Реквизиция земельного участка кратко

Обновлено: 04.07.2024

Реквизиция земельного участка Земельный участок может быть принудительно реквизирован у собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции (ст. 51 ЗК РФ). Таким образом, реквизиция земельного участка — это возмездное изъятие участка, при котором собственнику возмещается стоимость изъятого имущества, рассчитанного с учетом требований законодательства об оценочной деятельности.
Следует учитывать, что реквизиция земельного участка носит временный характер, после прекращения оснований реквизиции земельный участок должен быть возвращен собственнику с возмещением ему убытков, причиненных таким изъятием.

49. Конфискация земельного участка. В соотв с ЗКРФ Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация). Характер преступлений, за которые может наступить конфискация земельного участка, определен УК . Конфискация имущества, как следует из содержания норм УК, устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных УК. Общие основания и порядок конфискации имущества установлены ГК, согласно которому имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения в случаях, предусмотренных законом. В данном случае ЗК (в качестве закона, о котором упоминает ГК) предусматривается, что конфискация - безвозмездное изъятие участка - возможна только за совершение преступлений. В административном порядке, как это допускает ГК, конфискация земельных участков не предусматривается.

Реквизиция земельного участка Земельный участок может быть принудительно реквизирован у собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции (ст. 51 ЗК РФ). Таким образом, реквизиция земельного участка — это возмездное изъятие участка, при котором собственнику возмещается стоимость изъятого имущества, рассчитанного с учетом требований законодательства об оценочной деятельности.
Следует учитывать, что реквизиция земельного участка носит временный характер, после прекращения оснований реквизиции земельный участок должен быть возвращен собственнику с возмещением ему убытков, причиненных таким изъятием.

49. Конфискация земельного участка. В соотв с ЗКРФ Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация). Характер преступлений, за которые может наступить конфискация земельного участка, определен УК . Конфискация имущества, как следует из содержания норм УК, устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных УК. Общие основания и порядок конфискации имущества установлены ГК, согласно которому имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения в случаях, предусмотренных законом. В данном случае ЗК (в качестве закона, о котором упоминает ГК) предусматривается, что конфискация - безвозмездное изъятие участка - возможна только за совершение преступлений. В административном порядке, как это допускает ГК, конфискация земельных участков не предусматривается.

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 2 статьи 51 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

1. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

2. Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 настоящего Кодекса.

3. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 настоящего Кодекса, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

4. Собственник земельного участка, у которого реквизирован земельный участок, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми осуществлена реквизиция, требовать возврата ему реквизированного земельного участка в судебном порядке.

5. В случае наступления обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, при отсутствии необходимости реквизиции земельного участка он может быть временно, на период действия этих обстоятельств, занят для использования в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав.

6. Оценка, в соответствии с которой собственнику земельного участка компенсируются стоимость реквизированного земельного участка, убытки, причиненные в связи с его реквизицией или временным ограничением его прав, может быть оспорена собственником земельного участка в судебном порядке.

Комментарии к ст. 51 ЗК РФ

1. Основные положения о реквизиции установлены гражданским законодательством. В соответствии со ст. 242 ГК РФ реквизиция представляет собой изъятие имущества у собственника в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, в порядке и на условиях, которые установлены законом, с выплатой собственнику стоимости имущества.

ЗК РФ устанавливает особенности применения реквизиции по отношению к земельным участкам. Основная особенность связана с тем, что земельный участок при реквизиции изымается временно и после отпадения чрезвычайных обстоятельств в большинстве случаев он может быть возвращен владельцу, в то время как в отношении многих видов иного имущества возврат невозможен - например, пораженный эпидемией скот изымается и уничтожается, и лишь в отдельных случаях, если имущество при прекращении чрезвычайных обстоятельств сохранилось - например, изъятые при ликвидации аварии или во время военных действий транспортные средства - собственник может потребовать его возврата. Поэтому в соответствии с названной выше статьей ГК РФ общим правилом является выплата собственнику стоимости реквизированного имущества, а по земельному законодательству собственнику, как правило, возмещаются только убытки, понесенные им в связи с невозможностью использования земельного участка. Стоимость участка возмещается только в том случае, если участок не может быть возвращен после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств (п. 3 комментируемой статьи).

Поскольку при реквизиции происходит прекращение прав на земельный участок, оно регистрируется в установленном порядке. Но в комментируемой статье специально указано на то, что собственнику должен выдаваться документ о произведенной реквизиции - такой документ является основанием восстановления права на земельный участок после прекращения действия чрезвычайных обстоятельств.

Как в ГК РФ, так и в комментируемой статье ЗК РФ речь идет о реквизиции земельного участка только у собственника. В то же время в других статьях ЗК РФ реквизиция названа как одно из оснований прекращения права пожизненного наследуемого владения, постоянного бессрочного пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования (ст. ст. 45 - 47). Разумеется, арендуемый или предоставленный в пользование, пожизненное наследуемое владение участок находится в чьей-то собственности (федеральной, муниципальной, субъекта РФ или частной) и в случае реквизиции изымается у собственника. Однако встает вопрос о возмещении убытков, понесенных при этом землевладельцем, землепользователем или арендатором. Порядок такого возмещения ЗК РФ не определяет. Следовательно, в таких случаях придется руководствоваться общими нормами гражданского законодательства; убытки, вызванные расторжением договора аренды или пользования, будет возмещать собственник земельного участка.

2. Реквизиция земельного участка напоминает изъятие земель для государственных и муниципальных нужд: то и другое производится в интересах общества и государства, участок в обоих случаях изымается с соответствующей компенсацией собственнику. Однако это разные понятия, на что специально указывает п. 2 комментируемой статьи. Различаются прежде всего основания, по которым производятся реквизиция и изъятие земли для государственных и муниципальных нужд. Случаи последнего исчерпывающе перечислены в законе (см. комментарий к ст. 49), они не носят чрезвычайного характера и связаны чаще всего с планируемым строительством и расширением промышленных, социальных, транспортных и иных объектов. Ситуации же, когда возможно применение реквизиции, очерчены в законе примерно: никто не может предусмотреть всех экстраординарных обстоятельств, которые случаются в жизни, но в любой из этих ситуаций действовать приходится незамедлительно, поэтому нельзя исполнить всю процедуру, соблюдаемую при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд и включающую, в частности, письменное уведомление собственника за год до предстоящего изъятия (см. комментарий к ст. 55).

Кроме того, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд окончательно, а реквизиция носит чаще всего временный характер. Из указанных различий вытекают и важные правовые последствия. Поэтому, к примеру, лицо, у которого изъят земельный участок под строительство высокоскоростной магистрали, не может требовать возврата участка, даже если в дальнейшем государством принято решение об отказе от этого строительства и участок не используется; а при проведении реквизиции лицо не может требовать предварительного и равноценного возмещения стоимости участка.

Отличается и порядок возмещения причиненных убытков. Возмещение убытков при изъятии, ухудшении качества земель, временном занятии земельного участка, ограничении прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков для государственных и муниципальных нужд урегулировано в ст. 57 ЗК РФ. На случаи реквизиции земель она не распространяется. Порядок возмещения собственнику возникших в связи с реквизицией убытков законом специально не определен, поэтому следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства. В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

3. Возможность получения собственником реквизированного земельного участка, при невозможности его возврата, другого равноценного земельного участка также является особенностью земельно-правовых отношений, связанных с реквизицией: в отношении иного реквизированного имущества (в том числе недвижимого) гражданским законодательством возможности предоставления равноценного имущества не предусмотрено.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

4. Норма п. 4 комментируемой статьи воспроизводит положения гражданского законодательства (ст. 242 ГК РФ) о возможности для собственника требовать по суду возврата реквизированного имущества. Однако здесь возникает некоторая неясность: если земельное законодательство декларирует временный характер изъятия земельного участка при реквизиции, стало быть, логично было бы возврат участка после прекращения чрезвычайных обстоятельств осуществлять без судебной процедуры органом, по решению которого участок был реквизирован, и на основании имеющегося документа о реквизиции. Обращение в суд в таком случае было бы необходимым только при отказе от возврата земельного участка. Однако порядок и сроки возврата земельного участка без судебного на то решения в настоящее время законодательством не установлены.

5. Комментируемая статья различает реквизицию и временное занятие земельного участка в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Возникают эти два вида ограничений прав собственника на земельный участок при одних и тех же обстоятельствах, и оба носят временный характер. Различие состоит в том, что при временном занятии земельного участка не прекращаются права на него собственника (владельца, пользователя или арендатора) и при прекращении чрезвычайных обстоятельств он может продолжать пользоваться им без каких-либо дополнительных действий по восстановлению своего права. Кроме того, в случае реквизиции, в отличие от временного использования, участок не всегда может быть возвращен собственнику.

Порядок возмещения собственникам земельных участков убытков, причиненных временным занятием их участков, регулируется ст. 57 ЗК РФ. Убытки, в том числе упущенная выгода, подлежат возмещению в полном объеме за счет соответствующих бюджетов. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения о временном занятии земельных участков. Порядок возмещения убытков, причиненных временным занятием земельных участков, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" . В соответствии с ним при определении размера убытков, причиненных временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые собственники участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

СЗ РФ. 2003. N 19. Ст. 1843.

6. В случае как реквизиции земельного участка, так и его временного занятия в связи с чрезвычайными обстоятельствами собственник может в судебном порядке оспорить рассчитанный размер возмещения убытков либо соответственно размер предлагаемой ему компенсации за земельный участок.

Для того, чтобы обеспечивать государственные и публичные интересы, государство имеет право изъять имущество у его правообладателя при особых условиях. Именно этот процесс, управляемый гражданским законодательством, называется реквизицией. Согласно статье 242 ГК РФ, именно государственные органы имеют право реквизировать земельную территорию с целью лишения правообладателя части имущества. Причиной этого могут быть стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии или другие обстоятельства, имеющие чрезвычайный характер. В рассматриваемой ситуации порядок и условия изъятия имущества диктует законодательство – собственник получает выплату, соответствующую стоимости всего имущества, которое было конфисковано.

Реквизиция земельного участка представляет собой отдельную форму экспроприации, вследствие которой органы государственной власти имеют право изъять имущество у собственника, при этом выплатив ему стоимость конфискованной недвижимости.

Порядок реквизиции земельных участков

ЗК РФ имеет несколько положений в отношении реквизиции земли, при этом все формы изъятия носят больше временной характер, нежели перманентный. К примеру, в 51 статье указано, что земельный участок может быть изъят у правообладателя только на тот промежуток времени, когда влияние стихийных бедствий на территории может принести вред окружению, интересам граждан, общества и государства в целом. Процедуру выполняют уполномоченные исполнительные органы государственной власти. При этом нет четко сформулированного порядка возмещения убытков, которые понес собственник из-за реквизиции, для этого есть общий список норм гражданского законодательства, которыми стоит руководствоваться.

В 4 пункте той же 51 статьи указано, что в случае невозврата реквизационного участка его правообладателю после окончания стихийного бедствия или другого обстоятельства, из-за чего земля была изъята, собственник может обратиться в суд с целью возврата своего земельного участка.

Если же вернуть реквизированный земельный участок не удается даже в результате судебного разбирательства, за собственником остается право потребовать финансовое возмещение – сумма должна составлять точную рыночную стоимость изъятого земельного участка. Альтернативным вариантом является предоставление субъекту другого земельного участка с равноценной стоимостью. Если был нанесен другой реальный ущерб в последствии стихийных бедствий, или же правообладатель упустил выгоды из-за реквизиции, он также вправе требовать компенсацию. Собственник может в любой момент оспорить решения государственной комиссии касаемо формы и размера компенсации в судебном порядке, при этом во внимание берется оценка всех причиненных убытков на участке. Реквизиция несет за собой прекращение разных прав на владение земельным участком, предписанных нормами права:

  • право пожизненного владения землей;
  • бессрочное пользование участком;
  • аренда или безвозмездное срочное пользование.

После реквизиции такого земельного участка обладатели всех вышеуказанных прав могут обратиться с требованием возместить убытки, которые они понесли из-за изъятия земельного участка.

Ненадлежащее использование земельных участков как причина реквизиции

Право на владение собственностью или другие права, связанные с земельным участком, могут быть аннулированы за счет земельного правонарушения. В таких случаях реквизиция выступает в качестве санкции за допущенное правонарушение. Изъятие и аннулирование прав собственности имеет определенный порядок, более подробно описанный в главе 7 ЗК РФ. При конфискации земли (из-за нарушения закона) также теряется право владения, аренды или срочного пользования изъятыми участками. Если же рассматривается чужая территория, владелец значительно ограничивается в правах ее использования в будущем.

Есть несколько возможностей прекратить право на земельный участок из-за правонарушения. Согласно земельному и гражданскому законодательствам, они выражены в двух формах:

  1. добровольное прекращение прав на владение землей со стороны правообладателя;
  2. принудительное прекращение права – суд выносит решение, или же данное решение может принять непосредственно арендодатель в случае права аренды.

В ст. 45-46 ЗК РФ четко указаны основные формы правовых норм, за нарушение которых собственник может потерять право аренды земельного участка:

  • земельный участок все время был использован не по своему целевому назначению, либо же он принадлежит к другой категории земель, которая не может быть использована подобным образом;
  • за счет неправильного использования земли снижается уровень плодородия хозяйственных земель, а также ухудшается общая экологическая обстановка окружающей среды;
  • правонарушения были совершены намеренно с определенной целью – загрязнение, отравление или уничтожение плодородного слоя почвы. В этом случае рассматривается неправильное использование удобрений и нелегальных химикатов, а также задействование опасных химических и биологических веществ. Хранение, транспортировка и использование таких веществ считается отдельным преступлением, так как причиняет дополнительный вред здоровью человека и экологии в целом;
  • земельный участок, выделенный для хозяйственной деятельности или жилищного строительства, не был использован по назначению на протяжение трех лет от срока его передачи владельцу. Исключением являются те ситуации, когда использование земельного участка по назначению считалось невозможным ввиду ряда определенных причин – стихийные бедствия и другие указанные форс-мажорные обстоятельства.

Отдельному рассмотрению подлежат особо охраняемые природные территории, природоохранные заповедники и рекреационные комплексы, историко-культурные пункты, особо ценные земли, а также другие земельные участки, которые раньше подвергались радиоактивному загрязнению. Для них отдельно прописаны нормы ответственности вследствие нарушения положений ЗК РФ.

Нарушением владения такими участками является, к примеру, несоблюдение критериев улучшения земли – почва была плохо защищена от влияния ветра, воды и эрозии, из-за чего плодородность участка значительно ухудшились. Еще одним примером нарушения закона является систематическое уклонение от уплаты налогов на землю – в случае подтверждения такого нарушения собственник может полностью потерять все права на владение и пользование земельными участками.

Основания для прекращения права собственности

В статьях 284 и 285 ГК РФ указаны все возможные виды нарушений ЗК, результатом которых является полное прекращение всех прав собственности на землю. К ним относятся следующие случаи:

  1. выделенный земельный участок не был использован по своему назначению в течение трех лет (законодательство может по просьбе владельца изменить срок на более длительный в случае возникновения определенных обстоятельств);
  2. во время пользования земельным участком неоднократно и грубо были нарушены основные правила рациональной эксплуатации территории, которые регулируются земельным законодательством. Речь идет о нарушении главной цели назначения земельного участка, что впоследствии вредит окружающей среде и разрушает плодородный слой земли.

Существует определенный порядок прекращения прав на владение и пользование землей, который регулируется ст. 54 ЗК РФ. Процедура состоит из нескольких пошаговых этапов:

  • государственный орган накладывает на лицо, которое допустило нарушение ЗК, административное взыскание – чаще всего это штраф на установленную сумму; осуществлением занимается государственный земельный контроль;
  • если существует отдельный орган, который предоставил земельный участок собственнику, госорган обязан дополнительно предупредить организацию о зафиксированном нарушении и назначении штрафа владельцу;

В предупреждении должны быть четко указаны причина и акт, который был нарушен, а также время, которое отводится лицу для решения проблемы и устранения земельного правонарушения. Если же данное нарушение не будет устранено в течение отведенного времени, орган оставляет за собой право принудительного прекращения права собственности на рассматриваемый земельный участок. Далее дело перейдет в суд, где начнется рассмотрение прав собственника на владение землей и условий, которые должны быть выполнены.

Исполнением всего процесса конфискации земельных прав занимается государственный земельный контроль. Положение о государственном земельном контроле предписывает земельный контроль Росреестру, Россельхознадзору, Россельхознадзору и территориальным органам, наделенным соответствующими полномочиями в выбранных сферах деятельности.

Стоит заметить, что возможность конфисковать право на владение землей возможно только в тех случаях, когда были представлены фактические доказательства совершения такого административного правонарушения. Чтобы обеспечить законность всего процесса, дополнительно подключается указы КоАП РФ, в которых дополнительно предусмотрены все размеры штрафов за нарушение правил. Несмотря на все предписания ГК РФ, нет четко сформулированного порядка прекращения права владения земельным участком. Поэтому официально можно отменить только право собственности, другие же права подлежат открытому рассмотрению (если дело не касается сельскохозяйственных земельных участков).

Даже если владелец теряет право на земельный участок, он должен возместить весь причиненный вред, который он причинил во время несанкционированного использования земли.

Если земельный участок был предоставлен владельцу другим органом, именно он будет решать, аннулировать ли право этого лица на бессрочное пользование участком ввиду совершенных им нарушений ЗК. То же самое касается аренды – реквизировать права аренды в данном случае может исключительно арендодатель.

Как происходит конфискация земельного участка

Под конфискацией земельного участка (согласно статье 50 ЗК РФ) подразумевается безвозмездное изъятие у собственника его имущества на основании вынесенного решения суда. Есть также и другие формы административных правонарушений, где в виде санкций используют реквизицию земельного участка, однако ст. 243 ГК РФ распространяется только на земельные участки в случае уголовных преступлений. Исходя из вышесказанного, финальное решение выносит судебный орган.

В 2003 году были внесены определенные изменения и дополнения в УК РФ, согласно которым нельзя конфисковать имущество у человека, признанного виновным в совершении преступления. Однако уже в 2006 году была внесена очередная поправка ввиду вступления в силу закона о ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма. Согласно этому положению, конфискованное имущество может быть обращено в государственную собственность как мера уголовно-правового характера.

Читайте также: