Компетенция фнс в отношении иностранных компаний кратко

Обновлено: 17.06.2024

В кризисное время стоит обратить особенное внимание на то, насколько компании защищены от налоговых рисков, перепроверить, не оказались ли, в силу изменившихся подходов, прежде безобидные операции в зоне потенциальных налоговых претензий налоговых органов. В результате введения новых правил налогообложения и активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться введение новых бизнес-процессов и привлечение дополнительных ресурсов.

Ужесточение фискальной политики и международные операции

Дополнительное налогообложение в связи с законом о КИК

В первую очередь, новые положения будут применяться к российским налоговым резидентам (организациям и физическим лицам), которые участвуют в иностранных компаниях или иным образом контролируют распределение их прибыли. Такие иностранные организации будут признаваться контролируемыми (КИК), а их прибыль будет включена в состав доходов российских налоговых резидентов и обложена налогом в РФ.

На российских налоговых резидентов-контролирующих лиц возложены обязанности по расчету прибыли КИК на основании аудированной финансовой отчетности КИК либо, в случае отсутствия таковой, по данным первичных документов. Расчет прибыли может потребовать значительных трудовых затрат, связанных со сбором документов и их анализом. Если у налоговых органов возникнут вопросы относительно исчисленной суммы прибыли КИК и налога, расчет придется подтвердить документами КИК, переведенными на русский язык.

Налоговым законодательством предусмотрены освобождения, позволяющие контролирующим лицам не уплачивать налог с прибыли КИК. Но право на применение освобождения потребуется доказать не только документально, но и, в ряде случаев, специальными расчетами по КИК.

Налоговое резидентство юридических лиц

Фактический получатель дохода

В связи с этим именно сейчас крайне своевременно провести анализ сложившихся хозяйственных связей и финансовых потоков, чтобы выявить транзитные перечисления денежных средств зарубежным контрагентам и оценить налоговые риски, возникающие вследствие применения концепции фактического получателя дохода.

Активный обмен информацией между налоговыми органами

Безусловно, эффективное применение новых положений НК РФ невозможно без получения налоговыми органами информации о том, кто является контролирующим лицом той или иной иностранной компании, каким образом осуществляется управление компанией, а также об экономической судьбе дохода, полученного компанией от источников в РФ. До недавнего времени возможности налоговых органов были ограничены запросами информации в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения. Последняя судебная практика показывает, что даже источники такого рода могут обеспечить получение всесторонней и детальной информации об экономических связях российских налогоплательщиков. В рамках ряда судебных споров налоговые органы смогли обосновать взаимозависимость российского налогоплательщика и его иностранных контрагентов, отсутствие у иностранной компании-получателя дохода собственного персонала и активов, выявлялось ее финансовое состояние . Активный обмен налоговой информацией в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения позволяет налоговым органам установить характер финансово-хозяйственных операций российских налогоплательщиков, факт их вхождения в группу компаний и даже бенефициара группы.

Но налоговые соглашения заключены не со всеми юрисдикциями, популярными в международном налоговом планировании. Например, у России нет соглашений с такими территориями как Британские Виргинские Острова, Каймановы Острова, Сейшельские острова и так далее. Именно по этой причине российские налоговые органы все активнее участвуют в мероприятиях, которые направлены на улучшение взаимодействия по вопросам налогообложения на международном уровне.

Так, Россия ратифицировала, и для нее с 01 июля 2015 года вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. На настоящий момент к Конвенции присоединились страны БРИКС, Большой Двадцатки и почти все страны члены ОЭСР – в том числе и традиционно использующиеся в налоговом планировании, например, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Мальта, Великобритания, а также Швейцария и Кипр. Конвенция будет применяться и некоторыми офшорными юрисдикциями, в частности, Белизом, Гибралтаром, Британскими Виргинскими Островами, Сейшельскими и Каймановыми Островами. Также Конвенцию подписали и могут в ближайшее время ратифицировать Лихтенштейн и Сингапур. Ратификация Конвенции позволяет России с 2018 года обмениваться информацией по налоговым вопросам со всеми странами, присоединившимся к Конвенции.

Как видим, в результате введения новых правил налогообложения, активной позиции фискальных органов налогоплательщикам могут потребоваться и введение новых бизнес-процессов, и привлечение дополнительных ресурсов. Чтобы устранить налоговые риски, а заодно и сократить ненужные затраты на содержание зарубежных структур, следует тщательно изучить структуру группы, хозяйственные и финансовые связи между входящими в нее компаниями, выявить факторы, которые или однозначно приводят к дополнительному налогообложению, или создают риски – в силу неясности положений Закона или уже выработанных подходов в судебной практике. Результатом такого анализа должна стать общая стратегия и конкретный план действий, направленные на минимизацию налоговых потерь компании.







Mozilla/5.0 (Macintosh; Intel Mac OS X 10_10_1) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/37.0.2062.124 Safari/537.36

Федеральная налоговая служба (ФНС) обработала финансовые данные о зарубежных счетах и активах россиян за 2017 год. Если налоговая находит расхождения с собственной информацией о физлице, то начинается проверка. Рассказываем, как ФНС получает финансовую информацию из других стран и что проверяет в 2021 году.

ФНС России проверяет владельцев зарубежных активов

Россияне владеют 700 000 счетов по всему миру. Остатки по таким счетам составляют около 13 триллионов рублей, или около 180 миллиардов долларов. Статистику привел заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Вольвач в январе 2021 года.

Финансовая информация о зарубежных счетах и активах россиян поступает в налоговую службу автоматически. Государства обмениваются данными по плану Организации экономического сотрудничества и развития. Обмен информацией нужен, чтобы отслеживать случаи незаконного вывода денег и уклонения от уплаты налогов.

Какую информацию и зачем получает ФНС России от других стран

Россия обменивается финансовой информацией с 75 государствами и 13 территориями. Их полный список есть в Приказе Федеральной налоговой службы от 4.12.2018 года № ММВ-7-17/784С.

Иностранные государства передают в ФНС России:

  • имена и номера счетов россиян в зарубежных банках;
  • баланс по счету;
  • данные о движении денежных средств за год;
  • инвестиционные доходы россиянина;
  • прибыль от продажи акций;
  • проценты по вкладам и облигациям.

ФНС анализирует полученные данные и сверяет их с налоговыми декларациями, которые россияне подали за проверяемый период. В первую очередь проверяется информация по налогу на мировой доход и на прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК).

Если налоговая находит расхождения в данных, она имеет право проверить налогоплательщика. Например, может запросить документы с пояснениями по расхождениям.

Проверку обычно проводит налоговая инспекция по месту проживания. Физлиц с годовым доходом от 500 миллионов рублей проверяет специальное подразделение — Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 10.

Как налоговая будет проверять владельцев зарубежных активов в 2021 году

В конце 2020 года некоторые владельцы зарубежных активов получили уведомления от налоговой. Инспекции предупреждали физлиц-налогоплательщиков о предстоящей выездной проверке. Ее проводят в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации.

Выездная налоговая проверка проходит в помещении, которое предоставляет налогоплательщик. Если он не может предоставить помещение или не дает согласия на проверку по адресу проживания, проверка проходит в отделении налоговой инспекции.

Длительность и тщательность проверки отличают выездной формат от стандартного камерального.

Срок проверки. По закону срок выездной проверки ограничен 2 месяцами. Но инспекция имеет право приостановить проверку, пока не получит от налогоплательщика необходимые документы. Так проверка может затянуться до полугода. То есть по уведомлениям, отправленным в декабре 2020 года, проверка может длиться до июня 2021 года включительно .

Что проверяют. По закону инспекция может рассматривать данные только за три года, предшествующие дате начала проверки. Выездные проверки по уведомлениям за декабрь 2020 года будут сверять информацию по счетам, активам и налоговым декларациям за 2017 год.

Инспекция запрашивает информацию индивидуально, исходя из ситуации проверяемого. Физлицо могут попросить предоставить:

  • подтверждение об уплате подоходного налога;
  • данные по зарубежным брокерским счетам;
  • информацию о зарубежной недвижимости в собственности налогоплательщика;
  • отчеты о деятельности иностранных компаний и подразделений под руководством налогоплательщика.

Расхождения в финансовых данных не всегда свидетельствуют о недобропорядочности налогоплательщика. Например, человек мог не указать в налоговой декларации данные по брокерскому счету, если не получал по нему дохода за отчетный период.

Если во время проверки он подтвердит, что прибыли не было и налоги уплачены в полном размере, к нему не будет вопросов. Но если проверяемый откажется предоставить запрашиваемую информацию, его привлекут к административной или налоговой ответственности.

Какие налоги платят владельцы зарубежных счетов и активов

Если владелец зарубежного счета — налоговый резидент России, он платит налоги на доходы и прибыль в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Гражданин России имеет право сменить налоговую резиденцию и платить налоги в другой стране. Чтобы стать налоговым резидентом иностранного государства, нужно прожить на его территории больше 183 дней за год.

Вид на жительство или второе гражданство нужен, чтобы законно оставаться в другой стране больше полугода. Самый быстрый способ получить статус гражданина или резидента — принять участие в государственной инвестиционной программе.

Организация экономического сотрудничества и развития

6 европейских стран и 5 государств Карибского бассейна предлагают получить ВНЖ или гражданство за вклад в экономику. Варианты инвестиций могут быть разными: от покупки недвижимости до создания бизнеса на территории страны. Программы также различаются необходимой суммой инвестиций и условиями участия — посмотрите, какая программа вам может подойти.

Иммигрант Инвест — лицензированный агент европейских и карибских программ вида на жительство и гражданства за инвестиции. Если вы хотите сменить налоговую резиденцию, обращайтесь за консультацией к экспертам инвестиционных программ.

Налоговая служба подготовила разъяснения по вопросам проведения проверки налоговых расчетов (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, по результатам которых предполагается неправомерное применение налогоплательщиками как налоговыми агентами преференций, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, при выплате доходов иностранным организациям (письмо ФНС России от 20 февраля 2021 г. № ШЮ-4-13/2243@). Напомним, что большинством соглашений предусмотрены различные налоговые преференции при налогообложении полученных от российских источников доходов лиц, находящихся в иностранных государствах (п. 3 ст. 310 Налогового кодекса). Для их получения нужно подтвердить местонахождение иностранной организации заграницей и право на получение соответствующего дохода (ст. 312 НК РФ).

Налоговая служба, при проведении проверок обращает внимание на полноту и сроки представления налогоплательщиками документов для подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании, правомерность признания и подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода, особенности формулировок положений международного соглашения, касающихся возможности удержания налога в одном из договаривающихся государств, а также особенности налогового статуса отдельных иностранных лиц и возможность применения по отношению к ним норм соглашения.

Для подтверждения постоянного местонахождения иностранной компании в государстве, с которым заключено соглашение, в налоговую инспекцию предоставляется сертификат налогового статуса, который должен быть заверен компетентным органом иностранного государства. Содержательные критерии и формальные требования к ним не установлены, но, как указывает налоговая служба, в них должна содержаться следующая информация:

  • наименование налогоплательщика;
  • подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства;
  • период действия (может быть не указан);
  • наименование СОИДН (может быть не указано);
  • указание на то, что данное лицо является резидентом или лицом с постоянным местом пребывания в данной юрисдикции.

Если представленные организацией документы не содержат вышеуказанной информации, то инспекцией будут запрошены иные документы с обоснованием причин, по которым представленные налогоплательщиком документы не могут быть приняты во внимание или являются недостаточными. При непредставлении документов по требованию в налоговой льготе может быть отказано.

По общему правилу если в сертификате указывается период его использования, то он подтверждает резидентство в течение всего этого времени. При отсутствии в нем такой информации, период признается равным календарному году, в котором он был выдан.

Налоговая служба обращает внимание, что проверяющие не могут отказать в применении налоговых преференций, если представленные сертификаты:

  • содержат указание на период выплаты дохода, но были выданы после этой даты дохода и (или) представлены в налоговый орган с нарушением срока, например, вместе с письменными возражениями на акт камеральной налоговой проверки либо в рамках обжалования в вышестоящий налоговый орган;
  • содержат указание на более ранний и последующий периоды по сравнению с периодом выплаты дохода в случае, если правоотношения являются длящимися. Обратите внимание, что выплата дивидендов (даже при условии их регулярной выплаты) не относится к длящимся правоотношениям. В этом случае представлять сертификат нужно будет за каждый налоговый период.

Форма

Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (КНД 1151056)

При проверке подтверждения фактического права на получение соответствующего дохода проверяющие зачастую формально подходили к представленным организацией документам и при отсутствии письма-подтверждения (при наличии иных подтверждающих документов) отказывали в применении налоговых преференций. ФНС России указывает на недопустимость такого формального подхода. Поэтому указывается, что иностранная компания признается технической, обладающей признаками "кондуитности", в случае если:

  • деятельность иностранной компании не имеет признаков отдельной части бизнеса (бизнес-цели);
  • отсутствуют какие-либо операции, обуславливающие хозяйственную деятельность;
  • платежи обладают "транзитным" характером;
  • деятельность иностранной компании не сопряжена с финансовыми и иными рисками, нормальными для предпринимательской деятельности;
  • иностранная компания не получает выгоды от распоряжения (использования) доходом;
  • сотрудники иностранной компании фактически не осуществляют в отношении нее функций контроля и управления.

Также при анализе представленного в качестве подтверждения фактического права на доход налогоплательщиком комплекта документов, инспекторам нужно учитывать характер произведенных выплат. Так, например, при выплате роялти налогоплательщику достаточно предоставить лицензионный договор с получателем дохода, без соответствующего письма-подтверждения со стороны иностранного контрагента.

Читайте также: