Герхарт гауптман биография кратко

Обновлено: 30.06.2024

ГАУПТМАН, ГЕРХАРТ (Hauptmann, Gerhart) (1862–1946), немецкий писатель. Родился 15 ноября 1862 в Оберзальцбрунне (Силезия). Учился в Академии искусств в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) и почти семестр слушал лекции в Йенском университете. В 1884 Гауптман, автор посредственных стихов и одаренный рисовальщик и скульптор, отправился в Рим, намереваясь открыть там мастерскую, хотя еще не решил, чему посвятить свою жизнь – литературе или изобразительному искусству. Женитьба в 1885 укрепила его финансовое положение и позволила обосноваться в Берлине. Успехи естественных наук ставили новые задачи перед литературой, утверждался натурализм. Новые веяния захватили Гауптмана, он много читал, слушал в Берлинском университете лекции по естествознанию и истории, в 1888 отправился в Цюрих, где у знаменитого психиатра О.Фореля изучал медицинские основы мотивации человеческого поведения.

Литературное ученичество Гауптмана было недолгим; пьеса Перед восходом солнца (Vor Sonnenaufgang, 1889) неожиданно принесла ему поистине сенсационный успех. Эта реалистическая драма посвящена моральной и физической деградации крестьянских семей, внезапно разбогатевших, когда на их земле были найдены залежи угля. В скором времени из-под пера Гауптмана вышел целый ряд трагедий и комедий, создавших ему славу крупнейшего драматурга: Ткачи (Die Weber, 1892), Бобровая шуба (Der Biberpelz, 1893), Ганнеле (Hannele, 1893; с 1896 под назв. Вознесение ГаннелеHanneles Himmelfahrt), Флориан Гейер (Florian Geyer, 1896), Потонувший колокол (Die versunkene Glocke, 1896), Возчик Геншель (Fuhrmann Henschel, 1898), Роза Бернд (Rose Bernd, 1903).

Проза Гауптмана включает путевой дневник Греческая весна (Griechischer Frühling, 1908), в котором писатель делится глубокими размышлениями о взаимосвязи искусства, религии и реальной жизни; романы Юродивый Эмануэль Квинт (Der Narr in Christo Emanuel Quint, 1910), где религиозный экстаз и наивная вера наталкиваются на скептицизм современного общества, и Еретик из Соаны (Der Ketzer von Soana, 1918), рассказывающий о пылком восприятии жизни с позиций языческой красоты и чувственной любви. Две эпические поэмы – Тиль Уленшпигель (Till Eulenspiegel, 1928) и Великая мечта (Der grosse Traum, 1942) – содержат апокалиптические видения символического бегства человека от хаоса реальности в царство духа. Не оставлявший Гауптмана интерес к античности в годы Второй мировой войны претворился в драматическую тетралогию на сюжет легенды об Атридах (Atriden-Tetralogie, 1941–1944).

В 1905 Оксфордский университет присудил Гауптману степень почетного доктора, он трижды был удостоен высшей драматургической награды Австрии – Грильпарцеровской премии (1896, 1899, 1905). Степень почетного доктора писателю присудили также Лейпцигский (1909), Пражский (1921) и Колумбийский (1932) университеты. В 1912 он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, и хотя официальные круги кайзеровской Германии игнорировали либерала Гауптмана, в годы Веймарской республики он был очень популярен. В 1932 семидесятилетний Гауптман был приглашен Фондом международного мира Карнеги в Америку, где должен был выступить с торжественной речью по случаю столетия со дня смерти Гёте.

В противоположность Веймарской республике национал-социалистская Германия относилась к Гауптману с подозрением, она терпела его, но игнорировала его творчество. Преклонный возраст и преданность родной стране сделали эмиграцию невозможной для Гауптмана. Всю войну он оставался в Германии и даже был свидетелем разрушения своего любимого города, Дрездена; затем писателя, уже прикованного к постели, сломленного духовно и физически, перевезли в Агнетендорф, где ему довелось пережить изгнание немцев из уже польской Силезии. Советская администрация предложила Гауптману переехать в Берлин, в советскую зону, но 6 июня 1946 Гауптман скончался.

ГЕРХАРТ ГАУПТМАН. Courtesy of the University of Texas at Austin Libraries

Сильман Т.Г. Гауптман. Л. – М., 1958
Гауптман Г. Пьесы, тт. 1–2. М., 1959
Гауптман Г. Атлантида. Вихрь призвания. Новеллы. Л., 1982
Герхарт Гауптман. Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке (1891–1983). М., 1985

Герхарт Иоханн Роберт Гауптман родился 15 ноября 1862 г. в Оберзальцбрунне (ныне Щавно-Здруй, Польша). Отец его был владельцем фешенебельного отеля. Сначала Герхарт учился в сельской школе, затем – в гимназии в Бреслау.

В 1880 г. Герхарт поступил в Академию художеств в Бреслау в класс скульптуры.

Герхарт Гауптман

Портрет Герхарта Гауптмана. Художник М. Либерман, 1912

Гауптман учился на историческом факультете Йенского университета. Там он познакомился с известным немецким биологом и философом Эрнстом Геккелем. Благодаря этому знакомству Гауптман всерьез заинтересовался идеями Чарльза Дарвина. Ведь именно теория Дарвина оказала значительное влияние на развитие реализма в европейской литературе.

В 1883 – 1884 гг. Гауптман изучал скульптуру в Риме. В это время он заинтересовался античным искусством. Своеобразным результатом стала поэма по мотивам мифа о Прометее.

В 1885 г. Гауптман женился на Марии Тинеман. Вместе с женой он обосновался в пригороде Берлина, в городке Эркнере. В этот период Герхарт Гауптман оказался в кругу левых интеллектуалов, которые увлекались работами Маркса и Энгельса, а также произведениями Толстого, Золя и Ибсена.

В 1904 г. Гауптман развелся с женой и женился на молодой актрисе и скрипачке Маргарет Маршалк, которая родила от него сына.

В 1945 г. англичане и американцы разбомбили Дрезден. Гауптман очень любил этот город. Потрясение оказалось очень тяжелым для драматурга, который впал в серьезную депрессию. Герхарт Гауптман умер 6 июня 1946 г. от воспаления легких.

Гауптман (Hauptmann) Герхарт (полное имя Герхарт Иоханн Роберт) - немецкий писатель, драматург.

Родился в курортном городке в Силезии в семье владельца гостиницы. Учился в реальном училище в Бреславле (ныне Вроцлав), там же в 1880 поступил в Королевскую художественную школу в класс скульптуры. В 1882 штудировал философию, историю и историю искусств в университете Йены.

В 1883 жил в Риме, изучая мастеров Возрождения и занимаясь скульптурой. В 1884 был вольнослушателем берлинского университета. К этому времени относится серьезное увлечение Гауптмана вопросами социологии, романами Э. Золя, драмами Г. Ибсена, углубленное изучение русской литературы — И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого.

В 1920-е годы Гауптман — признанный классик немецкой литературы, лауреат Нобелевской премии (1912) и вместе с тем писатель, уступающий дорогу новому поколению, уже не играющий той роли в европейских литературе и театре, что на рубеже веков.

Дети Клаузена — филистерская среда, обнаруживавшая в 1920-е годы склонность к фашизации. Будучи причастным к формированию этой среды, Клаузен в итоге оказывается чуждым ей, вытесненным из нее, доведенным до самоуничтожения. Смерть героя — исход того поколения, к которому принадлежал автор. Накануне прихода к власти фашизма для Гауптмана долгий путь Германии от восхода солнца до его заката пройден. Дальше начиналось то, что происходит во тьме. Бенефисная роль Маттиаса Клаузена была в репертуаре таких крупных мастеров русской сцены, как Б. Сушкевич, М. Астангов, Н. Симонов, М. Царев. С приходом Гитлера Гауптман — среди тех немногих художников, что остались на родине, переставшей быть таковой для большей части немецкой интеллигенции.

В том же году, когда в Оберзальцбурне, в Силезии, родился Герхарт Гауптман, к власти в Пруссии пришёл Отто фон Бисмарк.

Отто фон Бисмарк (1815—1898) — рейхсканцлер, завершивший объединение разрозненных немецких княжеств в единую германскую империю

В истории Германии началась новая эпоха: целью Бисмарка было создание великого германского государства во главе с Пруссией. Гауптману довелось пережить взлёт и крушение не только этой империи, но и следующей — гитлеровского Третьего рейха, а между ними — недолгий век Веймарской республики.

Герхарт Гауптман

Пресловутая прусская дисциплина отравляла Гауптману школьные годы, проведённые в Бреславле; как писал он сам, ему довелось пережить там душевные и физические муки. После этого он некоторое время занимался в школе искусств и мечтал стать скульптором. Потом изучал естественные науки в Йенском университете, путешествовал по Средиземному морю, в Риме продолжил занятия скульптурой, наконец вернулся на родину и переехал в Берлин.

Пребывание в столице Пруссии оказало большое влияние на Гауптмана. Здесь он сближается с немецкими писателями-натуралистами и в это же время начинает писать сам.

Главный герой Альфред Лот, социалист по убеждениям, приезжает в горняцкий посёлок, чтобы изучить на месте условия работы углекопов. Случайно он попадает в семью своего бывшего друга и единомышленника Гофмана. Когда-то они вместе собирались создать социалистическую коммуну в Америке, прообраз идеального государства. Теперь Гофман отказался от прежних идеалов. Подкупом и обманом он приобрёл несколько шахт в этом посёлке и крайне неодобрительно относится к приезду состоящего под надзором полиции Лота, который к тому же хочет опубликовать правду о жизни шахтёров.

К. Кольвиц. Штурм. Рисунок по пьесе Г. Гауптмана «Ткачи 1897 г.

. Напиток жизни пламенно горячий,
Порой он горек был, порою сладок,
Но крепким был всегда, когда я пил,

Я говорю, теперь он стал бы слабым,
Лишённым вкуса, выдохшимся, кислым,
Холодным. Если кто желает, пей.
(Здесь и далее перевод К. Д. Бальмонта.)

Уйдя в горы к Раутенделейн, Гейнрих не оставляет стремления передать людям то, что он узнал, — свободу и силу сказочного мира. Он работает над постройкой храма новой — полухристианской, полуязыческой — религии, в которой люди обретут счастье. Однако полностью погрузиться в сказочный мир герой тоже не может. Ему слышится звон упавшего в горное озеро колокола — он зовёт Гейнриха назад, к простой человеческой жизни. Он возвращается в деревню и узнаёт, что Магда уже умерла. В конце пьесы, обессиленный, изгнанный односельчанами, Гейнрих умирает. И только в смерти достигает примирения двух начал в себе:

Умер мрак!
Лучами — звоном дышит вышина!
Восходит солнце. Солнце. Ночь длинна.

Дети не могут принять этой любви отца. Беттина, старшая дочь, расценивает её как предательство памяти матери, к которой она относится с почитанием, доходящим до экстаза. Паула Клотильда, жена старшего сына, и Кламрот, муж младшей дочери, управляющий предприятиями Клаузена, видят в Инкен опасную конкурентку — ведь ей может достаться всё огромное состояние отца. Оскорблённый в лучших чувствах, Клаузен прогоняет детей и собирается лишить их наследства. Он хочет уйти из этого мира, полного корысти, зависти и ханжества. Уже не впервые Клаузен задумывается о самоубийстве, но ради возлюбленной отказывается от подобной мысли.

Подстрекаемые Паулой Клотильдой и Кламротом, дети затевают дело о признании Матиаса Клаузена сумасшедшим и об установлении над ним опеки. Натура свободная, волевая, он не может перенести такого унижения. И когда действия наследников увенчались успехом, пусть даже частично (начинается экспертиза его умственных способностей), отец, не имея больше сил бороться, пытается сбежать. Загнанный преследователями, он прибегает в дом Инкен, где когда-то был так счастлив, и в состоянии помешательства кончает с собой.

Популярность Гауптмана среди современников была поистине огромна. Его пьесы переводились на множество языков, в том числе на русский, сразу после их выхода в Германии. Наравне с Г. Ибсеном, Г. д’Аннунцио и М. Метерлинком его считали основателем символистского театра.

Читайте также: