Экспериментальные теории личности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Не могу найти в инете ничего подходящего, подскажите какие именно теории (и их авторы) к ним относятся или где найти материал по этой теме.

Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах та-ких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую и акцентуированную личность. Такое определение са-мо по себе было правильным для решения психотерапевтических задач. В том, что такое определение для целостного описания психологи нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях всегда положительны, "нормальны". Это, например, способности, порядочность, совесть, чест-ность и ряд других личностных свойств.
Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существен-ные успехи. Он совпал по времени с общим признаком психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии, того времени в объяснении целостных поведенческих актов.
Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов, он привел к тому, что человек оказался предоставленным со-вокупностью отдельных психических функций, из суммы которых труд-но было сложить его личность и понять более или менее комплексные формы его социального поведения. В то время уже широко применялись эксперименты и аппарат математической статистики.
Новая область знаний - психология личность - в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собран-ных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих научный экспе-римент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления. Экспериментальные исследования лич-ности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом - Г.Айзенком и Р.Коттелом А.Ф.Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру про-ведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности.
Г. Олепорт заложил основы новой теории личности, получившей название "теория черт", а К.Кеттел, воспользовавшись методом Г.Айденко, придал исследованиям личности, проводимым в рамках те-ории черт, экспериментальный характер. Он ввел процедуру экспери-ментального исследования личности метод факторного анализа выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт лич-ности. Он же заложил основы современной текстологии личности разра-ботав один из первых личностных тестов, названный его именем(1в фак-торный тест Коттело).
Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности.
Экспериментальными называются теории личности, построенные на анали-зе и обобщении собранных опытным путем факторов. К не экспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечат-ления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Начиная с работ древних мыслителей и заканчивая началом девятнадцатого века, появлялись теории личности, в основном направленные на решение вопросов о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным:

- принадлежность к тем или иным социальным стратам,

- принадлежность к этносам и т.п.

Клинические теории личности

В девятнадцатом веке к вопросам психологии личности подключились (и весьма эффективно) врачи-психиатры, которые вели систематические и основанные на научном подходе наблюдения за личностью больного. Изучалась, например, и история жизни больного. В профессиональные заключения начинали вклиниваться общенаучные выводы о природе человеческой личности.

Понятия личности сужались, в них включалось больше психологического, связанного с особенностями душевной жизни человека, типичными нарушениями этой душевной жизни, например тревожность, ригидность, заторможенность, возбудимость.

Постепенно определения личности стали настолько рабочими, что можно стало описывать и вполне нормальную, и патологическую личность в рамках одной модели. Однако целый ряд качеств человека не нашел себе места в клинических теориях личности: способности, нравственные качества, интересы и другие.

Экспериментальные теории личности

В первые десятилетия двадцатого века личность стали изучать психологи, которые до этого времени главным образом занимались исследованием познавательных процессов и состояний человека. В то время происходило бурное развитие экспериментальных исследований в психологии, стремительно развивался аппарат экспериментальной психологии.

Большие объемы экспериментальных данных проходили весьма технологичную математико-статистическую обработку, которая преследовала цель более точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. Поэтому почти сразу встала задача разработки надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.

Классификация теорий личности

По способу объяснения поведения все существующие теории личности делятся на:

Психодинамические теории описывают личность и объясняют поведение человека исходя из его психологических (внутренних) характеристик. Такие теории больше сосредоточены на особенностях внутренней жизни человека. Социодинамические теории описывают личность через подверженность разного рода внешним ситуациям. Такие теории больше сосредоточены на социальном "Я" человека. Личность рассматривается как социальное лицо человека. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Другим основанием классификации теорий личности является способ получения данных о личности:

Экспериментальные теории строятся на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. Неэкспериментальные - теории, авторы которых опираются на впечатления, собственные наблюдения и жизненный опыт, делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту. Неэкспериментальные теории часто грешат субъективностью, в них легко просматриваются спекуляции. Экспериментальные теории тоже бывают весьма разными, и в любой экспериментальной теории можно усмотреть субъективную позицию автора.

Также теории личности бывают структурными и динамическими. Первые описывают структуру личности, в центре внимания - комплекс ключевых понятий, их взаимоотношения между собой. Динамические теории рассматривают личность в динамике, такие теории обычно не замыкаются на узком круге понятий, подход авторов - скорее описательный.

Теории личности сильно отличаются между собой по характеру психических феноменов, включаемых в модели: психические свойства ли, черты характера ли, сугубо внешние проявления ли, поступки ли, характерные состояния ли.

Литература

Большая пятерка Факторно-аналитическая модель личности. В ней выделяются следующие интегральные личностные черты: экстраверсия, желательность, сознательность, эмоциональная стабильность, интеллектуальная открытость. Имплицитная теория личности Представления о структуре и механизмах функционирования личности, сформированные не в научном исследовании, а в повседневной жизни. В целом имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании. Теория черт Подход к личности, описывающий человека через совокупность стабильных личностных черт, определяющих поведение человека одинаковым образом в разных ситуациях.

1. Экспериментальные. К экспериментальным теориям личности относятся теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных.

2. Не экспериментальные. К не экспериментальным теориям относятся теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Теории личности- личность как структурное или динамическое образование.

1.К числу структурных относятся теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

2. Динамические теории - теории, основная тема которых преобразование, изменение в развитии личности - ее динамика.

Личность в рамках возрастной и педагогической психологии.

1.Теории построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности: от рождения до окончания средней школы - от младенчества до ранней юности.

2.Теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено внимание на внутренние проявления: внутренние свойства, черты и качества личности или на ее внешние проявления: поведение и поступки.

Второй способ оценки черт личности - объединение всех людей в типологические группы. В этом случае люди, входящие в одну типологическую группу, будут обладать близкими психологическими характеристиками, будут очень похожи друг на друга своим поведением. Свойственные для той или иной типологической группы психологические характеристики, делают ее непохожей на другие типологические группы.

Существуют и другие классификации теорий личности. Б. В. Зейгарник рассматривал существующие теории личности в их содержательно-смысловом и историческом аспекте,в зависимости от условий их зарождения и развития:

1.Теории личности фрейдизма и неофрейдизма.

2.Гуманистические теории личности.

3.Теории личности экзистенциальной психологии.

4.Теории личности французской социологической школы и другие.

Теории личности фрейдизма и неофрейдизма (3. Фрейд, К.Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г. С. Салливан).

Одной из распространенных теорий, которая до сих пор оказывает влияние на психологию личности, является фрейдизм. Эта теория возникла в клинический период исследования личности. Создателем этой теории является 3. Фрейд. Впоследствии на базе фрейдизма возник целый ряд теорий, которые объединены в группу теорий неофрейдизма.

Фрейд создал метод психоанализа, который состоит в том, что путем длительных бесед с больным до его сознания доводится истинная причина его заболевания; он начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит катарсис. В дальнейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека. В рамках данной теории Фрейд подробно остановился на механизмах человеческого поведения.

Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную.

Структура личности (по Фрейду):

Для осуществления разнообразных функций и форм деятельности существует целая система специальных механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.).

Организм (по Фрейду)- сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии.

Комплексы (по Юнгу)- констелляции чувств, мыслей и воспоминаний: структурные единицы личного бессознательного.

В основу классификации личностных типов Юнг положил направленность человека на себяилина объект. Всех людей делят на экстравертов и интровертов.

Дополнительные типы (по Юнгу):

1.Интуитивный.

2.Мыслительный.

3.Эмоциональный.

Тип личности определяется соотношением различных функций, большинство из которых врожденные. Типы личности (по Юнгу) - врожденные типы, которые не связаны с условиями общественной жизни.

Структура личности едина, а детерминантой в развитии личности является стремление человека к превосходству.

Адлер разбирал разные формы компенсации (адекватные, неадекватные) и говорил о возможных ее уровнях.

Гиперкомпенсация - особая форма реакции на свою неполноценность. В гиперкомпенсации Адлер усматривал механизм творчества, активности.

Основные формы проявления компенсации (по Адлеру):

1.Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом.

2. Сверхкомпепсация - одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности. Умение выработать сверхкомпенсацию приводит к тому, что физически слабые и безвольные люди начинают совершать мужественные действия.

Адлер предпринял попытку социализировать теоретические воззрения Фрейда, но чувство неполноценности по своей природе является врожденным, поэтому ему не удалось полностью избежать биологизации.

Основными представителями неофрейдизма являются ученики 3. Фрейда - К. Хорни и Г. С. Салливан.

Основу сущности человека Хорни усматривала во врожденном чувстве беспокойства. Младенец рождается с этим чувством, и с первых дней своей жизни он начинает чувствовать себя беспокойно. Это чувство окрашивает всю его дальнейшую жизнь, фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности. Человек постоянно переживает чувство враждебности мира, и желание избавиться от него порождает беспокойство. Все, что делает человек - это трансформация чувства беспокойства. Оно является основной мотивацией его поступков. Чувство беспокойства - чувство коренной тревоги, которая детерминирует поступки человека. Коренная тревога заставляет человека стремиться к безопасности.

Человеком управляют две тенденции: стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Оба эти стремления противоречат друг другу, и тогда возникает невротический конфликт, который человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные способы (стратегии) поведения.

Типы поведения (по Хорни):

3.Стремление изолироваться от людей.

Типы невротической личности (по Хорни):

1.Устойчивый.

2.Устраненный.

3.Агрессивный.

Эти типы поведения свойственны здоровым людям.

Другим видным представителем неофрейдизма является Г. С. Салливан (1892-1949). Салливан провозгласил, что объект психологического исследования - личность как продукт совместной деятельности субъектов. Личность (по Салливану) - устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь.

Ребенок рождается с потребностью общения с людьми, с потребностью в нежности и с потребностью избегания тревоги.

Основные механизмы развития личности (по Салливану):

1.Потребность в нежности, ласке.

2.Стремление избежать тревоги.

Потребность в безопасности, стремлении избежать тревоги является социальной, но эта социальность включена с рождения в органические потребности. Социальное (по Салливану) - система межличностных отношений, но сами межличностные отношения не формируются, а существуют с момента рождения.

Проблема личности в гуманистической психологии (К.Роджерс,Г.Олпорт,А.Маслоу).

Следующим направлением, исследующим личность, является гуманистическая психология. Сущность теории, существующих в рамках этого направления, состоит в том, что личность - некое психологическое образование, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения. Для психологов гуманистического направления личность - некое психологическое образование, которое относится к окружающей действительности и к самому себе.

Это течение начало развиваться в 30-е гг. XX в. и получило свое развитие в 50-60-е гг. Оно оказало влияние на развитие социальной психологии.

Представители гуманистической психологии считали, что источник поведения - врожденные альтруистические мотивы.

Разработанный Роджерсом метод терапии соответствует его представлениям о формировании личности и механизмах ее развития. Идея Роджерса о не директивной терапии переросла в психологическую теорию не директивного поведения. Согласно этой теории, общение здоровых людей между собой должно быть не директивным.

Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки. В результате взаимодействия ребенка с взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом. Формирование самооценки не проходит без конфликта.

Развитие личности определяется врожденной тенденцией. Социальная среда играет роль внешнего, чуждого природе человека фактора давления.

Другим представителем гуманистической психологии является Г. Олпорт, который разработал психологическую теорию личности - теорию черт. Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развития у них отдельных, независимых черт, а описание личности можно получить на основе тестологического или другого ее обследования, основанного на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью. Олпорт предложил методологию изучения личности, которая получила распространение в рамках экспериментальной психологии личности.

Следующим представителем гуманистического направления в психологии является А. Маслоу. Основная потребность человека (по А. Маслоу) - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

Самоактуализация - это процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей.

Самоактуализация (по А. Маслоу)- явление врожденное, она входит в природу человека. Человек рождается с потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека. И человек должен уметь эти потребности реализовать. Самоактуализация - это одна из врожденных потребностей.

Французская психологическая школа. Концепция личности П.Жане.

Жане высказал мнение о том, что различные психические процессы - явления, подготавливающие действия. Чувства, мышление являются процессами, осуществляющими регуляцию действий. В основу развития личности им положено учение о поведении. Поведение (по Жане) включает извне наблюдаемую активность индивида и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.

Положение Жане о том, что в структуру психических процессов включен процесс регуляции, является важным. Идея о том, что превращение индивида в человека определяется тем, что появляется возможность регуляции и саморегуляции нашла свое развитие в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н Леонтьева и других.

Психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми. Сперва человек сотрудничает с другими и на основе этого регулирует собственное поведение.

Структура поведенческого акта, предложенная Жане. В соответствии с ней в поведенческом акте выделяются три этапа: внутренняя подготовка к действию, выполнение действия и завершение действия.

Уровни поведения человека (по Жане):

1. К первому уровню относятся рефлекторные акты. Это самый низкий уровень поведения.

2. Ко второму уровню относятся отсроченные перцептивные действия. На этом уровне поведение имеет двухфазное строение, и в нем выделяются подготовка и завершение действия.

3. Третий уровень поведения включает в себя элементарные социальные акты: акты подражания.

4. К четвертому уровню относятся элементарные интеллектуальные акты.

5. На пятом уровне манипуляция реальными объектами приводит к формированию интеллектуальных объектов.

6. Шестой уровень поведения - это уровень умственной деятельности, мышления, которое считается производным от практического действия. Выделив данный уровень, Жане высказал мнение об интериоризации действия и о генетической связи мышления и действия. Эти идеи нашли продолжение в отечественной психологии и были развиты в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна и других.

7. Седьмой уровень поведения - созидательная, трудовая деятельность человека. Трудовая деятельность формирует произвольность внимания, волевое усилие.

Положение о саморегуляции других представителей французской социологической школы перекликается у Жане с положением о наличии психологического напряжения и психологической силы. Психологическая сила - определенное свойство личности, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий. Психологическое напряжение - способность к концентрации и распределению силы. Обе эти характеристики взаимосвязаны и представляют собой энергетическую, динамическую сторону регулируемого поведения. Психологическое напряжение (по Жане) - активация высших потребностей.

Теоретические воззрения Жане представляются современными. Идеи, высказанные этим ученым, получили развитие в трудах отечественных психологов.

В отечественной психологии известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л. С. Выготского. Значительный вклад в решение проблемы личности внесли А. Н. Леонтьев и Л. И. Божович.

А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности. В этой концепции центральное место отведено понятию деятельности. Основной внутренней характеристикой личности в концепции Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории является личностный смысл. Он выражает отношение целей деятельности человека - того, на что она в данный момент направлена, к ее мотивам - к тому, что ее побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Исследования личности активно ведутся и сейчас. Главной особенностью современных исследований является то, что теоретические воззрения формируются на основе экспериментальных исследований.

Методология экспериментальных исследований личности.Способы сбора экспериментальной информации о личности.

Основные способы сбора информации о личности:

1. L-данные (life record data) - данные, полученные с помощью регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. Данный способ сбора информации строится на внешнем наблюдении и регистрации конкретных поступков или достижений личности. L-данные используются в качестве внешнего критерия, относительно которого измеряется валидность результатов другого метода. Данный метод имеет ряд недостатков: чрезмерная субъективность.

2. Q-данные (questionnaire data) - это метод использования опросников и других методик, построенных на основе самоотчетов. Благодаря простоте инструментальных конструкций и легкости получения информации этот метод занимает центральное место в исследованиях личности. Этот метод имеет ряд недостатков. Поскольку он построен на основе самоотчетов, то результаты обследования могут быть искажены. Эти искажения могут быть вызваны: низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых; характером мотивации испытуемых, из-за которой результаты могут быть смещены в сторону социальной желательности или подчеркивания своих дефектов; использованием неверных эталонов; искажения могут быть обусловлены ошибочной теоретической точкой зрения, заложенной в основу конструкции теста.

3. T-данные (objective data) - метод, который основывается на регистрации объективных данных. Этот метод имеет ряд недостатков: высокая трудоемкость, сложность формализации результатов и другие.

Основные направления исследований личности с помощью опросников:

1. Подход на основе выделения черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, и личностные различия определяются степенью их выраженности. Черты объединяют в группы тесно связанных признаков (психологических характеристик) и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, которая содержится в данной группе признаков. Число черт определяет размерность личностного пространства. Подход на основе черт требует группировки личностных признаков. Для группировки признаков используются методы факторного анализа.

2. Типологический подход предполагает, что тип личности является целостным образованием, несводимым к комбинации отдельных личностных факторов. Оба подхода предназначены для формирования понятийного аппарата, систематизирующего информацию об индивидуальных различиях. Типы объединяют группы похожих испытуемых и составляют иной набор объяснительных понятий, где в качестве понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описанием типичного (усредненного) представителя. Подход на основе типов требует группировки испытуемых. Для группировки испытуемых используются методы автоматической классификации.

Способы построения обобщений:

1.По столбцам (признакам личности). Обобщение данных путем группировки признаков (по столбцам) состоит в выделении групп тесно связанных признаков при помощи методов факторного анализа.

2.По строкам матрицы данных (группировкам испытуемых). Обобщение данных путем группировки испытуемых (по строкам)- группировка испытуемых по степени их близости в пространстве измеряемых признаков. В данном случае осуществляется группировка по принципу близости испытуемых.

История исследований личности. Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный, их особенности и влияние на современное состояние этой области знаний. Необходимость и сущность экспериментального подхода в изучении психологии личности. Вклад А.Ф.Лазурского, Г.Айзенка, Г.Оллпорта и Р.Кеттела в разработку проблем личности.

Современные теории личности. Дифференциация направлений в исследованиях личности в 30-е годы XX в. Классификация современных психологических теорий личности, ее основания. Три типа теорий личности: психодинамические, социодинамические и интеракционистские. Особенности экспериментальных и неэкспериментальных, структурных и динамических, ряда других теорий. Теория черт личности.

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Все эти качества подробно будут рассматриваться в соответствующих главах, а здесь мы ограничимся только общими их определениями.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.
Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей.

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.ФЛазурский, Г.Оллпорт, Р.Кеттел и др. Однако теоретические исследования в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспериментальный. Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала XIX в.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами и писателями проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил название клинический. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

В первые десятилетия текущего столетия изучением личности стали заниматься и профессиональные психологи, которые до этого времени обращали внимание главным образом на исследование познавательных процессов и состояний человека. Они попытались придать соответствующим исследованиям экспериментальный характер, введя в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов, на основе которых затем можно было бы строить экспериментально проверенные, а не умозрительные теории личности.

Важной задачей экспериментального периода в изучении личности стала разработка надежных и валидных тестовых методов оценивания нормальной личности.

Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном творчестве, философии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержанием, данное определение представляется слишком широким.

В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больних, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность.

Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний – психология личности – в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собранных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф.Лазурским, а за рубежом – Г.Айзенком и Р.Кеттелом. А.ФЛазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г.Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

Из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г.Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 57.

Рис. 57. Схема классификации современных теорий личности

Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.

К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином, В = F(P,E), где В – поведение; F – знак функциональной зависимости; Р – внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е – социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом: В= Е(Р). Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.

Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так: В= F(E).

Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула: B = F(P,E).

Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться.

Динамическими называют теории, основная тема которых – преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.

Как уже говорилось, Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.

Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа – сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.

С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора (табл. 11),
Таблица 11
Выборка из пяти факторов-черт, включенных в 16-факторный личностный опросник Р.Кеттела

отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.

Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли1 (1МейлиР. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.) , достаточно полно характеризуют личность:

1. Уверенность в себе – неуверенность.
2. Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).
3. Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.
4. Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.
5. Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).
6. Мягкость – черствость, цинизм.
7. Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.
8. Дружелюбие, покладистость, гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.
9. Добросердечие, мягкость – злобность, черствость.
10. Реализм – аутизм.
11. Сила воли – безволие.
12. Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность.
13. Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность.
14. Уверенность – неуверенность.
15. Взрослость – инфантилизм.
16. Тактичность – бестактность.
17. Открытость (контактность) – замкнутость (уединенность).
18. Веселость – грустность.
19. Очарованность – разочарованность.
20. Общительность – необщительность.
21. Активность – пассивность.
22. Самостоятельность – конформность.
23. Экспрессивность – сдержанность.
24. Разнообразие интересов – узость интересов.
25. Чувствительность – холодность.
26. Серьезность – ветреность.
27. Честность – лживость.
28. Агрессивность – доброта.
29. Бодрость – веселость.
30. Оптимизм – пессимизм.
31. Смелость – трусость.
32. Щедрость – скупость.
33. Независимость – зависимость.

Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь 5 черт, другие утверждают, что для этого мало и 20.

Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в тех ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается.

Как альтернатива теории черт за рубежом получила распространение концепция личности, названная теорией социального научения. Она по предложенной классификации может быть отнесена к числу социодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, включающих в рассмотрение всю человеческую жизнь и описывающих человека как личность в поведенческих терминах. Основная психологическая характеристика личности в данной теории – это поступок или серия поступков. Существенное влияние на поведение человека, на его социальные действия оказывают другие люди, поддержка или осуждение с их стороны его поступков.

Индивидуальные различия в поведении, которые обнаруживаются у детей и взрослых, являются, согласно данной теории, результатом опыта их длительного пребывания в различных жизненных условиях, взаимодействия и взаимоотношений с разными людьми. Основные механизмы приобретения человеком новых форм поведения и, следовательно, его развития как личности – это научение условнорефлекторным путем через наблюдение других (викарное научение) и подражание.

Примером интеракционистской теории личности является концепция, разработанная американским ученым У.Майшелом. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые совместно с ситуацией определяют поведение человека, делятся на ряд групп:

1. Способности человека, т.е. то, что он в состоянии самостоятельно и независимо от ситуации сделать в данной обстановке.
2. Когнитивные стратегии – способы восприятия и оценки человеком ситуации, выбора форм поведения в ней.
3. Ожидания – оценки вероятных последствий совершения в данной ситуации тех или иных поступков.
4. Ценности, т.е. то, что представляет для данного человека ценность, имеет смысл, значение. Человек в сложившейся обстановке обычно выбирает такой способ поведения, который приводит к утверждению его ценностей.
5. Планы поведения, способы его субъективной регуляции. Оказавшись в какой-либо ситуации, люди обычно предпочитают действовать привычным для них способом, по уже проверенному опытом плану.

Теории личности. Основные периоды развития психологии личности. Проблема личности в трудах античных философов. Исследования проблем личности в XIX в. (клинический период). Классификация теорий личности Р. С. Немова. Экспериментальные теории личности. Теории личности фрейдизма и неофрейдизма (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорпи, Г. С. Салливан). Проблема личности в гуманистической психологии (К. Роджерс, Г. Олпорт, А. Маслоу). Французская социологическая школа. Концепция личности П. Жане.

Методология экспериментальных исследований личности. Способы сбора экспериментальной информации о личности. Факторный подход к оценке личностных черт. Типологический подход. Использование методов математического анализа в исследовании личности. Работы Г. Олнорта и Р. Кеттелла. Типологический подход С. Хатуэя и Дж. Маккинли

21.1. Теории личности

Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным:

его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и в более позднее время. Для психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий и научных категорий, наполненных конкретным содержанием, данное определение является слишком широким.

В первые десятилетия XIX в. наряду с философами проблемами психологии личности начали заниматься врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше попять его поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным перио-

дом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установлено, что многие обнаруженные ими особенности есть практически у всех здоровых людей, но у них эти особенности выражены умеренно, а у больных, как правило, гипертрофи-рованы. Это относится, например, к тревожности и ригидности, заторможенности и возбудимости.

Следует отметить, что вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к исследованию личности были единственными, в рамках которых предпринимались попытки проникновения в сущность данного феномена. Лишь в первые десятилетия XX в. личность стали изучать психологи, которые до этого времени главным образом занимались исследованием познавательных процессов и состояний человека. Поскольку начало XX в. характеризовалось бурным развитием экспериментальных исследований в психологии, была предпринята попытка ввести в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. В связи с этим первоочередной задачей для психологов на долгие годы стала разработка надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.

Давайте более подробно остановимся на некоторых наиболее известных концепциях и теориях личности, а также их классификации.

Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Причем с этими различиями мы можем столкнуться не только в научных работах, но и в учебных пособиях. Так, Р. С. Немов насчитывает по крайней мере 48 теорий личности, каждая из которых может быть оценена по пяти параметрам, являющимся основанием для классификации.

По способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.

К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик. С точки зрения социодинамических теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционист-ские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Следующим основанием для разделения теорий на типы является способ получения данных о личности. С этой точки зрения все теории можно разделить на экспериментальные и неэкспериментальные. К экспериментальным теориям личности относят теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным

Читайте также: