Гимнастика в новое время кратко

Обновлено: 07.07.2024

Гимнастика в новое время

Труды Я. А. Коменского и система его дидактических принци­пов способствовали развитию взглядов классиков, педагогики XVIII в. Жан-Жака Руссо (1712—1778) и Песталоццн (1746 - 1827). Их заслуга в физическом воспитании состоит в том, что они дали толчок к подлинному возрождению гимнастики. Руссо считал, что физические упражнения укрепляют и закаляют тело, создают необходимые условия для развития сил и двигательных воз­можностей человека, содействуют умственному развитию и укреп­лению здоровья. Он предлагал применять игры, упражнения, воспитывающие умение соразмерять свои силы, бег прыжки, метание, плавание. По его мнению, величайшая тайна воспитания заключа­лась в том, чтобы чередование физических (телесных) упражнений с умственными служило отдыхом для человека.

Педагогические идеи известных деятелей педагогики того вре­мени поддерживались буржуазной интеллигенцией западноевро­пейских стран. Практические шаги в этом направлении были сделаны в Германии. В 70-х гг. XVIII в. в некоторых городах начали создаваться школы нового типа — филантропины, в которых стала зарождаться немецкая национальная гимнастика.

Наиболее известными руководителями гимнастики в филантро­пинах были Г. Фит (1763—1836) и И. Гутс-Мутс (1759-1839). В их гимнастику входили все известные тогда физические упраж­нения. В трехтомном труде Фит изложил теоретические и практи­ческие сведения о гимнастике. Целью занятий он считал укрепле­ние здоровья, развитие силы и быстроты движений, приобретение красивой формы тела, содействие умственному развитию и психи­ческой деятельности. Фит привёл ряд ценных методических указа­ний, не потерявших значения до настоящего времени (о последо­вательности упражнений, о постепенности перехода от легкого к трудному, об активности учеников, их интересе к занятиям, об уче­те индивидуальных особенностей и др.).

Итак, к концу XVIII в. наметились теоретические основы гим­настики нового времени,, а также начал создаваться гимнастичес­кий метод (активная гимнастика).

Первые попытки гуманистов (Виторио да Фельтре и др.) воз­родить значение гимнастики как средства всестороннего разви­тия человека и ввести ее в учебные заведения не имели успеха. Однако в XV столетии, благодаря изучению античной культуры, снова стали возникать идеи, утверждавшие физическое воспита­ние наряду с умственным. Представители позднего гуманизма (Филельфо, Миркуриалис), отбрасывая принцип религиозно-схо­ластического воспитания и образования, указывали, что гимнасти­ка должна содействовать всестороннему воспитанию человека.

В период перехода от феодализма к капитализму многие про­грессивные философы и педагоги предлагали ввести новую сис­тему всестороннего воспитания молодежи с тем, чтобы новое по­коление окончательно освободилось от влияния старых феодаль­ных традиций и догм.

Взгляды Руссо, Песталоцци и других прогрессивных мысли­телей того времени были подхвачены в ряды западных стран бур­жуазной интеллигенцией, которая начала создавать свои систе­мы физического воспитания человека.

Создание национальных систем гимнастики относится к на­чалу XIX в., что обусловлено было общественными запросами. Способы, ведения борьбы требовали одновременности действий, четкого выполнения команд, перестроений на поле боя и т. п. Пе­дагогам и врачам того времени гимнастика представлялась един­ственно правильным методом физического воспитания молодежи.

В первой половине XIX в. наметились три направления в раз­витии гимнастики:

гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство ук­репления здоровья и развития физических сил человека);

Атлетическое (гимнастика расценивалась как средство раз­вития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе на гимнастических снарядах);

прикладное (гимнастика использовалась как средство обуче­ния солдат преодолению различных препятствий, встречающих­ся на войне).

Конец XVIII — начало XIX века характеризуется увеличени­ем системотворчеством во всех отраслях знаний — природоведе­нии, философии, правоведении, политике. Поэтому нет ничего странного в том, что филонтрописты Фит (1763-1836) и Гуте Мутс (1759-1839) стремились к созданию, стройной законченной систе­мы гимнастики. В-общем эта попытка им удалась, если учиты­вать условия той эпохи. Никто еще до них не собирал такого большого и разнообразного материала по физическому воспита­нию, никто не смог так тщательно его систематизировать.

Гутс-Мутс и Фит были бы забыты даже современниками, ес­ли бы первые годы XIX века не всколыхнула буря наполеоновс­ких войн. Для борьбы с Наполеоном, провозгласившим себя им­ператором Франций, нужна была здоровая, сильная и крепкая молодежь. Возникла потребность в гимнастике. Почву для ново­го расцвета гимнастики к этому времени успели подготовить фи-лантрописты.

Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое нап­равление. П. Линг (1776-1839) начал изучать гимнастику в Да­нии в первой половине XIX в. Дания была тогда одной из первых стран Западной Европы по распространению гимнастики. В 1813 году по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специаль­ный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства фи­зического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Пе­дагогическое значение гимнастики он не учитывал.

Его сын Р. Линг (1820-1886) продолжал дело начатое отцом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, прямолинейность и напряженность. Точному положению частей тела придавалось большое значение.

Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой. Она связывала инициативу преподавателя, хотя многим казалось на­учно обоснованной, что явилось причиной большой популярнос­ти шведской гимнастики и ее распространения во многих стра­нах, в том числе в России.

Проводя урок, Аморос не придерживался определенной схе­мы. Он установил лишь общие принципы: упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты; про­водить их надо последовательно, от легких к трудным, от прос­тых к сложным; на занятиях учитывались индивидуальные осо­бенности учеников. Были указания на то, что действие одного и того же упражнения можно усилить или ослабить, изменяя ско­рость, направление и амплитуду движений. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию ды­хания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая по­пытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях. Упражнения французской системы гимнастики исполь­зовались в русской армии.

Сокольская гимнастика по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. Тырш стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение. Основу этой системы сос­тавляли упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами и без них, пирамиды, упражнения с элементами фех­тования, бокса, борьбы.

Урок Сокольской гимнастики состоял из трех частей: В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые упражнения, общие вольные или упражнения с предметами (пал­кой, гантелями и др.).

Во второй (основной) части выполнялись упражнения на сна­рядах, прыжки, боевые упражнения и др.

В третьей (заключительной) части обычно применялись ходь­ба, умеренный бег, игры.

Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное соп­ровождение, четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечила успех сокольской гимнастики во многих странах. Она явилась основой совре­менной спортивной гимнастики.

Указанные системы имели классовый характер и националь­ные традиции. Отрицательным было то, что они односторонни, их авторы не понимали педагогического значения гимнастики, им характерен империзм.

Элементы гимнастики в быту народов России, как и других народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Празд­ничные развлечения включали выступления скоморохов, акро­батов. В Средней Азии большой популярностью пользовались канатоходцы. У некоторых народов Кавказа использовались уп­ражнения с большими тяжестями, служившими средствами раз­минки перед борьбой. Почти у всех народов были в почете вер­ховая езда и вольтижировка. Развитию гимнастики в значитель­ной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Осно­вы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В гвардейских полках созданных Петром I, применялись различ­ные физические упражнения с целью обучения солдат преодоле­нию препятствий и другим военным навыкам и умениям. По указу Петра 1 гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершенствованию системы фи­зической подготовки русской армии уделяли выдающиеся рус­ские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адмирал Ф. Ушаков и др.

А. В. Суворов (1730-1800) создал свою систему военно-физи­ческой подготовки, в основу которой были положены военно-по­левая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание. Приме­нялись с этой целью бег, преодоление препятствий, переноска предметов, штыковой бой. Традиции А. В. Суворова продолжил М. И. Кутузов.

Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в русской армии принадлежит М. И. Драгомирову (1830-1915). Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, определил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии.

Философы-гуманисты и новый виток развития гимнастики

Национальные гимнастические системы как стремление к развитию независимых государств

Трудно сказать точно, когда художественная гимнастика смогла стать самостоятельным видом спорта. Она прошла довольно тернистый путь. Но то, что гимнастика как система физического воспитания существовала еще до нашей эры и получила второе рождение в эпоху Возрождения, сомневаться не приходится. Несмотря на расплывчатое понимание гимнастики как отдельной дисциплины, ее развитие стало возможным благодаря необходимости разных стран укрепить и оздоровить дух своего народа, что, в свою очередь, стало невозможным без гимнастических упражнений.

А наиболее передовые педагоги и философы предлагали свои идеи по укреплению национального духа. Многое стало возможным, благодаря учениям разных стран, в частности, Франции, Англии, Швеции, Германии. Не отставали Дания, Чехия, Россия, Швейцария.

Возникновение гимнастических движений в ряде Европейских стран

Со стремительным прогрессом в области науки, культуры и промышленного производства (XVIII - начало XIX в.) национальное спортивное воспитание становится социальной и государственной необходимостью. В Европейских государствах это ощутимо особенно. Кстати, многое стало возможным благодаря учениям гуманистов - они заговорили о кардинально новой системе юношеского воспитания. В это время паритет чувственного и умственного познания мира, закаливание, а также всестороннее физическое воспитание с помощью гимнастических тренировок становятся первоочередными.

Не менее интересны идеи философа Жана Жака Руссо (Франция) и педагога Иоганна Генриха Песталоцци (Швейцария), которые также были уверены в том, что умственное и физическое должны быть неразделимы.

Иоганн Генрих Песталоцци — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века.

Гимнастика

Снаряды

Расцвет спорта в новое время стал причиной формирования собственного подхода к гимнастическим дисциплинам в наиболее развитых государствах Европы и Америки. В этот период стали меняться экономические и капиталистические тенденции, бурное развитие промышленности, науки, военного дела и техники в итоге породило необходимость организации состязаний, проведения массовых зрелищ и соревнований. В высших слоях широко поддерживались виды спорта, приносящие доход, укреплялась мода на ставки. Одновременно с этим развивались армейские дисциплины, требующие все более тщательной и изобретательной подготовки. Отдельные физические упражнения и различные игры плотно входили в жизнь не только спортсменов, но и простых горожан, международные соревнования требовали для победы все более изощренных подходов к тренировкам, со временем, каждое государство заинтересовалось тем, чтобы развивать собственные гимнастические системы.

Первые пути гимнастического воспитания нового времени

Англия — старейшее капиталистическое государство, первая пришла к необходимости развивать спортсменов по-своему. В 17 веке на дворе революция, активно захватываются колонии, для получения и поддержания которых требовались физически сильные и крайне мобильные войска. Среди командующих основную часть занимали выходцы из буржуазии, привыкшей к хорошему образованию. Университеты на тот момент делали большой упор на занятия физкультурой, а также подготовку молодежи.

Упражнение

С 18 века в стране активно создавались клубы по видам спорта, проводились соревнования, что требовало создания свода единых правил для всех. Первыми подобными видами спорта стали гребля и легкая атлетика, затем в 1863 г. создается Английская футбольная лига, набирали популярность регби, гольф, а также бокс. С колонизацией Америки, все тенденции в спорте перетекли и туда, а затем, после ее отделения, там стали развиваться собственные методики воспитания. Для удержания власти капитализма активно поддерживались физические тренировки, а внедрение спорта в учебные заведения приводило к развитию все более современных правил подготовки.

В то время, как Англия и США делали упор на спорт и игры, европейские государства (Швеция, Германия, Франция) больше склонялись к гимнастике. Желание подготовить своих солдат лучше других, а также стремление к объединению граждан посредством воспитательных работ в итоге привели к созданию национальной гимнастической системы в каждой стране. На тот момент в понятии не было особых разделений, туда же относились прыжки, борьба, лыжи, бег и прочие родственные виды занятий.

История

Развитие движения в Германии

Основы развития гимнастической дисциплины во всех странах схожи, но определенная своеобразность их все-таки отличает.

Сейчас немецкая гимнастическая система того времени подвергается серьезной критике, т. к. не имела под собой достаточного основания, ее основой была внешняя форма, не подкрепленная достаточными знаниями анатомии и физиологии. Не было также особых достижений в вопросе дозировки и медицинского контроля.

Хоккей

Швеция

Создателем шведской школы считается Пер Линг, в 1813 году он основал Стокгольмский институт гимнастики, который действует по сей день. Его сын Ялмар продолжил деятельность отца.

Шведская гимнастическая система направлена на развитие ловкости, отваги и мужества у детей и взрослых. Ее основной задачей была армейская подготовка. Основные компоненты системы подразделялись на основные 4 типа:

Тренажерный зал

  • педагогические, направленные на тренировку навыков детей в школьные годы;
  • военные, предназначенные для выработки качеств, необходимых шведским солдатам;
  • лечебные, целью которых была коррекция здоровья и помощь в выздоровлении;
  • эстетические — упражнения такого характера развивали пластику и внешнюю привлекательность тела.

Линг старался пойти в своих исследованиях дальше, чем деятели немецкой системы, однако, уровень науки физиологии по-прежнему не имел достаточного развития. Если в Германии больше предпочитали брусья и тренировки на коне, Швеция делала упор на бревно, скамью и стенку. При этом уроки проводились, начиная с упражнений на части тела, а потом уже на дыхание ходьбу, бег, прыжки. При этом все занятия отличались некоторой статичностью и излишним групповым подходом, но это не помешало данной системе распространиться в Европе и государствах Америки.

Армия

Франция

Спорт

Французская система гимнастики оформилась после завершения наполеоновских войн. После поражения, местная буржуазия получила стремление во что бы то ни стало возродить утраченную мощь своей армии. Франциско Аморос от рождения испанец, изучавший труды Песталоцци открыл в столице Франции свою гимнастическую школу, которая имела успех, чем привлекла внимание военного министерства. Он получил задание перенести свои знания на укрепление военных сил, в 1820 г. ему поручена подготовка офицеров, а затем и контроль над воспитанием всех родов войск. Аморос был озадачен победой российских сил в войне и пристально изучал методы подготовки суворовской армии. Он старался синтезировать культуры преуспевающих держав, при этом делал упор на нравственность и гармонию.

Однако, учения Амороса не были единственным путем развития местной гимнастической системы. В высших кругах набрало популярность фехтование, устраивались состязания, нанимались педагоги по этому виду спорта. К 60-м годам еще одной ветвью развития стал велосипедный спорт, гольф, теннис. По-прежнему есть фанаты охоты и стрельбы из луков и другого оружия.

Читайте также: