Политические взгляды чернышевского кратко

Обновлено: 04.07.2024

Чернышевский Николай Гаврилович (12 (24) июля 1828 – 17 (29) октября 1889) – русский философ материалистического направления, сторонник революционного движения, автор теоретических основ утопического социализма. Кроме политической деятельности был ученым и литератором.

Детские годы

Родителями будущего революционера были Евгения Егоровна Голубева и протоирей Гавриил Иванович Чернышевский.

До 14 лет обучался в домашних условиях своим отцом, который обладал энциклопедическими знаниями и сильно набожным человеком. Ему помогала двоюродная сестра Николая Гавриловича Л. Н. Пыпина. В детские годы к Чернышевскому был приставлен гувернер из Франции. В детстве молодой Коля очень любил читать и проводил за книгами большую часть свободного времени.

Формирование взглядов

В 1843 году Чернышевский делает первый шаг в получении высшего образования, поступая в духовную семинарию города Саратов. Проучившись там три года, Николай Гаврилович решает бросить учебу.

В 1846 году он сдает экзамены и поступает на историко-филологического факультета в университет Санкт-Петербурга. Здесь, впитывая мысли и научные знания античных авторов, изучая труды Исаака Ньютона, Пьера-Симона Лапласа и передовых западных материалистов происходило формирование будущего революционера. Как утверждает краткая биография Чернышевского, именно в Петербурге произошла трансформация Чернышевского -подданного в Чернышевского-революционера.

Формирование социально-политических взглядов Николая Гавриловича происходило под влиянием кружка И. И. Введенского, в котором Чернышевский начинает постигать азы писательской деятельности.

В 1850 году обучение в университете заканчивается и молодой выпускник получает назначение в Саратовскую гимназию. Это учебное заведение уже в 1851 году начинает использоваться как стартовая площадка для взращивания в своих учащихся передовых социально-революционных идей.

Петербургский период

В 1853 году Чернышевский встречает дочь саратовского доктора Ольгу Сократовну Васильеву, с которой вступил в брак. Она подарила супругу троих сыновей – Александра, Виктора и Михаила. После свадьбы семья сменила уездный Саратов на столичный Санкт-Петербург, где совсем недолго глава семейства проработал в кадетском корпусе, но вскоре уволился оттуда из-за ссоры с офицером. Чернышевский работал во многих литературных журналах, которые отразим в хронологической таблице.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889) – радикальный демократ, представитель русского социализма.

Вопрос о формах правления. Его мало интересовал данный вопрос. Он не питал надежд на монарха или иного прогрессивного автократа, т.к. знал, что любая авторитарная власть быстро вырождается во власть окружающей камарильи[4]. Но и республиканская форма сама по себе не представлялась ему абсолютной ценностью (неудачный опыт Второй французской революции).

Отношение к социализму. Чернышевский видел в социализме наследника либеральных ценностей. Социализм в его интерпретации предстает как естественное дополнение идей свободы идеями социальной справедливости, большего равенства и уверенности в завтрашнем дне. Для успокоения общества необходимо наискорейшее возможное улучшение материальной и нравственной жизни многочисленнейшего беднейшего класса.

Камарилья (от испанского – двор монарха) – придворная клика, заправляющая делами государства в своих корыстных целях.

Билет № 32.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889) – радикальный демократ, представитель русского социализма.

Вопрос о формах правления. Его мало интересовал данный вопрос. Он не питал надежд на монарха или иного прогрессивного автократа, т.к. знал, что любая авторитарная власть быстро вырождается во власть окружающей камарильи[4]. Но и республиканская форма сама по себе не представлялась ему абсолютной ценностью (неудачный опыт Второй французской революции).

Отношение к социализму. Чернышевский видел в социализме наследника либеральных ценностей. Социализм в его интерпретации предстает как естественное дополнение идей свободы идеями социальной справедливости, большего равенства и уверенности в завтрашнем дне. Для успокоения общества необходимо наискорейшее возможное улучшение материальной и нравственной жизни многочисленнейшего беднейшего класса.

Камарилья (от испанского – двор монарха) – придворная клика, заправляющая делами государства в своих корыстных целях.



Детские и юношеские годы

Николай Чернышевский появился на свет 12 июля 1828 г. в Саратове. Его отцом был небогатый приходской священник. Он был хорошо образованным, всесторонне развитым человеком, которого отличала глубокая житейская мудрость. До 14-летнего возраста Николая учил в основном родной отец, имевший неплохое представление об азах всех школьных наук. И уже в ранние детские годы Чернышевский проявил большой интерес к литературе, посвящая чтению книг всё свободное время. Это позволило ему уже в отроческие годы поражать взрослых своей эрудицией и начитанностью.

Когда Чернышевскому исполнилось 15 лет, он приступил к учёбе в духовной семинарии в Саратове, отличившись в ней большими успехами и получая отличные оценки по всем дисциплинам. Несмотря на эти блестящие результаты в учёбе, через 3 года занятий в семинарии он бросил её и принял решение уехать в Санкт-Петербург, чтобы учиться на философском факультете столичного университета.

Переворот в мировоззрении

Став студентом, Чернышевский испытал серьёзный переворот в своём мировоззрении. На его взгляды в этот период, безусловно, повлияло участие в кружке Иринарха Введенского. Чернышевский стал интересоваться революционными идеями и постепенно превратился в сторонника демократии, социализма и философии материализма.

Успешно завершив университетский курс в 1850 г., Чернышевский получил место преподавателя во 2-м кадетском корпусе и приступил к написанию своих первых статей, которые охотно публиковали различные периодические издания.

Несмотря на то, что Чернышевский прослыл среди царских чиновников и цензоров неблагонадёжным в политическом отношении журналистом, это не помешало ему получить диплом магистра словесности.

Философские и политические взгляды

В юные годы Чернышевский искренне придерживался православной веры и с большим интересом изучал Библию и другие церковные книги. Но после того, как он приобщился к классическим трудам французских и немецких философов-материалистов, он стал относиться к вере в Бога как к предрассудку и пережитку прошлого. Одновременно он стал критиковать и господство буржуазии в экономическом и политическом устройстве общества, встав на социалистические позиции.

Чернышевский стал последовательным противником крепостнических порядков, приравнивая положение крепостных крестьян в России к положению чернокожих рабов в Новом Свете. В своих публицистических статьях он призывал власти к реформам в целях полного освобождения людей. Он искренне полагал, что в этом случае уже через несколько десятилетий в государстве наступят социалистические порядки, которые станут следствием естественно хода вещей и добровольного выбора освобождённых людей. В последствие, те, кто изучал и осмысливал идейное наследие Чернышевского, как правило, оценивали эти его взгляды как утопические.

Арест

Своей бурной революционной публицистической деятельностью Чернышевский привлёк к себе пристальное внимание тайной полиции, которая установила за ним негласную слежку. В 1861 г. его арестовали, обвинив в авторстве прокламаций, дискредитирующих государственную власть. На время ведения следствия он был помещён в главную политическую тюрьму страны, располагавшуюся на территории Петропавловской крепости.

Судебный приговор

Суд первой инстанции приговорил Чернышевского к каторге и вечному поселению в Сибири. Но затем царь Александр II уменьшил этот срок до 7-летнего. Однако и этих лет хватило, чтобы серьёзно подорвать здоровье писателя. После отбытия каторги ему было разрешено жить только в небольших провинциальных городах. И большую часть остававшихся лет жизни он провёл в Астрахани. Лишь только в самые последние годы власти позволили ему поселиться на малой родине в Саратове.

Личная жизнь

Николай Чернышевский был женат только один раз. Его избранницей стала дочь Саратовского врача Ольга Васильева. Она была очень красивой, энергичной, смелой и жизнерадостной девушкой, которой доставляло нескрываемое удовольствие внимание многочисленных поклонников. Предлагая ей руку и сердце, Чернышевский самым ясным образом изложил ей свои взгляды на семейную жизнь. Будучи убеждённым сторонником эмансипации женщин, он подобно хиппи XX века, считал, что супружеский союз не даёт мужчине права ограничивать право своей избранницы на любовные отношения с другими мужчинами. Он считал своим долгом создать для жены достойные материальные условия. Своими статьями в прессе до своего ареста он неплохо зарабатывал, и львиная доля доходов от гонораров уходила на её расходы. У Чернышевских было три сына: Александр, Виктор и Михаил.

Кончина и посмертная слава

Николай Гаврилович Чернышевский скончался 17 октября 1889 г. от кровоизлияния в мозг и был погребён в Саратове на Воскресенском кладбище. Ему исполнился на момент кончины 61 год.

967503_600

339957_900

Chernyshevskiy-22_Md

Гражданская казнь Н.Г. Чернышевского в 1864 году

www_artru_info

Chernyshevskiy-23_Md

Отречение Чернышевского от помилования в 1874 году. Худ. Б. В. Миловидов

1654534_chernyshevskii-chto-delat-illustracii

Имя Чернышевского дано множеству площадей и улиц по всей России. В Петербурге это — станция метро и площадь. В Москве — переулок (а до 1994 г. и одна из центральных улиц города — Покровка). Места ссылок писателя-народовольца также не забыты. В Читинской и Иркутской областях есть поселки, названные его именем. Его имя носит и государственный Саратовский университет.

Chernyshevskiy-11_Sm

Николай Чернышевский за переводом истории. Худ. И.И. Михеев

Читайте также: