наши духовные иерархи и князья нередко обращались к патриархам с вопросами по делам церковного управления и дисциплины. Отсюда особым и довольно обильным источником древнерусского канонического права были грамоты константинопольских патриархов по делам русской церкви. Некоторые из этих грамот дошли до нас в современных русских переводах, но большая часть известна только в греческих подлинниках.

Как уже упоминалось выше, характерным явлением в истории русского церковного права указанного периода было то, что в числе источников этого права мы находим и грамоты византийских императоров по делам русской церкви, и притом, по делам первостепенной важности (например, о разделении русской митрополии на две или о воссоединении их опять в одну). Объясняется это явление тем, что Русская Церковь, вследствие зависимости от Константинопольских патриархов, зависела и от их императоров, которым патриархи в определенной мере подчинялись. За императорами в Византии давно было признано право возводить простые епископии в степень митрополий и таким образом разделять одну митрополию на две и более. А так как русская митрополия считалась частью константинопольского патриархата, то императоры считали себя вправе относиться к ней так же, как они относились и к собственно греческим митрополиям, существовавшим на их государственной территории. Таким образом, принципы государственного византийского права, в силу подчинения русской церкви константинопольским патриархам, как бы по необходимости простирали свое действие и на Русскую Церковь.

Местными органами развития русского канонического права были Соборы. Они были или митрополичьими, представлявшими всю русскую Церковь, или епархиальными. Первые всего чаще собирались митрополитами по поводу поставления новых епископов на вакантные кафедры, для чего, по коренным церковным правилам, требуется непременно собор из двух или трех епископов (Правила апостольские, пр.1).

Епархиальные же соборы были ежегодными. Они обыкновенно составлялись в воскресенье на первой неделе Великого поста, поэтому этот день назывался соборным воскресеньем. От этого периода сохранились в подлиннике постановления только одного митрополичьего собора, именно Владимирского (Владимир-на-Клязьме), созванного в 1274 г. митрополитом Кириллом II. Эти постановления, изданные в форме поучения или окружного послания названного митрополита, вероятно - вскоре после их издания и по непосредственному распоряжению митрополита внесены были в состав русских Кормчих. В истории русского канонического права постановления

Владимирского собора имеют весьма важное значение. В них принят ряд мер, направленных к восстановлению церковной дисциплины, расшатанной монгольским игом, и к искоренению разных народных пороков, отчасти перенятых у иноверных завоевателей. В основание своих постановлений собор положил греческий номоканон, полученный митрополитом из Болгарии в новом славянском переводе.

Все эти памятники представляют драгоценный материал для изучения истории быта, воззрений, нравов и обычаев русского общества того времени. Из их анализа видно, с какими сложностями столкнулась Церковь в применении законов и правил, содержавшихся в каноническом праве, в жизни русского народа и самого духовенства.

Таким образом, мы видим, как Церковь активно влияла на государственное законодательство по вопросам, относящимся к ее собственной области, так и по вопросам, относящимся исключительно к компетенции государства. Вследствие этого, канонические установления буквально пронизывали все государственное законодательство, посредством чего оказывали непосредственное воздействие на общественные отношения. Начиная с раннего периода развития русского общества, церковно-правовые предписания выступали фактическими регуляторами общественных отношений.

Немаловажным является и тот аспект, что воздействие канонического (церковного) права на жизнь общества, коренным образом изменило судьбу обычного русского права, во многом прямо противоречащего учению христианской морали. Посредством канонических норм впервые обозначаются, а затем и законодательно закрепляются как противоправные многие деяния, ранее допускавшиеся обычным правом. Это особенно показательно в отношении брачного права, где на момент крещения Руси имело место многоженство, отпущение жены, наложничество и пр.

Оценивая регуляционную функцию канонического (церковного) права в жизни Древнерусского общества, отметим его действие в первую очередь именно в сфере гражданских и особенно брачно-семейных отношений. Это связано, прежде всего, с тем, что государственное законодательство того периода было тесно связано с каноническим правом в процессе регулирования жизни христианского общества.

Любое право, в том числе и внегосударственное, т.е. церковное, заключается в регламентации поведения людей, их действий, основываясь на санкциях по отношению к нарушителям установленного правопорядка. Задачей права является регулирование взаимоотношений между людьми, живущими в обществе, путем установления равно обязательных для всех правил поведения. Оно предусматривает также в случае необходимости принятие мер для принуждения к тому, чтобы правилам подчинялись все. Предусмотренные законодателем санкции для восстановления попранного правопорядка делают его неуязвимым для нарушителей.

Церковное право в Древней Руси.

В уставах закреплялось положение о десятине, согласно которому государство передавало Церкви одну десятую долю со всех собираемых им даней, судебных платежей и торговых пошлин. Церковь осуществляла собственную юрисдикцию (по установленному для неё кругу лиц и дел) на основании сводов канонического, церковного права, составленных из различных норм византийского права (Кормчая книга).

По Церковному уставу Ярослава, моногамная семья становится объектом защиты со стороны Церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14-15 лет для мужчины и 12-13 лет для женщины). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление врачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству. Дети находились в полной зависимости от родителей, особенно от отца, имевшего над ними почти безграничную власть. Наследственное право сохраняло многие черты патриархальных отношений.

Возникновение нормы об ответственности родителей за невыдачу их дочери замуж и, следовательно, лишении ее средств существования после их смерти объясняется тем, что традиционное древнерусское наследственное право не обеспечивало дочерей в отличие от сыновей наследством родителей. Поэтому община должна была содержать старых дев за свой счет и налагала на родителей еще при их жизни соответствующее взыскание. Церковь на Руси, заимствуя эту норму в Устав князя Ярослава, признала ее как не противоречащую христианским нормам ответственности родителей за воспитание и обеспечение детей, но со временем, с расширением числа монастырей и благотворительной деятельности Церкви, эта архаичная норма потеряла свое значение и была отменена — она не вошла в Краткую редакцию Устава середины XIV в.

В течение ХII в., с развитием структуры Киевской митрополии, формированием новых епархий, проникновением христианства во все слои населения юрисдикция Церкви изменяется, распространяясь в глубь жизни общества. Конфликты, связанные с взаимоотношениями внутри семьи, между супругами, по-прежнему остаются в ведении Церкви, княжеская власть не берет на себя их регулирование. В княжеских уставах Церкви зафиксировано также традиционно принадлежавшее Церкви преследование нецерковных религиозных культов и еретичества. Такова первая большая сфера церковной юрисдикции.

Церковное право в Московском государстве.

В XV в. Церковь была важным фактором в процессе объеди­нения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизо­ванного государства. В новой системе власти она заняла соответ­ствующее место. Сложилась система органов церковного управ­ления : епископаты, епархии, приходы. С 1589 г. в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания церкви на политическую власть. Они вылились в конфликты патриарха Никона с царем Алексеем Михайловичем, а на более широком уровне - в раскол, столкновение старых и новых политических позиций церкви.

Высший церковный орган (Освященный собор) в полном со­ставе входил в верхнюю палату Земского собора. Духовенство как особое сословие наделялось рядом привилегий и льгот: осво­бождением от податей, телесных наказаний и повинностей.

Церковь в лице своих организаций являлась субъектом зе­мельной собственности, вокруг которой уже с XVI в. разгорелась серьезная борьба. С этой собственностью было связано большое число людей: управляющих, крестьян, холопов, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церков­ных властей .

До принятия Соборного Уложения 1649 г. все дела, относя­щиеся к ним, рассматривались на основании канонического пра­ва и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социаль­ных групп.

Власть патриарха опиралась на подчиненных церковным ор­ганизациям людей, особый статус монастырей, являвшихся крупными землевладельцами, на участие представителей церкви в сословно-представительных органах власти и управления. Цер­ковные приказы, ведавшие вопросами управления церковным хозяйством и людьми, составляли бюрократическую основу этой власти.

Устанавливалась общность имущества супругов, но закон за­прещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия. Влияние обычая сказывалось на такой особенности имуществен­ных отношений супругов, как семейная общность имущества. При этом общее право супругов распространялось на имущество, предназначенное на общие цели семьи, а также на имущество, совместно приобретенное супругами в браке. Независимо от ис­точника (принесенное супругами в семью или совместно нажи­тое в браке) семейное имущество подлежало сохранению и по­следующей передаче детям-наследникам.

После XV в. актом, обеспечивающим сохранность приданого, становится завещание, которое составлялось мужем сразу же после заключения брака. Имущество, записанное в завещании, перехо­дило к пережившей супруге, чем и компенсировалась принесен­ная ею сумма приданого. В случае смерти жены к ее родственни­кам переходило право на восстановление приданого. При отсут­ствии завещания переживший супруг пожизненно или вплоть до вступления во второй брак пользовался недвижимостью, принад­лежавшей покойному супругу.

Похожие страницы:

Права человека история и современность

. Идут споры о соотношении государственной и церковной власти (Иосиф Волоцкий, нестяжатели).В 1497 . литературы Т.Н. Довбуш. Права человека: история и современность. Анатолий Никитин. Государство и право: история и современность. Конституция РФ, принятая .

Система общего права, история и современность

. права как явление теории государства и права. Предметом – роль общего права на этапах развития истории и современности . , начиная с XI—XII вв., дуализм церковного и светского права, а в светской области — плюрализм племенной .

Церковное право в России. История и современность

История возникновения и развития юридической герменевтики в России

Деловой этикет история и современность

. вариант № 7 Деловой этикет: история и современность по дисциплине: Русский язык и культура . установленный порядок, совокупность правил, регламентирующих внешние проявления человеческих . членом королевской семьи или церковным иерархом), холостого мужчину .

До сих пор самым лучшим образцом правовой системы считается римское право, по которому, в том числе, жила и Византия. Впрочем, это не значит, что в других странах с юридическими документами и нормативами дела обстояли хуже.

На Руси гражданское право все еще соотносилось с народным. И только после крещения, когда был установлен церковный суд, началась история русской судебной практики.

Церковный суд на Руси обладал огромными полномочиями. Те дела, которые в самой Византии рассматривались бы в гражданском суде, на Руси рассматривались церковниками.

русская правда

По уставам князей Владимира и Ярослава все гражданские отношения, касающиеся нравственности и религии, были вынесены на епископский суд. Церковь защищала родительская права, права детей, вела дела, касающиеся родственных взаимоотношений.

Источники древнерусского права

Вплоть до IX века нельзя установить точную структуру и положения русского права. Но нам известные его основные источники:

Древнерусское законодательство

Светское законодательство существовало на Руси и раньше, просто в форме обычного права. А вот церковное законодательство, не зависящее от решений киевского князя, было привезено из Византии. У греков переняли номоканон: постановления церковных соборов, а также эклогу – светские законы для уголовного и гражданского суда.

Все перенятые у византийцев законы были объединены в один общий свод – Кормчую книгу. А с XI в. главным источником законодательства становится Русская Правда.

Этот законодательный документ очень точно отражают юридическую действительность Руси XI-XII вв., однако назвать это отражение полным нельзя. В Русской Правде сформированы частные юридические отношения, затрагивающие материальные интересы граждан. Нравственные же нормы были целиком и полностью в церковном ведомстве.

О чем говорит этот устав? Князь просит своих потомков нерушимо блюсти постановления вселенских соборов и законов греческих царей. То есть документ основан на греческом Номоканоне.

церковный суд в древней Руси

Устав попал и в новгородскую Кормчую книгу. Именно в ней сохранился древнейший список владимирского устава, дошедший до наших дней. Густой слой правок, переделок, вставок и дописок дает нам основание полагать, что устав действовал (и изменялся) на протяжении длительного времени.

Что входило в этот устав?

Определение церковного положения. Церковники не только служат Богу, но занимаются и вполне земными делами, в том числе – судят.

Предоставление церкви юрисдикцией над всем христианским населением русской земле.

Определение дел, подконтрольных церковному суду: это семейные дела, дела о неприкосновенности христианских символов, дела о ереси и вероотступничестве, о противоестественных грехах, изнасилованиях и оскорблениях словом.

Помещение под попечение церкви особой категории населения – церковных людей. Этих людей во всех делах (в том числе юридически относящихся к княжескому суду) судила только церковь.

  • Белого духовенства с семьями;
  • Черного духовенства;
  • Мирян, служивших церкви;
  • Бесприютных и убогих людей, опекаемых церковью.

Кроме того, уставом Владимира определено и церковное ведомство, куда входят еще и монастыри, больницы, богадельни.

Развитие церковной юрисдикции

Если при Владимире судебная реформа только начинала свои обороты, то его сыне Ярославе началось активное развитие церковной юрисдикции.

церковный суд

  • Греховные дела без подсудного элемента (например, употребление скоромной пищи во время поста). Такие дела были целиком и полностью в церковном ведомстве;
  • Греховно-преступные дела, запрещенные и церковью, и государством (например, похищение девиц). Такие дела разбирались княжеским и церковным судом;
  • Преступления, совершенные церковными людьми. Вне зависимости от преступления все дела судила церковь, хотя князь оставлял за собой полномочия вмешиваться в ход дела. При тяжких преступлениях, совершенных церковными людьми (убийство, грабеж), преступника судили и церковный, и княжеский судья.

Во-первых, было подробно разобрано понятие преступления с подробным описанием материального, физического и нравственного вреда.

Во-вторых, юридическому вниманию были подвергнуты греховные деяния, такие как обида словом или мелкая кража.

В-третьих, осложнял действующую систему наказания, разделяя полномочия между княжеским и епископским судом.

Читайте также: