Деревья и кустарники в решении композиции ландшафта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Изложение теоретических основ садово-парковой композиции не входит в задачи этого раздела. Эти вопросы составляют предмет специального исследования, потребность в котором весьма назрела.

Однако, учитывая отсутствие специальных работ по теории садово-парковой композиции и необходимость практически решать композиционные задачи в зеленом строительстве, мы считали полезным привести некоторые сведения по этому вопросу, преимущественно практического значения.

Зеленые насаждения садов, парков, скверов, бульваров представляют собой в целом художественную систему организации зеленого материала, создаваемую по творческому замыслу архитектора-паркостроителя.

В композиционных решениях архитектор-паркостроитель оперирует как отдельными экземплярами деревьев и кустарников, так и их соединениями. При этом растительный материал используется в его естественном виде (форме) или подвергается искусственной формовке.

Сложная система композиций зеленых насаждений садов, парков и других объектов зеленого строительства состоит из следующих основных элементов:

зеленые стены, живые изгороди, бордюры;

фигурные зеленые изделия;

вьющиеся древесные растения.

1. Солитеры (одиночные экземпляры) - высокодекоративные по форме кроны, цвету или орнаменту листа, а также форме и окраске цветков деревья (или кустарники), высаживаемые отдельно на удобном для обозрения открытом месте (на газоне).

Газонные солитеры являются важным элементом скверов и небольших садов; в крупных парках они играют второстепенную роль.

Перспективные солитеры используются в парковой композиции в качестве дальних ориентиров для замыкания воздушной или линейной перспективы.

Солитеры-кустарники подбираются по тем же признакам, что и деревья, и распределяются на переднем плане открытых пространств.

2. Древесные группы - собранные в отдельные композиции немногочисленные древесные породы, размещаемые обособленно от других насаждений на открытом газоне.

Такие группы создаются из небольшого количества экземпляров деревьев - от 2-3 до нескольких десятков и занимают площадь от нескольких десятков квадратных метров до долей гектара.

По количеству деревьев, составляющих группу, и величине занимаемой ею территории различают: а) малые группы - из нескольких экземпляров древесных пород и б) большие группы - из нескольких десятков древесных пород.

Малые группы являются доминирующим элементом композиции зеленых насаждений в небольших объектах: скверах, садах, внутриквартальных насаждениях. В парках преобладающее значение имеют большие группы, которые вместе с небольшими массивами составляют основу парковых насаждений.

Наконец, в лесопарках и малые, и большие древесные группы играют подчиненную роль; преобладающее значение имеют древесные массивы.

По густоте древостоя (количеству стволов деревьев на единице площади) различают группы: а) густые (полные), б) средней густоты и в) редкие.

Густота размещения деревьев в группах определяется биологическими свойствами древесных пород (требованиями к свету, почвенной влаге) и декоративными целями. Например, желательно, чтобы для достижения большей игры света и теней между стволами деревьев просвечивали контуры находящегося сзади группы здания, водная поверхность или зеленая лужайка.

По составу образующих группу древесных пород различают группы: а) чистые - из одной породы или б) смешанные - из нескольких пород.

В чистых (однопородных) группах сохраняются, а иногда даже усиливаются декоративные качества, свойственные данной древесной породе.

В смешанных (разнопородных) группах специфические декоративные качества отдельных пород могут нивелироваться.

В зависимости от формы крон составляющих группу пород, форма зеленого полога всей группы может быть:

округлой - если группа состоит из древесных пород, имеющих округлую крону;

остроконечной - если группу составляют древесные породы с остроконечными кронами;

контрастной - если составляющие группу древесные породы имеют кроны различных форм.

В декоративном облике групп различают также структуру (плотность) зеленого полога всей группы. В зависимости от густоты ветвления и листвы составляющих группу пород структура может быть:

плотной - с густым ветвлением и густым облиствением кроны;

средней плотности - ветвление кроны и облиствение средней густоты;

ажурной - с легкой, тонкой и негустой структурой ветвления и негустым облиствением.

По строению различают группы: а) простые, в которых составляющие группу древесные породы образуют один ярус (полог), и б) сложные, в которых кроны составляющих группу пород образуют два или несколько ярусов.

Многоярусность может быть результатом сложного состава входящих в группу древесных пород, отличающихся разной энергией роста, или различного возраста насаждений одной или нескольких пород.

Сложные по строению и по составу пород групповые посадки иногда теряют в своей архитектурной выразительности, но зато создают лучшие условия произрастания и обеспечивают большую устойчивость насаждений.

При подборе групп, кроме перечисленных показателей, можно учитывать также окраску крон (листьев) - однотонную или контрастную (в разнопородных группах) как в летний так и в осенний период.

При организации групп можно создавать группы с оригинальным орнаментом и различной величиной листьев, а также с декоративными цветками и плодами.

3. Древесные массивы представляют собой значительные по количеству экземпляров (сотни и тысячи) и занимаемой площади (от нескольких до десятков и сотен гектаров) собрания древесных пород, образующие устойчивые древесные формации, в которых произрастающие породы оказывают значительное влияние как друг на друга, так и на занимаемое и прилегающее к ним пространство.

Древесные массивы это не только большие пространства, занятые монументальной монолитной массой зеленых насаждений, создающей определенный архитектурный эффект; они в то же время вносят значительные изменения в микроклимат и санитарно-гигиенические условия занимаемого ими и прилегающего к ним открытого пространства.

По составу древесных пород различают древесные массивы чистые, состоящие из одной породы, и смешанные, состоящие из нескольких пород.

Состав естественных лесных древесных массивов определяется природными условиями и влиянием хозяйственной деятельности человека.

При создании искусственных древесных массивов в парковом строительстве и решении вопроса о составе насаждений необходимо прежде всего учитывать природные условия (климатические и почвенно-грунтовые).

В качестве примера естественных чистых массивов, обусловленных природными условиями, можно указать на чистые лесные массивы из сосны (сосновые боры) на песках, где бедность почвы не позволяет произрастать другим, более требовательным к почве породам.

В парковом строительстве чистые насаждения из той или иной древесной породы могут создаваться по архитектурным соображениям и на почвах, пригодных для произрастания смешанных насаждений.

Смешанные естественные лесные массивы обусловливаются неодинаковыми требованиями древесных пород к свету, теплу, питательным веществам, влаге.

Смешанные массивы имеют ряд преимуществ перед чистыми массивами: они лучше используют почвенно-грунтовые условия, лучше защищают и удобряют почву; кроме того, смешанные насаждения более ветроустойчивы, менее повреждаются вредителями и болезнями. В декоративном отношении смешанные массивы отличаются от монотонных чистых насаждений разнообразием красок и форм.

Сложные по форме (многоярусные) массивы образуются обычно из нескольких пород. В однопородных (чистых) массивах несколько ярусов образуется из деревьев разного возраста.

Подлесок играет важную почвозащитную роль, препятствуя развитию конкурирующего с древесными растениями травянистого покрова, сохраняя влажность почвы и обогащая ее листовым перегноем.

Под верхним пологом старого леса в подлеске развиваются также молодые экземпляры древесных пород, которые в будущем сами образуют верхний полог массива - это подрост.

По периферии лесных массивов часто (особенно в лесостепной полосе) образуется плотный пояс из зарослей низкорослых деревьев и кустарников, как-то: из боярышника, бересклета европейского, терна, шиповника, дикой груши, клена татарского, клена полевого и др., большей частью входящих в состав нижних ярусов лесного массива. Это так называемая опушка, образующая защитную полосу вокруг лесного массива. Состоя из многих цветущих древесных пород, опушка является в то же время хорошим декоративным элементом.

Опушку из красиво цветущих кустарников и невысоких деревьев нередко применяют и в парковом строительстве для обрамления групп и небольших массивов, создавая плавный переход от древесных насаждений к открытым пространствам.

Состав пород в естественных лесных массивах и их размещение по ярусам в сложных по форме насаждениях зависят от климатических и почвенно-грунтовых условий, а также от биологических свойств древесных пород.

В северной лесной зоне в сосновых насаждениях второй ярус нередко составляет ель. В средней лесной зоне второй ярус в сосновых насаждениях вместо ели занимает липа, а еще южнее - дуб.

В дубравах лесостепной зоны во втором ярусе произрастают липа, клен полевой, граб (на западе), а в подлеске - лещина, бересклет европейский и бородавчатый, свидина.

Сложные по форме насаждения более устойчивы, более эффективно выполняют защитные функции и изменяют климатические условия.

Для создания в парках и лесопарках устойчивых и долговечных древесных массивов необходимо тщательно изучать состав и строение произрастающих в данном районе насаждений деревьев и кустарников и использовать в строительстве парков и лесопарков прежде всего местные лесные породы, наиболее приспособленные к местным условиям произрастания.

Главными породами для создания древесных массивов являются: на плодородных почвах - дуб в чистых насаждениях или с примесью клена остролистного, ясеня, липы; из хвойных пород - лиственница и ель, а на менее плодородных почвах - сосна и береза.

Небольшие массивы могут быть также созданы из наиболее устойчивых в данных условиях произрастания высокорастущих и долговечных экзотов - дуба красного, каштана конского, клена серебристого, лжетсуги тисолистной, сосны веймутовой.

Один и тот же массив по составу пород и строению насаждений может не быть однородным во всех своих частях, а изменяться в зависимости от изменения почвенно-грунтовых условий.

На участках с богатыми почвами (например, суглинками) могут произрастать наиболее требовательные лиственные породы (дуб, липа); на других участках, где почвы беднее (например, бедные супеси), насаждения могут быть составлены из смеси хвойных и лиственных (сосна с березой или дубом во втором ярусе); наконец, на участках с очень бедными почвами (например, на песках) могут произрастать только самые нетребовательные породы (сосна).

Насаждая зеленый массив, нужно прежде всего тщательно изучить все изменения почвенно-грунтовых условий на всей его территории и в зависимости от этих условий проектировать как состав пород, так и форму построения насаждений в отдельных частях массива.

Разнообразие построения насаждений на отдельных участках массива позволяет избежать монотонного декоративного облика насаждений на большой площади, не нарушая в то же время единства этого облика в целом.

4. Линейные насаждения.

В парковой композиции линейные насаждения применяются главным образом в виде аллейных посадок, а также в виде защитных полос в один или несколько рядов по границам садов и парков.

К линейным насаждениям относятся также насаждения городских бульваров и однорядные уличные (тротуарные) насаждения.

Аллейные насаждения в виде двусторонних рядовых посадок вдоль парковых дорог-аллей бывают двух типов: а) открытые аллеи, у которых не образуется сплошного зеленого полога (свода), и б) крытые аллеи - со смыкающимся над ними зеленым пологом крон.

Для открытых аллей подбирают древесные породы, имеющие устремляющиеся вверх ветви и не образующие раскидистых крон (таковы, например, пирамидальные формы тополя, кипариса, дуба, шелковицы и других пород), или же обсаживают аллеи невысокими древесными породами с небольшими компактными кронами (шаровидный клен, шаровидная акация).

Крытые аллеи могут быть ажурными, полутеневыми и теневыми - в зависимости от сквозистости крон, в различной степени присущей различным древесным породам.

Ажурные аллеи, пропускающие много света, - из древесных пород со сквозистыми кронами, например из гледичии, белой акации, бархата амурского, ивы белой, ивы ломкой, ясеня обыкновенного; ясеня пенсильванского, клена ясенелистного, на юге - мелии, альбиции (акации) ленкоранской.

Полутеневые аллеи - из ореха черного, ореха серого, софоры, вяза листоватого, клена серебристого, клена полевого, осины, тополя канадского, тополя белого. Из хвойных полутеневые аллеи образуют лиственница, кедры ливанский, атласский и гималайский, сосна обыкновенная.

Теневые аллеи - из клена остролистного, клена-явора, лип всех видов, каштана конского, дуба черешчатого (д. обыкновенного); на юге - из платана, магнолии крупноцветной, лавра ложнокамфарного.

К городским бульварным насаждениям, основным элементом которых являются аллейные посадки, относится сказанное выше о садово-парковых аллеях.

Рядовые уличные (тротуарные) насаждения весьма зависят от характера планировки и застройки города. Для улиц со сплошной застройкой по красной линии обязательны однородные насаждения - из деревьев одной породы, одной формы и одинакового возраста, размещенных на одинаковых расстояниях.

Характер таких однородных насаждений может изменяться только в местах резкого изменения планировки и застройки улицы.

Для уличных насаждений необходимо подбирать породы, у которых форма кроны соответствует характеру застройки и общему архитектурному ансамблю улицы; кроме того, следует также принимать во внимание фактуру кроны, орнамент и цвет листьев.

Эти архитектурные требования (особенно к окраске листьев) не всегда учитываются. В результате при темной окраске зданий для уличных насаждений применяют породы с темно-зеленой окраской листьев вместо светлой, тогда как в данном случае светло-зеленая контрастная окраска лучше выделила бы архитектурные качества и зданий, и самих насаждений.

Уличные насаждения обычно создаются из невысоких деревьев (не выше половины высоты домов), чтобы не закрывать строений. Это достигается или специальным подбором медленнорастущих пород с естественной кроной правильной формы (шаровидной, зонтичной) или применением искусственной обрезки и формовки крон.

В некоторых случаях (особенно когда здания не представляют большой архитектурной ценности) можно насаждать высокие тенистые деревья, кроны которых образуют из улицы крытую аллею.

Предпочтительно насаждать деревья и кустарники в открытой, сплошной полосе газона, а не в лунках, окруженных асфальтовым покрытием тротуара. Такие полосы газона усиливают не только декоративный эффект зеленых насаждений, но также их санитарно-гигиеническое влияние и обеспечивают лучшие условия для развития уличных зеленых насаждений.

Рядовые посадки (в один или несколько рядов) из одной породы нередко применяют по границам парка.

Необходимо уделить особое внимание приданию привлекательного, живописного облика периферийным насаждениям в садах и парках, особенно в садах и парках, расположенных среди городской застройки.

В этом случае периферийные насаждения желательно создавать из различных пород с кранами различных форм и листвой различного цвета.

5. Зеленые стены, живые изгороди, бордюры также представляют собой линейные насаждения. Они используются для выделения полотна дорог и разграничения полос движения, для обрамления площадок, разделения парка на отдельные участки (зеленые стены в регулярных парках); эти зеленые насаждения создают ровный эффектный фон для малых архитектурных форм и скульптур.

7. Фигурные зеленые изделия.

Сюда относятся искусственно формованные вечнозеленые лиственные и хвойные породы в виде правильных геометрических тел или стилизованных фигур животных, людей и архитектурных сооружений.

Фигурные зеленые изделия применяются в виде самостоятельных композиций или в совокупности с другими парковыми элементами.

Изделия в форме правильных геометрических тел чаще применяются в садах и парках регулярного типа, фантастические (но отнюдь не уродливые) фигурные изделия могут найти применение также в детских садах или соответствующих секторах парков культуры и отдыха.

8. Вьющиеся древесные растения иногда используются как самостоятельный элемент парковой композиции, например в виде солитеров или небольших групп на газоне (жимолость-каприфоль, ломоносы), на опоре в виде колонны или треугольника (пирамидки), а также в качестве газонного покрытия (плющ, пуэрария).

Чаще вьющиеся кустарники служат для декорирования стен сооружений, устройства крытых аллей - пергол и беседок.

В отношении композиционного использования вьющихся растений могут быть сделаны следующие замечания.

При покрытии вертикальных поверхностей (стен) вьющимися растениями большое значение имеет форма (орнамент) листа и листовая мозаика, которые создают на стене тот или иной зеленый узор. Существенное значение имеет также характер самого сооружения: для декорирования массивных сооружений лучше подходят вьющиеся кустарники с листовой мозаикой крупного рисунка, для легких же сооружений более пригодны вьющиеся кустарники с тонким ажурным рисунком листьев.

Необходимо также учитывать цвет покрываемой вьющимися растениями поверхности, окраску листьев и особенно цветков.

Так, например, белые цветки будут плохо выделяться на светлом фоне, а листья, приобретающие осенью оранжево-красные тона, - на фоне кирпично-красной стены и лучше - на сером, голубом или белом фоне.

При покрытии вьющимися растениями пергол от характера листовой мозаики зависит игра светотеней, создающая тот или иной декоративный эффект и определяющая теневой режим этих теневых устройств.

В тех случаях, когда стены сооружений (например, хозяйственных сооружений) не облицованы и не оштукатурены или требуется их замаскировать, вьющиеся кустарники являются прекрасным декоративным и маскировочным средством.

Готовые ландшафтные композиции для дачи и частного дома: виды и варианты размещения

Ландшафтные композиции можно встретить в доме или на дачном участке. Они радуют глаз, но создать такую красоту довольно не просто. Разработать дизайн можно самостоятельно, следуя всем общепринятым правилам. Рассмотрим виды оформления участков и правила, по которым осуществляется подбор дизайна, а также узнаем, как самостоятельно составить эскизы ландшафтных композиций.

Виды ландшафтной композиции

Ключевая задача любого оформления участка – расположение объектов в пространстве таким образом, чтобы получалась гармоничная и целостная картина. Каждый элемент в композиции очень важен и играет свою особую роль. Композиции из растений в саду делятся на следующие стили:

  1. Регулярный. В этом случае композиция выстраивается по конкретным осям. Объекты в ней симметричны и упорядочены, строго прослеживается логичная структура из элементов, составляющих вместе целостную картину;
  2. Пейзажный. Включает в себя только естественные и натуральные объекты. Основная особенность – стремление достичь натуральности в работе и добавить композиции природной естественности;
  3. Тематические. Дизайны, которые выполнены в особой тематике, чётко прослеживается линия и концепция, например, японский сад.

Рассмотрим все композиции из растений на дачном участке и в частном доме.

Хвойные деревья

Ландшафтные композиции из таких растений наделены особой утончённостью. Оформление таким образом долговечно, поскольку хвойные деревья сохраняют свой внешний вид из года в год. Существует много вариантов дизайна из елей, пихт, сосен. Такой ландшафт всегда смотрится необычно. Кроме того, воздух в саду будет всегда свежим и чистым.

Лиственные деревья

Такой вид композиции используется довольно часто. Лиственные растения размещают по периметру изгороди, крыльца дома или просто высаживают в красивый рисунок. Они придают краску объекту и изменяются вместе со временами года. Так постоянно вносится разнообразие в общую ландшафтную композицию: летом деревья ярко зелёные, осенью они меняют свой цвет, а к зиме – опадают. Поэтому дизайн с лиственными растениями никогда не надоест.

Цветы

Композиции из цветов в саду смотрятся эстетично. Они гармонируют со всеми элементами ландшафта, и их можно сочетать с лиственными деревьями и кустарниками. Существует множество вариантов цветов для высадки в клумбы или для составления из них отдельных композиций. Участки, оформленные цветущими насаждениями, смотрятся очень ярко и красиво. Поэтому использование цветников всегда украшает любой ландшафт.


Кустарники

Оформление одними кустарниками всегда выглядит лаконично. Минимализм придает участку простоту стиля, но при этом радуют глаз не меньше цветников. Однако и сочетать с другими растениями кустарники можно. Они отлично гармонируют с хвойными и лиственными деревьями, цветами и зелёными дорожками. Но располагать их тоже требуется в соответствии со всеми правилами, иначе они не будут гармонировать.

Правила ландшафтной композиции

Чтобы оформление участка было гармоничным и соответствовало всем требованиям ландшафтного дизайна, необходимо соблюдать установленные правила и требования к композиции. Рассмотрим, как нужно составлять эскизы ландшафтных композиций и какие существуют критерии для этого.


Расставление акцентов

Композиция из растений на дачном участке должна акцентировать внимание на определённых элементах. Это можно сделать при помощи контраста крупных и ярких кустарников на общем фоне из лиственных растений. Главное, чтобы они не выбивались из общей концепции, а только привлекали внимание.

Акценты должны быть расставлены по следующим принципам:

  • не нужно добавлять слишком много ярких элементов;
  • можно установить небольшие водоёмы, чтобы распространить общий пейзаж;
  • фон не должен концентрировать на себе слишком много внимания, поэтому лучше использовать однотонный газон;
  • живую изгородь тоже можно использовать в качестве акцента.

Создание контраста

Ещё одним правилом является игра с цветами и создание контраста в ландшафтной композиции. Все цвета из палитры при грамотном использовании могут стать очень эффектным дополнением к общей картине. Оформление яркими цветами привлекает внимание и выделяет отдельные элементы на общем фоне.

Цвета нужно выбирать не только яркие, но ещё и сочетающиеся друг с другом. Главное не переборщить с красками, чтобы участок не выглядел вырви глаз. Можно использовать следующие цвета:

  • оранжевый;
  • жёлтый;
  • фиолетовый;
  • синий;
  • красный;
  • зелёный.

Лучше всего дополнять ландшафтную композицию яркими кустарниками или цветными деревьями, а также растениями с крупными яркими цветами.

Геометрия

Расположение растений и цветов также очень важно. При их высадке нужно соблюдать определённую геометрию и симметрию. Самой актуальной композицией из растений в саду считают фигуру неравностороннего треугольника. После высадки всех элементов ландшафта можно будет увидеть треугольник, у которого длина всех сторон разная. Для этого цветы, деревья и кустарники высаживают на разном расстоянии друг от друга

Видео описание

Идеи ландшафтных композиций


В результате одно растение самое высокое, и оно высаживается в вершину треугольника. В другой стороне элемент пониже, а в последней – самый низкий. Сама фигура не должна казаться прямой, иначе с других углов обзора её будет трудно просмотреть. Считается, что единство трёх элементов является самой гармоничной ландшафтной композицией, которая не содержит ничего лишнего.

Советы для создания ландшафтной композиции

Чтобы композиции из растений в саду были правильно оформлены, а эскиз составлен правильно, необходимо придерживаться следующим советам:

  • соблюдение пропорций;
  • следование правилам геометрии;
  • сочетать высоту растений;
  • в случае трудностей использовать подборку готовых ландшафтных композиций или обратиться к дизайнеру.

Таким образом, общая концепция получится хорошо продуманной и интересной. Главное не отходить от плана и сочетать все элементы правильно.

Видео описание

Хвойная композиция в саду


Коротко о главном

Ландшафтные композиции составляют часть интерьера участка. Они придают ему уникальность и обращают внимание на некоторые акценты. Нужно внимательно ознакомиться со всеми правилами составления композиций из цветов и растений в саду, чтобы при самостоятельном создании эскиза получился грамотный дизайн. Оформление сада в частном доме или на дачном участке можно осуществить самостоятельно при хорошей осведомлённости в этой области. Если же нет времени и желания вникать во все тонкости, то лучше всего обратиться к профессионалам.

Насаждения — деревья, кустарники, цветочные и травянистые растения — составляют основу формирования парковой среды. Они нерасторжимо связаны с другими компонентами ландшафта — рельефом и водой и с учетом климата определяют пространственную структуру и характерный облик каждого объекта. В процессе исторического развития ландшафтного искусства сложились различные виды парковых насаждений. В регулярных парках они принимают геометрические формы — это боскеты, аллеи, группы, солитеры. Открытые пространства представлены партерами — газонными, цветочными, водяными. В пейзажных парках, где композиция строится на асимметричном равновесии объемов и в ее основу положен принцип воссоздания образа естественной природы,— это массивы, аллеи, группы, солитеры. Все виды парковых насаждений (компоненты паркового пейзажа) в основном выполняют тождественные функции в пейзажах и различаются стилистически.

Рекомендуемые схемы построения групп растений различных пород

Типы пространственной структуры

Соотношение типов пространственной структуры

Участки закрытых, полуоткрытых и открытых пространств по своим размерам и общей площади, а так- же размещению в структуре парка определенным образом соотносятся друг с другом. Это соотношение определяется требованиями психофизиологической комфортности среды для человека. Решение задач по созданию благоприятного микроклимата парковой среды зависит от климата района, в котором организуется парк. Так, в южных районах необходима защита от солнца и летнего зноя, поэтому здесь предпочтение отдается закрытым пространствам насаждений, создающим тень и прохладу. Площадь открытых пространств незначительна. Они, как правило, невелики, посетителей наиболее привлекает их затененная часть, опушка формируется рыхлой — продуваемой, способной обеспечить необходимую аэрацию и таким образом избежать застоя перегретого воздуха. В северных районах, наоборот, предпочтительнее участки, освещенные солнцем и защищенные от неблагоприятных северных ветров. Поэтому здесь значительную часть, а иногда и большую, занимают открытые пространства полян, более прогреваемые, чем массивы насаждений. В северной, а также в северо-западной части поляны имеют плотную опушку, защищающую от холодных ветров.

Композиции открытых пространств (полян и партеров)

Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков. В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных — поляны. Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов и воды. В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкостригущийся кустарник. Инертным материалом служат песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица. В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (буксус, тисе, кизильник, туя, в России использовалась ель).

Процесс формирования пейзажных композиций. Сочетание экологических, технологических и эстетических требований

В процессе роста древесные насаждения кардинально изменяют свои высоту, диаметр кроны, толщину и текстуру поверхности ствола, рисунок и толщину скелетных ветвей, силуэт, т. е. все основные показатели, влияющие на художественное качество ландшафтной композиции. В зависимости от этого меняются оптимальные расстояния восприятия древесных насаждений. Закономерности развития и изменения декоративно-художественных форм должны поэтапно учитываться при формировании пейзажа. Рост и развитие древесных насаждений происходят неравномерно. В первые годы рост растений, как правило, замедлен. Наибольший прирост у большинства видов наблюдается в 10. 30 лет. В средней и южной зонах европейской части России период наиболее быстрого роста у дуба 10. 15 лет; у лиственницы 20. 30 лет. Рост старых деревьев почти прекращается, появляется суховершинность, отсыхает часть боковых ветвей, крона изреживается.

Пейзажно-пространственная композиция

Виды ландшафтно-планировочной организации зеленых насаждений

Садово-парковая растительность организуется в виде лесных массивов и рощ, групп деревьев и кустарников, аллейных посадок, живых изгородей, стриженых стен, боскетов, полян, декоративных газонов и различного типа цветников. Массивы насаждений лесного типа применяют, чтобы воссоздать естественный ландшафт, они занимают площадь от 1 до 4 га в парках и десятки гектаров в лесопарках. В зависимости от господствующих древесных пород массивы подразделяются на хвойные (темно- и светлохвойные) и лиственные (широко- и мелколиственные), по составу — на чистые, составленные из одной породы, и смешанные, по структуре — одноярусные и многоярусные (когда полы крон расположены на разной высоте). Выбор главных пород массива определяет его облик — ель, пихта, бук, граб с темными стволами и густым облиствением образуют сумрачные тенистые насаждения; сосна, береза, лиственница, ясень, акация, имеющие прозрачные кроны, образуют солнечные и светлые насаждения. Сопутствующие породы улучшают и обогащают лесную среду, подчеркивают декоративные качества основной породы путем контраста или нюансных отношений.

Группы из деревьев и кустарников

Группа — это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В русских парках XVIII—XIX вв. группы создавались преимущественно из 7—10—17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясеней, вязов, с включением рябины), черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жимолостью, шиповником. В ранний период развития пейзажного стиля в России создавались в основном группы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимента) предпочтение отдается смешанным группам. Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII—XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.

Формы применения воды в ландшафтном проектировании

В ландшафтном проектировании применение воды имеет несколько уровней. В ландшафтном дизайне вода используется в утилитарных и декоративных устройствах. К утилитарным устройствам, наиболее часто применяемым, относятся питьевые фонтаны, колодцы, плескательные бассейны, рыбные пруды, каналы. Из декоративных устройств следует отметить декоративные фонтаны (струйные), с объемной скульптурой, пристенные, водные зеркала, каскады, водопады. Слабо используется возможность применения воды для теплоизоляции, шумозащиты, ограждения.

Виды цветочного оформления

Цветочные и декоративные травянистые растения занимают важное место в убранстве парка и вместе с древесными растениями, водными устройствами, камнями, скульптурой формируют его эстетический облик. С помощью цветников оформляются планировочные узлы парка — партерные площади, входы, места отдыха, создаются акценты, концентрирующие внимание, направляющие движение и завершающие художественное решение парковых композиций — мест у водоемов, на полянах, у опушек, скульптуры и др. Различаются следующие виды цветочного оформления.

Формирование парков на нарушенных территориях. Геопластика

Ярусная композиция парка

Типичной композиционной задачей таких парков является выявление пространственной структуры склона, которая часто сводится к формированию системы террас, т.е. чередованию подъемов и относительно плоских ступеней рельефа. Решающую роль играют при этом бровки — четкие переломы, переходы от плоских элементов к наклонным. Именно отсюда, с бровок открываются виды вниз, здесь формируются силуэтные линии ограничения видимости при восприятии парка снизу. Параллельные линии бровок вместе с наиболее крутыми участками склона определяют вид парка при фронтальном его рассмотрении, в то время как плоские ступени скрыты от наблюдателя. Цель ландшафтного архитектора — подчеркнуть с помощью архитектурно-ландшафтных средств эту ступенчатую, ритмичную структуру рельефа. Другая особенность заключается в том, что основные парковые сооружения, а также такие элементы, как спортивные площадки и т.п., размещаются на указанных ступенях в тех местах, где они достигают наибольшей ширины.

Парки на сложном рельефе

Единство и соподчиненность в ландшафтном искусстве

Организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого. Ограничение частей, или разделение пространства, в ландшафтном искусстве обусловлено функциональным назначением — разделением на участки с различными видами занятий и природными условиями, подсказывающими возможность формирования того или иного типа пространственной структуры. Единство требует выявления главного и подчиненного, неразрывной связи формы и содержания. Оно проявляется в выделении объемно-пространственной доминанты и подчинении ей остальных частей. Это может быть сооружение, поляна, водоем и др. Соподчинение определяется ориентацией остальных частей на эту доминанту и их визуальную и тематическую взаимосвязь. Так, в исторических парках доминантой является дворец, которому подчинена территория парка. Их единство решается разными приемами: с помощью визуальных связей (в створе просек, дорог и видовых лучей многократно и часто неожиданно возникает дворец); определенного членения пространства (более мелкого и тщательно проработанного ближе к дворцу и более крупного по мере удаления от него); насыщенности цветочным оформлением и скульптурой придворцовой части и более скромным тематическим повторением в других частях парка и т. д. Эта связь тонка и ненавязчива.

Ландшафтный дизайн - это искусство, которое придерживается определенных правил и законов. Именно поэтому при создании дизайна сада следует отталкиваться от основных принципов построения ландшафтных композиций, которые диктует нам сама природа.

В прошлой раз мы говорили о цвете и видах композиций в ландшафтном дизайне , а в этой статье мы познакомимся с основными правилами построения композиций в саду, а также немного поговорим о групповых посадках.

Особенности групповых посадок

Групповые посадки являются неотъемлемой частью не только сада, но и, в большинстве случаев, окружающей его территории. Поэтому при озеленении приусадебного участка необходимо придерживаться некоторых правил, иначе может получится набор красивых, но не имеющих между собой связи растений.

В основном композиции из групповых посадок высаживаются вдоль заборов или стен сооружений. Поэтому при выборе места необходимо рассчитать некоторые факты, к примеру, расположение окон на стене, их высота и функциональная составляющая, ширину отмостки дома, направление ската крыши и другие моменты. В случае с заборами учитывается степень ажурности его формы, расстояние до дорожек, наличие крупных растений как на Вашей территории, так и за забором.

Если в зоне видимости есть дерево, и вы не планируете от него избавляться, оно может стать центральной фигурой в ландшафтной композиции. Если дерево находится на Вашей территории, то его можно либо использовать в пределах контура группы, либо вывести за пределы композиции - тут уже все будет зависеть от вашей фантазии и других факторов.

использование дерева на своем участке

Дерево растет у соседа? Это же отлично! Включив крону соседского дерева в нашу композицию, мы визуально увеличим свой участок, так как это дерево станет буквально продолжением территории.

Использование дерева за пределами участка


Определите центральное место из которого будет проходить основное наблюдение за цветником. Планируйте высоту самого крупномерного растения в зависимости от расстояния точки наблюдения (скамейки, беседки, площадки, веранды и т.д). Высота растения не должна превысить половины расстояния композиции от наблюдателя. В случае если дерево или кустарник будет значительно больше, наблюдатель не сможет сконцентрировать внимание на полноценном пейзаже ландшафта, и картина будет считываться по частям, а не восприниматься как единое целое.

Построение композиции с учетом центральной точки наблюдения

Если стоит задача озеленить территорию у длинного забора, то следует избегать монотонных посадок. Рекомендуется разбить верх и низ забора элементами цветника на несколько линий.

Нижняя часть разрастется многолетниками и кустарниками с раскидистой кроной, а верх заполнится лианами, вертикальными кронами деревьев или высокими цветоносами травянистых культур.

Лучше всего все это расположить не ровной линией друг к другу, а в шахматном порядке.

Посадка вдоль длинного забора

Не маловажную роль в композиции играет высота и ширина групповых посадок, особенно важны эти характеристики, когда необходимо закрыть невзрачные соседские постройки или подчеркнуть живописный вид на лес.

В тех случаях, когда забор или стена достаточно высоки, высоту групповой посадки по отношению к постройке можно не учитывать, но композицию следует создать таким образом, чтобы взгляд наблюдателя не касался высшей точки забора или кромки стены. Так постройка сыграет Вам на руку и будет служить своего рода фоном для растений, создавая цельную картину ландшафта.

Композиция без учета высокой стены на участке


НА ЛАВКЕ СИДЯТ копия.jpg

Ваша фантазия как художника и творца сада определяет параметры высоты растений по длине цветника.

Если вы создаете узкую композицию, колебания высоты по длине цветника должны быть визуально ощутимы. Дело в том, что чем меньше ширина композиции, тем труднее создать игру перехода высоты от заднего плана к переднему, в этом плане широта играет огромную роль, так как больше пространства для плавного перехода от заднего ряда к переднему.

Небольшой совет. При создании миксбордера представьте, как эти растения будут чувствовать себя через несколько лет на этом месте и отнеситесь ответственно к выбору посадочного материала. Необходимо учесть их дальнейший рост. Тень от посаженного не в том месте дерева может создать дискомфорт как Вам, так и Вашим соседям. Разросшиеся многолетники и кустарники при неправильном планировании посадки через несколько лет могут закрыть другие растения или скрыть в зарослях дорожки, проходящие мимо миксбордера, создавая определенные неудобства.

Рассмотрим основные правила построения композиции, которые помогут Вам создать роскошный миксбордер на своем участке.

Ритм в ландшафтном дизайне


Ритм наше все. Бывало ли у Вас такое, что, наслаждаясь своим цветником появляется острое желание добавить растений в композицию? Это к Вашему чувству прекрасного взывает внутреннее чувство ритма и это хорошо. При достижении ритма повторяющимися растениям, можно играть с их высотой, формой кроны, цветовой палитрой и фактурой. Главное не перестараться с повторяющимися элементами, иначе миксбордер будет казаться однотипным, но, если вдруг это случилось, не стоит расстраиваться, композицию можно разбавить разнообразными включениями.

значение ритма в ландшафтном дизайне


Миксбордер – это имитация лесной опушки, а в естественной среде высота заднего плана при переходе к переднему плавно уменьшается. Сначала идут взрослые крупные растения, далее травянистые многолетние растения и некрупные кустарники. Этого правила рекомендуется придерживаться при создании миксбордера на приусадебном участке, например, при переходе от забора или стены к газонной траве или садовой дорожке. Такая композиция будет выглядеть естественной и привлекательной.

правильная посадка

Для создания более эффектного миксбордера рекомендуется посадить растения так, что дорожка то будет проникать в часть композиции, то вновь возвращаться на газон. Такой прием зрительно увеличивает пространство участка, а проход по дорожке будет захватывающим и увлекательным, ведь композиция становится более естественной: лесные тропы часто скользят из леса на полянку и наоборот. Старайтесь не создавать параллельных композиций. Вблизи дорожек можно посадить декоративные растения, чья красота раскрывается в полной мере с близкого расстояния, а вдали расположить те, что привлекают всеобщее внимание издалека. Такие акценты помогут Вам и гостям с удовольствием перемещаться по саду.

параллельная посадка

Небольшой совет. Благодаря климату средней полосы России, мы имеем возможность использовать динамичные акценты в саду. Изменчивость природы в разные времена года сыграет нам на руку. Летом и весной можно наслаждаться прекрасным цветением многолетних растений, осенью насыщенной окраской листвы, а зимой загадочной корой и изящными ветвями деревьев и кустарников. Добавив в композицию хвойное растение, вы и вовсе сможете сохранить зеленый или золотистый акцент круглый год. Старайтесь создать миксбордер, попадающий в такт настроению погоды, и Вы удивитесь насколько это красиво!

И вот опять скоро весна, и вот опять половина мыслей уже о садах, о ландшафте, о том, что скоро можно будет окунуться в работу и наслаждаться процессом, создавая для кого-то красивый сад.

Как это здорово видеть, как из заросшего сорняками куска земли рождается красивое, ухоженное место для отдыха, прогулок, для созерцания, для радости.

Что главное в оформление участка? После всех технических работ, строительства, устройства дорожек и площадок, конечно, это озеленение. Зеленые насаждения, цветы, водоемы, деревья и кустарники — вот что вдохнет настоящую красоту и жизнь в устройство сада.

Растения влияют на нас как сильнейший элемент сада или ландшафта, в процессе разработки плана сада ими занимаются ближе к концу процесса проектирования, где в итоге каждому растению отводится свое место.

Ассортимент декоративных растений, с которыми приходится иметь дело, огромен. Разные виды, сорта, формы крон и листьев и т.д. Оценка декоративности деревьев и кустарников во многом определяется тем, как они выглядят в конкретном окружении в композиции сада. Процесс формирования зеленых насаждений продолжается и после проведения посадок. В процессе роста деревья и кустарники меняют свои формы и размеры, все это нужно учитывать сразу, при проектировании, а значит, следует ознакомиться с ассортиментом декоративных растений, используемых в вашей зоне проживания. Представленные ниже декоративные композиции подойдут для зоны 2, 3 и 4. Также при условии, что ваш участок не заболочен, грунтовые воды не подтопляют или сделан дренаж участка. Почва при посадке должна быть улучшена.

При использовании хвойных деревьев и кустарников ваш сад и зимой будет декоративен. При составлении композиции для небольших участков особое значение приобретают декоративные детали в растениях, такие как листва, цветки и плоды, текстура коры, смена цвета листвы из одного сезона в другой, время цветения каждого растения. Тогда как на больших территориях важнее высота и силуэт насаждений в композициях.

Каждая отдельная группа растении должна сочетаться с остальными деталями и посадками в саду. Сад должен стать единым целым.

При уходе за композициями следует прибегать не только с прополке окружающего пространства, подкормке растений, поливе, но и к формированию. Своевременная стрижка деревьев и кустарников не даст саду захламиться, а композициям разрушиться.

Вот несколько композиций из растений, которые смогут украсить ваш сад.

Идеи для сада. Примеры композиций из деревьев и кустарников, фото № 1

Здесь композиция дополнена камнями и гравием. Рябинник после цветения следует сразу обрезать, обрезать соцветия и слегка придать округлую форму кроне. Рябинник цветет весной, а гортензия поддержит цветение летом и осенью. В следующий сезон гортензия уже вырастет выше, и ее будет хорошо видно.

Идеи для сада. Примеры композиций из деревьев и кустарников, фото № 2

Идеи для сада. Примеры композиций из деревьев и кустарников, фото № 3

Здесь декоративность будет с весны до поздней осени. Сначала солирует яблоня, потом спиреи и их поддержит гортензия, которая будет цвести до поздней осени.

Идеи для сада. Примеры композиций из деревьев и кустарников, фото № 4

Идеи для сада. Примеры композиций из деревьев и кустарников, фото № 5

При такой плотной посадке, как в этой композиции, следует несколько раз в сезон вносить корректировки — стрижка пузыреплодника (придать форму кроне), стрижка барбарисов.

Идеи для сада. Примеры композиций из деревьев и кустарников, фото № 6

Идеи для сада. Примеры композиций из деревьев и кустарников, фото № 7

Идеи для сада. Примеры композиций из деревьев и кустарников, фото № 8

Здесь в дополнение к хвойникам используются многолетние растения, композиция не требует особого ухода. Стоит только после цветения срезать цветоносы у цветов, а хвойные растения будут держать свою форму без дополнительной помощи.

Идеи для сада. Примеры композиций из деревьев и кустарников, фото № 9

Здесь корректировать следует дерены, чтобы дерен с окаймленной листвой не забил скамью и тую.

Читайте также: