Цивилизация великой степи в эпоху ранних кочевников кратко

Обновлено: 02.07.2024

Древние скотоводы и земледельцы в Казахстане. Археологиче­ские исследования на нашей земле показали, что скотоводство разви­валось в Казахстане в каменном и бронзовом веках. В результате раскопок в местечке Сексеулди в Приаралье были обнаружены кости прирученных животных, относящиеся к 3 тысячелетию до н.э.

Археологические находки в поселениях Аркаим Кустанайской об­ласти и Ботай Северо-Казахстанской области, относящиеся к каменной и бронзовой эпохам, подтверждают развитие скотоводства, в частности коневодства. Скотоводство в то время начиналось с приручения скота.

В бронзовом веке преобладало оседлое скотоводство. Наличие круп­ного рогатого скота вынуждало местное население запасаться сеном. Найденные в раскопках бронзовые серпы говорят о том, что жители стали заниматься новым видом деятельности — заготовкой кормов для скота. Сенокошение, заготовка кормов на зиму привели к развитию другого хозяйства — зернового. Так, уже в первом периоде бронзового века вместе с оседлым скотоводством появляется новая форма хозяйствования — земледелие: выращивание зерна, обработка почвы.

Второй этап скотоводческой деятельности выявлен в средний период бронзового века. При исследовании исторического местожи­тельства казахов обнаружено множество костей одомашненных овец, коров, лошадей и верблюдов. Это говорит о том, что местные жители имели разнообразные виды животных, которые не только содержались на подножном корме, а также требовали заготовок корма на зиму. В раскопках найдены уздечки, поводья для верховой упряжи коня. Отсюда можно сделать вывод, что жителей беспокоила мысль о поиске новых' сенокосных угодий, люди меняли стоянки. Появляется новый вид скотоводства — кочевое. Причем летние пастбища и зимовки должны были быть постоянными. Если каждое хозяйство использовало угодья возле своих зимовок, то летом они уезжали на свои жайляу — летовки.

Таким образом, в последний период бронзовой эпохи исторические жители занимались кочевым скотоводством. В это же время люди начинают заниматься обработкой земли.

Развитие кочевого скотоводства. На территории Казахстана развивались три формы скотоводства. На Мангистау, в Западном и Центральном Казахстане, а также частично в горной местности развивалось кочевое скотоводство. Это первая его форма. Она имела свои специфические особенности. Люди имели постоянные зимовки. Но там они жили зимой, временно, а в другие сезоны года кочевали со своим скотом. Этот вид деятельности кочевников еще до нашей эры описали античные авторы (Геродот, Гиппократ, Страбон), путешествен­ники позднего средневековья (П. Карпини, ибн Баттута, ибн аль-

Факиха, В.Рубрук и др.). Люди, занимавшиеся этим видом ското­водства, совершенно не занимались зерновым хозяйством. На зиму они заготовляли небольшое количество сена. Главными видами живот­ных были овцы, лошади и верблюды. Крупного рогатого скота было мало. Издавна для каждого рода и племени были традиционными маршруты кочевий.

Вторая форма — полукочевое скотоводство. У этих хозяйств были устойчивые, хорошо организованные зимовки: землянки, скотные дворы и другие строения. По данным археологических раскопок, такое хозяйствование развивалось в стране со времен сакско-усуньской эпохи. Оно было распространено в Семиречье, Восточном Казахстане, на Западном Алтае — в степных, лесных и высокогорных районах. Здесь пастбища находились не очень далеко. Кочевья проходили на неболь- I них расстояниях. С зимовок они отправлялись на весенние травостои, затем переезжали с зимовок на жайляу и обратно без промежуточных остановок.

Такие полукочевники понемногу занимались и земледелием. Они в пределах своих зимовок выращивали просо, ячмень, пшеницу. Зерна этих растений были найдены в результате раскопок в Бесшатыре, на берегах Или, в кургане Шелекты в Восточно-Казахстанской области, на побережьях Чу, Таласа, в курганах Западного и Восточного Семиречья.

Третья форма — оседлое скотоводство. Оно появилось из полу­кочевого скотоводства в связи с тем, что скотоводы стали больше времени проводить в своих постоянных зимовках, а также в связи с близостью городов с орошаемым земледелием. Археологические рас­копки доказывают, что в средние века появились постоянные зимовки, поселения, достигшие статуса городов (кентов). Однако по сведениям, I фиведенным Худуд аль-Аламом и В. Рубруком, в таких городах и зимовках в основном занимались скотоводством.

Оседлое скотоводство широко развивалось в Южном Казахстане, особенно на берегах Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа, а также в южных и северных предгорьях Каратау, где было развито и орошаемое земледелие. Здесь заготавливали сено для зимнего содержания скота. 11о данным хорезмской экспедиции под руководством С.П. Толстова, па стоянках Чирик-Рабат, Бибиш-Мола, Баланды было развито орошаемое и богарное земледелие.

Во времена оседлого скотоводства на зимовках строились пос­тоянные жилища. В подворье начинал превалировать крупный ро­гатый скот.

Таким образом, в скотоводстве у древних казахов развивались три формы хозяйствования. Современные археологические исследования доказывают, что полукочевое скотоводство было развито также в западных, северных и центральных регионах республики.

Дополнительным видом хозяйствования была охота. На наскаль­ных изображениях были показаны методы охоты, окружение живот­
ных всадниками, загоны и облавы, а также травля зверей собаками. В захоронениях встречаются и рыболовные снасти. Это говорит о том, что население умело ловить рыбу в реках и озерах и использовало ее пищу.

Появление кочевой цивилизации в Казахстане. Данные археоло­гических раскопок доказывают, что в последнем периоде бронзового века (IX—VIII вв. до н.э.) уровень материальной культуры местных жителей был довольно высоким. Изменился внешний вид памятников (захоронений, стоянок). Орудия труда, оружие, посуда становятся более прочными, удобными и красивыми. В составе обнаруженных костей животных преобладают останки лошадей и овец. По мнению К.А. Акишева, эти изменения говорят о появлении новой формы общества — кочевого скотоводства. Ученый считает, что с этого периода начинается борьба за хорошие пастбища и источники воды.

Археологическими исследованиями, проведенными в слоях, относящихся к эпохе раннего железа, установлено, что на нашей земле в это время существовала кочевая цивилизация. Исследования курганов Иссык, Бесшатыр — в Семиречье; Берель — в Восточном Казахстане; Тегискен и Уйгарак — на побережье Сырдарьи показывают, что сакские племена имели высокий уровень циви­лизации. Материалы из захоронений подтверждают существование социаль­ного неравенства. Отсюда напраши­вается вывод: цивилизация существо­вала не только среди земледельцев, которые вели оседлый образ жизни. Вклад в развитие современной цивили­зации кочевников-скотоводов также значителен. По данным археологи­ческих раскопок и письменных памят­ников можно предположить: несмотря на то что у сакских племен не было го­сударства, объединявшего их в единый центр, в каждом регионе — в Семиречье, Восточном, Южном и Западном Казах­стане — общественная организация саков приближалась к уровню госу­дарственности. В письменной литера­туре сохранились названия их племен: тиграхауда, хаомаварга, парадарайя, ис- седоны, аргиппеи.

О цивилизации саков свидетель­ствует находка Золотого человека в Иссыкском кургане. Высоким уровнем материальной культуры были пора­жены все страны мира. Если золотая одежда и золотые украшения говорили о высоком статусе молодого воина, то мастерство исполнения золотых пред­метов подтверждало высокий уровень развития ремесел у саков. Надпись на дне серебряной чаши говорит о наличии письменности, высокой степени духовной культуры саков. Деревянные постройки, сооруженные из обработанных целых бревен тянь-шаньской ели, найденные в Бесшатырском кургане, древние строе­ния в Тегискенском и Уйгаракском памятниках доказывают высочайший уровень архитектурного искусства у древних саков.


Кочевое скотоводство внесло свой вклад в сокровищницу мировой цивилизации и ни в чем не уступает другим видам хозяйственной деятельности.

Общественный строй. Уже в последнем периоде бронзового века в связи с социально-экономическим развитием появились первые признаки имущественного неравенства. Это можно было заметить, исследуя памятники андроновской культуры в Северном Казахстане, бегазы-дандыбаевской культуры в Центральном Казахстане. В железном веке, с появлением орудий и предметов из железа, с ростом производительных сил, появлением излишков продукции, еще больше обострилось неравенство в обществе. Археологические раскопки свидетельствуют об имущественном неравенстве среди жителей. Возникновение частной собственности на землю, скот и имущество породили неравенство в самом роде, новые виды эксплуатации.

Распад родовых отношений привел к появлению союзов племен. Объединение этих союзов укрепило военно-демократическую власть управления. Усиление демократии в середине 1 тысячелетия до н.э. привело к образованию государства. По материалам научных исследований, становление государственности на казахстанской земле шло медленно и растянулось на несколько сотен лет. Однако исследова­ния "царских курганов” в Семиречье особенно ярко выявили наличие среди древних саков экономического неравенства. А материалы раскопок Иссыкского и Бесшатырского курганов свидетельствуют не только о социальном неравенстве, но и о существовании государствен­
ного строя. Во-первых, нет никаких сомнений в том, что здесь были погребены высокие государственные деятели. Во-вторых, надпись на серебряной чаше, найденной в Иссыкском кургане, гласит: "У народа было много продовольствия”. А это прямое доказательство наличия государственности. Система общественного строя у усуней и канлы показывает, что у них государственность была на порядок выше, чем у саков. Эти государства и имена их правителей упоминаются в китайской письменной литературе, где также говорится о связи государств с такой страной, как Китай.

Во времена саков во главе власти находились ханы, крупные баи и военачальники. Из представителей высшего класса формировались конные военные отряды. Люди же, находившиеся на низшей ступени иерархии, в зависимости от воли своих господ служили в пеших частях. Пленные становились рабами, рабынями. Китайские рукописи называют вождя усуней гунъмо , а гуннов — таниркут. Общественный строй усуней состоял из дулу — главного советника, военачальника, онка даргу, абыза, улысбеги, ордабеги и других представителей государственных органов страны. Такая система руководства была характерна для всех кочевых государств.

Военное дело кочевников. Охрана своих земель от соседей, завоевание новых пастбищ требовали от кочевников высокого уровня

военной подготовки. По сведе­ниям греческого историка Геро­дота, скифское (сакское) войско никто не мог покорить. Скифы внезапно появлялись, наносили удар и так же внезапно исче­зали. По другим источникам, все скифы были обязаны проходить военную подготовку. По свиде­тельствам античных историков, у скифов был обычай перед походом садиться на шкуры жертвенных животных. Счита­лось, что это придает воину мужество и силу, и такой воин никогда не оставит в беде своих соратников.

У саков были особые кавале­рийские части для уничтожения "вражеских всадников”. Они вступали в бой неожиданно из укрытий и атаковали централь­ные части противника. У саков
были и кавалерийские части тяжелого военного снаряжения. Кони и всадники были одеты в железные и бронзовые доспехи. Многочислен­ные находки оружия, предметов конского убора свидетельствуют о том, что воины саков и сарматов использовали кольчугу и доспехи. Конники и пешие войска саков действовали сообща. До сближения с врагом пешие находились за спинами конников, затем с кличем устремлялись врукопашную с противником. Сначала они стреляли из луков отравленными стрелами, затем использовали топоры, пики, шашки и кинжалы. Воин должен был иметь пять видов оружия: пику, топор, лук, саблю, кинжал. Если сак не имел при себе оружия, то авторитет его падал, и младшие могли не уступать ему место на собрании.

Хорошо вооруженные и обученные сакские войска разгромили прежде непобедимые войска персидского царя Кира и дали отпор армии Александра Македонского.

По сведениям китайских историков, сарбазы, усуни и гунны нередко беспокоили земли китайцев набегами, особенно во времена правления верховного шаньюя гуннов Модэ. Китайцы вынуждены были платить ему дань. Войско гуннов делилось на подразделения: "десяток”, "сотня”, "тысяча”, "десять тысяч”. Десятитысячный отряд, который назывался "туменом”, был основой армии гуннов. Всего у Модэ было войско в 300—400 тыс. человек. Структура войска в кочевом народе во времена тюркских и казахских владете­лей соответствовала этой же схе­ме. Гунны-стрелки были очень меткими и могли поражать врага с большого расстояния.

Своих детей они сажали на коней с 4—5 лет, приучали рубить лозу саблей, стрелять из лука. Поэтому гунны уже в 1П в. до н.э., имея отличное войско, образовали могучую империю.

вый фланг, войско, руководящее ядро, хан или военачальник. Однако по ходу военных действий руководство при необходимости меняло построение войска. У кочевников были свои военные традиции и знамена. Перед походом устанавливался шатер правителя, воз­ле которого поднималось ханское зна­мя. Увидев его, воины собирались без предупреждения. В отдаленные места направлялись специальные вестовые с приказом собираться в определенном месте.

? Вопросы и задания

1. Когда появилась кочевая цивилизация?

2. Перечислите периоды в развитии скотоводства.

3. Какие формы скотоводства существовали у кочевников?

4. Что послужило причиной возникновения кочевого скотоводства?

5. Как можно доказать, что в древнем Казахстане существовали государственные объединения?

В то время, когда первые земледельческие цивилизации уже достигли вершин своего развития, на обширнейших территориях Великой Степи зародилась особая форма цивилизации, связанная с другим (в отличие от земледелия) способом хозяйствования – цивилизация кочевых племенных объединений . Эти племена были многочисленными, их знали и с ними считались во всём современном им древнем мире.

" Евразийская степь ( Великая степь ) — обширный степной регион, расположенный по центру материка Евразия. Простирается от Восточной Европы почти до берегов Тихого океана. Великая степь издревле была заселена кочевыми народами и способствовала взаимодействию этих народов с европейскими культурами" - цитата из статьи Википедии.

3. массаге́ты , жившие в Приаралье (иногда их отождествляют с саками-тигрохауда);

5. арима́спы , их ареал расселения располагался, возможно, в Восточном Казахстане;

Упоминаются и другие названия этих народов.

Таким образом, греки всех степных кочевников называют скифами , персы – саками , у китайцев бытует название "сэ" , степняки же пользуются разными самоназваниями для обозначения каждого из племен.

Исходя из этого, современные ученые пришли к выводу, что саки и скифы были частями одной скифо-сакской этнокультурной общности , которая сформировалась приблизительно к 9 – 8 вв. до н.э. на обширных степных пространствах от Хуанхэ до Дуная, и просуществовала до 3 в. до н.э. Затем она уступила место новым племенам кочевников: усу́ням, гуннам, канглы́, сарма́там (савроматам) и пр.

Кочевой образ жизни и связанный с ним тип ведения хозяйства заметно повлияли на мировоззрение, быт, культуру и искусство жителей степи. Так постоянные перекочёвки сформировали очень тесные родственно-племенные связи и особую сплоченность, организованность, мобильность этих этнических групп.


Опубликована новая статья президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Глава государства обозначил инициативы, которые призвал рассматривать как продолжение программы "Рухани жаңғыру".
В центре внимания — история страны и необходимость объективного понимания роли народа в глобальной истории с учетом великих открытий, которые подарила человечеству казахская степь.

В древнюю эпоху Степной цивилизации уходят истоки базовых компонентов современной одежды. Всадническая культура породила и оптимальное облачение для всадника-воина.

Стремясь улучшить управление лошадью во время езды, степняки изобрели высокое седло и стремена. Новшества позволили всаднику уверенно сидеть на коне и даже при быстром движении эффективнее использовать свое оружие – лук, копье, саблю.

Наши предки первыми создали из пластин защитную броню для коня и всадника. Это привело к появлению тяжеловооруженной конницы – важнейшей военной новации евразийских кочевников.

Изобретение способов получения металлов открыло новую историческую эпоху и навсегда изменило ход развития человечества. Казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, также стала одним из первых центров появления металлургии. Еще в глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа.



Наши предки жили в полной гармонии с окружающим миром и считали себя неотделимой частью природы. Древние жители Казахстана обладали высокоразвитой культурой – имели свою письменность и мифологию.

Не случайно одним из символов суверенного Казахстана стал снежный барс – редкий и благородный представитель местной фауны.

При этом звериный стиль отражает и высочайшие производственные навыки наших предков – хорошо известны художественная резьба, техника работы с металлами: плавка и литье меди и бронзы, методы сложного изготовления листового золота.

Искусное золотое обличие воина указывает на уверенное владение древними мастерами техникой обработки золота. Оно также открыло богатую мифологию, отражающую силу и эстетику Степной цивилизации.

На одной из серебряных чаш, найденных около воина, были обнаружены нацарапанные знаки – следы самой древней письменности, когда-либо найденной в Центральной Азии.



Большое значение для истории казахов и других народов Евразии имеет Алтай. Испокон веков эти величественные горы не просто украшали земли Казахстана, но и являлись колыбелью тюрков. Именно здесь в середине
I тыс. н. э. зародился тюркский мир, и наступила новая веха в жизни Великой степи.

Освоив пространство в широких географических границах, тюрки сумели создать симбиоз кочевой и оседлой цивилизаций, что привело к расцвету средневековых городов, которые стали центрами искусства, науки и мировой торговли. К примеру, средневековый Отырар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации
Абу Насра аль-Фараби, в Туркестане жил и творил один из великих духовных лидеров тюркских народов
Кожа Ахмет Яссауи.

Уникальное географическое расположение Казахстана – в самом центре Евразийского материка – с древнейших времен способствовало возникновению транзитных коридоров между различными странами и цивилизациями. Начиная с рубежа нашей эры, эти сухопутные маршруты трансформировались в систему Великого шелкового пути – трансконтинентальную сеть торговых и культурных связей между Востоком и Западом, Севером и Югом Большой Евразии.

Во времена господства тюрков в Центральной Евразии Великий шелковый путь достиг наивысшего расцвета и способствовал экономическому процветанию и культурному подъему в международном масштабе.



В Чу-Илийских горах до сих пор можно встретить в первобытном виде жемчужины казахстанской флоры – тюльпаны Регеля. Эти прекрасные растения появились на нашей земле в полосе пустынь и предгорий Тянь-Шаня.

Великая степь и кочевой мир: цивилизация, геополитика, идеология

Аннотация: Проблема изучения цивилизаций кочев­ников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана. До сих пор мы имели дело с обоснованием их права на существование в истори­ческом летописании. Благодаря усилиям отечественных иссле­дователей М.К.Козыбаева, К.М.Байпакова, К.А.Аки­шева, И.Н.Тасмагамбетова и ряда известных историков, архе­ологов, этнографов, в целом обществоведов, к нас­тоящему времени создана цельная концепция сущес­тво­вания на территории Казахстана степной цивилизации ко­чевников.

Ключевые слова: кочевники, степная цивилизация, исто­риография, история, концепция, Казахстан.

The great steppe and nomadic world: civilization, geopolitics and ideology

Abstract: Studying the nomadic civilization is one of important issues in the contemporary historiography of Kazakhstan. We have only substantiated their right for existance in the historical chronology till nowadays. An integral concept of steppe nomadic civilization on the territory of Kazakhstan has been released as a result of the efforts of the domestic scholars like M.K. Kozybayev, K.M. Baipakov, K.A.Akishev, I.N. Tasmagambetov and other famous historians, archeologists and ethnographers.

Keywords: Nomads, a steppe civilization, a historiography, history, the concept, Kazakhstan.

Проблема изучения цивилизаций кочевников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана. До сих пор мы имели дело с обоснованием их права на существование в историческом летописании. Благодаря усилиям отечественных исследователей М. К. Ко­зыбаева, К. М. Байпакова, К. А. Акишева, И. Н. Тасмагам­бе­това и ряда известных историков, археологов, этнографов, в целом обществоведов, к настоящему времени создана цельная концепция существования на территории Казахстана степной цивилизации кочевников.

Истоки первой крупной кочевой империи в Цент­ральной Азии восходят к III веку до н.э. Ими были сюнну (хунну, гунны), которые вскоре заняли территорию от Забайкалья до Тибета, от Средней Азии до Хуанхэ. Потрясая на протяжении почти пятисот лет своими вторжениями древнекитайскую государственность, они доходили до пределов северной Индии (Кашмир). В исторических анналах античности повествуется о нашествии гуннов на Европу и Западную Азию в IV-V вв.

В середине VI века на историческую арену в Евразии выходит новое историческое лицо - Тюркский каганат - Степная империя тюрок, в период сво­его расцвета охватившая обширные земли от Кореи до Крыма. В VI-VIII веках хроники сообщают о первых тюрках в Европе - аварах, бул­гарах, суварах, хазарах. Затем с востока появля­ются огузы-печенеги, тюрки-сельджуки, а так­же карлуки, кыпчаки (половцы, команы), кыргызы. Тюркские племена заселяют большую часть Казахстана и Средней Азии, проникают в Иран и Закавказье; в XI веке часть их (огузы и туркмены) перекочевали в Малую Азию. Расселение тюркских племен привело после их оседания и смешения с местными народами, а иногда и при сохранении кочевого образа жиз­ни, к образованию большой группы тюркоязычных этносов от якутов, тувинцев, алтайцев, ка­захов, уйгуров на востоке до чувашей, гагаузцев, татар (поволжских и крымских), кумыков, кара­чаевцев, балкарцев и турок на западе.

Предки казахской земли на протяжении двух тысяче­летий играли значительную роль в развитии го­сударств от Дальнего Востока до Западной Ев­ропы, от Сибири до Индостана.

Перемещаясь на огромные расстояния, ко­чевники не раз изменяли этнический атлас и госу­дарственный образ Евразии. С передвиже­ниями центральноазиатских номадов связано распространение в древности и средневековье важнейшей языковой семьи мира - алтайской (в основном тюркской и монгольской ветвей), к которой принадлежит и казахский язык. С этого времени начинается продвижение по Евразии одной из самых распространенных языковых семей - тюркской.

Пространство срединной Евразии не имеет внутренних географических границ, отделяющих разные регионы. Степь, рассекаемая реками, протяну­лась от Карпат и Северного Причерноморья по­чти до самого Тихого океана. Здесь выживание напрямую зависело от расширения жизненного пространства. Степные народы не были ограж­дены от соседей труднопроходимыми географи­ческими препятствиями, подобно европейским государствам. Возможности быстрого переме­щения в пространстве, обеспечивающиеся са­мим образом жизни, требовали постоянного рас­ширения территории.

Широкий степной пояс Евразии, частью ко­торого являются и просторы Казахстана, от Ху­анхэ до Карпат, пустыни Средней Азии и Вос­точного Туркестана, тундра Евразии - все эти гигантские территории могли быть освоены только кочевыми скотоводами.

Вторгаясь в страны с оседлым населением, кочевники подчиняли целые государства власти своих вождей - шаньюев, каганов, ханов, эмиров, султанов. Возникали гигантские держа­вы кочевников - сюнну или гуннов, тюрок, монголов. История знает немало сравнительно легких побед номадов над древними и средневе­ковыми государствами, что вело к распростра­нению кочевников на землях, освоенных осед­лыми народами. Но наибольшего успеха кочев­ники достигали тогда, когда перед ними были ослабленные противники: либо цивилизации, переживающие кризис, либо государства, пре­бывающие в состоянии раздробленности и усо­биц. В этом тоже одна из причин успехов ко­чевников-завоевателей, в том числе выходцев из Центральной Азии - тюрок и монголов. В свете сказанного интересным представляется следующий пример.

В 1269 году все поддерживающие Хайду Чингизиды собираются на великий курултай у реки Талас . Даль­ше сведения источников расходятся. По одним данным, на этом курултае Хайду был официально провозглашен великим кааном Йеке Монгол Улус; по другим - только объявлен законным претендентом на этот пост. Но как бы то ни было, Таласский курултай и юридически, и фактически расколол единую державу Чингизидов на две части. Первую составляли владения великого хана Хубилая (не признанного Таласским ку­рултаем) и его союзников - Хулагуидов. Вторую - зем­ли вновь провозглашенного каана (или претендента - это не столь важно) Хайду и примкнувших к нему Джагатаидов и Джучидов. И по законам, четко пропи­санным в Ясе Чингисхана, оба каана были нелегитим­ными; и тот и другой не избирались действительно общемонгольским курултаем. Держава Чингизидов вступила в эпоху распада.

Два вида теории были предложены для решения этих противоречий. Судя по Радлову, основная пастбищная единица была ядром и пасторальной продукции и политики. Различие в богатстве и силе среди этих маленьких групп, пишет он, позволили некоторым посягать на лидерство .

Читайте также: