Искусство западной европы 17 18 века кратко

Обновлено: 06.07.2024

XVII век – одна из самых ярких и блистательных страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло ощущение драматических противоречий жизни. С одной стороны, происходит революционный переворот в естествознании, формируется новая картина мира, в искусстве появляются новые стили, с другой – преобладают политический консерватизм, пессимистические взгляды на общество и человека.

Для барочной архитектуры была характерна пышная декоративная отделка со множеством деталей, многоцветная лепка, обилие позолоты, резьбы, скульптуры, живописные плафоны, создающие иллюзию уходящих вверх разверзшихся сводов. Это время господства кривых, причудливо изогнутых линий, перетекающих друг в друга, торжественных фасадов зданий и величественных архитектурных ансамблей. В живописи доминирует парадный портрет, свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

С именем Бернини связан очередной этап преобразований собора Святого Петра в Риме: он оформил площадь перед собором, прямо от краев фасада далеко вперед протянулись крытые галереи-коридоры. Архитектор создал 2 площади – большую эллиптическую, обрамленную колоннами, и непосредственно примыкающую к ней площадь в форме трапеции, ограниченную с противоположной стороны главным фасадом собора. Одновременно пространство перед собором являлось и городской площадью, оформленной обелиском в центре овала и двумя фонтанами.

Рубенс “Воздвижение креста” “Снятие с креста”

Реалистические тенденции в живописи можно наблюдать в творчестве великого голландского художника Рембрандта Гарменса ван Рейн (1606-1669). Тематика его творчества многообразна: религиозные сюжеты, мифология, история, портреты, жанровые сцены. Искусство Рембранта отличалось, прежде всего, любовью к человеку, гуманизмом, в каждом произведении Рембрандта – попытка передать духовную эволюцию человека, трагический путь познания жизни. Его герои – люди с противоречивыми характерами и непростыми судьбами. Художник всегда изучает натуру, свою модель, не ограничиваясь изображением общих черт. В историю мировой живописи Рембрандт вошел как мастер автопортрета. Из года в год он изображал себя то веселым или грустным, то рассерженным или равнодушным. В ста созданных им автопортретах – история его жизни, биография души, исповедь художника.

Во Франции XVII века господствовал классицизм. Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Мастера классицизма не передавали в своих произведениях непосредственную, окружающую их жизнь. Они изображали облагороженную действительность, стремились создать идеальные образы, соответствовавшие их представлениям о разумном, героическом и прекрасном. Тематика классицистического искусства ограничивалась главным образом античной историей, мифологией и Библией, а образный язык и художественные приемы заимствовались из классического античного искусства, которое в представлении мастеров классицизма больше всего соответствовало гармоническому идеалу разумного и прекрасного.

В истории французской культуры период с начала царствования Людовика XV и до начала революции (1789) называют периодом Просвещения. Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы.

“Прибытие на остров Киферу”

Вопросы и задания:

1. Расскажите об эстетических признаках стиля барокко

2. Расскажите об особенностях живописи бароккко на примере творчества Рубенса

С начала XVI столетия Центральная Европа вступила в период обострения классовых противоречий, породивших движение Ре­формации и крестьянских войн, а с подавлением движения – в период феодально-католической реакции, или Контрреформации, когда особенно яростно столкнулись между собой отношения фео­дальные и капиталистические.

XVII век – новый этап в историческом и культурном развитии стран Западной Европы. Это время, с одной стороны, укрепления абсолютизма, с другой стороны – развитие капитализма в недрах феодального общества, первые буржуазные революции, развитие науки.

Мировоззрение Ренессанса строилось прежде всего на безгра­ничной вере в гармонию мира, в силу и волю человека-героя, в то, что человек — мера всех вещей. Возрождение дало нам примеры объединения науки и искусства в одной творческой индивидуаль­ности. Мировоззрение XVII столетия пронизано ощущением тра­гического противоречия человека и мира, в котором он занимает совсем не главное место, а растворен в его многообразии, подчинен среде, обществу, государству. Наука и искусство, углубившись, уже не идут рука об руку, никогда не объединяются в одном лице.

Основные пути развития искусства XVII в. определяют ведущие национальные школы: итальянская, испанская, фламандская, гол­ландская и французская, – хотя несомненно ими не исчерпывается все многообразие художественной жизни Западной Европы этого столетия. Каждая из них обнаруживает значительное своеобразие, яркую национальную самобытность, обусловленные особенностями развития каждой страны, характером общественной жизни, спецификой художественных традиций.

Опираясь на достижения эпохи Возрождения, искусство XVII века сложнее, противоречивее и многообразнее, что и предопределило формирование развитой системы самостоятельных жанров в живописи. Наряду с мифологическим и религиозным жанрами самостоятельное место занимают бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт.

Разнообразные идейно-художественные искания эпохи определили сложение таких ведущих стилевых направлений как барокко, классицизм и реализм.

Преобладающим стилем XVII века становится барокко, связанный с процессом интенсивного образования абсолютистских государств.

Тесно связанное с монархией, аристократией и католической церковью, искусство барокко было призвано прославить их могущество, поразить и ослепить своим великолепием. Отсюда тяготение мастеров барокко к грандиозным размерам, сложным формам, монументальности и пафосу. Барокко формировалось как своеобразный церковный заказ – сделать из искусства роскошную раму католицизму. Пышностью и торжественностью церкви вернуть человека в церковь. (Подразумевалось, что все католики могут созерцать великолепие и упиваться мистическими зрелищами в отличие от протестантов, обреченных на скудную и сухую простоту оголенных церквей.)

В основу стиля Барокко легли религиозные идеи Контрреформации: на Тридентском Соборе было объявлено, что человек может воспринять догматы христианства только через мистическое озарение.

Барокко соединило в себе, казалось бы, несоединимые элементы. Черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии и драматической напряженности удиви­тельно уживаются с трезвостью и рассудочностью. В религиозной тематике преобладает интерес к сюжетам чудес и мученичеств, где смогли ярко проявиться излюбленные для этого стиля гиперболичность, подчеркнутая эффектность, театральность и патетика.Последнее, впрочем, не менее характерно и для светских сюжетов. Основные черты барочных произведений - эмоциональная выразительность, насыщенность движением, сложность композиционных решений, – создавали у зрителя особый духовный настрой, способствующий единению с Богом.

При всей своей противоречивости барокко имеет вполне выраженную систему изобра­зительных средств, определенные специфические черты:

· Парадность и пышность, грандиозность и торжественность, нарядность и перегруженность декоративными элементами.

· Величавость, сдержанность, статичность искусства Ренессанса сменяются динамичностью. На смену ренессансному чувству меры и ясности приходит искусство, построенное на асимметрии, неожиданных сопоставлениях и контрастах. Свойственны контрасты масштабов, света и цвета, а также образов с их сложным взаимодействием идеального и конкретного, реальности и фантазии.

· Для барокко характерна живописная иллюзорность, желание обмануть глаз, выйти (например, в плафоне) из пространства изо­браженного в пространство реальное.

Знаменитый итальянский зодчий и скульптор Лоренцо Бернини так спроектировал лестницу в Ватиканском дворце, что она снизу кажется гораздо длиннее, чем есть на самом деле, потому что кверху она сужается, свод становится ниже, колонки меньше по размеру и промежутки между ними теснее. Когда на верхней площадке лестницы во время торжественной церемонии появлялся папа римский, его фигура благодаря ложной перспективе казалась снизу неожиданно большой и потому величественной.

· Барокко тяготеет к ансамблю и синтезу искусств, к организации пространства: городские площади, дворцы, лест­ницы, фонтаны, парковые террасы, партеры, бассейны, городские и загородные резиденции построены на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному оформлению.

· Для архитектуры бароккохарактерно пространственный размах, сложная динамика объемов, наслоение форм, обилие декоративных элементов и скульптурного декора, тяготение к изогнутой линии, текучей криволинейной форме (например, завитки (валюты)), использования цвета и золота, большое значение приобретает лестница.

· Барокко в живописи предпочитает линии живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, яркий насыщенный цвет.

Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, находящиеся в тесной зависи­мости от архитектуры де­коративная живопись и скульптура, парадный, репрезентативный портретста­новятся основными видами искусства барокко. Натюрморт и пей­заж как самостоятельные жанры, равно как и жанр анималисти­ческий, дополняют картину развития изобразительных искусств этой эпохи.

Место и время развития барокко – прежде всего те страны, где торжествовали феодальные силы и католическая церковь. Это сначала Италия, где барокко нашло ярчайшее развитие в архи­тектуре (барочный Рим превалирует даже над античным и над современным), затем Испания, Португалия, Фландрия, оставшаяся под владычеством Испании, несколько позже – Германия, Авст­рия, Англия, Скандинавия, Восточная Европа, Новый Свет. В XVIII в. барокко нашло своеобразное и блестящее развитие в России. Ни во Франции, ни в Голландии барокко не получило первенствующей роли. За исключением некоторых стран оно затухает в Европе в начале XVIII века, уступая место рококо. (Раннее барокко – 1570-1630 гг., зрелое барокко – 1630-1700, позднее барокко – первая половина XVIII века.)

Осознание несовершенства действительности, стремление противопоставить ей идеальный образ мира, соответствующий современным представлениям о разумном мироустройстве, привели к появлению второй стилевой системы – КЛАССИЦИЗМА. Стилистические принципы классицизма формировались на основе творческого истолкования традиций классического, прежде всего античного искусства, в котором его мастера видели непревзойденный образец возвышенной красоты и разумной гармонии.

Часто черты барокко и классицизмасуществуют не изолированно, а в взаимодействии, переплетаются в пределах одной национальной школы, а порой и в творчестве одного художника, порождая противоречия. К тому же обе эти стилевые системы отнюдь не исчерпывают многообразия и сложности творческих устремлений эпохи. В искусстве XVII века существуют тенденции, которые не укладываются в рамки определенного стиля и проявляются отчетливо в творческой индивидуальности отдельных великих художников. Одной из таких тенденций является реалистическое отражение мира, основанное на более непосредственном контакте с жизнью, с натурой.Его проявление разнообразно как в различных национальных школах, где предпосылки для формирования барокко или классицизма оказываются более слабыми или отсутствуют вовсе (например, в буржуазной республике Голландии), так и у отдельных мастеров (Караваджо, Веласкес, Рембрандт, Хальс, Вермер Дельфтский).

В начале XVII века в искусстве Испании уже преобладают реалистические тенденции, чему способствовало распространение караваджизма и приток произведений из Италии. Однако испанская реалистическая школа развивалась в основном в рамках религиозной живописи.

Испанский художникХусепе Рибе́ра (1591-1652), последователь Караваджо, разрабатывает тему страданий и мученичества, трактованные с жизненной достоверностью и драматизмом.

В 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и становится придвор­ным художником короля Филиппа IV.Почти 40 лет длится его служба при дворе, но она не помешала художнику отыскать свой путь в искусстве.

Утверждение достоинства личности — основная черта порт­ретной живописи Веласкеса. Как придворный художник он почти сорок лет писал портреты Филиппа IV, его детей, графа Оливареса и многих других придворных. Его Филипп IV изображен то за­думчивым, как на портрете 1635 г., то грустным и каким-то внут­ренне опустошенным. Но всегда изображение дает характеристику неодносложную, предполагающую возможности размышления. Эта многогранность особенно видна на портрете графа Оливареса, много лет бывшего премьер-министром, ловкого царедворца и хитрого политика. Проницательный, острый взгляд и таящая коварство улыбка оказываются вполне достаточными для харак­теристики модели, но тысячи нюансов открываются взору зрителей при внимательном изучении портрета и дополняют, углубляют эту характеристику.

Веласкес по праву считается одним из создателей парадного, репрезентативного портрета. Изображения его монументальны, лаконичны и глубоко выразительны по средствам. Для искусства Веласкеса, для восприятия им мира и человека вообще свойственны благородство и мера. Между моделью и зрителем он всегда остав­ляет некую преграду. Парадные портреты художника скорее скрывают внутреннюю жизнь героя, демонстрируя аристократическую сдержанность. Но именно они позволяют во всём блеске развернуть живописное мастерство - зритель обнаруживает головокружительные заливки жидкой краски, непринуждённые движения кисти, вольно переливающиеся открытые цвета, смелые опыты с цветными тенями.

Портрет демонстрирует сложнейшее искусство Веласкеса как колориста. Он написан в два цвета: белый и красный, — но красный дан во множестве оттенков, от алого до розового. Мантия, кресло, головной убор, занавес — все написано в красных тонах, но красные рефлексы есть и на белом стихаре и даже на лице и руках. Разной силы, разной светоносности красный цвет создает общий колорит, столь же праздничный, сколь и напряженный, что еще более обо­стряет многоплановую характеристику модели. Так на смену порт­рету-идеалу эпохи Высокого Возрождения барокко выдвигает портрет человека во всей сложности его бытия, со всеми темными и светлыми сторонами его существования.

Искания тона, проблема передачи света и воздуха, световоздушной среды, что будет так волновать художников XIX столетия, были главными проблемами живописи Веласкеса. Его пейзажи с виллой Медичи с их изысканной колористической гаммой, благо­даря которой краски природы воспринимаются не локально, а во взаимодействии со светом, предвещают пейзажную живопись XIX в.

Веласкес умер неожиданно. Его влияние на все последующее искусство огромно. Как Хогарт, Рембрандт, Вермер или Хальс, Веласкес вдохновлял поколения художников, от романтиков до Сезанна. В своих образах он поднялся до общечеловеческого, оставаясь истинным испанцем по мироощущению.

Скульптура пышным ковром украшает фасады и особенно пор­талы испанских архитектурных сооружений. Но в целом испанская пластика значительно раньше архитектуры вступает на путь само­стоятельного развития. Это прежде всего деревянные культовые произведения, статуи святых, раскрашенные в естественные тона. Иногда руки и ноги таких статуй делались на шарнирах, волосы были естественными, в глаза вставлялись стекла. В статуях много от готической скульптуры не только в технике и приемах изображе­ния, но в общем выражении, в религиозной экзальтации. Лучшие из мастеров умели, однако, избегнуть и ложной патетики, и откро­венного натурализма, как, например, севильский скульптор Хуан Мартинес Монтаньес.

С конца XVII в. изобразительное искусство Испании пережи­вает упадок. В XVIII в. Испания не дает ни одного сколько-нибудь значительного художника, вплоть до конца века, когда появля­ется Гойя и испанское искусство с его именем вновь обретает обще­европейскую известность.

Как и в Италии, господствующим направлением во Фландрии стало барокко, однако во Фландрии в большей мере, чем в Италии, в рамках барокко получают развитие реалистические черты. В искусстве отражается материальная красота природы и образ сильного, энергичного, пышащего здоровьем человека. Развитие получает бытовой жанр и натюрморт.

Центральной фигурой фламандского искусства XVII века был Питер Пауль Ру́бенс (1577-1640). Универсальность таланта Ру­бенса, его поразительная творческая продуктивность роднят его с мастерами Возрождения.

Родился в Германии в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию. После смерти отца в 1589 мать Рубенса с детьми вернулась в Антверпен, где Ру­бенс получил образование: в иезуитской школе он изучал латынь и современные европейские языки, также познакомился с античной историей, позже обучался живопи­си — сначала у художника старонидерландской традиции, затем у мастера итальянского направления. В 1598 г. Рубенс был внесен в списки свободных мастеров гильдии св. Луки, и эту дату можно считать началом творческой самостоятельности художника.

В 1608 г. Рубенс возвратился на родину, женился на девушке из богатого бюргерского семейства Изабелле Брандт и прочно обосновался в Антверпене. С этих пор ему неизменно сопутствовал успех как художнику. Он получает заказы от церкви, двора, бюргерства, ему заказывают произведения иност­ранные дворы.

Уже в первые годы пребывания Рубенса в Антверпене возникла его мастерская, своего рода художественная Академия, примечательная не только колоссальным числом созданных здесь полотен, призванных украсить дворцы и храмы Фландрии и других столиц Европы, но и тягой молодых талантов к совместной работе с Рубенсом. Одновременно сложилась антверпенская школа репродукционной гравюры, воспроизводившая живописные оригиналы Рубенса и его круга.

Рубенс обращался к темам Ветхого и Нового Завета, к изображению святых, к античной мифологии и историческим сюжетам, к аллегории, бытовому жанру, портрету, пейзажу. Великий живописец, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки; сохранилось около 300 рисунков). Искусство Рубенса, отличающееся живым и мощным ощущением натуры и неистощимой фантазией, насыщено разнообразными сюжетами, действием, обилием фигур и аксессуаров, патетическими жестами.

Искусство Рубенса — типичное выражение стиля барокко, об­ретающего в его произведениях свои национальные особенности. Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических произ­ведений Рубенса.Свойственные немецкому и даже итальянскому барокко черты условности и внешней экзальтации и мистики, отступают у Рубенса перед могучим напором живой реальности, физической силы, страстности, иногда даже необузданности, упоением природой. Рубенс прославляет национальный тип красоты. Дева Мария, как и Магдалина, предстает светловолосой, голубоглазой фламандкой с пышными формами. Христос даже на кресте выглядит атлетом. Себастьян полон сил под градом стрел.

Картины Рубенса полны бурного движения. Обычно для усиле­ния динамики он прибегает к определенной композиции, где пре­обладает диагональное направление. Так, в обоих антверпенских образах, например, диагональ образует линия креста. Это динами­ческое направление создается и усложненными ракурсами, позами фигур, находящихся во взаимосвязи, образующими сложную про­странственную среду. Все композиции Рубенса пронизаны движени­ем, это поистине мир, где нет покоя.

Барокко как термин, появившийся у критиков во второй половине XVIII века, носил вначале негативный оттенок и означал нечто странное и нелепое, неестественное и деформированное. В общем, некую безвкусицу, не соответствующую чётким и ясным классическим канонам. Так его использовали вплоть до конца XIX столетия, когда вливание в искусство мощной линии символизма, заставило искусствоведов пересмотреть отношение к барочной эстетике.

Характерные особенности барокко

Какие же у всего этого были последствия, отразившиеся на художественном языке живописцев?

Ренессансная ясность форм, базировавшаяся на представлении о гармоничном и антропоцентричном мире, стала неактуальной. А побочным последствием — уход от простоты: естественность не только вышла из моды, но и стала ассоциироваться с невежеством, дикостью и примитивностью. Отсюда и вычурность, броскость форм.

Торжество католицизма в эпоху Контрреформации, а затем установление абсолютизма в Европе способствовали усилению пышности, роскошности, торжественности в искусстве.

Кстати, барокко — явление, характерное преимущественно для католических стран. Оно чуждо суровому протестантизму. Отсюда и своеобразие голландского барокко, более строгого и стремящегося к реализму. Различия в живописи Фландрии и Голландии наглядно показывают результат разделения страны на католическую и протестантскую.

Образы становятся эмоциональными и драматичными, отражая контекст эпохи. В искусство вторгаются бурные страсти в действии, противопоставляемые ренессансному спокойствию и рациональности. Искусство приобретает силу стихии.

Палитра на картинах в эпоху барокко тоже претерпевает изменения: мастера выбирают интенсивные цветовые решения, активно работают с контрастами, сталкивают свет и тень.

Композиции становятся динамичными, напряжёнными, а порой асимметричными, неустойчивыми и даже хаотичными.

Огромное значение приобретают аллегории, символы, метафоры. Зрителю словно предлагается поучаствовать в разгадке тайн этого сложного, непонятного мира.

В реальность часто вплетается заблуждение, отражающее представление об иллюзорности мира, который видит человек. На картинах часто появляются зеркала: с одной стороны, они говорят о том, что мир — не то, что мы видим, а с другой — подталкивают к поиску тайных смыслов.

Аффектация, живописный пафос, драматизация наполняют сюжеты в стиле барокко. Художники часто обращаются к темам, которые полны сильных переживаний и трагических конфликтов.

Страстность и эмоциональность у многих живописцев находят выход в чувственности. Например, у Рубенса становится доминантой телесная жизнерадостность. В этом подходе отразилась жажда жизни, побеждающая трагическую сложность бытия.

С другой стороны, мощной волной проходит через искусство барокко сакральность, трансцендентность, порой выражающиеся в экзальтированности образов.

И ещё одна примета эпохи барокко: мастера-живописцы не боятся изображать уродливое и безобразное, если это необходимо для реалистичности, передачи эмоций и реализации идеи.

Резюмируя, можно констатировать, что барочная живопись усилила в искусстве эмоциональное начало. Для полотен эпохи характерны динамика, страстность, обращение к сильным чувствам. Картины наполнены жизнью в самых разных её проявлениях, будь то чувственная непокрытая телесность Рубенса или психологическая напряжённость Рембрандта.

История зарождения, расцвета и угасания барокко

Эпоха барокко последовала за эпохой Возрождения. Но история и искусство — не набор схем, поэтому неверно представлять, что в XVI веке ещё творили в ренессансном стиле, а в XVII внезапно начали писать картины и создавать другие художественные произведения в новой манере. Барочные мотивы звучат уже в творчестве мастеров Позднего Возрождения — Тициана (Tiziano), Тинторетто (Tintoretto).

Переходным этапом между барокко и Возрождением стал маньеризм. Художники-маньеристы искали новые формы выражения чувств, использовали различные изобразительные эффекты, стремились удивить зрителя изысканной и вычурной подачей. Но маньеризму не хватило концептуальной целостности и художественной зрелости, достигнутой мастерами барокко. Некоторые исследователи считают маньеризм переходным стилем, другие относят его к раннему барокко.

Уход барочной эстетики со сцены тоже не был одномоментным. В XVII столетии возник классицизм как антитеза барокко. Эти два стиля сосуществовали вместе на протяжении довольно длительного времени.

Угасая, барокко передало эстафету изящному рококо — своей, можно сказать, облегчённой версии, лишённой драматизма и провозгласившей доминанту чувственной беспечности.

Многоликость барокко

Стиль барокко был неоднороден. Глядя на полотна Рембрандта (Rembrandt Harmensz van Rijn) и, скажем, Филиппа де Шампань (Philippe de Champaigne), трудно сразу найти общие черты.

Некоторые направления барокко были очень своеобразны:

Самые известные художники барокко

Итальянская школа в XVII-XVIII веках теряет лидирующие позиции. Если не считать особняком стоящего Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio), итальянская живопись практически не дала в этот период всемирно известных имён. Тем не менее, стоит упомянуть целое созвездие мастеров, без которых европейское искусство однозначно было бы беднее:

В целом же художественное лидерство в эпоху барокко переходит с Апеннинского полуострова на Пиренейский, а также на европейский север — во Фландрию и Голландию.

Барокко. Эль Греко. «Изгнание торгующих из храма

В Испании XVII век — это период мощного расцвета живописи. В это время здесь творили:

Крупными величинами среди фламандцев являются также Антонис ван Дейк (Antoon van Dyck), Франц Снейдерс (Frans Snyders) и Якоб Йорданс (Jacob Jordaens).

В Голландии, как уже говорилось, барокко было более сдержанным по форме, но глубоким по содержанию конфликтов. Большую известность приобрело творчество Яна Вермеера (Jan Vermeer van Delft) и Франца Халса (Frans Hals).

А с наибольшей силой духовную мощь вечных тем воплотил в живописи Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), которого привлекали сюжеты, где человеческие переживания достигают своего пика.

Шедевры этих мастеров-живописцев украшают лучшие музеи мира. Но и произведения их коллег второго-третьего эшелона тоже ценятся высоко. Это выгодная инвестиция: вложение в бессмертные ценности. Картины старых мастеров на сайте VeryImportantLot всегда пользуются большой популярностью. В зависимости от известности автора, стоимость работ на аукционах составляет от нескольких тысяч евро. Посмотрите многочисленные фотографии антиквариата эпохи барокко в поисковике портала, ознакомьтесь с аукционными ценами на картины, мебель, предметы интерьера.

Искусство XVII и XVIII веков

Рим на протяжении XVII века был центром зарождения и распространения барокко. Термин барокко является синонимом причудливого, неправильного, странного: это зрелище, образ, иллюзия, мастерство. А также: динамизм, жизненность, выразительность, указывающие на антиклассический стиль, очень богатый украшениями и орнаментами. Барокко заявляет о себе не только в архитектуре, скульптуре и живописи, но также в дизайне мебели, керамики, стекла и металла. Крупнейшие представители итальянского барокко - Бернини и Караваджо.

Джованни Лоренцо Бернини (Неаполь, 1598 - Рим, 1680 гг.) – итальянский архитектор и скульптор, считается создателем стиля барокко в скульптуре. Следуя сценографическим канонам пространства в стиле барокко, он спроектировал колоннаду Сан-Пьетро эллиптической формы, перспектива которой создает впечатление символического объятия христианского народа. У него также много известных фонтанов в Риме (от фонтана Четырех рек на площади Пьяцца Навона до фонтана Тритона на площади Барберини), а также бронзовый навес в Сан-Пьетро. Среди основных архитектурных произведений важно вспомнить Палаццо Монтечиторио (1650-1655 гг.), в настоящее время резиденцию Палаты депутатов.

Работы этого художника отличаются большой чувствительностью к свету, мощному и ослепительному, благодаря чему фигуры выделяются на фоне абсолютной тени. Таким образом он заряжает сцены эмоциями. Также Караваджо внёс большой вклад в развитие натюрморта и формирование его особого итальянского направления.

Архитектура XVIII века очень впечатляющая, для нее характерны классические линии, но также и вкус к сценографии. Главным архитектором того времени был Филиппо Юварра (Мессина, 1678 - Мадрид, 1736 гг.), автор, среди прочего, внушительной базилики Суперга, построенной на холме с видом на Турин, а также лестницы и фасада Палаццо Мадама.

Также грандиозна архитектура XVIII века и в Риме, поскольку там в блестящей иллюзионистической структуре были созданы такие работы, как Испанская лестница Франческо де Санктиса (Рим, 1679-1731 гг.) и монументальный фонтан Треви Николы Сальви (Рим, 1697-1751 гг.).

Наконец, самый грандиозный дворец этого века был построен неаполитанским архитектором Луиджи Ванвителли (Неаполь, 1700 - Казерта, 1773 гг.) по приказу короля Карла III . Королевский дворец в Казерте живописно утопает в великолепном парке с богатой атмосферой фонтанов, водопадов и множеством декоративных статуй.

Развитие итальянского искусства XVII и XVIII веков подарило миру множество шедевров и гениальных мастеров. В XVII веке Италия доминировала в европейской художественной жизни, будучи колыбелью стиля барокко. В XVIII веке в стране произошел культурный спад, и она начала немного уступать Франции. Несмотря на это, популярность итальянских художников по всей Европе была колоссальной, так как не было ни одной европейской столицы, куда бы не приглашали итальянских мастеров выполнять заказы королевских дворов и знати. Искусство этого периода представило собой завершающий этап многовековой эволюции великого классического искусства Италии.

Дворец Цвингер

XVII-XVIII века занимают особое место в истории Нового времени. Это был полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и полошивший начало периоду победы и утверждения капитализма в передовых странах Европы и Америки.

Экономическое и политическое развитие европейских стран протекало неравномерно.
В XVII веке крупнейшей колониальной и торговой державой Европы была Голландия. Победоносная буржуазная революция XVI века не только обеспечила успешное развитие капиталистического хозяйства, торговли, но и превратила Голландию в самую свободную страну в Европе — центр передовой буржуазной культуры, прогрессивной печати, книготорговли.

Однако в конце XVII века Голландия вынуждена была уступить свое место Англии, а затем и Франции — странам, где для торговли имелась более надежная промышленная база. В 18 веке голландская экономика переживает застой и упадок. На первое место в мире выходит Англия. Франция к этому времени стоит на пороге буржуазной революции.

Абсолютистская Испания — в XVI веке одно из могущественных государств Европы — в XVII веке оказалась в состоянии глубокого экономического и политического упадка. Она остается отсталой феодальной страной. Тяжелый экономический и политический кризис переживает в эту эпоху Италия, с середины XVI века частично утратившая свою национальную независимость.

Переход от феодализма к капитализму осуществлялся в основном в результате двух буржуазных революций: английской (1640—1660 гг.) и французской (1789—1794 гг.). Особенно велико значение французской буржуазно-демократической революции, открывшей новую эпоху в развитии культуры.

Наука и культура в XVII веке

В истории культуры Нового времени XVII век занимает особое положение, хронологически и стадиально располагаясь между эпохой Возрождения (пятнадцатый — начало семнадцатого века) и временем, называемым эпохой Просвещения (вторая половина восемнадцатого — начало девятнадцатого века). Часто именно с семнадцатого века начинают отсчет современной европейской истории. Причина этому — выдающиеся достижения в области естественных и точных наук, которые послужили базой для современной научной картины мира.

Художественная культура XVII века отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в развитых в экономическом отношении странах Европы.

В философии идея научного метода, устанавливающего закон природы и затем распространяющего его действие на весь мир, претворилась в идею сомнения, ставящего весь мир под вопрос и вновь обретающего мир, но уже на основе твердых принципов (картезианство).

Искусство XVII века

Микеланджело Меризи да Караваджо - Лютнист

Микеланджело Меризи да Караваджо. Лютнист.

Искусство XVII столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. В нём ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы.

По сравнению с эпохой Возрождения искусство XVII века сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания художника. Титаны, воспетые в произведениях искусства Возрождения, уступили место человеку, сознающему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. В нем обнаруживается бесконечное разнообразие и богатство внутреннего мира, ярче и определеннее выступают национальные черты, показывается его место в обществе. Реальная жизнь раскрывается художниками XVII века в многообразии драматических коллизий и конфликтов, гротескио-сатирических и комедийных ситуаций.

Литература эпохи дала соответствующий упомянутым идеям образ Робинзона Крузо, созданный английским писателем Д. Дефо (1717). Герой Дефо попадает на необитаемый остров, в чуждую ему среду, которую он подчиняет себе при помощи труда, культурных навыков и подручного материала. Аналог Крузо в социальной сфере — герой популярного в эту эпоху плутовского романа, не имеющий связей и денег, но добивающийся успеха при помощи личных качеств (романы А. Р. Лесажа и др.). В свою очередь, живописным аналогом приведенных выше идей может служить портрет семнадцатого века (часто это автопортрет), где вместо открывающейся мировой перспективы (как в живописи эпохи Возрождения) человеческое лицо как бы выступает из темноты, сосредотачивая внимание на изображенном человеке и сводя весь окружающий его мир к темному фону.

В XVII веке наступает новый этап в истории искусства: с формированием национальных государств завершается процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось художественной традицией , сложившейся в каждой стране. Однако национальное своеобразие не исключало общих черт и общих тендениций в развитии отдельных видов и жанров.

Глубокое и целостное восприятие действительности в творчестве художников ведёт к определённому синтезу в искусстве. Отдельные виды искусства, как и отдельные произведения, утрачивают обособленность и стремятся к соединению друг с другом. В архитектуре усиливается стремление органически сключать здания в пространство улицы, площади, парка. Скульптура, становясь динамичнее, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектамидополняет то, что заложено в архитектурном интерьере.

В то же время в отдельных видах искусств идёт процесс формирования новых жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоёвывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт.

В стилевом отношении эпоха характеризуется сочетанием барочной и классицистической традиции. Согласно традиционной точке зрения с его культом разумной простоты и гармоночности в хронологическом отношении следовал "за" барокко оспаривая его декоративность и вычурность. Это действительно так, но при этом необходимо учитывать, что барокко был архитектурным и скульптурным языком церкви, а классицизм - светской власти. Таким образом в искусстве была отделена "сфера чувств" от "сферы разума". Классицизм стал стилистическим языком концепции "просвещённого абсолютизма", а барокко сыграло свою роль в реабилитации религиозного переживания.

Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве возникает свободное от стилевых элементов реалистическое направление, проявления которого разнообразны в различных национальных школах и у отдельных мастеров.

Статья подготовлена с использованием материалов из следующих источников:

Читайте также: